карта трех вокзалов в москве какие вокзалы карта
Железнодорожные вокзалы Москвы
В настоящий момент в Москве действует девять железнодорожных вокзалов: Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Савеловский, Павелецкий, Рижский, Ярославский. Почти все они — конечные станции разных ж.д. направлений. Белорусский, Курский и Савёловский не являются тупиковыми и связаны с другими железнодорожными ветками.
Пригородные электрички отправляются со всех вокзалов, поезда дальнего следования — со всех, кроме Савеловского. С Киевского, Павелецкого и Белорусского ходят Аэроэкспрессы до аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево соответственно.
Список ЖД вокзалов Москвы
Белорусский – ст.м. Белорусская. Поезда дальнего следования отправляются на запад и по северному направлению (бывшее Савеловское), в том числе за границу. Пригородные электропоезда — на Усово, Бородино, Звенигород. Также здесь транзитом проходят электропоезда Курского и Савёловского направлений, поезда Минск — Новосибирск, Брест — Новосибирск.
Казанский – ст.м. Комсомольская. Поезда дальнего следования и электрички ходят по направлениям: Муром (восток) и Рязань (юго-восток). Разделение потоков происходит на станции Люберцы I.
Киевский – ст.м. Киевская. Составы дальнего следования идут через Брянск на Киев и в другие города Украины. Электрички следуют до станций: Лесной Городок, Солнечная, Апрелевка, Бекасово-Сортировочная, Наро-Фоминск, Малоярославец, Кресты, Калуга-1, Калуга-2.
Курский – ст.м. Курская. Поезда едут на Курск, Орёл, Белгород и в другие города юга России: Ростов-на-Дону, города Черноморского побережья и Северного Кавказа. Также отсюда можно доехать до Нижнего Новгорода, в том числе на быстроходных экспрессах «Сапсан» и «Ласточка». Пригородные электрички идут на юг — на Подольск, Серпухов, Тулу и на восток (Горьковское направление) — на Балашиху, Фрязево, Железнодорожный, Ногинск, Павловский Посад, Захарово, Крутое, Электрогорск и Владимир. Пригородные электрички Горьковского направления отправляются не с основных, а с отдельных тупиковых платформ.
Ленинградский – ст.м. Комсомольская. Поезда следуют в Санкт-Петербург, Мурманск, Великий Новгород, Петрозаводск, Псков, Таллин, Хельсинки. Пригородные электрички до Крюково, Подсолнечной, Клина, Конаково, Твери.
Павелецкий – ст.м. Павелецкая. Составы дальнего следования отправляются до Нижнего и Среднего Поволжья, Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Пригородные электропоезда едут до станции Узуново и до аэропорта «Домодедово».
Рижский – ст.м. Рижская. Отправляются поезда в Великие Луки, Псков и Ригу. Пригородные электрички до станций: Нахабино, Новоиерусалимская, Дедовск, Румянцево, Волоколамск и др.
Савёловский – ст.м. Савеловская. Пригородные электропоезда до Долгопрудного, Лобни, Дмитрова, Дубны и Савёлово (Кимры). Некоторые электрички следуют по Белорусскому направлению.
Ярославский – ст.м. Комсомольская. Составы следуют в районы Севера, на Урал, в Сибирь, Дальний Восток, Китай, Монголию. Отсюда начинается самая длинная в мире железнодорожная ветка: Москва — Владивосток (длина 9302 км). Ярославское направление соединено с Горьковским веткой Фрязево — Мытищи и принимает на себя часть пригородного пассажиропотока Курского направления.
Как добраться до вокзалов
Все вокзалы находятся в непосредственной близости от станций метрополитена, при перемещении от одного до другого потребуется только один вид общественного транспорта — метро. Причем, все, кроме Савёловского и Рижского, находятся на станциях кольцевой линии метрополитена.
Вокзалы: Казанский, Ленинградский и Ярославский находятся в пешей доступности друг от друга на Комсомольской площади, чаще называемой Площадью трех вокзалов.
О времени работы метро и о том, как выгоднее купить билет в подземку, читайте здесь:
Где находятся вокзалы Москвы на карте метро
Схема Московского метро с вокзалами и аэропортами от © Студия Артемия Лебедева (картинка кликабельна):
Аэроэкспрессы
На электропоездах «Аэроэкспресс» можно добраться до аэропортов со следующих вокзалов:
Более подробно, как попасть в аэропорты, читайте:
Площадь трех вокзалов в Москве. Как называются вокзалы, схема, история, фото
Неофициальное название Комсомольской площади в Москве — Три вокзала, на которой находятся 3 из 9 железнодорожных станций столицы. Местоположение известно своим историческим прошлым, богатой архитектурой, незабываемым колоритом.
Инфографика
Площадь построена в виде прямоугольника, который вытянут с запада на восток. С северной стороны свободное пространство украшено фронтонами Ленинградской и Ярославской станций. С противоположного южного края размещается Казанский вокзал. На восточной стороне площади берет свое начало Краснопрудная улица, которая отделяется от Каланчевской по насыпному валу с железнодорожными путями.
С боку насыпи видна гостиница «Ленинградская», выходящая своим фронтоном на местность. С Комсомольской пл. соединяются Рязанский пр. и пр. Комсомольской площади.
Таким образом, пространство ограничено объектами:
Как добраться до Площади трех вокзалов
Площадь Трех вокзалов в Москве служит транспортными воротами столицы, через которые пассажиры проходят при прибытии поездов.
По городу существуют разные варианты проезда до Комсомольской площади (одноименной остановки общественного транспорта), сведенные в таблицу:
История создания площади и строительства трех вокзалов
Первоначально площадь именовалась как Каланчевская. Название связывалось с размещенным на ее территории палацем Алексея Михайловича (второго царя из династии Романовых). Сооружение включало высокую деревянную башню (каланчу).
Площадь трех вокзалов в Москве первоначально именовалась как Каланчевская.
В 1933 г. площадь переименовали в Комсомольскую. Новое название было приурочено труду молодых комсомольцев, которые строили метро и одновременно отпраздновали 15-летие со дня создания своей организации. Неофициально среди жителей города место получило название Площадь Трех вокзалов или просто Три вокзала.
Еще в XVII в. на данной территории располагались пастбища и болота, в народе ее называли Каланчевские поля. На месте сооружения Казанской железнодорожной станции несла свое течение река Ольховец. В северо-восточной стороне полей болотистая местность заканчивалась большим прудом Великим, носившем свое название с 1423 г.
Позднее он был переименован в Красный, занимал территорию 23 га. На юге локации брала свое начало река Печора с перекинутым через нее мостом из дерева, по которому пролегала Староминская дорога. В северной части водоема Алексей Романов возвел для себя палац, увенчанный вышкой-каланчой. Противоположно дворцу, с другой стороны поля располагалось Красное село.
В 1840-х гг. градостроителю К. А. Тону было доверено соорудить вокзал железнодорожной станции вместо уничтоженного Артиллерийского двора, который первоначально получил название Николаевский. Западнее от новостройки осуществилось воздвижение особняка, в 1860 г. в него перевели таможенное управление.
Напротив Николаевского вокзала, через площадь, размещались ряды торговцев лесом (об их существовании в современное время напоминает пер. Леснорядский). В 1862 г. между новой железнодорожной станцией и Красным прудом по указу императора началась постройка Ярославского вокзала, продолжающаяся до 1907 г. (времени, когда ансамбль приобрел современный вид).
В середине XIX в. стартовала прокладка путей Казанской железной дороги, работы предусматривали возведение вокзальных помещений на месте торговли лесом. Для этих целей проводился дренаж местности, реку Ольховец пустили через трубу, были демонтированы ряды. Сооружение станционных помещений Рязанского вокзала осуществилось в 1862-1874 гг.
Современный вид здание получило в 1926 г. согласно проектной документации А. В. Щусева. В конце XIX в. с территории исчезла река Чечора, заключенная в трубу, проложена Краснопрудная улица. В начале XX в. был убран с карт города Красный пруд, вместо него появились склады.
В начале 1930-х гг. под поверхностью земли осуществилась прокладка ветки метрополитена. В промежутке зданий Ленинградского и Ярославского вокзалов прошло сооружение выхода станции метро, реконструкция его была выполнена в 1952 г. В тот год также сдалась в эксплуатацию гостиница Ленинградская, которая завершила архитектурную композицию площади.
Три вокзала у площади
Площадь Трех вокзалов в Москве отличается от других тем, что на ее территории собраны шедевры архитектуры разных стилей. В одном месте аккумулированы отсылки к столице Империи, русскому северу и многоликому российскому востоку. Не выходя за пределы площади, можно осуществить экскурсию по 2 прошлым векам.
Парадные транспортные ворота столицы ежедневно встречают миллионы посетителей со всего мира. Каждый час тысячи человек проходят через них.
Казанский вокзал
До 1894 г. железнодорожная станция называлась Рязанской. Первичное деревянное помещение для нужд управления железнодорожными путями и сообщениями было сооружено в 1862 г. В 1864 г. по приказу императора работники станции возвели скромное каменное здание по чертежам М. Ю. Левестана, в котором в современное время размещается веерное депо.
Резолюция о сооружении новой постройки по проектной документации А.В. Щусева появилась в 1910 г. Строительство приняло не бывалый до тех пор размах, в создании внутреннего убранства участвовали художники Бенуа, Рерих, Лансер. Современный вид станция приобретала с 1913 по 1940 гг.
В 1950-х гг. осуществилась достройка помещений для нужд пригородного транспорта, которые соединили с метрополитеном Комсомольская.
Реконструкции также проводились в периоды:
В результате перестроек архитектурный ансамбль сооружения на сегодняшний день являет собой сложную композицию, в которой специально не соблюдена симметрия.
Основное здание выполнено в неорусском стиле, характерными особенностями его служат:
На сегодняшний день вокзал обслуживает более 4 миллионов пассажиров в месяц, из которых 60% — это клиенты поездов пригородного сообщения.
Ленинградский вокзал
Площадь Трех вокзалов в Москве вмещает Ленинградские ворота в столицу, являющиеся самыми старыми.
Станция сменяла названия согласно хронологии:
Авторами проекта выступили Константин Тон и Рудольф Желязевич. Постройка датирована 1844-1851 гг., она входит в списки объектов культурного наследия. Здание являлось копией станции в Санкт-Петербурге, уменьшенных размеров.
По окончании строительства в комплекс помещений входили:
Первые незначительные реконструкции сооружение перенесло в начале XX в., в ходе которых открылась первая в стране депутатская комната на вокзале.
Далее перепланировка помещений осуществлялась в хронологии:
Сооружение имеет классический вид, который придавался всем конечным станциям Санкт-Петербурга и Москвы.
Отличительными особенностями его служат:
Вокзал обслуживает станцию Москва-Октябрьская, к перрону подходит 10 путей, разделенных на направления следования. С 1931 г. от станционной платформы ежедневно отправляется скорый поезд Красная стрела — первый в стране, вмещающий спальные вагоны.
Приблизительно 65% транспорта курсирует между Санкт-Петербургом и Москвой. Объемы перевозок приближаются к цифре 900 миллионов в год.
Ярославский вокзал
Площадь Трех вокзалов в Москве вмещает Ярославскую станцию, отличающуюся от 2-х других лидерскими позициями по пассажиропотоку.
Вокзал несколько раз переименовывался согласно хронологии:
Первое вокзальное помещение возводилось под руководством М. Ю. Левистана, проект которого отвергло правление железной дороги. Продолжение работ было доверено архитекторам Р. Кузьмину и С. Шустову, и в 1862 г. осуществилось освящение нового сооружения.
Железная дорога продолжала строиться, постоянно увеличивался пассажиропоток, в результате чего власти несколько раз принимали решение о проведении реконструкции станции.
Перестройка здания проводилась согласно порядку:
Автору проекта Ф. Шехтелю при планировании здания удалось соединить древнерусскую архитектуру с элементами отделки модернистского стиля.
Характерными особенностями сооружения являются:
На 2017 г. станция заняла лидирующие позиции по объему потока пассажиров в стране. Большая часть перевозок осуществляется пригородным транспортом (более 6 млн. в месяц)
Достопримечательности и развлекательные учреждения на территории вокзалов
Комсомольская площадь – это не только ворота для прибытия в столицу, но и место, где можно найти развлечения и интересные достопримечательности.
На территории Ярославского вокзала размещаются:
В вокзальных помещениях Казанского можно посетить:
На Ленинградском вокзале размещаются:
На Площади трех вокзалов находятся достопримечательности:
Интересные факты
В Москве Площадь Трех вокзалов строилась на протяжении 2 столетий, она имеет историческую ценность и ряд фактов, связанных с ней:
На сегодняшний день Площадь трех вокзалов является примером идеального сочетания эстетики и функциональности. Ведь ворота Москвы – это не просто узловые станции для поездов, но и помещения для обслуживания пассажиров, памятники архитектуры, шедевры инженерного искусства.
Видео о площади трех вокзалов в Москве
Обзор площади трех вокзалов в Москве:
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Новая станция МЦД: крупнейший транспортный хаб на площади трех вокзалов
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Станцию для двух Московских центральных диаметров (МЦД) на площади трех вокзалов построят в 2023 году. Она станет одним из крупнейших транспортных хабов в городе.
Новая станция строится в рамках проекта реконструкции ж/д участка Москва-Каланчёвская – Москва-Пассажирская-Курская. Участок давно исчерпал пропускную способность. Его модернизация позволит сократить интервал движения поездов на МЦД-2 «Курско-Рижский» и открыть движение по МЦД-4 «Киевско-Горьковский».
Мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел итоги работ по улучшению условий дорожного движения в районе Комсомольской площади и ход строительства ж/д станции вместе.
По его словам, грамотная организация транспортных и пешеходных потоков на площади трех вокзалов – сложнейшая логистическая задача. Схема движения по площади подлежит периодическому пересмотру в зависимости от изменения интенсивности пассажиропотоков и востребованности разных видов общественного и личного транспорта.
Этим летом здесь выполнен очередной этап работ по улучшению условий дорожного движения, а в 2023 году завершится строительство станции МЦД. Мэр столицы предложил москвичам вместе подумать над ее названием.
Жители Красносельского района и студенты Российского университета транспорта (МИИТ) уже предложили свой вариант – Площадь трех вокзалов. Сергей Собянин поддержал инициативу провести голосование на портале «Активный гражданин». При этом историческое здание станции Каланчёвская будет восстановлено и сохранено.
Проект реконструкции участка Москва-Каланчёвская – Москва-Пассажирская-Курская предусматривает увеличение его пропускной способности в два раза – со 178 до 353 пар поездов в сутки, что позволит организовать движение поездов МЦД-4. Количество пассажирских мест будет увеличено в 2,5 раза – с 706 тыс. до 1,8 млн в сутки.
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
Позже откроют еще три диаметра: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».
В дальнейшем могут быть рассмотрены новые маршруты.
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). Пассажиров на МЦД-1 также перевозят поезда «Аэроэкспресс», следующие в аэропорт Шереметьево. На участке от Одинцово до Окружной оплата производится по тарифу МЦД, для поездки в аэропорт необходимо приобрести соответствующий билет.
Также по маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50 процентов, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75 процентов.
МЦД разделены на 3 тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». Стоимость проезда можно узнать здесь.
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Новая станция площадью 4,5 тыс. кв. метров будет состоять из двух пассажирских платформ МЦД-2 и МЦД-4 и терминала, который расположится под ж/д путями.
Сегодня пассажиропоток станции Каланчёвская составляет 9 тыс. человек в сутки. По прогнозам, после запуска МЦД-4 в 2024 году он вырастет более чем в три раза и превысит 32 тыс. человек.
Платформы оборудуют навесами на всю длину для защиты пассажиров от солнца и осадков. Благодаря эскалаторам и лифтам станцией будет удобно пользоваться пожилым людям, родителям с колясками и маломобильным гражданам.
Также более удобными станут пересадки на станции метро «Комсомольская» Кольцевой и Сокольнической линий и три ж/д вокзала – Ленинградский, Ярославский и Казанский.
Стилистически внешний вид новой станции будет соответствовать историческому облику площади трех вокзалов и гармонировать с расположенным рядом зданием бывшего Императорского железнодорожного павильона.
Кроме того, в ходе реконструкции участка Москва-Каланчёвская – Москва-Пассажирская-Курская предстоит выполнить следующие основные работы:
Архитектурный облик транспортных объектов, имеющих историческую ценность, включая облицовку устоев и опор путепроводов на площади трех вокзалов, будет сохранен.
Комсомольская площадь («Площадь трёх вокзалов»)
Фото Комсомольской площади
Одним из самых оживленных и посещаемых мест в Москве является Комсомольская площадь. И это совсем не удивительно, если вспомнить, что тут стоят сразу три вокзала. Вот откуда прижившееся в народе название «Площадь трех вокзалов».
История
Долгое время площадь называлась Каланчевской, так как на ней стояла пожарная каланча, и располагался деревянный императорский дворец, а рядом Николай I повелел построить первый в столице железнодорожный вокзал. Поначалу он назывался Николаевским, но сейчас именуется Ленинградским. Позднее возвели Казанский и Ярославский вокзалы.
Когда думали, как прокладывать первую в Москве коножелезную дорогу, то решение было одноголосным: от центра к трем вокзалам. По этому пути пустили и первый троллейбус. На Каланчевой площади построили трамвайное кольцо, а рядом, на Краснопрудной улице, возвели электрическую подстанцию. В тридцатые годы XX столетия возле трех вокзалов появилась первая линия Московского метрополитена, и площадь с 1933 года стали называть Комсомольской, в честь трудящейся молодежи.
Интересно, что все три вокзала на Площади трех вокзалов соединяются друг с другом подземными переходами, с каждого вокзала можно пройти на станцию метро «Комсомольская». Такое взаиморасположение вокзалов очень выгодно для транзитных пассажиров, которых в Москве ожидает пересадка.
На Комсомольской площади расположен Центральный дом железнодорожников. По своему архитектурному стилю он напоминает Казанский вокзал.
Краснопрудная подстанция – главное украшение этого места, она до сих пор выполняет свои функциональные обязанности, ради которых ее и построили.
Легенды Комсомольской площади
Предания гласят, что в XIV веке здесь высился мужской монастырь. В одну ненастную ночь, когда хлестал страшный ливень, одинокий путник попросил в монастыре приюта, но испуганные монахи отказали ему в крове. Странник в гневе проклял монастырь, и вскоре здание разрушилось. Место стали обзывать проклятым и обходили его десятой дорогой (скептики утверждают, что жители избегали этой местности из-за ее болотистости).
Триста лет на этих местах не строили ничего, хотя пытались по-соседству разрабатывать песчаные карьеры, но рабочие покрылись непонятными язвами, и разработки пришлось прекратить. Царь Алексей Михайлович построил тут путевой дворец, но останавливался в нем всего один раз, а в XIX веке здание сгорело. Пожар также уничтожил в 1812 году стоявший здесь Артелерийский двор, на котором по непонятной причине взорвались снаряды. Все эти несчастные случаи народ приписал действию проклятия.
Итальянский антрепренер посмеялся над суеверными москвичами и с широким размахом возвел на проклятом месте театр, который сгорал дотла целых три раза. В наше время в районе трех вокзалов периодически происходят хрональные аномалии, время то замедляется, то происходит скачок на несколько часов, без вести исчезают люди.
Парапсихологи все эти чудеса объясняют тем, что здесь в одну точку сходится много железнодорожных дорог, трамвайных путей и линий метро – это и порождает энергетические аномалии. Так это или нет, пока доподлинно неизвестно. Но верно, что Комсомольская площадь – крупнейший транспортный узел столицы. Кроме того, это место славится зданиями самых разных стилей, каждое из которых – архитектурный памятник.
Видео: