какую экстренную меру в первую очередь необходимо принять в случае схода вагонов сдо
Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР
Телефон доверия +7 (499) 231-53-50
Карта территориальных органов Ространснадзора
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Обобщенные ответы на поступившие в ходе ПО вопросы
Ответ.
В настоящее время прохождения аттестации в соответствии с приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (далее – Приказ 13/11) необходимо не для заключения договора с ОАО «РЖД» на обслуживание, а в силу требований законодательства РФ.
Согласно п. 2 Приказа № 13/11: «Положение настоящего пункта не распространяется на исполнительных руководителей и специалистов организаций и (или) их подразделений, осуществляющих исключительно технологические перевозки без выхода на пути сообщения общего пользования», т.е. действие указанного приказа не распространяется только на предприятия, имеющие технологический железнодорожный транспорт.
В свою очередь согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт необщего пользования представляет собой совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»:
Таким образом, предприятие, являясь грузоотправителем (грузополучателем), становится участником перевозочного процесса.
На основании п. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»: владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 11.03.1994 г. № 13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
Ответ.
На сегодняшний день Приказами Минтранса определены три вида аттестации для предприятий железнодорожного транспорта необщего пользования, предусмотренные:
Согласно п. 8 Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационной комиссии, утв. Приказом Минтранса от 11.07.2012 г. № 230, внеочередная аттестация работников проводится в случаях:
1) ввода в действие новых или изменения действующих технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе;
2) несоблюдения требований технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе, повлекших нарушение безопасности движения.
Согласно п. 8 Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии, утв. Приказом Минтранса РФ от 11.07.2012 г. № 231, внеочередная аттестация работников проводится в случаях:
1) ввода в действие новых или изменения действующих нормативных правовых актов в области безопасности железнодорожного транспорта;
2) внедрения новых технических устройств (оборудования) или технологий;
3) восстановления на работе;
4) перерыва в работе более шести месяцев;
5) нарушения безопасности движения вследствие несоблюдения требований правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
— дисквалификации руководителей предприятий – не было таких случаев.
— административное приостановление деятельности – в 2016 году к юр. лицам в качестве меры административного воздействия было применено 5 ад. пр. деятельности, в 2017 – 2.
а) Приказ МПС РФ от 17 ноября 2000 г. № 28Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» –
Ответ. Приказом Минтранса России от 13 декабря 2016 г. № 375 «О признании не подлежащим применению приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. № 28Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» Приказ МПС РФ от 17 ноября 2000 г. № 28Ц признан не подлежащим применению, Приказом Минтранса России от 10 февраля 2017 г. № 47 приказ Минтранса России от 13 декабря 2016 г. № 375 отменен, но, так как Приказ Минтранса России от 10 февраля 2017 г. № 47 официально опубликован не был, следовательно, Приказ МПС РФ от 17 ноября 2000 г. № 28Ц применению не подлежит.
Б) Инструкция по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций, утв. приказом МПС от 20.08.1999 № ЦД-682 не отменена, но Приказом № 145 Минтранса внесены изменения в ПТЭ:
в соответствии с пунктом 9.4 главы I ПТЭ:
«9.4. Составление техническо-распорядительных актов железнодорожных станций осуществляется в соответствии с приложением № 10 к настоящим Правилам», т.е. порядок составления ТРА станций утвержден Приложением № 10 к ПТЭ.
Вопрос. Каким источником информации пользоваться, когда нужны данные о документах РЖД (действует или нет), распространяющихся на пути необщего пользования?
— внутренние документы ОАО «РЖД» (распоряжения, приказы и пр.) на пути необщего пользования не распространяются, нормативными для сторонних организаций не являются, перечень нормативных правовых актов, исполнение которых проверяется Ространснадзором, утвержден приказом Ространснадзора от 18.10.2016 № СС-1097фс и размещен на официальном сайте Ространснадзора в разделе «Перечни обязательных требований».
Культура безопасности движения – введен ОАО «РЖД», является внутренним корпоративным термином, определяющим совокупность заинтересованного отношения персонала к безопасности движения, понимания им проблем в этой области и ответственного поведения работников при обеспечении всех видов безопасности.
Индикатор риска – в соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ: утверждаемые федеральными органами исполнительной власти параметры, соответствие которым или отклонение от которых сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю. На настоящий момент не утверждены, есть только проект.
Ответ: Положение Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества П.15.01-2009.
Ответ: Назначенный срок службы согласно статье 2 Технического регламента таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТРТС 001/2011) — это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от технического состояния, что определяется техническими условиями завода изготовителя данного подвижного состава, следовательно, эксплуатация подобных вагонов представляет угрозу безопасности движения.
Технический регламент таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТРТС 001/2011), утв. решением комиссии таможенного союза от 15.07.2011г. №710.
Технический регламент таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТРТС 003/2011), утв. решением комиссии таможенного союза от 15.07.2011г. №710.
Ответ. Пункт 11 Приложения № 11 к Приложению № 8 (Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ) Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министра России от 21.12.2010 №286 гласит:
разъединение и соединение тормозных рукавов и других межвагонных электрических соединений на железнодорожных станциях производится работниками пунктов технического обслуживания вагонов или другими работниками, установленными, в зависимости от местных условий, технологическим процессом или ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
При производстве маневров разъединение или соединение тормозных рукавов производится составительскими бригадами или кондукторами.
Разъединение и соединение тормозных рукавов при отцепке от состава и прицепке к составу поездного локомотива производит локомотивная бригада, а при обслуживании локомотива одним машинистом выполнение этих операций производится осмотрщиком вагонов.
Ответ. Подпункт 3 Пункта 30. Приложения №11 к Приложению №8 (Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ) Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министра России от 21.12.2010 №286, гласит:
Порядок закрепления вагонов и составов, в зависимости от местных условий, указывается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, где должно быть установлено, как должны закрепляться на каждом железнодорожном пути вагоны и составы поездов, кто должен выполнять эти операции, а также изымать средства закрепления из-под вагонов или отпускать ручные тормоза и кому докладывать о выполнении указанных операций.
Ответ. п.1 Приложения к Указаниям МПС России от 20.02.1992 г. № С-175у гласит:
Учет тормозных башмаков, получаемых предприятиями (структурными единицами, подразделениями) железнодорожного транспорта со складов (баз) материально – технического обеспечения, из ремонта и выдаваемых для пользования, производится в Книге инструмента строго учета ф. ПУ-80а, которая ведется в месте постоянного хранения тормозных башмаков (кладовой) лицами, уполномоченными руководителями для выполнения этой работы.
О выдаче тормозных башмаков из кладовой в данной книге делается запись, в которой указывается количество и номера выдаваемых тормозных башмаков, место их использования, дата выдачи и удостоверяется росписью работника, получившего тормозные башмаки.
п.4.4 Указаний МПС С-5668у от 17.05.94 «О соблюдении единых требований по организации обслуживания и обеспечению безопасности движения на подъездных путях» гласит:
Указывается (прим. в инструкции о порядке обслуживания и организации движения), кто является ответственным за закрепление и изъятие тормозных башмаков при подаче, уборке вагонов на выставочном пути), например, составитель станции) и при выполнении грузовых операций, а также за сохранность тормозных башмаков (например, сменный мастер подъездного пути).
9. Какие квалификационные требования предъявляются к председателю (членам) аттестационной комиссии, сформированной работодателем в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 11.07.2012 г. № 231?
Приказом Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 231 «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии» и ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» не установлены квалификационные требования к аттестационной комиссии. Однако, согласно п. 2 р. 1 Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии, утв. Приказом Минтранса РФ от 11.07.2012 г. № 231, установлено что, задачами проведения аттестации работников являются:
— обеспечение безопасности движения;
— повышение качества и эффективности работы при эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования.
На основании п. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»: владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 11.03.1994 г. № 13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» (далее – приказ № 13/11) исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
Таким образом, считаем, что председателю и членам аттестационной комиссии необходимо иметь профессиональное образование, повышение квалификации и своевременно проходить аттестацию в соответствии с приказом № 13/11.
Дата последнего изменения 15 октября 2021 05:37
8 Порядок действий при выявлении схода подвижного состава
При выявлении схода подвижного состава помощник машиниста обязан немедленно произвести закрепление хвостовой части поезда, согласно нормам закрепления, ограждение места схода, согласно нормам ограждения и доложить машинисту поезда.
Машинист поезда, получив информацию о сходе подвижного состава, обязан:
— включить красные огни буферных фонарей;
— обеспечить установленным порядком ограждение поезда;
— доложить ДНЦ (ДСП, ограничивающих перегон);
Осмотреть место схода и передать ДНЦ (ДСП) уточнённые данные: перегон, километр, пикет, номер поезда, есть ли пострадавшие, сколько единиц находится в сошедшем состоянии, из них, сколько лежит на боку, есть ли сход локомотива, какой вагон сошел первым по счету от головы или хвоста поезда, род подвижного состава, груженые или порожние вагоны, есть ли повреждения и утечка груза. Наличие габарита по соседнему пути. Состояние контактной сети. Необходимость отключения напряжения, в том числе и по смежному пути.
При наличии парений, утечки груза, подходить для осмотра не с подветренной стороны.
Характер местности (высота насыпи, наличие кривой, уклон, болото, мост и т.д.). Возможность подъезда восстановительной техники, включая и автотранспорт.
Получить подтверждение переданного сообщения, записав время, кому передана информация.
В дальнейшем руководствоваться указаниями дежурного по станции и поездного диспетчера.
9 Действия локомотивной бригады при выявлении падения давления в тормозной магистрали или торможения отдельного вагона в пассажирском поезде
9.1 Порядок действий при выявлении открытия стоп-крана в пассажирском поезде.
После отправления поезда проводники пассажирских вагонов должны убедиться в отпуске тормозов вагонов и отсутствии постороннего стука и результатах осмотра доложить начальнику пассажирского поезда.
Машинист локомотива действует на основании решения о дальнейшем следовании, принятого совместно с начальником поезда. Начальник поезда по факту и о причинах срыва стоп-крана составляет акт установленной формы, который передает машинисту при остановке поезда на станции по графику движения.
9.2 Если в процессе управления тормозами пассажирского поезда при выполнении служебного торможения разрядкой на 0,5-0,6 кгс/см² (0,05-0,06 МПа) происходит глубокая разрядка тормозной магистрали поезда, то вероятной причиной является неисправность ускорителя экстренного торможения воздухораспределителя усл.№ 292. После остановки и отпуска тормозов поезда повторно выполнить служебное торможение с разрядкой тормозной магистрали на 0,5 – 0,6 кгс/см² (0,05-0,06 МПа). При падении давления в тормозной магистрали поезда ниже 4 кгс/см² выключить все ускорители экстренного торможения, постановкой переключателя воздухораспределителя усл. № 292 в положение «УВ». Следовать до пункта осмотра пассажирских вагонов, где неисправность должна быть устранена работниками вагонного хозяйства.
9.3 Во время ведения поезда при нахождении ручки крана машиниста в поездном (II) положении и положении отпуска (I), по цепи электропневматического тормоза должен проходить переменный ток, при этом должна гореть сигнальная лампа с буквой «О», а источник питания должен обеспечивать напряжение не менее 50 В.
При постановке ручки крана машиниста в тормозные положения в цепь ЭПТ подается постоянный ток 50В полярностью (+) в рабочий провод, (-) на рельс, горят сигнальные лампы «О» и «Т». При этом положении рост давления в тормозном цилиндре подвижной единицы происходит в среднем на величину 1кг/см 2 в течение 1 сек (регламентирует калиброванное отверстие в седле тормозного клапана 1,8мм).
При постановке ручки крана машиниста в III или IУ положения, (перекрыша) изменяется полярность постоянного тока на (-) в рабочем и (+) на рельс, горят сигнальные лампы «О» и «П».
В пути следования машинист должен контролировать нормальное действие электропневматического тормоза по сигнальным лампам, а при дублированном питании – по показаниям амперметра в положении перекрыши, которые не должны изменяться в процессе ведения поезда в сторону уменьшения более чем на 20 %. При большем отклонении показаний, падении напряжения на источнике питания в положении торможения ниже 45 В, при недостаточной эффективности электропневматического тормоза или неудовлетворительной плавности торможения, самопроизвольном наполнении тормозных цилиндров, а также при погасании сигнальной лампы перейти на пневматическое управление тормозами.
При остановочных торможениях электропневматическим тормозом перед запрещающими сигналами торможение следует производить постановкой ручки крана машиниста в V положение, по достижении необходимого давления в тормозных цилиндрах ручку крана следует перевести в III положение (перекрыша без питания магистрали)
Если при движении поезда произошло самопроизвольное торможение ЭПТ с наполнением тормозных цилиндров до максимального давления 3,8-4,0 кг/см 2 (0,38-0,4 МПа), локомотивная бригада обязана выключить питание цепей ЭПТ тумблером на пульте машиниста и АЗВ ЭПТ. Отсутствие отпуска ЭПТ тормозов указывает на наличие постороннего питания. При вынужденной остановке локомотивная бригада обязана немедленно информировать машинистов вслед идущих поездов, ДСП станций ограничивающих перегон, вызвать ЛНП и ПЭМ обслуживающих поезд. Для отыскания неисправности, между контактными пальцами соединительных рукавов усл.№ 369А локомотива и первого вагона вставить диэлектрическую прокладку, если отпуск тормозов не произошел выполнить отсоединение проводов №1 и №2 в клеммной коробке на буфере локомотива. При отрицательном результате произвести осмотр поезда, обращая внимание на расстояние розеток низковольтных цепей вагонного оборудования до головок соединительных рукавов. Одновременно используя диэлектрическую прокладку производить размыкание контактных пальцев соединительных рукавов между вагонами для поиска вагона с посторонним источником питания или неисправным воздухораспределителем усл.№ 305. Если неисправность не обнаружена произвести перекрытие разобщительных кранов тормозной магистрали в середине состава и разъединение соединительных рукавов для выявления неисправного участка, в первой или второй половине состава. После чего, поочередным последовательным разъединением соединительных рукавов выявить неисправный вагон, и вскрыв клеммную коробку ЭПТ подвагонного оборудования отсоединением от шпилек проводов №1 и №2 отключить электровоздухораспределитель. Необходимо учитывать, что шпилька провода №1 имеет резьбу М8, провода №2 – М6.
Перед отправлением выполнить сокращенное опробование автотормозов.
В пункте смены локомотивных бригад составить совместный акт по обнаруженной неисправности. В комиссионном осмотре принимают участие ТЧМ (ТЧМИ), ЛНП, ПЭМ и работник вагонного хозяйства.
9.4 В случаях выявления в пассажирском поезда отдельного вагона с заторможенными колесными парами, необходимо:
– после остановки поезда на перегоне или станции привести в действие вспомогательный тормоз локомотива и отпустить тормоза поезда краном машиниста усл. № 395;
– выявить вагон с не отпущенным тормозом;
– проверить, не приведен ли в действие ручной тормоз вагона;
Если поезд следовал на пневматических тормозах, проверить действие пневматического воздухораспределителя вагона усл. № 292 путем опробования тормозов, с замером времени отпуска, которое должно составлять не более 25 сек.
Если отпуск тормоза вагона (после его принудительного отпуска поводком) не произошел, то причиной может быть неисправность механической части электровоздухораспределителя усл. № 305. Необходимо при перекрытом разобщительным кране от тормозной магистрали к воздухораспределителю, соблюдая требования техники безопасности, вывернуть пробку тормозного цилиндра (тормоз вагона должен отпустить). При невозможности выкручивания пробки из крышки тормозного цилиндра, для его отпуска (предотвращения повторного наполнения), ослабить крепление по фланцу электровоздухораспределителя усл. № 305 к рабочей камере(три болта) и выпустить воздух. Произвести отключение проводов ЭПТ №1 и №2 в клеммной коробке. Выполнить сокращенное опробование тормозов поезда и следовать до ближайшего ПТО на пневматическом управлении тормозами, где неисправность должна быть устранена.
Когда при выпуске воздуха из тормозного цилиндра его шток под действием возвратной пружины не садится на место возможной причиной может быть излом возвратной пружины штока ТЦ, заедание штока в ТЦ из-за отсутствия смазки или в зимнее время наличия льда, заедание ТРП. Для устранения неисправности соблюдая требования охраны труда выбить валик тормозной рычажной передачи к тормозному цилиндру. Убедиться в отходе колодок от поверхности катания колесных пар и надежном креплении ТРП.
В случаях неисправности пневматического тормоза на одном из двух хвостовых вагонов заказать вспомогательный локомотив.