камнями ударение на какой слог
Ⅰ. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «КАМНЯМИ»
!Комментарий
См. тж. инфинитив камень, от которого образовано слово «камнями».
1) Транскрипция слова «к а́ мнями»: [к а́ мн❜ъм❜и].
7 букв, 7 звуков
Ⅱ. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «КАМНЯМИ»
!Комментарий
См. тж. инфинитив камень, от которого образовано слово «камнями».
1) Транскрипция слова «камн я́ ми»: [кʌмн❜ а́ м❜и].
7 букв, 7 звуков
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.
Таким образом, слова т а́ пки и т я́ пки (произносится [т а́ пки] и [т ❜ а́ пки]) имеют в своем составе один и тот же гласный с предшествующим твердым или мягким согласным.
§ 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.
Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.
Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..
Ударение в слове камень
«К А́ МЕНЬ» — словарное слово, т.е. слово, нормативное написание которого закреплено в орфографических словарях. Синим цветом с нижним подчёркиванием помечена буква, которую нельзя установить при помощи орфографического правила (орфограммы), поэтому написание слова «камень» следует запомнить.
Таблица ударений:
ПАДЕЖ | Ед. ч. | Мн. ч. | |
---|---|---|---|
И. | к а́ мень | к а́ мни | |
Р. | к а́ мня | камн е́ й, к а́ мней (поэтич.) | |
Д. | к а́ мню | камн я́ м, к а́ мням (поэтич.) | |
В. | неод. | к а́ мень | к а́ мни |
одуш. | |||
Т. | к а́ мнем | камн я́ ми, к а́ мнями (поэтич.) | |
П. | к а́ мне | камн я́ х, к а́ мнях (поэтич.) |
Значение слова камень
к а мень, камня, мн. камни, камней и (редк.) камней, и каменья, каменьев, муж.
1. только ед., собир. Всякая горная порода, твердая, нековкая и не распускающаяся в воде, в виде отдельного куска или массы. Улицы вымощены камнем. Камень уступает место железобетону.
2. Отдельный кусок такой породы. Куча камней (или каменьев). Дорожка усыпана мелкими камнями. Драгоценные камни.
| (мн. камни). Драгоценный камень (разг.). Булавка с камнем. Вся в камнях, разряженная. *****
5. только ед., перен. Душевная тяжесть, горе (разг. и поэт.). Камень на сердце лежит. Камень с души свалился.
6. (мн. камни). Окаменелое образование болезненного происхождения во внутренних органах (мед.). Желчные камни. Камни в печени.
Предложения со словом камень
Цитаты со словом камень
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
Русский язык в школе
Об ударении в русском языке. Часть 2
7. Ударение подвижное и неподвижное
Например, ударение в словах тов а рищ, больн о й, в и жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. тов а рищу, тов а рищем, тов а рищи, то в а рищей, тов а рищами и т. д.; больн о го, боль н о му, больн ы м, больн ы е, больн ы х, больн ы ми и т. д.; в и дишь, в и дит, в и дим, в и дят, в и дел, в и девший и т. д.
У глаголов 2-го спряжения с подвижным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только ударением. Ср. пр о сите – прос и те, х о ди те – ход и те, к у пите – куп и те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударением на окончании эти формы совпадают: формы сол и те, звон и те, сид и те, лет и те, вел и те, молч и те и др. представляют собой формы 2-го лица множественного числа как настоящего времени, так и повелительного наклонения.
Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударение на основе, образует форму женского рода с переносом ударения на окончание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бр а ло, бр а ли, но брал а ; был, б ы ло, б ы ли, но был а ; лил, л и ло, л и ли, но лил а и т. д.
Естественно, что в языках с фиксированным местом ударения последнее не может служить средством различения грамматических форм.
8. Ударение и звуковое качество фонем слова
Система русского ударения, т. е. место его по отношению к морфологическому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.
9. Безударные и слабоударяемые слова
Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объёма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быв а ло ко мн е и говор и т. Безударным часто бывает слово брат, употреблённое в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится т ы брът ).
Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть слабоударяемыми. Обычное ударение имеют самостоятельные слова, безударными могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оставить в стороне те служебные слова, которые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложности, – слова, образующие как бы промежуточную группу между категориями самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, местоимения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в определённом употреблении.
10. Побочное ударение слова
Выше было указано, что каждое самостоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно многосложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побочное. Сюда относятся чаще всего сложные слова, образованные путём сложения двух основ. Ср., например, и долопокл о нник, ж е ртвопринош е ние, ч ё рносмор о диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, поэтому ниже ограничимся лишь несколькими предварительными замечаниями.
При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к началу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по своему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным побочного. Ср., например, кл я твопреступл е ние, гальв а нопл а стика, р а диопри ё мник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кор а блекруш е ние, подк о вообр а зный, т ё мно-зел ё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостр а стный, самосто я тельный, еженед е льный, благод у шный, достов е рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льнов о д (с одним ударением) и льн о тереб и лка (с возможным вторым, побочным ударением), землед е лец (с одним ударением) и з е млевлад е лец (с возможным вторым, побочным ударением), вр е мяпрепровожд е ние, с а харовар е ние, хл о пкоочист и тельный. Во многих случаях наличию побочного ударения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карт о фелекоп а лка – слово относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.
Наличие побочного ударения в некоторых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение по е хала в Ст а лингр а д, жил а в Л е нингр а де, в о бщеж и тии.
11. Колебания в ударении
Литературный язык стремится избежать колебаний. При наличии их нередко один из вариантов санкционируется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, м а ло и мал о ) или разное лексическое значение (ср., например, широко распространённую, хотя и не признанную правильной, дифференциацию кв а ртал – во временном значении и кварт а л – в пространственном).
12. Ударение и преподавание русского языка
Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возможная подвижность при образовании грамматических форм, соединённая с отсутствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомерной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.
При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамматиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Большую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на передвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию системы русского ударения в его современном состоянии и истории, по ударению в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.
Текущий рейтинг:
камень
Там, где огненными щами
С говорящими камня́ми
Он на счастье ждет гостей.
О. Э. Мандельштам, «Оттого все неудачи. »
Но было нам в тот день не до земных красот!
Спешили в Киев мы — разграбленный, пустынный,
Чтоб лобызать хоть прах от церкви Десятинной,
Чтоб плакать на камня́х от Золотых ворот!
В. Я. Брюсов, Разоренный Киев
Из серых ка́мней выведены строго,
Являли церкви мощь свободных сил.
В них дух столетий смело воплотил
И веру в гений свой, и веру в Бога.
В. Я. Брюсов, Замкнутые
Полезное
Смотреть что такое «камень» в других словарях:
КАМЕНЬ — муж., ·стар. камык, твер. кама жен. общее название всякаго твердого ископаемого, кроме чистых металлов или крушца, королька. Несколько жидких и сыпучих тел, металлы, и затем камень разных видов, составляют целое царство ископаемых; камень… … Толковый словарь Даля
камень — Скала, утес; камешек, валун, галька, голыш; булыжник, гранит, кремень, песчаник, плитняк, шифер. См. бремя.. бросать камнем, краеугольный камень, на вержении камня, наскочила коса на камень, подводные камни, ровно камень отвалился, ровно камень… … Словарь синонимов
КАМЕНЬ — КАМЕНЬ, камня, мн. камни, камней и (реже) камней, и каменья, каменьев, м. 1. только ед., собир. Всякая горная порода, твердая, нековкая и не распускающаяся в воде, в виде отдельного куска или массы. Улицы вымощены камнем. Камень уступает место… … Толковый словарь Ушакова
КАМЕНЬ — КАМЕНЬ, камня, мн. камни, камней и (реже) камней, и каменья, каменьев, м. 1. только ед., собир. Всякая горная порода, твердая, нековкая и не распускающаяся в воде, в виде отдельного куска или массы. Улицы вымощены камнем. Камень уступает место… … Толковый словарь Ушакова
Камень — (иноск.) о человѣкѣ непреклонномъ, безсердечномъ. Камень не человѣкъ, а и тотъ рушатъ. Какъ камень (твердъ, холоденъ) неподатливъ, безучастенъ. Ср. Надо мною слово жениться имѣетъ какую то волшебную власть: какъ бы страстно я ни любилъ женщину,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
КАМЕНЬ — КАМЕНЬ, мня, мн. мни, мней и (устар. и прост.) менья, меньев, муж. 1. Твёрдая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы. Бросаться камнями. На сердце к. (перен.: о тяжёлом душевном состоянии). К. с души… … Толковый словарь Ожегова
КАМЕНЬ — 1) каменистая гряда; возвышенность, сложенная коренными породами; скалистые обрывы берегов рек в центре и на севере Европейской части Российской Федерации, на Урале.2) Отдельная гора; составная часть географических названий (напр., Денежкин… … Большой Энциклопедический словарь
камень — КАМЕНЬ, мня, м. Центральный процессор, а также любая микросхема. Заменить камень. Чего это паленым пахнет, какой то камень сгорел, что ли? Из жаргона пользователей компьютеров … Словарь русского арго
КАМЕНЬ — звено кулисного механизма, движущегося в направляющем пазу, сделанном в кулисе. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 КАМЕНЬ (бел.) одиночная гора, ряд гор, хребет или цепь гор … Морской словарь
Камень — Подкаменная Тунгуска, Полюдов кряж, Поясовый Камень, Уральские горы Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
камень — 1. Любой небольшой кусок горной породы или минерал. 2. Драгоценный камень. 3. Каменный метеорит. [Англо русский геммологический словарь. Красноярск, КрасБерри. 2007.] Тематики геммология и ювелирное производство EN stone … Справочник технического переводчика
КАМЕНЬ
Там, где огненными щами
С говорящими камня́ми
Он на счастье ждет гостей.
О.Э. Мандельштам, «Оттого все неудачи. »
Но было нам в тот день не до земных красот!
Спешили в Киев мы — разграбленный, пустынный,
Чтоб лобызать хоть прах от церкви Десятинной,
Чтоб плакать на камня́х от Золотых ворот!
В. Я. Брюсов, Разоренный Киев
Из серых ка́мней выведены строго,
Являли церкви мощь свободных сил.
В них дух столетий смело воплотил
И веру в гений свой, и веру в Бога.
В. Я. Брюсов, Замкнутые
Смотреть что такое КАМЕНЬ в других словарях:
КАМЕНЬ
с. Томской губ., Барнаульского у., прист. на р. Оби. Быстро развивается, начиная с 80-х годов истекшего столетия, благодаря близости Сибирской жел. дор. смотреть
КАМЕНЬ
камень м. 1) Любая твердая горная порода в виде отдельного куска или сплошной массы. 2) а) Отдельный кусок такой породы. б) разг. Ценный минерал, используемый для украшения в ювелирных изделиях. 3) перен. То, что полно равнодушия, жестокости, бесчувственности. 4) перен. Душевная тяжесть, гнетущее чувство. 5) Окаменелое образование болезненного происхождения во внутренних органах. 6) устар. Надгробный памятник.
КАМЕНЬ
камень м.stone; rock амер. драгоценный камень — precious stone, gem, jewel; (резной) intaglio могильный камень — gravestone, tombstone подводный камень. смотреть
КАМЕНЬ
КАМЕНЬ
КАМЕНЬ
3.3 камень: Крупноразмерное пустотелое керамическое изделие, предназначенное для устройства кладок. Источник: ГОСТ 530-2007: Кирпич и камень керамич. смотреть
КАМЕНЬ
КАМЕНЬ
На каменю голову прокормит. Кар. О человеке, который сможет выжить в любых условиях. СРГК 5, 268.Белый камень. Жарг. мол. Шутл. Унитаз. Максимов, 31.Бр. смотреть
КАМЕНЬ
КАМЕНЬ
ка́мень сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? ка́мня, чему? ка́мню, (вижу) что? ка́мень, чем? ка́мнем, о чём? о ка́мне; мн. что? ка́мни, (не. смотреть
КАМЕНЬ
(древнеевр. ‘eben, греч. πέτρος, λιθος, лат. lapis, saxum, petra).С доисторических времен у разных народов К. благодаря его твердости, тяжести, неподви. смотреть
КАМЕНЬ
интерес к К. восходит к очень древним временам. Он сопровождал человека с его первых шагов. Об этом говорят коллекции манупортов на стоянках олдувайской культуры. Манупорты это просто необработанные К. принесенные человеком за десятки километров. История человечества начинается с изготовления человеком первых каменных орудий (ок. 3 млн. лет назад). 2,6 млн. лет назад датируется одна из самых древних стоянок Гона в С.-В. Африке. Там человек уже научился распознавать свойства К. и собирал в разных местах К., которые потом могли быть им использованы для утилитарных целей. Большая часть истории человечества это история поисков хороших пород К. использования их для изготовления орудий. Биологические объекты, в том числе дерево, кость и другие материалы, играли лишь вспомогательную роль. Только появление металла вытеснило К. из жизни человека. Первые металлические орудия появились ок. 9 тыс. лет назад. Металл как равноценное сырье (вместе с К.) стал функционировать не более 4 5 тыс. лет назад. Даже самые древние города (Иерихон, Чатал-Гуюк, Хаджиляр) созданы исключительно орудиями из К. Возникновение первых цивилизаций также обусловлено использованием К. в качестве орудий. Век металла, в котором и мы живем, занимает всего 1/5 часть 1% истории. Естественно, что столь длительное существование за счет использования К. как сырья для основных орудий не могло не привести к формированию различных стереотипов в культуре и быте. Это хорошо видно на примерах из прошлого и современности. До сих пор камни привлекают наше внимание. За покупку их часто платят огромные деньги, за обладание ими совершают и сейчас преступления и убийства, хотя никакой практической роли в нашей жизни камень вроде бы и не играет. А сколько книг описывают борьбу за камни! В Шумере очень любили лазурит и другие драгоценные К. Без них не обходился ни один храм. Ими украшали статуи богов, делали мозаичные картины, изображавшие сцены из жизни и подвиги героев. Однако в Месопотамии нет никаких месторождений не только драгоценного, но и вообще какого-либо К. Уруке уже ок. 5 тыс. лет назад украшали здания разноцветными мозаиками. Красные, белые и черные треугольники, шевроны, или меандры, выложенные из К., окаймляли колонны и украшали стены зданий. В Вавилоне главная улица города «дорога процессий» была вся выложена плитами светлого известняка, чередующегося с красной беркчией. В Месопотамии, да и в других местах к К. особенно цветному, испытывали особое религиозное почитание, которое кое в чем сохранилось и до нашего времени. А в древности безотчетно верили, что К. приносят добро или, наоборот, могут наслать беды. Их носили как украшения, из них делали печати, с ними связывали суеверия. Даже ученые в то время верили в особую силу К. Напр., известный римский ученый Плиний Старший в своей «Естественной истории» пишет, что некоторые К. находят только в пасти драконов, в глазах птиц или они прямо упали с неба. Он сообщает, что аметист предохраняет от опьянения, а если на нем вырезать луну или солнце и носить его на шее в волосах кинокефала или ласточки, то он спасет от отравления. Если носить гелиотроп вместе с цветком того же названия, то человек в любой момент, при произнесении некоторых разных заклинаний, может стать невидимым. До нас дошло большое количество древних К. инталий с различными изображениями. Уже при Екатерине II в Эрмитаже хранилось ок. 10 тыс. К. с вырезанными на них различными изображениями. Сама Екатерина и президент Академии наук Дашкова любили лично резать и шлифовать К. И сейчас многие из нас верят в какое-то влияние К. В магазинах можно найти сведения, какой К. какому месяцу приписан, какой К. должен сопутствовать каждому человеку. Для родившихся в январе К. жизни числится гранат, феврале аметист, марте яшма, апреле сапфир, мае изумруд, июне агат, июле сердолик, августе сардоникс, сентябре хризолит, октябре аквамарин, ноябре топаз, декабре хризопраз. По мнению Сократа, весь потусторонний мир истинная земля сплошь состоит из самоцветов: «Наши камешки, которые мы так любим, все эти опалы, сапфиры, изумруды и т.п., являются частицами тех камней». В рус. рукописях и летописях мы также встречаемся с обожествлением К.: «Кто яхонт червленый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит. а еще кто тот яхонт носит в перстне при себе, тот и скрепит сердце свое и в людях честен будет. Красный К. сердце отвеселит. силу и память человека врачует». Можно сказать, что и в новое время каждая историчеекая эпоха имела свои любимые К. Напр., в начале XIX в. в Европе была мода на дендриты, в 30-е г. на гиацинты, а в 40-е на ониксы. В 1870 г. в Вене была мода на гематит, а в Англии в то же время на «кошачий глаз». Еще в античные времена собирались огромные коллекции К. Плиний передает рассказ о некоем музыканте Исмении, который имел особых агентов, скупавших самоцветы везде, даже на отдаленном Кипре. Большие коллекции резного К. имели Александр Македонский, Цезарь, Август и др. В средние века выдающимся собирателем античных гемм был Петрарка. В XV-XVIII вв. страсть собирательства К. приобрела почти эпидемический характер. Всякий образованный человек считал обязанностью собирать резные К. В XVIII в. в России создается необычное монументальное искусство резьбы по твердому К. Для поисков самоцветов снаряжаются крупные экспедиции. Создаются специальные гранильные фабрики (Петергофская, Екатеринбургская и др.), для которых собираются огромные коллекции различных пород К. Создаются и крупные частные коллекции минералов. Самые известные из них графа Перовского с крупнейшим изумрудом с Урала. Известна трагическая судьба первооткрывателя рус. изумрудов Я.В. Коковина, павшего жертвой алчного высокопоставленного коллекционера. Коллекции растут, владельцы их вступают в международный обмен. Однако грандиозная коллекционная деятельность государства и крупных сановников, как и камнерезное искусство, погибли после 1861 г. Отмена крепостного права привела к упадку коллекционирования и государственного гранильного производства. Частное коллекционирование также пошло на убыль. смотреть
КАМЕНЬ
КАМЕНЬ
КАМЕНЬ
— многоаспектный символ различных культурных традиций. Культ камней и валунов ведет происхождение от первобытного фетишизма. При усложнении семиотики трактовался в качестве первоосновы мироздания. Представители племени дакота раскрашивали круглый булыжник, после чего подносили ему дары и молили об избавлении от опасностей, величая при этом дедом. Этнографы зафиксировали на островах Вест-Индии три культовых камня: один приносил урожай, другой содействовал роженицам, третий вызывал по мере необходимости солнце и дождь. Перуанские индейцы полагали, что внутри священных камней находятся птицы, выступая в качестве воплощенного в них духа. На островах Океании широкое распространение имела практика жертвоприношений камням. Фуджийцы полагали, что камни могут выступать в качестве мужей и жен и даже иметь детей. Туранские племена Русского Севера особо почитали камни, вызывающие своими формами ассоциации с людьми или животными. Самоеды одевали черный камень в зеленое платье с красными застежками и вымазывали кровью жертвы. У многих реликтовых народов камни помещались в жилище и почитались как символы родовых предков. В Индии камень или глыба земли под деревом обозначает обоготворенную душу какого-либо праведника — могильные каменные плиты в современной погребальной культуре восходят, по-видимому, к данному архетипу. В ряде земледельческих традиций раскрашенные камни было принято выставлять на поля в качестве их хранителей. Кельты танцевали вокруг вертикально стоящих камней — менгиров — оргиастические танцы. Большие камни также использовались у них для определения времени по тени. Под видом камня во многих индийских селениях поклоняются Иглве. Среди индийских женщин популярностью пользуется поклонение камню, символизирующему покровительницу детей Шалити. Даже во времена высокого развития античной скульптуры у древних греков имело значительное распространение почитание богов в виде камней: чурбан Артемиды в Эвбее, столб Афины Паллады, неотесанный камень Геракла в Гиетте, 30 фарейских камней, беотийский камень Эроса. Вдоль улиц греческих полисов располагались священные камни, которые проходящие граждане умащивали различными маслами. Хорошие дни греки обозначали белыми камешками, плохие — черными. Последние использовались и как знак осуждения и остракизма. Черному камню в Мекке арабы поклонялись задолго до появления Мухаммеда. Некоторые современные исследователи полагают, что он имеет метеоритное происхождение. По мнению правоверных мусульман, ангел превратился в камень. Первоначально он был белого цвета, но от прикосновений многочисленных грешников почернел; когда же произойдет Страшный Суд, черный камень вновь побелеет. По-видимому, в память о мекканском камне мусульманские архитекторы закладывают куб под основание строящихся храмов и зданий. Поклонение камням имело столь широкое распространение в средневековой Европе, что в Англии и Франции даже выходили специальные распоряжения, запрещавшие христианам исполнять этот обряд. В некоторых горных районах Норвегии крестьяне вплоть до недавнего времени собирали круглые камни, мыли их каждый четверг вечером, перед огнем смазывали коровьим маслом, устанавливали на почетное место в доме, а в определенные дни купали в пиве, чтобы они принесли счастье и довольство. На Руси особой сакрализации подвергался белый камень, или алатырь. Сохранявшимся вплоть до середины XIX в. фетишем купальского культа являлся так называемый Кремлевский камень, точнее, камень Велеса. Аналоги такого рода языческих символов до сих пор существуют в Подмосковье: Шутов камень в Дмитровском районе, Синий камень у Перес лав ля, Бож-камень под Тулой. На Боровицком холме (Бор — одно из имен Велеса), где находилось святилище Купалы, была построена первая в Москве христианская церковь Иоанна Предтечи, более известная как церковь святого Уара. Даже в поздние христианские времена у Кремлевского камня совершались обряды магического характера: к нему водили царевича Димитрия Углицкого для облегчения страданий от эпилепсии. Воспользовавшись неопределенным замечанием Николая I, московский митрополит Филарет в 1848 распорядился в целях искоренения языческого духа провести демонтаж церкви святого Уара и убрать Кремлевский камень. Под разобранным алтарем храма были обнаружены останки древних жертвоприношений Велесу. Демонтаж вызвал настолько заметные волнения в столице, что митрополит отчитывался о причинах их перед государем. Камень — символ духовной крепости, твердости, несокрушимости. Христа зачастую именовали «живой Камень». Петром, т. е. камнем, нарек Иисус апостола Самсона. Белый камень, по Откровению Иоанна Богослова, предназначался для праведников, избежавших идолопоклонства. В греческой мифологии Кронос проглотил камень, подложенный ему вместо младенца Зевса. Из камня был рожден бог Митра. Из камней, которые бросали через плечо Девкалион и Пирра, родилась новая, послепотопная раса людей. Камнем Давид побивает Голиафа, и композиция «Булыжник — орудие пролетариата», безусловно, восходит к архетипу победы Давида над злом. Из камня был изготовлен священный меч короля Артура, свидетельствуя о его королевском происхождении. Кельтский камень силы почитался в Ирландии не менее, чем связанные с ним по легенде Грааль и копье. Важное значение играла символика камня в масонской семиотике. Неотесанный камень символизировал профаническое состояние человека. Не случайно эзотерические ложи идентифицировали себя как «вольные каменщики», видя высшую цель в оформлении человеческой природы, т. е. обработке камня. Астрологами устанавливались соответствия между камнями, знаками Зодиака, и планетами. Мотивом алхимических трактатов являлся поиск философского камня. Источ.: Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989; Багдасарян В. Э. Языческая география Москвы // Проблемы истории Московского края. М., 2002; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. смотреть
КАМЕНЬ
камень сущ.муж.неод. (47) ед.им. Вы, сударь, камень, сударь, лед.ГоУ 4.12. Камень, сорванный стопою, В глубь летит, разбитый в прахС12. Столб белеет. смотреть