каршеринг опыт вождения какой
Каршеринги Москвы на любой бюджет и водительский стаж
Этот материал обновлен 12.05.2021.
Москва — мировой лидер по каршерингу: автопарк увеличился с 35 машин до 30 тысяч за 5 лет. Казалось бы, в 7 утра теперь нет проблем выбрать машину, но в 7 вечера бывает трудно найти ближайшее авто. Собрали операторов московского каршеринга для тех, кто уже им пользуется или только собирается.
Яндекс-драйв
Самый большой автопарк, есть даже микроавтобусы и фургоны: перевезти шкаф или диван. Есть разные тарифы: «Минуты», «Часы», «Дни», «Фикс». С подпиской «Яндекс-плюс» будет скидка от 5 до 12%
Машины: Киа, Фольксваген, Шкода, Рено, Хендай, Ниссан, Ауди, БМВ, Дженезис, Мерседес, Рендж-ровер, Порше
Минута аренды: от 7,1 Р
Минута ожидания: от 3,3 Р
Необходимый стаж: 2 года
Города: Москва, Санкт-Петербург, Казань
Скачать: iOS / Android
Делимобиль
Есть услуга «Проездной» — фиксированная стоимость минуты на 3, 7 или 30 дней. Еще можно арендовать Мерседес без оклейки, чтобы почувствовать себя хозяином машины. И жизни
Машины: Киа, Хендай, Рено, Фольксваген, Фиат, Ауди, Ниссан, Мерседес, Смарт, Мини
Минута аренды: от 9,78 Р
Минута ожидания: от 4,18 Р
Необходимый стаж: 1 год
Города: Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Краснодар, Красноярск, Ростов-на-Дону, Грозный
Скачать: iOS / Android
BelkaCar
Прокатиться на машине бизнес-класса получится, только если исполнилось 25 лет и водите не менее 5 лет
Машины: Киа, Мерседес, Фольксваген
Минута аренды: от 5 Р
Минута ожидания: от 2,5 Р
Необходимый стаж: 2 года, для авто бизнес-класса — 5 лет
Города: Москва, Сочи
Скачать: iOS / Android
Ситидрайв (YouDrive)
За аккуратную езду клиент получает баллы, а за нарушения ПДД — теряет их. Чем выше рейтинг, тем дешевле тариф. Если беспокоитесь за экологию, можно арендовать электрокар
Машины: Киа, Смарт, Ниссан, БМВ, Мерседес, Мини
Минута аренды: от 8 Р
Минута ожидания: от 2,5 Р
Необходимый стаж: 2 года
Города: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург
Скачать: iOS / Android
Rentmee
Единственный каршеринг, у которого зона завершения аренды не только Москва, но и любой участок дороги до Санкт-Петербурга. Машина на сутки обойдется в 1200 рублей, максимальный пробег — 200 км. Свыше 200 км — плата 5 рублей за километр
Машины: Равон, Лада, Хендай
Минута аренды: от 6 Р
Минута ожидания: от 2 Р
Необходимый стаж:1 год, если исполнилось 19 лет и не нужен, если есть 25 лет
Города: Москва, Санкт-Петербург
Скачать: iOS / Android
Boomerang (Lifcar)
В автопарке сервиса одна марка — китайский универсал Лифан. Бесплатное бронирование — 20 минут
Машины: Лифан
Минута аренды: от 7 Р
Минута ожидания: от 2,5 Р
Необходимый стаж: не нужен
Города: Москва
Скачать: iOS / Android
Автодайджест Т—Ж
Лучшая рассылка для тех, кто водит машину. Как купить или продать авто, не переплачивать за обслуживание и еще море всего полезного — только у нас
Машины: любые
Минута аренды и ожидания: бесплатно
Необходимый стаж: любой
Города: все
На заметку, может кому-то будет полезно.
Зарегистрирован в Делимобиле и Яндексе, стало любопытно и ознакомился, что у каждой компании с штрафами за нарушения ПДД. В дели штрафы за превышение скорости оплачивают не в льготный период, плюс ещё 10% комиссии.
Яндекс оплачивают в льготный и без комиссии сверху. Также в случае, если не согласны с нарушением, то по вашей просьбе предоставят полный комплект документов на авто для самостоятельного обжалования. Делимобиль отказывает в подобном.
Стоит также не забывать, что штрафы хоть и оплачиваются клиентом, но выписываются на машину, и некоторые авто уже могут быть с солидной историей грубых нарушений, а следовательно штрафы будут как за повторные.
Какой стаж вождения нужен для каршеринга
Сколько лет нужно провести за рулем автомобиля, чтобы стать клиентом каршеринга, определяет сам перевозчик. В среднем требования к стажу колеблются в пределах от одного до двух лет. Однако некоторые компании подходят к вопросу либерально и убирают планку опыта из правил исключения клиентов. В статье рассказываем об основных требованиях к водительскому стажу и о каршерингах, которые регистрируют, в том числе, новичков.
Какой должен быть стаж вождения для каршеринга
В Москве услуги краткосрочной аренды автомобилей предоставляют 15 компаний. Большинство из них предъявляют требования к минимальному водительскому стажу. В одиннадцати каршерингах можно зарегистрироваться, если клиент водит машину от 2 лет и более. В трех компаниях аренду разрешают, если опыт составляет 1 год. В двух каршерингах арендовать машину можно без стажа.
Каким каршерингом можно пользоваться, если водительский стаж от 1 года
«Карусель»
Зарегистрироваться в сервисе «Карусели» можно с 19 лет. Для новичков действует повышенный тариф: если для обычного пользователя 1 минута поездки стоит 5 рублей, то для новичка стоимость увеличивается до 8 рублей. Режим ожидания для всех клиентов рассчитывается одинаково, по тарифу – 2 рубля 1 минута. Есть отличия и в страховке. Стандартное страхование машин осуществляется по ОСАГО, а для неопытных пользователей – по КАСКО.
«Anytime»
Каршеринг регистрирует клиентов с 19 лет. Тариф установлен на уровне 8 рублей за 1 минуту движения и 2 рублей за минуту в режиме ожидания. С 00:00 до 08:59 можно воспользоваться бесплатной ночной парковкой в режиме ожидания. Автопарк компании состоит из автомобилей комфорт-класса KIA Rio, Hyundai Solaris, Renault Kaptur, машин среднего класса Audi A3 и Skoda Octavia, внедорожников Nissan QASHQAI и Audi Q3. Всего в автопарке более 600 автомобилей.
Компания предлагает два тарифа – «Classic» и «Black» (автомобили повышенного комфорта). Последний предусматривает более строгие ограничения по стажу – не менее пяти лет. Повышенные требования предъявляются и возрасту – сесть за руль автомобиля по тарифу «Black» может только пользователь, достигший 25 лет.
«TimCar»
Стать клиентом каршеринга можно с 20 лет. Стоимость 1 минуты аренды в режиме поездки – 7 рублей. Остановка без завершения аренды оплачивается по тарифу 1,5 рублей минута. Такие условия действуют на первые 90 км поездки. Далее аренда оплачивается по тарифу 7 рублей за километр.
Арендовать машину можно и на весь день. Пользователю это обойдется в 2000 рублей. В стоимость включено 150 километров предоплаченного пробега. В случае перерасхода каждый следующий километр оплачивается по цене 7 рублей за 1 км. С 23:00 до 08:00 можно припарковать машину без завершения аренды бесплатно.
Какой каршеринг можно использовать без стажа вождения в Москве
Только две компании доверяют свои машины пользователям без стажа вождения. Это «Car4You» и «Lifcar».
«Car4you»
Оператор первым предложил свои услуги водителям без опыта. Зарегистрироваться в системе можно с 18 лет, при условии наличия водительских прав категории «В». Стоимость аренды одинакова для опытных водителей и новичков. 1 минута поездки оплачивается по тарифу 8 рублей, режим ожидания стоит 2 рубля.
Также компания предлагает пакетные тарифы:
Автопарк каршеринга состоит из автомобилей Renault Logan.
«Lifcar»
Арендовать машину можно с 18 лет при наличии водительского удостоверения категории «В» и гражданства РФ. Стоимость использования машины в режиме поездки составляет 6 рублей за 1 минуту. Режим ожидания оплачивается по тарифу 2 рубля минута. «Lifcar» предоставляет возможность подключить расширенную страховку – при аварии материальная ответственность пользователя будет не более 30 000 рублей. Цена тарифа в таком случае увеличивается на 1 рубль в минуту.
В автопарке каршеринга представлены универсалы Lifan X50 2017 года выпуска. Передвигаться можно по Москве и области, в пределах 250 км от МКАД. Границы зоны покрытия оператора указаны в мобильном приложении.
Какой каршеринг можно использовать без стажа вождения в других городах России
«URAмобиль»
Каршеринг работает в Екатеринбурге и Челябинске. Зарегистрироваться можно с 18 лет. При этом автоматически активируется тариф «Стандарт плюс». Поездка стоит 8 рублей за 1 минуту, остановка без завершения аренды – 2,5 рублей за 1 минуту. Более опытные пользователи могут пользоваться тарифом «Стандарт», он дешевле на 1 рубль за минуту поездки.
Также машину можно арендовать на сутки за 2499 рублей и использовать для междугородних трансферов за 2999 рублей. В междугородний тариф включены 300 км предоплаченного пробега и 4 часа 59 минут пользования. После израсходования предоплаченных километров, расчет аренды идет по тарифу 8 рублей за 1 км. Деньги за аренду списываются сразу, прервать аренду или поменять тариф после оплаты нельзя.
Можно бесплатно оставить машину в режиме ожидания на ночь – ночная парковка действует с 00:00 до 05.59.
Важно: тариф «Стандарт плюс» предусматривает страхование по КАСКО. Компания не снимает компенсацию за ущерб с клиента даже если ДТП произошло по его вине. Исключение составляют случаи нарушения правил аренды из договора – вождение в нетрезвом виде, скрытие с места аварии, передача управления машиной другому человеку.
«Rent A Ride»
Это сервис аренды автомобилей у других владельцев. Можно найти машины разных классов и моделей, взять авто напрокат на любое количество дней. Чтобы получить доступ к сервису необходимо достигнут 18 лет, обладать водительскими правами категории «В», а также иметь постоянную или временную регистрацию по месту жительства. Требований к стажу не предъявляется. Стоимость аренды договорная, в среднем – 1100 рублей за сутки использования. Сервис работает по всей России.
Каршеринг Без Стажа Вождения или Опыт От Года — Без Ограничения По Возрасту в Москве
Стаж вождения автомобилем является одним из основных критериев, по которым человеку допускается водить машину в каршеринге. Сегодня мы подробно рассмотрим условия самых популярных в Москве каршерингов и разберемся, где можно брать авто без стажа вождения и ограничения по возрасту, либо где достаточно опыта от 1 года.
Стаж вождения от 1 года
Как вы понимаете, чем опытнее водитель, тем, как считается, меньше вероятности, что он попадет в аварию, а значит тем больше к нему доверие у каршеринговых компаний. Хотя с этим можно было бы и поспорить, так как со времени сдачи последнего экзамена права могли просто пылиться на полке, а за руль вы в реальной обстановке дорожного движения без инструктора никогда в жизни не садились, но тем не менее факт остается фактом:
Стандартный стаж вождения для каршеринга у большинства фирм составляет от 2 лет и с ограничением по возрасту от 18 лет
По опыту могу сказать, что обмануть систему и обойти проверку стажа вождения не получится, так как:
Я регистрировался в нескольких сервисах, например, таких как Belkacar (в народе Белка), YouDrive, Яндекс Драйв, и в одном из них меня попросили назвать дату рождения и девичью фамилию матери…
Кстати, если ваш стаж больше 2 лет, то могу вас поздравить — вы можете получить 300 рублей и проехаться на любом авто бесплатно. Для этого при первом бронировании необходимо ввести в приложении один из следующих промо-кодов:
Однако тем, у кого стаж вождения от 1 года не стоит отчаиваться. В Москве существует несколько каршерингов, где при достижении возраста 18 лет небольшой опыт не является помехой для того, чтобы взять автомобиль в аренду.
Каршеринг без опыта стажа вождения в Москве
Удивительно, но даже если вы только вчера вышли с из отделения ГИБДД с новенькими пахнущими свежей краской правами, то и у вас есть шанс попробовать себя в качестве настоящего водителя при отсутствии опыта и собственного авто. В основном это совсем новые компании, которым нужно быстро набрать базу постоянных пользователей и тем самым закрепиться на рынке. Главной особенностью их является наличие в парке только дешевых машин отечественного или полуимпортного производства.
Разумеется, кроме водительского стажа при проверке вас как кандидата на присоединения к каршерингу, будет проверяться масса других характеристик — ваша история по ДТП, по получению страховых выплат и прочей жизни в околоавтомобильной индустрии. При этом общими для всех вышеназванных компаний являются следующие правила:
Так что смотрите, выбирайте. Если даже вы никогда не садились за руль, но имеются давно полученные в автошколе права, то вперед, выбирайте любой каршеринг со стажем от одного года и ездите на здоровье. Если же вы с документами, но без водительского стажа, то тоже есть на чем покататься.
«Все мы были новичками»: можно ли допускать водителей без стажа к автомобилям каршеринга?
В России всего три каршеринга, позволяющих новичкам арендовать машины (в июле к их числу присоединился Rentmee). Мы провели большое исследование о том, почему операторы не пускают в каршеринг новичков, возможно ли изменить ситуацию и что для этого нужно.
Содержание:
Постановка вопроса
Как известно, все крупные каршеринги ограничивают минимальный возраст и стаж своих потенциальных пользователей. Самые демократичные требования у Делимобиля — 19 лет и 1 год стажа. А в Яндекс.Драйве, YouDrive и BelkaCar пользователями могут стать только водители старше 21 года со стажем от 2 лет.
Почти все мелкие и региональные операторы также не допускают к сервису новичков. Исключение составляют Lifcar, Rentmee (с недавних пор) и URAмобиль (уральский каршеринг, тарифы которого для водителей 18/0 отличаются от тарифов для пользователей 21+). Ранее московские новички могли также воспользоваться услугами каршерингов Карусель, Car4You и TimCar, но два последних прекратили свою работу, а Карусель переквалифицировалась в кикшеринг.
Наличие ценза по возрасту и стажу объясняется многими причинами. Это и безопасность участников дорожного движения, и минимизация финансовых рисков для компании, и условия страховых компаний. Но безопасность все же стоит на первом месте:
Однако финансовые показатели и условия, которые предоставляют страховые компании, тоже важны. Это подтверждает и Екатерина Макарова, соосновательница BelkaCar:
«Все основные параметры заложены в бизнес-модель, в том числе параметры риск-менеджента».
При этом спрос на каршеринг среди новичков определенно есть. Например, по данным операторов каршеринга, в их «листах ожидания» сейчас находится более 100 тысяч заявок от желающих зарегистрироваться в сервисах при отсутствии необходимого стажа или возраста.
Кроме того, при подготовке этого материала мы провели опрос среди своих читателей, и он показал, что почти 91% водителей со стажем до 1 года подавал заявки на регистрацию в каршеринге. Кроме того, 11,2% водителей, севших за руль сразу по получении прав, получили возможность водить благодаря каршерингу или аренде. А из тех, кто начал водить по прошествии года и более по получении прав, 42,7% сразу стали пользоваться каршерингом или арендой.
Интересно заметить, что за рубежом есть немало каршерингов, которые дают доступ к сервису без стажа и с 18 лет. Например, новозеландский Cityhop, испанские WiBLE и Respiro, немецкий Miles Mobility, датский Green Mobility и многие другие.
В целом идея допускать к каршерингу любых водителей, несмотря на то, что часто встречает недовольство, выглядит обоснованной: по закону любой человек с 18 лет может получить права и начать ездить. И если человек может купить машину и поехать на ней прямо в день получения водительского удостоверения, почему он не может машину арендовать?
Давайте разбираться, почему.
Стаж vs. реальный опыт вождения
По данным нашего опроса, 35,3% респондентов получили права в 18 лет. И 62,7% сели за руль сразу или в течение полугода после получения прав. При этом более половины участников уже умели управлять автомобилем до получения прав.
Из тех, кто сел за руль сразу, подавляющее большинство (52,3%) начали ездить на автомобиле члена семьи или получили собственный автомобиль в подарок от родителей. На втором месте по популярности (30,2%) оказался вариант с самостоятельной покупкой машины. 11,2% опрошенных стали ездить на арендных или каршеринговых авто. В контексте нашего исследования наиболее примечательна первая группа респондентов: родители или родственники посчитали тех, кому подарили или дали в пользование машины, достаточно ответственными для вождения.
При этом и те, кто начал водить сразу после автошколы, и те, у кого между получением прав и началом реального стажа случился перерыв, в первое время не чувствовали себя за рулем комфортно. Из тех, кто сел за руль сразу, 60,6% отметили, что поначалу у них присутствовала легкая неуверенность, но со временем выученные навыки всплыли в памяти. Среди тех, кто несколько лет не ездил, ситуация почти идентичная: этот показатель составил 58,2%.
Зато количество тех, кто сел и сразу поехал уверенно, отличается существенно: 29% из тех, кто начал ездить сразу, против 13,8% из тех, кто сел за руль после перерыва.
Еще один важный показатель: 80% опрошенных из тех, кто начал водить не сразу, отметили, что чувствовали бы себя за рулем комфортнее, если бы перерыва между обучением и началом реального стажа не случилось. Кроме того, 78,3% всех опрошенных считают, что перерыв между получением прав и началом активного регулярного вождения приводит к потере навыка вождения, и 46,7% выступают за то, чтобы водители получали доступ к управлению автомобилями (в том числе, и каршеринговыми) сразу по получении прав.
С респондентами во многом соглашаются и эксперты. Дмитрий Усанов, управляющий директор по корпоративному автострахованию «Ренессанс страхование»:
Того же мнения придерживается и Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок»:
«Чем больше перерыв, тем больше вероятность попасть в ДТП. В народе есть такое явление «подснежников», т.е., тех водителей, которые управляют авто только летом. Так вот их поведение даже после полугодового перерыва в вождении настолько отличается от нормального, что даже получило свое признание в народном фольклоре.
Очевидно, что чем быстрее водитель начнет набирать реальный стаж вождения, тем более безопасным будет его навык. Однако здесь нужно учесть, что аварийность новичков выше, поэтому для новичков должны быть отдельные тарифы или отдельные условия. Также надо повышать ответственность таких водителей путем явного раскрытия суммы ответственности, которую они несут при пользовании чужим имуществом».
Глеб Виленский, член совета директоров группы содействия “Дельта”, приводит конкретные доказательства:
«Разумеется, так же и перерыв между автошколой и началом практического вождения никак не способствует формированию навыков вождения высокого уровня. Наоборот, он приводит к тому, что постепенно угасают базовые навыки водителя.
Кстати, угасание навыков вождения из-за отсутствия практики было очень заметно, когда в Москве отменили пропуска для машин. В первые дни казалось, что на дорогах вдруг стало полно «чайников». Хотя на самом деле это были люди, выехавшие после вынужденного перерыва в один-два месяца. Мы тогда сразу зафиксировали всплеск аварийности, похожий на «день жестянщика». Но буквально через неделю пик обращений с мест ДТП начал снижаться».
При этом на сегодняшний день не существует способов, позволяющих наверняка определить, ездил ли человек за рулем с момента получения прав, или его стаж — всего лишь цифра, а права все это время лежали на полке:
«Вопросом несоответствия формального и реального стажа вождения задаются не только каршеринговые компании. На сегодняшний день не существует ни одного достоверного метода определения реального стажа вождения. По этой причине сервисы каршеринга вводят определенные ограничения для водителей с небольшим стажем»
Проблемы молодых водителей
Любой человек с 18 лет может получить водительское удостоверение и сесть за руль. При этом ограничения со стороны операторов каршеринга совершенно законны. Автомобили каршеринга — собственность операторов, а они, в свою очередь, частные компании, и имеют право устанавливать такие условия, которые посчитают нужными.
В 2018 году каршеровод Ильяс Сетдинов подал иск в суд против компаний, установивших ценз, посчитав это незаконным. Он требовал признать предметом договора — прокат, признать договоры публичными, принудить компании заключить с собой договоры и взыскать с каждого ответчика материальную компенсацию. Однако суд отклонил претензии Ильяса и подтвердил право операторов ограничивать стаж и возраст. Со всеми юридическими тонкостями и обоснованиями вы можете познакомиться в блоге автоюриста Александра Беленко:
Ильяс не прав, каршеринг – не прокат. Взгляд автоюриста
Сами каршероводы в основном совсем не возражают против ограничения возраста и стажа. Однако вместе с тем и респонденты, и эксперты сходятся в том, что гораздо лучше, когда человек после автошколы имеет возможность сесть за руль и приобретать реальный опыт сразу же. Так, почти половина (46,7%) опрошенных положительно относится к допуску неопытных водителей к каршерингу. Мы спросили наших читателей и экспертов о причинах, по которым стаж и возраст в каршеринге все же ограничены, при том, что по закону с 18 лет любой человек может получить права и сесть за руль, и особых условиях, которые могли бы минимизировать все возможные риски.
Часть опрошенных считает, что никаких особых условий для новичков в каршеринге создавать не нужно. Любой водитель с чего-то начинает, и для остальных участников дорожного движения не играет роли, едет ли он на своей машине или на арендной. Такого мнения придерживается и Вячеслав Максимычев, представитель автошколы «МИР» АНО ДПО «ОНМЦ»:
Так, однако, считают не все. Но результаты нашего опроса и мнения экспертов показывают, что все проблемы, которые связаны с новичками в каршеринге, решаемы.
«Не свое — не жалко»?
Многие респонденты уверены, что отношение водителя (особенно, молодого и неопытного) к машине каршеринга можно охарактеризовать фразой “не мое — не жалко”. Эту мысль исчерпывающе выразил и Петр Шкуматов:
Отчасти поэтому расширенная страховка (полное каско) и повышенные тарифы оказались самыми популярными вариантами решения проблемы ответственности среди наших респондентов.
Но одними деньгами всего не решить. Вице-президент Национального Союза Автомобилистов Ян Хайцеэр предлагает наряду с ценой еще и ограничение скорости (и многие опрошенные также посчитали его необходимым):
«Конечно, повышенный тариф. Деньги решают все, это же коммерческое предприятие. Как человека и машину ни застрахуй, он будет опасным, пока плохо ориентируется на дороге. Ограничение скорости, и даже не 60, а 50 км/ч — полагаю, отбросит часть лихачей, которых мы, к сожалению, видим на каршеринге, и которые частенько из-за этого попадают в аварии. Повышенная страховка также необходима».
Также респонденты настаивают на использовании телематики в отношениях с неопытными водителями:
Про телематику говорит и Дмитрий Усанов:
«Это [безопасность вождения каршеринга новичками] надо регулировать не только тарифом, но и анализом манеры управления ТС по данным телематического оборудования. В таком случае, можно реагировать на пользователей, у которых нет большого стажа, но которые управляют ТС агрессивно».
Что делать с молодостью и неопытностью?
Для многих респондентов возраст водителя в каршеринге оказался абсолютно неважен, но важны реальные навыки вождения и личные качества, такие как ответственность и страх за свою и чужие жизни, которых в 18 лет в большинстве случаев просто не может быть.
Для решения этой проблемы многие наши читатели сочли обязательным условием при регистрации молодых людей без стажа посещение офиса (или хотя бы видео-созвон), для того, чтобы новоиспеченный водитель смог осознать всю ответственность, а компания посмотреть на потенциального клиента.
Кроме того, значительная часть респондентов предложила каршерингам проводить свой собственный экзамен для водителей с малым стажем. Так, тест на знание ПДД можно проводить прямо в приложении, а проверять навыки вождения — на площадке. Причем, по задумке, их можно оценивать и без инструктора: по датчикам ускорения, камерам и разметке.
«Наймите собственных инструкторов, которые за адекватную стоимость будут тестировать тех, кто хочет с нулевым стажем начать пользоваться каршерингом. Так делают большие западные компании, когда выдают машину сотрудникам. Уверен, многие готовы будут заплатить за этот тест 2-4 тысячи рублей и получить доступ уже сегодня, а не ждать 1-2 года».
А как не суетиться за рулем?
По мнению многих участников нашего опроса, арендные машины не должны становиться учебными автомобилями. Кроме того новичкам сложно привыкать к разным автомобилям и нельзя суетиться за рулем, а в условиях поминутной тарификации многие подсознательно будут стараться доехать побыстрее, чтобы меньше заплатить.
Однако и эта проблема оказалась решаемой. Многие респонденты предлагают выделить отдельные автомобили для новичков, в идеале — одной марки, чтобы проблем с пересадками из одного авто в другое не возникало:
«Возможно выделение особого автопарка для людей с нулевым опытом, в которых есть больше помощников вождения/ограничители по скорости/удешевленная комплектация автомобиля (для меньшей материальной ответственности в случае авариайной ситуации), что обезопасило бы участников движения».
Целесообразность выделения для новичков своего автопарка, наряду с другими решениями, находит и Глеб Виленский:
«Если же все-таки рассматривать каршеринг как возможный первый автомобиль, я бы предложил подумать о таких вещах:
— для каждого начинающего водителя спектр доступных моделей машин должен быть максимально ограничен (например, только «Солярисы»): это упростит адаптацию к новым авто;
— новичку надо предоставлять специальное время на подготовку к вождению – правильно подогнать сиденья и зеркала, включить свет, пристегнуться, настроить музыку и т.д. Давно мечтаю сделать такой гайд для приложений каршеринга;
— хорошо бы предоставить начинающим водителям специальную горячую линию поддержки – у них ведь часто возникают «дурацкие» вопросы, ответы на которые, на самом деле, очень важны, чтобы чувствовать себя за рулем уверенно;
— возможно, имеет смысл активно использовать системы поощрения безопасного стиля вождения наподобие той, что была, кажется, у YouDrive – с бонусами за спокойную езду и минусами за лихачество: все мы любим поиграть и посоревноваться, а современная телематика это вполне позволяет делать. Надо сказать, такая бонусная программа может стать работающей альтернативой «вступительному экзамену» для новичков: если мы не можем на практике убедиться в достаточности навыков водителей в момент заключения договоров, можно оценивать этот параметр в процессе вождения и закрывать доступ к аренде тем, кто набирает слишком много штрафных баллов».
Многие также предлагают ограничить время движения, чтобы новички не могли ездить в час пик, или географию использования (например, запретом въезда в центр города). Еще одно рациональное предложение — специальный тариф на долгую аренду:
«Ценз по стажу нужно снижать, но, возможно, более пристально смотреть за превышением скорости на участках, где нет камер, но работает GPS. Возможно, допускать неопытных водителей только к часовым / суточным тарифам, чтобы они никуда не спешили, гонясь за экономией».
Как решить проблему неуверенности/чрезмерной уверенности?
По наблюдениям наших респондентов, молодые неопытные водители ведут себя на дорогах слишком неуверенно или, наоборот, излишне самоуверенно, лихачат, превышают, считают, что их навыки вождения безупречны, и тем самым провоцируют ДТП, например:
«Если взять среднюю пробку на нерегулируемом перекрестке, и убрать из этого потока всех неопытных водителей, уверен пробка рассосется в течении нескольких секунд. Увеличение числа водителей без опыта на дорогах увеличит средний балл пробок».
Что предпринять, чтобы обезопасить новичка на каршеринге и окружающих участников дорожного движения?
Петр Шкуматов предлагает обязать новичков обозначать себя наклейкой:
«Если водитель не имеет стажа, он уже должен иметь наклейку. Сам каршеринг может обеспечить возможность её быстрого монтажа и демонтажа. Также для водителей новичков должны быть доступны не все модели автомобилей».
Про наклейки говорили и многие из опрошенных нами, так как установка такого знака является обязательной, а несоблюдение этого требования карается штрафом. Пока нам не известно о случаях выписывания штрафов каршероводам за отсутствующий знак «Начинающий водитель», но по закону водитель каршеринга не отличается от других водителей, а потому эти требования относятся и к каршероводам со стажем менее двух лет.
Кроме того, часть респондентов считает, что условия для новичков должны быть существенно более жесткими, чем для опытных водителей, и подразумевать некий “тестовый режим”:
«Первый год [следует] производить мониторинг поездок, чтобы у этого водителя в приложении горел значок “молодой водитель”. Если у него за это время будет агрессивная езда / превышение скорости и т.д., то блокировать его до истечения года».
«Можно следить за новичками первые несколько поездок, а далее принимать решение: ждать ему 19-21, или пусть водит, потому что аккуратный и относится к машине как к своей».
В компании «Делимобиль» подтверждают, что операторы каршеринга готовы к применению воспитательных мер:
Правда ли, что новички более аварийны?
Если обратиться к вопросу аварийности начинающих водителей, данные начинают расходиться. Петр Шкуматов говорит, что частотность аварий у новичков в три раза выше, чем у водителей с опытом. С тем, что стаж влияет на аварийность согласна и соосновательница BelkaCar Екатерина Макарова:
Но по наблюдениям Дмитрия Усанова, зависимость аварийности от стажа вовсе не линейная:
«Мое мнение, что высокая аварийность (если не считать повреждения ТС на парковке) не у начинающих водителей, а скорее у тех, кто уже овладел начальными навыками управления ТС и начинает ездить более быстро и агрессивно, но из-за недостатка опыта попадает в ДТП. Также в зоне риска водители, которые начали активно ездить весной, а к зиме уже считают себя опытными и разбивают автомобиль в первый снегопад, как говорят, в «день жестянщика».
Наш опрос показал, что среди водителей, начавших водить сразу после автошколы, на первом году вождения в ДТП попадали лишь 28,7%. Однако мы решили узнать, как, по мнению экспертов, аварийность среди водителей-новичков можно снизить.
На необходимость дополнительной практики указывает и Ян Хайцеэр:
«Обратите внимание, если вы хотите, например, поменять права (например, у вас российские, а вы хотите получить за рубежом), то при владении правами менее трех лет, даже между странами, где есть соглашения, появляется необходимость сдавать практический экзамен, чтобы подтвердить навык вождения. И это еще простая ситуация. А когда человек садится за руль в непривычном для себя автомобиле (а молодой водитель обычно сперва привыкает к какому-то одному автомобилю, как показывает практика), то он чувствует себя мягко говоря неуверенно и будет создавать опасность. Вот если бы он проходил дополнительные, продвинутые курсы, что-то похожее на курсы контраварийной подготовки, у него появилась бы уверенность. Там дают реальный навык пользования автомобилем».
Урбанист Илья Варламов считает, что не всегда между стажем и аварийностью есть прямая взаимосвязь. На показатель числа ДТП (в том числе, и с участием водителей-новичков) влияют и другие факторы:
«Проблема аварийности не всегда зависит от стажа или возраста, потому что водители бывают разные. Если мы говорим конкретно про Россию, то нужно нормально проектировать улицы. Потому что грамотное проектирование улиц снижает аварийность, не дает даже неопытному водителю нарушать правила, подсказывает, как нужно себя вести, как нужно ехать, и даже в случае ДТП исключает летальный исход или серьезные травмы. Именно об этом и говорит весь европейский опыт и концепция «Нулевой смертности».
Подводя итоги
Операторы каршеринга, безусловно, в праве ограничивать минимальный стаж и возраст своих клиентов, поскольку являются частными компаниями со смешанным договором — оказания услуг и аренды.
Причины, по которым устанавливаются такие ограничения, тоже понятны: компании хотят максимально обезопасить себя от рисков, а также не переплачивать за страховку машин.
Но при этом очевидно, что не все пользователи каршеринга, проходящие по параметру стажа, действительно имеют этот стаж. И так же очевидно, что большой перерыв между получением прав и началом вождения в городе плохо сказывается на тех и так недостаточных навыках, которые человек получает в автошколе:
«Да, корреляция есть и с аварийностью, и с потерей навыка вождения, особенно если реальный водительский стаж начался через несколько лет после получения прав, и самостоятельного опыта управления автомобилем у человека не было».
Российский каршеринг все еще молодой, но уже не новорожденный. За годы работы операторы отточили механизмы слежения за стилем вождения, собрали статистику аварийности, неоднократно усовершенствовали свои предложения. И очередным усовершенствованием вполне мог бы стать допуск к сервисам водителей-новичков, так как способов контроля существует совсем не мало.
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашем опросе. А вместо послесловия приводим еще несколько интересных мыслей наших респондентов:
«Я считаю, что нынешняя система исчисления стажа вождения в корне не верна: даже если права по факту есть 2 года, это не значит, что у водителя больше опыта на дороге, чем у новичка с полугодовалым опытом. Я получила права полгода назад, но езжу каждый день на машине и уверенно чувствую себя на дороге, поэтому хотелось бы не дожидаться «формальных 2 лет» для регистрации в большинстве КШ-компаний. Было бы здорово доказывать свою адекватность на дороге конкретными данными: например, километрами или штрафами, а не просто временем, когда права лежат в кармане».
«От момента получения прав до возможности зарегиться в каршеринге прошло 3 года. Умею ли я водить теперь? Однозначно нет! Могу ли позволить себе еще раз выложить деньги на обучение? Тоже нет».
Для тех, кто не хочет читать целиком
Мы задались вопросом о том, реально ли ограничения по стажу и возрасту в каршерингах повышают безопасность на дорогах и снижают риски компаний.
Наш опрос показал, что стаж далеко не всегда соответствует наличию опыта. 37% респондентов начали ездить по прошествии продолжительного (от полугода до 10 лет) времени с момента получения прав. При этом и те, кто сел за руль сразу, и те, у кого случился перерыв, не чувствовали себя за рулем комфортно в первое время. Но 80% тех, кто начал водить по прошествии времени с момента получения ВУ, отметили, что чувствовали бы себя увереннее за рулем, если бы начали практиковаться сразу.
Однако несмотря на мнение большинства о том, что лучше не иметь промежутка между получением прав и началом стажа, остается много контраргументов против допуска водителей без стажа, в частности, к каршерингу. Но наши респонденты и эксперты нашли решение для всех проблем, которые возникают у неопытных водителей (и у других участников дорожного движения в связи с неопытными водителями, а также у операторов каршеринга).
Так, вопрос отсутствия ответственности у молодого водителя за не свой автомобиль можно решить повышенными тарифами, обязательным полным каско и ограничением скорости.
Отсутствие реальных навыков вождения и безответственность (которая, по мнению опрошенных, часто является нормальной для молодого возраста) сглаживаются личным или онлайн-собеседованием при регистрации и собственным экзаменом для новичков, проводимым операторами каршеринга.
Необходимость набирать опыт на одном автомобиле решается выделением для новичков отдельной части автопарка, выделением времени на подготовку к поездке, ограничением времени движения и географии использования, а также особыми условиями для долгих аренд.
Для того, чтобы новички не создавали неудобств остальным участникам дорожного движения, наши респонденты и эксперты предлагают обязать их помечать свою машину знаком «начинающий водитель». А каршерингам предлагается мониторить поездки новичков в течение некоторого времени и блокировать их в случае нарушений.
А в снижении аварийности новичков операторам может помочь телематика, повышенные тарифы, а также получение новичками реальной практики вождения.
В любом случае, вопрос о допуске водителей без стажа и опыта остается на решении компаний. Технологии не стоят на месте, способов мониторинга и поощрения безопасного вождения становится все больше, так что, быть может, каршеринг сможет заменить личный автомобиль и в качестве «первой ласточки».