карачаевцы религия какая у них
Карачаевцы религия какая у них
Стара, как мир
С упоминания Тейри начинаются благожелания (алгышы) и проклятия (каргышы). В песнях воспевали могущество Тейри. Позже само слово тейри становится синонимом бога. А богов у карачаево-балкарцев было немало.
А вот лунные и солнечные затмения, согласно мифам карачаевцев происходили из-за того, что их пытался проглотить дракон Желмаууз. Люди стреляли в небо, били в тазы, кричали, разводили костры, чтобы отогнать Желмаууза прочь и разбудить небесных сторожей.
Тхьа не вмешивается в повседневную жизнь, предоставляя человеку свободу выбора. Сам бог невидим и вездесущ, его присутствие рассеяно по всему миру.
Ислам
Мусульманская религия появляется на территории современной Карачаево-Черкесии в XI веке. К данному времени относятся найденные две каменные надгробные плиты с надписями на арабском языке, сделанными куфическим шрифтом (поселок Нижний Архыз).
Однако активная исламизация народов Северного Кавказа прежде всего была связана с политикой Османской империи, когда турки проникли в приморские районы Северного Кавказа (конец XV века), и в глубинные – в начале XVI столетия. Исламизация адыгских и абазинских племен проходила в течение XVI–XVII веков.
Чаще всего муллы и кади были выходцами из Крымского ханства, Османской Турции и дагестанских княжеств.
Среди карачаевцев мусульманская проповедь проводилась в XVIII–XIX веках, результатом чего стало появление в Кабарде и Карачае к началу XIX столетия духовенства и мечетей. Среди прочего, были созданы и мусульманские суды (мехкеме), система мусульманского налогообложения и социальной защиты, начальное исламское образование.
Христианство в КЧР исповедуют русские, греки, грузины, украинцы
При патриархе Константинопольском Николае Мистике отношения Византийской империи и Алании стремительно развивались. Культурное и религиозное влияние в сумме с политической и военной мощью Византии привели к тому, что аланская знать решилась на заключение стратегического союза с империей. Тогда в 910-920 годы и произошло первое крещение Алании. Вскоре была образована епархия, центром которой как раз стало нынешнее Нижне-Архызское городище (там располагалась резиденция архиепископа).
Сейчас эти храмы, пережившие века забвения, восстановлены и известны как Северный храм (предположительно — Никольский), Средний храм (возможно, Преображенский) и Южный Ильинский — древнейшая действующая церковь в России. По оценкам учёных, культовые сооружения были построены в X веке. К той же эпохе относятся Сентинский и Шоанинский храмы Карачаево-Черкесии, живописно расположенные на вершинах небольших горных хребтов.
Христианство также повлияло на календарь карачаево-балкарцев: многие дни недели связывают с именами христианских святых.
Например, названия трех дней недели: вторник — Геуюрге кюн (день святого Георгия), среда — Бараз кюн (день святой Параскевы), пятница — Байрым кюн, Майрам (день святой Марии), а так же девяти месяцев: январь — Башиль ай (месяц святого Василия), февраль — Байрым ай (месяц святой Марии), март — Тотурну ал айы (первый месяц святого Федора), апрель — Тотурну арт айы (второй месяц святого Федора), май — Хычауман ай (божий месяц), июнь — Николла ай (месяц святого Николая), июль — Элия ай (месяц пророка Ильи), ноябрь — Абустолну биринчи айы (первый месяц святого апостола), декабрь — Абустолну экинчи айы (второй месяц святого апостола).
Небольшая группа адептов эзотерического движения «Хранители пламени» существует на территории республики с 1994 года, а в 1998 года зарегистрирована общественная организация «Карачаево-Черкесский культурно-просветительский духовный центр «Хранители пламени».
Еще в КЧР с 1990-х годов проживают сторонники японского целительского учения рэйки, известны 2 незарегистрированные группы.
В 2007 году в Зеленчукском районе была организованна группа анастасийцев : сторонники эзотерического учения из числа жителей станицы Зеленчукской попытались создать экологическое поселение «Ладное», состоящее из «родовых поместий», с целью «возвращения к естественному образу жизни».
И напоследок отметим, что несмотря на религиозный калейдоскоп КЧР, порядка 12% населения республики верят в высшие силы вне какой-либо религии, а 7% и вовсе отрицают существование высшего разума.
Историко-культурная специфика религиозных верований карачаевцев
Современная духовная культура карачаевцев представлена совокупностью духовных ценностей, созданных народом и являет собой гармоничный синтез религиозно-этических положений Ислама и народной традиции, так называемого «тау адет».
Для того, чтобы понять каким образом христианство и ислам проникли на территорию Карачая, необходимо в нескольких словах коснуться этногенеза карачаевцев.
Историко-археологические находки свидетельствуют, что предки тюркских народов проживали на Северном Кавказе более 5 тысяч лет назад. Это так называемые представители ямной (курганной) культуры.
Во II веке до н.э. с распадом скифской державы завершается второй этап процесса этногенеза карачаевцев. Однотипные погребальные обряды скифов и гунно-балгарских племен дают основания историкам и археологам предпологать, что наследниками скифов являются гунны. На территории Карачая памятники гуннской культуры найдены в урочище Байтал-Чапхан.
Крупнейшим археологическим памятником Хазарского Каганата на Северном Кавказе является Хумаринское городище на правом берегу Кубани у селения Хумара, не далеко от города Карачаевска.
С IV века на Северном Кавказе усиливается влияние алан. Но только в середине IX века, с распадом Хазарского каганата они становятся ведущей силой на Северном Кавказе. В IV веке, после объявления государственной религией Римской империи, христианство значительно усилило свои позиции в Черноморских греческих колониях, и вслед за этим начало более успешно проникать на территорию Северного Кавказа.
Памятники аланской культуры данного периода на территории Карачая встречаются в урочищах Байтал-Чапхан и в окрестностях г. Кисловодска (граница Ставропольского края). На Рим-горе обнаружены каменный крест и греческая христианская надпись VIII века.
В 20-х годах X века аланы принимают христианство, что ведет к строительству древнейших храмов на реке Архыз, на Зеленчуке, на городищах Эски-Джурт (Верхний Архыз) и в других районах Карачая.
Инициатором активного распространения христианства среди алан стал константинопольский патриарх Николай Мистик (901-925).
Как отмечает М. Джуртубаев, даже в 18 веке побывавшие на Кавказе ученые и путешественники, а также соседи карачаевцев считали их христианами. В 1846 году Н. Данилевский писал, что у балкарцев и карачаевцев «заметны следы прежнего христианства», ибо они сохраняют, почитают воскресные дни и развалины древнейших церквей, осеняют себя крестом, снимая при этом шапки и едят свинину».
Как мы знаем, ислам категорически запрещает есть свинину и тот факт, что карачаевцы в середине XIX века употребляли ее в пищу, говорит о том, что христианство не было изжито полностью, хотя и не могло противостоять исламу, пропаганда которого шла в основном из Дагестана.
М. Джуртубаев указывает также и на сохранившиеся в карачаево-балкарском языке религиозные христианские названия:
— Башил ай-месяц св. Василия
Проблемы проникновения и распространения ислама на территорию Карачая освещены в научной литературе не достаточно полно.
В Российской историографии до недавнего времени господствовала теория о том, что Ислам проникает на территорию Карачая довольно поздно лишь во второй половине 18 века. Да и сам процесс исламизации карачаевцев, как считалось, был в целом большей мере негативным явлением, чем позитивным, так как распространение ислама на территории Карачая и Балкарии сопровождалось уничтожением христианских предметов культа.
Духовная культура карачаевцев 17-начала 18 вв. являла собой синтез христианских воззрений, сохранившихся со времен православной Алании и языческих верований.
Во второй половине 18 века происходит утверждение ислама на территории Карачая, его позиции усиливаются, в том числе возрастает и политическая роль. Связано это, прежде всего, с проникновением проповедников из Дагестана, Чечни, Кабарды, Крыма и других регионов.
Наплыв проповедников с Восточного Кавказа обусловлен борьбой горских народов против имперской экспансии России, которая протекала в форме религиозного сопротивления.
Археологические исследования обнаружили памятники материальной культуры, свидетельствующие о распространении ислама на территории Карачая, датируемые 9-12 веками.
Интерес представляет реакция карачаевской общественности на вышеуказанные археологические открытия. Так, в массовой газете «Знамя Ислама» историк Р. Темирбулатов-Хатуев делает следующие выводы: «Археологические исследования свидетельствуют, что Ислам на территорию Карачая начал проникать еще в период существования здесь Аланского царства.
Важную этнопсихологическую особенность современных народных представлений и версий о времени и путях проникновения ислама в Карачай отмечает Б. Лайпанов: «Со временем все ясно: важно зафиксировать в Карачае как можно более ранний исходный рубеж», «самый ранний» след ислама во всем Северо-Западном Кавказе.
Считается, что исламизация Карачая (возможно, в несколько замедленном историческом темпе или с перерывами) продолжалась и после распада Золотой Орды. Основным источником доказательства непрерывности и глубины этого процесса, давшего ощутимые результаты к 16-17 векам, являются данные генеалогии карачаевских родов, особенности карачаево-балкарской лексики и топонимики, насыщенной мусульманской терминологией.
В первые годы советской власти положение ислама относительно других религий было более благоприятным, но в 1928-1930гг. государство развернуло антирелигиозную политику и против ислама.
Дух перемен достиг и высокогорного Карачая. Закрывались приходские школы и мечети, запрещались публичные проповеди и призывы на молитву (азан).
Как отмечает Б. Лайпанов, «если и были в Карачае свои потери, разочарования и осложнения, связанные с общей культурной и религиозной (антирелигиозной, антимусульманской) политикой Советской власти, то все это забылось, отступило на задний план перед масштабом общенациональной трагедии сталинской депортации карачаевцев и балкарцев, осуществленной в ноябре 1943 года на основании огульного обвинения всего народа в «предательстве». Пройти дорогу ада и выжить во время насильственного выселения, продолжавшегося с 1943 до 1957 гг. помогла народу его вера. На свою родину карачаевцы вернулись с мусульманской верой, не только неразрушенной, но и возродившейся и окрепшей в тяжелые годы изгнания».
Оживление мусульманской религиозной мысли в Карачае начинается в постперестроечное время (1990-91гг.). При этом нужно помнить, что ислам возрождается не столько как идейно-политическое течение, сколько как философско-этическая культура.
В этом контексте справедливо замечание о том, что «возрождается не столько мусульманская религиозность, сколько именно мусульманская культурная традиция, которая в самосознании народа часто выступает как национальная культурная традиция, как форма сохранения этнической идентичности».
Мусульманство проникало не столько стремительно, сколько осторожно, вбирая в себя народные традиции, народную мудрость, при неизменном сохранении веры и учения, равно как и богослужения на арабском языке.
Как отмечает М. Иордан «в этическом плане моральные нормы, императивы шариата, основы исламского права построены так, что они воспринимаются не навязанными извне, даже не исходящими со стороны или с высот божественной мудрости, которая учит и предписывает человеку, как ему жить, а вырастающими из реальных возможностей и желаний человека способного понять и принять их и умом и сердцем».
Этика ислама представляет собой совокупность нравственных положений, общечеловеческих моральных ценностей. Исламская этика в первую очередь практична и рациональна.
Среди норм Корана, регулирующих взаимоотношения людей, преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие конкретные правила поведения, которые возникли при решении пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на задаваемые ему вопросы.
Далее он приводит предание, свидетельствующее на наш взгляд о возрастающей роли судейства. Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере.
С VIII-IX вв. сложилось несколько религиозно-православных толков (мазхабов) суннитского и шиитского направлений. В рамках шиитского направления ислама наиболее известными мазхабами являются джафаритская, исмаилитская, зейдитская и другие, в рамках суннитского направления: ха-нафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская, названные в честь их основателей.
Исходя из того, что карачаевцы являются преимущественно мусульманами-суннитами, традиционо ханафитского толка, остановимся более подробно на описании данного мазхаба.
Ханафитская школа сложилась в VIII веке в Ираке. Основоположником ее считается Абу Ханифа, но огромный вклад в создание учения внесли и его ученики Абу Юсуф Якуб и Мухаммад аш-Шайбани. Свой расцвет хана-фитский ислам переживает в IX-X веках.
В Османской империи ханафитский мазхаб был провозглашен государственным. Ханафитский толк отличается относительной терпимостью к инакомыслию и широким использованием местного обычного права, сложившегося в доисламский период.
Видимо, именно этим объясняется тот факт, что карачаевцы охотно принимали ислам: принятие этой религии лишь укрепляло их патриархальные традиции.
Сохранились остатки языческих верований: культ святых мест(источники, камни, места захоронения святых), паломничество (зийарат) к этим святыням.
Исламский мистицизм в современном Карачае представлен тарикатом(орденом) Накшбандия в изложении устазов Шакай-улу хаджи Боташева (20 годы XX в.) и нашего современника Ожай Хаджи Биджиева.
Возможно суфизм не получил самостоятельного развития и в силу того, что члены братства под руководством Шакай-улу хаджи выступили в антисоветском религиозном восстании в 1930 году и были репрессированы.
Остатки братства несомненно вынуждены были уйти в «подполье». Атмосфера замкнутости и таинственности присуща этим организациям и по сей день.
Справедливо отмечая активный рост числа последователей классических суфийских братств, М. Мекерова указывает, что «проявляются два типа последователей мистицизма: а) непосредственно находящихся на пути тасав-вуфа, проходящие трансформацию сознания в стремлении постичь истину, и б) тех, кто не в состоянии осмыслить мистический путь, но при этом признает за муршидами и шейхами степень святости и почитают их духовную просветленность. Не погружаясь в изучение существующих основ мистицизма, а, иррационально поклоняясь святым, люди начинают популяризировать образ псевдосуфизма».
Подобные явления, как отмечает М. Мекерова, ведут к превращению масс верующих в пассивную и асоциальную структуру, что чревато негативными последствиями в жизни региона и страны в целом.
История не терпит сослагательного наклонения, и мы могли бы долго рассуждать о том, что «если» христианство раньше « пришло» на эту территорию, то почему оно уступило свои позиции исламу? Означает ли это большую степень сходства с народными обычаями определенной религии? и т.д.
Ответ на все эти вопросы один: процесс исламизации Карачая был исторически обусловлен социально-политическими, экономическими и культурными процессами на всем Северном Кавказе XVII-XVIII веков.
Говорить о превосходстве той или иной религии не имеет смысла в свете мусульманской теории о том, что Божественное Откровение, принесенное Людям пророком Мухаммедом до него было послано Богом в пророчествах Моисея и Иисуса. Таким образом, мусульмане не претендуют на превосходство своей религии и ее уникальность, считая ее преемницей иудаизма и христианства. Они претендуют на подлинность своей веры, не искаженность Божественного послания.
Ислам в свою очередь способствует укреплению в сознании верующих того положительного, возвышенного, что было в их жизни.
Шариат, как отмечает Р. Максуд, это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношения мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности.
Насаждая свои предписания, обряды и традиции среди карачаевцев, ислам придавал религиозную окраску местным адатам.
Издревле у карачаевцев, равно как и у других северокавказских народов, бытуют истинно-народные традиции, основанные на принципах гуманности: семейный долг, бережное и уважительное отношение к женщине, почтение к людям преклонных лет, забота о госте и т.д. Отступление от предписаний «тау адет» наказывалось общественным порицанием, привязыванием к позорному столбу («налат-таш») и даже изгнанием из общины (понятно, что в условиях патриархального уклада жизни это являлось достаточно суровым наказанием) согласно нормам обычного адатного права.
Нравственно-этические предписания «тау адет» имеют свою внутреннюю структуру:
В предписаниях «Тау адет» утверждается, что основываться в своем поведении должно не только на традиции и обычаи, но в первую очередь руководствоваться внутренними моральными нормами и ценностями.
Как считает М. Джуртубаев, основную идею «Тау адет» можно сформулировать в следующем виде: «Воспитывай в себе и в своих детях чувство собственного достоинства. Никогда его не роняй, ни при каких обстоятельствах, и никогда не унижай другого. Будь скромен и тверд».
«Тау адет» стремится к формированию благородного человека («асыл Адам»).
Асыл киши аз селешир, кёп тынгылар
Кёп тынгылар да, кёп ангылар.
Благородный муж мало говорит, больше слушает
Без сомнения, речь здесь ведется о послушании старшим, то есть благородный муж должен меньше говорить, а больше слушать и слушаться старших, понять мудрость предков, передаваемую в веках и тем самым он «понимает» как ему строить свою жизнь и отношения с окружающими.
Подводя итог всему вышеизложенному, нужно еще раз обозначить основную мысль: духовная культура карачаевцев есть гармоничное нерасторжимое единство народных традиций (тау адет) и нравственно-этических предписаний ислама. Имея в основе своей общечеловеческие нравственные ценности, идеи гуманности и милосердия, «тау адет» и нормы ислама, не только не противоречат друг другу, но и взаимодополняют, взаимообогащают, усиливают друг друга. Христианство, которое проникло на территорию Карачая значительно раньше ислама, также не вступало в противоречие с местными традициями, но в силу исторической определенности не смогло стать господствующей религиозной идеологией.
Древняя религия балкарцев и карачаевцев
Так поведала мне моя любимая бабушка Алтынкъыз 75 лет тому назад о Тейри, о Геюргю и Леуан Шыйых, о бабасах, о Къаче, о килисах. И этот рассказ хранился в моей памяти, до того времени, пока не пришла мысль написать работу о древней религии нашего народа.
1995 год. Случайно мне попадает книга М.Аджи «Полынь половецкого поля». Прочитав эту книгу, я сразу вспомнил рассказ моей бабушки Алтынкъыз о Тейри, бабасах, килисах, Къаче, Геуюргю и Леуан Шыйых, и еще я вспомнил, что карачаевцы и балкарцы и другие народы до сих пор используют в своем лексиконе клятвы и проклятия с именем Тейри: «Тейри алай» (Тейри так точно), «Тейри бла ант этеме» (клянусь именем Тейри), «ай сени Тейри урсун» (пусть тебя Тейри побьет), «ай юйюнгю Тейри къурутсун» (пусть твой дом Тейри уничтожит). И пришлось мне заново переосмысливать то, что я знал давно и сравнивать с прочитанным текстом.
Тейри у балкарцев и карачаевцев имеет такое же значение, о котором говорит М.Аджи.
Далее М.Аджи конкретизирует значение Тейри, добавляя следующее: «У тюрков в отличие от других народов бог был единым, этим и отличалась их вера от веры соседей». (2, с.209)
Нет сомнений, что у балкарцев и карачаевцев Тейри являлся в значении единого бога, создателя всего на свете и вселенной. Хотя многие местные, российские и зарубежные ученые считают, что Тейри являлся божеством, а религию тенгирианство считали языческой или христианской. Об этом поговорим ниже.
Многие местные и приезжие авторы как будто умышленно искажают единственность Тейри, считая его главным божеством, среди множества других языческих богов.
Вот как пишет об этом К.Г. Азаматов: «О некогда существовавшем культе неба и небесных светил свидетельствует бог неба Тейри, который являлся главным божеством балкарцев и карачаевцев до принятия ими Ислама». (4,с.145) Хотя К.Г. Азаматов считает Тейри божеством, а не богом, но он все же правильно подчеркивает, что балкарцы и карачаевцы до принятия Ислама верили в Тейри.
К.Г. Азаматов близок к истине, что Тейри являлся единым всевышним богом. Но, далее он все-таки делает ошибочный вывод: «На наш взгляд, из всех трех напластований в домусульманских верованиях балкарцев наиболее глубокие корни имело древнетюркское напластование. Об этом свидетельствует и тот факт, что божество Тейри являлось верховным божеством в пантеоне балкарских языческих богов» (4, с.161)
А С.К. Бабаев превосходит в своем выводе К.Г. Азаматова: «На территории Балкарии, кроме христианской и языческой религий, другой религии не было до середины XVIII в.» (6, с.189)
Точно так же, как и С. Бабаев утверждает и М. Абаев: «В религиозном отношении все данные говорят о том, что в Балкарии раньше соперничали между собой язычество и христианство, потом явилось магометанство, которое вытеснив язычество и зачатки христианства, окончательно укоренилось, хотя и довольно поздно». (1, с.9)
Очень интересно сообщение Генриха-Юлиуса Клапорта, сделанное во время путешествия по Кавказу и Грузии в 1807-1808 гг.: «Простой народ не имеет, собственно говоря, никакой религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри (Тейри), который является творцом блага». (3, с.245) Сообщение Генриха-Юлиуса Клапорта нам ценно вдвойне: во-первых он уже считает Тейри не божеством, а богом. Во-вторых, из его сообщений мы узнаем, что ислам только начал проникать в верхи, т.е. во дворянство. Таким образом, опираясь на эти сообщения, мы можем утверждать, что балкарцы еще в самом начале XIX в. в основном верили в бога Тейри.
Я жил среди знатоков истории, религии, традиций нашего народа, но никогда не слышал, что кроме единого Тейри есть еще и другие Тейри. Но видимо М. Джуртубаев сделал свои выводы о Тейри, опираясь на фольклорные песни. И он их приводит для подкрепления своих суждений:
«Тейри неба – один Тейри,
Остальные Тейри – тысяча Тейри.
Тейри неба – тот, кто создал землю и небеса,
Тот, кто каждый день дарует нам рассвет».
Х. Малкандуев, как и М. Джуртубаев, используя фольклорные источники, приходит к такому же мнению о Тейри: «Во главе пантеона, как у всех тюрко-монгольских народов вообще, стоит верховное божество Тейри (Тенгри), творец вселенной и всего сущего, пользующийся особым почитанием. Небезынтересно, кстати, что связанные с его культом гимнические песнопения к настоящему времени удалось зафиксировать в фольклоре тюркоязычных народов только у балкаро-карачаевцев». (20, с.7)
И далее он приводит следующий пример:
«Тейри неба – единственный бог.
Тейри неба – создатель неба, земли,
Каждое утро восходы посылающий.
В данном тексте, как и вообще в балкаро-карачаевской мифологии, слово «Тейри» имеет два лексических значения. Помимо конкретного верховного божества, слово «Тейри» выражает бога вообще» (20, с.132)
Видимо Х. Малкандуев тоже считает, что Тейри у балкарцев и карачаевцев считался единым богом и поэтому дает объяснение двоякого значения слова «Тейри».
Более конкретно выражается значение Тейри в хрестоматии – Къарачай-Малкъар фольклор:
«Бурун заманлада малкъарлыла бла къарачайлыла Тейриге табынып, анга къуллукъ этип тургъандыла. Ол аланы Аллахлары болгъанды. Ала анга къурманлыкъла этип, не тилеклерин да андан тилегендиле. Тилек тилегенде Тейриге жалынып, анга махтау сезлени айтып болгъандыла:
«Тейри! Огъурлу Тейри!
Сен кюн таягъындан туугъан,
Сен жерни, сууну бийлеп тургъан,
«В древности балкарцы и карачаевцы поклонялись Тейри и исполняли свои религиозные обряды, обращаясь к нему. Он являлся для них богом. Они приносили ему жертвы, обращаясь к нему со своими просьбами:
«Тейри! Добрый Тейри!
Ты, рожденный лучом солнца,
Ты – властелин земли и воды,
Тейри! Добрый (дающий) Тейри!»
«… большой интерес представляет божество балкарцев – Уллу Тейри (Великий Тейри), который не фиксируется в мировоззрениях кавказских народов. По представлениям карачаево-балкарцев, Тейри – это владыка и повелитель богов, посылающий беды, обеспечивающий богатый урожай, хороший приплод скота и т.п.» (23,с.27)
Я еще раз подчеркиваю, что Тейри был единственным и других Тейри не существовало. Жаль, что такой знаток истории Балкарии И. Мизиев не сумел реально выразить единственность Тейри.
Почти такое же значение, как И. Мизиев, дают авторы историко-этнографического очерка «Карачаевцы»: «Главным божеством карачаевцев, подателем всяческого добра считается Тейри. Именно в этой роли он выступает в народных песнях и преданиях». (13, с.273)
Но это не значит, что на самом деле Тейри был главным божеством, а не единым всевышним богом.
Составители древних песен, возможно, сами не понимали значение Тейри и всячески стремились поднять роль Тейри, сделав его главным среди не существующих других Тейри, давая таким способом почет и авторитет самому Тейри. Как бы ни пелись древние песни, народ верил в единого бога Тейри.
Как видим, И.Шаманов в своей статье делает очень правильный вывод, что имя «Тейри» употребляется в значении «бог», хотя он свою статью озаглавил совсем неправильно, т.е. «Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии». Как видим, в названии статьи автор утверждает, что Тейри-божество, хоть и главный, а в выводе доказывает, что Тейри является богом. И это он доказывает примерами. Ну что на это скажешь? Бывает и так. А истина в том, что он правильно считает Тейри богом.
Само собой разумеется, что если балкарцы и карачаевцы верили в Тейри, поклонялись ему как единому богу и совершали религиозные обряды, то должны были быть какие-то доказательства в виде храмов и различных предметов религиозного культа. Были ли на территории Балкарии и Карачая такие доказательства? Да! Их было довольно много. В начале данной работы я пересказал воспоминания моей бабушки Алтынкъыз. Она подробно перечислила и описала «Тейри», «Къач», «килиса», «бабас» и упомянула Геуюргю, Леуан Шыйых, Тотур, Байрым, Элия и др.
А вот у балкарцев и карачаевцев крест называется «Къач», а не «Хач». Хотя значение одно и то же. Таким образом, следует отметить, что основным символом у тенгириан и христиан является крест. Хотя христиане крест переняли от тенгириан в IV веке. Это доказывает в своем труде М.Аджи.
Многие авторы, касающиеся религии Балкарии и Карачая считали их не тенгирианами, а христианами и соответственно все найденные предметы религиозного культа адресовали к христианской религии.
Точно так поступал С.К.Бабаев в своем труде «К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов» Нальчик, «Эльбрус» 2000 год. Вот некоторые его высказывания: «Это подтверждается и наличием на территории Балкарии многочисленных остатков церквей, часовен, христианских храмов и прочих сооружений, а также большого количества крестов и других предметов религиозного культа». (6, с.154)
«В селении Кюннюм располагалось башня Абаевых. …Она в верхней своей части с двух сторон имела кресты». (6,с.165) «В районе селения Шканты, на левом берегу Иртышки, находилось еще одна башня «Абай къала», которая в конце XIX века была обследована Н.Харузиным и другими. Они отмечали, что с двух сторон ее виднелись углубленные в стену четырехконечные равносторонние кресты.
…Он описал вторую церковь, расположенную около селения Шканты, и третью в центре этого же населенного пункта. На преддверии последней был приделан крест, а под ней в больших сундуках хранились церковные книги и утварь». (6,с.166)
Конечно, С.К.Бабаев считает, что все это относится к христианской религии. Видимо, он пришел к такому выводу, опираясь на труды авторов, изучавших эту тему до него.
Но нам ценно то, что он перечисляет очень много церквей, часовен, предметов религиозного культа и церковных книг, находящихся и найденных на территории Балкарии. Так как это свидетельствует о том, что у балкарцев и карачаевцев была не христианская, а тенгирианская религия.
И, конечно же, они находили в каждом ущелье остатков церквей, часовен, кешене, башни, религиозные книги, утварь, четырехконечные равносторонние кресты и рисунки, фрески на развалинах церквей и часовен. И, не задумываясь иначе, они причисляли эти церкви к христианским. Видимо, это было выгодно всем – и христианской церкви, и верхушке балкарского общества. Так было легче и привлекательнее.
Опять я хочу привести высказывание М. Аджи о церкви: «Церковь, храм у степняков называли «килиса»… Название «килиса» идет от священной горы Кайласа…». (2,с.225-226)
Я уже говорил, что балкарцы и карачаевцы тенгрианские храмы называли килисой, а не церковью или мечетью.
И еще, М. Аджи сообщает очень интересную деталь – о форме строения тенгрианских храмов: «… тенгрианские храмы возводились на фундаментах, которые в плане имели форму равностороннего креста. Кроме значения прочности и неуничтожаемости, крест символизировал и перекрёсток, где сходились пути мира. Построенный храм, таким образом, становится символом вечности («Дорога – это жизнь»), путь к нему открывается со всех четырех сторон». (2, с.230)
К историческим и языковым доказательствам того, что карачаево-балкарцы были тенгрианами кроме вышеуказанных религиозных понятий – Тейри, къач, бабас, килиса, Геуюргю, Байрым, Тотур, Элия, надо добавить Адама и Еву (Адам бла Хауа). Когда Аллах (бог) сотворил первых людей – мужчину назвал Адамом, а женщину – Хауа (Евой). Об этом свидетельствуют все китабы (книги), посланные Богом через своих посланников на землю людям. Но не это главное. Главное то, что слово «Адам» из имени собственного, превратилось в имя нарицательное, которое с карачаево-балкарского переводится как «человек». И можно с уверенностью сказать, что слово «Адам» в карачаево-балкарский язык проникло из тенгрианской религии, а не из христианской или мусульманской. Думаю, что об Адаме и Еве (Хауа), о Геюргю и Байрыме, о Тотуре и Элие, о Леуане, о правилах богослужений и самое главное о Тейри и Къаче наверняка было написано в исчезнувших китабах (книгах), хранившихся в сундуках, которые находились в килисах.
Есть еще другие знатоки истории, традиций и культуры балкарского народа, которые, как и я, самостоятельно пришли к такому же выводу, что в Балкарии и Карачае до принятия Ислама не было христианской религии, а была тенгрианская религия. То есть я не одинок в своих суждениях. К примеру, 15 апреля 2010 года была телепередача о Чегемском ущелье и селении Лыгыт и Верхнем Чегеме. Передачу вела Ахузат Мишаева. В передаче участвовал знаток истории Чегема, ныне покойный, Исхак Газаев. И ведущая Ахузат Мишаева спросила его о религии, а именно о христианской религии в Чегеме (и в Балкарии в целом). Исхак Газаев категорически отрицал это, утверждая, что никаких следов существования христианства в Чегеме, как в целом и в Балкарии, нет и не было. Он также подметил, что мы и сейчас клянемся именем Тейри. Это говорит о том что до мусульманства у нас была тенгрианская религия. Это факт, что балкарцы и карачаевцы верили в Тейри.
Так же это вначале XVIII в. очень точно определил Г.Ю. Клапорт, что «простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри (Тейри)» (3, с.245). Таким образом, Г.Ю. Клапорт считает Тейри не божеством, а Богом, а также он доказывает что, кроме тенгрианства в то время не было христианства, а ислам только начинал проникать в верхи общества.
Более конкретно выражается значение «Тейри» составителем хрестоматии Къарачай-Малкъар фольклор Хаджиевой Т.М.: «В древности балкарцы и карачаевцы поклонялись Тейри и исполняли свои религиозные обряды, обращаясь к нему. Он (Тейри) являлся их Аллахом. Они приносили ему жертвы и обращались к нему со своими просьбами:
«Тейри! Добрый Тейри!
Ты, рожденный лучом солнца,
Ты, властелин земли и воды!
Тейри! Добрый (дающий) Тейри!»
Как мы видим из выше изложенных строк, здесь и намека нет на других Тейри. И абсолютно ясно выражается, что Тейри является их (т.е. балкарцев и карачаевцев) Аллахом.
И. Шаманов в своей статье «Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии» правильно выражает значения Тейри: «Имя Тейри, в значении «бог», употребляется в многочисленных клятвенных формулах». (31)
М.Аджи более ясно выражает единственность Тейри: «У тюрков в отличие от других народов Бог был единым. Этим и отличалась их вера от веры соседей».
Исходя из всего этого, можно утверждать, что я не одинок в своих выводах о том, что Тейри у балкарцев и карачаевцев являлся богом, а не божеством. И религия была у них не языческая, а тенгирианская. И что балкарцы и карачаевцы никогда не были христианами.
А теперь немного об истории балкаро-карачаевского народа.
Вот к какому выводу пришел известный русский ученый Л.Н. Гумилев в своем фундаментальном труде «Древние тюрки». В предисловии этой книги есть такое предложение: «Третьи сложились раньше, чем самые древние тюрки, например балкарцы и чуваши». (9,с.6)
А доказать это надо для того, чтобы также доказать, что и религия наша независима от религии кипчаков, как об этом думает М.Аджи, и что она более древняя, чем тенгрианская религия у кипчаков.
А теперь я хочу процитировать высказывания из исторических источников, относящихся к истории балкаро-карачаевского народа, несущие наиболее ценные сведения о нем: «Предки балкарцев и родственных им карачаевцев являются одним из древних жителей Кавказа. Формирование балкаро-карачаевцев связанно с проникновением на северный Кавказ степных кочевнических традиций, бытовавших в евразийских степях». (32,с.72)
К такому выводу пришли составители учебника истории Кабардино-Балкарии. Примерно такой же вывод делает известный балкарский ученый-историк И.Мизиев в своих фундаментальных трудах: «Из всего изложенного вытекает, что древнейшую основу формирования балкарского народа составило смешение древнейших кавказцев с древнейшими кочевыми племенами евразийских степей. Позднее в этот процесс включились племена скифов, алан и болгар». (25,с.7)
Привлеченные данные свидетельствуют об их автохтонном происхождении, т.е. и карачаевцы, и балкарцы – коренные народы Северного Кавказа». (30, с.104)
Никто не может отрицать, что Я.А. Федоров знаток истории народов Северного Кавказа. И что он не преувеличивает возраст карачаево-балкарского народа. Если это так, то выводы сделанные И. Мизиевым верны. И нет основания ревизовать его труды и не верить им.
«Эта группа ученых считает прародиной тюркских племен Волго-Уральское междуречье с примыкающими сюда регионами. Алтай, Южная Сибирь и Прибайкалье, возможно, были их второй прародиной, откуда они снова двигались в Европу и западную Азию, где их и застают древние авторы». (21, с.14)
Все указанные выше авторы (Гумилев Л.Н., Федоров Я.А., Лайпанов К.Т., и Мизиев И.М.) для того чтобы доказать правдивость своих высказываний и выводов использовали огромное количество исторических источников. Они путем многолетних исследований, выявили наиболее достоверную, обоснованную историческую правду. И не верить им нельзя.
Кроме многочисленных исторических источников, о древности карачаево-балкарского народа свидетельствует богатая духовная и материальная культура, традиции, обычаи и, конечно же, и древняя религия.
2. Соответственно, находящиеся на территории Балкарии и Карачая храмы, часовни (килисы) считались церквами христианскими, а найденные предметы религиозного обихода также относили к христианским. Найденные или увиденные книги в килисах и фрески на стенах килиса считались христианскими, т.е. все следы тенгрианской религии относили к христианству.
3. Конечно же, как и все народы, балкаро-карачаевский народ не миновал ни первобытного строя, ни, соответственно, язычества. И как у всех народов, следы язычества сохранились и у балкарцев, и у карачаевцев.
4. Но самое главное то, что балкарцы и карачаевцы сложились как народ до начала нашей эры. И имели свою религию – тенгирианскую, гораздо более древнюю чем христианская и тенгрианская у кипчаков. Верующие очень почитали Геуюргю, Тотур, Элия, Байрым, Леуан Шыйых. Им не был известен И. Христос, самый почитаемый христианский пророк. Имели свои храмы – килисы, часовни, религиозные китабы (книги), къач (крест), и другие религиозные атрибуты. В храмах служили образованные бабасы.
5. То, что балкарцы и карачаевцы не знали и не покланялись Иисусу Христу может служить главным аргументом, подтверждающим то, что до принятия ими Ислама ни в Балкарии, ни в Карачае не было христианства.
6. Кроме единого Тейри не было никаких других Тейри.
7. Основой христианства является тенгирианство. Поэтому все религиозные каноны тенгирианства и христианства практически одинаковы. Вследствие этого, все ученые-исследователи тенгирианскую религию в Балкарии и Карачае принимали за христианскую.
8. И балкарцы, и карачаевцы до конца XVII в. до принятия ими Ислама были тенгирианами.
9. А с конца XVIII в. на территории Балкарии и Карачая господствует Ислам.
10. Кроме тенгирианства и Ислама ни балкарцы, ни карачаевцы других религий не знали.
11. Рано или поздно учеными мира и России, а также мировым сообществом будет признана тенгирианская религия как одна из ранних мировых религий. Вместе с этим балкаро-карачаевский народ будет признан одним из самых древнейших приверженцев этой религии.
12. И так, балкарцы и карачаевцы являются одним из самых древних автохтонных народов Кавказа, а также одним из древнейших народов среди тюркоязычных народов, с древней культурой, своеобразными традициями, обычаями и конечно с одной из самых древних религий.
1. Абаев М.К. «Балкария». Нальчик; издательство «Эльбрус» 1992г.
2. Аджи.М «Полынь половецкого поля». Москва;1994г.
4. Азаматов.К «Пережитки язычества в верованиях балкарцев». Из истории Кабарды и Балкарии. Нальчик;1980г.
6. Бабаев.С.К «К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов». Нальчик;2000г.
8. «Бурунгулу таурухла бла хапарла». Нальчик;1970г.
9. Гумилев Л.М. «Древние тюрки». Москва;1967г.
10. Джиоев М.К. «Походы Тимура в Аланию. Проблемы истории СССР». Выпуск 2, Москва;1980г.
11. Джуртубаев М.Ч. «Древние верования балкарцев и карачаевцев». Нальчик;1991г
12. Ермоленко М.И «Древние христианские храмы близ Нальчика и мумии балкарских могильников Терской области». Ставрополь;1910г.
13. «Карачаевцы. Историко-этнографический очерк». Черкесск;1978г.
14. «Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях». Нальчик;1983г
15. «Къарачай-Малкъар фольклор». Хрестоматия. Нальчик;1976г.
17. Лавров. Л.К. «Из поездки в Балкарию». Советская этнография. Москва;1939г. СБ-2.
18. Ланге Б.А. «Балкария и балкарцы». Кавказ;1903г. №№287,294.
19. Лайпанов Х.О. «К истории карачаевцев и балкарцев». Черкесск;1957г
20. Малкандуев Х.Х. «Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев». Нальчик;1990г.
21. Лайпанов К.Т. и Мизиев И.М. «О происхождении тюркских народов». Черкесск;1993г.
22. Мизиев И.М «Шаги к истокам этнической истории центрального Кавказа». Нальчик;1986г.
23. Мизиев И.М. «Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории». Нальчик;1981г.
26. Мизиев И.М. «История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура». Нальчик;1996г.
27. Мизиев И.М. и Джуртубаев М.Ч. «История и духовная культура карачаево-балкарского народа». Минги тау 1;1994г.
28. «Мифы народов мира». в 2-х т., Москва, 1987,1988 гг.
29. «О происхождении балкарцев и карачаевцев». Нальчик, 1960 г.
30. Федоров Я.А. «Историческая этнография северного Кавказа». Издательство МГУ, 1983.
31. Шаманов И.М. «Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии. Проблемы археологии и этнографии в Карачаево-Черкессии». Черкесск, 1982 г.
32. «История Кабардино-Балкарии». Учебное пособие. Нальчик,1995 г.
33. Словари: энциклопедический, этимологический, толковые, иностранных слов.
[1] В скобках отмечены номер и страница источника в библиографии.