картина серебряковой за завтраком какой там фарфор
За завтраком
Описание картины «За завтраком»
За столом изображены трое старших детей художницы. По дальнюю сторону – восьмилетний Женя, на переднем плане – Саша, которому 6-7 лет, справа двухлетняя Тата. Младшей, Катюше, за стол пока рано, она еще на руках у кормилицы.
Отдельный персонаж – руки кого-то взрослого, разливающие суп. Мы не знаем, кто это – бабушка, няня или кухарка. Но именно ее руки добавляют уюта и ощущения защищенности картине. Дети не оставлены, они под присмотром, их кормят. Смотреть, как ест ребенок – особое, понятное каждой матери ощущение. Это о том, что дети здесь, рядом, с ними всё хорошо, они сыты и здоровы.
Руки на этом портрете вообще написаны виртуозно: разливающие суп руки взрослой женщины, мягкие, пухлые ладошки Таты, длинные пальцы уже большого Жени, Сашина ладонь с зажатой в ней ложкой – еще не такая вытянутая, как у старшего брата, еще таящая отголоски детский пухлости, но уже гораздо более «взрослая», чем младенческая ладошка Таты.
Эта работа – одно из самых интимных и обаятельных произведений Серебряковой. Она на долгие годы стала образцом семейного и детского портрета. По словам Александра Бенуа, Зинаида Серебрякова, «не знает себе соперников» в этом жанре.
Картина «За завтраком » возникла не на пустом месте. Предварительные портреты, эскизы – в них уже заметно мастерство, с которым Серебрякова пишет детей: материнская интонация бесконечной нежности и при этом ни малейшего намека на слащавость, сентиментальность, сюсюканье. Так ребенка видит любящая его мать, а не дамы в салоне, умиляющиеся над парадным вариантом абстрактного ангелочка в кудряшках. Работы, предваряющие появление «За завтраком»: «Так заснул Бинька», «Портрет Жени», «В детской».
Если попытаться сравнить детские портреты Серебряковой с кем-то, то разве с классиками. Впрочем, сама она такой аналогией была бы возмущена до глубины души, потому что чрезвычайно скромно оценивала собственное дарование и боготворила классиков.
Описание картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком»
Художница Зинаида Серебрякова любила изображать на картинах своих детей. На своих картинах ей удавалось передать их характеры, уникальную детскую непоседливость и любознательность. Дети, в свою очередь, любили позировать матери, их завораживал волшебный мир живописи, который ей удавалось создать.
Картина «За завтраком» имеет также альтернативное название «За обедом», потому что еда, расставленная на столе, подходит скорее для полуденного приема пищи.
В центре стола стоит большая фарфоровая супница, из которой няня или бабушка наливает ребятам суп заботливой рукой. Рядом – прозрачный графин с водой и сдобные булочки, которые ели вместо хлеба. Чуть в стороне стоит желтый кувшин с молоком и тарелка с печеньями – это десерт.
Но дети не слишком заинтересованы едой. Их гораздо больше увлекает процесс живописи, магия изображения, появляющегося на холсте. На первом плане изображен мальчик в синей рубашке. Ему уже налили суп, но он отвлекся от тарелки и с интересом смотрит на мать. Рядом его трехлетняя сестренка в нарядной одежде – на ней надето темное платье и белый передник с рюшами. В ее пытливых карих глазах любопытство и нотка удивления.
Единственный, кто не смотрит на мать – старший мальчик на заднем плане. Он задумчиво пьет воду из стакана, погруженный в свои, уже не детские проблемы.
Стол освещается мягкими лучами солнца, на холсте доминируют оттенки синего и голубого, а теплые коричневые, охристые тона. Такая гамма как нельзя лучше передает атмосферу теплого семейного обеда, когда все собираются за общим столом, общаются, делятся впечатлениями.
Все произведение наполнено настроением домашнего тепла и уюта. Вокруг царит спокойная атмосфера безоблачного детства, радость от вкусного обеда, приготовленного заботливой бабушкой, предвкушение веселых совместных игр. Каждого, кто проникнется произведением, картина на мгновение уносит в его собственное детство, навевая теплые трогательные воспоминания.
Описание картины «За обедом (За завтраком)» Зинаиды Серебряковой
Картину “За обедом” (“За завтраком”) написала русская художница Зинаида Серебрякова в 1914 году.
Настоящий домашний уют в страшные предвоенные дни
Автор стала символом уходящей эпохи XIX века. Несмотря на происходившие в то время политические изменения, эта картина стала своеобразным “островком спокойствия и безмятежности”.
На полотне изображены дети художницы: восьмилетний Женя, семилетний Шура и двухлетняя Таня. Женя в задумчивости сидит у противоположного зрителю угла стола, а Шура и Таня с интересом повернулись в сторону смотрящего.
На столе разложена белая скатерть, на которой можно увидеть разнообразные блюда. Тут и супница, и тарелка с пирожками, и чай в красивых чашечках.
В сюжете также присутствует чья-то рука. Можно предположить, что это бабушка детей разливает по тарелкам суп. Вся картина наполнена чувством спокойствия и умиротворенности многодетной семьи, которая собралась пообедать. Как будто им не важно, что сейчас происходит в мире (в 1914 году началась Первая мировая война), и дети радуются времени, что могут провести с мамой и бабушкой.
Палитра картины очень мягкая, можно сказать даже пастельная. Цвета насыщенные, но не слишком бросающиеся в глаза. Групповой портрет выполнен в естественных оттенках. Дети кажутся довольными и сытыми, благодаря палитре оттенков кожи. Умелое сочетание грубого черного с пастельными бежевыми дает совершенно уникальный набор красок.
Дети в картинах художницы всегда занимали особое место. И правда – Серебрякова была мастером детских портретов. Все трое детей, изображенных на полотне, связали свою жизнь с различными сферами искусства. Женя стал архитектором, Шура – художником, а Таня работала в театре.
Картина находилась в частной коллекции Л.Руслановой до конца 1940-х годов. В 1949 году женщину арестовали люди из НКВД. Секретно множество картин ее коллекции были переданы в Третьяковскую галерею. Однако, Русланову реабилитировали и потребовали вернуть все объекты в собственность. Женщина согласилась на то, чтобы часть картин осталась в галерее. Так, картину “За обедом” сейчас можно увидеть в залах Третьяковской галереи.
Картина «За завтраком» Зинаиды Серебряковой — обаяние детства и домашнего уюта
«За завтраком» — известная картина Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (Zinaida Yevgenyevna Serebriakova), одна из наиболее обаятельных и интимных работ художницы. Перед зрителем предстают трое детей из дворянской семьи, два мальчика и девочка, расположившиеся за столом. На белой скатерти стоит фарфоровая супница, и кто-то взрослый — бабушка, няня, а может кухарка — разливает первое блюдо по тарелкам. Здесь же — сдобные булочки, печенье, графин с водой, желтый кувшин, наполненный молоком.
Однако ребятня не очень заинтересована едой. Мальчуган в синей рубашке и его маленькая сестренка увлечены процессом живописи, они повернулись к художнице и с любопытством наблюдают за ее работой. Старший же брат о чем-то задумался и, погрузившись в свои мысли, пьет воду.
В цветовой гамме произведения преобладают теплые желто-коричневые оттенки и синие тона. Эта палитра передает атмосферу домашнего уюта, душевного семейного обеда. Картина наверняка напомнит зрителю о собственном периоде детства с его трогательными моментами.
Зинаида Серебрякова — талантливая русская художница XX столетия с очень узнаваемой манерой письма. Все ее произведения светлые и жизнерадостные: будь то обаятельные портреты, лирические пейзажи или сцены из крестьянской жизни. На картине «За завтраком» Серебрякова изобразила собственных детей — сыновей Женю и Сашу, а также дочь Таню. Самая же младшая, Катя, осталась за рамками семейной композиции. Отдельным персонажем произведения можно назвать руки взрослого человека, разливающего суп. Они добавляют в сцену уюта, вызывают ощущение защищенности: ребята находятся под присмотром и будут накормлены.
Изобразив близких людей, художница уделила особое внимание их рукам. Так, у Таты они еще по-младенчески пухлые, ладонь Саши пока не так вытянута, как у брата Жени, но уже более «взрослая», чем у малышки-сестры.
Помимо великолепных портретных образов, Серебрякова создала замечательный натюрморт. Художница мастерски передает фактуру предметов, виртуозно изображает сияющее столовое серебро, кувшин, блестящий под лучами солнца, поджаристые хлебные корочки, белизну скатерти, массивные деревянные стулья.
Интересно, что у картины есть второе название «За обедом», ведь еда, представленная перед зрителем, больше подходит для дневного приема пищи. Дело в том, что в семье Серебряковых практиковался европейский режим: утро начиналось с легкого перекуса, а за ним уже следовал второй завтрак, более плотный. Именно он и изображен на холсте.
Картина «За завтраком» Зинаиды Серебряковой пронизана чувством большой материнской нежности, любованием своими детьми, домашней теплотой. При этом произведение лишено сентиментальности и слащавости. Художница детально и реалистично изобразила эпизод из жизни собственной семьи, повседневный и в то же время трогательный.
Описание картины Зинаиды Серебряковой “За завтраком”
Серебрякова Зинаида Евгеньевна очень любила изображать в своих работах свою семью. Именно от просмотра таких картин, сердце наполняется радостью и любовью.
Потрясающая картина талантливой художницы «За обедом (За завтраком)». На картине изображены трое детей сидящих за столом. Рассмотрим каждого персонажа детальней.
На переднем плане сидит старший мальчик, ему около 9-10 лет. Он одет в темно-синий пиджак и черные штаны. Волосы русого цвета, слегка растрепаны. Возможно, он бегал на школьных переменах. Юноша сидит в полуобороте. Такое чувство, что его только что окликнули, и он обернулся посмотреть кто же там.
Перед ним на столе стоит золотистый, ароматный суп. Мальчишка так с аппетитом его ел, что когда его позвали, он даже не бросил ложку, а крепко держит ее в своей руке.
Рядом с ним сидит его маленькая сестричка. По всей видимости, она первоклашка. Ей около 6-7 лет. У нее красивая рубашка в полосочку, а сверху надет белоснежный кружевной школьный фартук. Ее волосы каштанового цвета до плеч. Девочка сидит на крае большого стула и смиренно ждет, когда же мама нальет ей тарелку вкусного супа. Она так же смотрит на зрителя.
Далее сидит средний брат. Одет в темно — синий пиджак. Он уже поел и пьет вкусный компот. Его взгляд направлен в стол. Он о чем-то задумался. Возможно, мальчик размышляет об предстоящих домашних заданиях.
Художник изобразил нежные и заботливые руки мамы, которые и приготовили такой богатый стол. Мама наливает суп из супницы.
Вы только посмотрите на стол, сколько здесь всего вкусного. Тут и печенье с молоком, компот, ароматный суп, булочки и пирожки. А как красиво за сервированный стол. Присмотритесь на салфетку, которая лежит на тарелки у девочки. Белоснежная скатерть и расписная посуда дополняет настроение торжества. На столе так же видны стаканы из хрусталя. Большие, массивные, деревянные стулья отлично сочетаются с интерьером.
Мама очень постаралась к приходу своих детей. Наверное, это их первый учебный день, после летних каникул. Таким образом, любящая мама хотела порадовать своих детей.
Серебрякова передала своему зрителю замечательную атмосферу домашнего тепла и любви.
Описание 2
Написанная картина в 1914 году художницей Серебряковой Зинаидой Евгеньевной «За обедом» имеет второе название «За завтраком». На ней написаны ее дети, сидящие за обеденным столом. Художница полностью передает обычный быт интеллигентной семьи. Картина наполнена семейным теплом и уютом. Четко изображены цвета и настроение за столом, напоминает фотографию. Серебрякова любила писать на холстах свою семью, передавая этим теплые чувства.
На переднем плане картины изображен мальчик Шура, по возрасту примерно 9 лет. Сидит очень близко к столу. Держит одной рукой тарелку с ароматным супом, а второй ложку. Ребенок одет в темный пиджак и черные брюки. Его внимание устремлено вдаль комнаты, отрывая от еды.
Рядом сидит его младшая сестра Таня, по возрасту 6 лет. Одета в темную полосатую рубашку и открахмаленный белоснежный фартук, видимо ходит в школу. Рука девочки лежит на тарелке. Их взгляд с братом очень внимателен и серьезен, будто они рассматривают кого-то за пределами картины, либо повернулись на входящего в комнату.
На заднем плане картины их старший брат Женя. Одет в темный пиджак. Мальчик уже наелся и пьет чистую воду, разглядывает задумчиво стакан, не отвлекаясь на происходящее. Все дети очень похожи внешне друг с другом.
На картине видно руки взрослой женщины, которая наливает суп детям из фарфоровой супницы. Скорее всего, изображенная женщина бабушка этих детей. Пальцы изображены длинными и изящными, не боящиеся труда.
Стол накрыт чистой белой скатертью, наглаженной, выбеленной. Красиво разложены белые салфетки. На столе много вкусной еды. В тарелочке аккуратно разложено аппетитное печенье. В желтом кувшине, возможно налито молоко или компот. В центре стола стоит графин с водой и пустыми стаканами. Рядом лежат на коричневой доске ароматные и румяные булочки с пирожками.
На картине изображено четкая сервировка стола в обыденной жизни интеллигентов. Видно, что дети приучены к порядку и дисциплине. Все чистенькое и аккуратно расставлено. Гармонично смотрится набор посуды, она белого цвета с сиреневой окантовкой и листочками. Четко видно фарфоровую супницу большого размера, она стоит на деревянной доске. Бабушка позаботилась о вкусном обеде для своих внуков.
Художница написала картину в светлых тонах, используя много белого цвета. Передавая тем самым нежность, гармонию и семейный уют за столом.
Кузьма Петров-Водкин. «Селедка», 1918 г.
Натюрморты Петрова-Водкина – документальная летопись эпохи. Их уникальность заключается в минимальном наборе предметов на столе, в игре с зеркальными поверхностями и ярких красках. На картине «Селедка» изображен скромный обед 1918 года — две картофелины, кусок хлеба и селедка на столе. Искусствоведы полагают, что красная скатерть символизирует «революционные будни».
В натюрмортах художник часто использовал зеркальные предметы – стаканы, самовар, чайник или просто зеркала. Его работы светлые и радостные, в них видно непосредственное восприятие мира и натуры художником. Среди известных работ с изображением еды также «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией», «За самоваром», «Фрукты».
Сочинение-отзыв на картину За обедом (За завтраком)
Классная картина! Дети кушают. У них завтрак. Так картина и называется «За завтраком». Хороший у них завтрак – стол большой. Дети сидят за столом. Их трое. Наверное, это братья и сестра.
Картина больше похожа на фотографию. Почти все дети повернулись к художнику. Много движения.
Обернулся мальчик с карими глазами. Он ест какую-то кашу. Смотрит на нас и девочка. Она в школьной форме. В смысле, на ней черное платье в белую полоску и белый фартук. Думаю, что это в древности такая форма была в школах. Девочка руку положила на тарелку. Кажется, что она просто не хочет есть! Закрывает тарелку от еды. Мама, наверняка, захочет покормить её.
На мальчиках серые рубахи. Там тоже есть белые полоски. Но не такие, как у арестантов! Тонкие…
У детей похожие глаза. Ещё один мальчик пьет свой компот. И ни на кого не обращает внимания!
Ещё там есть руки мамы, которая наливает кашу. То есть половником пор тарелкам раскладывает.
На столе столько всего! Желтый кувшин. Много тарелок. Красивые салфетки. И скатерть белая! Ещё прозрачный графин, масло, соль. Свежий хлеб в виде булок. Стаканы есть пустые и тарелки тоже. То есть фотограф (художник) должен сесть за стол. Может быть, это папа их рисует. Хотя художник (в реальности) женщина.
Сядет за стол, конечно, и мама. Как без неё?
Сама картина светлая, много белого цвета. Достаточно много солнца. Настоящего! Не от ламп.
Смотрят дети не зло, а с любопытством. Милая картина. Такая семейная.
Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918 г.
С самого детства Борис был знаком с бытом купцов: его семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. С приходом большевиков закончились и годы счастливой юности, а дородные купчихи теперь жили только в памяти художника: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».
«Купчиху за чаем» Кустодиев написал уже в 40-летнем возрасте. Изображенная на картине дама — его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас, которая была настоящей баронессой из древнего рода.
Пабло Пикассо. «Любительница абсента», 1901 г.
Жизнь Пикассо началась очень необычно. По легенде, он родился слабым младенцем, и акушерка даже подумала, что он мертв. Однако дым от сигары дяди, который стоял рядом, пробудил ребенка.
Литература
Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1849-1850 гг.
Федотов называл свой жанр живописи «нравственно-критическими сценами из современной жизни». В его работах были важны детали, ведь они раскрывали истинный смысл сюжета. Если хорошо присмотреться, то именно предметы на картине «Завтрак аристократа» раскрывают характер и образ жизни персонажа. Аристократ пускает пыль в глаза: он окружен модными и дорогими вещами, но завтрак его очень скудный. Он впопыхах пытается прикрыть кусок черного хлеба книгой. Кстати, сам художник назвал свою картину «Не в пору гость». А уже после его смерти появилось нынешнее название.
Отзывы
Художник и критик Александр Бенуа в 1932 году писал, что «в детских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников»[15].
Искусствовед Алексей Савинов в книге, посвящённой творчеству Серебряковой, о[16].
Искусствовед Елена-Флоренса Васютинская писала: «Наиболее полно отвечает современному мировоззрению картина „За завтраком“ (1914) художницы искромётного таланта З. Серебряковой. Несомненно, женское начало её творчества поспособствовало созданию столь бесхитростного уголка жизни как истинной драгоценности: красивые дети с бегло, но точно намеченными характерами, любовно написанная посуда, среди которой узнаваема каждая вещь — многие и поныне живут в наших домах, атмосфера тёплого уюта и солнечной радости. Это — действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью»[17].
«Карточный домик» (1919)
Чудом добравшись до Москвы в начале 1919 года, Зина наконец встретилась с мужем. Уговорила его съездить в Харьков к детям. Но на обратном пути Борису стало плохо, он решил вернуться домой и в военном эшелоне подхватил сыпной тиф…
«Это было ужасно, агония продолжалась пять минут, — писала мать Зины кому-то из сыновей. — Плач, рыдание детей, мальчики были неутешны (Катюша не понимала). Зинок мало плакала, но не отходила от Боречки…»
Борис умер на руках у жены. Ему было 38 или 39 лет. В таком же возрасте когда-то ушел в другой мир отец Зинаиды, она тогда была совсем крошкой. Теперь ей предстояло повторить путь матери — Екатерины Лансере, оставшейся вдовой с шестью детьми. У Зинаиды было четверо по лавкам. А возраст матери приближался к 70…
В тот год Серебрякова написала свою самую трагичную работу: «Карточный домик». В 1920 году она перевезла семью в Петроград, в отцовский дом, который власти успели превратить в коммуналку. Теперь у нее не было ни любви, ни радости. Смириться с уходом любимого Зина не смогла до конца дней. Написала еще несколько портретов по памяти. И даже подумать не могла о том, чтобы заменить мужа другим.
«Карточный домик», 1919 год.
Она много работала, за копейки распродавала старые полотна. Но жила семья все равно «каким-то чудом», радуясь котлетам из картофельных очисток. В Нескучное дорога была заказана: усадьбу разгромили, дом с книгами и картинами сгорел…
В 1924 году на выставке советских художников в США у Серебряковой купили несколько картин. 24 августа она уехала в Париж в надежде найти работу. И действительно получила заказ на большое панно. Но потом удача оставила ее. Зинаида опять работала за гроши, иногда бесплатно. Жила замкнуто, очень скучала по детям, оставшимся с ее матерью в СССР. Письма ее полны щемящего чувства безысходности.
Роковой выбор Мастера. Со своими детьми Серебрякова увиделась через 30 лет «Для меня всегда казалось, — писала она подруге, — что быть любимой и быть влюблённой — это счастье… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади… и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе ещё столько нежности, чувства».
«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью… Нет теперь ничего священного на свете, все загублено, развенчано, попрано в грязь».
Отзывы в прессе были восторженными, Серебрякову называли одной из лучших русских художниц эпохи. Однако в моде было другое искусство. Зинаида все больше чувствовала себя ненужной на чужбине. Но и вернуться домой не получалось.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от @umbra_media 12 Апр 2020 в 11:33 PDT
Со временем родственникам удалось переправить в Париж Шуру, позже — Катю. Сын готовил декорации и рисовал интерьерные эскизы, оформлял выставки и иллюстрировал книги. Дочь взяла на себя домашнее хозяйство. Однако Серебрякова не оставляла мысли о возвращении.
«Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы».
«Сломалась жизнь в самом расцвете».
В 1933 году в Ленинграде умерла мать художницы Екатерина Лансере. Сердце Зинаиды разрывалось от мыслей о том, как там Женя и Таня. Но опять возникли проблемы с документами. А потом началась война…
Так отъезд на несколько месяцев ради работы обернулся вынужденной эмиграцией, продлившейся 43 года. Серебрякова часто пребывала в подавленном состоянии. Нутром ощущая, что жизнь развалилась. Как карточный домик.
«Вся жизнь моя прошла в ожидании, в… щемящей мое сердце досаде и в упреке себе, что я рассталась с вами…» — писала она Тане.
«Может… вернуться? Но кому я там буду нужна. И где там жить? Всюду буду лишняя…»
С Татьяной художница увиделась в Париже в 1960 году, спустя 36 лет после расставания. А в 1965 году в Москве прошла персональная выставка сотни работ Серебряковой, созданных в эмиграции. Успех был грандиозный. Из столицы картины увезли в Киев, затем — в Ленинград. Но насладиться настоящей славой и признанием художнице уже было не суждено.
В 1967 году 82-летняя Зинаида Серебрякова покинула этот мир.
Принцесса русского модерна. Лучшие картины Зинаиды Серебряковой
© Public Domain / Автопортрет в костюме Пьеро. 1911 год. Стать художником Зинаиде Серебряковой было просто предначертано судьбой. Она родилась в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец – Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна в молодости была художником-графиком.
© Public Domain / «Девушка со свечой». Автопортрет. 1911 год. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 она путешествует в Италию. В 1905—1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
© Public Domain / Автопортрет («За туалетом»). 1909 год. В 1910 году почти никому не известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова показала на выставке Союза русских художников автопортрет «За туалетом», портреты знакомых, пейзажи, этюды крестьян. Её выступление было для всех неожиданным и вызвало восторженные отзывы. Особенно понравился автопортрет. Действительно, это произведение Серебряковой отвечало потребности многих её современников в «живительном ключе здоровья».
© Public Domain / Бенуа Александр Николаевич. 1924 год. Александр Николаевич Бенуа писал в то время о Серебряковой: «Ныне она подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить её…»
© Public Domain / Портрет Б.А.Серебрякова. 1908 год. В 1919 году в семье случилось большое горе – Борис умирает от тифа. Зинаида остается в 35 лет одна с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.
© Public Domain Голод. Запасы семьи разграблены революцией. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение — «Карточный Домик», показывающий всех четверых осиротевших детей.
© Public Domain / «Зеленя осенью». 1908 год. Зинаида отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Им правда оставили всего три комнаты. Но к счастью уплотнили их родственниками и друзьями.
© Public Domain / «Балетная уборная. Снежинки». 1920 год. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре художница постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.
© Public Domain / «Таня и Катя. Девочки у рояля». 1922 год. В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж с двумя детьми Сашей и Катей, которые увлекались живописью. Маму с Таней, которая увлекалась балетом и Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вернуться к ним.
© Public Domain / «Крестьяне». 1914 год. В первые годы парижской жизни Зинаида Евгеньевна испытывает большие трудности: денег не хватает даже на необходимые расходы. Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты, пишет о её положении: «Заказов нет. Дома нищета… Зина почти всё посылает домой… Непрактична, делает много портретов даром за обещание её рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают…»
© Public Domain / «Спящая крестьянка». 1917 год. В Париже Серебрякова живёт уединенно, нигде не бывает, кроме музеев, и очень тоскует по детям. Все годы эмиграции Зинаида Евгеньевна пишет нежные письма детям и матери, которые всегда духовно поддерживали её. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.
© Public Domain / «Марокко. Водонос». Ок. 1928 года. В 1928 и 1930 Зинаида едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
© Public Domain / «За завтраком». 1914 год. Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе.
Примечания
Казимир Малевич. «Натюрморт», 1911 г.
Известный русский импрессионист до написания картины «Черный квадрат» долго искал себя и свой стиль. Он считал, что нужно нести искусство в жизнь, а не наоборот, и тогда жизнь станет поистине прекрасной. В исканиях он обращался к импрессионизму и кубизму: он любил яркие цвета, сильные и резкие эмоции. «Натюрморт» – как раз работа периода исканий. Художник выполнил его в технике «клуазоне»: французский стиль росписи, в котором большие пятна цвета замыкаются черными жирными линиями.
7. Илья Машков. «Натюрморт. Фрукты на блюде», 1910 г.
Художника называют «королем натюрмортов», а искусствоведы считают его родоначальником русской колористической традиции. Действительно, любимым жанром Машкова был натюрморт: на холстах можно встретить яркие тыквы, сочные лимоны, апельсины, нежные персики, сочный разрезанный ананас и многое другое.
«Натюрморт. Фрукты на блюде» стал началом его работы в этом жанре. Кстати, в свое время художники Анри Матисс и Валентин Серов рекомендовали эту картину меценату Морозову. Для Машкова это было настоящее признание.