канал пятница к какой стране относится
Как Украина стала одним из основных производителей шоу для российского телевидения
«Я стесняюсь своего тела», «Пацанки», «Орел и решка»… Рывок украинской телеиндустрии произошел в последние пять лет. Дошло до того, что даже эфир газпромовского телеканала «Пятница» на треть состоит из украинской телепродукции.
Завершается пятый год российско-украинского вооруженного конфликта. За это время страны настолько отдалились друг от друга, что, казалось бы, никакие контакты на каких бы то ни было уровнях просто невозможны. Особенно если учитывать продолжающуюся уже почти 5 лет мощную антиукраинскую пропаганду из уст прокремлевских «соловьев».
Несмотря на преимущественно враждебное отношение россиян к Украине и украинцам, что фиксируют многочисленные социологические опросы, произошло нечто интересное — Украина за последние несколько лет превратилась в одного из крупнейших поставщиков развлекательных телепередач и сериалов для российского телевидения. Пока центральные российские СМИ безжалостно хаяли и лили грязь на Украину, развлекательные российские каналы заполонили свой эфир украинскими шоу или их российскими адаптациями. Дошло даже до того, что эфир газпромовского телеканала «Пятница» на треть состоит из украинской телепродукции.
И это при том, что в самой Украине российские телепередачи почти полностью исчезли из эфира местных телеканалов. Украинские телешоу любят смотреть в России, и при деловитом подходе украинских властей этот феномен мог бы превратиться в инструмент «мягкой силы» в информационном противостоянии с Кремлем.
Примечательно, что над некоторыми сверхпопулярными шоу для украинского телевидения работают и белорусы, которые не видят для себя никаких перспектив в Беларуси, где все каналы государственные и конкуренции нет вообще.
Читайте также
Белорусский кавээнщик стал одним из самых популярных телеведущих Украины. Дмитрий Танкович: «Беларусь застыла, а Украина станет европейской страной»
Как все начиналось?
Украинские телевизионщики еще в середине 1990-х годов стали доминировать на поприще российского развлекательного телевидения. Именно украинские студии создали на территории бывшего СССР такие культовые телепередачи, как «Маски-шоу», «Каламбур», «Джентельмены-шоу» и «СВ-шоу».
К середине 2000-х эти передачи потеряли свою популярность и перестали выходить в эфир. Хотя некоторые украинские развлекательные передачи и транслировались в России, они уже не имели былой популярности («Голые и смешные», «Украинский квартал» и другие).
Новая волна популярности украинского развлекательного телевидения в России поднялась после 2014 года.
Украинская телеэкспансия в цифрах
По данным KVG Research, Украина является вторым, после США, поставщиком контента для российского телевидения. Если в 2014 году доля украинского контента на российском ТВ составляла 11,9%, по итогам 2016 года она уже достигала 20,5%.
Если бы отношения между двумя государствами не испортились в 2014 году, цифры могли бы быть еще более впечатляющими. Известно, что российские каналы, после начала вооруженного конфликта вынуждены были положить «на полку» некоторые уже купленные украинские передачи.
Не меньше впечатляют и цифры в сериальном производстве. По данным KVG Research, большая часть сериалов на российском телевидении — украинского производства. Главными производителями сериалов для российских телеканалов стали Star Media украинского предпринимателя Влада Ряшина и компания Film.ua.
Если популярность украинских телешоу в России объясняется в первую очередь креативностью украинских телевизионщиков и качеством продукта, то с сериалами ситуация более прозаическая — в Украине есть профессиональная база и опыт, для того чтобы делать эти сериалы с затратами меньше, чем в России.
Успех украинских шоу (по сравнению с российскими) обусловлен их демократичностью (героями там обычно выступают не звезды, а самые обычные люди из провинции), смелостью, непринужденностью, а также креативностью сценаристов.
Известно несколько случаев, когда какое-то международное телешоу пытались запустить российские телевизионщики — и программа оказывалась сплошным провалом (российские «Детектор лжи» и «Х-фактор»). А если за адаптацию передачи брались украинцы, те же самые шоу становились сверхпопулярными («Детектор брехні», «Х-фактор»). Казалось бы, формат и шаблоны программ одинаковые — а результаты абсолютно разные. Западные форматы хорошо ложатся на украинскую почву со всеми ее проблемами.
Аналогичная судьба постигла и передачу «Топ-модель по-русски». Российский канал «Ю» показывал российскую адаптацию международного шоу, но она не стала популярной — телеканал в результате был вынужден показывать россиянам «Супермодель по-українськи», которая стала одной из самых рейтинговых передач на «Ю».
Комментарий российского зрителя шоу «Супермодель по-українськи» на сайте российского телеканала «Ю», скриншот.
Но украинские телеканалы не только копируют западные шоу — они успешно создают и собственные форматы, что продают за границу.
Какие украинские телешоу стали популярными в России?
«Орел и решка»
Известное украинское шоу о путешествиях появилось на украинском телеканале Интер еще в 2011 году. Придумали и разработали концепцию программы украинцы Жанна Бадоева, Евгений и Елена Синельниковы.
Ведущая «Орла и решки» Регина Тодоренко.
Сюжет «Орла и решка» весьма прост. Двое ведущих отправляются в один из городов мира. По правилам программы, один из них должен прожить субботу и воскресенье за 100 долларов, а другой может потратить какие угодно средства и вести расточительную жизнь. Чтобы решить, кто в какой роли окажется на предстоящие выходные, ведущие перед каждым путешествием бросают монетку.
В 2013 году передачей заинтересовались в России, и она начала выходить на телеканале «Пятница». Российский канал, как и украинский «Интер», брал на себя расходы по производству программы, хотя съемками шоу продолжает заниматься украинская студия Teen Spirit.
В результате передача стала самым популярным телепродуктом российского развлекательного канала «Пятница».
Вышло уже 19 (!) сезонов оригинального шоу, а также несколько сезонов параллельных шоу «Орел и решка. Шоппинг», «Орел и решка. Россия» и другие.
«Хата на тата»
Каждая программа — это история одной семьи, где есть отец, мать и дети. По условиям проекта измученная многолетним выполнением домашних обязанностей мать едет в отпуск на неделю и занимается тем, о чем всегда мечтала, или тем, на что не хватало времени.
Например, прыгает с парашютом, или погружается с аквалангом, или наслаждается спа-процедурами — словом, делает все, что ей захочется.
Тем временем отец остается дома с детьми, выполняет все отцовские и домашние обязанности, а также некоторые задания жены. Он должен доказать, что способен организовать быт, быть другом и отцом для детей. А главное — папа должен измениться и осознать, насколько сильно он любит свою жену и насколько недооценивал ее работу по дому.
Героя ждут серьезные испытания. Он получит обязательные задания, и если выполнит все, то сможет получить денежный приз. Интересно, что производством «Хата на тата» с 2018 года занимается Vaverka Production популярного белорусского кавээнщика Дмитрия Танковича.
Дмитрий Танкович, фото: СТБ.
В России это передача украинского канала СТБ идет под названием «Папа попал».
Этот проект также является оригинальным украинским — формат передачи успешно был продан в страны Балтии, в Польшу, Францию.
Вот как выглядит литовская программа по украинской франшизе «Хата на тата»:
«Ревизорро»
«Ревизор» — реалити-шоу о качестве услуг в сфере обслуживания Украины. Еще один украинский оригинальный формат, на этот раз производства «Нового канала».
Как правило, объектами ревизии становятся заведения общественного питания (рестораны, кафе, столовые), отели, общежития и супермаркеты.
Особенность программы — съемка ревизии происходит в реальном времени, никто из работников и владельцев заведений не знает о проверке.
В каждом выпуске команда ревизора приезжает в один из городов Украины, где посещает то или иное заведение и оценивает его по ряду критериев.
После ревизии команда совещается, после чего ведущий выносит вердикт. В случае положительного решения ведущий произносит фразу «Ревизор рекомендует (название заведения)», и вручает соответствующую табличку. В противном же случае ведущий произносит фразу «Ревизор не рекомендует».
Шоу стало настолько популярным, что украинские заведения, успешно прошедшие проверку «Ревизора», помещали табличку с рекомендацией на самое видное место — люди воспринимали ее как настоящий знак качества.
Первой ведущей телепрограммы стала украинская модель и журналистка Ольга Фреймут. Планировалось, что она будет вести и российскую версию программы под названием «Ревизорро». Но в итоге россияне сделали свою версию программы, хотя и были вынуждены купить лицензию у украинских телевизионщиков. Российская «дочка» украинского «Ревизора» также стала популярной и любимой программой.
«Від пацанки до панянки»
Героини проекта — молодые девушки с тяжелым бэкграундом, «пацанки», лишенные родительской любви, понимания со стороны общества, заложницы проблемного окружения и образа жизни.
В ходе шоу профессиональные педагоги и психологи ставят перед героинями все новые задачи, помогая «пацанкам» стать благопристойными «паненками».
Производством «Пацанок» для России занимается украинская студия Friends Production. Эта же студия снимает российскую версию украинского шоу «Панянка-селянка».
«Я соромлюсь свого тіла»
В 2015 году канал «Ю» начал показывать украинскую версию британского телешоу «Я стесняюсь своего тела». Врачи разъезжают по украинской глубинке и пытаются помочь людям с самыми невероятными историями болезней.
Зрителям открыто демонстрируют шок-контент: хирургические операции, гигантские опухоли, уродливые увечья, половые органы и пр.
Программа демонстрирует, что подавляющее большинство провинциальных жителей не разбирается в элементарных законах физиологии и панически боится врачей.
«Кохана, ми вбиваємо дітей»
Еще один формат, позаимствованный украинским ТВ в Британии и показанный в России, — «Кохана, ми вбиваємо дітей».
Шоу рассказывает о проблемах отцов и детей. Снизить градус ненависти помогает ведущий-психолог.
В передачу обращаются родители неуправляемых детей, которые ненавидят родителей, ведут себя провокационно и агрессивно. В семью направляют оператора, который ежедневно нон-стоп снимает семейные разборки. чтобы потом участники программы подробно разобрали их в эфире.
«Вагитна в 16»
Украинская адаптация американского телешоу, героини которого — беременные в возрасте от 13 до 17 лет. Сами, будучи еще детьми, они готовятся стать мамами.
Главная задача проекта — объяснить и показать подросткам, что ранняя беременность часто превращается в большие проблемы.
Программа объясняет — для зачатия особого умения не требуется, но чтобы выносить, родить и воспитать здорового ребенка понадобятся большие усилия. Малолетним родителям придется отказаться от прежней жизни и очень быстро повзрослеть.
Украинские шоу популярны только в России?
Интерес к украинским шоу возрос и в других странах. Особенно успешными оказались проекты студии «95 квартал», которую создал нынешний кандидат в президенты Украины Владимир Зеленский.
Например, украинцы продали права на трансляцию своей хорошо известной в Беларуси передачи «Рассмеши комика» не только в страны бывшего СССР, но даже в Китай и Вьетнам.
Вот так выглядит вьетнамская версия этой украинской программы под названием Thách thức danh hài:
С успехом продаются и сериалы «95 квартала». Студия продала права на показ своего популярного сериала «Слуга народа» крупнейшей интернет-платформе Netflix.
Анонс «Слуги народа» в Польше.
А с бизнесом в России у компании Зеленского сейчас не ладится — после поддержки Зеленским украинской армии и на фоне антиукраинской истерии Москвы «95 квартал» свернул почти все свои проекты в России.
Остальные украинские производители также стараются не отставать. В 2014 году формат украинского сериала «Нюхач» приобрел один из крупнейших французских каналов TF1, а в 2015 году — японский телеканал NHK.
Как украинский телепродукт может влиять на имидж государства?
При грамотном позиционировании и точечной поддержке со стороны государства, популярные в России украинские шоу могли бы стать эффективным инструментом мягкой силы в информационной войне с Кремлем.
Через такие шоу, как и через другие атрибуты массовой культуры, Украина могла бы доносить соседям, в том числе россиянам, свой нарратив и повестку дня.
Хотя большинство популярных в России украинских шоу — трешевый контент с маргинальными героями, само наличие таких шоу разбивает многие кремлевские мифы и стереотипы об Украине.
Российская пропаганда вокруг Украины строится на классическом приеме дегуманизации: кремлевские СМИ показывают россиянам, что никаких украинцев нет, а есть «майданутые хохлы», «русофобы и марионетки Запада», которые и не люди вовсе. Между тем украинские шоу, наоборот, показывают россиянам пусть и сложную, но реальную жизнь простых украинцев.
Российские зрители украинских шоу видят, что Украина не такая, как в сюжетах кремлевских пропагандистов (с нацистами, вечным майданом и русофобией). Они видят, что в Украине никто никому не запрещает разговаривать по-русски, что там нет голода и той нищеты, о которой говорит Дмитрий Киселев в своих телепрограммах. Россияне видят, что это самая обыкновенная страна с людьми, которые радуются жизни, огорчаются, ставят перед собой цели, ошибаются, работают над собой либо полностью деградируют и так далее. И что для украинцев характерны те же проблемы, что и для жителей других стран нашей планеты (в том числе России).
Комментарий от российского зрителя шоу «Я соромлюсь свого тіла» на сайте российского телеканала «Ю», скриншот.
Кажется, для разрушения кремлевских пропагандистских мифов вокруг Украины эти маргинальные трэш-шоу сделали больше, чем всё министерство информационной политики Украины.
Успех украинских шоу и в том, что они породили большое число интернет-мемов, в том числе в России. Одной из самых популярных является гркппа ВКонтакте «Я смотрю украинские шоу и радуюсь жизни», в которой высмеиваются наиболее одиозные и абсурдные моменты украинских телепередач. Примечательно, что большинство участников группы — россияне.
Главным героем интернет-мемов «Я смотрю украинские шоу и радуюсь жизни» стал телеведущий Дмитрий Карпачев, который ведет наиболее популярные шоу на украинском ТВ («Кохана, ми вбиваємо дітей», «Детектор брехні», «Вагітна у 16» и другие).
Дмитрий Карпачев, фото: СТБ.
Интересно, что популярность украинских шоу также мотивирует интерес части россиян к украинскому языку.
Популярны украинские шоу и в русскоязычном сегменте ютуб-блогеров. Так, обзоры украинских программ готовит белорусский блогер «Приятный Ильдар» и собирает миллионные просмотры на ютубе.
Максим Маханьков
Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально? Пиши в наш Телеграм
Студия «Украина»: кто снимает развлекательные хиты для российского ТВ
Телеканал «Пятница!» провел 2016 год динамичнее конкурентов, показав самый быстрый на российском рынке темп роста выручки — 21% к 2015 году, до 4,4 млрд руб., и самую высокую чистую прибыль — 1,1 млрд руб. Главные хиты канала, в огромной степени обеспечившие впечатляющий результат, — шоу «Орел и решка», «Ревизорро» и «Пацанки». У всех программ есть украинские корни: либо их полностью придумали в Киеве, либо это совместное творчество украинских и российских продюсеров.
По подсчетам KVG Research, Украина — второй, после США, поставщик контента для российского телевидения. В 2014 году доля украинского контента составляла 11,9%, по итогам 2016 года — уже 20,5%. Чаще других его транслируют два канала — «Пятница!» и «Ю»: в эфире первого программы с украинским участием занимают треть эфира, второго — около 40%.
«Украинский дух»
«Мы — мастера конспирации. Есть своя система жестов, договоренности, кто в какие стороны расходится, если вдруг нам запрещают снимать. Если пытаются остановить полицейские, мы в зависимости от того, кто попался — мальчики или девочки, врем, что проводим мальчишник/девичник. Если нас ловят в аэропорту, указываем на пару ведущих и объясняем, что снимаем свадебное путешествие для молодоженов», — генеральный директор киевской Teen Spirit Studio Елена Синельникова увлеченно рассказывает о том, что происходит за кадром съемочного процесса «Орла и решки».
Главный хит «Пятницы!» и самое популярное тревел-шоу российского и украинского телевидения в Teen Spirit придумали семь лет назад. С тех пор программа, в которой двое ведущих изучают туристический потенциал одних и тех же городов в бюджетной и люксовой категориях, превратилась во флагман нового развлекательного вещания и стала золотой жилой для производителей: в 2016 году чистая прибыль Teen Spirit (юрлиц «Тiнспiрiт Студио» и «Тiнспiрiт продакшн») составила более 4,6 млн руб. согласно данным «СПАРК-Интерфакс».
Для съемок Синельниковы и Крапивина создали Teen Spirit и разделили полномочия. Синельникова возглавила студию, ее муж стал режиссером, а Крапивина — генеральным продюсером. Она курирует стратегическое развитие, разруливает кризисные ситуации и договаривается с каналами, перечисляет Синельникова. Получить комментарии Крапивиной для этого материала журналу РБК не удалось.
Первыми ведущими «Орла и решки» стали Жанна Бадоева и ее муж Алан. Съемки пилота в Барселоне команда начала без предварительных договоренностей с каналами, все расходы на себя взяла Крапивина. Работа над первым выпуском заняла четыре месяца. В конце октября 2010-го пилот показали генеральному продюсеру украинского канала «Интер» Владимиру Зеленскому. Он согласился купить проект и заказал целый сезон, говорит Синельникова. Зеленский общаться с журналом РБК отказался.
Эфирную премьеру «Орла и решки» назначили на февраль 2011 года. «И все — начался нон-стоп. Поскольку договоры и перечисление денег процесс небыстрый, Нателле пришлось оплатить и нашу первую командировку. Дальнейшие расходы покрывал «Интер», — рассказывает Синельникова. По ее словам, сначала Teen Spirit выставила заниженный ценник: не представляли, сколько это стоит на самом деле, и не учли массу рисков: «Например, однажды группа приехала в Узбекистан, но ей не разрешили снимать. Пришлось переночевать и уехать ни с чем».
По итогам переговоров «Интер» и «Пятница!» разделили расходы на новые съемки пополам. Правообладателем формата осталась Teen Spirit — это дает студии возможность снимать отдельные сезоны эксклюзивно для российского партнера. Кроме того, за компанией Крапивиной и Синельниковых остаются доходы от дистрибуции и рекламы в соцсетях и на YouTube. Процентов от рекламных и спонсорских доходов каналов студия не получает. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка Teen Spirit в последние годы варьируется от нескольких сотен тысяч до более чем 45 млн руб. Представители Teen Spirit отказались обсуждать финансовые показатели.
Продавать формат Teen Spirit не видит смысла. «У нас есть опыт, и только мы можем отлично это делать», — объясняет Синельникова. Отступления от правила бывают — в пользу той же «Пятницы!», которая периодически заказывает Teen Spirit специальные выпуски. В этих случаях с телеканалом заключаются разовые договоры сублицензирования.
В премьерном для «Пятницы!» 2013 году шоу «Орел и решка» вышло в эфир 1088 раз. Доля проекта составила 2,4 против 1,7% у канала в среднем, подсчитала для журнала РБК компания Mediascope. С каждым годом популярность шоу росла: на конец 2016 года доля составила 3,3 против 2,9% у «Пятницы!» в среднем. По итогам 2016-го рекламная выручка канала от проекта (без учета спонсорской) составила 10,5 млрд руб., подсчитали для журнала РБК аналитики агентства Etat Control International (ECI). Больше всего на рекламе в «Орле и решке» канал заработал в 2014 году — 2,9 млрд руб.
Успех «Орла и решки» на «Пятнице!» участники украинско-российской кооперации объясняют стечением обстоятельств. «Каналу нужно было в сжатые сроки получить большой объем нового фирменного контента. К тому моменту Teen Spirit уже сняла три сезона плюс программа выходила на «Интере», который концептуально подходил под задачи «Пятницы!». В итоге аудитория начала воспринимать контент как фирменное шоу «Пятницы!», — объясняет источник, близкий к руководству российского канала.
Teen Spirit стала для «Пятницы!» поставщиком не только контента, но и кадров. Звездами канала стали Бадоева (позднее она вела на «Пятнице!» шоу «Жанна, пожени» и «Битву салонов») и еще один ведущий «Орла и решки» Андрей Бедняков, который на «Пятнице!» вел «Верю — не верю», «Проводник» и другие передачи.
Сотрудничество с «Пятницей!» не всегда было безоблачным: в январе 2014-го в эфир российского канала вышло тревел-шоу «Как фишка ляжет» с ведущими «Орла и решки», похожее по формату на контент Teen Spirit. По настоянию руководства Teen Spirit «Пятница!» съемки проекта прекратила — в эфир вышел только пилот. «Это было неприятно, но мы долго не ругались. Быстро нашли общий язык. Руководство «Пятницы!» согласилось, что не стоит делать шоу «Орел и решка: вид сбоку», — вспоминает Синельникова. Представители «Пятницы!» на вопросы журнала РБК для данного материала не ответили.
Шоу «Орел и решка» сделало украинскую студию заложником формата, признает Синельникова: к Teen Spirit регулярно обращаются другие каналы с предложениями о съемках новых тревел-шоу. Компания всем отказывает: ее владельцы пока не видят возможности «сделать шоу лучше», объясняет продюсер. Среди несостоявшихся контрагентов она называет каналы СТС и «Домашний». Представитель «СТС Медиа» на момент сдачи материала в печать не предоставил комментария.
Природу популярности «Орла и решки» Синельникова объясняет так: «Мы были первыми, кто показал не ведущих с заученным текстом, а живых людей, иногда с неправильной речью, порой даже чересчур раскрепощенных и живых». Этот образ «честно отражает» намерения съемочной группы, придумавшей шоу, чтобы много путешествовать, говорит продюсер. С ней согласна и первая ведущая шоу Жанна Бадоева: «Я не хотела превращаться в говорящую голову, в журналиста, в диктора, в телеведущую, я хотела оставаться собой».
Главной технологической новацией «Орла и решки» стало решение режиссера шоу Евгения Синельникова снимать программу на фотоаппарат. «Это дает совершенно другую картинку, нетипичную для телеэкрана. Сначала была жуткая головная боль, как синхронизировать картинку и звук, один раз даже приходилось переснимать, но оно того стоило», — отмечает гендиректор Teen Spirit.
По прогнозу Синельниковой, пока проект будет востребован, основные силы Teen Spirit будут сосредоточены на «Орле и решке». Сейчас компания снимает 17-й сезон для «Интера» и «Пятницы!», на российском канале также выйдет эксклюзивный сезон о путешествиях по России. «Мы снимаем и другие проекты: у нас была программа про бездомных животных «Семейный пес», шоу о мужчинах «Вокруг М» (проект купила «Пятница!» и выпустила под названием «Леся здеся». — РБК), но все на один сезон», — перечисляет продюсер.
Летучая из «библии»
Идея шоу-ревизии ресторанов и отелей пришла в голову продюсеру украинского «Нового канала» Виктории Бурдуковой накануне чемпионата Европы по футболу 2012 года: страна готовилась к наплыву туристов и серьезной проверке национальной индустрии сервиса. Соавтором формата, который разрабатывало «Творческое объединение № 1» (ТО № 1), была шеф-редактор Анна Жижа. Спустя несколько сезонов она стала ведущей «Ревизора», одного из самых обсуждаемых телепроектов последних лет.
Продюсеры «Пятницы!» во главе с Картозией заинтересовались шоу примерно на той же стадии, что и «Орлом и решкой», — в разгар третьего украинского сезона, в середине 2013 года, вспоминает Бурдукова. Лицензию российский канал купил cпустя год. Изначально предполагалось, что снимать российскую версию будет та же команда, но из-за загруженности производственных мощностей «Новый канал» отказался от этой идеи.
«Мы написали так добросовестно, что даже порадовались за себя. До этого я видела «библии» западных компаний — они всего на несколько страниц, включая технический райдер. А у нас получился подробный увесистый документ», — рассказывает Бурдукова. По ее словам, российская ведущая Елена Летучая в точности соответствовала описанию из «библии»: «Она очень похожа на первую ведущую «Ревизора» Ольгу Фреймут. У меня после этого сердце немного успокоилось. Это значило, что все будет в порядке и с форматом». По подсчетам журнала РБК, производство одного выпуска «Ревизорро» обходится в 1,5 млн руб. Раскрыть стоимость производства оригинального шоу «Новый канал» отказался, Бурдукова лишь сообщила, что украинские бюджеты примерно в три-четыре раза меньше российских. Прежде всего из-за более высоких зарплат российских специалистов, поясняет собеседник, близкий к «Новому каналу».
На Украине оригинальное шоу расширилось новым форматом «Страсти по Ревизору»: героями проекта становились «обиженные» рестораторы и отельеры. На родине вышли четыре сезона «Страстей», а их российская адаптация «Ревизорро-шоу» продержалась всего один сезон. По мнению Бурдуковой, причиной стала ошибка с выбором ведущего: «У нас это была звезда с большой буквы [шоумен Сергей Притула], он признан лучшим ведущим ток-шоу на Украине. У нас на площадке царила атмосфера американского ток-шоу, на ведущего реагировали, как на Опру Уинфри. В российском ток-шоу я этого не увидела».
Зато на «Пятнице!» придумали свои постформаты: «Школа Ревизорро», «Магаззино» и др. А ставка на основное «Ревизорро» окупилась сполна: 133 оригинальных выпуска программы принесли «Пятнице!» 1,2 млрд руб. рекламных доходов в 2014–2016 годах, подсчитали аналитики ECI.
Синхронные «Пацанки»
«У украинских и русских девушек есть свои ментальные особенности. Первые — более наивные, вторые — более жесткие, прагматичные, с аналитическим складом ума, тяжелее поддаются на провокации», — рассуждает собеседник журнала РБК, участвовавший в создании самого популярного реалити-шоу канала «Пятница!» — «Пацанки». Проект вышел в эфир в августе 2016-го и по итогам года стал для канала флагманским. Его доля составила 4,8 против 2,9% у канала в целом. Сейчас в эфире идет второй сезон. По подсчетам ECI, рекламная выручка проекта (без учета спонсорской) за 2016–2017 годы составила почти 532 млн руб.
Украинская версия шоу «Вiд пацанки до панянки» вышла на «Новом канале» за несколько месяцев до запуска на «Пятнице!», производством обеих версий занималась украинская компания Friends Production. Идея реалити-шоу — перевоспитание девушек с неблагополучным бэкграундом в школе светского этикета. Оригинальное шоу называлось Ladette to Lady и шло в Великобритании с 2005 по 2010 год.
По словам источника, близкого к украинской студии, адаптация формата для местного и российского каналов задумывалась синхронно. Это подтвердил собеседник РБК, близкий к «Новому каналу». Между каналами существовала «тесная творческая коммуникация»: c января 2014 года должность генерального продюсера «Нового» занимал Сергей Евдокимов, один из создателей «Пятницы!» и бывший вице-президент холдинга «ПрофМедиа ТВ», куда «Пятница!» входила до 2014 года. В сентябре 2017-го он вернулся на аналогичную должность на «Пятнице!».
Почему телеканал холдинга «Газпром-Медиа» доверил производство шоу партнеру из другой страны? Украина исторически сильнее в жанре реалити, объясняет источник, участвовавший в съемках «Пацанок». За плечами той же Friends Production еще несколько проектов «Пятницы!»: «Битва салонов», «Битва ресторанов» и «Барышня-крестьянка», перечисляет собеседник журнала РБК. По его словам, в середине нулевых российские и украинские каналы выбрали для себя разные пути развития: первые сделали упор на шоу талантов и сериалы, вторые — на реалити.
Реалити-полигон
Если «Пятница!» встраивается в производственную цепочку украинских студий, то «Ю» в основном зарабатывает на демонстрации покупного контента, объясняет собеседник РБК, участвующий в кооперации российских телеканалов и украинских студий.
Сначала «Ю» сделал ставку на американские программы, в основном на «Топ-модель по-американски»: с 2013 по 2016 год выпуски реалити-шоу выходили в эфир 1723 раза, подсчитали в Mediascope. Однако украинская версия шоу, вышедшая на «Ю» в 2015 году (премьера на «Новом канале» состоялась в августе 2014 года), оказалась популярнее. По итогам 2015 года показатели программ были сопоставимы — 2,2% у американской версии и 2,3% у украинской, а в 2016-м украинская адаптация обошла оригинальную версию: 2,1 против 1,4%. А наименее востребованной оказалась программа «Топ-модель по-русски»: в 2013–2014 годах ее доля составила 2,4 и 2,0%, а в 2015-м упала до 1,1%. В следующих сезонах российская версия в эфир не выходила.
Самой высокой популярностью у зрителей «Ю» пользуются реалити-шоу украинского канала СТБ, их зрители смотрели лучше, чем телеканал в целом. Доля «Ю» в 2015 и 2016 годах составила 2,3 и 2,2% соответственно, а у социального реалити о неблагополучных семьях «Дорогая, мы убиваем наших детей» — 2,4 и 2,5%, семейного реалити «Папа попал» —2,7 и 2,6%, медицинского реалити «Я стесняюсь своего тела» — 3,6 и 2,9%.
«На украинский контент мы обратили внимание еще в 2015 году. Некоторые проекты показались нам очень искренними и смелыми. На российском рынке таких историй и героев на тот момент не было», — рассказала журналу РБК исполнительный продюсер «Ю» Наталья Радько. По ее словам, постепенно канал запустил производство собственных реалити-шоу, «близких по духу и настроению к перечисленным выше проектам»: медицинское «Спасите моего ребенка», семейное «Научи жену рулить», русский сезон «Обмена женами» (в эфир украинского «1+1» вышел уже десятый сезон шоу), а также реалити об отцах «Беременный папа». Сейчас в эфире канала идет 15–17% контента, закупленного на Украине, говорит Радько. Представитель СТБ на вопрос о сотрудничестве с российскими каналами не ответил.
По сути, Украина для России — это полигон, говорит продюсер, участвующий в переговорах с украинскими студиями: «Все-таки ближе, чем наши аудитории, нет. Даже когда нам рассказывают об успехах проекта в США, Австралии или Европе, это ничего не значит. А вот если говорят, что проект популярен на Украине, это более весомый аргумент для руководителей [российских] каналов». С этим согласна Виктория Бурдукова: «В России форматы часто производятся с оглядкой на украинский опыт адаптаций. Очевидно, это желание не набивать собственных шишек: зачем пытаться сделать что-то, если у соседа не получилось? Было бы славно, если бы и у нас была такая возможность, но ее нет. Мы все делаем на свой страх и риск».
Политическая ситуация на экспансию украинского контента пока почти не влияет. «После всех событий украинского контента — и готового продукта, и форматов — на российском ТВ стало, наоборот, больше», — заверяет источник, занимавшийся «экспортом». С ним согласен и украинский собеседник журнала РБК, сотрудничающий с российскими каналами: «Пока, к счастью, политические разногласия никак не повлияли на продажи контента в Россию. Но сложности есть: например, без авиасообщения затруднилась логистика. Это увеличило бюджеты, но с горем пополам караван идет».