какую территорию в 6 веке занимали славяне
Славяне на Дунае в VI в.
Как же на Дунае появились славяне?
После смерти Аттилы в 453 г. государственное объединение, державшееся на силе гуннов, распалось:
Объединения, подобные гуннскому, называются «кочевыми империями», обычно они существуют краткосрочно, если не происходит захват оседлых государств с последующим оседанием доминирующего кочевого этноса на землю, например, как это было у турок, болгар-тюрок или венгров. (Кляшторный С.Г.)
Уже в IV веке у антов был единый вождь и старейшины, представители племен. Разгром, осуществлённый гуннами населению лесостепной зоны Восточной Европы, и последующее поражение антов от готов, вызвали регресс, нашедший отражение в материальной культуре славян. (Рыбаков Б. А.)
Из обихода исчезает высококачественная гончарная глиняная посуда, приходит в упадок ювелирное искусство и кузнечное ремесло, орудия труда и быта производятся не в мастерских, а в домашних условиях, что сказывается на их качестве. (Седов В. В.)
Вся эта ситуация вызвала деградацию социальных структур: анты, объединение которых началось в период Божа, выступают в это время отдельными племенами или родами, названными чуть позднее на Балканах «славиниями».
Социальная деградация может частично объяснить тот регресс, который наблюдается в новых формирующихся археологических культурах, связанных со славянами, по сравнению с черняховской культурой.
Анты обитали между Днестром и Днепром (Среднее Поднепровье и Левобережье). Склавины жили на территории средней Европы, Карпат, современной Чехии, Волыни и верховьях Повислья, верховье Днепра, до Киевщины. Венеты – между Одером и Вислой, в Беларуси и у истоков Днепра.
Конечно, существуют разные мнение по поводу этих культур. По антам и склавинам нет особых вопросов. А вот соответствие венетам – колочинской, а тем более суковско-дзедзицкой археологической культуры вызывает много вопросов.
Более того, многие исследователи не видят связи между упомянутыми нами в предыдущих статьях пшеворской и черняховской культурами с четко определяемыми, как славянские, пеньковской и пражско-корчаковской культурами:
Не стоит упускать из вида и доводы этнографов:
С точки зрения изучения и последующей трактовки археологических источников представляется, что данный вопрос будет долго открытым.
А вот письменные источники дают нам большой материал по истории славян в VI веке.
Движение на юг или миграционная волна славян, во след многим германским народам, к границам Восточноримской империи началась после 453 г., после смерти Аттилы и междоусобной войны племён, входивших в гуннский союз.
На дунайской границе
В самом конце V в. протоболгары уничтожили сорокатысячную комитатскую армию Иллирика, а другие части отсюда были переведены на более опасную для империи восточную границу. Несколько войн, произошедших в начале VI века, полностью оголили северную границу на Дунае.
Не помогла римлянам даже традиционная политика «разделяй и властвуй» по привлечению к охране дунайской границы племён гепидов, победителей гуннов, и эрулов, занявших земли вокруг города Сингидон (совр. Белград, Сербия).
По пути, проторенном германцами и гуннами, к границам Византии стали подходить славянские племена. Их вторжение в 517 г. имело сокрушительное последствие для ромейского населения западной части Балканского полуострова. Они ограбили Македонию, первую и вторую, Старый Эпир и дошли до Фермопил.
На левом берегу Дуная они осели по границам провинций Скифия (анты), Нижняя Мёзия, Дакия и Верхняя Мёзия (склавины). Западнее славян, за Дунаем, в Паннонии на реке Саве, излучине Дуная и нижней Тисе находились гепиды. Рядом, в «Дакии прибрежной», были герулы, а позднее сюда, в бывшую римскую провинцию Норик (часть современной территории Австрии и Словении), мигрировали лангобарды.
Этим территориям была чужда этническая монолитность, славяне массово селились на землях, контролируемых германскими племенами, здесь же обитали остатки фракийцев, сарматов и других ираноговорящих кочевников, а также различные группы тюркского кочевого населения. По мнению грека Прокопия – «звероподобные племена».
Жили здесь и подданные Византии, на землях которых стали селиться пришельцы с севера и востока.
Последующая история славян, оседавших в Придунавье, была связана как с Византией, так и с кочевыми племенами, совершавшими набеги на территорию империи.
Славяне находились на ранней стадии общинно-родовой формации, когда основой общества являлся стихийный коллективизм, вот что пишет по этому поводу Прокопий Кесарийский: «эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим».
Он же указывает на то, что славяне имеют одинаковые законы и поклоняются верховному богу молний:
С момента появления славян на Дунае начались бесконечные их вторжения в пределы Византии: «…варвары, гунны, анты и славяне, часто совершая такие переходы, наносили римлянам непоправимый вред».
Тем не менее, в 30-е годы анты активно вторгаются на территорию Фракии. В ответ на усилившиеся нападения славян, василевс Юстиниан поручил своему оруженосцу Хильбудию защиту дунайской границы рядом со столицей. Существует мнение, что Хильбудий был родом ант. (Вернадский Г. В.)
Он, занимая высокий пост магистра армии Фракии, в течение трех лет совершил несколько успешных карательных операций за Дунай, тем самым обезопасив провинцию Фракию.
В это же время была осуществлена попытка привлечь славян к охране границ, попытка неудачная, ввиду отсутствия у антов вождей, с которыми можно было бы договориться. Этот факт свидетельствует о том, что у антов здесь еще не сложился племенной союз, а «каждый род» жил самостоятельно. Что, кстати, не мешало им действовать сообща в случае военной угрозы. Так Хильбудий, опрометчиво перешедший Дунай с небольшим отрядом, был вынужден вступить в открытую схватку с превосходящими силами антов и погиб в этом бою. С этой поры граница снова стала доступна для вторжений, более того, славяне начинают селиться в провинции Скифия, в устье Дуная.
Одновременно продолжаются набеги кочевников, а в 540 г. гунны доходят до предместий Визàнтии и берут штурмом Херсонес Фракийский. Здесь это был первый случай, когда кочевники взяли большой имперский город. В этот же период происходят столкновения между склавинами и антами, последние были побеждены. Император Юстиниан предложил антам взять под охрану границу в районе заброшенного города Турриса, построенного ещё Трояном на левом берегу Дуная. Одни исследователи предполагают, что договор не состоялся, другие считают, что, наоборот, этим самым Византия обезопасила себя на некоторое время: походов гуннов и антов не было несколько лет. В то же время, в Италии у полководца Велисария появляется целая арифма антов (300 воинов), которые успешно сражаются против готов.
Зато усилились нападения склавенов: в 547 г. они вторглись в Иллирик и дошли до города Диррахия на побережье Адриатического моря (совр. Дуррес, Албания). Магистр войск в Иллирии, имея здесь 15 тысяч солдат, собранных для Италии, не решился дать отпор врагам. Спустя два года, в 549 г., произошло новое вторжение славян силами всего трёх тысяч человек: часть их пошла в Иллирию, а часть к столице.
Главнокомандующий всеми силами империи в этом районе, магистр Фракии и Иллирии, вступил в бой с одним из отрядов славян и был разбит, его войско, превосходящее по численности славян, бежало.
В 550 г. славяне двинулись на Фессалонику, но узнав о том, что в Сардике (совр. София, Болгария) легендарный полководец Герман собирает войска для Италии, они повернули в Далмацию, чтобы там перезимовать. Герман не стал их преследовать. Славяне, уже имевшие столкновение с ним, решили не испытывать судьбу. Вскоре Герман скоропостижно скончался, и славяне снова начали свой поход, Ходили слухи, как писал Прокопий Кесарийский, что их подкупил король итальянских готов Тотила.
К тем отрядам славян, которые перезимовали в Далмации, присоединились новые, перешедшие через Дунай, и всеми силами они стали опустошать провинцию Европу у самого Константинополя. Угроза столицы вынудила собрать значительные силы ромеев, которые возглавили ряд византийских полководцев, под командованием дворцового евнуха Схоластика. Войска встретились во Фракии у Адрианополя, в пяти днях пути от столицы. Славяне решили принять открытый бой с византийским войском, но для того, чтобы усыпить бдительность врага они не спешили сражаться в то время, как в рядах ромеев нарастало недовольство нерешительностью полководцев: солдаты-стратиоты упрекали их в трусости и нежелание начать битву. И командиры, опасаясь мятежа, вынуждены были уступить.
Рабы у славян в VI – VII вв.
Многочисленные свидетельство византийских авторов сообщают нам о том, что склавины и анты, в ходе своих набегов и походов на Византийскую империю обогащались не только добычей, но и рабами. Прокопий Кесарийский пишет о том, что погибло и было порабощено более двадцати мириад римлян, то есть 200 000 человек.
А Менандр сообщает, что воевавший со склавинами Боян, возвратил из рабства многие мириады пленных. У славян рабами становились исключительно иноземцы, соплеменники не могли быть рабами: основным источником рабов были военнопленные. Так, однажды, во время войны между склавинами и антами, склавин взял в рабство некого юношу Хильбудия, после установления мира, его выкупил ант, узнав, что он его соплеменник.
Захваченные пленники были собственностью не отдельных воинов или вождей, а всего племени, уже на землях славян происходил их раздел по жребию между родами. Так, ант, который купил юношу Хильбудия, имя которого было таким же как у пропавшего без вести полководца ромеев, пытался вернуть его за выкуп в Константинополь, но узнавшие об этом соплеменники, решили, что это дело всего народа, и требовали решить вопрос с псевдо-полководцем к выгоде всех.
Захваченные женщины и дети адаптировались в рамках семейных коллективов, а мужчины находились в рабстве определённое, точное время, после чего им предлагали на выбор: или откупиться и отправиться на родину, или остаться на правах свободных и друзей. Таким образом, бывший раб становился полноправным членом общества, он мог иметь имущество, вступать в брак, тем более, принимать участие в военных предприятиях. Взрослые рабы компенсировали убыль воинов и участвовали в битвах наряду со свободными. Эту стадию исследователи определяют, как «первобытное рабство». (Фроянов И.Я.)
Наряду с грабежами, важнейшей «статьёй доходов» для славян был возврат пленённых за выкуп, тем более что и византийское государство уделяло этому повышенное внимания, выделяя значительные суммы.
Источники и литература:
Иордан. О происхождении и деянии гетов. Перевод Е.Ч. Скржинской. СПб., 1997.
Прокопий Кесарийский Война с готами/ Перевод С. П. Кондратьева. Т.I. М., 1996.
Стратегикон Маврикия/ Перевод и комментарии В. В. Кучма. С-Пб., 2003.
Кулаковский Ю. История Византии (395-518 гг.) СПб., 2003.
Ловмянский Г. Религия славян и её упадок (VI- ХII). Перевод М.В. Ковальковой. СПб., 2003.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 2005.
Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян (VI – Х вв.). СПб., 1996.
Хазанов А. М. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества// Первобытное общество. Основные проблемы развития. /Отв. Ред. А.И. Першиц. М., 1975.
Щукин М. Б. Рождение славян. СТРАТУМ: СТРУКТУРЫ И КАТАСТРОФЫ. Сборник символической индоевропейской истории. СПб., 1997.
Славяне в VI-X веках
Расселение славян
Многочисленные племена славян обитали в начале нашей эры к востоку от германцев, на бескрайних просторах Центральной и Восточной Европы. Хотя славянские поселения были разбросаны на огромной территории, все славяне имели схожие языки и культуру.
Из Центральной Европы и Причерноморья славяне постепенно продвигались на юг. К VII веку они заселили почти весь Балканский полуостров. Так возникла ветвь южных славян. Южные славяне являлись предками болгар, македонцев, сербов, хорватов, словенцев, черногорцев и других народов.
По нижнему течению Дуная жили издавна валахи (предки румын). А в X веке на земли Среднего Дуная и Тиссы перекочевали из азиатских степей венгры. Они осели здесь и создали своё государство. Румынские и венгерские земли отделяли южных славян от западных и восточных.
Занятия славян
Археологи раскопали много старинных славянских поселений и могил и выяснили некоторые подробности жизни славян. Находки показывают, что славяне изготовляли земледельческие орудия, различные ткани, умели ковать металлы и делать из них различные предметы (оружие, украшения), искусно лепили глиняную посуду. Жили славяне в деревнях. Некоторые деревни были защищены от вражеских набегов земляным валом и частоколом. Такие поселения назывались городищами.
Славянские племена были смелыми и воинственными. Они не раз отражали набеги кочевников, без конца прибывавших с востока в причерноморские и придунайские степи, и препятствовали западным соседям расширять свои владения за счёт славянских земель.
Историки Восточной Римской империи писали о славянах, что они обладали высоким воинским искусством. Заманив противника в глубь своей территории, славяне делали внезапные вылазки из лесов и окружали неприятеля. Целые славянские отряды скрывались от вражеской армии, а потом громили её с тыла.
Те же историки сообщают о высоком гостеприимстве славян в мирное время и о том, что они охотно обменивают на иноземные товары свои продукты, меха, кожи и различные изделия.
Общественный строй у древних славян.
Как и у германцев, у древних славян господство вал первобытнообщинный строй. Славяне жили родовыми общинами во главе со старейшинами.
В VI-VII веках родовой строй у славян начинает разлагаться, и родовые общины распадаются набольшие семьи. Такая семья состояла из нескольких десятков родственников, происходивших от общего предка и живших в одном большом доме или группе домов, стоявших рядом. Возглавлял большую семью старший по возрасту. Члены её сообща владели имуществом и сообща трудились. Постепенно большие семьи начали распадаться на малые. Войны, переселения в другие районы, переход на новые земельные участки превращали деревню в коллектив уже не родственников, а простых соседей. Как и у германцев, родовая община превращалась у славян в соседскую.
Между племенами постоянно велись войны. Пленных, захваченных на войне, славяне обращали в рабов. Хотя пленники не оставались в рабстве всю свою жизнь и через несколько лет отпускались на волю, они всё же обогащали своих хозяев. Особенно быстро обогащались получавшие большую часть военной добычи вожди. Опираясь на силу дружинников, военные вожди постепенно подчиняли себе племя. Они не считались теперь с решениями веча и стремились править единовластно. Такие правители назывались у славян князьями.
Со временем князья начали передавать свою власть по наследству. Наиболее сильные из них подчиняли себе уже не одно, а несколько племён и играли теперь такую же роль, как короли в Западной Европе.
Таким образом, к IX веку первобытнообщинный строй у славян пришёл в упадок. Князья и военная знать (дружинники) постепенно захватывали всю власть в свои руки, а простой народ становился бесправным. На смену первобытнообщинному строю шёл феодальный.
Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково. Находящихся у них в плену не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая срок рабства определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся, на положении свободных и друзей.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями и днём, и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание з воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные, большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности реки, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с их помощью; это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.
Восточные славяне
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
Места расселения
Города
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
Севернее Западной Двины и верховья Волги
Южнее Западной Двины
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
Южнее реки Припять
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
Жили восточнее белых хорватов
Территория между Прутом и Днестром
Между Днестром и Южным Бугом
Территории вдоль реки Десны
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
Вдоль истоков Оки и Дона
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.