каннский кинофестиваль какого числа
Festival de Cannes
Международный кинофестиваль в Каннах.
Международный кинофестиваль в Каннах — один из старейших и самых престижных кинофестивалей мира. Кинофестиваль проводится в конце мая в курортном городе Канны (Франция) на базе Дворца фестивалей и конгрессов на набережной Круазет. Благодаря большому вниманию средств массовой информации, этот фестиваль посещают многие звезды кино.
Также он популярен и среди кинопродюсеров, подготавливающих здесь новые проекты и продающих уже готовые. Этот международный кинофестиваль был учрежден по инициативе министра по делам образования и искусства Жана Зея (Jean Zay), мечтавшего о том, чтобы Франция стала местом проведения культурного форума мирового масштаба, способного соперничать с Венецианским кинофестивалем.
Первый фестиваль под председательством Луи Люмьера (Louis Lumière) был запланирован на 1939 г., однако его торжественное открытие состоялось в Каннах лишь после окончания войны — в 1946 г. В первое время фестиваль являлся прежде всего событием светской жизни, и почти все участвовавшие в нем фильмы получали призы.
Однако появление на красной ковровой дорожке кинозвезд со всего мира и постоянно растущий интерес СМИ вскоре обеспечили ему международную славу и статус легендарного. Появившийся на фестивале в 1959 году кинорынок Marche du Film стал тем связующим звеном, которое превратило фестиваль из светского мероприятия в мероприятие номер 1 для профессионалов киноиндустрии и кинобизнеса.
Также проводятся внеконкурсные показы, спец-показы, гала-премьеры, показы в рамках кинорынка и др. Особо можно отметить показы фильмов открытия и закрытия.
На фестивале большое место отводится встречам профессионалов на кинорынке и в уголке короткого метра. В международном городке, где находятся так называемые «посольства» стран, в том числе есть и представительство России – Русский павильон.
В основном конкурсе вручаются:
В других секциях вручаются:
Жюри определяет трех лауреатов конкурса. Размер первой премии составляет €15000, второй премии — €11250 и третьей премии — €7500.
Обладателю первой премии программы «Синефондасьон» гарантируется показ его первого полнометражного фильма на Каннском фестивале. Полученная лауреатом сумма предназначена для финансирования его следующего фильма, в титрах которого должно содержаться следующее сообщение: «При поддержке программы «Синефондасьон» Каннского фестиваля».
Отборочная комиссия Каннского фестиваля проводит отбор картин для участия только в официальной программе и принимает решение о показе фильмов в рамках одной из следующих программ: конкурсной (короткометражные и полнометражные фильмы), на внеконкурсных показах или в программе «Особый взгляд».
Для подачи заявки на участие фильма в официальной программе Каннского фестиваля необходимо:
На конкурс может быть представлена рабочая копия картины. При заполнении заявки на участие следует указывать, представляете ли Вы окончательную или рабочую версию фильма. На участие в фестивале может быть заявлена только одна копия для каждого фильма: отправляя рабочую копию Вашего фильма, Вы не можете в дальнейшем дослать его окончательную копию.
Язык озвучания: оригинальный
Язык субтитров: английский и/или французский
Требуется мировая премьера.
Жюри и организаторы
Каннский кинофестиваль
Каннский кинофестиваль — важнейшее событие в мировой индустрии кино. По своей значимости он стоит на ровне с такими событиями, как вручение премии «Оскар» и «Золотой глобус», Венецианский и Берлинский фестиваль.
Каждую весну в Канны съезжаются талантливые режиссеры, сценаристы и актеры со всего мира, чтобы побороться за «Золотую пальмовую ветвь». Свои фильмы представляют команды из разных стран, чтобы жюри и критики вынесли свой вердикт.
На территории вокруг дворца фестивалей и конгрессов, где традиционно проходят показы фильмов, разбивается лагерь с представительствами команд кинематографистов. В шатрах проводятся встречи с журналистами и заключаются сделки по прокату фильмов.
Даты Каннского кинофестиваля в 2021 году
Даты события из года в год могут немного отличаться. Кинофестиваль в Каннах проходит ежегодно в конце весны. Как правило, дни выпадают на вторую половину мая. Фестиваль 2020 года уже завершился, а новый состоится в начале июля этого года.
Вся информация по расписанию программы показов публикуется на официальном сайте кинофестиваля.
Фильмы Каннского кинофестиваля
Основными принципами, которых придерживаются при отборе фильмов для фестиваля — это их художественное содержание, а не влияние стран, представленных на конкурсе. Также фестиваль поддерживает режиссеров из развивающихся стран или тех, кого преследуют за их политические взгляды.
Заявки на участие в конкурсной программе принимаются от всех желающих. Тех чьи фильмы будут показывать, выбирают члены из двух комиссий. Первая ведет отбор между французскими режиссерами, вторая среди представителей других стран.
Как правило, на фестивале демонстрируют фильмы зарекомендовавших себя режиссеров. Но также есть дебютные работы от перспективных участников.
Главное, чтобы фильм до этого нигде ранее не показывался широкой публике. В итоге каждый год на кинофестивале в Каннах проходят премьеры порядка восьмидесяти фильмов.
Призы кинофестиваля в Каннах
Вся фестивальная программа разделена на ряд категорий: основная и внеконкурсная, классика, короткометражки и «Синефондасьон» для молодых начинающих режиссеров. Соответственно категориям вручаются призы победителям разных секций.
С 1955 года ей награждаются участники за лучшую режиссуру, сценарий, короткометражный фильм, мужскую и женскую роль. Еще одним важным призом фестиваля считается «Золотая камера» за первое место среди дебютантов. Она появилась на конкурсе благодаря директору Жилю Жакоба, который существенно повлиял на образ и основные правила современного фестиваля кино в Каннах.
Дополнительно награждается лучший фильм в категории «Особый взгляд» и начинающие кинематографисты призом «Синефондасьон».
История
События повлиявшие на создание кинофестиваля были достаточно мрачными. В то время важнейший фестиваль кинематографа проводился в Венеции. Но там в отборочный тур стало вмешиваться правительство Италии и Германии, что вызвало бойкот со стороны крупных стран.
Новый кинофестиваль предполагал свободу от идеологий и справедливое судейство. Местом его проведения выбрали небольшой городок на юге Франции. Впервые он должен был пройти в сентября 1939 года, но начало военных действий в Европе перенесли его даты на семь лет.
По началу мероприятие делали с чередованием в несколько лет по договоренности с Венецианским фестивалем. Но с 1951 года он стал ежегодным, а его даты перенесли на весенние месяцы.
Как добраться
Более тридцати лет Каннский кинофестиваль проходит в здании дворца фестивалей и конгрессов, который находится на знаменитой набережной Круазетт. Место весьма популярно среди туристов, приезжающих в этот город. Добраться до него можно на общественном транспорте, арендованном автомобиле или такси.
Автобусы
Весь общественный транспорт в Каннах — автобусы. Они вполне комфортны для передвижения как внутри города, так и для связи с соседней Ниццей. Ближайшая остановка от дворца фестивалей называется Square Merimee. К ней подъезжают следующие маршруты: № 1, 2, 4, 6a, 6b, 7, 8, 12, 21, A, N1, N2, N20, N21, R4.
Чтобы доехать до места от аэропорта Ниццы «Лазурный Берег», путь между городами можно преодолеть на рейсовом автобусе № 200 или экспрессе № 210.
Автомобиль
Как правило, регулярные рейсы и чартеры приземляются в аэропорту Ниццы, который расположен в 25 километрах от Канн. Здесь находятся офисы международных прокатных компаний. Дорога отсюда на арендованном автомобиле занимает всего полчаса.
Во время мероприятия проезд по прилегающим к дворцу улицам ограничен, поэтому лучше парковаться, не доезжая до здания. А оставшийся путь пройти пешком по набережной.
Такси
В поездках по городу удобно пользоваться такси. В Каннах около десяти местных компаний перевозчиков. Русскоговорящим туристам проще пользоваться мобильным приложением Uber для того, чтобы быстро заказать машину.
Каннский кинофестиваль
Международный Каннский кинофестиваль (фр. Festival international du film de Cannes) является наиболее престижным, одним из старейших и широко освещаемым весенним событием в мире искусства кино. Он проходит ежегодно в мае и длится почти две недели.
Но в 2021 году в связи с пандемией коронавируса сроки проведения фестиваля были перенесены на лето.
Открытие первого международного кинофестиваля в Каннах планировалось на осень 1939 года. По идее организаторов фестиваля, он должен был представлять альтернативу Венецианскому кинофестивалю, попавшему под влияние официальных нацистских властей. Программа была готова, почетным Председателем жюри назначен Луи Люмьер, изобретатель кинематографа.
В программу были включены американский фильм «Волшебник страны Оз» и советский фильм «Ленин в 1918 году». Открытие должно было состояться 1 сентября, однако, именно в этот день началась Вторая мировая война. Открытие было отложено, и первый Каннский кинофестиваль состоялся лишь в сентябре 1946 года.
По традиции, заведенной первым фестивалем, главная премия — сначала Гран-При, затем «Золотая пальмовая ветвь» — присуждается лучшему полнометражному и лучшему короткометражному фильмам.
Полнометражным фильмам на фестивале вручаются и другие призы: Большой специальный приз жюри, Приз за лучшее исполнение мужской и женской ролей, Приз за лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу. Жюри может также присудить еще одну премию полнометражному фильму и две короткометражным фильмам.
В 1951 году организаторы изменили сезон проведения фестиваля — Каннский фестиваль стал проводиться весной — в апреле или мае.
В 1955 году главная награда — Большой приз Каннского кинофестиваля — был переименован в «Золотую пальмовую ветвь». Первой «Золотой пальмовой ветви», действительно изготовленной из золота, был удостоен американский фильм Дэлберта Манна «Марти».
С 1959 года на фестивалях журналистам стали показывать фильмы днем, до начала официального показа. Это было сделано для того, чтобы представители СМИ могли составить мнение о фильмах заранее.
Успех фестиваля и его стремительное развитие сделали из фестиваля настоящий «город», в котором можно потеряться: 10 тысяч аккредитованных профессионалов, около 4 тысяч журналистов. На несколько дней в Каннах собираются звезды, профессионалы кино и любители большого экрана со всего мира.
Но в истории проведения фестивалей не всегда все было гладко: в 1948 и 1950 годах Каннский кинофестиваль не состоялся из-за нехватки денег на его проведение. В 1968 году в связи со студенческими волнениями, которые к моменту проведения 21-го Каннского фестиваля охватили всю Францию, особой декларацией жюри от 19 мая Фестиваль был закрыт. До его официального завершения оставалось 5 дней. Награды не присуждались.
К концу шестидесятых годов 20 века Каннский кинофестиваль приобрел статус респектабельного фестиваля — с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами и умело режиссируемой интригой.
В 1978 году Жиль Жакоб, только что назначенный главным отборщиком фильмов, создал внеконкурсную секцию «Особый взгляд». С тех пор в Каннах проходят фестивальные показы в основном конкурсе, программе «Особый взгляд», программе короткометражных картин и программе Синефондасьон (Cinefondation) — программе студенческих картин; а также в других конкурсных, почётных и внеконкурсных программах фестиваля.
Россия лишь однажды оказывалась главным призером Канн: в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли».
Успешным для российского кино стал Каннский кинофестиваль 1990 года: лучший режиссер — Павел Лунгин с фильмом «Такси-блюз»; приз за выдающиеся художественные достижения получил фильм «Мать» Глеба Панфилова; «Золотая камера» была присуждена Виталию Каневскому за дебютную картину «Замри, умри, воскресни». В 2003 году премия Международной ассоциации кинокритиков была присуждена режиссеру Александру Сокурову за представленный на официальный конкурс Каннского фестиваля фильм «Отец и сын», в 2012 году этой награды была удостоена картина «В тумане» Сергея Лозницы, также представленная на официальном конкурсе кинофестиваля. В 2014 году фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева был удостоен приза за лучший сценарий, в 2017-м Звягинцев же получил Приз жюри за свою картину «Нелюбовь», а в 2018-м фильм Кирилла Серебренникова «Лето» получил Приз за лучший саундтрек.
Другие праздники в разделе «Праздники Франции»
6 июля открывается Канн-2021. Теперь это почти нормальный фестиваль
Автор фото, STEPHANE DE SAKUTIN/Getty Images
Самое примечательное в открывающемся во вторник Каннском кинофестивале 2021 года состоит в том, что это уже почти нормальный фестиваль
Самое примечательное в открывающемся во вторник Каннском кинофестивале 2021 года состоит в том, что это уже почти нормальный фестиваль.
После прошлогодней отмены, после практически полностью переведенного в онлайн Берлинского фестиваля в феврале Канн-2021 вновь, как и всегда, пройдет во Дворце фестивалей на легендарной каннской набережной Круазет.
Автор фото, Reuters
Вновь будет выстелена красная дорожка, вновь у пирса будут толкаться дорогие яхты, вновь слетаются звезды и вновь, как происходит вот уже три четверти века, с самого первого фестиваля в 1946 году Канн и показанные здесь фильмы будет барометром, индикатором состояния мирового кино. Раненого зловещей пандемией, понесшего серьезные потери, но выжившего.
Непреходящая тень пандемии
И все же я не случайно употребил слово «почти». Пандемия отступает, но еще не ушла. Фестиваль, традиционно проходящий в мае, перенесен на июль. Многие карантинные ограничения сняты, но некоторые еще остаются, и тень коронавируса все еще нависает над праздником.
Автор фото, Kate Green/Getty Images
Фильм открытия
Автор фото, Daniele Venturelli/Getty Images
Режиссер фильма «Аннет» Леос Каракс (в центре) с исполнителями двух главных ролей Марион Котийяр и Адамом Драйвером
Партнерами Каракса в «Аннет» в качестве авторов сценария и музыки выступили братья Рассел и Рон Мэйл из теперь почти забытой, но в 1980-е годы невероятно популярной рок-группы Sparks.
Конкурс
«Аннет» принимает участие в главном конкурсе, что не очень характерно для фильмов, выбранных для торжественного открытия, и в этом тоже отличие нынешнего фестиваля.
Конкуренты в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» у нее в этом году более чем серьезные. Впрочем, кода в Канне было иначе?
Автор фото, Samir Hussein/Getty Images
Дворец фестивалей готов к приему гостей
В таком же эксцентричном ключе выдержана и новая, включенная в каннский конкурс картина режиссера с длинным, трудно запоминающимся названием «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас Ивнинг Сан». Фильм есть не что иное как любовно- пародийное воспроизведение жизни и работы столь любимого режиссером и невероятно уважаемого в мире американского еженедельника New Yorker.
Как всегда у Андерсона, следует ожидать искрометного юмора, тем более, что в картине задействовано целое созвездие блестящих актеров: Бенисио Дель Торо, Эдриен Броуди, Тильда Суинтон, Леа Сейду, Фрэнсис МакДорманд, Тимоти Шаламе, Лина Кудри, Билл Мюррей и Оуэн Уилсон.
Автор фото, Andreas Rentz/Getty Images
В честь 74-го Каннского кинофестиваля на набережной Круазетт возведена монументальная скульптура «Вместе» итальянского художника Лоренцо Квина
Таиландец Апичатпонг Вирасетакул уже получал в 2010 году «Золотую пальмовую ветвь» за картину «Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни».
Автор фото, Andreas Rentz/Getty Images
Обладатели «Золотой пальмовой ветви» и других главных призов Каннского фестиваля-2021 будут объявлены в день его закрытия 17 июля.
Автор фото, Dominique Charriau/Getty Images
Впрочем, один лауреат уже известен. «Золотую пальмовую ветвь за вклад в кинематограф» получит 58-летняя американская актриса и режиссер Джоди Фостер.
Канны-2021: женская титаническая победа, русский след и спорный выбор жюри
В Каннах раздали призы, в том числе, выдали самую дискуссионную «Золотую пальмовую ветвь» за многие годы — хоррору «Титан» француженки Жюли Дюкорно. Но кроме этого, выдали еще немало странных или же, наоборот, вполне заслуженных наград. В основном конкурсе приняли участие 24 картины — в части номинаций было выбрано по два победителя. Кинокритик Егор Беликов рассказывает о каждой из картин, названных теперь каннскими лауреатами.
«Золотая пальмовая ветвь» за лучший фильм — «Титан», режиссер Жюли Дюкорно
О фильме: уникальный для Каннского фестиваля боди-хоррор о девушке с титановой пластиной в голове (главную роль исполнила гендерно-небинарная актриа Агата Руссель), которая вдруг начинает убивать людей палочкой для волос, совокупляется с автомобилями (в том числе с огромной пожарной машиной), поджигает все, что видит, а затем прячется от правосудия, выдавая себя за сына спасателя (рельефный возрастной артист Венсан Линдон), пропавшего без вести несколько лет назад, для чего протагонистка собственноручно ломает себе нос о раковину.
Заслуженный ли приз: да и еще раз да. Весь фестиваль мы не могли поверить, что жюри осмелится наградить именно эту картину, но все же это свершилось. Дюкорно продемонстрировала кино радикальное, даже вызывающее — такое, которое запоминается навсегда именно своей невозможной ранее провокативностью. Здесь есть свежее дыхание кино будущего. Кстати, всего второй раз в истории режиссерка, а не режиссер, получила главную каннскую награду. Это даже более заслуженная женская «Золотая пальмовая ветвь», чем в прошлый раз, когда Джейн Кэмпион со своим остросентиментальным «Пианино» поделила награду с «Прощай, моя наложница» Чэнь Кайгэ.
Когда смотреть: «Титана» купили в Россию, но пока даты выхода нет — скорее всего, осенью 2021 года.
Гран-при жюри — «Купе номер шесть», режиссер Юхо Куосманен
О фильме: чувственное экспатское роуд-муви, исчерпывающее путешествие двух неприкаянных душ по России. Два героя встречаются в купе поезда и совсем не рады друг друга видеть: финская студентка-лесбиянка (Сейди Хаарла) с археологического факультета МГУ, рванувшая в Мурманск смотреть на сохранившиеся там рисунки первобытных людей, и провинциальный вечно пьяный строитель (Юра Борисов). У них двоих по дороге через завьюженную снежную пустыню возникнет невидимая связь — не сексуальная, а духовная.
Заслуженный ли приз: более чем. Это, кажется, первая копродукция с Россией, заслужившая такой высокий приз — финн Юхо Куосманен тоже рискнул, когда поехал в незнакомую страну снимать кино на неизвестном ему языке, но не прогадал. Этот режиссер вообще любимчик Канн: со своей первой картиной «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» выиграл в программе «Особый взгляд», поэтому и попал в конкурс. «Купе номер шесть» может поначалу показаться бессодержательным, но затем поневоле проникаешься суровой красотой и поэтичностью этой работы, где показывают неожиданных героев в предельно узнаваемых (особенно если зритель из России) обстоятельствах. Большая победа для российского кино — поучаствовать в таком международном проекте.
Когда смотреть: в российском прокате с 28 октября.
Гран-при жюри — «Герой», режиссер Асгар Фархади
О фильме: степенная драма о социальном восприятии преступлений. Выйдя из долговой тюрьмы на двухдневную прогулку, якобы совестливый протагонист находит на остановке чужую сумку с золотыми монетами. Сначала думает расплатиться с кредитором, но потом решает все же вернуть все владелице. Его поступок получает огласку, но не была ли вся эта история постановочной?
Заслуженный ли приз: всем давно известно, что Фархади — конъюнктурщик, каких еще поискать. На правах иранца, наследника серьезной кинематографической традиции (так называемая иранская новая волна отметилась призами примерно на всех международных фестивалях), он демонстрирует неприлично лобовые драмы, основанные исключительно на колоритных подробностях этой древней ближневосточной страны и ее зачастую анахроничных порядках. Так и здесь — сюжет вырастает из узаконенной в Иране концепции долговых тюрем, из которой и пытается всеми правдами и неправдами выбраться главный герой. Впрочем, если жюри во главе с американцем Спайком Ли прониклось этой картиной настолько, чтобы наградить целым Гран-при — один из важнейших призов в киномире — значит, и американская киноакадемия проникнется Фархади и выдаст ему, к примеру, уже третий по счету «Оскар».
Когда смотреть: куплен в российский прокат, выйдет под оскаровский сезон — в январе–марте 2022 года.
Приз жюри — «Память», режиссер Апичатпонг Вирасетакун
О фильме: прижизненный классик медленного кино вновь снял то кино, которое только он в мире, видимо, и умеет снимать — задумчивое, нетрактуемое, наблюдательное кино о природе человеческой памяти, где почти ничего не происходит, но оторваться невозможно. В главной роли Тильда Суинтон, снималось все в Колумбии и колумбийских джунглях.
Заслуженный ли приз: заслуженный, но вообще Апичатпонг в данном случае явно наработал на награду побольше, а приз жюри — это всего лишь аналог третьего места, которое уникальному режиссеру еще и приходится делить с Надавом Лапидом. Многие критики заранее прочили ему вторую «Золотую пальмовую ветвь» (первую он получил за картину «Дядюшка Бунми, который помнил свои прошлые жизни»), на которую Вирасетакун уже давно наработал. Дважды каннских победителей всего восемь, и уникальный по стилю таец уж точно наработал на то, чтобы попасть в этот пантеон. Но не в этом году.
Когда смотреть: в российском прокате с 21 октября.
Приз жюри — «Колено Ахед», режиссер Надав Лапид
О фильме: политически заряженный автофикшн, то есть экранизация, возможно, приукрашенного или вовсе выдуманного эпизода из жизни израильского режиссера Надава Лапида. Постановщик едет представлять свой фильм на показе в отдаленный населенный пункт, параллельно размышляет о своей следующей про-палестинской картине, знакомится с чиновницей израильского Минкульта и в меру сил борется с цензурой, которую на него пытается наложить государственная машина.
Заслуженный ли приз: не очень. Лапид вообще необычайно любопытный режиссер, за свой предыдущий фильм, «Синонимы» он выиграл «Золотого медведя» на Берлинале и решил по такому поводу повысить ставки и, видимо, согласился на предложение Канн поучаствовать в их конкурсе. Другой вопрос, что в этот раз ему как-то не подвернулось любопытного эпизода из собственной жизни, и он решил подтянуть под новостную повестку разные байки о службе в армии, воспоминания о показах в далеких местах и подавленные страхи об израильском милитаризме. В итоге получилось кино излишне экстатичное и даже истеричное, которое как будто пережарили. Но жюри, видимо, решило наградить Лапида за актуальность — недавнее накаление ситуации в Израиле все еще на слуху.
Когда смотреть: в России пока не анонсирован ни прокат, ни спецпоказы.
Лучшая режиссура — «Аннетт», режиссер Леос Каракс
О фильме: псевдомюзикл, псевдо-рок-опера, на самом деле — душераздирающее посвящение режиссера Леоса Каракса своей таинственно и трагически погибшей жене и музе, русской актрисе Катерине Голубевой, которое он благодаря сценарию и песням, написанным культовой группой Sparks, умудрился упаковать это в сложнейшее интертекстуальное произведение, где Адам Драйвер играет альтер-эго постановщика, стендап-комика, который никого не смешит, а Марион Котийяр — его чудесную жену, оперную певицу.
Заслуженный ли приз: однозначно. Леос Каракс совершил невозможное, когда вообще смог вернуться к режиссуре после того, что случилось в его семье. Он не просто тоскует, он делает свой чудовищный опыт достоянием каждого зрителя — причем все это есть в «Аннетт», одном из самых сложноустроенных фильмов за многие годы. В плане режиссуры, то есть художественной концепции, «Аннетт» — бесспорный шедевр.
Когда смотреть: в российском прокате с 12 августа.
Лучшая женская роль — Ренате Реинсве, «Худший человек на свете»
О фильме: чувственная драма в жанре мамблкор (это когда в основном говорят — и больше ничего особо не происходит) о поколении тридцатилетних, которое до сих пор не решило, что делать со своей жизнью, но им вроде и так нормально. Худший человек на свете — это девушка, которая импульсивно меняет карьеры и парней, но себя в итоге так и не находит.
Заслуженный ли приз: безусловно. Ренате Реинсве блистала еще в предыдущем фильме затейливого скандинавского режиссера Йоакима Триера «Осло, 31 августа», а здесь и вовсе совершает настоящий артистический подвиг — так откровенно, разнообразно и точно половозрелого инфантила в кино еще, пожалуй, не играли никогда.
Когда смотреть: в российский прокат выйдет в конце 2021 года.
Лучшая мужская роль — Калеб Лэндри Джонс, «Нитрам»
Когда смотреть: в российский прокат выйдет где-то в конце 2021 года.
Лучший сценарий — «Сядь за руль моей машины», режиссер Рюсукэ Хамагути
О фильме: японская разговорная трехчасовая драма, глубокая и полная литературностей и театральностей. По сюжету персонажи долго ставят спектакль по «Дяде Ване» Чехова. Рюсукэ Хамагути вообще очень производительный режиссер — в этом году показывал в конкурсе Берлинале другой фильм, «Случайность и догадка», и даже получил там гран-при. Надеемся, хотя бы в Венеции обойдется без неуемного японца.
Заслуженный ли приз: жюри поступило самым простым образом — наградило фильм, где больше слов, за сценарий. В целом логично, хотя решение, конечно, немного в лоб, можно было похвалить, к примеру, Франсуа Озона за его вдумчивую работу над комедийной, как ни странно, экранизацией автобиографического романа французской писательницы Эммануэль Бернейм «Все прошло хорошо» о том, как она собственноручно организовала эвтаназию ее отца.
Когда смотреть: в России пока не анонсирован ни прокат, ни спецпоказы.