карплак цвет это какой
Краски красного цвета и оттенков: какие выбрать?
В споре художников о самых прочных красках красного цвета можно поставить точку. Лучшими художественными красками с точки зрения долговечности и светостойкости являются кадмиевые краски. Также краски на основе кадмиев обладают прекрасными кроящими способностями.
Комментарии
Я как-то избегаю кадмиевых красок. Нравится краска английская красная и немного охра красная. Красную охру вообще считаю самой прочной из всех красных красок и намного сильнее красного кадмия.
Если кому нужна красная лессировочная краска, то используете краплак, но готовьтесь ждать: она медленно сохнет.
Красная охра, она же сангина, самая замечательная краска красного цвета. Мне очень нравится! Краска очень прочная, быстро сохнет и практически универсальная. Ничего большего и ненадобно.
Да вот как раз нужны и весьма часто.
Можете покупать любые красные краски, только не вздумайте брать красный сурик, он же свинцовый сурик. Краска сильно ядовита, часто теряет цвет и сильно чернеет.
Неужели есть те, кто все это еще сурик покупает?
Раз вспомните о сурике, то почему забыли киноварь? В ней содержится ртуть и не важно какая краска масляная или акриловая.
Вы ошибаетесь немного. У сурика и киновари разные предыстории. Раньше краску киноварь действительно делали из одноименного минерала, в котором содержалась ртуть. Сейчас киноварью называется просто оттенок красного цвета не более. Так что покупайте и не бойтесь!
Ничего подобного киноварь и в Африке киноварь. Просто сейчас некоторые производители эту ртуть как-то особо «гасят», но между тем в краске она все равно числится. Киноварью лучше не связываться в принципе. Сама краска вообще не прочная, а также может немого чернеть на свету. В масляных красках киноварь и вовсе еще более нестабильная и покрытие лаками он не любит. Лучше киноварью не крыть, а сам пигмент не выносит толстые пастозные слои. Есть достойная альтернатива. Киноварь без проблем заменяет красный кадмий. Он в сто раз лучше даже самой качественной киновари.
Поражаюсь людям, которые обсуждают давно забытое и вредное.
Зачем мучиться, если есть кадмий красный светлый, средний и темный? Идеальная и достойная замена вашей киновари с суриком и красной охре.
Кадмиевые краски подходят для пастозной и тонкослойной работы и, как правильно сказал Михаил, кадмии являются самыми прочными красками для живописи!
В качестве пигмента кадмий можно сказать идеально подходит для масляных красок. Только в масле он играет на все 100% и выглядит заметно интенсивнее по тону. Даже в акриловой дисперсии тот же самый красный кадмий выглядит совсем скромнее.
Таим образом, наряду с кобальтовыми красками, кадмиевые краски однозначно лучшие и универсальные!
Хотелось бы сказать и свое мнение. Достаточно хорошими красками красных оттенков являются современные разновидности краплака (темный, прочный, светлый). Все вышеуказанные краплаки отличаются очень высокой интенсивностью и светостойкостью, хотя в масляных красках сохнут сравнительно медленно. С акриловыми и акварельными красками все гораздо лучше.
Да, есть еще краплак розовый «прочный». Я его не зря выделила за скобки и вообще не отнесла к красным краплакам. Он изготавливается немного из других компонентов. Он менее светостойкий и вообще считается не таким уж и прочным. Покупать его не советую.
Согласен. Есть еще так называемый ализариновый краплак красный. Немного прочнее обычного красного краплака и более стабилен по цветовому тону.
Ой, намучился с вашим красным краплаком в свое время. Помимо медленного высыхания он долго не хранятся. Со временем густеет и становятся тягучим, т.е. превращаются как бы в резину. Естественно, первым дело мне в голову пришло краски размягчить, но не тут-то было. Выяснилось, что краплак не размягчается никакими эфирными маслами или скипидаром. Понятное дело, что использовать испорченные краски я не стал и все это дело выбросил.
Мне очень нравится Кармин. Как красная краска она можно сказать оптимальна и недорогая. К тому же читала, что она на протяжении 300 лет пользовались больше популярностью чем ваши краплаки.
Ни в коем случае, девушка, не пользуйтесь кармином. Кармин очень нестойкая краска, как бы ее не обзывал производитель. На протяжении этих ваших 300 лет она как раз погубила сотни и тысячи произведений живописи. В акварельных и акриловых красках кармин живет пару месяцев с учетом присадок, а в масляных пару лет. Выцветает напрочь, плюс тянет за собой другие краски. Кармин встречается в магазинах под разными названиями. Будьте осторожны.
Если говорить о красных красках, то лучше и красного кадмия вряд ли найдете. Некоторые правда, то ли по привычки, то ли от незнания ставят еще киноварь, хотя она давно отдала свои лидирующие позиции. Лет так 50 назад. Иногда правда сложно обойтись без краплаков.
Я тоже пользуюсь красным кадмием и он меня полностью устраивает. Краплак даже близко не нужен. Красную охру и английскую красную еще можно использовать, но и то нечасто.
В красных красках я знаю толк. Ализарин (малиновый темно-красный) очень хорошая краска. А вот ализариновый кармин и алый ализарин пропускайте. Марс красный, как и красные кадмий, тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Пользуюсь венецианским красным, а также краской вермилион (чаше тёмного, чем светлого оттенков). В качестве дополнительных оттенков хорошо играют вишневая Мецкар и Тавуш, а также земля поццуоли. Вот такой вот я нестандартный художник!
Мне нравится индийская красная и красный квинакрион. Краски вполне прочные и идут вровень с марсом и кадмием.
Дорогие друзья, не ограничивайте себя всего несколькими красками!
Ошибаетесь, коллега. Индийская красная и тем более квинакридон (он же хинакридон) со всеми известными оттенками, типа квинакридоновый кармин и хинакридоновый розовый — все это краски достаточно сомнительной прочности. Вы очень сильно рискуете со своей любовью ко всяким там лишним разноцветиям загубить свою живопись.
К слову, также к числу непрочных относятся краски неаполитанский красный и розовый.
Оставить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо зарегистрироваться и/или авторизоваться. При регистрации ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, а также прочитайте ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, в противном случае ваш отзыв опубликован не будет.
Свойства и характерные особенности масляных красок
При смешивании масляных красок необходимо учитывать их химический состав и характерные особенности, связанные с ним. Подробно рассмотрим свойства и особенности некоторых масляных красок:
Белила готовят из цинка, получаемого электролитическим способом. По своему составу белила представляют собой окись цинка ZnО. Связующим белил является смесь орехового и льняного масел. Белила цинковые имеют кремовый оттенок. Разбелы цинковых белил по тону холоднее, чем разбелы свинцовых белил.
Характерные особенности, цинковых белил состоят в том, что:
Белила свинцовые готовят на основе углекислого свинца. Связующим для свинцовых белил служит смесь орехового и льняного масла. Свинцовые белила обладают меньшей белизной, чем белила цинковые, что дает возможность получать более теплые разбелы.
Характерными особенностями свинцовых белил является то, что:
Неаполитанская желтая (на основе свинцовых белил)
Неаполитанская желтая представляет собой соединение сурьмяной кислоты с окисью свинца. Краска состоит на 95% из свинцовых белил, кадмия желтого и охры красной.
Цвет краски светло-желтый с золотистым оттенком, отличается некоторой блеклостью. В живописи накрасками неаполитанской желтой часто имитируют цвет золота.
Характерные особенности неаполитанской желтой:
Нежелательные смеси белых красок в основе свинцовых белил
Кадмий желтый, светлый, средний, темный
Кадмиевые желтые пигменты представляют собой соединение сульфата кадмия с сульфатом цинка.
Цвет желтых кадмиевых красок зависит от указанных соотношений сульфида кадмия с сульфидом цинка.
Краски отличаются высокой чистотой и интенсивностью.
Характерные особенности кадмиевых желтых красок следующие:
Светостойкость кадмиевых желтых красок возрастает по мере перехода от светлых к темным оттенкам.
Кадмиевые желтые краски не изменятся в цвете под действием сероводорода и сернистых газов.
Кадмиевые краски известны с 1829 года.
Кадмий оранжево-красный, красный светлый, красный темный красный, пурпурный
Пигмент представляет собой соединение сульфида и селенида кадмия, взятых в соответствующих соотношениях.
Цвет и оттенок красного кадмия зависят от содержания в нем селенида кадмия. Чем выше содержание селенида кадмия, тем насыщеннее красный оттенок краски; краски обладают большой цветовой насыщенностью, чистотой и яркостью. Красный кадмий по цвету приближается к киновари.
Характерные особенности указанных красок следующие:
Краски отличаются высокой светостойкостью. Кадмиевые краски оранжевые и красные не изменяются под действием сероводорода и сернистых газов. Кадмий красный применяется с 1912 года.
Нежелательные смеси кадмиевых красок:
Кобальт зеленый светлый с холодным оттенком, кобальт зеленый темный, кобальт синий, кобальт фиолетовый светлый, кобальт фиолетовый темный, кобальт синий спектральный и церулеум
Химический состав кобальтовых пигментов представляет собой соединение закиси кобальта со следующими окислами металлов.
Характерными особенностями кобальтовых красок является то, что:
Нежелательные смеси кобальтовых красок
Пигмент марганцевой голубой краски гипоманганата и сульфата бария. Краска интенсивная небесно-голубого тона.
Характерные особенности марганцевой голубой следующие:
Краска представляет собой смесь марганцевой голубой а кадмия лимонного. Это краска ярко-зеленого цвета, в разбеле становится более холодной. Mapганцево-кадмиевая имеет те же характерные особенности, что и марганцевая голубая, отличаясь от нее лишь большей укрывистостью. Смешивать марганцево-кадмиевую с другими красками не рекомендуется, за исключением цинковых белил.
Эта краска светостойкая, но ее светостойкость меньше, чем у марганцевой голубой.
Нежелательные смеси марганцевых красок
Краска готовится на основе пигмента окиси хрома. Окись хрома имеет зеленый цвет мягкого тона.
Характерные особенности окиси хрома следующие:
Краска обладает значительной светопрочностью. Под воздействием сероводорода и сернистых газов окись хрома не изменяет первоначального цвета. Пигмент окиси хрома был получен в 1809 году. Краска применяется в живописи с 1838 года.
Изумрудная зеленая является краской светопрочной. Она не изменяет цвета под воздействием сероводорода и сернистых газов.
Эта краска известна с 1838 года. В живописи применяется с середины XIX ‘века.
Пигмент краски представляет собой хромат стронция. Это краска лимонно-желтого цвета, глуховатая.
Характерные особенности стронциановой желтой:
Краска отличается высокой светопрочностью. Под действием сероводорода R сернистых газов стронциановая желтая не изменяет цвета. Краска применяется с середины XIX века.
Волконскоит и земля зеленая
Земля зеленая представляет собой разновидность волконскоита.
Характерные особенности указанных красок следующие:
Волконскоит и земля зеленая обладают высокой светопрочностью. Обе краски не изменяют цвета под действием сероводорода и сернистых газов. Эти краски начали применять в масляной живописи в последние десятилетия.
Нежелательные смеси хромовых красок
Характерные особенности ультрамарина состоят в том, что:
Нежелательные смеси ультрамарина
Краплак красный (№ 1 в № 2), краплак розовый и золотисто-желтая «ЖX»
Характерные особенности краплаков состоят в следующем:
Краплаки и золотисто-желтая «ЖХ» обладают низкой светостойкостью. Оба вида красок не изменяются в цвете при воздействии сероводорода и сернистых газов.
Нежелательные смеси красок, состоящих из органических соединений
Характерные особенности марса желтого:
Марс коричневый темный прозрачный
Пигмент краски представляет собой смесь гидроокиси и окиси железа с включением незначительного количества марганца.
Это краска темно-коричневая, отличающаяся чистотой и глубиной тона при пастозном нанесении. Тон краски в разбеле остается в одной гамме с исходной краской. Наличие в пигменте марганца придает ей теплый оттенок и снижает глубину коричневого тона.
Характерные особенности указанной краски состоят в том, что:
Характерные особенности марса оранжевого:
Характерные особенности английской красной: она обладает высокой красящей и кроющей способностью; темные сорта английской красной ранее называли венецианской или помпейской красной, она занимает промежуточное место между английской красной и красной охрой. При обжиге окиси железа с поваренной солью получают пигмент темно-красного цвета с фиолетовым оттенком, краска, приготовленная из такого пигмента, носит название капут-мортуум, который дает в разбеле гамму фиолетовых тонов.
Охра светлая и золотистая
Пигмент краски представляет собой природный кристаллический гидрат окиси железа с некоторым количеством глины. В охре светлой содержится от 12 до 25% гидрата окиси железа, в охре золотистой его количество может быть до 70-75%. Охра светлая имеет желтый цвет холодного тона, слабой цветовой насыщенности, так как это краска не яркая и не интенсивная. Охра золотистая отличается землистым оттенком и более теплая по тону, чем охра светлая.
Характерные особенности этих красок:
Характерные особенности охры темной:
Охра красная и охра красная прозрачная
Охра красная н охра красная прозрачная по составу аналогичны выше описанным охрам. Этот вид охр относится к так называемым прокалочным (при нагревании охры светлой она приобретает красный цвет).
Охра красная имеет красно-кирпичный цвет средней интенсивности, в разбеле розовато-желтая. Охра красная прозрачная отличается от красной менее коричневым оттенком.
Характерные особенности сиены натуральной:
Умбра натуральная и жженая
Характерные особенности указанных красок:
Ван-Дик коричневый (порховский)
Краску изготовляют из сильно разложившихся торфов в районе г. Порхова. Пигмент содержит большое количество органических включений (85-92%),. а также окислов железа, алюминия, кремния и фосфора. Это краска насыщенно коричневого цвета, разбел ее с цинковыми белилами матово-серый.
Характерной особенностью является то, что паста краски отличается высокой пластичностью и легко разносится по поверхности холста.
Нежелательные смеси с железоокисными красками
Характерные особенности персиковой черной:
Эта краска обладает высокой светостойкостью. Персиковая черная не подвержена изменениям при воздействии сероводорода и сернистых газов. Эта краска известна с древнейших времен.
Пигмент представляет собой глинистую породу, включающую каменный уголь. Эта краска имеет холодный оттенок и слабую насыщенность цвета, в разбелах шуигит нейтрального серого цвета. Характерной особенностью является то, что шунгит обладает высокой кроющей способностью. Эта краска имеет высокую светостойкость. Шунгит под действием сероводорода и сернистых газов не изменяет первоначального одета. Краска известна с древнейших времен.
Характерными свойствами сажи газовой является то, что;
Нежелательные смеси с черными красками
Особенности красок для живописи
Художественные краски должны отвечать определенным требованиям.
Цвет.
Цвет должен быть чистым и ярким.
Необходимо, чтобы цвет и тон одной и той же краски, выпускаемой в разное время на одном и том же заводе, были постоянными без всяких отклонений.
К сожалению, разные производители выпускают краски одного названия, которые имеют довольно заметные отличия и в цвете, и в тоне.
Нет международных стандартов цвета даже для каждого общепринятого в мировой практике названия краски, не считая конечно грубых различий (красной от фиолетовой, зеленой от синей и т.п.).
Химическая чистота.
Художественные краски должны быть химически чистыми, без примесей и без неоправданных наполнителей, сиккативов и т.п. Краски должны быть химически инертными по отношению к связующим веществам и напонителям, и по возможности не реагировали друг на друга в смесях.
Пастозность.
Однородность и нормальная густота краски (в основном масляной, акриловой или гуашевой), без излишней вязкости, текучести или отрывистости. При избытке масла в масляных красках и при недостаточно тонком перетире наблюдается отслаивание масла в тубах.
Свойства красок по цвету пигмента
Кадмий оранжевый (Cadmium Orange).
Сернисто-селенистый кадмий CdS, CdSe.
Удельный вес кадмия оранжевого 4.5.
Пигмент кадмия оранжевого появился в 20 веке.
Кадмии имеют высокую светостойкость, а краски на масле имеют высокую кроющую способность (укрывистость).
Кадмий красный (Cadmium Red).
Сернисто-селенистый кадмий CdS, CdSe.
Удельный вес кадмия пурпурного свыше 5.
Пигмент кадмия красного появился в 20 веке.
Кадмии имеют высокую светостойкость, а краски на масле имеют высокую укрывистость.
Краплак фиолетовый (Madder Lake Purple).
Состав как у краплака красного, но содержит еще соли железа, которые придают фиолетовый тон.
Охра красная (Red Ochre).
Природный земляной железный пигмент.
Безводная окись железа.
Цвет красновато-коричневый светлый.
Очень прочный и светостойкий пигмент.
Сиена жженая (Burnt Sienna).
Безводная окись железа.
Цвет красновато-коричневый теплый.
Прочный и светостойкий пигмент.
На масле бывает полупрозрачной в тонких слоях.
Феодосийская коричневая (Feodosian Brown).
Российский аналог умбры.
Не имеет зеленоватого оттенка, как в настоящей умбре натуральной.
В смеси с волконскоитом может имитировать умбру натуральную.
Маслоемкая краска, но высыхает на масле быстро.
В акварели несколько неровно ложится на бумагу.
Умбра жженая (Burnt Umber).
Безводная окись железа. В состав входят также марганец и кремнезем.
Цвет темно-коричневый с красным оттенком или нейтрально-коричневый темный.
Применяется во всех типах красок.
Пигменты: их история и использование. Палитра Вермеера
Лазурит
Кармин
Сажа газовая
Индиго
Индиго использовали еще древние греки и римляне. Марко Поло в XIII веке первым описал изготовление индиго в Индии. Растение Индигофера тинктория растет в тропическом климате, активный ингредиент находится в листьях. Анилиновый синий имеет ту же химическую структуру и заменил индиго в 1870 году. Индиго не удерживается в масляной основе. Для приготовления пигмента свежие листья замачивают в чане и оставляют ферментироваться. Затем их прессуют для использования как акварель или высушивают и растирают в порошок для использования как масляную краску. Растворенный в масле он дает очень прозрачный цвет, очень подходящий для лессировки. Индиго имеет очень ясный цвет с выраженным желтым оттенком, но на прямом солнечном свету быстро бледнеет. Он широко использовался в производстве мануфактуры. Вермеер использовал индиго только в двух работах. Его можно видеть в смеси со смальтой в облачении Христа в картине «Христос в доме Марии и Марфы». Это единственный темно-синий цвет, в котором художник не использовал ультрамарин. Присутствует индиго и в смеси с темно зеленой лессировкой в фоне картины «Девушка с жемчужной сережкой». Сейчас этот цвет почти полностью потемнел. Первоначально это был мягкий, гладкий, прозрачный зеленый цвет, который придавал фону глубину и драгоценность эмали.
Жженая кость
Свинцовые белила
С античных времен до 19 века использовался этот теплый белый непрозрачный цвет, быстро высыхающий, который прекрасно смешивался с любым другим цветом. Название свинцовые белила подразумевает, что пигмент содержит углесвинцовую соль, и как бы не использовалась краска, чистота цвета зависит от чистоты исходного материала – свинца. Процесс очищения сразу же увеличивал стоимость пигмента. Свинцовые белила всегда оставались самой важной краской для живописцев. Это единственный пигмент, который используется в неизменном виде с античных времен до наших дней. В XIX веке появился оксид цинка, в XX-м диоксид титана почти полностью заменил свинцовые белила. В Германии и Нидерландах для производства свинцовых белил тонкие свинцовые листы, свернутые в спираль, помещали в глиняной, покрытый внутри глазурью, горшок, на дно которого наливалось немного уксусной кислоты. Горшки закрывали свинцовыми пластинами, помещали в несколько этажей один на другом и закапывали в курятнике, на конюшне или в отхожем месте. Выделяющееся при гниении углекислота совместно с уксусной кислотой обусловливает переход металлического свинца в о основную углекислую соль. Вскоре он покрывался белой пленкой. Этот налет счищался и измельчался. Краска очень токсичная и требовала обращения с осторожностью. Но без нее большинство других цветов были бы слишком темными. Только желтая окись свинца имеет самостоятельный светлый цвет. При изображении освещенных пятен, необходимых для передачи естественного освещения, белый должен осветлять остальные, более темные краски. Вермеер, как и большинство его современников, пользовался белилами для изображения белых стен в большом количестве его картин. Он также учитывал структуру пигмента, подчеркивая выразительность изображения. Свинцовые белила имеют неоднородную структуру, и неровность поверхности передают неровность оштукатуренных стен. Это не является дефектом картин. При изменении освещения гранулы белил создают эффект мерцания. Свинцовые белила темнеют от присутствия сероводорода в воздухе. Потемневшие от сероводорода белила, выставленные на солнечный цвет, мало-помалу опять светлеют, но не достигают прежней белизны.
Желтая окись свинца
Если ультрамарин в картинах Вермеера можно назвать королем цвета, то желтая окись свинца является его королевой. В разное время, разных странах эту краску называли по-разному. Название требует пояснения. Она состоит из хромосвинцовой соли, которая имеет желтый оттенок. Из-за высокого содержания свинца краска очень ядовита. Использовалась с XIII до XVIII веков. Желтая окись свинца имеет лимонный оттенок и очень светлая. Она очень непрозрачная. Этот пигмент широко использовался для окраски стекла в Вероне и Больньи в средневековье. В Европе он присутствует на многих фресках и панелях. Чаще всего в изображении драпировок, светлых частей неба, листьях вместе с зелеными и земляными пигментами. Желтая окись свинца – это основной пигмент, используемый Вермеером для изображения желтых драпировок, меховых накидок. В картине «Дама, пишущая письмо» он использовал две различные техники. Для изображения меха как основа была взята желтая более зернистая, использовалась более жесткая кисть. Для верхнего слоя и передачи светотени использовалась более тонкая кисть и более нежная краска. Кажется, что мех переливается. Вермеер использовал желтую окись свинца в комбинации с синими пигментами для получения нежно-зеленого цвета. В картине «Девушка читающая письмо» зеленая занавесь изображена смесью желтой и лазурита. Эта же комбинация повторяется в зеленых ставнях «Улочки». Мастерство колориста можно оценить по использованию желтой окиси свинца, которую очень сложно гармонизировать с цветом кожи. Наиболее любопытный пример использования желтой окиси свинца в зеленых тонах на рукаве «Дамы с весами». Кажется, что в этом осветлении нет никакой логики, но Вермеер повторил этот прием позже в картине «Девушка в красной шляпе». Исследователи техники живописи так объясняют этот эффект: «Подчеркнув более светлое пятно ярко желтым мазком, а не белым или светло голубым, синее платье стало более теплым без изменения насыщения синего тона».
Резедовая желтая
Пигмент получают из культивируемого в Нидерландах растения, близкого к садовой резеде. Это старейшее красящее растение в Европе. В основном пигмент получают из цветков. Он использовался при окраске шелка и шерсти. Краска растворима в масле, но к ней добавляют мел и квасцы для придания объема. Очень прозрачная, подходит для лессировки. Резедовая желтая имеет долгую историю как краска, растение до сих пор выращивается в коммерческих целях в Нормандии и используется для производства красителя для шелка. Ни одна искусственно созданная краска не способна ее заменить. Все растение, цветы, стебли, сушат, дробят, чтобы затем вымачивать в воде или растворе квасцов. В средние века в пигмент иногда добавляли яичную скорлупу. В смеси с свинцовыми белилами получается яркий теплый светло-желтый цвет.
Только в одной картине Вермеера, «Девушка с жемчужной сережкой», присутствует резедовая желтая. В 1994 году при реставрации было обнаружено, что весь задний фон предварительно прописан черной краской, а затем покрыт слоем индиго с резедовой желтой, которая дала глубокий зеленый цвет. Оба пигмента приспособлены для лессировки и очень прозрачны. Фон картины изначально был глянцевый, блестящий, просвечивающий зеленого цвета. Вермеер возможно хотел передать «совершенную иллюзию драгоценного эмалевого объекта. Похоже, что Вермеер пользовался резедовой желтой в других картинах. Возможно, утонченное изображение атласного платья сидящей госпожи в «Любовном письме» было покрыто лессировкой этой краской поверх однотонного нижнего слоя. Этот цвет имеет глубину и отличается от обычного лимонно-желтого (хромсвинец), которым изображен жакет той же модели.
Умбра
Умбра – та же охра, содержащая оксид марганца и гидроксид железа. Жженая умбра получается при нагревании обыкновенной. Из-за присутствия марганца она прекрасный адсорбент. Лучшие сорта умбры найдены на Кипре. Особенно ценится умбра с зеленым оттенком. В основном используется для первого слоя живописи. Тени, в которых использована умбра вместо черного пигмента, более теплые и естественные. У нее немного холодный оттенок. Хорошо смешивается с белилами, давая различные оттенки от зеленоватого до серебристого. Вермеер широко пользовался умброй для основы картины. Тени и выбеленные стены в основном написаны умброй в сочетании с белилами и небольшим количеством черных пигментов. Так написана стена в картине «Молочница».
Киноварь
Киноварь – яркий красно-оранжевый пигмент на основе сульфида ртути. В переводе с арабского означает «драконова кровь», Ядовита. Природная сернистая ртуть называется вермильоном. В природе кристаллы сульфида ртути находили в основном в Альмадене и Индре. Лучшая киноварь происходит из Испании, но есть ее залежи в Италии, в Монте Амиата, неподалеку от Сиены. При размалывании проявляется красный цвет, чем мельче крупицы, тем светлее цвет. Осаждается из масла, поэтому, к краске добавляется воск. Традиционная лессировка краплаком, кармином и кошенилью поверх киновари не только усиливает цвет, но и предохраняет его от потемнения. Стертая в масле сохнет очень медленно. Известно, что чем дольше свет проникает через связующее вещество, тем быстрее темнеет киноварь. От света изменяется, некоторые сорта под влиянием света темнеют и делаются коричневыми. Вермеер использовал киноварь под лессировкой. Она есть в одежде в картине«Бокал вина», в «Девушке с бокалом вина» киноварь, в сочетании с белилами, ультрамарином и черным пигментом, дает глубокую тень. Платье девушки покрыто тонким слоем краплака поверх киновари. Тот же метод использован для получения «пылающего» оттенка красного в «Девушке в красной шляпе». Киноварь присутствует в изображении восточных ковров.
Желтая охра
Желтая охра – природный земляной пигмент, состоящий в основном из глины с добавками оксида железа. Цвет в основном зависит от происхождения глины. Светлые оттенки приобретают красный тон при нагревании. Наиболее чистую охру можно найти во Франции и на Кипре. Охру как натуральную краску использовали еще в доисторические времена. Она имеет различные степени прозрачности, некоторые виды ее совсем не прозрачные. Краска непрочная, и не используется как основной цвет, но в сочетании с другими пигментами дает широкий спектр природных тонов. При смешивании с белилами дает цвет, близкий к тону кожи человека. Киноварь или краплак добавляет теплоту оттенку. Вермеер широко использовал охру, в основном при изображении лиц и рук. Что интересно, красных пигментов не было обнаружено. Так, в картине «Женщина с жемчужным ожерельем» можно найти охру, белила, черный пигмент. Отсутствие красных тонов можно объяснить тем, что художник использовал их крайне скупо, и со временем они выцвели. Поэтому лица на картинах кажутся бледными. Чистой охрой написана напольная плитка в «Девушке с бокалом вина», охра есть в картах, так любимых Вермеером, коврах. Желтая охра в смеси с свинцовыми белилами – основной тон берега на переднем плане «Вида Дельта»
Веронская зеленая
Халцедон – название группы минералов, но в живописи использовался светлый, холодного оттенка зеленый, известный как Веронская зеленая – натуральная зеленая краска, состоящая из кремнезема, закиси железа, глинозема, магнезии, натрия и закиси марганца. Зеленый цвет ей придают соединения железа. Находят ее в Германии, Франции, Италии и на Кипре. Краска была известна еще древним римлянам и грекам, ее нашли при раскопках Помпеи. Не изменяется от действия света и воздуха, но довольно плохо кроет. От накаливания меняет цвет на красновато-коричневый, в таком виде ее тоже используют в живописи. Наиболее важным в средневековой живописи был светлый, холодный зеленый целадонита, который в небольшом количестве находили в горах поблизости от Вероны в Италии. Сегодня этот цвет заменен смесью оксида хрома, черного, белого и охры, так как натуральный цвет почти не добывается. Сегодня натуральная веронская земля почти недоступна, месторождения истощены. Цвет варьирует в зависимости от происхождения от светло-голубоватого-серого с зеленоватым оттенком до темного коричнево-оливкового. Чистый тон ее тускло-зеленый. При смеси с маслом пигмент становится прозрачным и немного меняет структуру. Средневековые художники пользовались этим пигментом для набросков и предварительного слоя при изображении лиц. Особенно хорошо он нейтрализует наложенный позже розовый тон. На белой грунтовой поверхности традиционная смесь белил, охры и красных пигментов давала слишком «загорелый» вид коже, предварительный слой веронской земли давал возможность сгладить этот эффект. Из-за того, что розовый пигмент выцветает со временем, большая часть портретов кажется сейчас бледными. На картине Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» веронскую зеленую в сочетании с свинцовыми белилами и небольшим количеством свинцовой желтой можно видеть в занавеси. Вермеер использовал веронскую зеленую для передачи тени кожи не под, а поверх розовых тонов в картинах «Девушка в красной шляпе», «Играющая на гитаре», «Дама за вирджиналем», «Аллегория веры». Ее присутствие не очень хорошо передаваемо на репродукциях, но на оригинале она хорошо заметна. Хотя веронская земляная зеленая продолжала использоваться в Европе и после XV века, умбра и другие земляные пигменты стали преобладать при изображении тени на коже. Тон умбры более теплый и создает более естественный эффект. В Нидерландах некоторые художники Утрехтской школы пользовались веронской земляной зеленой. Раз считается, что Вермеер обучался живописи в Утрехте, возможно, этим и объясняется присутствие этого пигмента на его полотнах.
Красная охра
Красная охра относится к числу наиболее распространенных пигментов. Ее можно обнаружить еще в наскальных рисунках. В природе ее можно найти в вулканических породах или получить при нагревании желтой охры. Цвет ее варьирует от светлой теплого тона Венецианской красной до темной, холодно-фиолетовой Индийской (Английской) красной. По мнению Плиния, лучшим месторождением охры является Понтус Юксинус около города Понтия в Синопе. Цвет пигменту придают оксиды железа. Хотя существует множество оттеков красной охры, все они, по сравнению с киноварью, довольно тусклые. Пигмент непрозрачный и поглощает много масла. Живописцы средневековья и Ренессанса широко пользовались красной охрой в фресках, темпере и масляной живописи. Пигмент отлично смешивается с другими красками, и дает множество оттенков. Красный оксид железа, заменяющий естественную красную охру сегодня, обладает схожими свойствами, но, если частицы его слишком мелкие, стекает с холста. Вермеер часто пользовался красной охрой для изображения земли.
В «Улочке» красной охрой изображены кирпичи фасадов зданий. Небольшое количество краплака добавлено для усиления цвета. Для изображения кирпичной кладки, скрепленной известковым раствором, Вермеер использовал особую технику. Первым сплошным слоем накладывался красный, содержащий красную охру. Добавление краплака или умбры в различных участках позволяло разбить монохромность стены. Слой высыхал, затем очень тонкой кистью прорисовывался известковый раствор различными тонами серого. Здесь и там некоторые кирпичи прорисовывались более красным или умброй.
Та же техника использовалась Вермеером и для изображения перегородок в окнах. Первый слой прозрачного темного тона намечал интерьер. После высыхания тонкой кистью прорисовывались приглушенно-серые детали. Красная охра также найдена в серых тонах облака. Небольшое количество смальты и красной охры приблизительно в одинаковых количествах смешиваются с свинцовыми белилами для образования светло серого оттенка, в котором не доминируют на голубой, ни красный. Получаемый тон гораздо более натурален, чем обычная смесь белого и сажи газовой и кажется живым на фоне светло-голубого неба. Вермеер также использовал красную охру в более сложной технике, изображая красноватую плитку в «Бокале вина». Вначале, каждая плитка была прорисована смесью красной охры и свинцовых белил. Когда краска высохла, тонкий слой красно-коричневой лессировки (возможно, умбры и/или красной охры), придав плитке более темный тон, придал керамике прозрачность. Смесь красной охры, сажи газовой и свинцовых белил использована при изображении грубого пола в картине «Молочница».
Ярь-медянка
Эта зеленая краска использовалась с античных времен до эпохи Барокко. Упоминается еще в Греческой и романской литературе как эрука, обозначая различные голубовато-зеленый или зеленый цвет коррозии, образующийся на поверхности меди и медных сплавов, медной руде. Уксусно-медная соль. Получается при окислении меди парами уксуса, вина и урины, налет потом соскабливали, сушили, размалывали. Согласно рукописи XVI века для ее приготовления надо «взять молока кислого, творожистого, положить его в медный сосуд. Медным прикрыть, да туда же положить всяких медных крох и листу веничного или трав всяких зеленых, а держать все месяц, а смотреть в месяц четыре раза и размешивать, чтоб зелено было, а держать в тепле на печи, а сушить исподволь в тепле же». В средние века это был один из самых ярких зеленых пигментов.
Ярь-медянка очень нестабильная, из-за этого художники вынуждены были защищать ее лаком. Под влиянием сульфатов, содержащихся в воздухе, краска темнеет. Другая трудность состояла в том, что он не смешивается с белилами и аурипигментом, но применяется как лессировка вследствие своей прозрачности. Этот пигмент часто использовался для изображения ярких зеленых драпировок. Вермеер использовал его лишь однажды, в «Хозяйке и служанке». Ярь-медянка, ультрамарин и следы свинцовой желтой найдены в темно-синей скатери.
Смальта
Смальта – это размолотое калийное стекло, окрашенное в темно-синий цвет кобальто-калиевым силикатом. Впервые этот пигмент был описан Борнини в 1584 году. Его получают при прокаливании кобальтовой руды. Оксид кобальта получается при смешении кварца и углекислого калия, с добавлением расплавленного стекла. Охлажденная в воде, синяя смесь распадается на частицы, которые затем размалывают. Оттенок смальты зависит от размера размолотых частиц. В Европе смальту использовали как заменитель более дорогого натурального ультрамарина. Так как смальта содержит стекло, пигмент очень прозрачен. Для получения насыщенного цвета необходима смальта «грубого помола». В смеси с маслом она образует пленку, желтеющую со временем, которая может полосами стекать с вертикальной поверхности. Смальту часто смешивают с протеинсодежащим связующим маслом (обычно это клей, получаемый из кожи животных или пергамента), чтобы предотвратить этот эффект. Желатин удерживает смальту до высыхания картины.
Смальта часто использовалась живописцами в изображении голубого неба и отдаленных гор. В ранних картинах Вермеера смальта присутствует, но в основном в смеси с другими красками и в подлежащем слое. Смальта, которой пользовался художник, довольно крупно размолота. Вместе с лазуритом, охрой, коричневой охрой, свинцовыми белилами она присутствует в светлом участке стены картины «Спящая служанка», там же – как фоновый цвет в синих участках ковра. Верхний слой этих участков содержит лазурит и натуральный ультрамарин. На картине «Сводница» смальта есть в освещенных участках стены и как компонент зеленой в смеси с желтой окисью свинца. В «Диане и ее компаньонах» смальта, разведенная желатином, широко использовалась в коричневом нижнем слое, в изображении тел, чертополоха, скалы и белой шерсти собаки. В своих ранних работах для изображения тени Вермеер пользовался смальтой в смеси с белилами вместо черной краски, которая придавала тени тусклый серый оттенок. Позже для этих же целей живописец использовали ультрамарин («Женщина с кувшином воды»).
Отдельно об ультрамарине и карплаке
Ультрамарин
Краплак
Краплак – экстракт отвара корней марены красильной (rubia tintorium) или мальвы. Этот пигмент использовался еще в античном Египте, Греции и Риме, как дающий наиболее стойкий цвет от густого красно-коричневого до рубиново-малинового. Считается, что этот растение было привезено в Европу крестоносцами и культивировалось там с 13 века. Марена должна быть выкопана из земли и оставлена сушится небольшими стопками. Через 2-3 дня пучки марены собирают и оставляют сушиться в хорошо проветриваемом помещении. Сухие корни чистят от коры, измельчают и размалывают до пудры. Некоторые виды марены не могут быть использованы сразу, Азиатская и голландская марена должна ферментироваться в бочках около года. Лучшая европейская марена происходит из Нидерландов, но та, что происходит из Смирны, намного лучше. Пигмент получается насыщенным, краска очень легкая, поэтому его необходимо разбавлять. Для этой цели берут глину или квасцы. Пигменты, полученные таким путем, называются лаками. Лаки – это соединения растительных пигментов с магнезией и глиноземом. Лаки прозрачны, тона многих очень красивы, но по степени противостояния свету они гораздо ниже минеральных красок. Краплак содержит почти 100 процентов объема таких добавок. Краплак – это очень прозрачный и стойкий (при правильном использовании и отсутствии прямого солнечного освещения) сверкающий рубиново красный цвет. Во времена Вермеера это был один из очень немногих ярко-красных пигментов. Прозрачность делает его идеальным для лессировки. Им активно пользовался Эль Греко, накладывая краплак поверх более светлого тона, как в картине «Христос, изгоняющий торговцев из храма». Более традиционным является использование очень сильно разбавленного краплака, ровными мазками, покрывающими поверхность, как на портрете Филипа IV, у Веласкеса. Вермеер не использовал эту технику, так как он не писал красных драпировок. У Вермеера краплак встречается в лессировке поверх киновари, красного пигмента с выраженным оранжевым оттеком. Эта лессировка не только усиливает тусклую киноварь, но и предохраняет от выцветания. В картинах художника этот прием использован неоднократно. Вначале объект прописывался киноварью, в которую добавлял белый для более светлого тона, черный – для более темных тонов. Черный использовался довольно скупо, так как он придавал цвету мрачный оттенок. Когда киноварь высыхала, участок покрывался краплаком. Краплак придавал киновари глубину, сравнимую с современным ярким красным кадмием. Этот прием использован в красном сатиновом платье «Дамы с бокалом» и в картине «Девушка в красной шляпе». Краплак также часто использовался (в смеси свинцовых белил и желтой охры или как лессировка) для придания розового цвета таким частям лица как губы, щеки. Губы у «Девушки с жемчужной сережкой» были прорисованы краплаком. Некоторая монохромность лиц на портретах у Вермеера может быть следствием того, что краплак, используемый в небольших количествах, выцветаем со временем. Вермеер также использовал краплак в смеси с черной на этапе наброска композиции и в затененных тонах кожи, как и другие дельфтские живописцы.