какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви

Анализ рассказа Чехова О любви

История создания. Прототипом главной героини стала Авилова Лидия, которая заняла в сердце А. П. Чехова с 1889 года особое место. Молодой человек был влюблен в замужнюю даму, которой помогал в литературной деятельности. На страницах этого рассказа представлен образ девушки, которая стала источником вдохновения для написания произведения.

Суть представлена в незамысловатом сюжете. Алехин Павел Константинович поселяется в имении Софьино, где проявил себя добросовестным тружеником. Знакомство с Лугановичем стало роковым для него, так как за этим последовала влюбленность в его супругу. Каждая встреча стала для Павла и Анны Алексеевны источником наслаждения друг другом и головокружительного счастья. Не известно, чем могла бы закончится их связь, если бы семейная пара не покинула город.

Композиция рассказа. Встреча на семейном обеде рассказчика с Анной Алексеевной, их взаимная симпатия – завязка произведения. Эмоциональные переживания героев, связанные с настоящей страстью, искрой любви, которая переросла в любовь стали пиком отношений Павла и Анны. Это кульминационный момент очередной чеховской истории. Незабываемое расставание героев в вагоне поезда навсегда становится трагедией для того и другого. Их пути расходятся навсегда. Такова развязка рассказа.

Главные герои и их характеристика. Уроженец дворянского гнезда – Павел Константинович перебирается в имение, становится безотказным работягой. Он не брезгует никакой работой («пахал, сеял, косил»). Благодаря занимаемой должности судьи, знакомится с семьей Лугановских. В отношениях со своей возлюбленной, которой является замужняя женщина, проявляет себя порядочно до момента расставания. Хотя Павла ни на минуту не покидают мысли соединить сердца с Анной, он не разрушает брак.

Анна Алексеевна– 22-летняя девушка приятной внешности. Она имеет детей. Павел представляет ее интеллигентной, обаятельной девушкой. Со временем раздражительность Анны в отношениях с гостем становятся понятны. Ее сердце занято им, но у женщины нет выхода, кроме того, как следовать за супругом.

Темой рассказа является любовь в одном из своих проявлений – любовный треугольник, образовавшийся из-за существующего брака и связи на стороне.

Вечной проблемой рассказа становится тема «человека в футляре». Автор подчеркивает, что жизнь становится невыносимой из-за своих качеств, таких как нерешительность, нежелание следовать зову сердца.

Смысл рассказа заключен в том, что человек, проявляя свою слабость, неумение принимать правильные решения в жизни, теряет ключ к счастью.

Вывод. А. П. Чехов представил на суд читателя ситуацию, в которой любовь стала инструментов для обличения пороков человека.

2 вариант

Антон Павлович Чехов великий русский писатель. Гений Чехова заключался в таланте коротко и лаконично излагать свои мысли. Пожалуй, самая известная его работа-цикл «Маленькие трилогии». Именно рассказ «О любви» завершает данный цикл.

Рассказ был написан в 1898 году. Произведение основано на биографии писателя. Дело в том, что прототипом персонажа Анны Алексеевеы является Лидия Авилова. Она практически наизусть знала все творчество Чехова, имела к нему чувства, но она уже была замужем. Чехов и Авилова не могли быть вместе, тогда Чехов представил всю свою печаль и тоску в произведении «О любви».

Автор работал в жанре реализма, он был мастером краткости, он безумно любил писать рассказы-миниатюры. И рассказ «О любви» не исключение. Именно деталь помогает раскрыть глубокое аналитическое содержание.

Уже название произведения отражает всю суть повествования, в рассказе идет речь именно о любви. Главный герой Павел Алехин был вынужден после смерти отца работать с крестьянами, пахать землю. В дальнейшем ему удалось стать мировым судьёй. Тогда он познакомился с Лугановичем. У него прекрасная жена Анна Алексеевна. Алехин влюбился в нее, эта красивая и умная женщина не оставила его равнодушным, а он понимал, что у нее к нему те же чувства, но герои понимали, что им не суждено быть вместе в силу наличия у героини детей и супруга, к которому она была благосклонна. В дальнейшем Лугановичи переехали, и герои навсегда расстались, чувство упущенной любви никогда не покидало главного героя.

Композиционной особенностью является прием Чехова «рассказ в рассказе». Благодаря этому приёму Чехов смог сэкономить на языковых средствах, к тому же смог объективно изложить свои мысли. Такого рода композиция произведений встречается во всех творениях писателя. Стоит отметить, что в начале описывается конкретная ситуация, а далее следует монолог главного героя.

Главный герой Алехин Павел Константинович. В произведении безумно мало описания его внешности. Известно, что ему около сорока лет, он дворянин, но из-за многочисленных долгов отца он был вынужден работать с крестьянами. Но герою свойственно большое трудолюбие, благодаря этому ему удаётся стать мировым судьёй.

Дмитрий Луганович приходится хорошим товарищем Павлу. Он простодушный и мягкий человек, но невероятно скучный.

Анна Алексеевна является женой Лугановича. Она молода, скромна и умна, помещица, у них с Дмитрием двое детей.

Основной темой произведения является тема недостижимости человеческого счастья, любви. Героя Чехова не могут достичь счастья из-за того, что не хотят выходить из зоны комфорта. Они не хотят ничего менять в жизни, стремиться к чему-либо.

Проблемой рассказа является проблема «футлярного человека». Этот человек не желает идти наперекор нормам в обществе, дабы построить свое счастье.

Своим произведением Чехов хотел наглядно показать, как нерешительность, нежелание выходить из зоны комфорта разрушает счастье людей. Каждый из героев боится изменений в жизни, а человек должен быть сильным для построения собственного счастья.

Анализ 3

Произведение является частично автобиографичным, поскольку в образе возлюбленной главного героя угадываются черты одной их любимых женщин писателя. Рассказ является заключительной составной частью прозаического сборника писателя под названием «Маленькая трилогия».

Жанровая направленность произведения представляется собой краткий миниатюрный рассказ, отличающийся глубокой философией авторского мыслительного процесса, раскрывающегося посредством использования реалистического метода.

Сюжетная линия рассказа повествует об истории главного героя, испытавшего чувство недостижимого счастья, являющегося следствием запретной любви.

Композиционная структура произведения представляет собой рассказ в рассказе, обуславливающий достижение объективного повествования, а также способствующий экономии языковых художественных средств. Отличительная особенность повествования представляется в применении автором монологов главного героя.

Главным героем рассказа является Павел Константинович Алехин, представленный в образе сорокалетнего мужчины, дворянина, оставшегося без средств к существованию, не принимающего физический труд, ставшему мировым судьей, должность которого и приводит его к знакомству с женой Лугановича, в которую герой влюбляется.

Второстепенными персонажами рассказа являются супруги Лугановичи, Дмитрий, представленный в образе лучшего друга главного героя, состоятельного дворянина, и его жена Анна Алексеевна, изображенная в качестве помещицы, имеющей двоих детей, отличающейся молодостью, добротой, умом, отвечающей Алехину взаимностью на его чувство, однако не дающей воли страсти, страшась гнева семью и не принимая ложь.

Основная тема рассказа представляется в изображении простого человеческого счастья, которое часто является недостижимым.

Проблематика произведения является отражением чеховского человека в футляре.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении человеческих слабостей, запрещающих слушать внутренний голос. С точки зрения автора, человек способен на убийство высокого, светлого чувство под воздействием общественного мнения и законов.

Рассказ повествует о любовной философии, передавая противоречивость, неоднозначность, двойственность данного чувства, что выражается открытым финалом произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа О любви

Популярные сегодня темы

Ослик Мафин проверял свой огород. За грядкой с огурцами он увидел огромного паука. Ему стало страшно, и он уже хотел убежать, но вдруг увидел на глазах паука слезы. Он спросил паука почему он такой печальный и плачет.

На картине изображен осенний пейзаж, присущий средней полосе России. Видно, что художник, работая над своей картиной, расположился на возвышении, с которого открывается вид на прекрасную равнину

Наверное, у каждого есть человек, по отношению к которому пробуждаются теплые чувства и симпатия. Для меня это Катя, моя младшая сестра.

Дядя Хвост – один из персонажей в произведении Тургенева Муму, которое автор написал со своей уникальной эмоциональной окраской и стилем написания. Дядя Хвост – крепостной

Жанровая направленность произведения представляется в виде небольшого фантастического рассказа, повествующего об освоении землянами территории планеты Венера, адресованного детской читательской аудитории.

Источник

История создания и анализ рассказа А.П. Чехова «О любви»

какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. картинка какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви фото. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви видео. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви.

История написания

Процесс создания произведения, которое было написано автором в 1898 году, берет начало в его биографии. Дело в том, что в персонаже Анны, в которую до беспамятства влюблен Алехин, прослеживается схожесть с русской мемуаристкой Лидией Авиловой. Последнюю с Чеховым познакомил Сергей Худяков — главный редактор «Петербургской газеты». На момент написания мемуаров девушка знала все произведения автора наизусть.

какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. картинка какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви фото. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви видео. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви.

Когда Лидия познакомилась с писателем, она состояла в браке с Михаилом Федоровичем. Последний не понимал увлечения супруги писательством и литературой. Женщина выбирала спутника жизни «как вещь». Конечно же, она уважала своего избранника, но не испытывала нежных чувств к нему.

Мужчина знал о переписке супруги с Чеховым, даже читал некоторые письма. Писатель помогал Авиловой с публикацией ее творений, был критиком и рецензентом. Теплота в переписке была разбавлена нечастыми встречами. Глубину отношений с Антоном Павловичем женщина отразила в одном из своих произведений. Однако последнее опубликовали лишь в 1940.

Личные переживания писателя также отразились в его работах. Произведение «О любви» — литературное выражение непреодолимого светлого чувства, которое автор испытывал к Лидии.

Жанр, композиция и литературное направление

Писатель был настоящим мастером сокращенной литературной формы. Основной стиль автора — емкий мини-рассказ с глубокой философией мысли. Особенность жанра произведения писателя помогает раскрыть реалистический метод.

Ни для кого не секрет, что автор создавал работы в духе реализма. Важный элемент чеховских произведений — детали. С их помощью Антон Павлович гармонично сочетал глубокое реалистичное содержание с краткой повествовательной формой.

какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. картинка какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви фото. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви видео. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви.

Произведение «О любви» является завершающим в сборнике «Маленькая трилогия». Примечательно, что такое название было придумано не автором, а исследователями. Главные герои его творений повествуют о своих жизненных историях. Важно отметить, что каждый из них становится центральным элементом своей части.

Отличительной композиционной чертой повествования автора считается форма «рассказ в рассказе». К такому приему нередко обращается писатель. Это одновременно позволяет ему объективно изложить суть и сэкономить языковые средства. Такая структура прослеживается во многих работах писателя:

Например, произведение «О любви» начинается с упоминания об отношениях повара-алкоголика Николая с красавицей Пелагеей. Последняя терпела от избранника оскорбления и избиения. Незначительная обеденная зарисовка переходит в рассуждение Алехина о сущности взаимоотношений. Этот прием помогает перевести читателя к сути, и лишь затем начинается рассказ.

Концовка обрамляет художественный центр работы. В литературную тему мастерски вплетаются маркеры настроения действующего лица — перемена погоды.

Любовная история Алехина началась, когда на улице все было невзрачным и серым, но в конце произведения дождь закончился и выглянуло солнце. Это говорит о душевном очищении Павла.

Тематика и суть

Основная тема произведения — счастье человека и его недостижимость. Персонажи автора живут оседлой, обычной жизнью. Оковы такого существования так прочны, что даже сильные чувства не способны заставить героев покинуть зону комфорта. И Павел, и Анна страдают, доказательством этому служит эмоциональная и трогательная сцена прощания. Но к сожалению, их счастье навсегда упущено.

какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. картинка какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви фото. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви видео. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви.

Рассуждения помогают Павлу разобраться, почему же они не могут быть счастливы. Герои задумывались, как жить, будучи влюбленным в чужую жену или находясь в браке с хорошим человеком, воспитывая при этом детей. Позднее Алехин осознает, что безграничное чувство, которое поглощает его, не поддается каким-либо законам, не терпит вопросов. Размышления становятся преградой любви, однако возлюбленные понимают это поздно.

Название работы исчерпывающее отражает ее суть — любовную линию. Сюжетная основа — жизнь Павла. Молодой человек был студентом, однако после кончины отца ему пришлось заниматься имением, чтобы расплатиться с долговыми обязательствами. Работа с крестьянами сильно тяготила юношу, который привык к культурному окружению. Спустя некоторое время Алехин решил отказаться от роскоши. Это отразилось в бытовых привычках.

Затем его пригласили стать судьей. Во время одного процесса он знакомится с очень добрым мужчиной по имени Дмитрий Луганович. Вскоре за обедом в доме последнего Павел встречает супругу хозяина дома — Анну. Женщина запомнилась дворянину, оставив яркий след в памяти.

В процессе общения Павел понимает, что его симпатия к Анне совсем не безответна. Алехина мучает чувство вины перед Лугановичами, ведь супруги благосклонны к нему. Однако влюбленные так и не нашли сил рассказать о своей любви.

Ощущение призрачности счастья вскоре стало терзать и Анну. Женщина даже прибегала к лечению от нервного расстройства. Вскоре ее супругу пришло повышение и семье предстоял переезд. Во время проводов произошла развязка. В поезде влюбленные объяснились, а затем расстались навсегда. Тогда Алехин осознал невозможность вернуть упущенную любовь.

Действующие лица

Сокращенная форма повествования предполагает незначительное количество персонажей. В рассказе Антона Чехова «О любви» главные герои — Павел Алехин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович. Характеристика каждого из них:

какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. картинка какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви фото. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви видео. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви.

Проблематика и смысл

Своим произведением «О любви» автор обличает слабости человека, не позволяющие героям руководствоваться велением сердца. Чехов показывает людей, скованных внешними обстоятельствами, однако при желании они могут пожертвовать общественным положением и преодолеть общепринятые условия и нормы. Главные персонажи оказываются слишком слабыми, поэтому продолжают следовать принятой в обществе морали.

какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. картинка какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви фото. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви видео. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви.

Чехов, демонстрируя представителей общества на рубеже XIX-XX столетий, выносит приговор общественному строю, не позволяющему людям раскрыть истинные желания даже в глубоком и настоящем чувстве. Проблематика произведения отражает известную тему автора — «человека в футляре». Отображаясь с разных сторон, такая «футлярность» есть у каждого героя произведения:

какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. картинка какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви фото. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви видео. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви.

Рассказ Чехова выносит на первый план человеческие слабости, проблематику недостижимости счастья и любовную философию. Произведение неоднозначно, как и его персонажи. Однако с точностью можно сказать, что эта работа — некое предостережение для читателей по поводу того, что сильное чувство не подчиняется никаким законам.

Источник

Рассказ А.П. Чехова «О любви». Анализ Чехова «О любви»

История создания

Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну, так же как и Авилов был влюблен в Анну Алексеевну. Рассказ написан в 1898 году и опубликован в журнале «Русская мысль».

Жанр и направление

Жанр данного произведения – рассказ, об этом свидетельствует краткая изложенная форма и лишь одна линия сюжета. Антон Павлович Чехов любил писать в направлении реализма, так и в данном случае.

Суть

Основная сюжетная линия в данном произведении является – любовь. Главный герой рассказа – Павел Алехин. После смерти отца он переезжает в его имение в Софьино. Пытается погасить долги отца. Вскоре Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, он приглашает Павла на обед к себе домой. Там Алехин встречает жену Лугановича – Анну Алексеевну, он влюбляется в нее в тот же вечер. Продолжая общение через некоторое время, Павел замечает, что его чувства не безответны. Но Алехина мучает чувство вины перед семьей Лугановичей, они были добры к нему все это время. Ни Алехин, ни Анна Алексеевна так и не могут признаться друг другу о своих чувствах.

Понимая всю ситуацию в целом, Анну Алексеевну начинает мучить непостижимость своих чувств. Она не может бросить мужа и уйти к Алехину и из-за этого у нее начинаются нервные расстройства. Позже Дмитрию предлагают повышение, и им предстоял переезд. Уже в самом конце рассказа происходит прощание двух влюбленных, понимая, что они уже больше никогда не увидятся, Анна дарит Павлу первый и последний в их жизни поцелуй.

Композиция

Главной особенностью рассказа является то, что он написан в стиле «рассказ в рассказе», что помогает автору добиться полного раскрытия истории. Завязкой произведения является приглашение на обед от Лагуновича и знакомство Алехина с Анной Алексеевной. Кульминация рассказа это осознание обоих своих чувств и понимание того что их нельзя раскрыть и признаться. Развязкой является прощание Анны и Павла в поезде с осознанием того, что они больше никогда уже не встретятся.

Главные герои и их характеристика

Алехин Павел Константинович – именно от его лица ведется повествование в рассказе. Дворянин, но после смерти отца работает в его поместье и пытается расплатиться с его долгами, из-за этого превращается в обычного рабочего. Трудолюбивый человек, смог получить авторитет у людей и стал мировым судьей в Софьино. Но, несмотря на все, Павел выглядит несчастным, он занимается не той работой, которой хочет.

Дмитрий Луганович – товарищ председателя окружного суда и дворянин. Хороший друг главного героя. Очень добрый и отзывчивый человек, готовый всегда прийти на помощь.

Анна Алексеевна – жена Лугановича. Молодая красивая и умная девушка, в которую влюблен главный герой. Заботливая мать и отличный собеседник, но из-за душевных терзаний стала нервной и злой.

Темы

Основными темами рассказа являются любовь, счастье и раскаяние. Автор смог донести и показать читателям, какого может быть, когда влюбляешься настолько сильно, но понимание того, что эта любовь не принесет ничего хорошего и погубит всю семью, приводит к терзаниям внутри себя главных героев, а под конец и к их прощанию навсегда.

Проблемы

«Человек в футляре» — основная проблема в произведении. Анна и Павел любят друг друга и много времени проводят вместе, но не признаются друг другу в этом, страдая от своих же чувств. Они так и живут, любят и страдают, но не делают ничего, чтобы это изменить.

Смысл

Основной мыслью рассказа является то, что человек по своей натуре труслив и не может получить то, что он действительно хочет. Для любви не достаточно одно лишь чувство, для любви необходимы действия.

Вывод

Рассказ «О любви» очень философский и о нем можно рассуждать долго и не прийти к единому мнению. Но основа сюжета это любовь. Автор показал, что она может быть и жестокой, но в то же время для того, чтобы быть счастливым нужно что-то поменять, нужно признаться во всем друг другу хоть это и сложно. Результат ведь может быть таким, каким персонажи рассказа, да и вообще люди не могут предугадать заранее.

История создания

Произведение было написано в 1898 году, однако его истоки берут начало из молодости писателя, который в ту пору был страстно влюблен. Биографам не составило труда выяснить, что прототипом Анны Алексеевны была Лидия Александровна Авилова. Русская писательница и мемуаристка познакомилась с Чеховым на приеме у издателя «Петербургской газеты» Худякова Сергея Николаевича. Как впоследствии призналась сама Авилова, к тому времени она была очарована творчеством Антона Павловича, и знала наизусть все его произведения.

Знакомство Чехова и Авиловой стало судьбоносным. Лидия Александровна тонко чувствовала и любила литературу, однако ее супруг не разделял увлечение жены литературой. Со стороны Авиловой также не было нежных чувств к мужу – замуж она выходила не по любви, а по расчету. Впрочем, женщина не скрывала от него своей платонической связи с Чеховым, и даже давала ему читать некоторые письма из переписки с писателем. В Антоне Павловиче Авилова нашла верного друга, единомышленника, рецензента и персонального критика, который всячески помогал ей в публикации работ. Теплая, полная душевной привязанности переписка лишь изредка прерывалась личными встречами. Эта связь многое значила как для Авиловой, так и для Чехова. С большой теплотой Авилова отзывалась о ней в своих мемуарах «А. П. Чехов в моей жизни», которые были опубликованы лишь в 1940 году. Со своей стороны, Антон Павлович выразил свою трогательную привязанность к Лидии Александровне Авиловой в рассказе «О любви».

Анализ рассказа А.П. Чехова «О любви»

Анализ текста рассказа А.П.Чехова «О любви»

интегрированный урок (русский язык и литература)

Язык не только говор, речь. Язык есть образ

всего внутреннего человека, его ума, того,

что называют сердцем, он выразитель

воспитания всех сил — умственных и нрав­ственных.

— Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве А. П. Чехова. Но наш урок необычен. Мы попытаемся глубже понять произведения Чехова, заглянув в его творческую мастерскую. Если для художника главными инструментами яв­ляются краски и кисти, для композито­ра — звуки, то для писателя и поэта — слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир.

— Эпиграф нашего урока – слова И.Гончарова. Как вы понимаете их? (Беседа о значении слов слово, язык)

— Как вы думаете, зачем нам, читателям нужно узнавать внутренний мир автора произведения?

— Чехов сказал: «Умею кратко говорить о длинных вещах».

— Давайте вспомним, каковы основные черты рассказов Чехова

— Сегодня на уроке мы посмотрим, как А. П. Чехов работает с языковым материалом, как он использует речевые средства для выражения своего, авторского отношения к героям рассказа «О любви».

— Мы постараемся увидеть названные черты творчества писателя в рассказе и ответить на вопрос: «Какие приемы обращения Чехова со словом помогли ему достичь в своих произ­ведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания?»

— На сегодняшний урок учащиеся готовили презентации своих небольших исследовательских работ по «Маленькой трилогии» А.П.Чехова. Представьте свои работы, девочки.

Предлагаю разделиться на группы и выразить свои впечатления от рассказа «О любви». Каждой группе соответствует определённый тип мышления:

: чувства и интуиция;

Что значит слово любовь?

Дома вы должны были заглянуть в «Словарь рус­ского языка» С. И. Ожегова и выяснить значение этого слова.
(Ученики читают свои записи о значении этого слова.)

Но у Чехова для названия рассказа выбрана определенная грамматическая фор­ма:
о любви.
(
Форма предложного паде­жа — очем?)
Прочитав заглавие рас­сказа, мы понимаем, что разговор пойдет о любви. А можно ли этот рассказ назвать «Любовь»? Почему?

нежной, трагиче­ской, грустной, запретной, тайной, незабывающейся…»
и т. д.)

Названием Чехов подчёркивает, что разговаривать о любви можно сколько угодно. Говоря его же словами: «Как зарождается любовь (…) поскольку в любви важны вопросы личного счастья – все это неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно».

— Давайте попытаемся проанализиро­вать речь Алехина с точки зрения лек­сики.

(Речь его содержательна, точна, правильна, богата и выразительна. Перед нами культур­ный, умный, образованный человек. В речи Алехина Чехов исполь­зует самые разные пласты лексики)

На слайде презентации таблица «Пласты лексики в речи Алехина».

Пласты лексики в речи Алехина.

разговорно — бытовая лексика (холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почем говядина и т.д.);

просторечные слова (спанье в санях, мужики, бабы

просторечно – вульгарные слова (мурло)

просторечные грамматические формы (тосковать по черном сюртуке);

церковно — славянская лексика (питать пристрастие, «тайна сия велика есть»);

книжная лексика (обо всем этом можно трактовать как угодно; поэтизировать; индивидуализировать

просторечные фразеологические обороты (говорил бог знает что; выпил в один присест; как белка в колесе

— Что вы можете сказать о речи персонажа?

— Как он говорит о бытовых вещах? Подтвердите примерами.

-Меняется ли его речь, когда он говорит о любви? Подтвердите примерами.

— Является ли речь Алёхина подтверждающей основные принципы творчества Чехова?

Вывод:
Рассмотрев речь Алехина, мы видим, как «обыденщина» засасывает умного, куль­турного человека, приземляет его, меняет его склонности, привычки и даже речь. А достигает этого Чехов, вкладывая в уста героя множество просторечных слов и выражений. Когда же Алехин говорит о любви в высоком значении этого слова, он меняется на наших глазах, соответ­ственно меняется и строй его речи — его речь становится поэтичной.

— Мы с вами знаем, что в образе главной героини Анны Алексеевны Луганович узнала себя писательница Лидия Алексеевна Авилова, знаем историю ее взаимоотношений с А. П. Чеховым. Я рас­сказывала вам, что Лидия Алексеевна вернула сестре Чехова, Марии Павловне, все его письма, кроме одного. Что же это было за письмо?

На фоне музыки П. И. Чайковского звучит отрывок из письма (подготовлено выразительное чтение отрывка одним из учащихся).

Мы не признались друг другу в любви и скрывали ее робко, ревниво. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастли­вое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили. Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если бы я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым человеком, артистом, художни­ком, а то из обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И она, по-види­мому, рассуждала подобным же образом, боясь сделать меня несчастным, хотела, чтобы я же­нился на хорошей достойной девушке, и часто говорила об этом. И потом уж, я со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исхо­дить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или доброде­тель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе…

(Чтение закончилось,
музыкатихо про­должается.)
— Знакомы ли вам эти строки? (Да, это строки из письма и в то же время это строки из рассказа «О любви»)

-Давайте возвратимся к эпиграфу нашего урока. Действительно ли в художественном произведении отражается внутренний мир автора, его «сердце»?

— Какие синтаксические структуры преобладают в тексте письма? О чём это говорит?

Автор точно и тонко пишет о своих чувствах. Личные переживания находят отражения в произведении, помогают через героев понять его позицию.

Чехов говорил, что каждое из произведений прозы должно действовать не только своим содержанием, но и формой, должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление.

— очаровательный, полный при­тягательной силы.

подобран Чеховым очень точно.

— Каковы особенности использования средств художественной выразительности писателем?

Средства художественной выразительности, в частности, эпитеты, позволяют автору красочно и точно нарисовать картину действительности, создают особую атмосферу произведения, особое настроение у читателей.

Проанализируем начало следующе­го предложения:

И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, кра­сивой, умной женщины, которая выходит за не­интересного человека, почти за старика…

— Что можно сказать об этом предложе­нии?

(Предложение сложное, в нем наблюдается знакомое уже нам троекратное повторение однородных членов, в первой части предложения однородные обстоятельства соединены по­вторяющимся союзом

— Попробуем перестроить первую часть этого предложения — опустим повторяю­щийся союз:

Вывод:
А. П. Чехов мог с полным правом заяв­лять: «Умею кратко говорить о длинных вещах». Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам. Художественная деталь заменяет многоречевые описания. В авторской речи чёткие синтаксические конструкции, простота и ясность.

Нас захватывают переживания героев, вместе с ними мы пытаемся ответить на те вопросы, которые они задают. Нельзя не почувствовать симпатии автора к своим героям. А помогло нам все это понять слово, ибо, по определению Аристотеля, «слово есть знак состояния души».

— А. П. Чехов бережно относился к слову, умело с ним обращался. В этом вы сегодня убедились сами. Мы с вами попыта­лись заглянуть в творческую мастерскую Антона Павловича, попытались выявить те приемы обращения Чехова со словом, кото­рые помогли ему достичь в своих произ­ведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания. Этим и отличает­ся чеховская проза.

— Перед вами листы бумаги, на которых вы, посовещавшись, запишите тот приём или те приёмы, которые, по вашему мнению, помогли ему передать грандиозное содержание рассказа. (Дети пишут, комментируют, крепят к доске).

Сравните то, что получилось у вас с моими заготовками.

В творческой мастерской А. П. Чехова.

А.П. Чехов использует:

— Конечно же, это только часть тех приемов, которые использовал А. П. Че­хов. Это большая, неисчерпаемая тема. Мы с вами рассмотрели лишь несколько примеров.

Рассказ окончен, но вопросы, заданные в рассказе, остались неразрешенными. А. П. Чехов предоставил вершить суд над героями жизни и нам, его чи­тателям. Наверно, нам

нужно согласиться с Алехиным,
что «любовь
— тайна сия велика есть». Как
тайное
является каждое произведение писателя, и. читая его, мы снова и снова пытаемся разгадать эту тайну.

«Для меня сегодняшний урок был…»

Самоанализ
интегрированного урока
(русский язык и литература) по теме:

«Анализ текста рассказа А.П.Чехова «О любви»

При планировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся. Трём девочкам было предложено в качестве домашнего задания выполнить небольшие исследовательские работы по рассказу А.П. Чехова «О любви». Такая работа им интересна. Они успешно с ней справились. Кроме того все задания по ходу урока формулировались, исходя из реального уровня знаний и понимания темы.

Данный урок интегрированный, он основан на материале, изучаемом в курсе литературы, но включает элементы программного материала по русскому языку.

На уроке реализовались следующие цели:

создать условия для понимания неко­торых черт мировоззрения А. П. Чехова на основе анализа языка его произведений; организовать деятельность учащихся по определению роли речевых средств в выражении авторской идеи в рас­сказе; совершенствовать навык критического осмысления текста; содействовать формированию осознания целостности всех разделов лингвистики.

развивать умения работы с текстом, развитие умения определять особенности языковых средств в художественном произведении, развивать навыки исследовательской работы, развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания,

воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе; воспитание умения слушать и говорить; воспитание аккуратности и внимания; воспитание бережного отношения и любви к родному языку.

Все указанные цели были взаимосвязаны. Они соответствовали возрастным и личностным особенностям учеников.

Этапы урока были выделены в соответствии со структурой урока в рамках технологии развития критического мышления. Выбранные приёмы, соответствовали структуре урока.

Использование слайдовой презентации было обоснованным. Она концентрировала на себе внимание учащихся, помогала им верно сориентироваться при решении поставленных перед ними задач.

Задачи, поставленные в начале урока, были успешно реализованы.

Учитель русского языка и литературы____________________/Е.П. Андрианова/

Жанр и направление

Любимым жанром Антона Павловича был короткий рассказ, который по своему содержанию можно сопоставить с романом — настолько он был наполнен красками, образами, глубокой жизненной философией. Особенность работ Чехова такова, что в них без труда отслеживается направление реализма – именно оно было максимально близко по духу писателю. Важнейшим элементом всех произведений Антона Павловича является деталь, которой он уделял особое внимание. Незначительный, на первый взгляд, штрих, описание персонажа способно было максимально раскрыть образ. Возможно, именно благодаря этой особенности рассказы Чехова никого не оставляют равнодушными, ведь в них гармонично переплетена малая литературная форма и глубокое реалистичное содержание.

Рассказ «О любви» является завершающим произведением цикла «Маленькая трилогия». Название цикла не является авторским, оно позже было дано исследователями творчества Чехова. Все произведения, вошедшие в цикл «Маленькая трилогия», объединены общей темой «человека в футляре», которая была особенно любима писателем.

Название произведения весьма красноречиво, и прямо указывает на то, что основной линией в нем является любовная тема. Главный герой рассказа – помещик, средних лет дворянин по имени Павел Константинович Алехин. Он учился в университете, но после смерти батюшки был вынужден вернуться в родительское имение и заняться делами, чтобы погасить отцовские долги. Молодому человеку, прекрасно образованному и привыкшему к культурному обществу, поначалу было тяжело привыкнуть к новому образу жизни. Его откровенно тяготила работа на земле, общение с крестьянами. Но со временем Алехин сам не заметил, как отказался от изящных привычек, которые придавали его жизни очарование и едва уловимый флер роскоши.

Спустя некоторое время Павел Константинович был произведен в мировые судьи. Во время одного из заседаний он познакомился с Дмитрием Лугановичем – приятным в общении, простодушным человеком, и тот пригласил Алехина на обед. В доме своего нового приятеля Алехин познакомился с его женой – Анной Алексеевной. Молодая, красивая женщина поразила воображение Павла Константиновича, который все чаще стал бывать у Лугановичей. Общение с тонкой, умной, образованной женщиной доставляло огромное удовольствие главному герою, который влюбился в нее со всей страстью своего сердца. Вскоре он понял, что его чувство взаимно, и это понимание одновременно и обрадовало, и смутило Алехина. Будучи глубоко порядочным человеком, он страдал от чувства вины перед открытым и доброжелательным Луановичем, который искренне считал его своим другом. Впрочем, Анна Алексеевна ничем не выдавала себя, и герои любили друг друга, не смея открыто признаться в своих чувствах.

Со временем невысказанная любовь, словно птица, запертая в клетку, стала тяготить Анну Алексеевну. Женщина стала нервной, возбудимой, и легко раздражалась от малейшего пустяка. Она даже вынуждена была лечиться от нервного расстройства.

Когда Луганович получил повышение по службе, семье предстоял переезд в другой город. Павел Константинович с ужасом осознал, что навсегда расстанется с женщиной, которую он так страстно и нежно любил все эти годы. В последний момент он влетел в купе поезда, где находилась Анна Алексеевна. Между влюбленными произошла трогательная сцена, ставшая завершающим аккордом их отношений. Глядя вслед уходящему поезду, Алехин с тоской понял, что добровольно отказался от собственного счастья…

Жизнь Павла Константиновича Алехина в деревне

Алехин повел спокойный, неторопливый и как бы отстраненный рассказ. Погода была обычная, серенькая и дождливая, и его слушателям больше ничего не оставалось делать. Алехин приехал в деревню давно. На ней был большой долг, оставшийся от отца. И герой повести решил во чтобы то ни стало привести хозяйство в порядок. Первое время, как и положено барину, он жил в верхних комнатах и пытался новую деревенскую жизнь привести в соответствие со своими культурными привычками. Но система быстро дала сбой: тяжко работая, как крестьянин, он стал спать на сеновале, есть в людской, престал мыться, не говоря уже о том, чтобы что-то читать. Но его избрали в мировые судьи и по делам ему приходилось бывать в городе, и ах, как это было приятно — превращаться иногда снова в культурного человека.

Композиция

Особенностью композиции большинства чеховских произведений является прием «рассказ в рассказе», благодаря которому писатель мог охватить большой временной промежуток без использования дополнительных литературных средств. Как правило, рассказ начинается с описания некоего случая из жизни героя, которое естественным образом переходит к основному повествованию. В большинстве случаев это монолог главного героя.

Так же и в рассказе «О любви» повествование начинается с упоминания Алехина о странных взаимоотношениях пьянчужки Николая и красавицы Пелагии, безропотно терпевшей от своего возлюбленного побои и оскорбления. Эта история послужила фоном к размышлениям главного героя о превратностях любви, после которого началось основное повествование.

Концовка рассказа является гармоничным и вместе с тем абсолютно логичным обрамлением центральной части произведения. Немаловажное значение играет и погода за окном. Так, в самом начале истории из окна виднелось серое, пасмурное небо, а в конце повествования из-за дождевых туч выглянуло солнце. Подобный прием стал подсказкой к душевному состоянию главного героя – история безнадежной любви вызывала в нем тяжелые эмоции, но ее окончание облегчило душевное состояние, очистило мысли и душу.

Утренний разговор

А на другой день, после завтрака, стали говорить о любви. Чехов (краткое содержание его рассказов всегда очень емко) поведал читателю историю, отзвуки которой можно найти в более позднем его рассказе «Дама с собачкой». Параллелей найти можно много. Павел Константинович философски подошел к деликатному вопросу о любви. Чехов краткое содержание этой истории начал с вопроса о странностях отношений красавицы-горничной Пелагеи и повара Никанора. Она любила этого мужчину, но замуж идти не соглашалась, поскольку нрав у него был буйный и драчливый. Никанор же не признавал ничего, кроме церковного венчания. Так эта история и не могла никак разрешиться. Оба только мучились. Затем Алехин продолжал рассуждать о любви. Чехов краткое содержание его мыслей до тонкостей понимает. Любя, русский человек постоянно задает себе вопросы, которые его только раздражают: чем это все закончится, плохо это или хорошо.

Ответов нет. Алехин продолжал говорить, и было видно, что ему хочется поведать историю о любви. Чехов краткое содержание повествования заключил в рассказ от первого лица.

Главные герои и их характеристика

Поскольку «О любви» является кратким литературным произведением, в нем присутствует ограниченное число персонажей. Как правило, Чехов выделяет не более двух-трех персонажей, среди которых более полная характеристика дается рассказчику.

Центральной темой рассказа «О любви», безусловно, является любовь, простое человеческое счастье, которое, увы, не всегда бывает возможным. Писатель демонстрирует, как привычка к определенному образу жизни, страх перемен, инфантильность стали преградами к такому сильному и чистому чувству как любовь. Не смотря на то, что оба героя – и Алехин, Анна Алексеевна – были влюблены друг в друга, испытывали родственность душ, они так и не решились на признание. В течение долгого времени герои молча страдали от невозможности быть вместе, но ни один из них не отважился на важные перемены в жизни. Лишь в момент их расставания стало ясно, насколько тяжело далась героям их слабость и неспособность менять жизнь к лучшему. Со временем Алехин пришел к простой мысли – истинная любовь не терпит нерешительности или рационального подхода, она не поддается никаким земным законам и не нуждается в длительном анализе. Почувствовав в душе это великое чувство, нужно незамедлительно действовать, чтобы не упустить синюю птицу счастья. К сожалению, герой слишком поздно осознал эту истину, и на всю жизнь остался несчастным и одиноким человеком.

Действующие лица

Сокращенная форма повествования предполагает незначительное количество персонажей. В рассказе Антона Чехова «О любви» главные герои — Павел Алехин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович. Характеристика каждого из них:

какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. картинка какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви фото. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви видео. какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую тему чехов раскрывает в рассказе о любви.

Проблемы

Как было сказано выше, рассказ «О любви» является отражением любимой чеховской темы «человека в футляре». Главные герои произведения, так или иначе, являются носителями этого столь многогранного образа.

Анализируя проблематику произведения, можно сделать вывод, что Антон Павлович не отступил от своей любимой темы, в очередной раз раскрыв новую грань «человека в футляре». Все герои рассказа, несмотря на всю разность их характеров, объединяет нерешительность и нежелание трудиться ради собственного счастья.

Главный герой

Главный герой рассказа – Павел Константинович Алехин. Он умный, порядочный и интеллигентный человек. Его жизнь безрадостна и одинока. В подтверждение своим рассуждениям о том, что любовь не имеет законов, герой рассказывает историю своей любви. Именно нравственные законы и сомнения в правильности своих действий помешали ему и Анне быть вместе. Но все то время, пока семейная пара жила в городе, возлюбленные нестерпимо мучились и страдали. А понимание того, что у любви нет преград, пришло слишком поздно и принесло только новую боль.

В этом рассказе трагичен жизненный реализм, как и во многих других, которые написал Чехов. Произведение «О любви» наполнено не радостью и счастьем, как представляется по названию, а одиночеством, болью и безысходностью.

Смысл

Идея произведения заключается в том, что человек собственноручно способен уничтожить светлое, высокое чувство, которое могло бы озарить всю его жизнь. Следование общественным законам и нормам, добропорядочность и соблюдение внешних приличий еще не гарантируют счастья, а вот чувство может уйти и уже более никогда не возникнуть в жизни.

В своем рассказе Антон Павлович с критикой отнесся к обществу, в котором люди вынуждены подчиняться неписаным правилам приличия в ущерб личному счастью.

Вывод

Небольшой по своему размеру рассказ включает в себя множество важных тем, заставляет задуматься о смысле жизни. Главные герои весьма противоречивы и неоднозначны, их нельзя отнести к однозначно положительным или отрицательным. Это, прежде всего, живые люди, со своими слабостями, страхами, комплексами. Не до конца выраженной остается и авторская позиция. Писатель как бы дает читателям возможность вынести свою субъективную оценку описанной истории, сделать личные выводы. Для Чехова важным было донести мысль, что любовь неподвластна никаким законам, и нужно относиться к ней с особой бережностью.

Критика

Рассказ «О любви» был высоко оценен современниками писателя. Многие выдающиеся литераторы не оставили без внимания это произведение. Так, А. Скабичевский считал, что виной всех бед главных героев рассказа «О любви» было отсутствие цели в их жизни. Алехин и Анна Алексеевна просто жили, как живется, не имея никаких планов и целей, что и сделало их такими слабыми и безвольными личностями.

В Павле Алехине А. Богданович видел никчемного человека, который не нашел в себе силы изменить собственную жизнь к лучшему. Он прогнулся под внешние обстоятельства, похоронив себя заживо в деревне, а затем добровольно отказался от счастья с любимой женщиной.

В свою очередь, А. Измайлов по достоинству оценил в произведении накал драматизма, столь характерного для поздних работ Антона Павловича. Критик отметил перелом в творчестве писателя, который был отличительной чертой у многих выдающихся авторов 19 века.

Чему учит?

Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее.

Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *