канал имени москвы течение в какую сторону
uritsk
Страница путешественника
Практически все речные маршруты из столицы (за исключением некоторых круизов по Оке и Москве-реке) начинаются от причалов Северного речного вокзала, расположенного на Химкинском водохранилище канала имени Москвы. Канал имени Москвы (до 1947 года канал «Москва – Волга») был построен в 1932 – 1937 годах и соединяет Москву реку с Волгой. Канал играет очень важную роль в жизни столицы – он снабжает Москву водой, обеспечивая около 60% всей потребляемой городом воды, служит для обводнения Москвы-реки, обеспечивает электроэнергией многие предприятия Московской области (на канале сооружены 8 ГЭС), образует глубоководный путь, соединяющий столицу с Волгой, крупными городами Поволжья, а через другие межбассейновые соединения – с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. Название «Москва – порт пяти морей» известно, думаю, каждому. Кроме того, нельзя не отметить, что канал имени Москвы и его водохранилища давно стали излюбленными местами отдыха москвичей и жителей Подмосковья.
Канал начинается от Иваньковского водохранилища на Волге, откуда волжская вода по северному склону с помощью пяти насосных станций подается на водораздел, на котором находятся несколько крупных водохранилищ (Икшинское, Клязьминское, Пестовское, Пяловское, Химкинское, Учинское). Из заповедного Учинского водохранилища очищенная волжская вода по Восточному водопроводному каналу подается в столицу для водоснабжения города. Судоходная трасса канала состоит из двух склонов и протяженного водораздела между ними. По Северному склону суда поднимаются от Волги до водораздельного участка по шести ступеням-шлюзам. Южный склон канала находится в черте города Москвы в районе Тушино – здесь расположены два двухкамерных шлюза, по которым судоходная трасса канала спускается от Химкинского водохранилища до Москвы-реки.
В конце вводной части нельзя не упомянуть, что это уникальное, масштабное и жизненно важное для города сооружение было возведено всего за пять лет силами сотен тысяч политзаключенных ГУЛАГа, многие из которых погибли на строительстве…
Итак, путешествие начинается от Химкинского водохранилища и Северного речного вокзала. Теплоход пройдёт водораздельную часть канала, пересечёт несколько водохранилищ, после чего пройдёт шесть шлюзов, в которых опустится суммарно на 49 метров, и выйдет в Волгу.
1. У причалов Московского Северного всегда оживленно.
2. Северный речной вокзал был построен в 1937 году по проекту архитектора А.М. Рухлядева одновременно со строительством канала имени Москвы. Здание выполнено в форме огромного корабля со шпилем и широкой центральной лестницей с барельефами и является памятником архитектуры. К сожалению, оно давно находится в аварийном состоянии, несколько лет назад было закрыто для посещения и его перспективы пока туманны.
4. На фоне этого паровоза с надписью «И.Сталин» я несколько раз фотографировался в детстве. 🙂
5. «Как провожают пароходы…» Проводить круизный теплоход в рейс приходит, как правило, довольно много народа.
6. До свидания, столица! До свидания, любимый Московский Северный! 🙂
7. Вскоре после отправления теплоход проходит под мостами Ленинградского шоссе и МКАД (на дальнем плане)…
8. За ними высится знаменитая арка моста Октябрьской железной дороги.
9. А ещё чуть дальше идёт строительства моста новой скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург.
10. Теплоход оставляет за кормой Химкинское водохранилище и следует соединительным участком канала.
12. Раньше «Ракеты» на подводных крыльях выполняли пригородные рейсы, останавливаясь на многочисленных пристанях вдоль канала. Сейчас они работают как прогулочные без промежуточных остановок, доставляя москвичей в зоны отдыха на Клязьминском водохранилище.
13. Заградительные ворота N121 разделяют соединительный участок канала и расположенное далее Клязьминское водохранилище. Всего на Канале имени Москвы 7 заградворот, с помощью которых при необходимости ремонта или для иных эксплуатационных нужд можно изолировать ту или иную часть канала. Надо сказать, все гидросооружения канала оформлены очень ярко и монументально, в «сталинском» стиле.
14. Продолжаем движение. Впереди показался мост Савеловской железной дороги. Расходимся с 5000-тонным сухогрузом типа «Волго-Дон». Видимо, везет щебень из Карелии.
17. Теплоход выходит на просторы Клязьминского водохранилища и направляется под пролёты моста Дмитровского шоссе. В небе оживлённо – совсем рядом расположен московский аэропорт Шереметьево, самолёты здесь всегда проходят низко над головой.
18. За Клязьминским водохранилищем протянулась цепь других водохранилищ – Пяловское, Пестовское, Икшинское, связанных короткими соединительными каналами.
21. На берегу Пяловского водохранилища возле пристани Витенёво стоит очень красивая церковь. Стоявший здесь прежде храм был разобран во время строительства канала в 30-х годах. А нынешний был воссоздан относительно недавно, в 1998-2001 годах.
22. Канал имени Москвы – любимое место отдыха москвичей и жителей Подмосковья. Как классно тут летом!
23. Теплоход выходит на просторы Пестовского водохранилища. Вечереет… Тишина, спокойствие, фантастически красивый закат над гладью воды.
26. Ещё один короткий канал соединяет Пестовское водохранилище с Икшинским.
27. Минуем заградворота N108
28. Солнце ушло за горизонт, небо и вода играют мягкими сиреневыми оттенками.
29. А это плавучая баня пансионата Солонцово. Очень классная штука! Весной, летом и осенью баня выходит на середину водохранилища, и после парной можно нырять прямо в воду. А зимой она стоит у причала возле берега, и из парилки ныряешь в прорубь.
30. Оставив позади Икшинское водохранилище, теплоход приближается к шлюзу N6. Шлюз N6 – первая ступень водной лестницы, по которой нам предстоит спуститься к Волге (до неё отсюда ещё 71 км).
33. Пока теплоход стоял в шлюзе, успело окончательно стемнеть…
35. В шестом шлюзе судно опускается на 8 метров.
36. Покидая шлюз N6, мы уже видим следом за ним шлюз N5, расположенный буквально в нескольких километрах. Пятнадцать минут хода – и мы входим в следующую ступеньку водной лестницы.
За ночь теплоход проходит шлюзы N4 и N3 (один из самых красивых на канале – на его башнях установлены медные модели каравелл Колумба), затем минует Яхрому, Дмитров и Перемиловские высоты, являвшиеся ожесточённым рубежом обороны советских войск во время войны. А далее начинается длинный и прямой как стрела участок соединительного канала, в конце которого находится следующий шлюз N2.
38. Пройдя шлюз N2, теплоход оказывается на уровне Иваньковского водохранилища Волги. Впереди свободный участок канала. До выхода в Волгу остаётся менее 15 километров.
39. Раннее утро, тишина, прохлада, лёгкий туман над водой. При вечернем отправлении из Москвы я люблю встать пораньше, чтобы посмотреть последние километры канала и выход на Волгу. Я очень люблю эти места!
40. Вдоль трассы канала проходят шоссе и железная дорога. На берегу установлен постамент города-наукограда Дубны.
41. Минуем последние на нашем пути заградворота N104. Впереди – Иваньковское водохранилище и Волга.
43. Паромная переправа N1 является одной из достопримечательностей Дубны. Раньше на канале было много переправ, но в настоящее время функционируют две – в Мельдино и здесь. Интересно, что левый по ходу движения берег канала здесь принадлежит Тверской области, а правый – Московской.
44. Справа по ходу минуем старинный монументальный маяк.
45. Последний километр канала…
46. Далее судовой ход разделяется. Далеко влево уходит Иваньковское водохранилище («Московское море»), образованное плотиной одноимённой ГЭС и протянувшееся вверх по Волге на 120 километров до города Твери.
47. Мы же поворачиваем направо и идём в шлюз Иваньковского гидроузла. Навстречу из Волги в Москву идёт крупное судно река-море типа «Нефтерудовоз».
48. У входа в Иваньковский шлюз, в том месте, где Канал имени Москвы берёт своё начало из Волги, установлен монументальный памятник Ленину.
49. Раньше напротив него стоял аналогичный памятник Сталину, но в конце 1950-х он был уничтожен, и до наших дней сохранился лишь масштабный постамент.
50. Иваньковский гидроузел – первый на Волге. Его шлюз также считается шлюзом N1 Канала имени Москвы.
51. Закончив шлюзование, теплоход выходит на Волгу.
Путешествие по Каналу имени Москвы закончено.
Характеристика Канала имени Москвы
Землянные и бетонные плотины канала, водосбросы. Течение рек и характер водного потока. Организация пропуска судов через шлюзы. Главные особенности организации совместного шлюзования судов. Разовые пропуски через шлюзы технически неисправных судов.
Рубрика | Транспорт |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.02.2013 |
Размер файла | 2,9 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Характеристика Канала имени Москвы
Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных. [3]
Акуловская земляная плотина
Иваньковская земляная плотина
Икшинская земляная плотина
Пестовская земляная плотина
Пироговская земляная плотина
Пяловская земляная плотина
Химкинская земляная плотина
Иваньковская бетонная плотина
Карамышевская бетонная плотина
Перервинская бетонная плотина
Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный
Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный
Шлюз 9 (Мнёвники) по размеру камеры, но имеющий среднюю голову и возможность работать в усеченном варианте для пропуска маломерных судов.
Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов. В настоящее время работает в качестве дока.
Основная статья: Гидроэлектростанции канала имени Москвы
При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС были добавлены в ведение канала позднее.
Наиболее крупные реки впадающие в канал: верхняя Яхрома впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой.
Непосредственного отношения к судоходству не имеют. Представляют собой бетонную трубу в месте пересечения водоводного канала с автодорогами и реками (речками).
Пересечение с рекой Сестрой в Карманово. Использовался в 1941 году для остановки наступающих с севера фашистских войск.
Северный речной вокзал
Северный речной порт
Южный речной вокзал
Западный речной порт
В ведении канала имени Москвы находятся следующие причалы:
Серебряный бор (III)
Солнечная поляна (II)
Основной задачей канала является соединение Москвы-реки с Волгой. Идея соединения этих двух рек витала в воздухе достаточно давно, однако к строительству канала было решено приступить лишь в 1937 году, при этом в строительстве активно использовался труд политических заключенных. Обеспечение свободного судоходства было лишь одной из задач при строительстве канала, главной же задачей проектанты видели обеспечение Москвы питьевой водой.
Канал имени Москвы (кстати, это имя он получил лишь через десять лет после окончания его сооружения) особенно примечателен воздвигнутыми на нем многочисленными гидротехническими сооружениями, прежде всего шлюзами: каждый из этих шлюзов имеет свой неповторимый архитектурный облик и представляет немалый интерес для туристов. Также на канале находится великолепный Северный речной вокзал, от которого начинается большая часть речных круизов по европейской части России и не только.
Особое течение речного потока
канал плотина водосброс шлюз
На поверхности воды скорость струй максимальна над самым глубоким местом. Линия, соединяющая на водной поверхности точки с наибольшими скоростями течения струй и с наибольшей глубиной русла, называется стрежнем реки.
Речной поток может иметь особенности течения, существенно влияющие на движение судна вверх и вниз по реке.
Русло реки на перекате искривлено. На 671,5 км действует прижимное течение к правому берегу. Скорость течения на перекате до 5,5 км/ч.
Свальным называют такое течение в реке, которое пересекает ось судового хода под некоторым углом. Свальное течение вызывается сливом воды, направленным под значительным углом к стрежню реки. Возникает из-за разного уровня воды по ширине реки, например, при впадении в реку притоков, переходе стрежня от одного берега к другому, на перекатах, расположенных на изгибах русла, и т.п.
Кривое колено (1360,4-1357,4) река Нева, на крутом изгибе участка действуют свальные течения: Между 1359-1358 км, а также после 1359 км.
В русле реки могут также возникать и вихревые течения, приводящие к образованию суводей и майданов.
В районе вершины очень крутой излучины у вогнутого берега также возникает суводь, однако вдоль ее оси поток воды направлен вниз, образуя на поверхности воды воронку. Такую суводь называют также омутом (водоворотом).
Затяжное течение чебаковский яр
Участок реки, где вода совершает беспорядочные возвратно-поступательные движения, называется майданом. Майданы образуются при слиянии потоков воды с разными скоростями течения, за опорами мостов, а также при обтекании подводных препятствий, несколько ниже их. Признаками майданов являются перемещающиеся по течению водовороты и рябь на поверхности воды. Водовороты вращаются и по часовой стрелке, и против нее. При этом образуются и воронки, и выбросы струй вверх, вода как бы кипит.
При слиянии рукавов могут образовываться крупные майданы (до десятков метров в диаметре), особенно если потоки воды встречаются почти под прямыми углами. Такие майданы называют также спорными водами.
Организация пропуска судов через шлюзы и операции при шлюзовании
Правило 1. Применение
Правило 2. Термины и определения
4. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
Правило 3. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов
5. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов должны обеспечивать запасы относительно глубины на порогах шлюзов и фактической ширины их камер не менее указанных ниже.
Канал имени Москвы
Канал имени Москвы — водный путь, который связывает реку Волгу и реку Москву. Строительство канала решило массу задач, две главных из которых — водоснабжение города Москвы и транспортная функция по обеспечению судоходства между двумя реками.
Длина Канала имени Москвы — 128 км, ширина — от 85 до 120 метров, минимальная гарантированная глубина 4 метра, максимальная глубина — 17,5 метров. Канал дает Москве 60% водоснабжения, по нему совершаются до 95% круизов из/в Москву, а также происходит завоз строительных грузов в Москву (песок, щебень, гравий).
Навигация на канале длится с конца апреля и по середину ноября. Сроки открытия и закрытия шлюзов, практически, не меняются за последние годы: навигация начинается 24 апреля, а заканчивается 17 ноября.
Канал был построен в 1932-1937 годы. Торжественное открытие канала состоялось 2 мая 1937 года. Официальной датой открытия канала считается 15 июля 1937 года. До 1947 года сооружение называлось Канал Москва — Волга, после 1947 года — Канал имени Москвы (в честь 800-летия Москвы).
Канал Москвы берет свое начало от Иваньковского водохранилища на реке Волге около города Дубны в Московской области и соединяется с рекой Москвой в районе Тушино на северо-западе Москвы. На трассе канала расположено 8 шлюзов. Из них шесть в Московской области (№1-№6) и два шлюза (№7-№8) на территории Москвы. Кроме того, к зоне канала относятся два гидроузла, расположенные на реке Москве в столице: это шлюз №9 Карамышевского гидроузла и шлюз №10-№11 Перервинского гидроузла.
На Канале имени Москвы расположено 6 водохранилищ: Икшинское, Учинское, Пестовское, Пироговское, Клязьминское, Химкинское.
Среднее время пути круизного теплохода по каналу, от причалов Северного речного вокзала Москвы и до шлюза №1 в Дубне, составляет от 12 часов. Время прохождения одного шлюза — 40 минут. На канале часты туманы, из-за чего задержка судна может составлять от пары часов до половины суток.
На берегах канала расположены города и поселки такие как Дмитров, Яхрома, Икша, Долгопрудный, Химки, Хлебниково.
Более подробно об объектах, расположенных на Канале имени Москвы:
мост Ленинградского шоссе (Москва);
мост МКАД (Москва);
мост скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург (М-11, Московская область, Химки);
мост Дмитровского шоссе (А-104, Московская область, Долгопрудный);
мост Московского малого кольца (А-107, Московская область, Морозки);
мост ЦКАД (Московская область, Икша);
Яхромский мост (Московская область, Яхрома);
Рогачевский мост (Московская область, Дмитров)
Татищевский мост (Московская область, Татищево)
Причалы и пристани, расположенные на Канале имени Москвы:
Памятники, расположенные на Канале имени Москвы:
Большой волжский маяк
Водопропуск реки Сестры под каналом
Музей Канала имени Москвы
Тушинские автодорожные тоннели под каналом
Канал им. Москвы
Кана́л и́мени Москвы́ соединяет р. Москву с р. Волгой. Канал расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по г. Москве. Длина канала 128 км, ширина по поверхности 85 м, по дну – 45 м, глубина 5,5 м. Канал даёт Москве более 60% всей потребляемой питьевой и промышленной воды.
Ещё во времена правления Петра I предполагалось соединить р. Москву с Волгой, чтобы усилить роль г. Москвы как торгово-промышленного центра. План сооружения канала Москва–Волга относился к последним годам царствования Петра I (1721–1722). Инженером Вилимом Гениным было предложено три варианта трассы канала: р. Москва–Яуза–Лихоборка–Клязьма–Каменка–Волгуша–Яхрома–Волга (123 шлюза, 128 вёрст); р. Москва–Истра–Катыш–Сестра–Рогачёвская пристань на Яхроме (123 шлюза, 228 вёрст); р. Москва–Яуза–Клязьма–Уча–Вязь–Дубровка–Икша–Яхрома–Волга (41 шлюз, 103 версты). Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Однако сооружение такого канала в Петровскую эпоху являлось задачей чрезвычайно сложной как в техническом, так и в производственном отношениях, поэтому ни один из этих проектов не был реализован. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. Реальная попытка соединения рек была предпринята в 1825 г. при императоре Николае I. Канал с 20 шлюзами строился около 20 лет и в 1844 г. был открыт для временного судоходства (участок канала между р. Истрой и Сенежским озером с выходом в р. Сестру), однако с началом строительства Николаевской (Октябрьской) железной дороги водный путь был закрыт, а его сооружения разобраны. В следующий раз к проекту соединения Москвы с Волгой вернулись только в советское время.
В 1930-е гг. в связи с бурным экономическим ростом советской столицы со всей остротой встал вопрос о водоснабжении Москвы питьевой водой. В 1931 г. московский водопровод подавал в городскую сеть более половины объёма стока р. Москвы, а остальная часть оставалась на нужды судоходства. Роль водного транспорта в общем грузообороте Московского транспортного узла в те годы была весьма скромной. Так, в 1931 г. на долю железнодорожного транспорта приходилось 96,7% всего грузооборота, а на долю водного транспорта – лишь 3,0%. Дальнейшее использование водных ресурсов р. Москвы было уже невозможным. В начале 1930-х гг. расход воды в Москве составлял 117 л/сут на человека.
В 1931 г. началась разработка Генерального плана реконструкции Москвы. Его реализация требовала завоза в столицу водным путём огромного количества строительных материалов; суммарное расчётное удельное водопотребление должно было возрасти до 600 л/сут на одного жителя, или в среднем для города до 35 м 3 /с. Это в пять раз больше минимального гарантированного расхода р. Москвы. Таким образом, Московский регион требовал привлечения водных ресурсов из нового источника, который обеспечил бы столицу питьевой водой, снабдил её водой для дальнейшего развития промышленности, организации надёжного судоходства и улучшил санитарное состояние р. Москвы и её притоков. 15 июня 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «…коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги». 1 июня 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 859 «О строительстве канала Москва–Волга».
Проектные работы вели специалисты «Москаналстроя», который был организован при Моссовете в 1930 г. Проектировщики предложили три варианта трассы нового канала: Старицкий – длиной 230 км, Шошинский – 122 км и Дмитровский – 128 км. Технико-экономическое сравнение этих вариантов показало преимущество Дмитровского варианта трассы, который и был утверждён в качестве основного.
Строительство канала велось в 1932–1937 гг. В сентябре 1932 г. создано Управление Москва–Волгострой; в целях ускорения строительства было принято решение об использовании труда заключённых – создан Дмитровлаг, крупнейшее лагерное объединение в составе ОГПУ (с 1934 г. – НКВД). Управление стройкой находилось в Борисоглебском монастыре г. Дмитрова. Стройку вели заключённые-«каналоармейцы», располагавшиеся в лагерях по всей длине канала. Несмотря на огромный объём земляных и бетонных работ, канал Москва–Волга был построен всего за 4 года и 8 месяцев. 17 апреля 1937 г. на всём протяжении канал был заполнен водой, а 15 июля 1937 г. состоялось торжественное открытие первой постоянной навигации по каналу Москва–Волга.
В начале Великой Отечественной войны сооружения канала были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941–1942 гг. Во время наступления немецких войск на участке Клин–Рогачёво–Дмитров к 1 декабря 1941 г. вода из канала была сброшена в р. Сестру через водосброс Сестринских сооружений; мощный водяной заслон преградил путь немецкой армии.
В 1947 г. канал Москва–Волга в связи с 800-летием Москвы был переименован в честь столицы и стал называться каналом имени Москвы.
Канал общей длиной 128 км – уникальное гидротехническое сооружение комплексного назначения. Трасса канала начинается на правом берегу р. Волги от Иваньковского водохранилища (близ г. Дубны) и на протяжении 73 км идёт по северному (Волжскому) склону Клинско-Дмитровской гряды, постепенно поднимаясь через 5 шлюзов (№ 2–6) на высоту 38 м к водораздельному бьефу. Водораздельный бьеф канала длиной 51 км, пересекая Волжско-Окский водораздел, расположен между шлюзами № 6 (у пос. Икши) и 7 (вблизи Северного речного вокзала). На этом участке создано пять водохранилищ – Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское общей площадью водного зеркала 60,8 км 2 и суммарным объёмом 348,7 млн м 3 ; путь канала по водохранилищам составляет 19,5 км. После водораздельного бьефа трасса канала идет по южному (Московскому) склону длиной 4 км, опускаясь на 36 м при помощи двух двухкамерных шлюзов № 7 и 8 к месту соединения с р. Москвой. Местность, по которой проходит канал, отличается большой пересечённостью, поэтому канал проходит частью в насыпях, а частью – в выемках. Высота дамб в отдельных местах достигает 18 м, а глубина выемок – 22,5 м. Между шлюзами № 7 и 8 канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе в черте г. Москвы). Канал и все его сооружения построены целиком из отечественных материалов.
Более 200 населённых пунктов, оказавшихся в районе затопления всех водохранилищ, перенесены на новые места. Построены новые железнодорожные пути и шоссейные дороги, в том числе вдоль канала – шоссе протяженностью 60 км. От ст. Вербилки строителями канала была проведена новая железнодорожная ветка до пристани Большая Волга.
При большой протяжённости канала, проходящего в насыпях, не исключена возможность прорыва или повреждения ограждающих дамб. Поэтому канал с помощью аварийных ворот был разделён на ряд участков. Первые ворота размещены в конце Икшинского водохранилища, вторые отделяют Пяловское водохранилище от Клязьминского, третьи – Клязьминское водохранилище от Химкинского, четвертые – Химкинское водохранилище от канала. Пятые аварийно-ремонтные ворота построены при входе в верхний подходной канал к шлюзу № 7. Закрывая их, можно в случае необходимости отделить шлюзовую лестницу, опускающуюся к р. Москве, от Химкинского водохранилища.
Габариты канала (ширина по зеркалу 85 м, по дну 46 м, проектная глубина 5,5 м) и размеры камер шлюзов (290×30 м, глубина 5,5 м) позволяют проходить по нему всем типам и размерам судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях страны. Минимальный радиус закруглений трассы канала – 1000 м.
Главное транспортное назначение канала – обеспечение завоза грузов в столицу. Канал создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорско-Балтийский, Волго-Донской) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. На трассе канала имеются крупные грузовые пристани: Большая Волга, Дмитров, Яхрома и Северный речной порт столицы, а также несколько пристаней местного пассажирского сообщения (Водники, Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.). По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и другие грузы. Перевозки осуществляются судами водоизмещением до 5000 т. На канале построено 19 мостов и работают две тросовые паромные переправы для автотранспорта: в Дубне и Мельдино.
Канал и более 10 водохранилищ, входящих в его систему, имеют также важное водохозяйственное значение. Волжская вода из Иваньковского водохранилища перекачивается насосами; пройдя 75-километровый путь и поднявшись на высоту 38 м, заполняет чаши пяти водохранилищ водораздельного бьефа и в дальнейшем используется для целей водоснабжения г. Москвы и пригородов, санитарного обеспечения водой рек Москвы, Яузы, Учи и Клязьмы; обеспечения глубин в судоходной части бьефа; выработки электроэнергии и создания условий для отдыха. Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения р. Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км 3 воды), обеспечивает подачу электроэнергии на предприятия Московской области действующими ГЭС.
Канал имени Москвы выполняет и рекреационную функцию – на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и другие объекты.
В составе канала имени Москвы более 240 различных гидротехнических сооружений, которые создают замечательный архитектурный ансамбль, а каждый шлюз имеет свой особый облик. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал (архитекторы А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский, скульптор И.С.Ефимов и др.). Уникальными с архитектурной точки зрения являются шлюзы № 7 и 8 (архитектор В.Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А.М. Рухлядев). На канале построено 10 плотин, из них семь земляных (Акуловская, Иваньковская, Икшинская, Пестовская, Пироговская, Пяловская, Химкинская) и три бетонных (Иваньковская, Карамышевская, Перервинская).
На канале построено 11 шлюзов: один – на р. Волге, пять – на северном склоне канала, два – на южном склоне и три на р. Москве.
При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций (Акуловская, Иваньковская, Карамышевская, Листвянская, Перервинская, Пироговская и Сходненская) и пять насосных станций (Темпы, Яхрома, Комсомольская, Икша-I и Икша-II). Позднее в ведение канала были переданы еще 2 ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская).
Для обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации канал оборудован специальной судоходной сигнализацией и связью, что позволяет обеспечить движение судов как днем, так и ночью.
В настоящее время Федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы» обслуживает 3842 км федеральных внутренних водных путей, на его балансе числятся 94 судоходных гидротехнических сооружения, в том числе 20 высоконапорных шлюзов, 5 насосных станций, 23 плотины, 8 аварийных и заградительных ворот, 2 тоннеля, 203 единицы флота.