канал в стамбуле какой
Черное море станет ловушкой: чем грозит России строительство канала «Стамбул»
Президент Турции Эрдоган объявил о том, что судоходный канал «Стамбул», который станет альтернативой проливу Босфор, начнут строить в конце июня 2021 года. Новый канал соединит Мраморное и Чёрное моря. Строительные работы планируют завершить к 2028 году. Об этом сообщило агентство Anadolu. Эрдоган также сообщил, что по обоим берегам новой водной артерии появится по городу, оба они «украсят облик» Стамбула. В апреле Эрдоган сообщал, что после создания канала экологическая обстановка в районе Босфора значительно улучшится. Кроме того, пропускная способность новой морской артерии в 160 судов в сутки позволит ликвидировать очереди на входе в Босфор.
Эти планы уже вызвали неоднозначную реакцию в нескольких странах, так или иначе зависящих от черноморских проливов, пишут эксперты телеграм-канала Незыгарь:
«Инициированные рядом ближневосточных стран транспортно-логистические проекты могут поставить под угрозу экономическое укрепление России на южном и юго-восточном направлениях.
В первую очередь речь идет, конечно, о судоходном канале «Стамбул», который президент Турции Реджеп Эрдоган объявил главным проектом двух своих ближайших каденций.
Антропогенный «Стамбул», построенный по принципу Суэцкого и Панамского, должен стать альтернативой природному Босфору и частично Дарданеллам. Тем самым Турция получает контроль над трафиком судов, проходящих в Черное море.
Беспокойство эти планы вызывают не только у России, которая последние годы активно развивает причерноморскую инфраструктуру. Это и создание нового перегрузочного комплекса в Новороссийском порту, и расширение сухогрузного района нового порта Тамань с модернизацией внутрипортовой инфраструктуры.
Обеспокоены и в Румынии, которой принадлежит второй по размерам черноморский порт Констанца. Тем более, что сейчас в парламенте с подачи социал-демократов обсуждаются перспективы развития порта. Его должна соединить с внутренними частями страны новая автотрасса, которая пока лишь является долгостроем.
Дискуссия вокруг проекта канала «Стамбул» идет и в Греции. Строительство канала связывают с усилением влияния НАТО в черноморском регионе. Греция в этом случаем может оказаться между молотом и наковальней двух сверхдержав.
Опасения усиливаются американскими планами в отношении порта Александруполис, который может стать идеальным стратегическим пунктом для быстрого развертывания американских войск или войск НАТО не только на Балканах или в Центральной Европе, но и в Восточной Европе…»
О том, чем конкретно грозят планы Эрдогана России, пишет аналитик Анатолий Несмиян:
«Под «теми, кто выразит обеспокоенность», вне всякого сомнения, Эрдоган понимает Россию. Собственно, именно она становится главным потерпевшим в этой истории, так как конвенция Монтрё компенсировала слабость и несамодостаточность Черноморского флота, который строился исходя из двух базовых предпосылок: единственным военным противником в акватории Черного моря является Турция, военные корабли третьих стран не могут оказать сколь-либо значимого влияния на общую обстановку в акватории Черного моря.
Теперь меняется всё. Причем даже неважно, насколько юридически выверенным является заявление Эрдогана о том, что канал «Стамбул» не подпадает под действие конвенции — тут вопрос спорный и неоднозначный. Важно то, что это политическое решение, и оно озвучено.
«Стамбул» означает, что НАТО получает под свой контроль всё Черное море, а те, кто с этим не согласен, могут обращаться хоть в Спортлото, хоть в Лигу сексуальных услуг. Ну, либо попытаются восстановить существовавшее до «Стамбула» статус-кво. Скажем, силой.
В подобной трактовке речь идет ни много, ни мало, о стратегическом поражении России на Юге. Триста лет войн с Турцией (и ее союзниками) в конечном итоге привели к созданию довольно прочного порядка, где Черное море становилось зоной баланса интересов России (и СССР) и Турции. Теперь этот баланс будет явочным порядком разрушен, а ответа у России кроме запрета помидор и туристического сообщения с Турций, нет. Эрдоган это выяснил экспериментальным порядком, и полученный результат его полностью удовлетворил…»
Остается добавить, что консолидированного мнения ученых по поводу влияния, который окажет на природную среду новый канал, пока что не выработано. Известно, что в Босфоре существуют два противоположных течения, гидрология этого пролива странная и толком не понятная. Донное течение идет из Мраморного моря в Чёрное, тогда как поверхностное течение – в обратном направлении из Чёрного – в Мраморное. Как и что изменится после постройки канала, учёные спорят и к единому мнению не пришли.
Вокруг строящегося в настоящее время канала, который станет новым связующим звеном между Черным и Мраморным морем и будет сооружен на территории Стамбула, чтобы облегчить напряженную транспортную ситуацию на Босфоре, кипит работа.
Помимо устранения рисков, которые часто возникают на Босфоре ввиду его перегруженности, новый канал Стамбул позволит многочисленным туристическим круизным судам и яхтам путешествовать значительно проще, пересекая водное пространство между двумя морями, а прилегающая к каналу территория станет новой туристической площадкой в Стамбуле.
Канал Стамбул и новые объекты инфраструктуры
Как только это инфраструктурное объединение усилий состоится, круизные суда, отправляющиеся из порта в Стамбуле, смогут расширить свои маршруты путешествия, предложив туристам круизы по Мраморному и Черноморскому регионам.
Канал Стамбул и экологическая обстановка в Стамбуле
Новый проект строительства канала, который соединит между собой Мраморное и Черное море, предполагает, что с момента запуска канала Стамбул большие танкеры уже не смогут использовать водное пространство Босфора для навигации. Они будут курсировать через канал Стамбул. Воды Босфора наполнят круизные суда и яхты, что существенно снизит уровень загрязнения в проливе.
Кроме того, увеличение круизного потока в Стамбуле позволит городу значительно увеличить доходы от туризма: статистика свидетельствует, что в этом туристическом сегменте участники круизных путешествий тратят в три раза больше средств по сравнению с обычными туристами.
Канал Стамбул экономическая выгода
По мнению авторитетных аналитиков, новый канал обеспечит в течение первых пяти лет своей работы доходы в размере не менее 100 млрд. долларов и создаст рабочие места для 1,5 млн. человек. Это в значительной степени повысит рейтинг Стамбула как туристического мегаполиса.
Говоря об экономическом феномене строящегося канала, эксперты акцентируют внимание на том, что ожидаемый доход от его эксплуатации будет, как минимум, в два раза выше, чем доход Суэцкого канала в Египте, который ежегодно зарабатывает 24 миллиарда долларов.
Канал Стамбул и новые круизные направления
Строительство нового круизного порта в Еникапы(на входе в Босфор, со стороны Мраморного моря), который должен быть интегрирован с каналом Стамбулом и Стамбульским новым аэропортом, создаст благоприятные условия для роста круизного туризма.
В настоящее время круизные корабли, у которых численность пассажиров превышает 6500 чел., не могут заходить в порт Стамбула. После завершения строительства порта Еникапы и канала Стамбул большие круизные суда, которые прибывают в Еникапы, смогут проследовать через канал Стамбул и, наконец, добраться в акваторию Черного моря. Ведущие мировые круизные компании уже готовы осваивать черноморские круизные направления и с нетерпением ждут открытия нового канала.
Купить билеты в Стамбул
Забронируйте прямо сейчас билеты в Стамбул по лучшей цене!
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Al Jazeera (Катар): проект Стамбульского канала и его влияние на конвенцию Монтрё
Недавно опубликованное заявление, подписанное 104 отставными адмиралами ВМС Турции, вызвало множество споров. Бывшие высокопоставленные военные раскритиковали правительство, в то время как турецкие власти сочли это попыткой вернуться к эпохе контроля над политическими лидерами со стороны военной элиты, недопустимым давлением и намеком на возможность государственного переворота.
При этом в заявлении подчеркивается, что проект строительства Стамбульского канала идет вразрез с конвенцией Монтрё или может подтолкнуть Анкару к выходу из соглашения с негативными для страны последствиями.
Стамбульский канал
В 2011 году будучи премьер-министром, Эрдоган объявил о подготовке ряда крупных проектов. Речь шла о строительстве третьего моста, третьего аэропорта, Евразийского туннеля и Стамбульского канала, который, по словам политика, является его самой большой мечтой.
Это канал, соединяющий Мраморное и Черное моря, протяженностью около 48 километров, шириной 150 метров и глубиной 25 метров. Построить его планируется параллельно Босфору в европейской части Стамбула.
По словам правительства, главная причина появления проекта — это поиск альтернативы или дополнения к текущему маршруту через турецкий пролив. Поскольку такие параметры как количество, размер, тоннаж и типы судов и танкеров, проходящих через Босфор, с годами изменились, нагрузка на пролив серьезно возросла. Кроме того, участились столкновения между грузовыми судами, а также между ними и пассажирскими судами ввиду пересечения их маршрутов.
Как утверждают турецкие власти, проект, запуск которого был отложен из-за пандемии, гарантирует стране значительные экономические выгоды. С одной стороны, канал станет причиной создания дополнительных объектов и проектов, включая порт, доки, логистические центры, зеленые насаждения и другие объекты современного города. С другой стороны, Турция увеличит свой вес в сфере региональных и глобальных морских перевозок, что предоставит ей важное геостратегическое преимущество. Благодаря новому каналу, количество судов, проходящих через воды Турции, увеличится примерно до 150 судов в сутки. Увеличатся и размеры судов. Это будет иметь положительное влияние на туризм, а также, по данным властей, обеспечит стране тысячи новых вакансий на этапах строительства и эксплуатации канала.
Если говорить о финансовой стороне вопроса, следует отметить следующее: поскольку объект находится в границах Турции и будет полностью контролироваться местными властями, суда, проходящие через канал, будут облагаться тарифами выше нынешних. Согласно некоторым источникам, они принесут стране около 8 миллиардов долларов в год, поэтому стоимость строительства будет покрыта в течение нескольких лет.
Возражения
С момента появления сообщений о проекте в 2011 году, он стал предметом критики со стороны политических партий, некоторых институтов гражданского общества, ученых, а также военных экспертов.
Контекст
Al Hadath: какую опасность для России представляет канал Стамбул
Türkiye: канал Стамбул станет самым безопасным логистическим маршрутом в мире
dikGAZETE: посол России сделал важное заявление по каналу «Стамбул»
Что касается турецкой оппозиции, то для нее причинами для отказа являются возможный ущерб сельскохозяйственным и лесным территориям, негативное воздействие на запасы грунтовых вод и другие последствия для окружающей среды и климата, включая состояния грунта и повышение риска землетрясений в Стамбуле. Эти возражения подкреплены исследованиями ученых, особенно Стамбульского отделения Союза инженеров и архитекторов Турции, подавшего иск в суд с требованием остановить реализацию проекта.
Как отмечают военные эксперты, их опасения связаны с возможностью появления бреши в сфере безопасности. Строительство канала негативно скажется на безопасности Стамбула и всего Мраморного моря, а также привлекает внимание к судьбе конвенции Монтрё.
Конвенция Монтрё
20 июля 1936 года Турция вместе с Болгарией, Францией, Великобританией, Австралией, Грецией, Японией, Румынией и бывшим Советским Союзом подписали конвенцию Монтрё в качестве поправки к статье 23 Лозаннского мирного договора 1923 года.
Соглашение состоит из 29 статей и 4 приложений, а также имеет пять разделов. Первый посвящен статусу коммерческих судов, второй — военных кораблей, третий — воздушных судов, четвёртый содержит общие положения, а пятый — некоторые детали, включая срок действия соглашения (20 лет, за исключением общего принципа, касающегося свободы навигации), а также порядок его аннулирования или изменения.
В Турции к конвенции относятся позитивно, так как она дополняет Лозаннский мирный договор и тем самым является одним из основополагающих документов республики. Кроме того, она признает полный суверенитет государства над проливами, наделяя его широкими полномочиями, включая право закрывать их во время войны. Однако эти соображения не спасли документ от критики — снижение тарифов способствовало сокращению прибыли государства.
В первом разделе говорится о полной свободе прохода через турецкие проливы торговых судов в мирное время (статья 2), независимо от того, какие это суда, и в военное время (статья 4), если Турция не участвует в боевых действиях. То же самое относится к судам, принадлежащим странам, не участвующим в войне, если Турция будет вовлечена в конфликт (статья 5).
Что касается второго раздела, то он регулирует проход военных кораблей как в мирное, так и военное время. Вероятно, самым важным пунктом является ограничение прохода кораблей, принадлежащих нечерноморским государствам, так что их тоннаж не должен превышать 15 тысяч тонн, а количество — 9. Более того, срок их пребывания в Черном море не должен превышать 21 день, а общий вес всех судов — 45 тысяч тонн. Также требуется получить предварительное разрешение турецких властей (статьи 14 и 18).
В случае, если Турция является участницей войны, она имеет все полномочия решать, как управлять судоходством в проливах (статья 20). То же самое произойдет, если страна столкнется с неминуемой угрозой войны (статья 21).
Будущее влияние
Согласно заявлению Анкары, она не собирается выходить из соглашения, по крайней мере, в нынешних обстоятельствах. Пресс-секретарь президента Ибрагим Калын ранее отмечал, что Стамбульский канал не отменяет действие конвенции Монтрё и не нарушает его положения, а потому его страна не будет обсуждать его пересмотр. Нарушить соглашение будет сложно и с технической стороны, так как термин «турецкие проливы», согласно конвенции, включает Босфор (Стамбул), Дарданеллы (Чанаккале) и Мраморное море, в то время как Стамбульский канал образует альтернативный маршрут исключительно по отношению к Босфору и ничего не меняет в другом проливе.
Как отмечено выше, соглашение наделяет Турцию серьезными преимуществами в отношении проливов и не рассматривает их в качестве международных объектов. Поэтому даже после истечения срока действия он оставался в силе, и его положения по-прежнему применяются на практике.
В то же время тот факт, что Стамбульский канал не отменяет действие конвенции Монтрё, не значит, что новый объект совершенно не повлияет на него. Основное опасение противников проекта связано с тем, что канал спровоцирует пересмотр соглашения и создаст возможность для внесения международных поправок.
По мнению противников проекта, некоторые стороны могут ссылаться на изменение ситуации как причину для внесения поправок в соглашение. Такие прецеденты в международной политике уже есть. Кроме того, канал является полностью внутренним объектом и его работа будет подчиняться исключительно турецким законам, что также может вызвать недовольство ряда игроков.
Такой предлог, как изменение обстоятельств, уже использовался в прошлом для внесения поправок в международные соглашения. Так, конвенция Монтрё стала дополнением к статье 23 Лозаннского мирного договора, а последний — альтернативой Севрскому договору. Нынешняя ситуация абсолютно отличается от ситуации в 1936 году: Советского Союза больше нет, и к Черному морю имеют выход три государства-члена Североатлантического альянса.
Статьи по теме
Cumhuriyet: неужели Турция не видит происки США?
Milliyet: напряженность между Россией и Украиной – очередной замысел США
Karar: что дала конвенция Монтрё?
Помимо прочего, подвергается сомнению сама вероятность реализации проекта Стамбульского канала, поскольку Анкара не имеет возможности запретить проход судов через Босфор и заставить их использовать новый канал, поскольку это может спровоцировать негативную реакцию сторон. Анкара активно продвигает новый проект и пытается убедить страны использовать канал для своих судов. Вероятно, по этой причине она не сможет значительно поднять тариф, что, несомненно, повлияет на ее прибыль.
В заключение следует отметить, что проект Стамбульского канала не нарушает положения конвенции Монтрё о режиме судоходства в проливах и не может быть свернут. В то же время сохраняются опасения, что он может способствовать пересмотру соглашения и внесению поправок.
Особое значение имеет то, как именно Анкара собирается управлять каналом — в соответствии с какими законами и соглашениями, особенно когда речь идет о военных кораблях, принадлежащих государствам за пределами Черного моря. Это и есть самый важный момент, связанный с проектом. Как следствие, его соответствие этому положению конвенции Монтрё станет определяющим фактором, в то время как технические причины для возражений со стороны оппозиции останутся предметом обсуждения с правительством. Последнее может вносить изменения в проект, как уже сделало это ранее, чтобы уменьшить негативное воздействие от строительства Стамбульского канала.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Турция начала строить канал «Стамбул» в обход Босфора
Прокладка нового судоходного канала «Стамбул» в обход Босфора не изменит международно-правовой режим, предусмотренный конвенцией Монтрё от 1936 года, приводит РИА «Новости» слова посла России в Анкаре Алексея Ерхова.
«Необходимо не поддаваться на разные спекуляции. Нужно понимать, что есть конвенция Монтрё», — пояснил дипломат.
Глава российского диппредставительства указал, что конвенция не только устанавливает порядок прохода через проливы Босфор и Дарданеллы, но и вводит ограничения по общему тоннажу военных кораблей черноморских и нечерноморских государств, а также сроки пребывания их судов в акватории Черного моря.
«Это очень важно. Наличие или отсутствие дополнительной водной артерии не меняет международно-правового режима, установленного конвенцией», — детализировал Ерхов.
При этом, он заявил, что не видел технической документации проекта, поскольку тендер на его строительство еще официально не объявлен.
Старт строительству канала «Стамбул» дал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган днем 26 июня на торжественной церемонии, политик заложил фундамент моста в районе Башакшехир на северо-западной окраине Стамбула.
Он напомнил, что идея проекта вынашивалась еще 11 лет назад, но его реализация задерживалась из-за «внутренних и внешних трудностей» Турции, передает CNN Turk.
«Сегодня мы переворачиваем новую страницу в истории развития Турции. Канал «Стамбул» защитит историческую и культурную целостность Босфора, — сказал глава государства.
Гости, прибывшие на место проведения церемонии, были доставлены в зону на подготовленных шаттлах после прохождения всех кордонов безопасности.
На церемонии были вывешены плакаты с изображениями Эрдогана и основателя современного турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка.
Канал «Стамбул», который будет реализован в границах Кючюкчекмедже, Авджилар, Башакшехир и Арнавуткёй, будет иметь длину 45 километров, ширину 275 метров и глубину 20,75 метра. То есть, по каналу смогут проходить нефтеналивные танкеры длиной до 275 метров и контейнеровозы длиной до 351 метра. Через канал будет построено шесть мостов.
По проливу Босфор идет очень интенсивное движение судов всех классов и грузоподъемности как в северном, так и в южном и восточно-западном направлениях. В 1930-е годы через пролив ежегодно проходило в среднем три тысячи судов. В настоящее время — уже 45 тыс. судов.
Прогнозы показывают, что количество кораблей, которые пройдут через Босфор в 2050 году, достигнет 78 тысяч. При этом, по расчетам экспертов, безопасная пропускная способность пролива Босфор составляет 25 тысяч судов.
Турецкие власти указывают, что прохождение через Босфор каждого большого корабля представляет серьезную опасность для Стамбула. В случае аварии на каком-либо судне флора и фауна в Черном, Мраморном и Эгейском морях может оказаться под большой угрозой.
«Зоны отдыха и возобновляемые источники энергии слева от выхода из Черного моря также добавят «Стамбулу» ценности. Мы считаем, что спланированные по обеим сторонам канала жилые кварталы с населением 500 тысяч человек будет способствовать разряжению ситуации в центре Стамбула. Канал «Стамбул» будет реализован как самый экологически чистый проект не только в Турции, но и в мире», — анонсировал проект президент страны.
Как указал на церемонии открытия министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу, нынешний маршрут был выбран из пяти различных альтернатив как наиболее разумный и эффективный — движение судов по «Стамбулу» «будет в 13 раз безопаснее», чем по проливу Босфор.
В работе над расчетами приняли участие 234 специалиста из 11 различных университетов.
Канал «Стамбул» не будет подпадать под конвенцию Монтрё, заявлял Эрдоган в апреле нынешнего года на встрече с молодежью в Национальной библиотеке.
«Канал «Стамбул», не имеет никакого отношения к [конвенции] Монтрё. Стамбул станет еще богаче [после завершения проекта], а Босфор получит серьезное облегчение с точки зрения защиты окружающей среды», — добавил глава государства.
Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако конвенция устанавливает различный режим прохода военных кораблей для флотов черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские государства могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса.
Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. В случае участия Турции в войне, а также если Анкара посчитает, что стране непосредственно угрожает нападение, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.
Статья 2 конвенции гласит: «В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода и плавания в проливах днем и ночью под любым флагом с любым видом груза».
«Стремится стать морским хабом»: как Турция планирует построить канал в обход Босфора
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал скорый запуск строительства канала «Стамбул». Соответствующее заявление он сделал на заседании фракции правящей Партии справедливости и развития.
«Канал «Стамбул» — самый крупный и стратегически важный инфраструктурный проект Турции. Процесс подготовки к реализации этого проекта близится к концу… Турция начинает и завершит строительство канала «Стамбул», хотят этого определённые круги или нет. Для нас важно лишь мнение турецкого народа», — цитирует Эрдогана агентство Anadolu.
Дублёр Босфора
Канал «Стамбул» — проект искусственной водной артерии, которая должна соединить Мраморное и Чёрное моря. Его протяжённость составит 45 км, глубина — более 20 м, ширина — 145—150 м.
По словам Эрдогана, после завершения строительства «Стамбул превратится в город, через который пройдут два моря». Впервые о необходимости реализации подобного проекта турецкий лидер заявил в 2011 году. Однако старт работ постоянно откладывался.
Как отмечают эксперты, одна из причин задержки вызвана исследованиями по оценке экологических последствий от запуска искусственной артерии. Во Всемирном фонде дикой природы (WWF) ещё в 2011 году отрицательно отреагировали на амбициозные планы турецких властей, предупредив о деградации экосистемы региона.
Экологи опасаются, что с запуском канала нарушится водный баланс, который естественным образом обеспечивает Босфор. Утверждается, что соединение более холодных и менее солёных вод Чёрного моря с тёплыми и солёными водами Мраморного значительно уменьшит биоразнообразие региона. Кроме того, учёные опасаются обмеления Чёрного моря и засоления источников пресной воды, которые расположены рядом со Стамбулом.
Однако турецкое руководство отвергает критику проекта. 7 апреля Эрдоган сообщил, что по вопросу влияния на окружающую среду был подготовлен доклад с участием 56 компетентных организаций. По его словам, в документе приводятся мнения более 200 учёных, представителей СМИ и общественности. Из заявления президента Турции следует, что документ не мешает дать старт строительным работам.
«Конечно, как это часто бывает, во главу угла скорее положены политические и экономические соображения, хотя определённые основания для беспокойства есть. Помимо экологов, опасения за будущее экосистемы активно высказывают оппозиционные Эрдогану силы. Они говорят, что ущерб, который будет нанесён флоре и фауне в связи с прорытием этого канала, до конца не просчитан», — пояснил ситуацию в беседе с RT директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев.
Как неоднократно отмечали турецкие власти, «Стамбул» требуется запустить из-за трудностей навигации через Босфор и чрезмерного потока судов, следующих по нему.
По данным Министерства транспорта и инфраструктуры Турции, пролив имеет допустимую пропускную способность в 25 тыс. единиц транспорта в год, но в настоящее время им пользуются около 40—42 тыс. судов. Помимо танкеров, торговых и военных кораблей, по Босфору постоянно передвигаются автомобильные паромы, рыбацкие лодки, экскурсионные катера и лайнеры.
Транзитное движение по проливу осложняют неблагоприятные погодные условия, постепенное обмеление и достаточно строгие правила прохода, которые ввели турецкие власти для повышения безопасности навигации.
В результате перед Босфором периодически возникают пробки. Один из крупнейших за последние годы заторов образовался в начале февраля 2019 года. По состоянию на 5-е число перед входом в пролив скопился 51 танкер с грузом в 38,7 млн баррелей нефти. На следующий день количество вставших в очередь судов выросло до 55.
Вследствие этого временные затраты на выход в Средиземное море увеличились с пяти-шести дней до 16. Среди застрявших судов было немало перевозивших российскую нефть. С помощью строительства «Стамбула» турецкое руководство рассчитывает кардинально разрешить проблему пробок, ежегодно пропуская через новый канал около 150 млн т чёрного золота.
Эксперты считают, что Анкара действительно нуждается в разгрузке Босфора. В связи с этим строительство нового канала представляется коммерчески обоснованной инициативой, от которой выиграет как сама Турция, так и страны, активно использующие сейчас пролив в транзитных целях.
«Суэцкий канал мелеет, и Босфор тоже. Турки не хотели бы столкнуться с той же ситуацией, что Египет. В этом контексте проект канала получил новое обоснование. К тому же он будет более быстроходным. Да и в целом Турция планирует увеличить грузопоток через свои водные артерии, превратиться в более крупный морской хаб», — рассказал Мавашев.
Однако, как говорит эксперт, Анкара не способна в одиночку реализовать грандиозный инфраструктурный проект из-за нехватки финансов и строительного оборудования. По прогнозу эксперта, «Стамбул» будет создан при поддержке Китая и, возможно, Японии. При этом американские средства и технологии Анкара, по его мнению, привлекать не станет.
«Борьба за суверенитет»
В беседе с RT доцент Дипломатической академии МИД России, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова Владимир Аватков обратил внимание на то, что «Стамбул» имеет крайне важное военно-политическое значение.
«Турция стремится стать морским хабом, соединить север, юг, запад и восток. Но, помимо чисто экономической подоплёки, мы можем говорить о великодержавных устремлениях Анкары, её желании стать более самостоятельной. На мой взгляд, строительство второго Босфора представляет угрозу для сохранения конвенции Монтрё в текущем виде, по крайней мере в долгосрочной перспективе», — рассуждает Аватков.
Напомним, что принятая в 1936 году конвенция Монтрё регулирует вопросы прохода иностранных судов через Босфор и Дарданеллы, а также ограничивает срок пребывания в Чёрном море военных кораблей нечерноморских государств 21 днём.
На сегодняшний день заявления официальных лиц Анкары не вносят ясности в вопрос режима регулирования навигации по перспективному каналу в обход Босфора. Формально Турция подчёркивает, что пока не собирается отказываться от выполнения конвенции Монтрё.
5 апреля по итогам совещания в президентском комплексе в Анкаре Эрдоган назвал подписанный 85 лет назад документ «значимым достижением» с учётом довоенных реалий. В то же время, как считает глава государства, Турция получила контроль над Босфором со «многими ограничениями».
«Мы считаем преимущества, которые Монтрё даёт нашей стране, важными, и мы будем оставаться приверженными этому соглашению, пока не найдём лучшие возможности», — подчеркнул Эрдоган.
Турецкий президент призвал не связывать конвенцию Монтрё с проектом канала «Стамбул», хотя и сообщил, что создание водной артерии не только облегчит судоходство, но и является «борьбой за наш суверенитет».
На днях большой общественный резонанс в Турции вызвало письмо 103 отставных адмиралов с предупреждением о неприемлемости возможного пересмотра конвенции Монтрё. Часть авторов обращения были задержаны полицией. Эрдоган назвал документ «оскорблением» Вооружённых сил Турции.
Владимир Аватков считает, что в настоящий момент сложно прогнозировать, как будет решён вопрос регулирования прохода военных кораблей по «Стамбулу».
«Строительство канала необратимо. Рано или поздно он будет построен, и от решения вопроса по режиму прохода кораблей никуда не уйти. Если говорить про нашу страну, то это одновременно и риск, и возможность трансформировать конвенцию Монтрё в угоду российским интересам», — сказал Аватков.
Юрий Мавашев придерживается иного взгляда на ситуацию с конвенцией Монтрё в свете скорого начала строительства «Стамбула». Эксперт сомневается в том, что Анкара готова пойти на радикальный пересмотр или выход из документа 1936 года. Также собеседник RT уверен, что функционирование новой водной магистрали не окажет существенного влияния на военную безопасность России и региона в целом.
«Да, это одна из самых главных интриг, но маловероятно, что Турция выйдет из конвенции. Главное в этом документе то, что он ограничивает нахождение военных кораблей нечерноморских держав в акватории Чёрного моря. Нет предпосылок, чтобы эти условия как-то поменялись с вводом в строй канала в обход Босфора. В связи с этим я не вижу причин для алармизма», — резюмировал Мавашев.