календарь иудеев какой сейчас год

Необычность еврейского календаря

Совсем недавно Кира Викторова опубликовала “День Вне Времени” на основе фактов древний цивилизации Северной Америки майя. Ее публикация вдохновила меня на более пристальное изучение вопроса об исчисление времени в иудаизме, о чем уже знал немало.

Израиль удивительная страна и уникальная.
В Израиле, и только в нем, есть, чего нет в других странах.
Израиль – колыбель трех мировых религий.
Только в Израиле есть место, где был захоронен и воскрес Иисус Христос. Место, где он родился – город Вифлеем.
Только в Израиле есть икона Божьей Матери, на которой она улыбается – Богоматерь Вифлеемская.
На всех других иконах Божья Мать изображена строгой, задумчивой.

И если во всем мире люди живут по одному летосчислению, то в Израиле в одной единственной стране мира – по другому, абсолютно в другом летоисчислении..

Во всех странах, в том числе и в России, и в Украине, используется григорианский календарь, в котором летоисчисление ведется от рождества Иисуса Христа.

Светский Израиль живет также по григорианскому календарю, а вот религиозный Израиль, то есть религиозные евреи используют в своей жизни для летосчисления календарь исторический, так называемый иудейский, по которому отсчет времени идет не от Рождества Христова, а со времен Адама и Евы.

Еврейские сутки начинаются не с утра, а с вечера.
В соответствии с этим все праздники начинают праздновать вечером и продолжают на следующий день – с утра до следующего вечера.

Еврейская неделя начинается после субботы, то есть в воскресенье – как и в большинстве западных стран.

Месяцы начинаются с новой луны, и в первый день Нового года Рош-ха-Шана может быть только понедельник, вторник, четверг или суббота.

Длина месяцев составляет попеременно 29 и 30 суток, каждые три года в еврейский календарь добавляют 13-й месяц.
Называется этот месяц Веадар. Его принято использовать перед месяцем Нисан исходя из 19-летнего цикла.

Нисан является первым месяцем еврейского календаря, а отсчет годов идет от седьмого месяца, называемого Тишри.
Благодаря периодической вставке месяца Веадара, весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан.

Если говорить о праздничных и траурных днях еврейского года, то нужно понять, как определяются даты этих дней.
О большинстве праздников написано в Торе, где указаны и их даты.
Еврейский народ живет по этому календарю, по крайней мере, более трех тысяч лет – с момента получения Торы на горе Синай.

Календарь религиозных евреев считается наиболее сложным для понимания из всех существующих.

Он основан исключительно на математических вычислениях и является представителем лунно-солнечного календаря.
По еврейским представлениям, первое новолуние мироздания пришлось на первый понедельник 3761 г. до нашей эры.
Этот год считается первым годом еврейского летоисчисления.

В истории еврейского календаря различают три главных периода:
— библейский, от Моисея до Ездры и Неемии (1500—450 до н. э.),
— послебиблейский (до разрушения второго Храма в 70 году н. э.)
— талмудический, до заключения Талмуда (70—500 годы н. э.).

В первый период начала месяцев праздники определялись исключительно по «видению молодой луны» и состоянию солнца.
Во второй — частично по видению луны и состоянию солнца, частично по вычислениям.
В третий же период — исключительно по вычислениям.

Современный европейский календарь решил эту проблему, просто “забыв” о понятии месяца.
Григорианский стиль, опираясь на опыт предыдущих календарей, все еще делит год на 12 частей, однако эти части лишь приблизительно соответствуют циклу луны.

Рош-ха-Шана — это еврейский Новый год,, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца Тишрей.
По еврейскому календарю он приходится на сентябрь или октябрь.
С этого дня начинается отсчет дней нового еврейского года.
Рош-ха-Шана отмечается в честь сотворения мира.

19 сентября 2020 иудеи праздновали Новый 5781 год.

В этот день в Израиле наступил 5781 год от сотворения мира.
Рош ха-Шана символизирует сотворение мира, от которого и ведется летоисчисление.

Зажжены свечи и произнесены молитвы.
Теперь согласно обычаю евреи могут отведать яблоки с медом.
И при этом все говорят: “Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год”.

Именно с пожелания хорошего и сладкого года евреи встречают праздник Рош ха-Шана — начало нового года по лунно-солнечному календарю.
Если Новый года в европейских странах — это сугубо светский праздник с елками, мандаринами и всем другим, то в Израиле Рош ха-Шана — глубоко религиозный праздник, наполненный духовным смыслом.

В Торе этот день назван праздником труб: “И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание”.
В течение двух праздничных дней евреи ходят в синагогу, чтобы молиться и слушать священные звуки шафара.
Зов трубы, шафара, символизирует зов Божий, обращенный к Его народу, призыв к покаянию.

В этом и заключается смысл праздника Рош ха-Шана.
Важно, чтобы каждый человек мог слышать “пробуждающий звук трубы”, чтобы отвернуться от злых путей.

Шафар изготавливают из бараньего рога, что напоминает также и о том агнце, которого Авраам принес в жертву вместо своего сына Исаака.
Рош ха-Шана открывает 10 дней трепета, так называемые “глобальные дни”, вместе с Судным Днем и праздником Кущей.
И все эти праздники пророчески символизируют второй приход Мессии.

Если бы в каждом году было ровно 12 месяцев, каждый из которых содержит 29 или 30 дней – в году было бы от 348 до 360 дней.
Известно, реальная длина астрономического года несколько выше – примерно 365,242 дня.

Чтобы ликвидировать эту «недостачу», еврейский календарь в некоторые определенные годы добавляет 13-й месяц.
Такой год называется «високосный».

Дополнительный же месяц называется адар, как и «обычный» (12-й) месяц года.
Чтобы отличить эти два месяца, их называют в високосный год, соответственно, «первый адар», и «второй адар», который следует сразу за «первым».

Потрясает точность еврейского календаря.
Но и сложность подсчета.

В 4-м веке римская империя провозгласила христианство официальной религией.
Резко усилились гонения на евреев, один за другим издавались императорские указы, направленные против изучения еврейской традиции.

Установление календаря Сангедрином оказалось под угрозой.
И тогда духовный лидер еврейского народа в те дни – Ґиллель Второй – постановил, что с этих пор еврейский календарь будет «вычисляться», то есть устанавливаться заранее.
По этим правилам, известных еще со времен получения Торы на Синае, даты еврейского календаря вычисляются до сих пор.

Имел возможность длительное время работать в среде сатморовских и любавических ортодоксальных евреев. Очень непростая и сложная у них жизнь. Их нужно пытаться понять.

Источник

Еврейский календарь

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Еврейский календарь — солнечно-лунный [↑]

В основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца.

Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

По солнцу отсчитывают дни, при этом день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.

По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл.

Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит — по определению — ровно год, равный приблизительно 365 дням и 6 часам.

Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.

Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».

Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию («молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды).

Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш».

В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.

Месяц Нисан — всегда весной [↑]

Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).

Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот, 12:2), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16).

Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.

Однако, как уже говорилось, солнечный год равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.

Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.

Точность календаря: передача по традиции [↑]

Как известно, пока существовал Санhедрин [Синедрион — Великий суд], начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны.

Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин [еврейский суд] в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял Рош Ходеш — начало нового месяца.

С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана» (25а) сказано:

«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня — это полсуток, а в сутках — двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” — в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей — облачко им показалось луной”.

В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, — в новомесячье не говорят траурных речей».

Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.

Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).

Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).

На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.

Получается, что каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского.

Так, каждые 19 лет первый день Тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т. п.).

Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками.

По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины — не 29 дней с дробью, а 29 ровно — в одном месяце и 30 — в другом [в еврейском календаре первые называются «неполными», вторые — «полными»].

Полные и неполные месяцы [↑]

Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь.

Если месяц — неполный, он продолжается 29 дней, а следующий за ним день — новомесячье, Рош Ходеш. В таком случае Рош Ходеш празднуется один день.

Если месяц «полный» (т.е. в нем 30 дней), то последний его день (30-й) тоже объявляется «Рош Ходеш» следующего месяца, у которого, таким образом, будет два дня «Рош Ходеш».

Обычно Тишрей — полный месяц, а Хешван — неполный, Кислев — полный, Тевет — неполный, Шват — полный, Адар — неполный, Нисан полный, Ияр — неполный, Сиван полный, Тамуз — неполный, Ав — полный, Элул — неполный.

Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники — на Тишрей, праздник Ханука — на Кислев, Новый год деревьев (Ту би Шват) — на Шват, Песах — на Нисан, праздник Шавуот — на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава — день, который в будущем превратится в праздник.

Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.

Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца — 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.

Поскольку и в этом случае все же остается избыток — лишние сорок четыре минуты с лишком — с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд — Хешван и Кислев — дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.

Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй — Адар шени — всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго — два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.

Високосные годы в 19-летнем цикле [↑]

Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев.

Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных — по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме — 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.

Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?

Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) — около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 11 X 6=66 дней (точнее, 65 с небольшим). Через 8 лет отставание от солнечного года образует уже неполных 88 дней. И так далее. Именно в эти годы удобнее всего добавить по месяцу.

Так евреи и поступили — третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И праздник Песах всегда остается весенним месяцем.

В високосном году добавляется тринадцатый месяц — «Адар бет» — дополнительный месяц Адар. В этом случае первый Адар («Адар Алеф») содержит 30 дней, а второй («Адар бет») — 29.

Но если мы можем пользоваться такими расчетами, зачем нам свидетели?

Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчеты — всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином.

Согласно Рамбану, тот, основанный на расчетах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утвержден последним действовавшим судом.

Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, — обобщенная, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29,25 и 29,83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало! Значит, в календарных и астрономических расчетах без знания средней продолжительности лунного месяца не обойтись. И евреям она была известна по устному преданию.

Поразительная точность еврейской традиции [↑]

Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность.

Ученые воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).

Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н. э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221,9 дня, или 31568 месяцев.

Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.

Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 — в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!

Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!

У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.

Из современных календарей более или менее точен григорианский.

Несколько мнений о еврейском календаре [↑]

А вот несколько мнений о еврейском календаре.

Пишет раби Йеhуда hа-Леви (Кузари, 2:64): «Разве это не удивительно? Исчисление времени, которое было принято домом Давида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребовались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе ее — пророчество».

Пишет раби дон Ицхак Абрабанель, министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы (комментарий к книге «Шмот», 12): «Когда Птолемею рассказали о еврейском счете времени, он изумился и произнес: “Это доказывает, что было пророчество у евреев”».

Еврейские месяцы [↑]

Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:

Месяц НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель

Месяц ИЯР — Бык (ШОР) — май

Месяц СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь

Месяц ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль

Месяц АВ — Лев (АРЬЕ) — август

Месяц ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь

Месяц ТИШРЕЙ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь

Месяц ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь

Месяц КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь

Месяц ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь

Месяц ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль

Источник

Еврейский календарь

Зманим

Выбранный город
Выберите город из списка:
Или найдите город в нашей базе:

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Рекомендуем:

Красивый Бней Брак

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Как утихомирить мозг

Ривка

Эпоха праотцев 14. Авраѓам женит Ицхака

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Праотец обращается к Элиэзеру и требует, чтобы тот поклялся ему. Б-г велел Аврааму и потомству служить Ему в конкретном месте.

Как наши праматери (Сара, Ривка, Рахель) поняли, кто их вторая половина?

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.

Каков адрес Ривки?

Рав Овадья Климовский

Почему Элиэзер не дошёл до Ур-Касдима?

Недельная глава Хаей Сара

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Хаей Сара

Ответ на двухэтажный штикл

Сколько им было лет?

Рав Бенцион Зильбер

Сколько было лет Ицхаку и Ривке, когда они поженились, и в каком возрасте Ривка родила Яакова?

Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если Б-г обещал быть с ним?

Рав Овадья Климовский

Ицхак не понадеялся на Б-га?

Сам красный, одежда красная, земля красная… Глава Толдот

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Рав Реувен Пятигорский

Благословение Ицхака

Рав Реувен Пятигорский

К кому и когда обращается Создатель

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Источник

Календарь иудеев какой сейчас год

календарь иудеев какой сейчас год. картинка календарь иудеев какой сейчас год. календарь иудеев какой сейчас год фото. календарь иудеев какой сейчас год видео. календарь иудеев какой сейчас год смотреть картинку онлайн. смотреть картинку календарь иудеев какой сейчас год.

Очень часто при упоминании какой-нибудь важной для иудеев даты следует почти обязательное уточнение, что данное событие произошло или отмечается тогда-то «по еврейскому календарю». При более детальном ознакомлении с понятием выясняется, что он является в Израиле официальным, хотя параллельно с ним там действует и общепризнанный григорианский. Однако все важнейшие даты отмечаются, сообразуясь исключительно с собственным календарем. И тому есть объяснение.

календарь иудеев какой сейчас год. картинка календарь иудеев какой сейчас год. календарь иудеев какой сейчас год фото. календарь иудеев какой сейчас год видео. календарь иудеев какой сейчас год смотреть картинку онлайн. смотреть картинку календарь иудеев какой сейчас год.

Еврейский календарь в настоящее время является едва ли не старейшим из всех действующих. В нем используется лунно-солнечный цикл, некогда разработанный шумерами. Правда, народ Моисея вставили в него свои дополнения. В продолжение тысячелетий туда вносились определенные коррективы. В настоящее время действует, так называемый, упорядоченный календарь, по которому празднуются все еврейские праздники, в синагогах читаются соответствующие моменту главы из Торы, проставляются даты в документах и многое другое.

Основным моментом всего иудейского календаря считается новолуние. Первым новолунием мироздания стал понедельник 7 октября 3761 года до н.э. Событие случилось в 5 часов и 204 части пополудни (в современном исчислении это соответствует 17 часам 11 минутам 20 секундам). Не следует, однако, древние еврейские часы автоматически сравнивать с нынешними. Если для современного времяисчисления взята шумерская база, то иудеи создали собственное время. Час у них имеет не 60 частей, а 1080, причем каждая из них в свою очередь делится еще на 76 мгновений.

Стандартный еврейский год состоит из 12 месяцев. Начало каждого из них также определяется по новолунию. Месяц считается начавшимся, едва на небе появится тонкий серп молодой Луны. Предыдущий цикл заканчивается в этот же самый момент. Однако точный лунный цикл вокруг Земли занимает 29,5 дней, и мудрецы учли это. Они составили календарь, в котором чередуются 30-дневные месяцы с 29-дневными. Первые именуются полными (ходешмале), а вторые – неполными (ходешхасер). В итоге длина лунного года у евреев составила 353-355 дней.

Однако астрономический год длится 365 дней с небольшим, поэтому в чисто лунном календаре начинают накапливаться неточности. И тут великие умы нашли выход: они просто стали добавлять еще один месяц – 13-й. Такие годы называются «ибуршана» или обремененные. В промежутке между месяцами Шват и Адар, они вставляют еще Адар Алеф. Тогда стандартный Адар превращается у них в Адар Бет, после чего все дни приходят в норму, и последующие религиозные праздники отмечаются в положенное им время. Обремененный год длится уже 383-385 дней.

А что же это за еврейский календарь и в чем его особенности? Дело в том, что Новый год (Рош а-Шана) имеет строго ограниченное количество дней недели для своего начала. Разрешенными днями для начала года являются понедельник, вторник, четверг и суббота. Среда, пятница и воскресенье исключаются. Причиной тому является суббота – день, в который иудеям запрещается производить любые работы. Если же нарушить эту традицию, то подготовка к некоторым религиозным иудейским датам придется именно на субботу. При необходимости астрономы банально «удлиняют» предыдущий год на один день, назначая искомое новолуние на следующий день.

Учитывая, что еврейское исчисление длится в продолжение уже нескольких тысячелетий, его условно разделили на три периода. Первый из них – библейский, занявший период от Моисея до Ездры и Неемии. Это, примерно, 1500-450 годы до н.э. Все праздники в это время определялись по состоянию молодой Луны. Следующий период – послебиблейский, длившийся до момента разрушения римлянами второго Храма в 70 году н.э. Тогда даты праздников определялись уже комплексным методом. Теперь стали учитываться как положение Луны, так и Солнца.

Сейчас длится талмудический период, окончательно оформившийся к 500-м годам н.э. В нем даты иудейских праздников вычисляются исключительно математическим методом. Данное положение дел было документально оформлено в 359 году особым постановлением в период правления Гилеля II. Впрочем, несмотря на смену способа исчисления, еврейский календарь полностью сохранил свою главную особенность. В нем, в отличие от григорианского периодического календаря, нет повторения циклов. Единственным повтором является разве что добавка 13-го месяца каждый 7-ой год 19-летнего цикла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *