калфак головной убор какого народа
Калфак – татарский женский головной убор
В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».
В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования. Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.
Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть. Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.
Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.
Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», – ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях. В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака – скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.
Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных кал факов в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».
В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца – шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики).
В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, формируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц.
Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала верхнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон – красный, синий, фиолетовый, зеленый.
Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.
В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.
Одна деталь, которая расскажет всё о статусе и положении девушки
Калфак – веяние моды или неотъемлемый атрибут татарки?
Мы продолжаем с вами знакомиться с историей и трансформацией традиционного облачения татарской девушки. Сегодня более подробно остановимся на головных уборах и узнаем, как раньше украшали калфак, когда он трансформировался в заколку и как по одному головному убору можно было понять социальный статус носящей его девушки.
Среди главных женских головных уборов татарок особое место принадлежит богато украшенному праздничному калфаку. Сегодня из чего только его не создают и как только не украшают! А раньше, этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял собой простой колпак.
Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам так, чтобы одна половина плотно вставлялась внутрь другой, а к вершине пришивалась небольшая кисть.
Такой калфак мог достигать в длину 80 сантиметров, так что неудивительно, что татарки могли прятать под ним свои длинные косы, надвигая его на самый лоб, а тот самый конец калфака откидывать слегка набок или назад.
Если обратить внимание на старинные фотографии и гравюры, то можно заметить, что вместе с калфаком надевалась специальная налобная повязка укачачак. Так головной убор становился ещё красивей.
Если вы думаете, что калфак просто представлял собой однотонную ткань, то сильно ошибаетесь: уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел разнообразные варианты фасона и отделки. Например, появились калфаки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками.
Вообще каждый отдельный калфак украшался, исходя из мастерства его обладательницы. В декорировании использовались техники золотного шитья или вышивки лентами, различные цвета и нитки – ограничением могла стать только фантазия мастерицы.
Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан был богато украшен: вся его поверхность покрывалась вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме часто виднелись нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, уже пришивалась и украшал калфак по всему его периметру.
Золотой и серебряной бахромой часто обшивали не только налобную, но и ниспадающую назад часть убора. А теперь представьте, какой шумящий эффект производила покачивающаяся на голове масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, вторившая лёгкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серёг, воротниковых застёжек с подвесками. Теперь популярное в народе мнение о том, что татарскую девушку сначала услышишь, а потом увидишь, обретает особый смысл.
Очень популярны были и калфаки, выполненные в двух цветах, которые изготавливались из отдельных полосок бархата. Именно благодаря такой вариации головного убора татарок до наших дней дошла ушковая техника тканевой аппликации (это когда кусочки цветного шёлка особым образом складываются в небольшие треугольные «ушки», а потом сшиваются между собой и превращаются в цветы и бутоны; в сердцевине таких «цветочков» обычно располагались блёстки и жемчуг).
При этом, несмотря на яркость декорирования калфака, важно понимать, что он никогда не был самостоятельным головным убором татарской девушки – поверх него всегда носился платок.
Интересны особенности калфака и в зависимости от семейного положения его обладательницы. Так, к примеру, у замужней женщины калфак должен был скрывать от посторонних не только волосы, но также шею, плечи и спину.
Конечно, когда всё вокруг меняется, странно надеяться, что национальный костюм останется неизменным. Так случилось и с традиционным калфаком, который уже во второй половине XIX в. стал претерпевать некоторые изменения.
Сначала его шили преимущественно из однотонного бархата, а позже и налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе. Следующим этапом стало появление миниатюрных калфаков-наколок – особой разновидности старинного убора.
Особую популярность такие калфачки получили в начале XX в. Неизменным атрибутом по-прежнему оставалось наличие поверх платка (кстати, подобные сочетания можно встретить и на современных татарках на праздничных или народных гуляниях).
Такие наколки-калфаки быстро набирали популярность в том числе и благодаря промыслу, организованному предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. Так, в одной только Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».
Интересно, что самыми популярными узорами стали конечно же цветочные принты и изображения полумесяца и звёзд, в едином орнаменте они смотрятся органично.
Первенство же среди мотив принадлежит «золотому перу» с плавной ветвью, украшавшей верхнюю поверхность больших калфаков из бархата.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Качелинская ООШ» Арского района РТ
Татарский головной убор-
Выполнила ученица 8 класса:
Руководитель: Копылова Г.Г.
I . ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.1 Обоснование нужд и проблем
1.2 Звездочка обдумывания
1.3 Исследование и развитие проблемы. Предварительный эскиз задуманного изделия.
1.4 История и современность
1.5 Поиск вариантов изображения. Выбор оптимальной идеи.
II . ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
2.2 Технологическая последовательность изготовления калфака
2.3 Инструменты, приспособления и материалы для изготовления калфака
2.4 Техника безопасности во время работы
III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
3.1 Расчет стоимости затраченных материалов
3.2 Экологическая оценка изделия
Список использованных источников
Введение
Я с интересом занимаюсь рукоделием и не случайно выбрала тему татарского народного костюма, а именно – головного убора – калфак. Калфак – единственный элемент татарского костюма, сохранившегося на сегодняшний день. Она имеется у многих женщин нашего села. Основным населением нашей местности являются русские и татар. В нашем селе, как и во многих сёлах нашего района, сохраняются татарские традиции. Актуальность работы связана с активизацией интереса к национальной одежде, традициям. Сегодня, как никогда, это особенно важно, если учесть, что народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает ее существование: традиционный уклад жизни и соответствующее ему мировосприятие. Мне интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников, моей семьи. Мы чтим и ценим национальные традиции. В семье соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые мы собираемся дружной семьёй.
Однажды после праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви… Мне было интересно узнать, что носили наши предки.
Я заинтересовалась шитьем одежды, и решила изучить и сшить женский головной убор «калфак».
I . Организационно-подготовительный этап
1.1 Обоснование нужд и проблем
У нашей нации красивые наряды: национальные платья, фартуки, камзолы и т.д. Но для завершения наряда татарского национального костюма обязательно должен быть красивый головной убор. И я, решила изготовить головной убор – калфак. Какой же калфак изготовить?
Итак, цель моей работы: изучение истории и исследование видов калфака, элементов орнамента национального татарского головного убора.
1. Изучить литературу об истории головного убора.
2.Описать головной убор татарского народа.
3.Выявить особенности калфака и сшить калфак для себя.
Создать творческую работу, добиться адекватного данной цветного колористического решения.
1.2 Звездочка обдумывания
1.3 Исследование и развитие проблемы.
Возрастная дифференциация в женских головных уборах.
Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника.
Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.
Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.
Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще всего он встречается у сельских, а не городских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.
В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.
В группе женских головных уборов я выделила богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.
Если рассматривать период с конца ХVII до начала ХХ века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.
Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С ХVII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блёстками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.
Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахрамой, свисающей до самых плеч.
К середине Х IХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжёлые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берёт на себя твёрдый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.
Постепенно золотошвейные калфачки с твёрдым околышком преобретают уменьшённую форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже – цветной бисер.
Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек – такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.
1.5 Поиск вариантов изображения. Выбор оптимальной идеи
Какой калфак можно изготовить? Я пользуясь литературой нашла варианты головных уборов. Что же мы умеем? Сможем ли мы выполнить эту работу?
Прежде всего умеем шить. Конечно, всем хочется изготовить калфак, чтобы он был особенным. Для чего потребуется очень много информации по проблеме. В этом нам помогут книги по вышивке, учебник и журналы.
Время – как долго будем решать эту проблему? Времени достаточно, поэтому не будем торопиться.
Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветы, ветки как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте – тюльпан, является символом возрождения. Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.
Калфак
Калфак — древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар, в том числе сохранившийся в женском костюме татар-кряшен.
История
Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины.
В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Калфак» в других словарях:
Калфак — традиционный женский головной убор у татар: вышитая бархатная шапочка. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) … Энциклопедия моды и одежды
калфак — Сәйлән яки энҗе белән чигелеп, бәрхеткә тегелгән, маңгай турысына киелә торган хатын кыз баш киеме … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика — (Татарстан Автономияле Совет Социалистик Республикасы) Татария (Татарстан), в составе РСФСР. Образована 27 мая 1920. Расположена на В. Восточно Eвропейской равнины, по среднему течению Волги. Площадь 68 тысяч км2. Население 3299 тыс. чел … Большая советская энциклопедия
Камчат бурек — Почтовая марка России, 2010 год Камчат бурек татарский женский головной убор. Матерчатая шапка с широким меховым околышем и плоским верхом … Википедия
Катташи — Почтовая марка России, 2010 год Катташи татарский женский головной убор из бархата конца XIX начала XX веков. Представляет собой бархатную шапочку на шелковой подкладке. Налобная часть украшена вышивкой белым бисером. См. также … Википедия
Виды головных уборов — … Википедия
Туфитуллова, Роза Рахматулловна — Главный редактор журнала «Сююмбике» (в 1993 г. журнал «Сююмбике» включен в международный каталог «Периодика ислама») родилась 17 октября 1945 г. в д. Новое Узеево Аксубаевского района Татарской АССР; в 1969 г.… … Большая биографическая энциклопедия
Татары — основное население Татарской АССР (1536 тыс. чел. 1970, перепись); живут также во многих др. районах СССР. Общая численность в СССР 5931 тыс. чел. (1970). Язык тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие Т. (за исключением небольшой… … Большая советская энциклопедия
Татары — У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Татары Татарлар … Википедия
Самарская область — Координаты: 53°27′ с. ш. 50°27′ в. д. / 53.45° с. ш. 50.45° в. д. … Википедия
Геннадий Макаров: «Борынгы калфак чәчне, башны каплап торган. Хәтта чәч толымнарына да чәчкап кигәннәр»
«Реальное время» продолжает говорить по-татарски: интервью с фольклористом о кряшенском хиджабе, древнем калфаке и оренбуржцах, создавших современную татарскую музыку
Доцент кафедры татарской музыки и этномузыкологии Казанской консерватории Геннадий Макаров в своем интервью «Реальному времени» рассказал, как выглядели древние головные уборы и почему калфак, появившийся в начале ХХ века, нельзя считать элементом национального костюма. Кроме того, ученый поделился любопытными наблюдениями по истории татарской музыки — как оказалось, многие песни, которые могут восприниматься современным слушателем как народные, появились в начале 20-го столетия.
«Борынгы калфак чәчне, башны каплап торган»
— Соңгы вакытта яулык бәйләү, гомумән милли кием темасы еш күтәрелә. Мәсәлән, күптән түгел татар хатын-кызларына яулыкка төренүгә караганда калфак кию күбрәк килешә дигән фикер дә яңгырады. Аңлавымча, сез калфакны псевдомилли баш киеме дип саныйсыз.
— Мин аны бәлки этник [элемент] дип атар идем, чөнки ул инде нык үзгәртелгән баш киеме. Аның асылы, беренче төсе, формасы бөтенләй башка. Калфак инде ул хәзер баш очында торган заколка шикелле генә, шуңа күрә ул милли була алмый. Бу аның бер үзгәртелгән төре генә.
— Калфак гомумән кайчан һәм ничек барлыкка килгән?
— Калфак күп халыкларда бар. Аның чыганагы әле борынгы халыклар яшәгәндә үк булган. Әйтик, калфак әле бу якларга төркиләр килгәнче үк кулланылган булырга мөмкин. «Калпак» сүзе күп халыкларда бар – «калпак» һәм «калфак» берүк сүзләр инде. Мәсәслән, Эстониядә дә кызлар калпак кигән. Вологда якларында берәр кызны ярәшсәләр, ул кыз калпак киеп йөргән. «Калпак просватанной девушки» дип аталган ул. Без аны Урта Иделдә киябез, ул чувашларга да, Түбән Иделдә яшәүче нугайларга да билгеле. Аның географиясе бик киң, ул бик борынгы баш киеме. Ә инде безгә килсәк, ул беренче чиратта кызлар кия торган баш киеме булган. Элек вакытта хатын-кызлар аны кимәгән, чөнки кияүгә чыккач алар инде башка баш киеме кигәннәр.
Шулай ук бездә ак калфак образы бар. Популяр җырда «Ак калфакның табылган чагы, туганнарның сагынган чагы», — дигән юллар бар. Кызлар чит авылга, чит ыруга кияүгә чыканнар һәм билгеле, калфакны үзләре белән алып китсәләр дә, аны кимәгән. Ул шул калфакны алып карый, һәм бу очракта ак калфак туганнарны сагыну образы белән бәйле. Ул да туганнарын сагына, туганнары да аны сагына, чөнки ул читтә. Ак калфак — шигьри образ да, шуңа аңа төрле мәгънә биреп буладыр.
Шулай да борынгырак калфак образларын пропагандаласак, тагын да матуррак булыр иде. 20 нче йөзнең башында, милли традицияләр югалаган чорда барлыкка килгән калфакның бүген тагын да пропагандалау бәлки кирәктер, мин анарага каршы түгел. Әмма ләкин ул яулыкны да алмаштыра алмый. Ул нәкъ менә 20 нче йөз башы символы гына була ала, ә инде борынгы булып санала алмый. Борынгыда калфакның төрләре башка булган.
— Борынгы калфаклар башны күбрәк дәрәҗәдә каплаганмы? Алар нәрсәсе белән аерылган?
— Һичшиксез. Борынгы калфак чәчне, башны каплап торган. Хәтта чәч толымнарына да чәчкап кигәннәр. Ул капчык шикелле итеп ясалаган, матур итеп бизәлгән, ә аның очында чулпылар булган. Хәтта толымнарын да качырганнар, аны башка кеше күрергә тиеш булмаган.
— Ә яулык бәйләү традициясе татарларда тирәнме?
— Әлбәттә. Һәм ул бөтен халыкта да шулай – чәчне туздырып йөрү килешмәгән. Шулай ук өрпәк, тастар дигән баш киемнәре булган. Шул ук керәшеннәрне алсак, хатын-кызлар тастар белән баш бәйләгәннәр. «Тастар» дигән сүз – шулай ук фарсы сүзе. Хәтта Иранда чалманы тастар диләр.
— Классик милли костюмга килсәк, ул нинди? Ул нинди элементлардан тора? Хәзер безгә милли костюм дип тәкъдим ителгән әйбер ул чыннан да милли костюммы?
— Минем үземнең «милли» дигән сүзгә мөнәсәбәтем бераз гына каршылыклы, чәнки «милли», «милләт» – әле күптән түгел барлыкка килгән төшенчә. Бу ниндидер уртак, гомумиләштергән образ. Ә аңа кадәрле һәрбер төбәктә үзенә хас баш киеме элементлары булган. Һәрбер төбәктә ул төрле булган, менә шул төрлелекне югалтмау – бик зур бурыч. Ә инде Сахалиннан Калинградка кадәрле бөтен татарларга да бер үк баш киеме, бер үк күлмәк киертү, бу милли дип әйтү бертөрлелеккә китерә һәм безне юкка чыгара. Һәр төбәкнең үз сыйфатларын саклап калу, үз йөзен саклап калу, безнең байлыкны күрсәтү – чын дәрәҗәдә патриотик бер хәрәкәт булыр иде.
— Хәзерге көндә милли орнаментны кулланучы модельералар да күп. Сезнең фикерегзчә, үзеңнең нинди милләт иясе булуыңны күрсәтү өчен милли кием кию чыннан да мөһимме?
— Миңа калса, һәрбер гаиләдә һәрбер кешенең үз киеме булырга тиеш. Ул аны бәйрәм көннәрендә пөхтә итеп, матур итеп киергә тиешле. Һәм инде белүемчә, Татарстанда милли кием бәйрәме уздырырырга кирәк дигән фикер бар. Аны бөтен кеше дә хуплар дип уйлыйм.
«Шәрык мотивлары дигәндә, аларны тыңлап, тегеннән-моннан нәрсәдер тартып алу беренче яктан көлке хисе тудыра. Икенче яктан – эчке көенү»
— Татар музыкасына килгәндә, аның традицияләре тирәнме? Яисә ислам культурасы белән бәйле булгач ул күпмедер вакыт үсеш алмаганмы?
— Мин музыка тарихын вакытында тирән өйрәндем, тикшердем. Ислам белән бәйле музыканың тарихы күпкә тирәнрәк. Без татар музыкасының ислам белән бәйле тарихын карасак, ул 19 нчы гасыр уртасына кадәр бик бай. Ә аннан соң татарлар европалаша. Без инде милли дип мандалина, скрипка, гармун кебек уен коралларын саныйбыз. Ни өчен шулай? Чөнки ул вакытта татар милләт булып формалаша, ә яңа татар милләте үзенең эчке структураларын Европа моделе буенча төзи. Ә аңа кадәр булган ислам белән бәйле музыканы суфыйлар белән, дәрвишләр белән бәйләр иде, чөнки алар әле 19 нчы йөзнең уртасына кадәр яшәгәннәр, иҗат иткәннәр. Урата Азияга нинди музыка кораллары хас булса, алар да нәкъ шуларны кулланган. Ни өчен? Чөнки алар шунда укырга йөргәннәр, аралашканнар. һәм ул уртак мәдәни бер кыр булган. Ә инде безнең җәдидчеләр, милләт төзүчеләр үзләрен Европа кешеләре итеп хис иткәннәр һәм иске традицияләргә өстен караганнар.
— Димәк, европалашу шуннан башланган?
— Җәдидчеләрдән башланган, чөнки элеккеге традицияләр үсеш алмыйча, бер урында тукталып торган. Җәдидчеләрне дә аңлап була, чөнки үсеш кирәк булган, ә Европа алар өчен матур үрнәк булып торган.
— Ә менә бу Европа традицияләре татар музыкасын нык үзгәрткәнме?
— Әлбәттә, нык дәрәҗәдә үзгәргән. Безнең бит хәзер шагыйрьләр дә гаруз бәзе белән язмый, европа метрикасы белән яза.
— Әгәр хәзерге татар музыкасын алсак, анда шәрык мотивлары бармы?
— Шәрык мотивлары дигәндә, аларны тыңлап, тегеннән-моннан нәрсәдер тартып алу беренче яктан көлке хисе тудыра. Икенче яктан – эчке көенү, чөнки белми торып без борынгы традицияләрне кулланабыз кебек булып чыга. Эчтән кереп өйрәнмичә аларны кулланып булмый, аның өстен булуы шундук ачыклана. Әйтик, бүгенге көндә бәет-мөнәҗәт тә көйли алмыйлар – аны «Шахта» көенә җырлыйлар. Ә элеккечә көйләп укуны безнең көндә Ислам институтында да, бер мәдрәсәдә дә өйрәтмиләр, шуңа күрә кем ничек белә, шулай итеп көйли. Ничек итеп «Төфтилләү», «Әллүки» җырласалар, шулай итеп бәетләрне дә көйләп укымыйлар, җырлыйлар. Ә бу һичшиксез традицияләрне югалтуга алып бара торган гамәл.
— Хәзерге татар җырлары еш кына уйгур җырларын хәтерләтә. Бу чыннан да шулаймы, сезнең моны күзәткәнегез бармы? Нигә ул шулай?
— Мин хәзерге яшьләрнең иҗатына болай итеп бәя бирер идем. Алар эзләнәләр, алар өчен дөньякүләм информация бик күп, күңелләренә нәрсә якын, алар шуны кулланалар. Шуңа күрә аларның кулларына да сугасым килми. Әмма ләкин бер киңәш итеп кенә әйтәсем килә – тирәнрәк өйрәнсәк, үзебездә дә шундый матур ресурсларыбыз бар.
— Яшь җырчыларны алсак, сезгә ошаган башкаручылар бармы?
— Яшьләрне яшьләр тыңлый, һәрбер кешенең үз зәвыгы бар. Әлбәттә, олырак яшьтәгеләр җырларда үзенә бер тәм таба. Яшьләр арасында да һичшиксез ошаганнары, ихлас җырлаганнары бар. Аннары башкаручы артык академизм белән мавыкмаса яхшы — кеше җырлаганда үзенең тавышы турында түгел, ә [җырның] эчтәлеге турында уйларга тиеш. Әгәр дә җырчының үз йөзе булса, үз стиле булса, әлбәттә, рәхәтләнеп тыңлыйбыз.
— Сез «Үзгәреш җиле» фестивален карадыгызмы? Анарга мөнәсәбәтегез нинди?
— Мин аны телевизордан гына бераз карадым. Әйтергә кирәк, бу өлкәдә бер тапкыр гына уздырыла торган чара белән генә әллә ни үзгәртеп булмый торгандыр. Безгә бу өлкәдә, эстрада җыры өлкәсендә бәлки махсус уку йортлары, профессионализация кирәктер. Әлбәттә, ул Мәдәният институтында бар инде ул. Яшьләрне өйрәтсәк, безнең бу өлкәдә дә уңыш булыр. Татар эстрадасына безнең Идел буе халыклары карап торалар, өйрәнәләр, һәм барыбер татар эстрадасы үзенә күрә флагман шикелле алда бара, безнең тирә-як күршеләргә үрнәк булып тора.
«Татарларның сәхнә музыкасы Оренбургта барлыкка килгән»
— Сез музыка тарихы турында сөйли башалаган идегез. Кыскача татар музыка культурасы турында сөйләп китегезче. Мәсәлән, Болгар вакытыннан алып хәзерге вакытка кадәр карасак, татар музыкасы нинди үзгәрешләр кичергән? Бәлки ниндидер периодлар бүленәдер?
— Гади халык, авыл халкына хас көйләр булган элек – алар ханлык заманында да, ханлык беткәч тә булган. Гомумән халык көйләре әле 19 нчы гасырның урталарына кадәр булган. Алар өлешчә керәшеннәрдә һаман да саклана. Моннан тыш ислам цивилизациясе белән бәйле сәнгать булган. Бу элитар сәнгать. Әлбәттә, ул көйләр, шигырьләр авылда түгел, ә укымышлы кешеләрнең өйләрендә башкарылган – ул үзе бер юнәлеш. Аны гади этник музыка белән чагыштырып булмый.
20 нче йөз башларында сәхнә музыкасы барлыкка килә. Сәхнә музыкасы элеккеге этник музыкадан нык аерылган, аңарга ошамаган. Әйтергә кирәк, татарларның сәхнә музыкасы Оренбургта барлыкка килгән. Иң беренче концертлар, сәхнәдә чыгыш ясап репертуар барлау шунда башланган. 1905 елдагы Буржуаз демократик революциядән соң Казанга бөтен татар укымышлысы агыла, һәм алар Оренбурдан шул көйләрне алып киләләр. Сәхнәдән җырланган ул көйләрне без беләбез – «Әллүки», «Тәфтилләү», «Зиләйлүк». Алар барсы да Тукай сүзләренә җырлана. Күрәсез, ул популяр җырлар — сәхнәдән кергән көйләр, алар һич тә борынгы түгел. «Кара урманны» мин фольклорчы буларак Казан әйләнәсендә 300 чакрымда йөреп эзләдем, беркайда да, бер вариантын да тапмадым. Оренбур авылларына барган идем, һәрбер авылда өч-дүрт вариант җырлыйлар – сүзе дә, көе дә башка, әмма нигезе шул ук «Кара урман». Димәк, бу сәхнәдән халыкка яңадан кергән көйләр — яңа дәвердә чыккан көйләр.
— Сәхнә музыкасы нигә нәкъ менә Оренбурда барлыкка килгән? Моның сәбәпләре бармы?
— Һичшиксез бар. Урта Азиядә татарларга сәүдә эше белән шөгылләнергә рөхсәт ителгән. Оренбур, Троицк, бигрәк тә Каргалы бистәсендә татарларга карата артык тыю булмаган, шуңа күрә анда бай кешеләр, миллионерлар булган. Аларның үзләренә концерт, сәхнә, газета-журнал, мәдрәсәләр ачу буенча аларга Казанга караганда мөмкинлекләр күбрәк булган. Шуңа күрә беренче татар милли культурасының бишеге шунда.
— Беренче барлыкка килгән сәхнә музыкасын хәзерге музыка белән чагыштырсак, ул нык үзгәргәнме? Аның үзгәрүе яки үзгәрмәве яхшымы, начармы?
—Без ул көйләрне беләбез. Җәүдәт Фәйзи, Александр Ключарев Оренбурда үскәннәр. Нәҗип Җиһанов шулай ук Уральский, Оренбур якларыннан. Мирхәйдәр Фәйзине алыйк. Сәхнәбезне бизәгән кешеләр иҗатларын шунда башлаган. Мин әйтеп үткән композиторларның җыетыклары чыкты. Ключарев җыентыгында да, Җәүдәт Фәйзи җыентыгында да нәкъ шул чактагы сәхнә көйләре.
Справка
Геннадий Макаров — доцент кафедры татарской музыки и этномузыкологии Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова.
Музыковед-фольклорист, педагог, мастер-изготовитель и исполнитель на традиционных инструментах.
Сфера научных интересов: реконструкция и возрождение традиционных музыкальных инструментов; изучение вокального, музыкально-поэтического, инструментального искусства этнических групп татар; история тюркского искусства.