какую территорию занимал улус джучи
ДЖУЧИ УЛУС
Джучи улус — название степной империи, созданной монголами на территории Вост. Европы.
В русских источниках называется Ордой, с 1566 («Казанская история») — Золотой Ордой. Последний термин прочно закрепился в мировой историографии. Д. у. был выделен в 1124 Чингисханом его старшему сыну — Джучи. Окончательно он сформировался после так называемого Западного похода (1235—1242), в результате которого были покорены Болгария Волжско-Камская и Русь. Центром империи стало Нижнее Поволжье.
Постепенное отделение от Монгольской империи произошло при Бату, который в то время был старейшим из чингисидов. Он помог занять монгольский престол Мункэ — сыну Толуя и за это получил право на фактическую автономию. В годы правления брата Бату — Берке (1257—1266) активно развивалось градостроительство. Берке приглашал в гости крупных ученых, поэтов, богословов. Золотая Орда занимала огромную территорию примерно в 6—8 месяцев пути с запада на восток от Дуная и Паннонии до Аральского моря и Зап. Сибири. Условно страну можно разделить на несколько частей, из которых наиболее важными были половецкие степи (Дешт-и-Кипчак), Крым и Причерноморье, Хорезм, Поволжье с крупными городскими центрами.
Население Золотой Орды можно разбить на две большие группы: кочевые народы — кипчаки (основное население), булгуры, угры, огузы, монголы; оседлое население — булгары, население Хорезма и других районов Средней Азии и Кавказа и др. В Золотой Орде было много городов, включая столицу Сарай (Селитренное городище в Астраханской обл.). Административная система Золотой Орды предполагала деление на крылья — левую, восточную Кок-Орду (Синюю Орду) и правую, западную Ак-Орду (Белую Орду), возглавляемую беклярибеком. Вазир управлял оседло-городскими обществами. Ему подчинялся аппарат чиновников (диван).
После Берке правил правнук Джучи — Менгу-Тимур (1266—1282), затем начались споры за наследство, вызванные перепроизводством элиты. В этот период активную роль в ордынской политике стал играть Ногай, который не будучи чингисидом, являлся фактическим правителем и манипулировал ханами из «Золотого рода». Эта ситуация продлилась до 1291, когда ханом стал Токта. Дальнейший расцвет связан с правлением Узбека (1313—1341) и его сына Джанибека (1342—1357). В этот период был принят ислам, возникла огромная зона политической стабильности, что привело к беспрецедентному росту международной торговли и культурного обмена. На причерноморском побережье появились торговые фактории генуэзских и венецианских купцов — Кафа в Крыму, Тана в устье Дона.
После смерти Джанибека наступила так называемая «Великая замятня». За 20 лет сменилось 25 ханов. В течение части этого периода власть контролировал менявший ханов беклярибек Мамай. Только Тохтамышу (1380—1395) с помощью Тимура (Тамерлана) удалось восстановить целостность державы. Однако после выступления Тохтамыша против Тимура последний в серии походов 1391—1396 положил конец единству Золотой Орды. Многие города были сожжены и разграблены. Правители отдельных улусов фактически стали самостоятельными. В 1-й половине XV в. создаются одно за другим Сибирское, Узбекское, Казанское, Крымское ханства, Ногайская орда. Формальным наследником Д. у. некоторое время выступала Большая Орда.
Лит.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.—Л., 1950; История татар. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII — середина XV в. Казань, 2009; Крамаровский М. Г. Человек средневековой улицы: Золотая Орда. Византия. Италия. СПб., 2012; Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. СПб., 1884; Т. II. М.—Л., 1941; Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994; Halperin Ch. J. Russia and the Golden Horde. Bloomington, 1985; The Cambridge History of Inner Asia: The Chinggisid Age. Cambridge, 2009.
Улус Джучи
Улус Джучи (на тюркском – Улу Улус, на монгольском – Алтан Орд, в русской традиции – Золотая Орда) – могущественное средневековое государство, существовавшее на территории Евразии. В период с 1224 по 1266 годы являлось частью Монгольской империи. В 1266 году стараниями хана Менгу-Тимура приобрело полную независимость. С 1312 года государственной религией становится ислам. К середине XV века Улус Джучи распадается на несколько самостоятельных ханств, а в самом начале XVI века и вовсе прекращает существование.
В арабско-персидских письменных источниках государство не имело единого названия. Традиционно оно обозначалось термином «улус» с добавлением какого-нибудь эпитета («Улу-Улус») либо имени правителя («Улус Берке»). Также довольно часто в источниках встречается устаревший географический термин Дешт-и-Кипчак. Становление Улус-Джучи Историю Улус-Джучи принято отсчитывать с 1224 года (разделение Чингисханом великой империи между своими сыновьями). После успешного Западного похода под руководством Джучи Бату Улус расширился в западном направлении, а центром государство стало современное Нижнее Поволжье. В 1251 году в Каракоруме прошел курултай и Великим Ханом при поддержке сына Толуя Бату был провозглашен Мункэ. Оппоненты толуидов и джучидов были казнены, а принадлежавшие им ранее владения поделены между чингизидами. После смерти Бату и его законных наследников новым правителем Улуса стал брат Бату Берке. В годы его правления значительного развития достигло градостроительство. В городах Улус-Джучи активно возводятся мечети, караван-сараи, медресе и минареты. Одним из наиболее значимых центров Улуса становится Булгар. В этот же период оживляются дипломатические и торговые связи со странами Востока. На наиболее значимые государственные посты назначаются образованные выходцы из Ирана и других арабских стран. Такое положение дел не устраивает монгольскую и кыпчакскую кочевую знать, однако до открытого противостояния дело пока не доходит.
Чёрная палата, наиболее сохранившееся на сегодняшний день здание. Считается, что здесь располагалось судилище хана. Ханская усыпальница и малый минарет Государственное устройство После 1242 года Улус-Джучи разделился на 2 крыла: правое и левое. Старшинство принадлежало правому крылу, то есть Улусу Батыя. В состав Улуса входили земли западного Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, Крым. Центром Улуса был Сарай. Левое крыло Улус-Джучи управлялось братом Батыя ханом Орда-Эджен. В состав Улуса входили земли центрального Казахстана и долина реки Сырдарьи. В состав крыльев входили другие Улусы, которыми владели остальные сыновья Джучи. Изначально количество таких Улусов колебалось в районе 14. В первое время границы и количество Улусов не отличались стабильностью. Однако в XIV веке хан Узбек провел реформу, согласно которой правое крыло Улуса-Джучи было разделено на 4 крупных Улуса: Хорезм, Сарай, Дешт-и-Кыпчак, Крым. В свою очередь эти Улусы делились на 70 мелких владений. Знаменитый город Сарай был восстановлен для съёмок фильма о Золотой Орде, так он выглядит сегодня: столица Улус Джучи город Сарай-Бату, современная Астраханская область.
Противостояние дунайского и волжского Улусов В годы правления хана Менгу-Тимура (1266-1280) Улус-Джучи приобретает полную независимость от центрального правительства. В 1269 году состоялся курултай, на котором Менгу-Тимур, Хайду и Борак признали друг друга независимыми правителями и заключили союз против китайского хана Хубилая. После кончины Менгу-Тимура в государстве назрел политический кризис, связанный с именем беклярбека Ногая. Его собственный Улус находился на западе Улус-Джучи. Ногай стремился к образованию собственного государства. И в период правления ханов Туда-Менгу и Тула-Буги ему все же удалось подчинить своей власти весьма обширные территории, протиравшиеся по Дунаю, Днепру и Днестру.
При непосредственном участии Ногая на сарайский престол был посажен Тохта (1298-1312). В первые годы своего правления Тохта во всем подчинялся своему покровителю, однако вскоре вместе с кочевой аристократией выступил против него. В ходе военных действий Ногай потерпел поражение, а единство Улус-Джучи было восстановлено. Золотые годы Улус-Джучи В годы правления хана Узбека (1312-1342) и его прямого наследника Джанибека (1342-1357) Улус Джучи достиг настоящего расцвета и истинного величия. Государственной религией был провозглашен ислам. Мятежи неверных эмиров жестоко подавлялись. Да и в целом время его правления отличалось строгой расправой.
Отправляясь по делам в столицу Улус-Джучи, русские князья писали духовные завещания на случай своей гибели. И как свидетельствуют исторические факты, некоторые из них действительно были убиты. Михаил Ярославич Тверской у хана Узбека В. П. Верещагина Хан Узбек возвёл город Сарай аль-Джедид, многое сделал для развития караванной торговли. Торговые пути в годы его правления стали не только практически полностью безопасными, но и неплохо благоустроенными. Улус-Джучи вел активную торговую деятельность с рядом стран Западной Европы и Малой Азии.
После смерти Узбека на престол вступил его сын Джанибек, отличавшийся менее суровым нравом.
Кризис и падение Улус-Джучи
В период с 1359 по 1380 годы на престоле Улус-Джучи сменилось более 25 ханов. Этот промежуток времени знаменателен тем фактом, что многие Улусы активно боролись за независимость. Еще в годы правления хана Джанибека в Улусе-Шибана был самопровозглашен хан Минг-Тимур. А убийство в 1359 году сына Джанибека хана Бердибека ознаменовало конец династии Батуидов. Нестабильность центральной власти стала причиной временной независимости целого ряда областей Улуса-Джучи. Следом за Минг-Тимуром самостоятельный Улус в западной части государства создал Мамай.
Прав на титул хана Мамай не имел, так как не принадлежал к роду Чингизидов. Однако проблема была решена: он занял пост беклярибека при марионеточных ханах из рода Батуидов. В этот же промежуток времени потомки Минг-Тимура всеми возможными способами пытались закрепиться в Сарае, однако этого им не удалось. Ханы долго не задерживались на престоле.
Джучи: история человека, который дал имя Золотой Орде
Кем был старший сын Чингисхана и был ли он сыном Чингисхана? Колонка историка Ильнура Миргалеева. Часть 1-я
В 2019 году исполняется 750 лет Таласскому курултаю, где царевичи и представители улусов Джучи, Чагатая и Угэдэя официально разделили между собой земли и установили границы. С этого периода Менгу-Тимур принял титул хана (император) и начал печатать свою монету, что в средневековье считалось признаком независимого государства. Также поступили Хайду и Барак. Курултай поставил юридическую точку в процессе распада Монгольской империи. Условно эту дату можно связывать с образование независимого государства Улус Джучи (Золотая Орда). В 2019 году в Республики Татарстан намечается проведение различных мероприятий, приуроченных к юбилею. В частности, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ проведет шестой Международный золотоордынский форум, посвященный этому событию.
Интернет-газета «Реальное время» и Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ запускает рубрику, посвященную освещению средневековой татарской истории. Рубрику начинает статья руководителя центра Ильнура Миргалеева.
Еще при жизни Чингисхана его старшему сыну Джучи был выделен отдельный улус и земли, которые завоевал сам Джучи. После конфликта с Чингисханом Джучи практически отстраняется от участия в завоевании государства Хорезмшахов. Причина такого отношения к нему кроется в том, что во время семейного совета, описанного «Тайной историей монголов» («Сокровенным сказанием»), Джучи затаил обиду на своего отца. После того как он был смещен с должности главнокомандующего войском и должен был подчиниться Угэдэю, он решил удалиться в свои владения. Объяснялось это тем, что ему якобы поручили организовать охоту для Чингисхана.
Естественно, такое решение было продиктовано конфликтом между Чингизидами и, самое важное — между Чингисханом и самим Джучи. Чингисхан, несомненно, почувствовал недовольство Джучи и, возможно, хотел дать ему поостыть. Однако дело зашло далеко, Джучи начал отстраняться от поручений Чингисхана и критиковать методы своего отца и братьев. Подобные упоминания просто так не попадают на страницы источников. Проблема разрешилась как нельзя кстати внезапной гибелью Джучи. Такое «благоприятное» завершение возникшей проблемы как для династии, так и для будущего империи, а также сохранение «лица» Чингисхана дают исследователю пищу для размышлений. Почему все так «удачно» и своевременно разрешилось? Кем же был первый правитель улуса, который вошел в историю под его именем?
Чингисхан со своей женой Борте и сыновьями. Илл. wikipedia.org
Меркитское проклятие: недоказанное и неопровергнутое
До сих пор остаются дискуссионными дата (наиболее вероятны 1182—1183 годы) и обстоятельства рождения Джучи. Этот вопрос был не решен, кажется, и для семьи Чингисхана, раз на семейном совете во всеуслышание Джучи был назван «наследником меркитского плена». Поэтому, исходя из разных соображений в источниках, по-разному описывались время и обстоятельства пленения и освобождения из меркитского плена его матери Борте. Неясно, какой точно срок она находилась в меркитском плену. Но это, очевидно, был такой срок, что Джучи можно было счесть как сыном Чингисхана, так и сыном меркита Чильгира. «Сокровенное сказание» очень подробно описывает пленение, а также освобождение Борте из меркитского плена. Но не говорит о рождении Джучи по пути домой, как это сообщают нам более поздние источники. Согласно Рашид ад-Дину, Джучи родился после освобождения его матери из меркитского плена: «В то время, когда Чингисхан воевал с племенем меркит и оно одержало над ним верх, Бортэ-фуджин была беременна Джочи. Племя меркит увело ее в полон. Так как в ту пору между племенами меркит и Он-ханом были мирные отношения, они отослали ее к Он-хану. Он-хан держал ее в почете и уважении. Когда Чингиз-хан узнал об этом обстоятельстве, он послал к Он-хану Саба. Он-хан вручил ее ему, в пути появился на свет Джучи».
Несмотря на все эти обстоятельства, Чингисхан вырастил Джучи как своего сына. Как он рос в семье, конечно, сказать трудно, но по косвенным данным видим, что «меркитская история» давала о себе знать. Согласно некоторым источникам, у Джучи были натянутые отношения по меньшей мере с его братьями, что часто приводило к конфликтным ситуациям. Рашид ад-Дин в нескольких местах указывает на непростые отношения между Джучи и его младшими братьями: «Когда Джучи-хан вырос, то постоянно сопровождал отца и неотлучно состоял при нем и в счастье, и в несчастье. Но между ним и его братьями Чагатаем и Угэдэем всегда были препирательства, ссоры и несогласие». Об этом же сообщается и в анонимном сочинении «Родословие тюрок»: «Чагатай и Угетай постоянно клеветали Чингисхану в отношении происхождения Джучи».
Чингисхан сидит в центре, Джучи стоит слева. Илл. wikipedia.org
Самый гуманный из сыновей завоевателя мира
Слава Джучи как самого гуманного сына Чингисхана дошла и до его врагов. Ан-Насави упоминает о Джучи как о добром завоевателе, говоря о его мягком отношении к завоеванному населению: «Он послал к ним (жителям Хорезма) людей, предупреждая их и предостерегая, и обещал им пощаду, если они сдадут его (Хорезм) без боя, и сказал, что Чингисхан подарил город ему и что он воздержится от его разрушения и намерен сохранить город для себя. Об этом будто бы свидетельствует то, что за время своего пребывания вблизи от (Хорезма) это войско не предпринимало набегов на его сельские местности, отличая Хорезм от других областей большей заботой и большей милостью, опасаясь за него, чтобы он не стал жертвой судьбы ущерба и чтобы его не достигла рука уничтожения». Однако Джузджани, наоборот, обвиняет Джучи в свирепости по отношению к мирному населению города Ургенча. Несомненно, он был искусным полководцем и хорошим дипломатом и действовал сообразно сложившейся ситуации.
Военная карьера Джучи началась еще при походах Чингисхана на тайджиутов, татар и кереитов, против Джамухи и Ван-хана. В 1207 году Чингисхан отправляет Джучи в его первый самостоятельный поход против «лесных народов» на западе. «Сокровенное сказание» сообщает, что: «В год Зайца (1207 год) Джучи был послан с войском Правой руки к Лесным народам». Джучи смог покорить их без единого боя, тем самым доказывая, что он не только хороший полководец, но и отличный дипломат: «Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Джучия. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Тубасов, Джучи подступил к Тумен-Киргизам. Тогда к Джучи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебекдигин. Они выразили покорность и били государю челом. Джучи принял под власть Монгольскую все Лесные народы: Шибир, Кесдиин, Баит, Тухас, Тенлек, Тоелес, Тас и Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингисхану, велел бить государю челом. Милостиво обратясь к Джучи, Чингисхан соизволил сказать: «Ты старший из моих сыновей. Не успел и выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство».
Чингисхан и трое из его четверых сыновей. Илл. wikipedia.org
Зарождения Улуса Джучи
Джучи получил от Чингисхана только что завоеванные земли. Именно с этого времени начинает свое существование Улус Джучи. Также ему было поручено завоевывать новые земли для своего улуса на западе: «Все области и улус, находившиеся в пределах реки Ирдыш и Алтайских гор, летние и зимние кочевья тех окрестностей Чингисхан пожаловал в управление Джучи-хану и издал беспрекословный указ, чтобы Джучи-хан завоевал и включал в свои владения области Дашт-и-Кипчак и находящиеся в тех краях государства».
Столицей Улуса при Джучи была ставка на Иртыше, возможно, в одном из бывших кимакских городов, хотя существует спор о том, дожили ли кимакские города до времен Джучи, но тут не важно, кому они принадлежали до их взятия монголами — каракитаям, найманам или кипчакам. Кимаки основали на Иртыше несколько городов и использовали их сообразно кочевническому складу государства. В этом отношении их местоположение и форма использования прекрасно подходили кочевому улусу Джучи. Поэтому вполне логично предположить, что Джучи мог использовать в качестве столицы одну из столиц бывшего кимакского государства на Иртыше.
Несмотря на кочевой уклад улуса, Чингизиды в качестве столицы использовали города. Бату в дальнейшем, до западного похода, столицу своего улуса учредил в Гургандже, но когда это произошло, неизвестно, скорее всего, как только представилась такая возможность, и, скорее всего, после смерти Чингисхана, когда были некоторые изменения территории Улуса Джучи. И далее, до специальной постройки столицы на Нижней Волге Сарая, Бату использовал в качестве столицы город Булгар.
Продолжение следует
Справка
Ильнур Мидхатович Миргалеев — кандидат исторических наук, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
«Когда джучиды взяли реванш, разгромив потомков Угедея, они сами отказались от власти в «коренном юрте»
Историк Ильнур Миргалеев о формировании международной политики Золотой Орды в период ее становления. Часть 2
«Реальное время» продолжает публиковать авторские колонки историка Ильнура Миргалеева, посвященные формированию международной политики Золотой Орды в период ее становления. Во второй статье цикла автор рассказывает о расширении территории Улуса Джучи и курултае 1235 года.
«Национальные историографии окрестили этот поход чингизидов как «нашествие Батыя»
Курултай 1235 года, созванный сыновьями и внуками Чингиз-хана — фактическими строителями обширной Монгольской империи — по многим позициям отличается не только от других подобных курултаев, но и не совсем вписывается в политическую действительность Монголии периода первых чингизидов. И главный интригующий вопрос здесь, конечно же, — цели нового западного похода. При этом отметим и неразработанность в историографии данного вопроса. В общих трудах по Монгольской империи и по начальному периоду истории Улуса Джучи давно утвердилось мнение, что целью похода было расширение территории Улуса Джучи и якобы тем самым выполнение «завещания» Чингиcхана. А национальные историографии (русская и европейская) окрестили этот поход чингизидов как «нашествие Батыя».
Ни один поход монголов не был проведен с целью расширения какого бы то ни было улуса чингизидов. Ни завоевания Чингисхана, ни завоевания в Китае Угедея, ни завоевания Хулагу и Хубилая не преследовали создание или расширение отдельно взятого улуса. Все они были только главнокомандующими в действующем войске Монгольской империи. По крайней мере, курултаи не принимали, например, решения о создании улуса Хулагуидов, государства Хубилая. Центральная власть Великого кагана делала все для того, чтобы полностью контролировать всю территорию империи. А Хулагу и Хубилай создали свои государства благодаря сепаратизму. Совсем по-другому обстояло дело с улусом Джучидов.
Статуя Джучи. Фото wikipedia.org
Несомненно, Джучи был активным строителем нового государства. Он — один из главных завоевателей на западе и участник завоевания Средней Азии в 1219—1224 годах. Он входит в малый совет при Чингисхане и, как его старший сын, имеет огромное влияние в Монгольском государстве, чем вызывает неприязненное отношение в семье Чингисхана. После получения в 1207 году отдельного улуса, который он сам и завоевывает, Джучи в дальнейшем устанавливает связь с Багдадским халифом, а также с Джелал-ад-дином Манкбурны. И, самое главное, он смог создать многочисленную семью, которая будет очень активна в деле создания уже независимого Улуса Джучи.
И здесь уместен вопрос, что стало бы с Еке Монгол Улусом, если бы Джучи пережил отца. Ведь, несмотря на свою молодость, его сыновья смогли добиться организации в масштабах всего государства похода на запад с целью расширения именно Джучиева улуса. Это серьезное мероприятие носило панмонгольский характер от начала до конца, но при этом серьезно усиливало именно джучидов. После окончания похода появился сильнейший улус во главе с сыновьями Джучи, который, как известно, в вопросах престолонаследия был отодвинут самим Чингисханом и его братьями Угедеем и Чагатаем, а создававшийся улус Джучи после его смерти практически потерял не только самостоятельность, но и основные свои территории, став частью улуса самого Угедея.
Бату добился не только расширения Улуса Джучи, он добился реанимирования улуса своего отца и, самое главное, права возглавить армию всей империи. Что сразу изменило его статус и статус джучидов.
«В том, что Джучи начинает отдаляться от Чингисхана была, наверное, и личная причина»
Джучи имел свою, отличную от Чингисхана, идеологию построения государства и взаимоотношений с другими странами. При анализе информации из источников о деятельности Джучи, можно утверждать, что он был сторонником идеологии мирного объединения тюрко-монгольских племен. Подтверждением тому служат мирное подчинение им кыргызов и северных лесных племен, когда Джучи не стал развязывать войну против туматов, которые отказались подчиниться. Он — один из создателей монгольского государства и глава собственного улуса. Поэтому он не хотел разрушать города и уничтожать людей. Такое отношение к строительству государства будет характерно и для его потомков.
Безусловно, у Джучи была широкая поддержка, прежде всего среди немонгольской элиты. Джучи пытается обосновать то, что они правят такими разными народами. Именно в этом мы и видим причину воспитания его сына Берке в исламе уже в младенчестве — тем самым покоренным мусульманам давали понять, что в правящей семье есть их единоверец, который при необходимости защитит их. Вообще, слухи о том, что и сам Джучи и Бату тайно приняли ислам, должно быть, были пущены именно с этой целью, а поддержка ими мусульман это только подтверждает. Джучи берет в жены Хан Султан, дочь Ала ад-дина Мухаммада, тогда как мать последнего Теркен-хатун в плену была вынуждена существовать в нищете и позоре, подбирая объедки от трапезы Чингисхана.
Великим каганом вместо Джучи был назван Угедей. Илл. wikipedia.org
В том, что Джучи в 1226—1227 гг. начинает отдаляться от Чингисхана, была, наверное, и личная причина, а именно конфликт во время семейного совета с Чагатаем, открытое унижение последним Джучи полумеркитским происхождением старшего сына Чингисхана и странное поведение в этом конфликте самого Чингисхана, который не останавливает Чагатая (как говорится в «Сокровенном сказании монголов»: «А Чингисхан — ни слова»), а вместо него вынужден отвечать Коко-Цос: «Распря шла всенародная. На постель тут не ложилися, все добычей поживлялися».
Как следует из «Сокровенного сказания монголов», Чингисхан сам не стремился создавать единое государство. Своим сыновьям и женам он говорит, что в мире много стран, и сам делит государство между своими сыновьями. Но все же, по настоянию семьи, он называет преемника. Создается впечатление, что Чингисхан не хотел называть своим преемником Джучи. Естественно, если бы Чингисхан захотел назвать его преемником, он бы так и поступил. В итоге Великим каганом вместо Джучи был назван Угедей. Эти внутрисемейные взаимоотношения чингизидов важны в плане всей истории монгольских улусов. Ведь они определили подход чингизидов к созданию новых государственных образований, взаимоотношениям с покоренными народами и налаживанию связей с другими странами.
Как таковая Монгольская империя создается сыновьями и внуками Чингисхана. Период Угедея характеризуется масштабными завоеваниями, и пока сторонники и противники построения сильного государства с городами не сталкиваются открыто, хотя отдельные споры о сохранении или полном уничтожении городов иногда возникают. В этот период джучиды еще не начинают играть важную роль во всемонгольских делах, прежде всего из-за своего малолетства и из-за удаленности их улуса от метрополии. Странно, но факт: сыновья Джучи предпочитают жить в уделе своего отца, нежели в ставке Чингисхана, а потом и в построенном Каракоруме, в отличие от, например, многих чагатаидов и угедеидов, не говоря уже о тулуйидах. До 1236 года джучиды вели военные действия в западном направлении, в незавоеванных землях, которые якобы завещал Чингисхан. Все военные действия велись собственными силами Джучиева улуса.
И, конечно, неизвестно, не будь такой многочисленной семья Джучи и не заложи он серьезную государственную основу своему улусу, смогли бы джучиды в 1235 году провести через курултай решение о начале западного похода и возглавлении основной имперской армии? Это, конечно, можно рассматривать и как своеобразную благодарность Угедея потомкам Джучи: ведь место преемника Чингисхана, место старшего сына занял он.
Модель древнего Каракорума в Монгольском историческом музее. Фото wikipedia.org
«Джучи нужно было завоевать самому этот «подарок» отца»
После гибели Джучи его сыновья не участвуют в походах монгол ни против тангутов, ни против Цзинь, а занимаются постепенным расширением своих владений.
Среди чингизидов только джучиды и тулуйиды Хубилай и Хулагу будут активно строить свое государство на новой земле, при этом абсолютно не стремясь в метрополию. Остальные чингизиды, наоборот, будут стараться жить в Монголии. Причина такого поведения Хубилая и Хулагу понятна — они выступали как сепаратисты, а в метрополии хотели сохранить завоеванные территории под централизованным управлением. В случае же с Джучи и его потомками все сложнее, так как подобное стремление Джучи началось уже при жизни самого Чингисхана. Хотя Чингиз и говорит: «Мать-земля велика. Много на ней рек и вод. Скажите лучше — будем отдельно друг от друга править иноземными народами, широко раздвинув отдельные кочевья», — все же Джучи нужно было завоевать самому этот «подарок» отца. Да и складывается такое впечатление, что все сказанное Чингисханом будто бы касалось именно Джучи.
Конечно, сыновья Джучи были прекрасно осведомлены об отношениях их отца с дедом и о взаимоотношениях между чингизидами. После того как Джучи не сделали преемником Чингиза, его семья была вытолкнута из метрополии, еще полвека являвшейся политическим центром империи. И когда джучиды взяли реванш, разгромив потомков Угедея и приведя к власти тулуйидов, они сами отказались от власти в «коренном юрте», так как уже владели огромными территориями и создали функционирующую государственную систему. Свое влияние в столице они использовали только в целях укрепления своего улуса. Джучиды пытались развивать Монгольскую империю под своим контролем, добиваясь принятия решений на курултаях сообразно своей политике. Но так как они сами не жили в столице империи, а тулуйиды смогли возглавить два панмонгольские войска, все это постепенно привело к разрушению договоренностей между джучидами и тулуйидами.
Завоевания джучидов до западного похода происходят всецело на основе собственных возможностей. Не имея крупных сил, джучиды практиковали мирное покорение. Это оставило большой отпечаток на подходе к завоеванию. Даже возглавив всемонгольскую армию, полностью контролировать поведение которой они были не в состоянии, и в необходимости проведения быстрых операций против крупных сил противника, когда для полной победы необходимо разгромить все его возможности, все же возглавляемый джучидами западный поход отличался от завоеваний в Хорезме, Китае и Хулагу. В отличие от других аналогичных ситуаций, джучиды изначально знали свою цель — они завоевывают новые земли для своего улуса, а не для империи. Этот уникальный случай будет характерен только для джучидов. Все остальные монгольские походы не имели таких целей и воспринимались как дело всей империи, всех чингизидов.
Битва между монголами и китайцами (1211). Джами ат-таварих Рашид ад-Дина. Илл. wikipedia.org
«Расширение улуса джучидов стало общеимперским вопросом»
Война Еке Монгол Улус с чжурчженьским государством Цзинь, начатая еще самим Чингисханом в 1211 году, закончилась к 1234 году. Во время этой войны монголы завоевали и корейское государство. То есть война продолжалось безостановочно, и в это время джучиды практически не участвовали в южных походах, в основном заботясь об усилении своего улуса. Почему они не участвуют? Ответ может быть только один: значит, этого не хотели остальные чингизиды. Но после 1234 года они сумели утвердить на курултае план западного похода под своим руководством, где должны были участвовать и другие чингизиды. То есть расширение улуса джучидов стало общеимперским вопросом. Кстати, это первый поход, который возглавили внуки Чингисхана, а не его сыновья.
После распада Монгольской империи можно назвать два главных государства чингизидов: это Улус Джучи и империя Юань. Улус Хулагу первоначально подчинялся Хубилаю и определенное время действовал в фарватере его внешней политики, плюс, весь период своего существования его правители именовали себя только в качестве ильханов, что означало только правителя области, а отнюдь не суверенного государства. Улус Чагатая, коренной юрт Тулуя, улус Угедея и родственников Чингисхана не представляли собой государства. Эти территории находились под влиянием Улуса Джучи и империи Юань и представляли собой некие аристократические владения, где действовали такие чингизиды, как потомок Угедея Хайду — приверженцы традиционно-кочевнических подходов к построению государства.
Именно они в период Угедея имели наивысшее влияние в империи. Поэтому после окончания завоевания северного Китая начало нового похода ознаменовало для них получение новых военных трофеев и пленных. Думается, что джучиды воспользовались именно таким отношением других чингизидов и смогли провести решение о западном походе через курултай. Война шла на общих основаниях, однако завоеванные земли переходили в улус джучидов.
Несомненно, до курултая между чингизидами велись активные переговоры. То, что западный поход возглавил Бату, а не сыновья Угедея, это, безусловно, победа пока что семейной дипломатии джучидов. Ведь к руководству южных походов джучиды не были допущены. Скорее всего, джучиды апеллировали к «завещанию» Чингисхана. Но уступки со стороны сыновей Джучи тоже были. Например, участие других чингизидов в походе и соответственно, получение ими права и в дальнейшем получать налоги с покоренных земель.
Но взамен джучиды смогли расширить свои владения настолько, что их уровень взаимоотношений с центральной властью и другими чингизидами сразу же приобрел иной характер. Улус Джучи стал правым крылом империи, то есть государством в государстве. Он уже владел не только южно-сибирскими землями, а огромной территорией, куда входила Западная Сибирь, Восточная Европа, Причерноморье и прикаспийские земли.
Если посмотреть на состав чингизидов, то становится ясно, что это была победа джучидов: в поход были отправлены многие чингизиды, а общее руководство принадлежало Бату.
Тяжеловооруженные монгольские воины рядом с осадным орудием. Миниатюра из хроники Рашид ад-Дина. Илл. wikipedia.org
Непосредственно военные действия начались в 1236 году и закончились в 1242-м. Шесть лет для такого масштабного завоевания — это не так много. Следует признать, что поход был проведен блестяще и продуманно. Джучиды до западного похода, несомненно, вели и разведывательные сражения, собирали информацию об уграх (так называемых «восточных венграх») Западной Сибири и Урала, о кыпчаках, Волжской Булгарии, русских княжествах, Кавказе.
То, что среди чингизовичей во время западного похода имелись внутренние разборки, нужно рассматривать и как продолжение того отношения к джучидам, которое царило среди некоторых чингизидов в составе политической элиты Каракорума. Открыто пренебрежительное отношение Чагатая к Джучи, несомненно, перешло и к некоторой части чингизидов.
После смерти умеренного и более-менее нормально относящегося к джучидам Угедея в Каракоруме усилились их противники. Это, конечно же, насторожило джучидов. При такой ситуации, как нам кажется, ни в Каракоруме, ни сам Бату не думали о продолжении похода. Джучидам важно было как можно быстрее укрепиться на новых землях, создать институт власти и наладить отношения с завоеванными народами. Им было необходимо быстрее укрепить свои новые владения, ведь, придя к власти, их противники могли бы лишить их и новых земель, и жизни, и улуса. А центральной власти в Каракоруме было важно не допустить усиления джучидов, которые командовали в это время основной армией империи. Другие чингизиды поэтому и покинули действующую армию и отправились в Монголию и свои улусы. Данное обстоятельство тоже имеет прямое отношение к прекращению западного похода. Но благодаря этому они не смогли закрепить за своими домами новые территории.
Итак, роль Бату как главы семьи Джучи на курултае 1235 года была огромна. Именно он смог на совершенно ином уровне, нежели его отец, наладить отношения с другими чингизидами и, самое главное, с Великим каганом Угедеем. Думается, что после 1227 года Бату мог находиться в свите Угедея и периодически жить во дворе кагана. По крайней мере, он должен был поддерживать связь с каганом. Западный поход должен был принести новую добычу и территории другим чингизидам, однако новые завоеванные территории уже считались территорией Улуса Джучи.