каргополь на какой реке
Город Каргополь: история и достопримечательности. Справка
Каргополь – город в России, административный центр Каргопольского муниципального района в Архангельской области вблизи ее границы с Вологодской областью и Карелией.
Каргополь – один из древнейших городов Российского Севера. Когда именно был основан Каргопольский посад, историки ответить затрудняются. Ряд исследователей выдвигает предположение, что город основан в XI‑XII веках. В 1785 году Гаврила Романович Державин, находясь в должности губернатора Олонецкого края (губернским городом являлся Петрозаводск) посетил Каргополь и обнаружил в одном из монастырей рукопись. В ней говорилось, что белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую» (финно‑угорские племена), нашел «поле для отдохновения», назвал оное «Каргиным полем», учредил на нем свой «стол» и поставил острог. Изучение других документов о походе на «чудь» и позволило установить дату вероятного основания Каргополя – 1146 год. Вплоть до конца XIV века какие‑либо письменные упоминания о городе отсутствуют.
В XV веке Каргополь становится укрепленным городом и ведет активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы на севере. Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 «царских городов», которые обеспечивали содержание опричнины. Интересен тот факт, что Каргополь получил официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах XIV века.
В 1612‑1614 годах Каргополь трижды осаждался польскими войсками. Нападавшие не достигли в этом деле никакого успеха, а жителям города за заслуги перед Отечеством была дарована царская «Похвальная Грамота». В XVIII веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое значение и к 1776 году становится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии.
Достопримечательности города
Христорождественский собор (1552‑1562) – древнейшее каменное здание в городе. Возведение главного собора Каргополя относится к царствованию Ивана Грозного. Собор должен был символизировать богатство и величие торгового города. Место для него выбрано прекрасное: на берегу раздольной Онеги, на центральной площади, которая так и называлась Соборная. Древняя часть собора отражает характерные черты русского каменного зодчества XVI века – монументальность, простоту и выразительность. Изначально собор имел строгую кубическую форму, потом в XVII веке были пристроены северный (Алексия и Филиппа) и южный (Спасский) приделы, а после пожара 1765 года – паперть с запада. После пожара в Христорождественском соборе был также установлен огромный пятиярусный иконостас, которым можно любоваться и сегодня. Замечательный образец декоративно‑прикладного искусства XVIII века по своей композиции, архитектурным деталям и динамичному резному убору иконостас восходит к лучшим образцам церковного искусства. Главная храмовая икона Рождества Христова XVI века находится в Государственном Русском музее. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене с изображением страшного суда. Собор до сих пор не исследован и хранит множество загадок для архитекторов, строителей, археологов, искусствоведов, краеведов. Сегодня собор входит в состав Каргопольского историко‑архитектурного и художественного музея‑заповедника.
Двухъярусная Соборная колокольня (1772‑1778) построена при императрице Екатерине, по указу которой Каргополь, как и ряд других северных городов России, получил регулярный план. В соответствии с этим планом структура города была подчинена прямоугольной сетке улиц, параллельных реке Онеге. Колокольня была ориентирована на одну из поперечных улиц, выходящих к реке. Однако эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. В результате крест на колокольне оказался ориентированным не на восток, а на юго‑восток, вызывая недоумение и противореча трем расположенным в непосредственной близости церквям. В таком виде колокольня простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Колокольня частично обрушилась, но уже в 2004 году была восстановлена в прежнем виде. Интересен тот факт, что колокольня относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, – для каждой церкви звонили свои колокола. Высота трехъярусной колокольни 61,5 метр.
Благовещенская церковь, построенная в 1692 году, исключительно привлекательна благодаря потрясающему разнообразию размеров, форм и особенно богатству отделки окон и наличников. Как и в некоторых московских храмах XVII века, все фасады Благовещенской церкви отличаются друг от друга: ни одно из 30 с лишним окон не повторяет другое. Стены церкви сплошь украшены белокаменными узорами, особенно с восточной стороны. Про южную стену художник Игорь Грабарь писал, что она «может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон». Узорный карниз, нарядные оконные наличники, подвесные гирьки в пролетах некоторых окон и кружево железных кованых решеток в них при мерцании пятен света и тени, создаваемых сочетанием выступающих и отступающих вглубь деталей орнамента, ‑ все это придает церкви вид какого‑то сказочного дворца.
Церковь Иоанна Предтечи была построена непосредственно перед пожаром в 1751 году. Это самый большой в городе по высоте (35 м) и внутреннему объему одноэтажный трехсветный храм. Церковь Иоанна Предтечи отличается скромным декором, восьмиугольными окнами, завершением трех алтарных апсид в виде кокошников (бочек), необычной формой куполов ‑ с двумя барабанами и двумя луковками, что не характерно для архитектуры Севера. В 1996 году к 850‑летию города церковь Иоанна Предтечи была передана русской православной церкви. 7 июля 2005 года была совершена первая после закрытия храма Божественная литургия.
Воскресенская церковь, построенная в XVII веке, – единственная в городе, сохранившая позакомарное покрытие ‑ полукруглые арочные завершения стен и внутренних сводов храма – закомары. Каменные узоры на окнах не повторяются, так как выполнялись они, как правило, разными мастерами, и каждый старался преуспеть в каменносечной хитрости, как на Каргополье называли обработку камня. Тесное расположение пяти главок Воскресенской церкви, традиционно символизирующих Иисуса Христа и евангелистов, определяет сходство с Успенским собором в Кремле – признак влияния московской культуры. От центральной апсиды в восточной, алтарной, части отходит трещина, разорвавшая толщу стен и сводов храма. Древние мастера не могли полностью учесть будущих подвижек почвы под основанием церкви, поэтому дополнительно скрепляли стены горизонтальными коваными из железа тяжами (стяжками). Такие строительные детали можно увидеть и на других храмах города.
Церковь Рождества Богородицы, построенная в 1680 году с колокольней 1844 года – единственный действующий приход в городе. Церковь была построена на средства купцов Андрея и Климента Пометяевых. В народе церковь получила название «предивная» за ее изящность, миниатюрность и белокаменную резьбу.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев построена в 1814‑1816 годах на деньги выходца из Каргополя петербургского купца Степана Копосова. По преданию, освящение церкви приурочили к проезду через Каргополь в Архангельск Александра I в августе 1819 года. Церковь Зосимы и Савватия – последнее крупное сооружение города. Каменная церковь построена в новом классическом стиле. Пространственная композиция здания проста ‑ это вытянутый по продольной оси прямоугольник, составленный из объемов храма и трапезной. Храм увенчан массивным круглым барабаном, обработанным колоннадой, и перекрыт плоским куполом. И хотя эта церковь построена в соответствии с законами ордерной архитектуры, в ней сказались и местные традиции: прямо на кровле трапезной поставлена маленькая колоколенка именно так, как ставили звонницы народные мастера на деревянных церквах‑часовенках. Эффектно выглядит подкупольное пространство храма – это великолепный зал, напоминающий парадные залы русских усадеб того времени. Сегодня здесь находится филиал Каргопольского государственного историко‑архитектурного и художественного музея, где устраиваются различные выставки и проводятся выступления фольклорных ансамблей.
Особенность церквей города Каргополь в том, что все они белого цвета.
Помимо многочисленных культовых сооружений в Каргополе сохранилось довольно большое число интересных купеческих особняков. В некоторых из них торговля ведется и сегодня.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)
Предисловие.
Одиннадцатого июля ночью, накануне дня Святых Петра и Павла мы сели в поезд Архангельск — Няндома, чтобы от Няндомы добраться до славного города Каргополя, а ехать там всего час. Дороги нынче хорошие. Поезд на станцию пришёл ранним утром, в шесть часов. Мы с младшим сыном окунулись в романтику железнодорожных поездок и даже не стали чай пить из своих чашек, а купили чай в стаканах с подстаканниками у проводника.
Вышли мы из вагона и остановились, как стародавние времена, у верстового столба. Извозчики ждут и мы ждём извозчика Андрея. Каргополь — город древний. О том, как произошло название города есть много легенд. Одна из них рассказывает, что отдыхал в поле после похода на «чудь белоглазую» Белозерский князь Вячеслав и встретил здесь много ворон — «карг», и назвал он это место Каргиным полем. «Позднее россияне сделали в том поле острог» — отмечает Г.Р Державин, бывший некоторое время Олонецким губернатором. Ещё одна версия, что произошло название от финского «кархун пуоли»,что значит «медвежья сторона».
Прибыл водитель на упряжке из нескольких лошадиных сил — минивэне из конюшни «Мерседес-Бенс» и через час мы вышли у гостиницы «Каргополь», которую я считаю одной из самолучших в этом городе.
Около гостиницы статуя.
«Кто это?» — спросили мы.
«Охотник», — ответили нам.
«Хозяин — охотник и скульптура — охотник».Всё ясно.
Сегодня двенадцатое июня — праздник Святых Петра и Павла и у нас часто получается в этот праздник побывать в разных храмах и монастырях. Сегодня не исключение — мы поедем монастырь Александра Ошевенского.
Часть первая.
Река Онега порожистая, широкая, быстрая, своенравная, порожистая. Кормилица и поилица наша река Онега с давних пор.
Несёт она воды в Белое море из озера Лача, что у Каргополя находится. Каргополь стоит в истоке реки, а город Онега — в устье. Берега Онеги были заселены раньше берегов Северной Двины. По берегам рек было множество деревень, а в каждой деревне свой деревянный шатровый храм. Один на другой храмы были непохожи. Умельцы-мастера их строили, душу вкладывали.
Да строить на берегу села и веси,
Да ладить, рубить городища,
Да гаркать на сругах залётные песни,
И вёрст пересчитывать тыщи,
Да ставить кресты-голубцы на могилах,
И рваться по крови и горю,
Да вывесть вконец свою сильную силу
В холодное Белое море.
Красивы, очень красивы деревянные храмы, но дерево не камень. Храмы гниют, приходят в негодность и многие из них уже утрачены. Хотелось бы сохранить то, что осталось.
До заселения было много времени, а поклажи у нас было маловато, поэтому положили мы свои котомочки в кладовочку и пошли на Каргополь смотреть, как нам подсказали — налево. И вышли мы на бывшую Ивановскую площадь.
На площади расположено здание администрации района и дом купца А.Л Лаврентьева. На небе в это время подозрительно собирались дождевые тучи.
Колокольня — самое высокое сооружение, 61,5 метра. Стоит подъём на Колокольню 70 рублей. Лестница, ведущая наверх, винтовая, узкая, два человека не разойдутся. Состоит колокольня из трёх ярусов и в нижнем ярусе сделан арочный пролёт и ориентирован строго по оси Петербуржской улице, где проходил раньше Санкт-Петербургский тракт. Интересно, что и крест на колокольне ориентирован относительно тракта, а не относительно востока, как принято. А над проходом арочным буква «Е» на овальном щите написана. С чем же связаны такие особенности? Нарушение обычая было связано с ожидавшимся проездом через Каргополь Екатерины второй, но поездка Императрицы так и не состоялась.
Христорождественский храм (1552–1565).Течёт родная река Онега, она и в начале своего течения уже широкая и полноводная. Изначально по-серверному простой белокаменный храм должен был символизировать богатство и величие славного торгового города. Северный придел Алексея и Филиппа небольшой, примыкает к собору, ведет в придел красивое крыльцо с лестницами на две стороны. По-преданию стояли здесь мощи Филиппа-митрополита — гордости Севера, которые перевозил Никон из Соловков в Москву. Филипп был задушен подллым опричником Малютой Скуратовым по Приказу Ивана Грозного, а при царе Алексее Михайловиче, духовным наставником которого являлся Никон, был канонизирован. Царь у гроба Филиппа просил прощения за грехи прадеда. Этим и объяснятся название придела.
С колокольни видна прямая Петербуржская улица. Увидев этот тракт и Колокольню, должна была порадоваться и умилиться Императрица вниманию каргопольцев.
Помнят каргопольцы своих земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны.
Памятник Александру Алексеевичу Баранову — хозяину Аляски, уроженцу города Каргополя. Недалеко находится музей, посвящённый этому предпринимателю и государственному деятелю, который вошёл в историю России, как первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке, на Аляске. Двадцать восемь лет он правил русскими землями в Америке и за это время построил крепости, наладил торговлю Калифорнией и другими странами. развил и упрочил положение русского поселения. Всё здесь держалось на Баранове. Прибывший позднее для инспекции русских поселений в Америке камергер двора Николай Петрович Рязанов сказал о нём так»…потеря сего человека для здешнего края есть потеря не для Компании (Северо-восточной), но для всего Отечества, который честь свою выше жизни ставит…».
В Каргополе осталась жить его жена. Второй раз женился Баранов на дочери индейского вождя после смерти законной супруги.
История сохранила память об Александре Алексеевиче. Его именем назван Архипелаг и остров в заливе Аляска, остров в Карском море, бухта Александр в Северной Америке, гора и мыс на острове Сахалин.
От памятника А.А Баранову берёт начало и тянется вдоль берега реки Онеги Набережная имени Баранова.
Погода снова начала портиться и начал накрапывать дождь. Мы решили вернуться в гостиницу «Каргополь»,чтобы сходить в ней в кафе «У егеря».
Перекусив и посмотрев на часы, мы поняли что времени до заселения и экскурсии у нас много. Пойдём ещё погуляем. Пошли мы по улице Благовещенской, а потом свернули на Петербуржскую.
Дом купца Ушакова, в нём в 1918 году проходило первое собрание коммунистов Каргополя. Здесь родилась первая районная партийная организация.
Дом купца Тихона Никитича Серкова, который был родом из Красной Ляги. Открыл вместе с сыновьями сначала беличью мастерскую, а затем винокуренные и пивные заводы, пекарню, паровую мельницу.
Земская больница, ныне здесь районная больница.
А это современная городская поликлиника
Церковь Сошествия Святого Духа и соседняя маленькая церковь Вознесения разрушены.
Дом Е. А. Николаевского середины 19 века
Дом Тюриковых. Возвращаемся в отель по улице Каменка.
Здание Уездного земства, относится к началу 20 века.
Вернувшись в холл гостиницы Каргополь, мы наконец-то заселились в четырёхместный номер, который нам понравился. И подготовились к дальнейшей прогулке в деревни Каргопольского района. Сели мы в тот-же минивен, который нас встречал на вокзале и поехали в Александро-Ошевенский монастырь с остановками по ходу движения. Дождевые тучи заволокли небо окончательно, солнце уже не проглядывает и полил сильный дождь. Ничего, сказал водитель, с дождём дорога счастливая.
Едем мы, едем, а мимо мелькают равнины. Это Каргопольская Суша. Каргопольская суша, по словам историка-гида — это древнейший очаг земледелия на Севере. Что представляет собой Каргопольская суша? Нижний слой известковый, а верхний глинистый и суглинистый. Равнина, словно утюжком проглажена, но где-то хозяйка забыла прогладить и остались неровности — пологие возвышения и неглубокие низины.
Приехали мы в деревню Поздышево. Здесь есть камень-следовик, где отпечаталась ступня святого Александра Ошевенского. Говорят, кто страдает болезнями ног, тот босой правой ногой должен встать в след.
Дальше по тропке идём к часовне над ручьём. В ней можно совершить омовение.
Кресты около камня и часовни установлены в благодарность.
Едем по дороге, которую к монастырю проложил купец А.Ушаков. Сначала бревна были поперёк сложены, а сверху насыпь сделана. В благодарность за это дело похоронен Ушаков на территории монастыря.
По дороге встретилась река Чурьюга, место так и называется Река. Над рекой церковь установлена девятнадцатого века. Пятиглавый храм с кровлей, выполненной из дерева.
Переехав через мост через мелководную речку Чурьегу оказываешься в селе Ошевенском, которое состояло из деревень: Погост, Ширяиха и Низ. Этих деревень даже нет на карте.
Протекает здесь ещё одна интересная речка Халуй около деревни Большой Халуй. Она в одном месте уходит под краст, а в другом месте появляется. Мы подошли к этой реке к тому месту, где она уходит в землю. Но этот год много дождей и река многоводная, а не сухое русло, как часто это бывает по словам гида.
Вот эта яма, там вода закручивается воронкой. Есть про эту реку легенда. В древности около деревни Большой Халуй присмотрел Александр Ошевенский место для монастыря. Но местные жители отказали ему, так как боялись, что деревенские земли тоже отойдут к монастырю. Тогда Александр Ошевенский попросил воды, но и воды жители деревни ему не дали, стали прогонять. Рассерчал Александр Ошевенский, стукнул палкой по земле и сказал им, что они будут жить у воды, но без воды. И река тут же ушла под землю.
Александро — Ошевенский монастырь единственный, оставшийся на Каргаполье. Мы приближаемся к монастырю, показалась монастырская кирпичная стена.
На территории монастыря виден одноэтажный братский корпус, там некогда были кельи, а в тридцатые годы двадцатого века там была школа. В этой школе училась бабушка моего мужа. Она вспоминала, что наряду с русским, школьники учили финский язык.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, построен в начале 18 века.
Каргополь
Новости
Внимание! Локдаун!
Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!
Внимание! Изменение в расписании работы офиса!
Осторожно: мошенники!
На берегах Онеги
Каргополь находится на юго-западе Архангельской области. Из всех городов региона он ближе всех к «большой земле». Тем не менее, Каргопольский район приравнен к районам Крайнего Севера. Город раскинулся на левом берегу реки Онега, неподалеку от озера Лача. Железная дорога обошла его стороной. Ближайшая станция Няндома находится в 80 километрах.
Через город проходит автомобильная дорога, связывающая его с Архангельском. Расстояние до региональной столицы – 493 километра, до Москвы – 830 километров, до Санкт-Петербурга – 640 километров. Наличие автодороги существенно повышает транспортную доступность Каргополя.
Территория района представляет собой слегка всхолмленную равнину. Гор здесь не найдешь. В своем время над ландшафтом изрядно поработал ледник, который все проутюжил и сгладил. А когда ушел, оставил после себя небольшие впадины. Они заполнились водой и превратились в озера. Часть водоемов со временем стали болотами. Недра западной части района сложены известняками и мергелями, поэтому в этих местах встречаются карстовые пустоты и воронки.
Онега является главной рекой района и украшением Каргополя. В черте города ее ширина достигает 300 метров. В центральном течении на южной окраине города имеется большой остров. На северо-восточной окраине в Онегу впадает река Шоршма. Глубина Онеги колеблется от двух до четырех метров. Скорость потока небольшая – за секунду он переносит 74 кубометра воды. Лед на реке появляется в конце октября, а исчезает в середине апреля.
В шести километрах южнее Каргополя раскинулось озеро Лача, в котором берет начало Онега. Этот участок реки судоходен. Сюда любят наведываться любители сплавов. Берега реки, как правило, высокие, поросшие лесом. Озеро Лача очень богато рыбой. На него приходится 30% всей озерной рыбы, которую вылавливают в Архангельской области. Главной промысловой рыбой считается лещ. Длина озера – 33 километра, ширина – 14 километров, средняя глубина – 1,6 метра.
Озеро Лача очень богато рыбой
Местный климат нельзя назвать райским. А иначе как бы район попал в перечень территорий Крайнего Севера. В советские времена за суровость климата местным жителям платили надбавку к зарплате. Влажность воздуха достигает 80%. Это связано с близостью Белого моря. Зима длинная. Средняя температура составляет минус 12 градусов. Однако случаются морозы до минус 43 градусов. Лето короткое прохладное. Средняя температура июля – плюс 17 градусов. Больше всего осадков выпадает в июле и августе.
Сквозь жернова времени
Окрестности Каргополя были заселены с доисторических времен. Возле города, на берегах рек и озер, археологи нашли более 50 древних стоянок. Люди облюбовали эти места еще 6 тысяч лет назад. Они ловили рыбу и охотились на птиц. В основном это были финно-угорские племена. Их застали здесь первые переселенцы из Великого Новгорода.
Впервые Каргополь упоминается в летописях в 1146 году. Эта дата считается годом основания города. Происхождение названия поселения до сих пор остается загадкой. Считается, что оно имеет финские корни и переводится как «Медвежья сторона». По другой версии, оно означает «Воронье поле». Так звучит на северных диалектах сочетание слов «ворона» и «поле».
Благовещенская (Торговая) площадь Каргополя на фотографии 1901 года
Новгородские колонисты обосновались на берегах Онеги в XII веке. Вскоре здесь появились первые монастыри. Через некоторое время поселение Карго Поле (так его название указано в древних документах) оказалось под властью Новгородской республики. Тогда вокруг города построили земляной вал. В 1487 году новгородцев подчинило Московское княжество, и земли вдоль Онеги получили статус Каргопольского уезда.
Ввиду удаленности города от Москвы, он стало местом ссылки. В Средние века сюда высылали плененных татарских ханов. Во времена Бориса Годунова на север отправили князя Андрея Шуйского. Здесь отбывала «срок» Агриппина Челядина, воспитательница Ивана Грозного. Позже в Каргополь сослали предводителя восстания Ивана Болотникова. Список можно продолжить.
В XVI веке Каргополь стал крупным торговым центром. Через него в Новгород и Москву шла соль и рыба из Поморья. Благодаря расположению московских правителей, здесь возникло что-то вроде свободной экономической зоны. Царским указом всех обязали покупать соль не у поморцев, а только у каргопольцев. Город обрел процветание.
Богатство приумножилось, когда в окрестностях открыли месторождение железа. Купцы повезли из города металл, а вместе с ним пушнину и лес. При Петре I Каргополь приписали к Ингерманландской губернии. При Екатерине II город пришлось полностью перестроить. Это случилось после страшного пожара, который уничтожил все поселение. В конце XIX века в городе насчитывалось более 300 жилых домов. Основой промышленности была выделка беличьего меха.
Центры православия
Сегодня Каргополь называют городом-музеем. На небольшой территории сосредоточено более двухсот памятников каменного зодчества и деревянной архитектуры. Украшением города являются действующие храмы и монастыри. С давних пор Каргополь слыл центром иконописи. Она отличалась так называемым Северным письмом. Его образцы можно увидеть в храмах и сейчас.
В ансамбль Соборной площади входят Христорождественский собор, колокольня, Введенская церковь и церковь Иоанна Предтечи. Самой старой постройкой является собор. Его возвели в середине XVI века. Главным достояние храма являются иконы XVI века. Во Введенской церкви в настоящее время размещается экспозиция историко-архитектурного и художественного музея. Церковь Иоанна Предтечи считается самой высокой в городе.
Второй православный центр города находится на Красноармейской площади. Здесь высятся три храма. Церковь Рождества Богородицы и Благовещенская церковь датируются XVII веком. Никольский храм построили в 1741 году. Среди интересных храмов следует также отметить Воскресенскую и Троицкую церкви. В церкви Зосимы и Савватия на Горке размещена вторая часть экспозиции исторического музея.
К северу от Каргополя расположено село Ошевенское. Оно известно Александро-Ошевенским монастырем. В 1460 году обитель основал христианский подвижник Александр Ошевенский. Монастырь включает Собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь, каменную ограду с башенками, монашеские корпуса. Паломники непременно идут к камню со следами, похожими на человеческие ступни. Считается, что это отпечатки ног преподобного Александра. Утверждают, что если встать на них босыми ногами, можно избавиться от болезней.
Наследие мастеров
В Каргополе и окрестных деревнях насчитывается около 20 памятников архитектуры. Большинство из них это церкви. Но есть и гражданские постройки. К таковым относится дом купца Вагера, построенный в начале XX века. Тогда это был единственный проживающий в городе иностранец – швед по национальности. Вагер не только был хозяином лесопилки, но и увлеченным этнографом. Он многое сделал для развития Каргополя.
Еще одним примечательным произведением архитектуры считается дом купца Вешнякова. Первый каменный жилой дом появился в Каргополе в конце XVIII века. Сейчас в нем размещается Центр народных ремесел «Берегиня». Здесь обучают плетению из бересты, ткачеству, изготовлению тряпичных кукол.
В Каргополе и окрестных деревнях насчитывается около 20 памятников архитектуры
Старинным городским брендом является каргопольская глиняная игрушка. В городе действует цех по изготовлению этих забавных вещиц. Необычное ремесло появилось в городе еще в XIX веке. Продукцию мастеров-надомников продают в местном сувенирном магазине. В ассортименте представлена и другая продукция каргопольских мастеров – половики, резьба по дереву, вышивка.
Музей мастеров Шевелевых расположен в деревянном доме, где раньше жили Дмитрий Васильевич и Клавдия Петровна Шевелевы. Они были уже пятым поколением в роду гончаров, которые специализировались на производстве керамических игрушек. В музее проходят выставки, действует мастерская. Кроме игрушек экспозиция включает керамическую посуду, обваренную в солодяге – так называли специальную мучную смесь.
Самые известные гончары жили в деревне Гринёво
Самые известные гончары жили в деревне Гринёво, что в 17 километрах от Каргополя. Здесь родилась Ульяна Бабкина, которая считается не только мастером, но и хранительницей старинного промысла. Она единственная изготавливала керамические игрушки, которые прозвали «бобками». Сейчас в ее доме создали мастерскую и выставку под открытым небом. Она называется «Бабкина поляна». На «поляне» есть все – от игрушек и скульптур до вкуснейших пирогов с чаем.
Музейный дворик
У каргопольского историко-архитектурного музея интересная история. На его воротах написано: «Музейный дворик». Он был образован в 1919 году. Основой экспозиции послужила коллекция мещанина Капитона Колпакова. Сейчас это визитная карточка города. В его состав входят не только старинные вещи и документы, но и целые здания – всего 11 построек в городе и окрестных деревнях. Во дворе музея организуют интерактивные программы. Каждый год проходит фестиваль «Хрустальные звоны».
Макет соляной варницы
В музее «Лядинские узоры» будто попадаешь в старый деревенский дом. Старинная одежда, кухонная утварь, бытовые вещи – все любовно собрано по каргопольским деревням. В музее можно узнать о том, как в старину обрабатывали лен, ткали, шили одежду. В экспозиции представлены образцы лоскутного шитья и вышивка. Для желающих организуют мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов, нитяной мозаике и плетению кушаков.
С детьми обязательно стоит посетить сказочный эко-парк «Медвежий край». Он находится на берегу озера Лаче. Гостей встречает скульптура медведя с балалайкой. Забавные фигуры расставлены по всей территории парка. В самом центре находится избушка, в которой проживает целая семья медведей. В парке работает выставка чучел птиц и животных, сувенирный магазин и мастерская по изготовлению резных наличников. Зимой парк украшают многочисленные ледяные скульптуры.
Природные чудеса
А возле деревни Морщихинская, что на берегу живописного Лекшмозера, можно увидеть таинственный артефакт под названием «Николин камень». Его странность в том, что на плоской поверхности гигантского валуна находится углубление, в котором всегда есть вода даже в самое засушливое время года. Считается, что если промыть этой водой глаза, зрение станет острее. К камню никогда не зарастает народная тропа.
Так встречают гостей
Природной достопримечательностью считается исчезающая река Халуй. Представьте себе водный поток, который внезапно исчезает и появляется из-под земли только через полтора километра. Согласно легенде, загадочное явление образовалось по велению святого Александра Ошевенского. Он хотел в этом месте основать обитель, но местные жители прогнали его. Утверждают, что в ответ Александр сказал: «Будете жить у воды, но без воды».
Этнографическая лаборатория
Для туристов в Каргополе организуют несколько экскурсий. Тур «Вечерний Каргополь» позволяет познакомиться с городом в период Белых ночей. Программа «Лядинские узоры» дает возможность посетить село Лядины, где можно увидеть воротные колодцы, научиться печь пирожки из «неходелого теста» и «калитки». Гостям предлагают попробовать блюда деревенской кухни, попариться в бане, научиться мастерить лядинские куклы-обереги.
Как добраться
Добраться до Каргополя можно на автомобиле, автобусе и поезде. Из Москвы и Вологды на машине следует ехать до Вельска по федеральной трассе M8, а затем по дороге Р2 через Долматово и Няндому. Из Архангельска ведет трасса M8, потом следует свернуть на дорогу Р1 и ехать через Брин и Плесецк. Из Санкт-Петербурга есть два пути – через Вологду и Пудож.
Междугородное автобусное сообщение связывает Каргополь с Архангельском, Северодвинском и Няндомой. Поскольку железная дорога проходит в 80 километрах от города, билет на поезд следует покупать до станции Няндома. Через нее идут поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Котласа и Архангельска.