какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде

Вопросы и задания к главе III

Вопрос 1. Почему ислам стал мировой религией?

Ответ. Ислам распространился на таких обширных территориях благодаря арабским завоеваниям, хотя позже многие народы убедила именно проповедь (например, монголы ещё не знали поражений, когда приняли ислам).

Вопрос 2. Каково было влияние ислама на развитие Арабского халифата?

Ответ. Влияние определяющее. Именно благодаря исламу арабские племена объединились и завоевали обширные земли Византии и Ирана. Кроме того, без ислама не было бы самого названия «халифат», потому что сам титул халифа означает наместника пророка Мухаммеда основателя ислама.

Вопрос 3. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII—X веках на территорию Западной Европы?

Ответ. Викинги (из Скандинавии) и мадьяры (с территории современной Венгрии)

Вопрос 4. Заполните сравнительную таблицу «Империи раннего Средневековья в период расцвета». По окончании работы подведите итоги: выделите черты сходства и различия в развитии империй, которые вы сравнивали.

Вопросы для сравненияИмперия Карла ВеликогоВизантийская империя при ЮстинианеАрабский халифат при Харуне ар-Рашиде
Когда достигла расцвета?В начале IX векаВ VI векеКоней VIII – начало IX веков
Какую территорию занимала?территорию современных Франции, Германии, Австрии Голландии, Бельгии, Люксембурга, части Италии и небольшой части Испаниитерриторию всей северной Африки, Палестины, Сирии, Малой Азии, части Балканского полуострова. Южной Италии и Сицилии, небольшой части Испаниитерриторию Аравийского полуострова всей северной Африки, Палестины, Сирии, Ирана, многих островов
Средиземного моря
Какие народы населялифранки, лангобарды, бургунды, баварцы, саксы и др.греки, сирийцы, египтяне, берберы, славяне и др.арабы, греки, сирийцы, египтяне, берберы и др
Какова была
государственная религия
католичествоправославиеислам
Как управлялась?Император рассылал представителей своей власти – графовИмператор опирался на мощный аппарат чиновниковХалиф рассылал в отдаленные земли своих наместников
Какие цели ставили перед собой правители?Воссоздать Западную Римскую империюВоссоздать единую Римскую империюЗавоевать как можно больше земель и таким образом распространить там ислам
Кто был их основными военные противники?Саксы, даны, аварыСлавяне, иранцы, готыВизантийцы, хазары
Какими достижениями прославилась?Каролингское
возрождение
«Свод
гражданского права» Юстиниана
Алгебра, астрономия, медицина алхимия и другие науки

Вопрос 5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными арабами или распространёнными благодаря им, человечество пользуется до сих пор?

Ответ. Мы и сегодня пользуемся созданной арабами алгеброй, а также цифрами, которые арабы не изобрели (а взяли у индийцев), но распространили по миру.

Вопрос 6. Расположите в хронологической последовательности события истории арабов в VI-ΧΙ веках:

а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра);

б) вторжение арабов на Пиренейский полуостров;

в) правление Харуна ар-Рашида;

г) завоевание Багдада турками-сельджуками;

Вопрос 7. Чем прославился Ибн Сина (выберите правильные ответы): а) написал более ста научных трудов; б) написал поэму «Шахнаме»; в) догадался, что Земля движется вокруг Солнца; г) описал признаки различных болезней?

Источник

Харун ар-Рашид – самый знаменитый халиф Аббасидской династии

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Харун ар-Рашид /763, Рей – 809, Тус/ — пятый халиф Аббасидского халифата в 786-809 гг. Время его правления были временем экономического расцвета и победных походов против христианской Византии.

Отец – халиф аль-Махди (правил в 775-785 гг.), мать – аль-Хайзуран. Воспитателем ар-Рашида был Йахья ибн Халид из иранской династии Бармакидов. Бармакиды – знаменитый персидский род, из которого вышли многие советники и визири аббассидских халифов, — играли в политической и культурной жизни Халифата заметную роль.

Еще юношей Харун возглавил две военные экспедиции против Византии. Во время первого похода в 779-780 гг. арабами был взят город-крепость Самала, а во время второго похода в 781-782 гг. арабы в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода он назначается правителем Ифрикии (совр. Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана.

В 786 году ар-Рашид становится халифом и сразу же назначает своего воспитателя Йахью ибн Халида аль-Бармаки своим визирем. Вместе со своими сыновьями аль-Фадлом и Джафаром Йахья оставался у власти около 17 лет.

Известно, что халиф Харун ар-Рашид внес большой вклад в исламизацию провинций Дайлам и Табаристан. Также он усматривал свой главный религиозный долг в войнах с Византией. Арабо-византийские войны происходили при нем почти ежегодно, и во многих военных экспедициях он лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 году, воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун ар-Рашид овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко вглубь византийских владений. Императрица Ирина, сперва регентша малолетнего сына, а позднее правительница (797-802 гг.), вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 году император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии своего сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селений на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкары. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражений от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань.

Харун ар-Рашид был первым среди правителей-аббасидов, который обратил внимание на морское могущество. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.

Харун ар-Рашид постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он неоднократно совершал хадж и жестоко преследовал за всякое проявление ереси. В последний раз Харун ездил в Мекку в 804 году. Еженедельно, по пятницам, халиф произносил проповеди в столичной мечети в качестве главы мусульманской общины.

Халиф хотел сделать свою столицу не только центром могущественного государства, но главным очагом культурной жизни. Его бармакидские министры, при одобрении халифа, покровительствовали деятельности переводчиков, знакомивших мусульманское общество с трудами индийских, иранских и греческих авторов.

Во время его правления расцвела торговля. Мусульманские купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки, сделало его имя знаменитым во всем мире. В Европе даже сложилась легенда об обмене подарками Харуна и Карла Великого и предоставлении Карлу особых прав в Иерусалиме. Двор халифа был центром традиционных арабских искусств.

О личности Харуна ар-Рашида подробно написано в средневековых арабских источниках (труды ат-Табари, аль-Масуди и др.). Сказочный образ Халифа представлен в сказках «Тысячи и одной ночи».

Источник

Вопрос

4. Заполните сравнительную таблицу «Империи раннего Средневековья в период расцвета».

Государства: империя Карла Великого, византийская империя при Юстиниане, Арабский халифат при Харуне ар-Рашиде.
Вопросы для сравнения: Когда достигла расцвета? Какую территорию занимала? Какие народы населяли? Какова была государственная религия? Как управлялась? Какие цели ставили перед собой правители? Каковы были их основные военные противники? Какими достижениями прославилась?

По окончании работы подведите итоги: выделите черты сходства и различия в развитии империй, которые вы сравнивали.

Ответ

Сравнительная таблица «Империи раннего Средневековья в период расцвета».

Вопросы для сравненияимперия Карла Великоговизантийская империя при ЮстинианеАрабский халифат при Харуне ар-Рашиде
Когда достигла расцвета?814 год554 годконец VIII века
Какую территорию занимала?территории современных Франции, Германии, Нидерландов, Бельгии, Швейцарии, Австрии, а также север Италии и испанские ПиренеиБалканский п-ов, Малая азия, Ближний восток, Закавказье, Северная Африка, Южная Италия, Южная ИспанияАравийский п-ов, Центральная и Средняя Азия, Ближний восток, Северная Африка, Южная Италия, Пиренейский п-ов
Какие народы населяли?франки, баски, саксы, германские племена, лангобарды и др.греки (ромеи), арабы, иудеи, берберы, романское население западной империи, остготы, вестготы, славянеарабы, берберы, иудеи, тюркские племена, вестготы и др.
Какова была государственная религия?христианствохристианство (греческое)ислам
Как управлялась?неограниченная монархиянеограниченная монархиянеограниченная монархия (деспотизм)
Какие цели ставили перед собой правители?усиление централизации страны, восстановление Римской империивосстановление Римской империирасширение границ государства
Каковы были их основные военные противники?лангобарды, арабы, авары, саксы, баскииранцы, арабы, авары, славянские племена, остготы, вестготывизантийцы, иранцы, китайцы, франки
Какими достижениями прославилась?объединение страны, создание империи, развитие культурыстроительство Св. Софии, подавление восстания Ника, создание обширной империизолотой век арабской культуры

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ
задайте свой вопрос и получите ответ

Источник

Какую территорию занимал Арабский Халифат при Харуне ар-Рашиде?

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Харун аль-Рашид, правитель огромной исламской империи, был не только великим завоевателем, но и могущественным сувереном в глазах всего древнего мира. Благодаря его военному таланту и мудрости под властью Абиссидов оказались территории от Средней Азии до Марокко и южной Европы. Для укрепления границ своей империи Харун восстанавливал древние крепости, строил новые. В Месопотамии были возведены специальные опорные пункты, откуда совершались успешные набеги, это служило своего рода напоминанием византийцам об их недавних поражениях и об их обязательствах.

Арабские воины совершали периодические рейды в сердце Малой Азии. В своих походах они достигли Анкары (сегодняшняя столица Турции) и Эфеса, переодически нападая на юг Смирны и на провинции, завоеванные византийским императором Константином VI.

Карта империи при Харуне-аль-Рашиде выглядела следующим образом:

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

В Западной Европе похожие процессы пошли позже, в начале 14 века, и привели также к расцвету искусств и науки, появлению такого философского течения, как гуманизм.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

В то время, когда Европа изнемогала под бременем Темных веков, в Багдаде, столице Аббасидского халифата, открывается Дом мудрости, основной задачей которого было сохранение знаний, накопленных цивилизаций, продвижение и изучение многих академических дисциплин. И это был лишь один из многочисленных центров обучения, созданных во времена Золотого века ислама.

Образовавшись в 7 веке, уже через сотню лет мусульмане контролировали империю, простирающуюся от Испании до Китая. В это время торговля и знания свободно распространялись по империи, которая охватывала три континента.

Аббасиды усвоили самые передовые открытия и идеи завоеванных земель, из поздней античности, чтобы сформировать свою исламскую культуру, в которой нашли отражение взгляды самых разных этнических групп и религий.

Арабский мир изучал и поощрял изучение трудов как мусульманских, так и немусульманских ученых, которые добились значительных успехов в искусстве и литературе, науке, медицине и математике.

Изучив китайские технологии изготовления бумаги, арабские ученые попытались собрать и перевести все знания мира на свой язык, что привело к сохранению многих классических произведений древности Китая, Индии, Греции, включая Аристотеля и Платона.

Мусульманские писатели также комментировали, адаптировали народные сказки, сочиняли оригинальную литературу. Самым известным литературным достижением этой эпохи можно назвать сказки «Тысяча и одна ночь».

Арабские ученые внесли свой бесценный вклад в мировую науку: занимаясь химией и алхимией, они преуспели в астрономии и медицине.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Пик расцвета и могущества империи Карла Великого приходится на начало 9 века. После того как папа Лев, в благодарность за поддержку и защиту, короновал Карла как римского императора, государство, созданное к этому времени Карлом, представляло собой огромную процветающую империю, которая не только объединила большую часть народов Западной Европы, обеспечила выживание христианства, но и поощряла культурное и интеллектуальное возрождение.

На мой взгляд, пик расцвета Византийской империи при Юстиниане пришелся 532-542 годы, начиная с того момента, как был заключен так называемый «вечный мир» с Персией.

Получив от отца в наследство огромную империю, простирающуюся от Средиземного моря на западе до Индии на Востоке, в первые годы своего правления Харун ар-Рашид испытывал большое влияние со стороны матери. После ее смерти в 789 году, наступает пик расцвета его империи: несмотря на то, что время от времени то в Египте, то Сирии, то в других восточных провинциях происходили восстания, Харуну удавалось успешно подавлять их.

В 796 году Харун перенес свою столицу из Багдада в Ракку, где проходят последние 12 лет своего правления. Историки называют последний период правления Харуна ар-Рашида более слабым, участилось число восстаний, были созданы предпосылки для распада его империи в последующие пятьдесят лет.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Народы, которые населяли:

Византию при Юстиниане: время правления Юстиниана было отмечено крупной территориальной экспансией: были завоеваны территории в Северной Африке, Италии (включая Рим), некоторые части Западной Европы. В империи жили греки, египтяне, сирийцы, арабы, армяне, евреи, персы, славяне и турки.

Арабский халифат при Харуне-ар-Рашиде: простирался от территории современного Туниса через Египет, Сирию и Ирак до Ирана и бывшей советской Средней Азии. Оман, Йемен и большая часть современного Пакистана также находились в его владениях. Т.о., халифат населяли: арабы, египтяне, сирийцы, персы, армяне, азербайджанцы и др.

Источник

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА

Вопросы в тексте параграфа

Что изучали в школах Западной Европы и Византии в раннее Средневековье?

В соборных школах Западной Европы ученики на латинском языке изучали «семь свободных искусств»: чтение и письмо, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только после изучения этих наук слушатели соборных школ могли начинать изучать богословие.

В Византии наряду с церковными в городах существовали государственные и частные школы. Кроме религиозных книг, византийские школьники изучали труды античных учёных, поэмы Гомера, древнегреческие трагедии. Обучение начиналось в 6-8 лет. Первые три года учили читать, писать, считать и петь. Часть учеников поступала затем в школы грамматиков, где изучали Библию, молитвы и труды «отцов церкви». В 16 — 17 лет поступали в школы риторики. Высшее образование давали школы философов, где изучали предметы квадривиума, логику, физику и этику. Такой набор предметов был продиктован практическими целями и задачами сохранения и развития культурного наследия Античного мира. Практические цели подразумевали умение эффективно работать на государственной службе.

Каких высот в науках достигли византийские ученые?

Наибольшее развитие в Византии получили такие науки как математика, медицина, химия, география и история. Ученые Византии внесли большой вклад в развитие науки. К сожалению, далеко не все помнят об их достижениях. Давайте посмотрим, что же удалось сделать византийским ученых:

Чем украшались стены зданий в арабской архитектуре?

Стены в арабской архитектуре украшались резьбой по камню, изразцами, полудрагоценными или драгоценными камнями и мозаикой. Формируемые на стенах сложные геометрические узоры назывались арабесками. Иногда стены украшались росписями изречений из Корана. Каллиграфическое арабское письмо было настолько красиво, что само по себе могло выступать декоративным узором.

Какие части мечети, описанные в тексте, можно найти на фотографиях на с.82-83

На фотографии на странице 82 мы видим многоколонный молитвенный зал в одной из красивейших мечетей Мескита в Кордове. Этот зал знаменит более чем тысячью колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита. На фотографии мы так же видим особые двойные арки, которые в то время были новым решением в архитектуре и должны были помогать поддерживать огромный вес высоких потолков.

Также на странице 82 мы видим знаменитую мечеть – Купол скалы в Иерусалиме. Она была построена в конце VII века, когда еще само понятие мечети не было оформлено в канон. Мечеть Купол скалы представляет собой закрытое восьмиугольное пространство с центральным деревянным позолоченным куполом, который был возведен на высоком барабане над святым камнем, с которого по мнению некоторых богословов вознёсся пророк Мухаммед, а также на котором стол Ковчег Завета во времена Первого храма, и с которого, по еврейской традиции, началось сотворение мира. Вокруг купола находится обходная галерея, у которой снаружи сделаны плоские ниши.

На странице 83 мы видим минарет Великой мечети Укба в Кайруане, Тунис. Она знаменита своим многоколонным молельным залом, огромным мощённым мрамором двором и массивным квадратным минаретом, с которого муэдзин оповещает верующих о времени молитвы.

Обобщение информации параграфа

1. Почему арабский язык называли «латынью Востока»?

После арабских завоеваний многочисленные народы принимали ислам, а вместе с ним и арабский язык. В шариате, главном законе общественного права арабского мира, сказано, что верующий обязан знать арабский язык. Поэтому все люди на огромной территории Арабского халифата владели этим языком. Он стал универсальным средством общения для всего арабского мира. На нем проводилось обучение, на нем писались научные трактаты и стихи. По сути, он выполнял те же самые объединяющие народы функции, как и латинский язык, но в отличие от латыни был не мертвым языком, а живым и вполне разговорным.

2. Какое положение занимали ученые в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата?

Ученые в Арабском халифате занимали привилегированное положение. Каждый влиятельный мусульманин считал своим долгом держать в своем окружении ученого или поэта. Это было не только модно, но и полезно. Богатые мусульмане содержали ученых, финансировали их исследования, одаривали их подарками. Взамен ученые и поэты прославляли в своих трудах своих покровителей. Поддержка науки и искусств на всех уровнях благотворно сказывалось на культурном и техническом развитии Арабского халифата.

3. Назовите имена прославленных ученых и писателей мусульманского мира. Какие открытия и изобретения арабских ученых вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе?

Аль-Бируни средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Аль-Бируни владел почти всеми науками своего времен. Перечень работ Бируни, составленный им самим около 1036 года, содержит более ста названий. В числе прочего он сделал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца.

Ибн Сина, известный на Западе как Авиценна — средневековый персидский учёный, философ и врач. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него врачи не умели различать. Его труды, попавшие через арабскую Испанию в Западную Европу, стали настольными книгами для врачей.

Фирдоуси Туси — персидский поэт. Автор эпической поэмы «Шахнаме» («Книга царей»), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе). Пользовался большой популярностью и до сих пор считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане и Афганистане.

Ибн Баттута — знаменитый арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира. Считается одним из величайших путешественников в истории, он преодолел расстояние в 120 000 км. В результате странствий написал свой знаменитый труд «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», где описал все впечатления и наблюдения о местах, в которых побывал. Его труд был переведен на многие языки мира и внес большой вклад в развитие географии.

Ибн Аль-Хайсам — арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. Известнейший ученый, внесший огромный вклад в различные области математики, физики, оптики и астрономии. Ибн Аль-Хайсаму принадлежат многие труды и открытия: доказательство того, что свет идет от предметов в глаза, а не наоборот, как утверждали многие философы того времени. Многие считают, что его фундаментальный труд «Книга оптики» заложил основы для изобретения фотокамеры. Также он был первым, кто объяснил строение глаза и функции каждой его части. Кроме того, он раньше всех начал изучать влияние психических факторов на зрение. Его перу принадлежит труд, описывающий влияние музыки на животных.

Ибн Аль-Банна Аль-Марракеши — арабский математик и астроном. Ученый, работавший во многих областях, в том числе в математике, астрономии и медицине. Родился в 1256 году в Марокко, в городе Марракеш. Одной из главных работ ученого стало упрощение сложных арифметических теорий и правил. Также он занимался изучением дробей и разработал правила для сложения квадратов чисел и их кубов. Одним из его главных сочинений является книга «Краткое изложение математических действий», которая считается лучшим трудом по арифметике того времени.

Ибн Масавай — врач и ученый, родился в 777 году в Ираке. Внес свой вклад в развитие многих наук. Перевел множество ранних трудов по медицине. Основал первый в исламском мире медицинский факультет. Ибн Масавай первым описал некоторые глазные болезни и написал книгу о проказе. Также считается, что он первый, кто написал книгу по психиатрии. Самыми известными его трудами являются: «Книга о медицинских диковинках», «Книга о временах» и «Книга о лихорадках».

Абу Камил Шуджа — ученый-математик, родился в 850 году в Египте, в Каире. Первым в доступной форме объяснил алгебраические уравнения. Прославился своим подходом в решении сложных задач. Занимался изучением уравнений высоких степеней.

Можно много говорить об средневековых ученых арабского мира, но еще интереснее знать, какие именно изобретения появились благодаря именно арабской науке и искусству. Сегодня мы каждый день пользуемся системой нумерации и арабскими цифрами, авторучками, мылом и шампунями, пьем кофе. Все это изобретения арабской цивилизации.

4. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания?

Арабы завоевали половину мира и распространили ислам и свой язык. Религия и язык создали единое культурное пространство и способствовали взаимному проникновению элементов культуры завоеванных народов. Путешественники привозили из своих походов различные истории и сказки других народов. Со временем эти многонациональные истории стали основой для арабской литературы. Для примера можно привести известные во всем мире сборник сказок «Тысяча и одна ночь», а также более тысячи историй похождений сатирического героя Ходжи Насреддина. Кроме того, известность приобрела и мусульманская поэзия. Сегодня одним из самых известных поэтов является персидский ученый и поэт Омар Хайям. Его цикл философских рубаи стал всемирно известен после их перевода английским поэтом Эдвардом Фицджеральдом.

5. Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.

Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом в Медине и представляла собой просто огороженное место для молитвы. С развитием ислама, архитектуры и в результате арабских завоеваний появились несколько типов мечетей.

Также мечети подразделяются на открытые, полузакрытые и закрытые. Несмотря на то, что архитектура мечети может быть разной, в ней есть два обязательных элемента: михраб (ниша, направленная на Мекку) и минарет (высокая башня, с которой муэдзин призывает верующих на молитву).

Внутреннее убранство мечетей на первый взгляд очень простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Но на самом деле все богатство и красота мечети – в ее декоративной отделке: богатые огромные ковры, мозаика, резьба по камню, изразцы. Использованные в декорировании стен арабески так же выглядят очень богато.

1. Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии?

На самом деле достижения науки в Арабском халифате были даже больше, чем в Византии. А сходство можно объяснить тем, что и византийская, и арабская наука в своей основе имели большую базу знаний, накопленных как в период античности, так и созданных позже многими народами, входящими в империю и в халифат. Но арабы, в отличие от византийцев использовали не только работы античных ученых и философов, но и достижения покоренных народов, у которых уже была развита наука и культура, а также достижения самих византийцев.

2. Какое явление в истории Западной Европы VIII-IX веков ученые назвали, как и арабское, Возрождением? Подумайте, почему ученые применили одинаковое определение для этих культурных эпох.

Рост культуры и науки в Западной Европе ученые назвали Возрождением, поскольку он был основан на переработке и развитии античных знаний. Арабское Возрождение так же основано на переработке достижений, созданных учеными и философами античности.

3. Рассмотрите изображения арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота.

Красота арабских построек кроется в четкой симметрии, величественности и богатому декору. Известно, что все, что мы называем красивым, обладает определенной симметрией: красивое лицо симметрично, красивая картина тоже симметрична в своей соразмерности форм, красок и т.д. Мы не всегда этого осознаем, но симметрия в нашей жизни является символом красоты, гармонии и совершенства. Так и с мусульманскими постройками – они красивы, благодаря своей симметрии. Но это только часть ответа. Как мы уже сказали, определенную долю красоте архитектурных сооружений добавляет величественность и богатство декора. И речь идет не только о стоимости отделочных материалов, обилии золота и драгоценных камней. Мы говорим об арабских декоративных узорах. Известно, что в исламе не разрешается создавать каких-либо изображений Бога. Поэтому именно арабесковые узоры в восточной культуре служили связующей нитью между Небом – обителью Бога и раем – и человеком. Считается также, что мусульманская арабеска может быть образом «Мирового дерева». Замысловатые переплетения различных элементов в арабских узорах на самом деле являются образцом симметрии и гармонии. Они изумительно изящны и красивы.

4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чем вы видите общие черты, чем они различаются?

Архитектура христианских храмов и мечетей во многом похожа. Конечно, вы не встретите ярко-выраженных мечетей крестово-купольного типа, поскольку крест – это символ христианства. Но, например тип византийской купольной базилики очень распространен был и в мусульманских храмах. Вспомните собор Святой Софии – символ христианского мира. После завоевания Константинополя турками-сельджуками, собор был переделан в мечеть путем лишь небольших архитектурных изменений. Были добавлены четыре минарета, установлен мраморный резной минбар, откуда ведется проповедь, и обустройство михраба, обращенного на Мекку. Давайте попробуем составить сравнительную таблицу, в которой будут явно видны сходства и различия христианских храмов и мечетей.

ХрамМечеть
Состоит минимум из трех раздельных помещений: притвор, молельный зал, алтарь.В современной мечети помещений может быть гораздо больше: главный зал или несколько вспомогательных залов для раздельной молитвы мужчин и женщин, открытый двор, комнаты для омовения, помещения для изучения Корана, обустройства школы и т.д.
Обычно у храмов есть один или несколько куполов.В некоторых типах мечетей тоже есть один или несколько куполов.
Обычно есть одна или две колокольни для призыва на молитву и возвещении о других событиях при помощи колокольного звона.Вместо колоколен в мечети есть минареты. Их может быть сколько угодно: от одной и даже до девяти.
Алтарь в храме смотрит строго на восток.Михраб (аналог алтаря) должен смотреть не на сторону света, а на Мекку.
Богатое убранство внутри храма. Помещения обильно отделаны золотом, множество богато отделанных предметов обихода. В католических храмах есть скамейки для молящихся.Простота и минимализм в убранстве мечети. Нет лишних предметов обихода или скамеек. Верующие молятся, садясь на ковер.
Богатая отделка стен фресками или мозаиками на тему библейских сюжетов. Множество икон с ликами Иисуса, Божьей матери, святых и апостолов.Стены отделываются только арабесками, или каллиграфическими надписями, выдержками из Корана. Никаких изображений Бога, святых, людей или животных – допускаются только растительные мотивы. Техника отделки: настенная роспись, мозаика.
Все помещения в храме стандартные – имеют 4 стены и потолок.В мечети очень распространены трехстенные айваны.
В некоторых храмах присутствуют декоративные фонтаны, предназначенные для красоты или утоления жажды.Во внутренних дворах мечетей установлены полноценные фонтаны, наличие специальных комнат, где можно совершить полное омовение перед молитвой.

5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то соберите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.

Вам следует выполнить это задание самостоятельно используя наши примеры. Мы расскажем о двух мечетях: главной мечети Москвы — Московской соборной мечети, и главной соборной мечети республики Татарстан – Кул-Шариф в Казани.

Московская соборная мечеть (Москва, Россия)

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Художественные особенности:

Обновленная мечеть представляет собой шестиэтажную мечеть в византийском стиле с несколькими минаретами, куполами и башенками разного размера. Высота главного позолоченного купола составляет 46 метров, диаметр – 27 метров. Два главных минарета имеют высоту по 78 метров. Их форма символизирует многовековую дружбу российских народов: минареты похожи одновременно на башни Московского Кремля и на башню Сююмбике Казанского Кремля в Татарстане. Вместимость мечети – 10 тысяч человек. Главный молельный зал находится на третьем этаже. Малый молельный зал, расположенный в левом крыле, повторяет облик старой мечети. Женский молельный зал находится на самом верхнем уровне и имеет отдельный вход. На первом этаже расположен зал для омовения. На втором – конференц-зал и Музей ислама. Здание старой мечети было перестроено и вписано в новый комплекс. Для отдели здания использовался канадский мрамор, способный выдержать перепады температур. Во внутреннем оформлении мечети использованы традиционные мусульманские орнаменты. Стены, потолки и купол изнутри расписаны каллиграфическими цитатами из Корана. В росписи стен мечети принимали участие турецкие мастера. В 2015 году на хранение в мечеть был доставлен волос пророка Мухаммеда.

Мечеть Кул-Шариф (Казань, Татарстан, Россия)

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Художественные особенности:

Мечеть Кул-Шариф – главная соборная джума-мечеть республики Татарстан. Джума-мечеть – это такой тип мечети, предназначенной для коллективной пятничной молитвы. Эта мечеть была построена как воссоздание легендарной многоминаретной мечети Казанского ханства, разрушенной в 1552 году во врем штурма Казани войсками Ивана Грозного. Мечеть имеет четыре основных минарета по 58 метров высотой, и два малых минарета. Купол расположен на высоте 39 метров. В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры, комната для проведения свадебного обряда и кабинет имама. Композиция мечети симметрична, в центре размещен двор, по краям – два небольших павильона. Главное купольное здание имеет четыре минарета по углам. План здания представлен в виде двух квадратов, пересеченных под углом 45 градусов в виде знаменитого мусульманского знака, который означает «благословение Аллаха». Внутри здания находится пять этажей. Есть главный зал для молитв и отдельный женский зал. Интерьер украшен римской мозаикой, ручной резьбой по камню и дереву и уникальными витражами. Гранит и мрамор для отделки мечети привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии. Вместимость главного зала – 1700 человек. На площади может поместиться 10 тысяч человек.

Вопросы и задания к главе III

1. Почему ислам стал мировой религией?

А почему христианство, иудейство, буддизм или конфуцианство стали мировыми религиями? Можно, конечно, сказать, что они стали мировыми религиями в результате завоеваний, миссионерских миссий и даже насильственного насаждения определенной веры. Это значимая причина, но она не одна. Мне кажется, что еще одной причиной может быть то, что все эти религии дают человеку понимание его места в мире, они просты и основаны на общепринятой морали, проповедуя известные добродетели, к которым человек имеет естественную тягу.

2. Каково было влияние ислама на развитие Арабского халифата?

Илам был тем стержнем, который сплотил все народы Арабского халифата на почве единой веры. Ислам дал многочисленным и разным народам халифата возможность обмена знаниями, традициями и технологиями. Этим он оказал огромное влияние на развитие Арабского халифата. Он же стал и одной из основных причин его распада. Религиозный раскол на суннитов, шиитов и хариджитов расколол мусульман на три течения, которые впоследствии стали основными в определенных отколовшихся от халифата государствах.

3. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII-X веках на территорию Западной Европы?

В этот период на территорию Западной Европы вторгались венгры с востока, арабы с юга и норманны с севера.

4. Заполните сравнительную таблицу «Империи раннего Средневековья в период расцвета»

Вопросы для сравненияИмперия Карла ВеликогоВизантийская империя при ЮстинианеАрабский халифат при Харуне ар-Рашиде
Когда достигла расцвета?800-814 гг.527-565 гг.786-809 гг.
Какую территорию занимала?Площадь — 1,2 млн кв.км. Франция, Германия, Италия, часть Испании.Площадь — 3,5 млн кв.км. Греция, Турция, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, часть Испании, Италия.Площадь — 11,1 млн кв.км. Аравия, Сирия, Иран, Афганистан, часть Пакистана, часть Индии, Палестина, Египет, Северная Африка, часть Испании.
Какие народы населяли?Франки, римляне, германские племена.Греки, сирийцы, евреи, славяне, египтяне, племена Северной Африки, иллирийцы, даки, копты, армяне, итальянцы.Арабы, персы, армяне, сирийцы, тунисцы, египтяне, азербайджанцы, иранцы.
Какова была государственная религия?Христианство латинского обрядаХристианство византийского обрядаИслам
Как управлялась?Феодальная система управления. Регионами правили граф от имени императора.Единоличная власть императора.Светская и церковная власть принадлежала халифу. Административные обязанности в регионах выполняли эмиры и визири.
Какие цели ставили перед собой правители?Объединить германские народы в одно государство с единой христианской религией.Воссоздать Римскую империю.Священная война с неверными, распространение ислама.
Каковы были их основные военные противники?Саксы, лангобарды, славяне, венгры, арабы, норманны.Персы, славяне, арабы, остготы, вестготы, вандалы, норманны.Народы завоеванных стран. Персы, турки, византийцы, франки.
Какими достижениями прославились?Каролингское возрождение, распространение христианства католического обряда.Кодекс Юстиниана, развитие наук и искусства, архитектурные шедевры.Научные и культурные достижения.

По окончании работы подведите итоги: выделите черты сходства и различия в развитии империй, которые вы сравнивали.

Все перечисленные империи имели огромные территории и многочисленные народы в своем составе. Все они стремились к объединению народов на основе единой религии. Все эти империи за время своего существования так или иначе запустили процесс возрождения античных научных знаний и культурных достижений, оказав значимое влияние на мировую науку и культуру. Все империи, достигнув пика, распались.

Различия состояли в отношении к правам завоеванных народов, в принципах обращения в собственную веру, в системах управления.

5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными арабами или распространенными благодаря им, человечество пользуется до сих пор?

Вот только небольшой перечень:

6. Расположите в хронологической последовательности события истории арабов в VI-XI веках: а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра); б) завоевание Багдада турками-сельджуками; в) правление Харуна ар-Рашида; г) вторжение арабов на Пиренейский полуостров.

7. Чем прославился Ибн Сина (выберите правильные ответы): а) написал более ста научных трудов; б) написал поэму «Шахнаме»; в) догадался, что Земля движется вокруг Солнца; г) описал признаки различных болезней?

Творческие работы и проекты

Исследовательский проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник»

Мы познакомились с рассказами о путешествиях Синдбада-морехода. Прочитав рассказ с целью выявления исторической и географической информации, можно прийти к выводу, что таковой в этой сказке крайне мало. Действительно, в рассказе практически не упоминаются реальные географические места кроме города Багдада и города Басры, который существует и сегодня и является портовым городом, находящимся на реке Шатт-эль-Араб. Все путешествия проходят по неизвестным морям, на непонятных островах. Встречающиеся Синдбаду персонажи не имеют ничего общего с какими-либо историческими личностями. Описываемые события также можно охарактеризовать как сказочные.

Можно ли в таком источнике почерпнуть какую-либо полезную географическую или историческую информацию? Вряд ли. Однако, мы не должны забывать, что у сказки нет задачи выступать достоверным историческим источником. Любая сказка несет в себе отпечаток эпохи, в которую она была создана. Из сказки нельзя почерпнуть точную историческую или географическую информацию, но можно узнать о быте, традициях, мировоззрении народа, который эту сказку придумал.

Так и в нашем случае. Я считаю, что очень полезным в этой сказке являются описания повседневного быта героев, описания жилищ, обстановки, украшений, еды и напитков.

Он сложил свою ношу у привратника при входе в дом и вошел со слугой, и увидел он прекрасный дом, на котором лежал отпечаток приветливости и достоинства, а посмотрев в большую приемную залу, он увидел там благородных господ и знатных вольноотпущенников; и были в зале всевозможные цветы и всякие благовонные растения, и закуски, и плоды, и множество разнообразных роскошных кушаний, и вина из отборных виноградных лоз. И были там инструменты для музыки и веселья и прекрасные рабыни, и все они стояли на своих местах, по порядку; а посреди зала сидел человек знатный и почтенный, щек которого коснулась седина; был он красив лицом и прекрасен обликом и имел вид величественный, достойный, возвышенный и почтенный.

Также мы можем почерпнуть информацию о том, как в арабском мире относились к гостям. «Добро пожаловать, день твоего прихода благословен», — говорит Синдбад бедному носильщику, которого пригласил в свой дом. Приход гостя действительно считался подарком Бога. Первым делом считалось, что гостя нужно накормить, напоить, а уж потом расспрашивать.

«О господин, — отвечал я ему, — знай, что я чужестранец, и я ехал на корабле и стал тонуть вместе с некоторыми из тех, кто был на нем, но Аллах послал мне деревянное корыто, и я сел в него, и оно плыло со мной, пока волны не выбросили меня на этот остров». И, услышав мои слова, этот человек схватил меня за руку и сказал: «Пойдем со мной»; и я пошел с ним, и он опустился со мной в погреб под землю и ввел меня в большую подземную комнату, и потом он посадил меня посреди этой комнаты и принес мне кушаний. А я был голоден и стал есть, и ел, пока не насытился и не поел вдоволь, и душа моя отдохнула. И затем этот человек начал расспрашивать меня о моих обстоятельствах и о том, что со мной случилось.

Конечно, в этих рассказах очень много различных пословиц, философских высказываний. Эта сказка учит правильно выбирать свой путь в жизни. Кому-то суждено быть домоседом и сидеть на одном месте. А кому-то суждено путешествовать, постоянно испытывать судьбу и знакомиться с разными странами.

Но самое главное, что мне удалось выяснить по прочтении сказки – это основополагающий религиозный догмат, которым объяснялось все, что происходит в жизни – на все воля Аллаха. Все происходит по божественному предопределению. От человека ничего не зависит. Его главная задача в жизни – верить в Аллаха, соблюдать правила, которые диктует Коран. Только тогда Аллах проведет человека через все сложности жизни. Сегодня мы понимаем, что такое убеждение предопределенности губительно для личности человека, поскольку лишает его свободы воли. Человек должен сам решать, что делать и как ему жить, но при этом он должен брать ответственность за собственные действия.

Групповой творческий проект «Дворец халифа»

Предлагаемый вариант служит в качестве образца и дополнительного материала, с помощью которых вы сможете сделать собственный творческий проект. Мы разделили проект на три части: каллиграфия, орнамент, архитектура. Вы так же можете разделить данный проект на трех участников, каждый из которых расскажет о своей части. Все фотографии мы поместили в мини-презентации, также приведенные в проекте фотоматериалы можно скачать с данного сайта. Текст презентации также выложен в файле, который можно скачать.

Особенности арабской каллиграфии

Арабский алфавит состоит из 28 букв. Для написания этих букв используется 18 стандартных форм, к которым добавляются одна, две или три точки сверху или снизу буквы. Арабы пишут не так как мы, слева направо, а наоборот – справа налево.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения «божественного послания», заключённого в Коране.

В арабской каллиграфии есть общие принципы и правила пропорции. Они определяются первой буквой алфавита – алифом, который рисуется как прямая вертикальная черта. Высота алифа составляет в зависимости от стиля от 3 до 12 точек. Ширина алифа должна быть равна одной точке. Кстати, точка в арабской письменности не круглая, а ромбовидная. Высота алифа равняется диаметру воображаемого круга, в который должны быть вписаны все буквы арабского алфавита. Если соблюдать эти требования, то арабское письмо будет красивым и правильным.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Арабская каллиграфия имеет множество стилей, говорят, их более ста. Они сильно отличаются друг от друга, имеют собственные правила написания, пропорции букв, их наклон и т.д. Каждый стиль создавался для какой-то конкретной цели. Со временем одни стили развивались, другие отмирали. Мы рассмотрим только наиболее популярные из них.

Самым древним является стиль Куфи. Ему свойственны массивные, угловатые формы, большие расстояния между группами слитно написанных слов. Этот стиль использовался для создания первых копий Корана.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Самым распространенным является стиль Насх. Это горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все современные книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Для быстрого письма от руки был придуман упрощенный стиль – Рук`а. В нем группы точек над и под буквами сливаются в черточки. При написании этим стилем используется малое количество движений. Это стиль для повседневной жизни.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Существует еще множество различных каллиграфических стилей, которые использовались исключительно в декоративных целях. К таковым относится популярный шрифт Сулюс – энергичный и монументальный стиль с длинными вертикальными линиями и широкими горизонтальными свободными росчерками, в это стиле округлые элементы букв заменены изгибами и петлями. В своем исследовании мы встретили множество надписей, сделанных этим шрифтом в декоративном оформлении дворцов и мечетей.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Шрифт Сулюс можно использовать для создания различных декоративных узоров. Вот такие изображения можно было бы использовать для оформления дворца.

Орнаменты и традиционные цвета

Орнамент стал основной формой художественной выразительности в арабской культуре. Это произошло из-за запрета на изображение Аллаха, святых, людей и животных. Существуют два основных вида мусульманского орнамента:

«Ислими» — растительный узор из гибких, вьющихся стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами. Из растений чаще всего встречаются цветы — тюльпаны, гвоздики, гиацинты, амариллисы, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Восточные философы считали, что в цветочном орнаменте можно выразить человеческие представления о красоте и счастье.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

«Гирих» — жесткие прямоугольные или многогранные фигуры, составляющие непрерывную сеть. Особенностью гириха является его выстраивание на «сетках», которые могут накладываться друг на друга. В основе рисунка лежит круг: его делят на части и выстраивают другие фигуры. Так создаются сложные орнаменты, получаемые путём наложения друг на друга квадратов, многоугольников и кругов. Каждый элемент этого рисунка математически выверен, а у любой фигуры есть определённое место в «сетке». Непрерывные геометрические мотивы использовались для погружения в состояние, напоминающее медитацию. Через их созерцание человек пытался постигнуть тайны мироздания.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы. Однако в одной композиции одновременно оба орнамента используются очень редко. Тем не менее, есть орнаменты, получившие название «арабески», которые состоят из сложной системы переплетающихся друг с другом геометрических, растительных мотивов и надписями, выполненным в одном из стилей арабской каллиграфии. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»).

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Одна из особенностей арабского декора – так называемая «ковровая» орнаментация. В такой орнаментации узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения.

Как таковых цветовых правил для арабских орнаментов не существует. Главное, чтобы было красиво. Иногда в количество оттенков в орнаменте достигает 700. Но тем не менее, если присмотреться к образцам арабских орнаментов, мы можем увидеть, что преобладает синий, зеленый, красный и золотые оттенки. Все декоративные украшения дворцов и мечетей выполнялись мозаикой, резьбой, инкрустацией.

Дворцовая архитектура Арабского Халифата

Расцвет Арабского Халифата отличался значительными объемами строительства. Строились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости. Поскольку у ислама не было своих художественных традиций, архитектурное искусство ориентировалось на местные традиции покоренных стран. Заметное влияние на всю архитектуру арабских стран оказала архитектурные традиции Ирана. У иранцев арабы переняли схему культовых построек – центрическое сооружение с куполом. Также в архитектуру арабских стран вошли колоннады и опирающиеся на них каменные арки. Эти архитектурные формы выработались в Сирии еще во времена Римской империи. На арабскую архитектуру оказало большое влияние византийское зодчество. Из Византии в арабскую архитектуру пришли тонкие колонны и прием устройства куполов на арках. Поэтому как такового типового дворца в Арабском Халифате не существовало.

Для того, чтобы понять, какими были дворцы халифов и эмиров, рассмотрим самый знаменитый дворец эмира – Альгамбра в испанской Гренаде. Это типичный образец «скрытой архитектуры». Снаружи мы видим один, скажем так, ничем не примечательный образ, а внутри дворец раскрывает все свое богатство и красоту.

Снаружи художественный образ дворца в значительной мере построен на контрастах. Дворец расположен на высоком холме над городом. Мощная крепостная стена красного цвета отделяет дворцовые постройки от внешнего мира. Иной характер имеет дворец внутри. Зодчие использовали традиционный для Ближнего Востока принцип группировки помещений вокруг открытого двора. Однако в планировке Альгамбры нет ничего напоминающего систему расположения дворов и залов во западноевропейских дворцах (проходные залы, выстроенные в линию). Два основных двора Альгамбры — Миртовый и Львиный — помещены под углом один к другому и соединяются узким малоприметным проходом. Миртовый двор, окруженный парадными покоями, является замечательным примером сочетания садово-паркового искусства и архитектуры.

В ансамбль Альгамбры входили несколько дворцов, помещения различного назначения, павильоны и залы для парадных приемов, мечеть, многочисленные интимные апартаменты (гарем, баня и др.), мечети, жилые дома, сады, склады и даже кладбища. На первый взгляд, дворцовый комплекс – помпезное сооружение с драгоценным декором, обилием внутренних двориков, изящных колонн и створчатых окон. С точки зрения ислама, эта преувеличенная роскошь показывает величие и божественное происхождение проживавшего здесь эмира и его семьи.

Давайте посмотрим на размещение дворцов, двориков и построек на плане Альгамбры.

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

Ансамбль Альгамбры в современном состоянии: 1 — Миртовый двор с мраморным водоемом для омовений и экзотических рыбок; 2 — зал Посланников; 3 — Львиный двор, украшенный двенадцатиструйным фонтаном; 4 — зал Двух сестер; 5 — зал суда; 6 — недостроенный дворец императора Карла V, красноречиво свидетельствующий о вандализме, который принесло во все страны западного мира стремление Габсбургов к мировому господству

какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. картинка какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде фото. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде видео. какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую территорию занимала арабский халифат при харуне ар рашиде.

В Альгамбре представлены практически все основные архитектурные элементы дворцового оформления в арабской архитектуре. Тонкие колонны с богато украшенными высокими узорчатыми капителями. Арки, арочные оконные проемы, открытые ниши с арочным сводом, украшенные арабскими капельниками или «сталактитами». Резьба по камню и мозаики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *