каретка для велосипеда под квадрат какая лучше
Как подобрать каретку для велосипеда
В велосипеде есть одна из важных его частей, отвечающая за крутку педалей, а именно – каретка. Так как она постоянно находится в работе, она иногда выходит из строя и приходится проводить замену. Если вы считаете, что достаточно лишь зайти в веломагазин и попросить какую-нибудь каретку, вы ошибаетесь. Выбор данной детали обладает множеством подвохов, и каретка для одного велосипеда может не подойти для другого. О том, как выбрать каретку правильно читайте далее.
Конструкция каретки
Данные детали по своей конструкции похожи, и каждая состоит из таких частей как:
Какие бывают каретки для велосипедов
Разнообразие кареток для велосипедов невероятно большое, они могут отличаться размерами, резьбой, способом крепления шатунов. Каретки могут быть разборные – конусные чашки, подшипники, и не разборные – механизм, который собирается на заводе и с запрессованными внутри подшипниками. Последний вариант отличается еще тем, что в системе меньше скапливается грязи, а значит срок службы дольше.
Также каретки делят на несколько видов относительно их типу конструкции, а именно:
При выборе каретки важно обращать внимание на два размера, а именно размерность тела каретки и длину оси. Ширина корпуса или тела данной детали велосипеда может составлять 68, 73 и 83 мм, в некоторых случаях – 100-120 мм. Чаще всего в велосипедах установлена каретка шириной 68мм. Зная размеры, которые подойдут вашему велосипеду, вы сможете точно определиться с кареткой при ее покупке.
Стандарт шатунов
Следующее, на что следует обратить внимание при покупке каретки – стандарт шатунов. Вариантов очень много, но мы предлагаем вам ознакомиться с самыми часто встречаемыми.
Виды резьбы
Кареточный механизм также следует выбирать относительно вида резьбы, так как она может быть разной. Но выделяют всего два самых распространенных варианта:
Если вы столкнулись с тем, что у вас тип нарезки резьбы швейцарский или французский, тогда вы можете обратиться в веломастерскую и заказать нужные и подходящие вам запчасти.
Как самостоятельно сделать выбор механизма каретки
Для определения того, какая именно каретка нужна вам и идеально подойдет для вашего велосипеда, необходимо провести несколько действий. Вам нужно провести замеры кареточного стакана, а если быть более точными, вы должны узнать, какая длина вала в вашем случае, и под какой стандарт подойдут ваши шатуны.
В первую очередь для получения данных о размерах вам нужно разобрать кареточный узел. Чтобы сделать это своими силами используйте специальный съемник, который изначально подбирается в соответствии с вашей кареткой.
Итак, чтобы разобрать кареточный узел сделайте следующее:
Но стоит отметить, что если вы не уверенны в своих силах и знаниях относительно разбора кареточного узла, и не знаете, сможете ли потом собрать все обратно правильно, лучше всего обращаться к профессионалам в веломастерские, которые точно не откажут в помощи. Возможно, что эти люди смогут помочь вам определиться с кареткой, и дадут важные советы.
Принимаясь за выбор данной детали с желанием ее приобрести, делайте это исключительно в магазинах занимающихся продажей товаров для велосипедов. Если вы решили заказывать деталь в онлайн-магазине можно предварительно прочитать отзывы других покупателей. Также рекомендуется проконсультироваться с теми, кто точно разбирается в данной сфере и может порекомендовать тот или иной вариант каретки для вашей модели велосипеда.
Наш магазин предлагает качественные детали для велосипедов, а специалисты, которые уже на протяжении не одного года предоставляют услуги и обслуживают клиентов всегда рады вам помочь. Для этого вам нужно лишь обратиться к нам рассказав о том, что вам точно необходимо, а наши работники быстро определят тип кареточного узла вашего железного коня и подберут вам тот вариант каретки, который точно подойдет.
Типы велосипедных кареток
Каретки МТВ бывают нескольких стандартов: КВАДРАТ; OCTALINK; ISIS; HOWITZER; Power Spline; с внешними подшипниками под ось 24мм. (например под HOLLOWTECH II; Race Face; FSA и т. д.); безрезьбовые PressFit под оси 24 и 30 мм. и ВВ30.
Каретки МТВ бывают нескольких стандартов: КВАДРАТ; OCTALINK; ISIS; HOWITZER; Power Spline; с внешними подшипниками под ось 24мм. (например под HOLLOWTECH II; Race Face; FSA и т. д.); безрезьбовые PressFit под оси 24 и 30 мм. и ВВ30.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА КВАДРАТ
Один из самых старых стандартов, который широко используется и по сей день. Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе); 68/73; 73; 83; 100 и пока самая большая 120. Есть несколько разновидностей квадратной посадки шатунов: ISO; JIS Low Profile и JIS.
JIS Low Profile – Японский стандарт имеет упор в конце квадрата для точного достижения линии цепи (Chain Line). Применялся для шатунов Shimano и практически всеми на трековых шатунах.
JIS – Японские промышленные стандарты. Если у Вас система/шатуны изготовлены в этом веке, то забудьте про предыдущие 2 стандарта упомянутые выше. В 1997 г. Япония предложила ввести единый стандарт. И на сегодня не имеет значения какой производитель ваших шатунов. Если ваши шатуны антиквариат, то в поиске каретки Google Вам в помощь.
Заметили конуса на чашках справа и слева? В этом и есть ключ. Каретка является ремонтной времянкой. Хотя ни что так ни вечно, как временно. Если у вас повреждена резьба в раме или полное её отсутствие, то поможет эта безрезьбовая каретка. Стягивая обе стороны между собой, каретка повисает на тех самых конусах. Почему «голь на выдумки. «? В основном реставрируют «ашанбайки» или ХВЗ. Подсказка в формате оси. Подобных кареток OKTALINK или ISIS я не видел. Размер кареток существует в большом ассортименте: ширина 68/73, а длина вала/оси от 110 до 127.5 мм.
С конца прошлого века активно начали развиваться экстремальные дисциплины велоспорта и оси стандарта «квадрат» не справлялись с нагрузками. Они попросту скручивались спиралью, что сказывалось на не прямолинейным положении шатунов друг к другу. По этому было решено увеличить сечение оси в диаметре. Первыми были Shimano, с них и начнём.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА ОКТАЛИНК
OCTALINK – запатентованный Японский стандарт.Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе) и 73. На концах оси по 8 шлицов прямоугольной формы с едва заметным клином под запрессовку шатуна, основная посадка шатуна находится на круглой части оси с небольшим конусом за шлицами. Каретки этого типа имеют встроенные подшипники, где внутреннюю и внешнюю дорожки выполняют роль ось и корпус каретки. Размер резьбы в оси М15.
Каретка OCTALINK V1 – использовалась только под шатуны HOLLOWTECH XTR.
Каретка OCTALINK V2 – использовалась для всех остальных и не только Shimano. Когда появились шатуны HOLLOWTECH II с интегрированной 24 мм. осью каретки OCTALINK перестали делиться на V 1 и V2 и различаются по уровню и маркировке.
Как в ВМХ, так и в МТВ, американцы не могли смириться с монополией, и по подсказке в направлении движения мыслей и конструктива, появился стандарт – ISIS.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА ISIS
Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе); 68/73; 73; 83; 100 и пока самая большая 120. Размерность 68/73 придумали Truvativ.
Каретки Truvativ JIS и ISIS имеют стальной или алюминиевый спейсер 2.5 мм. По сути каретка 73 мм., и если ставить её на раму 68 мм., то он, спейсер, компенсирует лишнюю длину. Если у каретки JIS левая чашка сквозная, то у ISIS глухая как на фото выше. Резиновое кольцо закрывает щель между буртиком чашки и рамой и выполняет декоративную функцию. У кареток стандарта ISIS на концах оси имеется 10 клиновидных шлицов образованных выборкой оси полукруглым углублением. Посадка шатуна на ось не имеет касания ни на ребре шлица, ни во впадине между шлицов. Так как шлиц клиновидной формы шатун напрессовывается на верхнюю половину шлица по бокам
и упирается в ограничительное кольцо для фиксации «линии цепи». Каретки этого типа имеют съёмные промышленные подшипники в количестве 2; 3; 4 шт. или 2 двухрядных. Размер резьбы в оси бывает М15; 14 и 12 мм. в зависимости от толщины оси.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА POWER SPLINE
Стандарт Power Spline – выдумка от Truvativ, и далеко не самая удачная. Размеры каретки 68/73х113 или 68/73х118. Кострукция та же что и у квадратных кареток, только вместо квадрата 12 мелких прямоугольных параллельных шлицов. Шатун запрессовывался на шлицы за счёт слегка конической формы оси. Визуально определить стоит ли такая каретка у Вас или нет можно по знаку который виден ниже на фото по центру корпуса каретки. Такой знак наносят на правый шатун с внешней стороны.Размер резьбы в оси М8х1
Truvativ сделали попытку на монополию, но из за частых нареканий на надёжность стандарт не прижился.
У всех выше перечисленных кареток, подшипники находятся внутри рамы и имеют между собой более менее одинаковое и не большое расстояние. И вот приходит решение увеличить расстояние между подшипниками, тем самым увеличить рычаг сопротивления, снизить нагрузку на подшипники и увеличить их ресурс. Ну. что получилось, тому и рады. Так появились каретки с внешними подшипниками.СТАНДАРТ КАРЕТОК HOWITZER.Каретки Howitzer – ещё одна выдумка от Truvativ, по сути таже самая ISIS только с внешними подшипниками и более короткой посадкой шатуна (длина оси со шлицами входящяя в шатун), что ослабляет соединение ось-шатун. Определить такую систему можно по одноимённой надписи на лапке правого шатуна.
Как и Power Spline из за частых нареканий, стандарт не прижился.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА GXP
Зачем? Ось упираясь в левый подшипник каретки притягивается снаружи шатуном. Это и есть показатель установки «линии цепи». Как и в предыдущих случаях тип каретки определяем визуально по правому шатуну.
КАРЕТКИ ПОД СТАНДАРТ ШАТУНОВ HOLLOWTECH II
На сегодняхний день, это самый распространенный и общепринятый стандарт кареток. Их можно комбинировать между производителями, так как у всех внутренний диаметр подшипников под ось 24 мм. Как правило, бывают шириной 68/73 и 83 мм. Из новых тенденций, ширина 100 и 120 мм для рам типа FATBIKE. На самом деле чашки/подшипники те же, разница в длине пластикового спейсера между ними.
КАРЕТКИ BB90, BB95 Задумка фирмы ТРЕК, ну очень редкие и без чашек, подшипник тот же что и PressFit
Рама имеет средующие размеры:
КАРЕТКИ PRESS FIT
Каретки стандарта PressFit (безрезьбовые, под запрессовку) – бывают диаметром 41; 42 и 46 мм., под 24 и 30 мм. оси. То есть как 41х30 (PF41 Press Fit 30 mm) так и 46х24 (BB30 to 24 mm).41 и 42 мм. стандарт Shimano BB86(шоссе) и BB92(МТВ) где цифра указывает размер кареточного узла рамы.
42 мм.стандарт Shimano ивсе остальные. 46 мм. все остальные.ширина прессфит кареток от 84.5 до 107 мм.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА BB30
Это первый формат оси в 30 мм. Узел рамы имеет размеры в диаметре 42 мм и длиной 68мм шоссе и 73 мм. МТВ. Запрессовка подшипников происходит напрямую в раму и упирается в ограничители в виде стопорных колец установленных в пазы.
существуют переходники на евтокаретку 68 и 73
КАРЕТКИ СТАНДАРТА PRESS-FIT 30, BB386 EVO (шоссе) и OSBB (шоссе)
Это относительно новый стандарт кареток на МТВ и шоссе. Наиболее популярен на шоссейных рамах, но в последнее время стал появляться и на МТБ. Узел рамы увеличился в диаметре с 42 мм до 46 за счёт чашек. Теперь подшипник в чашках при запрессовке упираются в торец рамы. К стати подшипник тот же что и в ВВ30.
существуют переходники на евтокаретку 68 и 73
BB386EVO (шоссе) имеет следующие размеры:
OSBB (шоссе) имеет следующие размеры:
КАРЕТКИ СТАНДАРТА BBright
Если упомянули шоссе, то есть и такие. Они асиметричны, как рамы, так и каретки. Диаметр запрессовки стандарта 46 мм.. Можно заменить на обычную ПрессФит каретку с использованием спейсера на ось системы длинной 11-14 мм. с правой стороны. Длина оси системы должна быть соответствующая.
Системы с 30 мм. осью удобны тем, что в алюминиевых шатунах можно заменить ось на нужную длину и редко в карбоновых, если позволяет конструкция:
Есть каретки, которые можно установить в рамы ВВ30 и PressFit30 с помощью имеющегося в комплекте пластикового переходника и резьбового распора уплотнения в диаметре:
КАРЕТКИ СТАНДАРТА Т47 (с резьбой М47х1) под 24 и 30 мм оси
Формат каретки разработан компаниями Chris King и Argonaut Cycles в 2015 году. По сути это рама ПрессФит 46 мм. с нарезанной в ней резьбой. Большой «плюс» в том, что не будет скрипа в соединении рама/каретка как у BB30 и PrissFit. Теперь в карбоновой раме нужна металлическая вставка под резьбу, что слегка увеличит габариты. Для установки/замены такой каретки теперь нужно меньше навыков и попроще инструмент, чем для ПрессФитов.
Рекомендация. На наш взгляд торцевание кареточного узла рамы для установки любой каретки с внешними подшипникамиповысит надёжность работы каретки и её ресурс.
Надеемся, что эта статья поможет вам разобраться в многообразии кареток для велосипеда, и сделать правильный выбор! Купить каретку вы можете непосредственно в нашем магазине. Если вам требуется замена каретки или установка новой, торцовка рамы или полная установка шатунов, то наша веломастеркая вам в этом поможет!СТАТЬЯ НЕ ЗАКОНЧЕНА, БУДЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ.
Современные стандарты велосипедных кареток и их выбор
Одной из крупнейших проблем для покупателей при выборе компонентов является выбор правильной каретки. Существует огромное количество стандартов шатунов и кареточных узлов рамы, однако подобрать правильные компоненты не так сложно, как кажется. Читайте дальше — и вы сможете в этом убедиться.
В этой статье я не буду рассматривать стандарты BMX кареток, кареток для Fat-байков, а также очень устаревшие стандарты (например, «американку», которую до сих пор некоторые, даже достаточно именитые производители любят устанавливать на детские велосипеды).
Каретка — это механизм, связывающий шатуны вашего велосипеда с рамой и позволяет им вращаться. Поэтому для правильного выбора этого компонента нужно знать стандарт кареточного узла рамы и стандарт шатунов. С последних мы и начнем.
1. Шатуны
Шатуны — это компонент трансмиссии велосипеда, который превращает вертикальных движение ног велосипедиста во вращательное движение звезды, который через цепь (или ремень) передается на заднее колесо и приводит в движение ваш велосипед (ну, короче, это те рычажки, на которые крепятся педали и передние звезды).
Ниже приведена классификация различных типов крепления шатунов. В некоторых пунктах я буду предоставлять изображения кареток, а не шатунов, поскольку это даст более полное представление об общих принципах работы системы.
1.1 Трехкомпонентные шатуны (Three-piece crankset)
Один из вариантов трехкомпонентных шатунов — Shimano Octalink V2
В эту большую группу входят шатуны и каретки, подвижная часть которых состоит из трех частей: левый шатун — ось вращения (которая является элементом каретки) — правый шатун.
Каретки под квадрат, Octalink и ISIS
1.1.1 Шатуны под квадрат.
На самом деле, существует 2 разных варианта «квадрата»: ISO и JIS (Japanese Industrial Standard). 99% кареток под квадрат, которые вы сможете найти относятся к стандарту JIS (например, все каретки Shimano). Каретки ISO стандарта Campagnolo производит и некоторые производители NJS компонентов для трековых велосипедов (например, Sugino). Визуально ISO каретки имеют менее коническую посадочную часть по JIS.
Вал имеет форму усеченной пирамиды, расширяющейся ближе к раме. В зависимости от модели шатунов и нужного вам чейнлайна, необходимо выбрать определенную длину вала. Например, для шатунов Shimano всю необходимую информацию по подбору длины вала можно найти на si.shimano.com
1.1.2. Shimano Octalink
И этого стандарта существует два подвида: Octalink V1 и V2. Но V2 в десятки раз более распространен чем V1. В обоих вариантах вал имеет форму цилиндра с восемью шлицами, но в V1 шлицы имеют длину 5 мм и ширину 2 мм, а в V2 — длину 9 мм и ширину 2.8 мм. Сейчас тип V1 используется только в трековой группе Shimano Dura Ace.
Как и для квадрата, для Octalink под разные шатуны подбирается разная длина вала каретки. Ниже приведена таблица для актуальных моделей.
1.1.3 ISIS
Вскоре после разработки стандарта Shimano Octalink, в противовес ему компания Race Face разработала открытый стандарт ISIS (компоненты совместимые с этим стандартом также выпускали Truvativ и FSA). Вал имеет 10 шлицов и этим стандартом предусмотрено (в отличие от предыдущих двух) определенное фиксированное расстояние от посадочного места на шатуне к внешней звезде. То есть, приобретя любые МТБ шатуны стандарта ISIS и каретку с длиной вала 113 мм, вы получите чейнлайн 48.5 мм (или вал 118 мм для чейнлайна 51 мм). Для шоссейных шатунов вам понадобится вал 108 мм под ченлайн 43.5 мм (для шатунов на 2 звезды) и вал 118 мм для чейнлайна 45 мм (для шатунов на 3 звезды).
1.1.4 PowerSpline
Каретка Truvativ Powerspline
Еще одна версия шлицевого соединения шатунов с кареткой от Truvativ. Каретки данного стандарта имеют меньший диаметр вала, чем предыдущие и 12 шлицов.
1.2 Двухкомпонентные шатуны (Two-piece crankset)
Эта группа шатунов имеет одно общее свойство: ось вращения (вал каретки?) запрессованный в один из шатунов (а в некоторых случаях — и в оба). Фактически, подвижная часть состоит из двух элементов, откуда происходит и название. На первый взгляд, в данной группе существует множество стандартов, однако многие из них похожи между собой, поэтому я попробую их сгруппировать.
1.2.1 Shimano Two-piece crankset (многие ошибочно называет их Hollowtech II), FSA MegaExo, Race Face X-Type, …
Эти стандарты характеризуются прямым валом, запрессованным в один из шатунов. В версии с валом диаметром 24 мм используют взаимозаменяемые каретки.
В случае шатунов Shimano левый шатун насаживается на вал, притягивается пластиковой гайкой (регулировка зажатия аналогичное рулевым колонкам), затягивается двумя болтами, расположенными в перпендикулярной валу плоскости и фиксируется стопором.
У RaceFace правый шатун с помощью болта напрессовывается на вал. Для демонтажа предусмотрена специальная вижимная гайка, упираясь в которую тот же болт выпрессовывает шатун.
FSA использовали оба типа крепления, правда, в отличие от Shimano, прижимной болт был не пластиковый, а металлический. На текущий момент компания отказалась от Shimano-подобного типа крепления.
Подобные системы также используют другие производители: как топовые, так и довольно бюджетные (например, Rotor, Prowheel, Sunrace и т.д.)
1.2.1.1 BB30
Фактически, продолжением эволюции данных типов является шатуны стандарта BB30. Конструктив совпадает с описанными выше типами, однако диаметр вала увеличен до 30 мм, а длина вала — уменьшена.
1.2.1.2 BB386, BB392
Отдельно стоит отметить шатуны стандартов BB386 и BB392 — они отличаются увеличенной длиной вала по сравнению с BB30. Более подробная информация размещена ниже в разделе, посвященном кареточним узлам рамы.
1.2.2 Truvativ/SRAM GXP (Giga X-Pipe), Praxis Works M24, Praxis Works M30
Эти стандарты, в целом, повторяют предыдущие (монтаж аналогичный RaceFace), однако эти производители решили сделать их несовместимым с предыдущими стандартами. Вал имеет ступенчатую форму и напротив левого подшипника уменьшает диаметр 24 мм до 22 мм (для GXP и M24) или с 30 мм до 28 мм (для M30).
1.2.3 Campagnolo Ultra-Torque
В 2007 году итальянская компания презентовала собственный стандарт шатунов с интегрированной осью диаметром 25 мм. В данном стандарте ось разделена на 2 части, каждая из которых запрессована в отдельный шатун. Две полуоси зацепляются между собой зубцами и стягиваются болтом. Еще одной особенностью является посадка подшипника: в отличие от предыдущих стандартов, в которых подшипники устанавливаются в чашки каретки Campagnolo напрессовыванием подшипников на ось.
1.2.4 Campagnolo Power-Torque
С 2011 года групсети Athena 11s, Centaur и Veloce включают в себя шатуны стандарта Power Torque. Данный тип шатунов очень приближен к стандартам группы 2.1, однако левый шатун напрессовывается на вал (и снимается с помощью специальной выжимки). Правый подшипник, как и у стандарта Ultra-Torque, также напресован на вал, а левый — запрессован в чашку каретки.
1.2.5 DUB
В самом начале 2018 года SRAM представила новый стандарт — DUB (Durable Unified Bottom bracket). Это также шатуны с интегрированной осью, однако.. ось имеет диаметр 28.99 мм.
По сути — полный аналог BB392, но SRAM утверждает, что такой диаметр создает «идеальный баланс размера, долговечности и веса подшипников». Кроме этого каретки, изготовленные под шатуны данного стандарта «имеют лучшие уплотнения» и, даже в press fit версиях, металлические чашки (в кавычках — перевод цитат из презентации стандарта).
Пока что сложно что-то сказать по этому поводу, поскольку стандарт только вышел и еще нет никаких отзывов райдеров и никакой статистики относительно компонентов SRAM DUB.
1.3 Модульные системы (Modular System)
Данный тип шатунов — максимально разборная система. Отдельные чашки каретки, отдельный вал, отдельно правый и левый шатуны. Такое решение позволяет заменить любой компонент системы, благодаря чему данные шатуны без проблем адаптируются практически под любые стандарты рам.
1.3.1 Truvativ Howitzer
Первой попыткой сделать модульную систему был стандарт Truvativ Howitzer. Вал подобный стандарту ISIS, однако данная каретка уже имеет выносные чашки. Производителю удалось достичь большей жесткости соединения шатуны-каретка чем у всех трехкомпонентных шатунов, однако стандарт не получил широкого распространения. Под данные шатуны выпускаются только резьбовые каретки.
1.3.2 Современные модульные системы
Современные модульные системы конструктивно мало чем отличаются от Howitzer (кроме увеличенного диаметра вала). Они также не особенно распространены, однако разработаны с учетом современных стандартов рам и кареток, а следовательно могут быть установлены на современные велосипеды. Выпускаются такими производителями как RaceFace (cinch), FSA, Hope, Rotor и Cannondale.
Кареточные узлы рамы
С шатунами, вроде разобрались, поэтому самое время переходить к кареточным узлам рамы.
2.1 Резьбовые
На самом деле, резьбовых стандартов кареточного узла рамы существует довольно много. Однако некоторые из них встречаются настолько редко, что я считаю нецелесообразным рассматривать их в этой статье. Я остановлюсь лишь на пяти стандартах, четыре из которых я встречал вживую в своей практике, а пятый — недавно вышел и, думаю, у нас в мастерской еще побывает.
2.1.1 BSA, она же ISO, она же английская резьба
Если вы владелец относительно современного велосипеда с резьбовым кареточним узлом — 95%, что это именно этот стандарт. Кареточный узел шириной 68 или 73 мм с резьбой 1.37″x24 tpi (treads per inch = витков на дюйм). Также встречаются кареточные узлы шириной 83 мм (на экстремальных рамах) и 100 мм (фетбайки). Правая чашка имеет левостороннюю резьбу, а левая — правостороннюю. Данный стандарт достаточно распространен, поэтому найти каретку под большинство стандартов шатунов не будет проблемой.
2.1.2 ITA, она же итальянская резьба
Ширина кареточного узла 70 мм, резьба М36×24 tpi, обе чашки имеют правостороннюю резьбу. Данный стандарт значительно менее распространен, чем предыдущий, поэтому каретку будет найти немного сложнее (хотя, за последние несколько лет ситуация значительно улучшилась).
2.1.3 Французская резьба, швейцарская резьба
Оба стандарта используют резьбу М35х1 и имеют ширину кареточного узла 68 мм. Отличаются они направлением резьбы: в французской обе резьбы правые, а в швейцарской — правая чашка имеет левостороннюю резьбу. Вряд ли вам удастся найти каретку нужного стандарта (оба — устаревшие), поэтому единственным выходом станет поиски мастерской, которая согласится немного попортить себе инструмент (рамы с такими стандартами, как правило, стальные) и перенарезать эту резьбу в обычную BSA.
2.2 Безрезьбовые
Однако в последние годы все большую популярность получают безрезьбовые каретки, которые запрессовываются в раму. И видов таких рам существует значительно больше.
2.2.1 BB92, BB86
Это стандарты для Shimano-совместимых систем шатунов. Кареточный узел имеет внутренний диаметр 41 мм, в который запрессовываются пластиковые чашки с подшипниками. BB92 имеет ширину 89.5 или 92 мм (компенсируется проставочным кольцом) и предназначен для MTB велосипедов. BB86 имеет ширину 86.5 мм и предназначен для шоссейных велосипедов.
2.2.2 BB90, BB95
Данные стандарты предназначены для установки Shimano-совместимых шатунов, а также шатунов Campagnolo. Основным отличием является отсутствие чашек, которые запрессовываются в раму. Внутренний диаметр рамы составляет 37 мм, а ширина — 90.5 мм (ВВ90 — для шоссейных велосипедов) или 95.5 мм (ВВ95 — для МТБ велосипедов)
2.2.3 BB30
Конструктивно — аналог стандартов BB90/BB95, но имеет увеличенный диаметр и предназначен для установки шатунов с валом 30 мм. Посадочный диаметр составляет 42 мм, а ширина — 68 или 73 мм.
2.2.4 BB30A, BB30AI
Не так давно компания Cannondale выпустила новый стандарт BB30A, который почти полностью повторяет хорошо знакомый BB30, однако имеет на 5 мм шире асимметричный кареточный узел рамы. Эти 5 мм прилагаются с левой стороны и, по словам производителя, обеспечивает большую долговечность подшипников (за счет большего расстояния между подшипниками уменьшается плечо нагрузки на подшипник).
В новом Cannondale SuperX используется стандарт BB30AI — BB30, расширен до 83 мм. Логика изменений такая же, как и в предыдущем стандарте — больше расстояние между подшипниками — меньше плечо — выше долговечность.
2.2.5 SPF 30
Конструктивно — аналог стандартов BB86/BB92, что имеет увеличенный диаметр и предназначен для установки шатунов с валом 30 мм. Посадочный диаметр составляет 46 мм, а ширина — 68 или 73 мм.
2.2.6 BB386, BB392
Это гибрид стандартов SPF 30 и BB86/BB92. Имеет посадочный диаметр SPF 30 (46 мм) и ширину Shimano-совместимых стандартов (86.5 или 92.5 мм).
2.2.7 BBRight
Кареточные узлы BBRight
Почти все предыдущие стандарты имеют симметричную конструкцию, что является весьма логичным. Однако в 2010 году Cervelo презентовали собственный асимметричный стандарт. Левый бок рамы расширен на 11 мм. По словам разработчика, такая конструкция обеспечивает оптимальный баланс веса и жесткости. Существует в двух версиях: в BBRight Direct Fit в раму запрессовываются подшипники, а в BBRight PressFit – чашки, в которых расположены подшипники.
2.2.8 Specialized OSBB
Сложно назвать это стандартом вообще, поскольку под аббревиатурой OSBB (Oversized Bottom Bracket) может прятаться что угодно. И BB30, и SPF 30, и… собственный стандарт. Собственный стандарт имеет посадочный диаметр 46 мм и ширину 61 мм, то есть, фактически, является более узким вариантом SPF 30. Однако, судя по найденной в интернете информации, велосипедов с таким кареточным узлом было выпущено не так много: S-Works SL3 2010-2011, S-Works Рубе SL3 2011-2012, S-Works Shiv 2012, S-Works Venge 2012, S-Works McLaren Venge 2012, Venge Pro 2012, S-Works Amira SL4 2012, S-Works Amira SL4 Pro 2012, S-Works Tarmac SL4 2012, S-Works Tarmac SL4 Pro 2012, Tarmac SL4 Pro 2012.
1.1.5 T47
Хотя это и резьбовой стандарт, однако его логично рассматривать после безрезьбовых, поскольку, по мнению разработчиков, он является следующим шагом эволюции.
Безрезьбовые кареточные узлы имеют одну общую проблему: со временем у большинства из них появляются посторонние звуки. Как правило, это происходит из-за повреждения чашек каретки или посадочного места рамы. В 2015 году компания Chris King вместе с Argonaut Cycles презентовали новый резьбовой стандарт увеличенного диаметра — Т47. Рамы этого стандарта имеют резьбу М47х1 и предназначены для установки шатунов с валом диаметром 30 мм.
Совместимость
А теперь о совместимости. Расписывать текстом совместимость каждого описанного выше стандарта шатунов с каждым стандартом кареточного узла рамы будет слишком долго, поэтому я подготовил таблицу совместимости. В некоторых случаях будет достаточно просто каретки правильного стандарта, в других — необходимо устанавливать дополнительные переходники. Модульные системы не выносятся отдельным пунктом в таблице, поскольку каждые модульные шатуны соответствуют определенному стандарту шатунов, уже включенном в таблицу.
Легенда таблицы
+ этим символом отмечены те пары, для которых существуют стандартные каретки, или которые могут быть установлены через определенные адаптеры, или которые теоретически можно подружить между собой (например, виточивши адаптер), хотя адаптеров я и не нашел.
— не совместимыми отмечены только те пары, которые вообще никак не совместимы между собой (например, из-за того, что вал короче кареточный узел рамы).
? — теоретически, это можно подружить, но зачем??
Послесловие
Если вы знаете про какие-то стандарты, которые я не учел при написании статьи — пишите в комментариях.