Кали́нинский райо́н расположен в северной части Петербурга, восточнее Выборгского. Крупнейший по населению район Санкт-Петербурга.
Содержание
История
Район образован в 1936 году. Первоначально он назывался Красногвардейским. В августе 1946 получил название Калининского в честь М. И. Калинина. Существующие границы района сформированы в 1973, когда из вновь застроенной восточной его части был выделен новый Красногвардейский район. Район занимает правобережный участок приневской низины.
По территории района проходит 83 улицы и проспекта общей площадью 369 га.
География
Площадь района — 40 кв. км. (4008 га), протяженность свыше 11 км. В том числе 1840 га — зелёные зоны (Пискарёвский, Муринский, Пионерский парк и парк имени Академика Сахарова). Общая площадь домов жилого фонда района составляет 7,615,2 тыс. м2. Количество квартир — 177,157, из них коммунальных — 7,612. На декабрь 2000 г. в районе 1965 зданий, из которых жилых — 1355.
Калининский район условно разделяют на северную (народный топоним — «ГДР, Гражданка дальше Ручья») и южную («ФРГ, Фешенебельный район Гражданки») части, граница между которыми проходит по Муринскому ручью. На территории северной части современного Калининского района были сельские поселения Ручьи, Большая и Малая Кушелевка, Пискарёвка, Мурино, Колония Гражданка, Русская Гражданка, Полюстрово. Южная часть района, прилегающая к Неве, уже в конце XIX века стала важным промышленным районом города, где возникли крупные промышленные предприятия, строились доходные дома и казармы, в которых жили, главным образом, заводские рабочие.
Граничит с районами:
Население
Население района, по данным переписи 2010 года — 504 641 человек. По этому показателю район занимает 2-е место в Петербурге.
Транспорт
В районе расположены:
Экономика
Калининский район является промышленным, в котором на сегодня насчитывается 29 крупных промышленных предприятий, самые известные из которых, это — Ленинградский металлический завод, «Красный выборжец», ЛОМО. Сейчас объёмы производства значительно снижены. Основная часть промышленных предприятий сосредоточена в старой южной части района и не оказывает существенного влияния на северную.
Наука и культура
На территории района расположено 12 научно-исследовательских институтов.
Высшие учебные заведения
54 образовательные школы, 15 ПТУ и колледжей, 102 дошкольных учреждения, 4 спортивные, 3 музыкальные и 1 художественная школы, а также Дом детского и юношеского творчества, Центр внешкольного развития, Центр эстетического воспитания.
Достопримечательности и памятники
В Калининском районе находится множество объектов истории и культуры, состоящих под охраной государства — среди них особняк Э. Л. Нобеля, церковь при Техническом Университете, костел Марии Магдалины и др. В 1998 г. на Кондратьевском пр., 83 открылся Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско.
Также рядом с Академ Парком(в то время ГРЭЙТ)было снято знаменитое видео «Разборка Питерская».
Калининский район Санкт-Петербурга расположен в северной части города на правом берегу Невы, граничит с Выборгским, Красногвардейским районами города и Всеволожским районом Ленинградской области, а через Литейный мост сообщается с Центральным районом Петербурга.
Общая площадь составляет около 4000 га. Протяженность Калининского района с юга на север – от Свердловской набережной до развязки КАД с Токсовским шоссе – свыше 10 км.
Его территория разделена на семь муниципальных округов, из которых четыре объединены в крупный спальный район, известный в народе как Гражданка.
Выделяется две основные части: северная (в народе «ГДР» — «Гражданка дальше ручья») и южная («ФРГ» оно же «Фешенебельный район Гражданки»). В состав района вошли бывшие села Гражданка, Мурино, Кушелевка, Пискаревка и другие. Южная часть района уже более 200 лет считается одним из важнейших промышленных центров города.
По численности населения Калининский занимает второе место среди городских районов Петербурга. Его население давно перевалило за отметку в полмиллиона человек.
По привлекательности для граждан район занимает устойчивую серединку среди других районов. По уровню развития социально-бытовой инфраструктуры он опережает Приморский, но значительно уступает соседнему Выборгскому в плане развития и удобства транспортного сообщения.
В районе много общежитий — преимущественно в южной части, где некогда располагались (и частично стоят до сих пор) доходные дома и казармы для рабочих заводов. Администрация предпринимает меры по переводу общежитий в жилой фонд.
В районе имеются две больницы, 35 поликлиник, свыше 50 общеобразовательных школ и 102 дошкольных учреждения.
На территории Калининского района пять станций метро, развит наземный общественный транспорт. Сообщение через КАД благодаря развязкам с Токсовским шоссе, Пискаревским и Шафировским проспектами вполне комфортно для автомобилистов. Однако выезд в центр города – через Литейный мост – традиционное узкое горлышко, с неизменными пробками в утренние и вечерние часы пик.
Какие станции метро откроются на Большой кольцевой линии в 2021 году
В этом году впервые в истории Московского метрополитена откроются одновременно 10 новых станций. Запустить обещают почти половину длины Большой кольцевой линии (БКЛ) – от «Мнёвников» до «Каховской». Рассказываем, где появятся новые станции и как они будут выглядеть.
Южный участок
В сентябре 2021 года Сергей Собянин провел технический пуск южного участка БКЛ от «Проспекта Вернадского» до «Каховской». Его протяженность составляет 6,4 километра. Новые станции улучшат транспортное обслуживание порядка 700 тысяч москвичей.
Станция метро «Каховская». Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков
Станция «Каховская» была закрыта на реконструкцию в марте 2019-го. В ходе обновления строители старались максимально сохранить ее исторический облик. Сейчас на ней проводятся заключительные работы перед открытием.
На платформе установлены 44 колонны, в каждой из них вмонтированы светильники, что, по задумке архитекторов, придаст станции дополнительный объем. В западном торце «Каховской» появится вестибюль с переходом на Серпуховско-Тимирязевскую линию.
Станция метро «Зюзино». Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков
У станции «Зюзино» будет два подземных вестибюля, а выходы расположились на обеих сторонах Севастопольского проспекта и улицы Каховки. В ее дизайне использованы серые, черные и желтые цвета.
Главной особенностью станции стал декоративный подвесной потолок в виде пчелиных сот. Такого эффекта архитекторы добились благодаря алюминиевым пластинам разных размеров и множеству светодиодов.
Станция метро «Воронцово». Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков
«Воронцовская» располагается на территории производственной зоны «Воронцово» в районе Хлебобулочного проезда и Профсоюзной улицы. У станции будет два вестибюля, а также переход на Калужско-Рижскую линию.
Внутри оформление в космической тематике. Потолок платформы состоит из более чем 11 тысяч алюминиевых «тарелок», которые имитируют Млечный Путь. Серые колонны напоминают метеориты, а мрамор будет играть бликами.
Станция метро «Новаторская». Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков
«Новаторская» станет пересадочной на одноименную станцию строящейся Троицкой линии метро. Она находится на пересечении улицы Новаторов и Ленинского проспекта.
Главным ее акцентом является подвесной потолок из панелей разного размера из триплекса с пленкой оранжевого цвета трех оттенков. Архитектурная композиция вызывает ассоциации с образом солнца, огня и энергии новаторства.
Кольцо на юго-западе
Также в сентябре мэр Москвы осуществил пробный пуск юго-западного участка БКЛ от «Давыдкова» до «Проспекта Вернадского». Ожидается, что открытие новых станций метро улучшит транспортное обслуживание районов Очаково-Матвеевское, Раменки и Проспект Вернадского.
Станция метро «Проспект Вернадского». Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков
Вдоль улицы Удальцова у пересечения с проспектом Вернадского в ближайшее время откроется станция «Проспект Вернадского» БКЛ. С нее можно будет сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии.
Дизайн «Проспект Вернадского» – в стиле хай-тек: вестибюль украшают черные гранитные колонны в сочетании с оранжевыми путевыми стенами и светильниками, которые встроены в потолок в шахматном порядке. Переход на соседнюю ветку выполнили в виде прозрачной галереи.
Станция метро «Мичуринский проспект». Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков
Станция «Мичуринский проспект» расположена на пересечении кольца с Калининско-Солнцевской линией, благодаря чему пассажиры смогут пересесть на желтую ветку.
Она расположена вдоль улицы Удальцова у пересечения с Мичуринским проспектом. Вестибюль станции выполнили в китайском стиле. Главный элемент дизайна – иероглиф, символизирующий дружбу, в сочетании с растительным орнаментом.
Станция метро «Аминьевская». Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков
Еще одна станция юго-западного участка находится вдоль Аминьевского шоссе у пересечения с будущим МЦД-4 в районе Очаково-Матвеевское. «Аминьевская» будет иметь два подземных вестибюля и выходы к жилым домам и остановкам общественного транспорта.
На платформе размещены темно-коричневые прямоугольные колонны из гранита, а пол выполнен из полированного серого гранита. Потолок напоминает морские волны и украшен группами точечных светильников.
Станция метро «Давыдково». Фото: портал мэра и правительства Москвы/Михаил Колобаев
«Давыдково» – двухуровневая станция с одним вестибюлем, которую откроют рядом с Аминьевским шоссе на пересечении с Инициативной улицей. Недалеко от нее расположена крупная база МЧС России, поэтому в ее оформлении много элементов, связанных со спасателями.
В кассовом зале размещено панно «Звезда спасения». В центре расположена икона Неопалимой Купины, которая покровительствует МЧС, на периферии – пожарная каланча. На панно находится девиз МЧС: «Предотвращение. Спасение. Помощь».
Западный участок
Ко дню рождения столицы был проведен технический пуск западного участка БКЛ от «Мнёвников» до «Давыдкова». Новые станции в перспективе улучшат транспортное обслуживание жителей Хорошёво-Мнёвников, Кунцева, Можайского районов, а также Фили-Давыдкова и Очаково-Матвеевского, население которых более 700 тысяч человек.
Станция метро «Кунцевская». Фото: портал мэра и правительства Москвы/Михаил Колобаев
Станция метро «Кунцевская» после открытия свяжет три линии метро и МЦД-1. Она расположилась вдоль Рублевского шоссе, между Молдавской улицей и одноименной станцией первого диаметра.
Оформили вестибюль в стилистике античной мозаики. Все поверхности имитируют мозаичную технологию в светло-сером оттенке. На потолке находятся глянцевые белые панели. Также в элементах оформления используются крупногабаритные цилиндрические светильники.
Станция метро «Терехово». Фото: портал мэра и правительства Москвы/Михаил Колобаев
Станция «Терехово» будет иметь выход на Мнёвниковскую пойму. Вестибюль оформили в светлых тонах, колонны украсили силуэтами, которые выполнили с помощью специальной технологии печати по бетону. Также повесили светодиодные светильники-кольца, пол выложен гранитом. Главная особенность в том, что пути пройдут по центру станции, а платформы расположились по краям.
На год раньше
По словам Сергея Собянина, 10 станций Большого кольца планируется открыть уже в ноябре. Полностью же кольцо замкнется в 2022 году.
«Это беспрецедентный случай, когда для пассажиров одновременно откроются сразу десять станций метро. Таким образом, большая часть нового кольца будет уже работать, а в следующем году – на год раньше планируемого срока – мы полностью замкнем эту линию», – отметил заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
Всего на БКЛ будет открыта 31 станция, общая длина кольца составит 70 километров. Таким образом, линия может стать рекордсменом по протяженности в мире.
Выборгская сторона расположена в северо-восточной, наиболее возвышенной части Санкт-Петербурга. Первые сведения о Выборгской стороне относятся к середине XVII века. Еще во времена шведского владычества по этой территории проходила Выборгская дорога — один из главнейших торговых путей, связывавших древнюю Русь с западными государствами. От нее и получила свое название вся местность.
Развитие Выборгской стороны шло по двум направлениям.
По побережью Невы и Большой Невки располагались заводы и фабрики, рядом с ними лачуги рабочих, невзрачные доходные дома.
На лучших, более высоких и живописных участках, на так называемых «жалованных землях», возникали загородные усадьбы знати. Вплоть до 20-х годов XX века 9/10 нынешнего Калининского района (восточной части Выборгской стороны) находилось за пределами городской черты.
В апреле 1936 года на заседании президиума Ленинградского совета РК и КД было принято решение создать на месте десяти существовавших в то время городских районов — 16. Восточная часть Выборгской стороны была названа Красногвардейским районом. В августе 1946 года, после смерти Михаила Ивановича Калинина, на основании Постановления Совета Министров СССР от 30 июня 1946 года «Об увековечение памяти М.И. Калинина», район был переименован в Калининский.
К 1973 году район настолько вырос, что его опять пришлось делить. Прежнее его название (Красногвардейский) закрепили за восточной частью, а новое (Калининский) — за западной. Таким образом, на современной карте Санкт-Петербурга присутствуют все исторические названия.
Калининский район расположен, по большей части, на месте бывших Лесного и Полюстровского участков. Он включил в себя местности с историческими названиями: Сосновка, Гражданка, Большая и Малая Кушелевка, Полюстрово. Застройка территории, на которой находится современный Калининский район, началась с первых лет существования Петербурга.
Уже в первой половине XVIII века весь берег Невы в границах современного Калининского района представлял собой ряд слобод. Бочарная и Казачья — ныне Арсенальная и Свердловская набережные.
В конце XVIII века большинство земель Заречья принадлежало императорской казне, не находившей им применения и раздававшей во владения придворным. Вместе с приречными участками владельцы получали огромные территории, простиравшиеся далеко вглубь материка. Так, на правом берегу Невы, напротив Смольного, выросли огромные усадьбы екатерининских вельмож: графа Александра Андреевича Безбородко, действительного тайного советника, кавалера ордена Андрея Первозванного, канцлера и сенатора Николая Дмитриевича Дурнова.
По соседству с ними находилась крепостная деревенька Полюстрово со 138 крепостными душами графа А. А. Безбородко. Название «Полюстрово» происходит от латышского слова «palustris», что означает «болотистый». Эта местность в излучине Невы, которая действительно в прошлом была заболоченной, богата железистыми минеральными источниками, лечебные свойства которых были обнаружены ещё в петровские времена. Полюстровские минеральные воды были широко известны даже за рубежом и вывозились сотнями бутылок в Европу. Лечиться полюстровскими водами к графу А.А. Кушелеву приезжала и сама императрица Екатерина II со своими сановниками.
В начале XX века в Полюстрово провели осушительные работы, и аптекарь Фишер, взяв в аренду участки Полюстровских ключей, устроил небольшой курорт с дачами и купальнями. В 1868 году большой пожар уничтожил значительную часть курорта, который уже не восстанавливался. Последним владельцем этой загородной усадьбы в середине XIX века был меценат и литератор Г.А Кушелев-Безбородко. Его гостями бывали известные музыканты М.И. Глинка, писатели Н.В, Кукольник, художники К. И. Брюллов, артисты Александрийского театра. Во время своего пребывания в Петербурге здесь останавливался А. Дюма.
В 1873 году усадьба была распродана по участкам, и здесь развернулось новое строительство, в том числе и промышленных предприятий. В 1896 году здание и часть парка площадью свыше 9 гектаров Сохранившийся до наших дней главный дом усадьбы, в котором по-прежнему находится лечебное учреждение, является памятником архитектуры классицизма. Центральный корпус с башнями построен в 1773-1777 гг., когда усадьба принадлежала сенатору Григорию Николаевичу Теплову. Трехэтажное здание соединено дугообразными в плане галереями с двумя симметричными боковыми флигелями (1783-1784). Флигеля связаны друг с другом оригинальной по замыслу оградой, столбами которой служат фигуры 29 сидящих чугунных львов, держащих цепи. Перед зданием на берегу Невы расположена гранитная пристань с гротом.
О былом курорте и подземных водах в Калининском районе нам напоминают названия Минеральной и Ключевой улиц, Полюстровского проспекта. Завод же, выпускающий «подземную воду», с 1973 года оказался расположенным на территории вновь образованного Красногвардейского района.
Калининский район, который мы знаем сегодня, сформировался уже в семидесятых годах XX века, когда значительно раздвинулись северные границы города и обширные малоосвоенные территории стали местом массовых жилищных новостроек. Его границы, установленные в 1973 году, были частично изменены в 1988.
С юга Калининский район ограничен Арсенальной и Свердловской набережными, на востоке граница с Красногвардейским проходит по Пискарёвскому проспекту и вдоль улицы Руставели, на севере — с Всеволожским районом Ленинградской области — вдоль Суздальского проспекта, на западе — с Выборгским районом — по проспектам Культуры, Тихорецкому, Лесному, Полюстровскому, улицам Политехнической, Литовской и академика Лебедева.
Прибрежная часть района по набережной Невы (ныне Арсенальная и Свердловская набережные) развивалась как торгово-промышленная окраина и застраивалась промышленными казёнными и частными заведениями. По указу Петра I здесь были построены воскобелильный завод, пивоварня, водочный завод. Позже были построены кожевенный завод, каменная фабрика, прядильный двор, канатный и сахарный заводы.
В середине XIX века развернулось интенсивное промышленное строительство. Так, в 1835 году на Полюстровском проспекте братьями Корниловыми построен завод фарфоровой посуды «Пролетарий». На участках между Безбродкинским (Кондратьевским) проспектом и берегом Невы, скупленных у помещиков и дачевладельцев, в 1857 году, возводятся первенцы промышленной застройки: Петербургский металлический завод, завод Розенкранца, (ныне — «Красный Выборжец»).
В 1843 — 1849 годах архитектором Л. П. Гомилианом на территории бывшей Государственной партикулярной верфи построены корпуса Нового Арсенала. В связи с этим береговая полоса Невы на участках вдоль нового завода получила название Арсенальной набережной, а поперечная дорога, уходящая от Невы на север, стала называться Арсенальной улицей.
В 80-х годах XIX века на Выборгскую с Петроградской стороны был переведен первый завод «Феникс», основанный в 1868 г. (позднее — «Станкостроительное объединение им. Свердлова»).
К 1895 году на территории нынешнего Калининского района насчитывалось уже 53 предприятия, что определило характер застройки района, как промышленной окраины.
В 20-х годах XIX века на Выборгской стороне по указу императора Александра I строятся специальные корпуса для размещения Михайловского артиллерийского училища и Михайловской артиллерийской академии. Территория, отведённая артиллеристам, была окружена глухим каменным забором и доходила тогда до Невы. В разные года в стенах училища занимались П. Л. Лавров, С. М. Степняк-Кравчинский, военный летчик П. И. Нестеров, здесь преподавали химию знаменитый Д. И. Менделеев, а математику известный русский ученый, академик П. Л. Чебышев. В настоящее время здание занимает Военный артиллерийский университет.
Начиная с 1876 года и по 1913 год в самом центре пролетарского района, между крупнейшими промышленными гигантами, появляются три тюремных комплекса. Первой начала действовать военная тюрьма с суровым режимом на территории бывшей Партикулярной верфи. В 1893 году закончилось строительство рассчитанной на 1150 заключенных Петербургской одиночной тюрьмы «Кресты», получившей свое название из-за оригинальной архитектуры: она состояла из двух корпусов, пересекающихся в центре. Сегодня здесь расположен следственный изолятор. В 1912 году начала действовать женская тюрьма с психиатрической тюремной больницей на Арсенальной улице.
Вторая половина XIX века была отмечена в Петербурге высокими темпами строительства дорог, вокзалов, мостов. 1 февраля 1870 гола состоялось торжественное открытие первого участка Петербургско-Гельсинфорской железной дороги. Тогда же по проекту архитектора Купинского возвели здание Финляндского вокзала. В 1926 году на площади рядом с вокзалом был установлен памятник Ленину. Современный вид Финляндский вокзал приобрел в 1960 году (архитекторы Б. А. Ашански.й, Н. В. Барановский, Я. Н. Лукин).
В 1933-1935гг. в районе площади Калинина был построен кинотеатр «Гигант» — самый большой в то время в городе (архитекторы А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский). В 1955 году на площади перед кинотеатром установлен памятник М. И. Калинину.
Одно из крупнейших сооружений послевоенного периода — построенный по проекту архитектора Васильева под руководством Левинсона мемориальный комплекс-некрополь на Пискаревском кладбище, занимающий площадь в 26 гектар. Его торжественное открытие состоялось 9 мая 1960 года.
В районе 5 станций метро: Площадь Ленина, Площадь Мужества, Политехническая, Академическая, Гражданский проспект.
В Калининском районе находится множество объектов истории и культуры, состоящих под охраной государства, среди них особняк Э. Л. Нобеля, церковь при Политехническом университете, костел Марии. На улицах и площадях установлены памятники В.И. Ленину, М. И. Калинину, М. И. Фрунзе, В. И Чапаеву, А. А Кондратьеву.
Открытый в 1998 году на Кондратьевском проспекте, 83/1 «Музей истории подводных сил России имени А. И. Маринеско» с внешней экспозицией в виде рубки дизельной подводной лодки перешел в собственность Общества Красного Креста. На территории парка были построены каменные больничные бараки, а в главном корпусе размешены аптека, амбулатория и квартиры для служащих.