капитанская дочка какие проблемы поднимает автор
Проблематика повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обращается к разным вопросам и образам, в том числе и историческим, однако, очевидно, что основная проблематика касается проблемы чести и долга. Есть еще проблема выбора, которая ставит героев на тонкую грань добра и зла. Затем идут проблемы сострадания и милосердия, любви и верности, а также взаимодействия простого народа с людьми дворянского происхождения.
Все что связано с долгом и честью, соотносится с главным героем повести Петром Гриневым, которому родители, обедневшие дворяне, не смогли дать ничего кроме мудрых наставлений о чувстве долга, ответственном отношении к делу, которым собрался заниматься, и чести, которую надлежало хранить смолоду как платье снову. Как всякий молодой человек, только что покинувший отчий дом, Петр учится на своих ошибках и все-таки свято хранит в душе отеческие заветы. Поэтому искренне и от души награждает незнакомца за помощь, подарив ему заячий тулуп, несмотря на возражения Савельича, которого уважал и любил.
Знакомство со Швабриным дает возможность Гриневу повзрослеть в разы быстрее – беспринципный и бесчестный Швабрин показывает Петру каким не должен быть человек. Гринев больше никогда не перейдет ту грань, которая сможет уронить его честь и чувство собственного достоинства.
Верность долгу – еще один показатель, по которому можно оценить образ Гринева. Присягнув один раз императрице, он не собирается изменять ей, даже под страхом смертной казни. И снова его антиподом становится Швабрин, постоянно меняющий свои взгляды и мечущийся между государством и самозванцем Пугачевым, руководствуясь исключительно собственной выгодой. У выходца из народа Пугачева намного больше развиты благородные чувства свойственные высшему сословию, нежели у того же Швабрина, и это импонирует Гриневу, который хоть и должен противостоять самозванцу, все-таки принимает государственного преступника как человека, которому знакомы понятия долга и чести.
Семейство Мироновых тоже удивляет своей порядочностью, и хоть главенствует в семье Василиса Егоровна, она, увидев гибель своего мужа, в последний раз признается ему в любви, а потом покоряется неизбежному и погибает вслед за ним.
Так же воспитана Маша. Полюбив Гринева она, несмотря на то, что в начале повести предстает перед читателем как «трусиха», решает неотступно следовать за опальным Петром. Бедная, но благородная девушка свято верит в правду и находит поддержку у самой императрицы, которая настолько великодушна, что прощает Гринева.
Высокие моральные принципы Маши не могут не вызывать уважения читателя. И она представляется идеальной русской женщиной, верной женой и в будущем добродетельной матерью большого семейства. Вообще, женские образы в повести отражают проблему женского самопожертвования любви, долгу, порядочности и доброты. Так, несмотря на внутренний страх, попадья укрывает у себя Машу, рискуя навлечь на свою голову гнев Пугачева. Порядочность присуща и императрице, благосклонно выслушавшей несчастную девушку и оказавшей ей высочайшую помощь и поддержку.
Таким образом можно сказать, что все герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в той или иной степени собственными поступками демонстрируют отношение к чувству собственного достоинства и показывают как надо или не надо поступать перед сильными мира сего и вообще влиятельными людьми. Отец советовал Гриневу не льстить и не преклоняться перед властьимущими и этот совет, как и прочие его отцовские наставления, делают характер Петра твердым, стойким и справедливым. Благодаря этому он как магнит притягивает к себе таких же порядочных людей и отталкивает тех, у кого на жизнь совсем другие взгляды.
Анализ романа «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.04.2019 · Обновлено 30.06.2020
Капитанская дочка — одно из немногих прозаических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина. Это книга, повествующая о крупном крестьянском восстании, которое потрясло Российскую империю в семидесятых годах восемнадцатого века. Значение романа столь велико, что многие люди уже в наше время воспринимают те давние события именно через творение Пушкина.
История создания
Пушкин решил начать работу над «Капитанской дочкой», вдохновившись успехами английского писателя Вальтера Скотта, чьи исторические романы в то время покорили всю Европу.
Специально ради этого Пушкин отправился в путешествие по Уралу, чтобы лично встретиться с очевидцами тех событий. Во время поездки были найдены прототипы главных героев романа. Пётр Гринёв был скопирован с офицера Вашарина — ярого борца с пугачёвщиной, служившего под командованием генерала Михельсона. Прототипом Швабрина стал присягнувший на верность Пугачёву подпоручик Шванович. Образ Марии Мироновой был рождён под впечатлением от встречи с молодой дворянкой Марией Васильевной Борисовой.
Жанр, направление
Этот роман сочетает в себе элементы как романтизма, так и реализма. Несмотря на некую идеализацию главного героя и даже его антипода (Швабрин добивался брака с Марьей, хотя мог добиться своего и без венчания, будучи единственным и полновластным хозяином крепости), Пушкин в первую очередь стремится к созданию достоверной атмосферы тех событий и органичному вплетению в неё своих персонажей.
«Капитанская дочка» представляет собой достойный образчик исторического романа девятнадцатого века. Повествование органично интегрировано в реальные исторические события (крестьянская война 1773-1775 года, основной причиной которой было усиление контроля казаков и крестьян со стороны власти), а на страницах романа часто появляются и упоминаются реальные исторические личности: Емельян Пугачев, Екатерина Вторая и другие.
Однако до сих пор ведется спор о жанре произведения: некоторые литературоведы относят его к повести. Действительно, книга стоит на границе между двумя жанрами, потому что в ней не так много героев, не такой большой объем, нет разветвления сюжетной линии, как в типичных романах, но в то же время она слишком масштабна для повести, в ней описывается целая эпоха. Поэтому однозначно сказать, роман «Капитанская дочка», или все-таки повесть, сложно. Но в большинстве источников указано наименование «роман», поэтому Многомудрый Литрекон будет именовать его именно так.
Смысл названия и эпиграфа
Эпиграф в самом начале романа: «Береги честь смолоду»-обозначает ценности, которые Пушкин считает самыми приоритетными для любого человека, оказавшегося в таком же положении, как и главный герой. А именно человеческое достоинство, благородство и верность долгу, которые продемонстрировал нам Пётр Гринёв. Такова роль эпиграфа в романе «Капитанская дочка».
Композиция
Прежде всего, стоит отметить «чистоту» и стройность произведения, в нём нет ни одной лишней сцены, ни одного лишнего персонажа. Все элементы романа гармонично связаны друг с другом.
Всё повествование построено на контрасте. Положение героев по отношению друг к другу меняется по ходу сюжета. Вначале зависимый от Гринёва простой казак Пугачёв в середине романа сам получает неограниченную власть над судьбой молодого человека. Мария Миронова, которая в начале романа была несравненно ниже Гринёва, в конце романа становится уважаемой дочерью героя, в то время как Пётр становится бесправным заключённым, обвиняемым в измене.
Суть и конфликт
Молодой дворянин Пётр Гринёв отправлен своим строгим отцом на офицерскую службу в район Оренбурга. В пути главный герой попадает в снежную бурю, от которой его спас простой казак Емельян Пугачёв.
После прибытия на место службы, Пётр влюбляется в дочь коменданта Белогорской крепости — Марию Миронову. Симпатия к девушке доводит героя до дуэли с другим офицером — Алексеем Швабриным.
Гринёв возвращается к своим и участвует в обороне Оренбурга. Во время осады он узнаёт, что его возлюбленная Маша находится в Белогорской крепости и подвергается истязанию голодом со стороны изменника Швабрина. Пётр отправляется в стан врага и просит у Пугачёва помочь. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару восвояси.
После поражения восстания Пугачёва казнят, а Швабрин сообщает правительству об отношениях Гринёва с лидером мятежников. Петра арестовывают, но Маша вымаливает прощение для него в личном разговоре с императрицей Екатериной II и выходит за Гринёва замуж. Подробнее обо всех этих перипетиях Вы можете узнать из краткого содержания по главам от Многомудрого Литрекона.
Главные герои и их характеристика
Вот здесь перечислены главные образы в романе «Капитанская дочка».
Тематика романа «Капитанская дочка» богата актуальными и неординарными темами и мотивами.
Проблемы
Проблематика произведения «Капитанская дочка» многогранна и интересна даже современному читателю: в ней раскрываются вечные нравственные проблемы человечества.
Главная мысль
Осуждая явление Пугачёвщины и ту жестокость, которую она породила, Пушкин старается объективно воспринимать те события. Он демонстрирует нам несовершенство государственного строя Российской империи, но в то же время показывает идеал в лице Гринёва, к которому необходимо стремиться всему дворянству, если оно не хочет снова познать ужасов крестьянской войны. Основная идея в романе «Капитанская дочка» заключается в том, что бессмысленный и кровавый бунт является не решением социальных проблем, а главным последствием нежелания правящей элиты решать их.
Также автор считает, что даже в самый тёмный час истории высокие моральные качества способны переломить ненависть и победить ложь. Смысл романа — показать тот идеал поведения, который послужит профилактикой социальных конфликтов. Но на первое место Пушкин ставит даже не смелость и честь Петра, а именно милосердие, кротость и силу духа капитанской дочки. Почему? Да потому, что Марья произошла из среды мелкого, бедного, но заслуженного дворянства: Миронов вышел в офицеры из простых солдат. Он получил титул не по наследству и связям, как Гринев, а в результате упорного и честного труда. Именно такие люди восхищали Пушкина, поэтому роман называется не «Петр Гринев», а «Капитанская дочка». Это указание на будущее, на верный путь российского дворянства, которое должно трудиться наравне со всем остальным народом и подавать ему хороший пример.
Историзм
Роман повествует о крестьянской войне 1773—1775 годов. Против царской армии вышли отряды под предводительством Емельяна Пугачёва, который объявил себя выжившим императором «Петром Третьим» (муж Екатерины Второй, которого убили ее приспешники в ходе дворцового переворота). Это восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.
В целом Пушкин довольно точно отобразил происходившие в то время события, вроде осады Оренбурга. Изменению подверглись названия некоторых городов, так, Белогорская крепость на самом деле называлась Татищевской.
Мораль
Роман учит нас всегда оставаться человеком, отстаивать свои убеждения и держать слово. В конце концов, именно такие люди достигнут вполне заслуженного счастья, как показывает финал романа.
Гуманизм и человечность возможны в любой ситуации, и наш долг — не забывать об этом. Таков простой вывод, который следует из данного произведения.
Критика
Произведение Пушкина было высоко оценено, как современниками поэта, так и потомками. О романе с восхищением отзывались Достоевский и Гоголь.
Кстати о литературных новостях: они, однако ж, не тощи. Где выберется у нас полугодие, в течение которого явились бы разом две такие вещи, каковы «Полководец» и «Капитанская дочь». Видана ли была где такая прелесть! Я рад, что «Капитанская дочь» произвела всеобщий эффект. (Н. В. Гоголь — Н. Я. Прокоповичу, 25 января 1837 года)
Однако были и рецензенты, которые ожидали от метра большего, ведь «Капитанская дочка» занимала не первое место в творчестве Пушкина. Так, В. Ф. Одоевский писал самому автору в письме, что образ Швабрина не реалистичен: «Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно‑чудесного». Такой подлец не мог ждать согласия Марии на брак и наверняка воспользовался бы ее беззащитностью. Да и его переход на сторону врага критик не счет логичным: умный дворянин не мог поверить в успех гибельного предприятия Пугачева. Критиковал роман и В. Г. Белинский. Он назвал образ Марьи Мироновой «бесцветным и ничтожным» (с ним согласился и знаменитый музыкант П.И. Чайковский, который отказался писать оперу по «Капитанской дочке», считая Марью Миронову недостаточно интересной героиней для музыки). Впрочем, остальное в книге пришлось ему по душе:
Капитанская дочка» — нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины, по верности, истине содержания и мастерству изложения, — чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернера-француза и в особенности его дядьки из псарей, Савельича, этого русского Калеба, — Зурина, Миронова и его жены, их кума Ивана Игнатьевича, наконец, самого Пугачева, с его «господами енаралами»; таковы многие сцены, которых, за их множеством, не находим нужным пересчитывать. (В. Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина»)
Русский писатель В. А. Соллогуб выразил восторженное мнение о «Капитанской дочке»:
Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов.(В. А. Соллогуб «Опыты критических оценок. Пушкин в его сочинениях. 15 апреля 1865 года.»)
К нему присоединился Н. Н. Страхов, который выявлял особенности книги, сравнивая «Капитанскую дочку» с романом «Война и мир»: в них лишь мельком затрагивались исторические события, а основное внимание было приковано к хронике дворянских семейств и к тому, как они справлялись с тяготами смутного времени. Забавно, однако, что знаменитый историк В. О. Ключевский сказал о книге следующее:
Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удается стать им настоящему историку. «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману.
Эту точку зрения разделял и А. М. Скабичевский, который подробно прокомментировал образ Петра Гринева:
«…историческое беспристрастие, полное отсутствие каких-либо патриотических славословий и трезвый реализм видите вы… в «Капитанской дочке» Пушкина. …здесь нет героя в том пошлом виде безукоризненно идеального молодого человека, блещущего всеми и материальными, и умственными доблестями, в каком подобный герой подвизался в то время во всех романах… Гринев… Это самый заурядный помещичий сынок 18-го века, не особенно далекий, не Бог весть как образованный, отличающийся всего на всего доброю душою и нежным сердцем. (А. М. Скабичевский «Сочинения А. Скабичевского. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики», 1890 г.)
В наше время роман кажется излишне прямолинейным и простым, но так или иначе является повсеместно узнаваемым образцом литературного творчества Пушкина.
Анализ произведения «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)
«Капитанская дочка» — это многоступенчатый роман, демонстрирующий все этапы взросления главного героя, юного дворянина Петра Гринева. В ходе повествования незрелый юноша, еще мальчик, буквально на глазах превращается в ответственного, решительного и смелого мужчину, способного принимать верные решения и нести полную ответственность за все свои поступки. Для этого герою довелось пройти немало суровых испытаний, однако ни разу он не изменил своему слову и данной им присяге, сохранил собственную честь и достоинство.
История создания
Пушкин решил начать работу над «Капитанской дочкой», вдохновившись успехами английского писателя Вальтера Скотта, чьи исторические романы в то время покорили всю Европу.
Специально ради этого Пушкин отправился в путешествие по Уралу, чтобы лично встретиться с очевидцами тех событий. Во время поездки были найдены прототипы главных героев романа. Пётр Гринёв был скопирован с офицера Вашарина — ярого борца с пугачёвщиной, служившего под командованием генерала Михельсона. Прототипом Швабрина стал присягнувший на верность Пугачёву подпоручик Шванович. Образ Марии Мироновой был рождён под впечатлением от встречи с молодой дворянкой Марией Васильевной Борисовой.
Жанр, направление
Этот роман сочетает в себе элементы как романтизма, так и реализма. Несмотря на некую идеализацию главного героя и даже его антипода (Швабрин добивался брака с Марьей, хотя мог добиться своего и без венчания, будучи единственным и полновластным хозяином крепости), Пушкин в первую очередь стремится к созданию достоверной атмосферы тех событий и органичному вплетению в неё своих персонажей.
«Капитанская дочка» представляет собой достойный образчик исторического романа девятнадцатого века. Повествование органично интегрировано в реальные исторические события (крестьянская война 1773-1775 года, основной причиной которой было усиление контроля казаков и крестьян со стороны власти), а на страницах романа часто появляются и упоминаются реальные исторические личности: Емельян Пугачев, Екатерина Вторая и другие.
Однако до сих пор ведется спор о жанре произведения: некоторые литературоведы относят его к повести. Действительно, книга стоит на границе между двумя жанрами, потому что в ней не так много героев, не такой большой объем, нет разветвления сюжетной линии, как в типичных романах, но в то же время она слишком масштабна для повести, в ней описывается целая эпоха. Поэтому однозначно сказать, роман «Капитанская дочка», или все-таки повесть, сложно. Но в большинстве источников указано наименование «роман», поэтому Многомудрый Литрекон будет именовать его именно так.
Жанр: роман или повесть?
Многие читатели думают, что «Капитанская дочка» — это всего лишь рассказ, однако они ошибаются: не может произведение такого объема принадлежать к малой прозе. А вот повесть это или роман – вопрос открытый.
Сам писатель жил во времена, когда к полноценным крупным эпическим жанрам относили лишь те многотомные труды, которые по объему сопоставимы с «Анной Карениной», например, или с «Дворянским гнездом», поэтому он без сомнений называл свое творение повестью. В советском литературоведении тоже так считалось.
Однако произведение обладает всеми признаками романа: действие охватывает длинный промежуток времени из жизни героев, в книге множество второстепенных персонажей, описанных в подробностях и напрямую не относящихся к главной сюжетной линии, на протяжении повествования действующие лица переживают духовную эволюцию. Кроме того, автор показывает все стадии взросления Гринева, что тоже недвусмысленно указывает на жанр. То есть, перед нами типичный исторический роман, так как писатель во время работы над ним взял за основу факты из прошлого и то научное исследование, которое предпринял, чтобы понять феномен крестьянской войны и донести его до потомков в форме объективного знания.
Но на этом загадки не закончились, предстоит определиться, что за направление стоит у истоков произведения «Капитанская дочка»: реализм или романтизм? Коллеги Пушкина, в частности, Гоголь и Одоевский утверждали, что его книга больше всех прочих повлияла на развитие реализма в России. Однако в пользу романтизма говорит тот факт, что за основу взят исторический материал, а в центре внимания читателя находится противоречивая и трагическая личность бунтовщика Пугачева – точь-в-точь романтический герой. Поэтому оба ответа будут верны, ведь вслед за успешным литературным открытием солнца русской поэзии Россию захлестнула мода на прозу, причем реалистическую.
Смысл названия и эпиграфа
Эпиграф в самом начале романа: «Береги честь смолоду»-обозначает ценности, которые Пушкин считает самыми приоритетными для любого человека, оказавшегося в таком же положении, как и главный герой. А именно человеческое достоинство, благородство и верность долгу, которые продемонстрировал нам Пётр Гринёв. Такова роль эпиграфа в романе «Капитанская дочка».
Пушкин и Вальтер Скотт
Английский волшебник, чародей (как его называли) Вальтер Скотт (рис. 9) своими историческими романами приобрел всеевропейскую славу еще при жизни.
Рис. 9. Вальтер Скотт (Источник)
Первый след, влияние или внимательное чтение Вальтера Скотта, – это незаконченный пушкинский роман «Арап Петра Великого», где историческое лицо показано в частной жизни.
Для исторического романа Вальтера Скотта важно, что на первом плане вымышленные лица, а исторические – на втором. С самого начала важно подчеркнуть, что у Вальтера Скотта и у Пушкина принципиально разный интерес или метод.
Вальтер Скотт необычайно любит описания: замков, костюмов, блюд – все подробности ушедшей эпохи. Более того, он любит в начале романа или в середине дать такой небольшой исторический очерк: что происходило в это время в Шотландии, в Англии (религиозные войны, соперничество королей и т. д.). У Пушкина практически этого нет. Например, 14-я глава «Суд»:
«Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою».
Толстой, прочитав «Капитанскую дочку», скажет:
«Повести Пушкина голы как-то».
По сравнению с интересом подробностей (Толстой считал, что современная ему литература отличается интересом к деталям), пушкинские повести, действительно, голы. Это всегда действие, а не описание. Очень немного эпитетов, очень немного пейзажей, интерьеров:
«Я вошел в залу довольно обширную».
Можно представить, какое описание этой залы суда сделал бы другой писатель.
На этом фоне исключения всегда очень заметны:
«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом в рамке. Около него красовались лубочные картинки, изображающие взятие Костерина и Очакова. Так же выбор невесты и погребение кота».
Это цитата из III главы. Здесь очень важны и картинки, и сюжеты этих картинок. Все это стало уже предметом отдельных работ и отдельных исследований.
Рассмотрим еще один пример откровенно не использованного повода для описаний. Вы помните, что Маша Миронова останавливается на последней станции перед Петербургом, станции София (на самом деле еще в это время, в 1774 г., этой почтовой станции не было). И жена станционного смотрителя рассказывает Маше все о Екатерине: в котором часу государыня обычно просыпалась; кушала кофе; прогуливалась; какие вельможи находились в то время при ней; что изволила она вчерашний день говорить у себя за столом; кого принимала вечером. Словом, разговор Анны Власовны стоил нескольких страниц исторических записок и был бы драгоценен для потомков. Но Пушкин их сознательно не пишет.
В романах Вальтера Скотта есть некоторые особенности, которые, казалось бы, совершенно совпадают с пушкинскими ходами, приемами в «Капитанской дочке». Например, в «Айвенго» Черный рыцарь (неизвестный, неузнанный) оказывается королем Ричардом Львиное Сердце. А в «Капитанской дочке» и Пугачев, и Екатерина появляются сначала неузнанными. Так же, как в «Квентине Дорварде» Вальтера Скотта, скромный горожанин оказывается королем Людовиком. А в романе «Роб Рой» и в романе «Уэверли» действуют старые решительные отцы героев, напоминающие чем-то Андрея Петровича Гринева.
Роман «Роб Рой» представляет собой записки, полученные от третьего лица. В основе «Капитанской дочки» – записки Гринева, переданные одним из его внуков издателю, поскольку издатель интересуется эпохой, в этих записках изложенной.
Во второй главе романа «Уэверли» главный герой Эдуард, произведенный в офицеры, прощается с семейством и едет в полк. Напутствия дяди явно близки к словам старого Гринева (т. е. к эпиграфу всего романа):
Насколько позволяют долг и честь, избегая опасности, предостерегают от дружбы с игроками и развратниками.
В XI главе хозяйка вмешивается в ссору молодых людей. Выглядит это так:
Вспомните, как Василиса Егоровна приказывает отобрать шпаги у Швабрина и Гринева и запереть их в чулан.
Это далеко не все совпадения и переклички пушкинского романа и романов Вальтера Скотта. Были даже статьи, которые назывались «Плагиаты Пушкина», «Где Пушкин взял свое». Смысл такого сопоставления в том, что гений берет свое там, где видит. Дело не в подробностях, не в деталях. Дело в архитектуре, в том, как это скомпоновано, как это работает. Видеть общий план, когда нет ничего случайного.
Пушкин уничтожил практически все черновики «Капитанской дочки». Тем не менее мы можем какие-то варианты увидеть по первой публикации, чтобы посмотреть, как Пушкин работает над текстом, как он убирает то, что вначале ему кажется, очевидно, удачным, как он вписывает то, чего раньше он не видел. Тогда мы поймем, что дело не в пересечениях, не в перекличках. Переклички эти важны, так как являются сигналами: вспомните, как в этом романе у Вальтера Скотта, а у меня будет по-другому.
Композиция
Прежде всего, стоит о и стройность произведения, в нём нет ни одной лишней сцены, ни одного лишнего персонажа. Все элементы романа гармонично связаны друг с другом.
Всё повествование построено на контрасте. Положение героев по отношению друг к другу меняется по ходу сюжета. Вначале зависимый от Гринёва простой казак Пугачёв в середине романа сам получает неограниченную власть над судьбой молодого человека. Мария Миронова, которая в начале романа была несравненно ниже Гринёва, в конце романа становится уважаемой дочерью героя, в то время как Пётр становится бесправным заключённым, обвиняемым в измене.
Историческая основа
События, описываемые в повести «Капитанская дочка», относятся к тому периоду правления императрица Екатерины Второй, когда возникло явление под названием «пугачевщина» — бунт казачьего атамана Емельяна Пугачева против царской власти. Основные действия происходят в Белогорской крепости – одного из стратегически важных мест, которые Пугачев намеревался захватить на пути к столице.
В 1773 году на юго-востоке Российской империи развернулась крестьянская война, продлившаяся два года. Главными участниками этого исторического события стали заводские и крепостные крестьяне, уральские казаки, представители национальных меньшинств (башкиры, киргизы). Все они были глубоко возмущены тем, что закрепощение простого народа с каждым годом все усиливалось, а правящая элита думала лишь о том, чтобы набить свою мошну золотом. Не желая мириться с горькой участью рабов, многие люди убегали на окраины большой страны, формируя вооруженные банды. Беглецы считались вне закона, и им не оставалось ничего другого, как встать на разбойничий путь и заниматься грабежами. Их трагическая судьба глубоко волновала Александра Сергеевича, который изобразил предводителя восстания весьма противоречивой натурой. Это был не сугубо отрицательный персонаж, но живой человек, наделенный такими качествами как неукротимая сила воли, внутренне благородство, отвага, собственное представление о справедливости и чести.
В свою очередь, в этой непростой ситуации императрица Екатерина Вторая проявила себя весьма жестким, решительным правителем. Обладая крутым, волевым нравом, она считала, что ее сила заключается в ближайшем окружении – дворянстве, и всячески благодетельствовала привилегированным слоям общества, совершенно забывая о простом народе. Царский двор купался в роскоши, в то время как остальные люди влачили жалкое существование. Неудивительно, что при таком режиме правления в стране с каждым годом росло социальное недовольство, которое в итоге вылилось в народное восстание. Этому как нельзя способствовали и слухи, которые настойчиво ходили в народе: крестьяне верили, что Петр Третий, супруг Екатерины Второй и сверженный ею законный правитель России, намеревался освободить крепостных от опостылевшего рабства. Ненависть к императрице была очень сильной, и этим решил воспользоваться донкой казак Емельян Пугачев, объявивший себя царем, чудом спасшимся от смерти. Вдохновив казаков и крестьян своими страстными речами о долгожданной свободе, он возглавил народное восстание.
Суть и конфликт
Молодой дворянин Пётр Гринёв отправлен своим строгим отцом на офицерскую службу в район Оренбурга. В пути главный герой попадает в снежную бурю, от которой его спас простой казак Емельян Пугачёв.
После прибытия на место службы, Пётр влюбляется в дочь коменданта Белогорской крепости — Марию Миронову. Симпатия к девушке доводит героя до дуэли с другим офицером — Алексеем Швабриным.
Гринёв возвращается к своим и участвует в обороне Оренбурга. Во время осады он узнаёт, что его возлюбленная Маша находится в Белогорской крепости и подвергается истязанию голодом со стороны изменника Швабрина. Пётр отправляется в стан врага и просит у Пугачёва помочь. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару восвояси.
После поражения восстания Пугачёва казнят, а Швабрин сообщает правительству об отношениях Гринёва с лидером мятежников. Петра арестовывают, но Маша вымаливает прощение для него в личном разговоре с императрицей Екатериной II и выходит за Гринёва замуж. Подробнее обо всех этих перипетиях Вы можете узнать из краткого содержания по главам от Многомудрого Литрекона.
О чем произведение?
В центре сюжета – юный Петруша Гринев, молодой дворянин, воспитанный отцом в лучших традициях дворянства. Гринев-старший прививал сыну любовь к Отечеству, умение держать собственное слово, чтить семейные традиции, не придавать большого значения наградам и почестям. Не желая, чтобы Петр вырос избалованным барчуком, отец отдал его на службу, чтобы отпрыск рода Гриневых смог морально и физически окрепнуть вдали от дома.
Оторвавшись от семьи, Петруше довелось пройти весьма суровую школу жизни. Поначалу он крупно проигрался в карты, обидел старого слугу, который верой и правдой долгие годы служил его семье. Петр понимал, что поступил дурно, а потому мучился угрызениями совести. Прибыв в Белогорскую крепость, он познакомился с семьей Мироновых, и влюбился в их единственную дочь Машу. Петру пришлось защищать честь возлюбленной, вызвав на дуэль Швабрина – незадачливого поклонника Марьи Ивановны. Гринев-старший, узнав о причине дуэли, отказался дать Петру свое родительское благословение на брак с бесприданницей.
Захват Белогорской крепости бунтовщиками стал настоящим испытанием для Петра, который, несмотря на угрозу для жизни, остался верным данной им присяге. Емельян Пугачев по достоинству оценил смелость юноши и оставил его в живых. Кроме того, он помнил, как в свое время Гринев отдал свой полушубок замерзшему в дороге путнику, коим и оказался Пугачев. Писатель еще не раз сталкивал лицом к лицу двух героев, но неизменно Гринева выручала его природная доброта и искренность.
Однако на этом испытания, уготованные Гриневу судьбой, не окончились. Юноше пришлось выбирать между службой, честью офицера и спасением своей возлюбленной. Петр, нарушив приказ начальника, вызволил Машу из рук коварного Швабрина, который принуждал девушку к замужеству. Пугачев и в этот раз пришел на выручку Гриневу, и милостиво отпустил пленницу. По навету Швабрина Петр был арестован, и его ожидала весьма горькая участь. Узнав об этом, Марья Миронова отправилась к императрице, чтобы вымолить прощение для своего любимого. Трогательная история любви, их удивительная верность и преданность друг другу растрогали Екатерину Вторую, которая отдала приказ об освобождении Петра Гринева. В дальнейшем судьба влюбленных сложилась счастливо, и они обвенчались. Участь Емельяна Пугачева оказалась гораздо более печальной, хотя и весьма прогнозируемой – его арестовали, и в присутствии большого скопления народа четвертовали.
Главные герои и их характеристика
Вот здесь перечислены главные образы в романе «Капитанская дочка».
Тематика романа «Капитанская дочка» богата актуальными и неординарными темами и мотивами.
Чему учит?
Роман носит ярко выраженный назидательный тон. Александр Сергеевич Пушкин призывает людей беречь честь смолоду и не поддаваться соблазнам свернуть с честного пути на кривую дорожку. Минутное преимущество не стоит утраты доброго имени, это утверждение иллюстрировано любовным треугольником, где главная героиня выбирает достойного и добродетельного Петра, а не хитрого и изобретательного Алексея. Один грех неминуемо влечет еще один, и вереница падений заканчивается полным крахом.
Также в «Капитанской дочке» есть посыл преданно любить и не отказываться от своей мечты, что бы ни случилось. Марья – бесприданница, и любое предложение руки и сердца должно было в ее случае большой удачей. Однако она раз за разом отвергает Алексея, хоть и рискует остаться ни с чем. Петру было отказано в помолвке, и он вряд ли пошел бы наперекор родительскому благословению. Но девушка отмела все рациональные доводы и хранила верность Гриневу, даже когда повода для надежды не оставалось. Тем же отличался ее возлюбленный. За постоянство оба героя были вознаграждены судьбой.
Проблемы
Проблематика произведения «Капитанская дочка» многогранна и интересна даже современному читателю: в ней раскрываются вечные нравственные проблемы человечества.
Критика
После публикации «Капитанской дочки» известный литератор Владимир Федорович Одоевский написал письмо Пушкину, в котором выразил искреннее восхищение произведением. Особенно ему пришлись по душе Пугачев и Савельич, чьи образы, по мнению Одоевского, были прорисованы с особенной тщательностью. Однако он раскритиковал образ Алексея Швабрина, которого считал весьма нежизнеспособным. Так, литератор полагал, что Швабрин был не таким глупым и взбалмошным, чтобы принять сторону бунтовщиков. И не был он столь благородным, чтобы не воспользоваться своей властью над Машей и не овладеть ею в любой момент.
Произведение пришлось по душе и В. А. Соллогубу, который оценил сдержанность и конструктивность повествования, что не было характерно для творчества Пушкина, любившего пускаться в пространственные описания. Он так отозвался о книге: «Спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод
Не остался в стороне и Николай Васильевич Гоголь, который искренне восхитился «Капитанской дочкой». Он считал, что это произведение можно смело назвать вершиной русской прозы. По мнению писателя, окружающая действительность кажется жалкой карикатурой по сравнению с тем миром, что изобразил писатель в своей повести.
Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский был более сдержан в своих высказываниях в адрес «Капитанской дочки». Он лишь отметил второстепенных персонажей повести, в описании которых чувствовалось большое мастерство писателя. Вместе с тем, главные действующие лица не произвели на критика особого впечатления: «Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы
». Интересен и тот факт, что великий композитор П. И. Чайковский был настолько обескуражен бесхарактерностью Маши Мироновой, что даже отказался написать оперу по этому произведению.
Весьма противоречивое впечатление произвела книга и на критика Н. Н. Страхова и историка В. О. Ключевского. Если первый был явно недоволен тем, что произведение Пушкина имеет мало общего с историческим романом, поскольку в большей степени является хроникой вымышленного семейства Гриневых, то Ключевский высоко оценил историческую ценность произведения Александра Сергеевича и отметил, что далеко не во всех исторических работах можно почерпнуть столько полезного материала о Пугачевщине, как в повести «Капитанская дочка».
Главная мысль
Осуждая явление Пугачёвщины и ту жестокость, которую она породила, Пушкин старается объективно воспринимать те события. Он демонстрирует нам несовершенство государственного строя Российской империи, но в то же время показывает идеал в лице Гринёва, к которому необходимо стремиться всему дворянству, если оно не хочет снова познать ужасов крестьянской войны. Основная идея в романе «Капитанская дочка» заключается в том, что бессмысленный и кровавый бунт является не решением социальных проблем, а главным последствием нежелания правящей элиты решать их.
Также автор считает, что даже в самый тёмный час истории высокие моральные качества способны переломить ненависть и победить ложь. Смысл романа — показать тот идеал поведения, который послужит профилактикой социальных конфликтов. Но на первое место Пушкин ставит даже не смелость и честь Петра, а именно милосердие, кротость и силу духа капитанской дочки. Почему? Да потому, что Марья произошла из среды мелкого, бедного, но заслуженного дворянства: Миронов вышел в офицеры из простых солдат. Он получил титул не по наследству и связям, как Гринев, а в результате упорного и честного труда. Именно такие люди восхищали Пушкина, поэтому роман называется не «Петр Гринев», а «Капитанская дочка». Это указание на будущее, на верный путь российского дворянства, которое должно трудиться наравне со всем остальным народом и подавать ему хороший пример.
Какие проблемы поднимает пушкин в капитанской дочке
Какие проблемы поднимает пушкин в капитанской дочке