какую ткань используют для батика
Выбираем ткань для батика.
Дальше я буду рассказывать о каждом виде с точки зрения использования шелка в жизни: как носится, драпируется и т.д., и с точки зрения художника: насколько приятна ткань в работе.
Скорей всего при слове «шелк» вы представили себе атлас. Именно он, король шелков, воплощает в себе все лучшее: благородный блеск, мягкость, красивые складки, игру цвета. Правда, некоторые не любят его за скользкость и чрезмерную нежность. На тонком атласе довольно просто поставить зацепку или сдвинуть волокна при стирке. Поэтому в своих работах я чаще использую атлас плотностью 14. Он не намного тяжелее атласа 12плотности, но при этом его основные нити расположены более плотно и полотно не так легко травмировать.
Я люблю атлас за то, что краски на нем легко растекаются, цвета выглядят ярче, чем на других шелках, и атлас всегда сохраняет мягкость. Не люблю за тянучесть. Довольно сложно бывает изобразить на атласе прямые линии, особенно ближе к краю, который невозможно натянуть идеально ровно. К тому же у атласа есть лицо и изнанка, не очень удобно для платков.
Крепдешин.
Этот шелк как раз для тех, кто не любит блеск и скользкость. Крепдешин имеет чуть шероховатую поверхность (которая все равно остается шелковой, ее не сравнить со льном, например). А не любят его как раз за эту шероховатость и отсутствие блеска. Каждому свое. При этом он мягкий и легко драпируется.
У меня бывают периоды большой любви к крепдешину, когда я отдаю должное его способности держать линию при свободной росписи, мягкости и сдержанности. Нет блеску и роскоши атласа, даешь благородство крепдешина!)) Но есть у него и свои недостатки: он тянется гораздо больше атласа, то есть с прямыми линиями еще сложнее, и может заметно сократиться в размерах после снятия с рамы и стирки.
Саржа или твил.
Признаюсь, я затеяла эту статью ради саржи Сейчас это моя любимая ткань, но поскольку раньше я ее не использовала, мои заказчики, возможно, мало с ней знакомы. Поэтому я ее немножко понахваливаю. Итак саржа подобно туалю мало тянется, поэтому на ней возможна самая замысловатая роспись, обладает легким блеском и интересной фактурой. Она мягкая и хорошо драпируется. Одинакова с двух сторон. И особый момент, платки Hermes по большей части делаются именно из саржи.
Недостатки. я в своей влюбленности их пока не вижу. Ну, возможно, вы просто не любите саржу, а любите атлас.
Шифон я почти не использую, но иногда случается, поэтому опишу. Шифон тонкая, чуть шероховатая ткань. Хорошо подходит для одежды, поскольку не скользит. Например для тонких накидок. Или для платков. Большой-пребольшой шифоновый платок можно упаковать в маленькую-премаленькую сумочку и достать в нужный момент. Удобно для летних путешествий.
В работе я шифон не люблю. Он слишком тянется, быстро сохнет, краска на него ложится не очень равномерно. Возможно, я просто не умею его готовить:)
Не 100% шелковые ткани.
Я люблю работать с шелком. Для меня, как для художника, это идеальный холст, на которым краски текут и играют и работа движется с удовольствием. Другие ткани это сложная территория, иногда она подсказывает новые интересные решения, иногда просто добавляет сложностей. Но бывает же что и шелк приедается и хочется чего-то новенького, необычного.
Батист, хлопок/шелк.
Интересная ткань. Не блестящая, мягкая, с интересной фактурой. Хорошо драпируется. Для меня это «зимняя» ткань, хотя она достаточно тонкая и подойдет для летних вещей тоже.
Поскольку краски хорошо растекаются на батисте, он может использоваться для росписи в классических техниках батика. А его чуть шероховатая поверхность прекрасно подходит для свободной росписи. Надо учитывать, что цвета на батисте получаются более приглушенными, чем на 100% шелке.
Шерсть/шелк.
Зимняя ткань. Грубоватая на вид, с выраженной фактурой, но довольно мягкая. Отлично подходит для свободной росписи, а вот классический холодный батик на ней выполнить довольно сложно.
Вот такие ткани я использую. Почти любой платок или шарф может быть повторен на другом виде ткани, чем он был выполнен изначально. Поэтому не стесняйтесь предлагать новые решения, возможно это пойдет на пользу старому сюжету:)
Батик. Часть 2.
Вторая часть из четырех, со старого сайта (2005 г.)
Что нам потребуется:
Шелк – самый лучший вариант. Для изготовления предметов одежды и аксессуаров – идеален. Цена выше, зато работать с шелком интереснее, появляется больше возможностей.
В продаже есть всевозможные шелковые ткани – жаккард, фактурный шелк, атлас-стрейч, дикий шелк. Но роспись по ткани со сложной фактурой более трудоемка, и, для батика, как правило, выбирают все те же классические туаль, атлас, крепдешин.
Чтобы расписывать ткань, ее необходимо закрепить на рамке или пяльцах.
Пяльцы – удобный вариант для небольших по размеру работ или для росписи фрагмента одежды.
Но чтобы проникнуться всем великолепием батика, нужен больший размер, и здесь понадобится рама.
Выбирайте – сколотить самим подрамник нужного размера или купить уже готовую.
Готовые специальные рамы для батика удобны тем, что они, как правило, раздвижные – можно установить любой размер. А еще они бывают со специальными приспособлениями для натяжения ткани (крючочки, дырочки для кнопок и т.п.).
На фото 2 варианта. Набор в темной коробке уже не выпускается, но еще продается в некоторых магазинах. В светлой коробке – новинка, изменилась форма баночек и упаковка. Содержание осталось прежним. Особенно понравилась инструкция, входящая в набор, где все технологии описаны сжато, четко и понятно.
В состав набора входит пять красок (красная, желтая, зеленая, синяя, черная), стеклянная трубочка и резерв в тюбике. Трубочка и резерв используются в холодном батике. Про них написано ниже.
Обратите внимание – резерв в тюбике более густой, чем это нужно для работы, очень рекомендую купить дополнительную баночку резерва.
Дополнительно к пяти краскам, входящим в набор, можно отдельно купить еще краски: оранжевую, алую, бирюзовую, пшеничную, красно-коричневую и фиолетовую.
Плюсы таких красок. Во-первых, доступность. Набор «Хобби-батик» продается очень во многих местах. Поищите в ближайшем магазине канцтоваров. Недорогая цена. Идеально для того, чтобы учиться..
Плюс также и в том, что после высыхания, их можно разбавлять водой. Но не злоупотребляйте! Разводить бесконечно высохшие краски, конечно, не стоит – ухудшится их качество.
Краски эти необходимо запаривать, и минус таких красок – риск, что при запаривании краска потечет. На ткани краска держится не очень хорошо. Если вы собрались расписывать предметы одежды, то не исключены неприятные сюрпризы при стирке и запаривании. А для панно на стену краски вполне подходят – за годы, проведенные на стенах солнечной комнаты, мои работы так и не выгорели.
Еще из отечественных красок, которые необходимо запаривать, нужно упомянуть про анилиновые краски в таблетках, продающиеся в хозяйственных магазинах. Плюсы и минусы остаются те же – доступная цена, но риск испортить работу при запаривании.
Теперь про краски «под утюг»
Совсем недавно «Гамма» выпустила наборы акриловых красок для ткани – 5 или 9 красок, резерв, трубочка, инструкция (фото взяты из буклета «Гаммы»).
И еще можно докупить дополнительно другие цвета по отдельности. Всего 25 оттенков, из них 9 – флюоресцентные (ну очень яркие).
Плюсы те же – доступность по цене, удобно учиться, яркие и насыщенные цвета, удобно закреплять. Возможно, они уже появились в «ближайшем магазине канцтоваров».
Импортные краски под утюг. Я пользовалась немецкими красками “Javana” и “Marabu”. Очень хорошие, яркие, прекрасный выбор цветов. Испытала приступ удивления, когда отутюженный батик не окрасил воду, в которой я его стирала.
Совет. Если покупаете такие краски, не надейтесь купить несколько основных цветов и, смешивая, получить остальные оттенки. Лучше купить именно те, которые будут в вашей работе, и смешивать как можно меньше! Цвета уже сложные, и при смешивании может получиться грязь.
Краски фиксируются утюгом, при этом очень устойчивы, прекрасно держатся на ткани, не выгорают и не отстирываются. Высокое качество по высокой цене.
“Javana” и “Marabu” очень известные марки, но существует еще много фирм-производителей красок, резервов и прочих материалов для батика.
Не забывайте уточнять у продавцов способ закрепления красок, для чего и как используется краска. Здесь везде речь идет о красках жидких, “silk”, «для шелка», а еще бывают покрывные, густые – “textil”, «для текстиля». Они наносятся на ткань, не растекаясь. Это совсем другая технология росписи.
Например, отечественные акриловые (густые) краски, такие как Olki.
Внимательно читайте инструкции – в них может быть ограничение по составу ткани – например, краска только для натуральных тканей или в смесовых тканях строго ограничивается процент синтетики.
Как наносить красители на ткань.
Краски «для запаривания» обычно очень концентрированные. Их предварительно разводят. Для холодного батика краски рекомендуют разбавлять раствором соды (1 чайная ложка на стакан кипяченой воды) в пропорции 1:1. Для горячего батика – просто водой. Растворы хранят не более двух дней.
Для растворов красок заранее запаситесь пластиковыми баночками, стаканчиками из-под творожков-йогуртов.
Краски «под утюг» после высыхания уже не используют. И использовать для них дополнительные емкости, вроде пластмассовой палитры – только тратить время на отмывание оной, так как краска в процессе работы очень быстро высыхает. Удобно набирать кистью прямо из банки, и уже смешивать на блюдце или в той же пластиковой баночке.
Чем наносится краска.
Кисточки – как в акварели – круглые, мягкие (белка, колонок), большие – для покрытия больших площадей, маленькие – для «ювелирной работы». Не забываем тщательно промывать их после работы. Особенно после красок «под утюг».
Если нужно покрыть ровно большую поверхность, можно использовать поролон (отрежем от хозяйственной губки), или вату, намотанную на палочку, карандаш, или вилку. Можно закрепить тампон нитками. Использование ватного тампона вместо кисти очень актуально в горячем батике. Когда краска наносится поверх воска, кисть можно легко повредить, «засалить» об провощенную поверхность ткани.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГОРЯЧЕГО БАТИКА
В горячем батике участки ткани, куда не должна попасть краска, покрывают расплавленным воском. В классическом батике использовали натуральный воск, теперь под воском подразумеваются парафиновые или стеариновые свечи. Продаются все в тех же хозяйственных магазинах. Самые обыкновенные хозяйственные свечи. Чем бесцветнее, тем лучше.
У трубочек тонкий носик – от его диаметра зависит ширина линии, и расширение – резервуар для резерва. Трубочки очень хрупкие, поэтому лучше сразу купить несколько.
При покупке трубочек обращайте внимание на носик. Абсолютно одинаковых трубочек не встречала, и каждая из них делает свою линию.
Чтобы набрать резерв в трубочку, в инструкциях рекомендуют воспользоваться резиновыми грушами. Но на практике вдувают собственными легкими. Не торопясь и очень осторожно! Для работы вполне достаточно наполовину заполнить выпуклый резервуар трубочки.
Плюсы импортного резерва – разнообразные оттенки, в том числе и золотистые-серебристые, нейтральный запах, просто разбавить водой, просто отмыть трубочку.
Минус же перекрывает многие плюсы. Он не достаточно хорошо «держит» краску.
Видимо, это происходит из-за того, что он растворяется водой. Например, если покрыть ткань обильно краской или водой с двух сторон от линии контура – тот, что растворяется бензином, выдержит такой «напор», так как от воды не растворяется. Пропустить краску он может только там, где контур прерывается, либо в том случае, когда краска перетекает поверх контура. А если то же самое попробовать сделать с резервом, растворяемым водой, то раствор краски начнет и окрашивать контур, и, как мне показалось, подмывать его. В итоге краску он сдерживает как-то произвольно, непредсказуемо, появляются неприятные протечки.
Поэтому начать лучше всего будет с проверенного «Гаммовского» резерва.
Из минусов такого резерва – только малоприятный запах, и то, что отмывать его с трубочек необходимо не водой, а тем же бензином или растворителем.
До недавнего времени «Гамма» выпускала только бесцветный резерв, а теперь к нему добавились новинки – красный, синий, зеленый и черный (а позже еще и золотой, серебряный и медный).
Холодные резервы для батика, в граммах.
Резиновый клей 200 200 200 200 215
Бензин 250 250 250 250 200
500 500 500 502 500
Итак, нам понадобятся
— ткань;
— рама и кнопки (или пяльцы);
— краски;
— кисточки;
— для горячего: воск (свечи), кисти для воска и техническая посуда (жестяная банка и миска) и газеты;
— для холодного: резерв и трубочка (либо резерв в тюбике);
А также нам понадобятся фен (для сушки), утюг, электроплитка (или плита), уксус (для полоскания и запаривания), бензин, растворители, емкости для разведения красок или резерва. Всегда под рукой тряпочки-салфетки.
Теперь о технике безопасности!
Меня постоянно преследует информация о вреде материалов, с которыми работают при создании батиков. Говорили, что страшно вредны анилиновые красители (я в меру своей химической безграмотности считала все отечественные краски для ткани анилиновыми), жуткие вещи прочла про пары парафина (в горячем батике, когда свечки растапливаются на водяной бане) – умоляю, не дышите над ним! Сама с трудом переношу запах бензинорастворимого резерва.
Вывод – обязательно и всегда работать в хорошо проветриваемом помещении. Это очень важно!
Если передумали делать батик из-за «вредности», то обратите внимание на то, что все материалы продаются свободно, и при этом как материалы для хобби. На курсах и в студиях батиком занимаются дети и беременные женщины.
Бояться не стоит, но осторожность лишней не бывает.
Обратите внимание также на то, что все, с чем Вы будете работать – бензин, парафин – являются легко воспламеняемыми веществами. Краски по текстилю даже находятся в запрещенном списке при отправлении посылок почтой, как огнеопасные.
И воск разогревать будет гораздо безопаснее на электроплитке, чем на открытом огне.
Какую ткань используют для батика
Для росписи в технике батик подходит множество различных тканей. Выбор ткани для батика зависит в первую очередь от назначения произведения (одежда или часть интерьера), от вида батика (горячий, холодный, узелковый или свободная роспись), а также от выбранного красителя.
Для горячего батика принято использовать хлопчатобумажную ткань, лен или вискозу (штапель), ведь воск и термическая обработка могут повредить структуру шелка. Качество и фактура ткани для батика определяется назначением готового изделия.
Для холодного батика или свободной росписи прекрасно подходят тонкие материалы (шелк или шерсть), но лучшим вариантом являются тонкие полупрозрачные ткани для батика с шероховатой поверхностью – крепдешин, креп-жоржет, туаль, креп-шифон, которые прекрасно впитывают воду и не изменяются при закреплении утюгом или выпариванием. По ним краска растекается ровно, однако при натяжении на подрамник они немного растягиваются.
Крепдешин – самая подходящая ткань для росписи в технике батик. Для декоративных изделий, вечерних платьев и мужской одежды подойдет вискозный атлас.
Все выше перечисленное – не жесткие правила. Любой материал, легко пропускающий резерв, подойдет для холодного батика.
Искусственный шелк имеет один недостаток, на нем расплывается резерв. В остальном: на подрамнике не растягивается, краска впитывается хорошо. Искусственные ткани для батика (нейлон, капрон или подкладочная) прочны, но хуже впитывают краску.
Почему так важен однородный состав ткани для батика? В любом смешанном материале окрашиваются только натуральные волокна и цвет становится блеклым.
Важно! Вид краски должен сочетаться с определенной группой волокон.
Ткань для батика начинающим.
Неопытным художникам стоит избегать материй с фактурной поверхностью или сложного плетения, ведь краска или резерв может не полностью пропитать ткань.
«Чистый» шелк стоит внушительную сумму и не годится для тренировок и первых работ. Первые эксперименты в батике лучше делать на обычных х/б материалах – ситец, полотно, бязь, батист. Ведь для начинающих неудачи неизбежны, а испортить недорогой ситец не так обидно, как загубить натуральный шелк.
Важно! Если ваш выбор пал на ткань для батика, не указанную выше, это не значит, что она не годится для батика. Не бойтесь экспериментировать.
Подготовка ткани к росписи.
При подготовке к росписи ткань необходимо тщательно постирать в теплой воде с хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать порошки и кондиционеры, так как последние содержат множество химических добавок. Во время стирки из материи убирается аппретура – состав из мыла, жира и воска, которым пропитывается ткань для придания товарного вида. Стирка смягчает материал, что позволяет краске быстрее впитаться и растечься по поверхности.
Завораживающий мир батика: основные техники, материалы и инструменты
Я думаю, что эта статья будет полезна и интересна всем любителям батика, а также новичкам, которые еще только собираются познакомиться с этим удивительным искусством — росписью ткани.
Идея для статьи созрела у меня после очередной выставки. И в интернете мне часто задают вопросы будущие ученики: какой техники лучше начать обучение, какие красители используются в батике? У меня есть статья про основные типы красителей >>
Хочу отдельно отметить, так как часто задают такой вопрос, что тип красителя, который вы выберете для работы с тканью, совершенно не имеет никакого отношения к самой технике росписи. Тип красителя важен при выборе ткани, на которой вы собираетесь работать.
Итак, перейдем к самим техникам росписи в батике.
Самая распространенная техника и техника, с которой обычно начинается обучение батику — «Холодный батик». Еще можно встретить название «Европейский батик». Основа техники состоит в том, что с помощью стеклянной трубочки (или тубы) наносится специальный резервирующий состав, чтобы создать замкнутый контур рисунка. Далее, внутри этого замкнутого контура, идет роспись элементов красителями.
Вам понадобятся для этой техники следующие материалы и инструменты.
1. Шелк (хлопок, шерсть).
2. Красители для ткани.
3. Резервирующий состав (может быть цветным).
4. Стеклянная трубочка для нанесения резервирующего состава.
5. Рама для работы с тканью.
Чем-то эта техника похожа на витражную роспись. Вариантов росписи внутри контуров тоже много. Это может быть очень живописно, а может быть однородно. Батик тем и интересен, что позволяет даже в пределах одной техники варьировать конечный результат. Работа может иметь очень живописный вид, а может декоративно-прикладной.
Вторая, очень распространенная техника — горячий батик. Называется она так, не потому что мы закрепляем красители паром (мне часто задают такой вопрос), а потому что мы создаем рисунок с помощью горячего, расплавленного воска. Собственно горячий батик — прародитель всего батика. В Индонезии, откуда к нам пришел батик, расписывали хлопковые ткани с помощью красителя и горячего воска.
Вам понадобятся такие материалы и инструменты.
1. Шелк (шерсть, хлопок).
2. Свечи бытовые (воско-парофиновые), расплавляются на водяной бане.
3. Красители для ткани.
4. Чантинг и кисти для работы с воском (щетина).
5. Кисти для красителей.
6. Рама для работы с тканью.
Основа методики —послойное закрытие воском нужных мастеру участков, работа идет от светлого к темному. Очень важно в этой технике уметь просчитывать красочные слои, ведь красители для батика смешиваются между собой. Это значит, что если у вас первый слой красный, то при нанесении следующего синего слоя, он у вас не получится, а получится фиолетовый. Все это и многие другие нюансы вам расскажет мастер на мастер-классе.
Шибори или узелковый батик, иногда встречается в интернете название Тай-Дай. Очень распространенная техника, техника которая подходит абсолютно всем, ведь уметь рисовать в ней совершенно не нужно! Рисунок создается с помощью хитрых сложений и завязываний ткани. Вариантов рисунка огромное множество. Причем каждый раз рисунок получается немножко не таким, даже при использовании одного и того же сложения и одних и тех же красителей. Поэтому мастера всегда пишут под такими работами, что повтор невозможен, а возможна работа в примерно такой цветовой гамме.
1. Шелк (хлопок, шерсть).
2. Красители для ткани.
Самое главное в этой технике — уметь красиво подбирать цветовые сочетания. Заниматься в подобной техники можно вместе с детьми, даже маленькими. Испортить работу невозможно.
Техника свободной росписи уже для «продвинутых пользователей». Эта техника очень похожа на акварельную, за исключением того, что красители сильно растекаются по шелку. И задача мастера как раз и состоит в том, чтобы суметь эту краску «усмирить», заставить течь и растекаться так, как нужно мастеру для создания определенного рисунка.
Нам понадобится для данной работы.
1. Шелк (хлопок, шерсть).
2. Красители для ткани.
4. Рама для работы с тканью.
Отдельно хочу отметить, что есть разновидности этой техники — роспись по солевому грунту, когда шелк перед работой грунтуют крепким солевым раствором. За счет этого краситель практически перестает растекаться по ткани, а после высыхания красителя на рисунке проступают красивые точечки- кристалики соли.
И еще для техники свободной росписи, производители предлагают нам различные грунты-антирастекатели. На загрунтованной таким составом ткани можно работать как акварелью по бумаге.
Отдельно от основных техник, хочу отметить технику эко-принта. Она отличается от основных тем, что рисунок получается не с помощью специальных красителей для батика, а с помощью натуральных пигметов растений и различных протрав.
Нам понадобится для такой работы.
1. Шелк (хлопок, шерсть).
2. Свежие листья различных растений.
Все описанные техники можно соединять в одной работе, что чаще всего опытные мастера и делают.
Надеюсь, что моя статья будет полезна новичкам и любителям батика.
Всем творческих успехов и хорошего настроения!