капитанская дочь в каком классе читают

В каком классе проходят повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкин?

В каком классе нужно читать повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

О чем книга, краткое содержание?

Чему учит произведение?

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Очень интересное произведение и очень запоминающееся. В моей школьной программе это произведение проходили в 8 классе, но индивидуальные классы, например с гуманитарным уклоном, могут проходить повесть и в более раннем возрастном периоде. Так в соседней школе и произошло. Там соплеменники проходили эту повесть в 7 классе. А вот чтобы её изучали в 9 классе, я ещё не встречал, хотя все может быть. Это легко может быть в частной школе, например.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Повесть»Капитанская дочка», согласно школьной программе, проходят в 8 классе. В этой повести идёт речь о любви Гринева к дочке капитана Миронова, которую зовут Маша, но у читателя есть возможность и ознакомиться с историческим событием, прочитав о восстании Пугачева. Рекомендую прочитать повесть «Капитанская дочка», произведение интересное.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Творчество Пушкина школьники начинают изучать с первых классов начальной школы. Сперва это стихотворения и сказки Пушкина, в 6 классе доходит дело до «Дубровского» в 7 классе изучают «Повести Белкина», ну а «Капитанскую дочку» изучают в 8 классе.

Эта повесть учит нас чести и умению сохранить верность своем идеалам и своим чувствам, не взирая ни на какие обстоятельства. Не зря эпиграфом для нее Пушкин выбрал строки пословицы:

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Повесть «Капитанская дочка» написана Пушкиным, школьники начинают знакомиться с творчеством великого поэта и писателя еще в первом классе, в начальной школе проходят, в основном, сказки.

Для хорошего восприятия такого уровня материала у ребенка уже должны быть за плечами пройденные исторические моменты, понимание сути человеческих отношений.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Именно поэтому это произведение проходят в восьмом классе.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Произведения Пушкина изучают практически в каждом классе школы, начинают со сказок, которые там любят дети, потом переходят к более сложным произведениям, так «Капитанскую дочку» школьники изучают в 8 классе, хотя, конечно, полностью понять они смогут эту повесть позднее, если, конечно, будут когда-нибудь ее перечитывать.

В повести две основные сюжетные линии, сюжетная линии любви Петра Гринева и Маши Мироновой и сюжетная линия восстания Пугачева и связанных с ним трагических событий. Книга учит понятию чести, любви, верности, патриотизму, показывает как примеры доблести, смелости и порядочности, так и примеры подлости и предательства.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Повесть Пушкина «Капитанская дочка» входит в школьную программу, как многие другие произведения великого поэта и прозаика. Произведение наполнено глубоким смыслом, побуждает задуматься над жизненными ценностями. Но совсем маленьким школьникам понять его будет сложно. Поэтому, согласно программе, ученики проходят его в восьмом классе. В этом возрасте школьники способны проанализировать данное произведение, оценить поведение героев, общий сюжет. Им уже не будет сложно и скучно читать об исторических событиях, которые описываются в произведении. По этим причинам «Капитанская дочка» включена в список произведений, которые проходят в восьмом классе.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

В школе, где учится мой ребенок это произведение изучают в 8 классе.

Повесть очень интересная, в ней много моментов, которые заставляют школьников задуматься о жизни, чести и других важных понятиях.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Повесть учит верности Родине, учит поступать в трудных ситуациях честно и по-совести, учит порядочному отношению к людям и храбрости перед врагом.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Повесть»Капитанская дочка» на мой взгляд, одно из самых ярких и интересных произведений написанных Александром Сергеевичем Пушкиным.

Повесть может быть сложна для понимания детей раннего возраста.

Согласно школьной программе повесть ученики проходят в восьмом классе.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Похоже, что именнно так.Вечером вчера мне позвонила подруга и сказала, что с них требуют шесть тысяч на учебники внуку в четвёртый класс.Мы с ней с тоской вспоминали, как сами в обязательном порядке получали бесплатно абсолютно все учебники каждый учебный год, да и наши дети ещё застали такое благо.А вот внуки уже нет.Только почему нам громогласно везде и всюду твердят о доступном и бесплатном образовании и здравоохранении, а сталкиваемся мы с полностью противоположным.Считают, что мы совсем дураки или как это теперь принято»быдло»?

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Замечательная вещь Александра Куприна!

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.

Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.

Источник

Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

Литература, 6 класс: список произведений на лето

Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.

Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.

Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.

А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

Литература, 9 класс: список произведений на лето

В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.

Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.

Литература, 10 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Список литературы на лето для 10 класса:

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

Источник

Урок по литературе в 8 классе «Капитанская дочь»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок в 8 классе. А.С. Пушкина « Капитанская дочка». Обобщающий урок по повести. Подготовка к домашнему сочинению.

развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);

помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;

воспитывать способности к нравственному выбору.

Тип урока : обобщение изученного материала.

Вступительное слово учителя

На сегодняшнем уроке мы попытаемся осмыслить проблемы, поднятые А.С. Пушкиным в произведении. Но для начала, чтобы наша работа была плодотворной, я предлагаю вам сделать краткий экскурс по содержанию повести и принять участие в викторине.

Викторина по содержанию повести

За какие достоинства стремянный Савельич получил “повышение”, став дядькой маленького барина? ( “. за трезвое поведение”. )

В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? ( Вышел в отставку премьер-майором. )

Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву? ( “Ваше благородие, ты. ” )

Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости? ( Около трёх часов. )

Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости? ( В красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми кистями. )

Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана

Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести

“ Капитанская дочка”? ( Береги честь смолоду. )

Проблемные вопросы: Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)

Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)

(Петр Гринев не только сохранил честь, по завету отца, но и расширил её границы. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. Честь для Петра Гринева не только сохранение офицерского и дворянского достоинства, но и доброе отношение к людям, верность слову и любви. И в свои 20 лет он достоин имени Петра Андреевича Гринева, а не просто Петруши.)

Сравнительная характеристика героев:

капитанская дочь в каком классе читают. картинка капитанская дочь в каком классе читают. капитанская дочь в каком классе читают фото. капитанская дочь в каком классе читают видео. капитанская дочь в каком классе читают смотреть картинку онлайн. смотреть картинку капитанская дочь в каком классе читают.

Заключительное слово учителя. Посыл повести понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, за любовь и милосердие. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Повесть одухотворяет идея того, что в жизни всегда есть место для высоких порывов души и для добра. Вот к таким нравственным выводам мы приходим, читая повесть «Капитанская дочка».

Объяснение домашнего задания

Написать сочинение, на одну из тем:

1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

История любви к Маше. История отношений с Пугачёвым (развитие характера и определение взглядов на жизнь).

Основные черты героя, типичность образа.

2«Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.

Источник

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8-м классе

Разделы: Литература

Цели изучения романа:

Оборудование и материалы:

Основные приемы и методы: чтение повести, беседа по содержанию, работа над ключевыми эпизодами романа, составление сравнительной характеристики, фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Как прозаик, он написал исторический
роман “Капитанская дочка”.
М. Горький

I. Слово учителя об истории создания романа “Капитанская дочка”.

Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны.

Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.

Эти события ставили в центре внимания Пушкина вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях государственной власти и народа, помещиков и крестьян, о движущих силах истории. Именно эти вопросы он ставит в своих самых значительных произведениях 30-х годов: в романе “Дубровский”, в поэме “Медный всадник”, в труде “История Пугачева”, в романе “Капитанская дочка”…

Так, в творчестве Пушкина последних лет его жизни возникает и все шире развертывается тема крестьянской революции. Черновой набросок “Истории села Горюхина” кончается словом “бунт”. Шире касается Пушкин темы крестьянской революции в романе “Дубровский”, где прямо противопоставлены друг другу два мира – крепостных крестьян и их угнетателей. В “Капитанской дочке” тема крестьянской революции становится центральной.

Созданию повести предшествовала большая работа, проведенная Пушкиным по изучению Пугачевского восстания. Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал “Историю Пугачева”, переименованную царем в “Историю Пугачевского бунта”. Кроме того, поэт посетил места, охваченные восстанием, беседовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устнопоэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов ХVIII века. В результате этой огромной работы и появился роман “Капитанская дочка”, в которой блестяще объединен труд историка и поэта.

II. Тема и сюжет романа.

Основной темой романа является крестьянская революция. В художественных образах и картинах Пушкин показал закономерность и подлинно народный характер Пугачевского восстания, с глубокой симпатией нарисовал он образ вождя движения. Но “Капитанская дочка” – не только роман о Пугачевском восстании. Его содержание шире. Недаром Белинский отзывался о “Капитанской дочке” как об “Онегине в прозе?”, т. е. своеобразной “энциклопедии русской жизни” XVIII века.

В романе решаются вопросы и о взаимоотношениях помещиков и крестьянства, и вопросы внутренней политики, и об обязанностях дворянина перед народом, государством и своим сословием. Поскольку “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейным романом, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.

Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя народного движения. и устроители счастья Петра Гринева и Маши Мироновой.

Изображение пугачевского движения. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773–1775 годов. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.

Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав пугачевцев: это крепостные крестьяне, рядовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов. Это движение угнетенных масс, указывает Пушкин, встретило широчайшую поддержку в народе. Где бы ни появлялся Пугачев, его всегда радостно встречает народ.

Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск. Недаром. в Оренбурге, на военном совете у Рейнсдорпа “все чиновники говорили о ненадежности войск”.

Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника: оно было направлено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.

Пушкин признает справедливость крестьянских восстаний, но показывает их бесплодность, бесперспективность.

III. Композиция романа.

Роман построен в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение”. Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринев – рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на Пугачевское восстание как на разбой, а на войско Пугачева как шайку мошенников.

Поэтому с первого взгляда кажется, что все в романе с официальной точки зрения политически благонадежно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казненных Пугачевым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле все это далеко не так.

Дело в том, что Пушкин заставляет Гринева подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринев, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гриневу.

Роман построен так, что в исторической ее части все время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачев, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идет борьба, и основные герои “семейственных записок” – Гринев и Маша Миронова – волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

1–5 главы – формирование личности рассказчика до начала Пугачевского восстания.
6–12 главы – появление Пугачева, изменения внутреннего мира рассказчика под влиянием “сильного и благого потрясения”.
13–14 – развернутый эпилог.

IV. Материалы к изучению романа “Капитанская дочка”.

Вопросы к беседе по главе 1 “Сержант гвардии”:

Вопросы к анализу главы 2 “Вожатый”:

Буран был причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения. Пейзаж выступает как одно из средств построения сюжета.

Пейзаж в романе не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом.. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого (Пугачева), как бы символизирует в предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнет Гринева с Пугачевым, на этот раз вожатым народа, вождем крестьянской революции.

Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев – Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринева с Пугачевым и судьба Гринева сложилась бы иначе.

Эпизод “Сон Гринева”.

С какими последующими событиями связано содержание сна? (Сон приснился Петруше Гриневу во время бурана в степи, когда неожиданный вожатый явился показать дорогу к жилью. Сон имеет важное значение. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем. Сон Гринева в общей форме намекает на те события, которые развернутся позднее; казнь защитников Белогорской крепости, помилованием Пугачевым Гринева, дальнейшее покровительство помилованному.)

Главы 3–5. Гринев на службе в “богоспасаемой” Белогорской крепости.

1. Обобщение учителя.

Детство и юношеские годы Гринева. Жизнь в отцовской усадьбе. Самые разнородные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским повесам, искреннее радушие, которое отличало “людей старого века”, и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; “добрый малый”, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.

2. Второй этап формирования Гринева:

3.Дуэль с Швабриным.

Заступничество аз честь любимой не может не внушить уважения читателю.

Но не в уплате проигрыша и не в дуэли истинная честь дворянина.

4. Жизнь в Белогорской крепости.

Открывает перед юношей ранее не замеченную красоту простых, добрых людей и рождает радость общения с ними. (“Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал”,)

Не военная служба, не смотры и не парады – идеал молодого офицера.

Беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, наконец, любовные переживания – вот истинная сфера его жизни.

Но над серьезными общественными проблемами Гринев не задумывается. А вопрос о смысле человеческого существования возник перед ним значительно позднее, когда об этом в упор его спросил Пугачев.

Вывод: таким предстает перед нами Гринев накануне грозных исторических событий.

Прежде чем ввести в повествование исполинскую фигуру Пугачева, Пушкин “накоротке”, “домашним образом” знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений о жизни.

Толчок к нравственному возмужанию – эпизод допроса изувеченного башкирца, вызвавший у молодого офицера отвращение к жестокости и бесчеловечию.

Главы 6–12. Пугачев и пугачевщина.

На уроках-анализе этих глав выясняем изменение взглядов рассказчика на жизнь и определяем в этой связи, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; устанавливаем, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает.

Слово учителя. Обобщение ответов на вопрос: какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира рассказчика?

Гринев в полном соответствии с романтической традицией накануне сражения с пугачевцами мечтал о героическом военном подвиге: “С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия”.

“Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты”.

Но жизнь опять преподнесла Гриневу суровый урок. Все вышло гораздо менее эффектно и проще, чем рисовало воображение. Комендант Иван Игнатьич и Гринев выбежали за крепостной вал, но “обгорелый гарнизон не тронулся”. Гринева сбили с ног, и ему ничего не оставалось, как вместе с мятежниками войти в крепость. Он бросился было на помощь коменданту, но несколько дюжих казаков схватили и связали его кушаками. Он готовился повторить перед Пугачевым ответ “великодушных” своих “товарищей” (капитана и Ивана Игнатьича), но вмешался Савельич, и дело приняло совсем не трагический оборот.

А далее происходит встреча Гринева с Пугачевым (на своеобразном военном совете), и мы узнаем, что вовсе не бескомпромиссная ненависть к мятежнику толкает Гринева на продолжение борьбы. Выслушав предложение Пугачева “не служить” против него, Пугачева, молодой офицер отвеачает: “Как могу тебе в этом обещаться? Сам знаешь: не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего”.

После непродолжительных колебаний Гринев отправляется в Оренбург, но не только по зову долга, а главным образом для того, чтобы “торопить освобождение Белогорской крепости” и находившейся в ней Марьи Ивановны. Столкнувшись с нерешительностью, трусостью, бездарностью людей правительственного лагеря, он быстро теряет военный пыл. Правда, он участвовал в наездничестве, но в большей мере потому, что “умирал от скуки”. По иронии судьбы свои вылазки он совершал на лошади, подаренной… Пугачевым. В простых мужиках, вооруженных дубинами и ружьями, Гринев не мог видеть злобных, бездушных врагов.

Гринев участвовал и в последней кампании против Пугачева.

Не на путях защиты традиционной дворянской чести было суждено Гриневу проявить свою натуру.

Гринева захватили и потрясли события, связанные с борьбой за освобождение любимой девушки, и немногочисленные, но навсегда врезавшиеся в память встречи с Пугачевым.

Анализ эпизодов, в которых изображен Пугачев.

Вывод: Гринева привлекает в Пугачеве размах, поэтичность, великодушие, широта натуры Пугачева; в Гриневе – честность, прямота, отсутствие дворянской спеси и какая-то юношеская незащищенность перед жизнью.

В связи с чем Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку? В чем ее иносказательный смысл? Как отношение к идее сказки характеризует Пугачева и Гринева?

Пугачев рассказывает сказку Гриневу по дороге в Белогорскую крепость во время разговора о его делах и безрадостном будущем. Сказка имеет иносказательный смысл, она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном, небогатом внешними событиями и другом: ярком, насыщенном, но коротком. Символическую роль играют и герои сказки: орел – птица вольная, любящая высоту, простор, птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная, некрасивая.

Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих ему людей.

Анализируя эти главы, ставим цель выяснить, почему, имея отрицательное отношение к императрице, Пушкин изображает ее с видимым благожелательством.

Слово учителя и беседа по вопросам:

В двух последних главах романа, с “уходом” Пугачева, темп повествования вновь убыстряется.

Крупным планом нарисована только одна сцена – встреча Марьи Ивановны с Екатериной.

Сцена очень сложна по композиции. Повествование ведется от лица Гринева. Он рассказывает об императрице по впечатлениям Марьи Ивановны.

Образ Екатерины II характеризует не только восприятие героя, но прежде всего восприятие Маши Мироновой.

Зашифровать суть романа перед цезурой. Эта сцена – необходимое звено в раскрытии всего замысла повествования.

Гриневу нужно было рассказать о своем освобождении. Краткое сообщение об этом факте могло породить у читателя мысль о гуманности императрице.

Пушкин создает такую ситуацию, которая обнаруживает случайность освобождения героя.

Собираясь в Петербург и не надеясь на личное свидание с императрицей, Марья Ивановна заготовила прошение о Гриневе.

Но вряд ли это прошение оказало бы какое-либо воздействие на царицу.

Нужна была встреча с “незнакомой дамой”, и не во дворце, а в саду, нужен был разговор с этой дамой не как с царицей, а как со случайной собеседницей, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.

Как показана императрица в этой сцене? Художественный пересказ отрывка.

V. Урок развития речи. Характеристика Петра Андреевича Гринева.

Цель урока заключается в том, чтобы продолжить обучение восьмиклассников отбору материал для написания характеристики литературного героя.

Ставим перед учащимися задачу ответить на вопросы, предложенные учителем, и собрать необходимые материалы, чтобы построить связнную характеристику Петра Гринева.

Очень хорошо получается это методом “вопрос – ответ”. Делаем необходимые записи в тетрадях, закладки в романе.

1. Кто были родители Гринева?

Отец – помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор. Мать – дочь бедного дворянина.

2. Какое воспитание получил Петруша Гринев?

Гринев получил типичное для провинциального дворянина того времени домашнее воспитание. Сначала его воспитывал и обучал стремянной Савельич. К 12 годам Петруша выучился грамоте и “мог здраво судить о свойствах борзого кобеля”. Потом к нему был приглашен учитель-француз Бопре. У себя на родине Бопре был парикмахером. Здесь же он должен был обучать Гринева “по-французски, по-немецки и всем наукам”. Но француз от своего ученика научился кое-как болтать по-русски, а затем каждый из них стал заниматься своим делом. На этом и закончилось воспитание Гринева.

3. Каких взглядов на военную службу придерживался его отец?

Отец Гринева видел в военной службе дворянина не средство для достижения карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг. Сына своего он отправляет не в гвардию, где тот мог бы благодаря родственным связям быстро получать чины без заслуг. Отец Гринева полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга.

4. Как Гринев относится к своим родителям?

Гринев в своих отношениях к отцу и матери проявляет искреннее чувство любви, послушания и верность своим родителям. При отправлении сына на службу отец завещал ему служить верно и не гнаться за лаской начальников и помнить пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Петр Гринев честно выполнял эти заветы. В самых тяжелых жизненных испытаниях он оставался верным своей присяге, честным и неподкупным воином.

5. Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношениях к Савельичу и крепостным крестьянам?

Это отношение противоречиво. 1) Воспитанный в барской среде, Гринев видит в крепостных крестьянах рабов, обязанных служить помещикам. 2) Гринев – гуманный и простой человек. Его отношения с Савельичем носят почти семейный характер. Барина и слугу связывает чувство взаимной привязанности. Гринев видит в Савельиче близкого человека. Пытается выручить Савельича в Бердской слободе.

6. В чем проявляются и на что направлены мужество Гринева, его вреность долгу, чести?

Гринев – честный и мужественный человек. Эти стороны характера Гринева обнаруживаются при всех наиболее тяжелых для него жизненных испытаниях: и в дуэли со Швабриным, и в попытке выручить Савельича, когда тот попадает в руки пугачевцев. Верность своему долгу, мужество этого человека раскрываются перед читателями с наибольшей полнотой в сцене суда и казни защитников Белогорской крепости.

Но когда Гринев решает вопросы общественно-политические, его мужество и честность направлены на защиту дворянских интересов и дворцового царствования Екатерины II. Гринев – типичный представитель своего класса.

7. Какие черты характера обнаруживает Гринев в своих отношениях к Марье Ивановне.

Лучшие качества Гринева проявляются в его отношении к любимой девушке. Он любит Марью Ивановну глубоко, честно, искренне. Его любовь нельзя сравнить с низменным, животным чувством Швабрина, который прибегает к клевете, к низким доносам, к насилию ради достижения своей цели. Любовь Гринева – чиста, бескорыстна, самоотверженна, ради Марьи Ивановны он рискует жизнью. На допросе он упорно не называет имя девушки, ради которой встречался с Пугачевым. Он думает только об интересах Марьи Ивановны.

8. Как относится Гринев к Пугачеву и его товарищам?

Гринев в Пугачеве видит талантливого полководца, отважного, умного и великодушного человека, который избегает ненужной жестокости, стремится быть справедливым, защищать бедных и сирот. Однако в данном случае Гринев остается в плену дворянских взглядов, привитых ему окружающей средой. Он считает Пугачева честолюбивым человеком, который стал во главе восстания в надежде захватить царский престол. Гринев не видел того, что Пугачев был вождем народного восстания, боролся за интересы крестьян против дворян. В сообщниках Пугачева Гринев видит только людей жестоких, проникнутых ненавистью к дворянам.

9. Как смотрит Гринев на современный ему государственный строй и как объясняет крестьянское восстание?

Гринев не разбирается в характере тех событий, невольным участником которых он сделался. Существующий самодержавно-крепостнический строй он принимает как норму общественно-политической жизни. Причину восстания он видит в строгих мерах, которые принимались начальством по отношению к яицким казакам. Он не понимает, что основной смысл крестьянского восстания был в стихийной стремительности к освобождению от помещичье-крепостнического гнета.

10. Что в Гриневе вызывает наши симпатии и чем он далек от нас?

Гринев вызывает наши симпатии своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством. Нам нравятся его гуманное (человечное) отношение к Савельичу, его простота и искренность. Мы восхищаемся его чистотой и глубокой любовью, которая не останавливается перед самопожертвованием.

Гринев далек от нас непониманием больших общественно-революционных событий, невольным участником которых он был.

Гринев чужд нам своим некритическим отношением к существующему государственному строю и главе его – Екатерине II.

Не прав Гринев и в оценке крестьянского восстания: он не замечает в нем элементов организованности, смысла и особой формы гуманности. Чужды нам и те цели, при достижении которых Гринев обнаруживает высокие моральные качества.

Главным героем семейно-бытовой части романа является Петр Андреевич Гринев. Сын помещика, Гринев получил домашнее воспитание по обычаю того времени–сначала под руководством дядьки Савельича, потом – француза Бопре, по профессии парикмахера. Отец Гринева, властный до самодурства, но честный, чуждый искательства перед высшими чинами, хотел видеть в своем сыне настоящего дворянина, как он это понимал. Смотревший на военную службу как на долг дворянина, старик Гринев отправляет сына не в гвардию, а в армию, чтобы он “потянул лямку”, стал дисциплинированным солдатом. Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление, в котором выразил свое понимание службы: “Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.

Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. На предложение Пугачева поступить к нему на службу Гринев после минутного колебания отвечает решительным отказом. “Голова моя в твоей власти,– сказал он Пугачеву: – отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья”. Прямота и искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.

Однако не всегда долг побеждал в душе Гринева. Его поведение в Оренбурге определяется не долгом офицера, а чувством любви к Маше Мироновой. Нарушив военную дисциплину, он самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую девушку. И только освободив ее, притом при помощи Пугачева, он снова возвращается в армию, вступив в отряд Зурина.

Петр Гринев разделяет дворянскую точку зрения на крестьянское восстание. Он видит в нем “бунт бессмысленный и беспощадный”, а в Пугачеве – разбойника. В сцене, когда он требует денег у Савельича для уплаты проигрыша Зурину, он ведет себя кк помещик-крепостник.

Но по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый. Он справедлив и признается самому себе в своем легкомыслии. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, он просит у него прощения, дает слово впредь слушаться своего дядьки. Гринев любит Савельича. С риском для своей жизни он пытается выручить Савельича, когда тот попал в руки пугачевцев Бердской слободы. Гринев доверчив и плохо разбирается в людях такого типа, как Швабрин. Искреннюю и глубокую любовь питает Гринев к Маше. Его тянет к простой и хорошей семье Мироновых.

Несмотря на дворянское предубеждение против Пугачева, он видит в нем умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. “Зачем не сказать истины? – пишет Гринев в своих записках. – В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал. спасти ему голову. ”

Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. Из изображенных в романе представителей дворянства он единственное положительное лицо, хотя и остается по своим взглядам и убеждениям сыном своего времени и своего класса.

VI. Урок развития речи.

Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Оборудование и материалы: тексты романа, раздаточный материал, тетради по литературе.

Основные приемы и методы: поисково-эврестический метод, беседа с учащимися, выполнение групповых и индивидуальных заданий.

I. Организация урока. Сообщение целей урока.

II. Подготовительная работа. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по составлению сравнительной характеристики двух литературных героев.

1. Давайте вспомним известных вам литературных героев из прочитанных книг и коротко обозначим самое главное, на чем строилось их сравнение между собой.

Учащиеся называют царицу и молодую царевну в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина (внутренняя и внешняя красота людей); Жилина и Костылина в Кавказском пленнике А.С. Пушкина (стремление к свободе и смирение с жизненными обстоятельствами); Соню и Марусю из повести В.Г. Короленко “В дурном обществе” (два образа жизни в связи с различием социальных условий); Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (почему один из братьев умирает героем, а другой становится подлым предателем и изменником).

2. Какой материал был необходим нам для сравнения:

а) внешняя красота и внутренняя сила (портрет);
б) умение бороться с невыносимыми условиями жизни ( характер);
в)условия жизни (социальное положение);
г) патриотизм и ложная любовь к Родине.

3. Что такое характеристика литературного героя?

Изображение основных черт характера, условий воспитания, среды, портрет, авторское отношение к герою.

4. Что является важным для написания характеристики персонажа?

Ведущая, основная, главная черта, которая отличает или выделает его в произведении.

III. Гринев и Швабрин. Какие они разные!

а) офицера из дворян;
б) оба любят Машу;
в) оба молоды;
г) служат в Белогорской крепости.

а) воспитание;
б) отношение к окружающим;
в) отношение к капитанской дочке;
г) отношение к воинскому долгу.

IV. Лексическая работа.

При составлении сравнительной характеристики двух литературных героев необходимо соблюдать принцип параллельного сравнения. Поэтому в работе будут необходимы следующие слова и словосочетания, так называемые связующие элементы, “крючки”: по-разному, иначе, неодинаково, по-другому, резко отличаются, совершенно противоположные, отрицательные, по-иному, если один… то другой и т.

Запишем их в тетрадь. Хорошо, если учащиеся с самого начала изучения романа были нацелены на задание собирать материал для сравнения Гринева и Швабрина в тетрадях. Тогда на уроке развития речи его надо будет привести в определенную систему, и тогда может получиться сочинение, которое предлагается ниже.

Большой материал для сравнения двух людей дает роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Среди героев этого произведения резко противоположное место занимают два человека: Петр Андреевич Гринев и Алексей Иванович Швабрин.

Что объединяет их и что делает совершенно непохожими друг на друга?

Образы Гринева и Швабрина имеют немалое значение для решения многих вопросов, поставленных автором в своем произведении: взаимоотношения помещиков и крестьянства, обязанности дворянина перед народом, человеческое счастье, любовь, истинное благородство.

Гринев и Швабрин – офицеры из дворян.

Встретив в Белогорской крепости Машу Миронову, капитанскую дочку, полюбили ее.

На этом сходство между ними заканчивается.

Далее приходится говорить лишь о различиях между этими людьми.

Гринев получил воспитание в условиях провинциальной дворянской семьи, Швабрин жил в столичных условиях, получил светское воспитание и образование.

Большое влияние на формирование характера Гринева оказал Савельич, которому присущи многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию.

Швабрин умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но в отличие от Гринева он глубоко равнодушен к народу, ко всему, что не касается его личных интересов. Раньше он служил в гвардии и за дуэль сослан в Белогорскую крепость.

Все это определяет и различное отношение Гринева и Швабрина к окружающим.

Если по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый, справедливый и доверчивый, плохо разбирающийся в таких людях, как Швабрин, то Швабрин – злобный, презрительный, лживый и лицемерный человек, насмешливо относящийся к людям, к тому же еще и мстительный.

Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж, Швабрин мстит клеветой, пишет анонимный донос старику Гриневу на его сына. Швабрин бесчеловечен по отношению к женщине, способен к насилию и издевательствам.

Совсем иначе относится к Маше Гринев. Он глубоко искренен и по-настоящему любит капитанскую дочку. Способен ради нее на героические поступки.

Эти черты Гринева воспитаны в нем с детства. Отец отправляет сына не в гвардию, в армию и дает ему наставление, в котором выражает свое понимание службы: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

По-разному герои понимают чувство долга.

Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. Прямота и искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.

Чувство долга и чести полностью отсутствуют у Швабрина. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которую он и осуществляет, когда Пугачев взял крепость. Швабрин перешел на сторону Пугачева не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гриневым и овладения Машей.

Морально опустошенный человек, Швабрин вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.

Гринев симпатичен нам своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством, нам нравится его искренность и простота, этим близок он и А.С. Пушкину.

Такими разными показаны в романе “Капитанская дочка” Петр Андреевич Гринев и Алексей Иванович Швабрин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *