какую технику консультирования можно считать базовой

БИЛЕТ № 19. БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ.

Психологами-консультантами и психотерапевтами используются психотехнические средства вербального воздействия, т.е. так называемые «базовые техники», а именно:

Клиент: «Я извинился перед моей матерью, но она все еще злится на меня“,

Терапевт: «Что вы сказали ей?»

Но много вопросов могут превратить беседу в обмен вопросами-ответами, и клиент начинает ждать их и таким образом перекладывает на консультанта ответственность за ход консультирования и тематику обсуждаемых проблем.

Открытый вопрос — обращение к клиенту, предполагающее развернутый ответ в целях:

• поощрения исследования («Не могли бы вы больше рассказать об этом?», «О чем вы хотели бы поговорить сегодня?»);

• исследования ожиданий относительно помощи («Как вы думаете, что будет происходить в течение этой встречи?», «Какие чувства вы испытываете в связи с приходом на сеансы?»);

• исследования различных аспектов проблемы («Как это влияет на ваши отношения с другими?», «Как вы думаете, как это поведение влияет на ваше чувство подавленности?»);

• поиска примера («Когда, как именно это случилось в последний раз?», «Не могли бы вы, по возможности, шаг за шагом рассказать о произошедшем?», «Как это началось и что происходило во время ссоры?»).

«Что вы имеете в виду?», «Не могли бы вы объяснить это более подробно?»;«Что вы хотели сказать этим?»; «О чем вы думали, делая это?»; «Что вы чувствуете прямо сейчас?», «Что эти чувства говорят вам?»; «Ага», «Угу», «Понимаю вас», «Конечно», «Да-да, продолжайте», «Расскажите мне больше», «Ну и ну!».

8.Отражение когнитивного содержания— это возвращение сообщения клиента в более ясной форме и/или фасилитация исследования идей и внутренних представлений клиента.

9. Перефразирование— возвращения в более сжатой и ясной форме, частично или полностью другими словами, основного содержания или главного сообщения высказывания клиента. Цели перефразирования: показать клиенту, что консультант очень внимателен; выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде; проверить правильность понимания клиента. Начинается со слов; „Мне показалось, что. “, “У меня возникло предположение. “, „Я услышал это так. “, „Вы хотите ска зать, что. “, „Иными словами. “, „Насколько я понял. “, „Похоже на то, что. “

Необходимо быть предусмотрительными при поощрении клиентов к выражению чувств, в частности, в следующих ситуациях:• клиент имеет серьезное эмоциональное расстройство, бред или выраженный гнев, а терапевт не имеет опыта обращения с такими клиентами; • клиент переживает серьезный эмоциональный кризис и обсуждение чувств увеличит давление, которое он сейчас может выдержать;•клиент имеет в прошлом с трудом пережитые эмоциональные кризисы; • нет достаточно времени, чтобы работать с чувствами».

Перечень способов, каким терапевт может блокировать адекватное обращение с аффектами клиента:• встревожиться и сменить тему; • впасть в молчание и эмоционально отдалиться; • интерпретировать значение чувств и умышленно дистанцироваться; •прибегнуть к самораскрытию и перейти к собственным чувствам; • успокоить и заверить клиента, что все будет хорошо; •чрезмерно идентифицироваться с клиентом и настаивать, чтобы клиент принял решение или сделал что-то, чтобы справиться с чувствами.

Но, существуют ситуации, когда советы уместны, например, с клиентами в состоянии кризиса, а также с психически больными, которые имеют трудности с реалистичной оценкой ситуации. Клиентка: „Я беременна и не знаю, что делать. Я обнаружила это позавчера. Никто об этом еще не знает. Что мне делать?“». Терапевт: «Итак, вы никому не рассказывали о своей беременности. И, если я правильно вас понял, вы чувствуете необходимостьпредпринять какие-то конкретные действия, однако не знаете, какие именно».

Также терапевт может предложить клиенту расслабиться или, наоборот, усилить некое телесное ощущение. «Терапевт: Когда вы вспоминаете о последней встрече с отцом, как вы переживаете чувства печали? Клиент: Возникает сильное давление позади моих глаз. Терапевт: Что если вы расслабите ваши глаза немного, отпустите давление и позволите себе ощутить, что ваше тело переживает?»

Источник

Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков

какую технику консультирования можно считать базовой. картинка какую технику консультирования можно считать базовой. какую технику консультирования можно считать базовой фото. какую технику консультирования можно считать базовой видео. какую технику консультирования можно считать базовой смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую технику консультирования можно считать базовой.

Читайте в статье:

На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?

Начало консультации

Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.

Знакомство

Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.

какую технику консультирования можно считать базовой. картинка какую технику консультирования можно считать базовой. какую технику консультирования можно считать базовой фото. какую технику консультирования можно считать базовой видео. какую технику консультирования можно считать базовой смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую технику консультирования можно считать базовой.

Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.

Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:

Можно спросить об ожиданиях клиента, например:

«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»

Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:

«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»

Выяснение запроса

Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:

«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»

В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.

Там, где это уместно, произносите фразы:

Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:

«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»

Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.

Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.

Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.

Середина консультации

Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.

Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.

Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.

какую технику консультирования можно считать базовой. картинка какую технику консультирования можно считать базовой. какую технику консультирования можно считать базовой фото. какую технику консультирования можно считать базовой видео. какую технику консультирования можно считать базовой смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую технику консультирования можно считать базовой.

И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.

Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:

«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»

Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.

Получите алгоритм первой сессии на электронную почту

Чтобы был под рукой в нужный момент

Правила общения с клиентом

О чем нужно помнить в процессе общения:

Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».

какую технику консультирования можно считать базовой. картинка какую технику консультирования можно считать базовой. какую технику консультирования можно считать базовой фото. какую технику консультирования можно считать базовой видео. какую технику консультирования можно считать базовой смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую технику консультирования можно считать базовой.

Преподаватель-эксперт Шахбази Татьяна Азеровна

Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.

Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.

Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.

Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.

Завершение консультации

До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:

«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»

«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»

Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.

Вам важно получить и дать обратную связь:

какую технику консультирования можно считать базовой. картинка какую технику консультирования можно считать базовой. какую технику консультирования можно считать базовой фото. какую технику консультирования можно считать базовой видео. какую технику консультирования можно считать базовой смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую технику консультирования можно считать базовой.

Преподаватель-эксперт Творогова Татьяна Сергеевна

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.

Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.

Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.

Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.

Источник

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Порой психически здоровые люди могут утратить душевное равновесие. Не всегда удается самостоятельно справиться с нахлынувшими проблемами.

Для таких ситуаций существует профессиональная помощь – психологическое консультирование.

Что такое психологическое консультирование

Среди распространенных практик в области психологии можно выделить: тренинг, терапию, коррекцию, диагностику, профилактику, консультирование.

О консультировании впервые стали говорить в 1951 году на конференции в США. Ему отвели область психологических проблем людей, у которых отсутствуют соматические и психические заболевания.

Цели и задачи психологического консультирования отличаются от психотерапии и психокоррекции:

Консультант более свободен, чем терапевт, в выборе профессиональных моделей.

Основы консультирования

Психологическая консультация основана на принципах гуманистической философии и интегральном восприятии личности.

Законы и правила, цели и ценности индивидуальной системы координат клиента, его убеждения и картина мира являются тем материалом, с которым работает консультант-психолог.

Результатом, подтверждающим истинность выбранной методики, считают: отсутствие эмоциональных симптомов напряжения и дискомфорта, исчезновение психологических трудностей в межличностных отношениях и деятельности субъекта, который обратился за помощью.

Отношения с окружающими, особенности поведения личности в недалеком прошлом и сейчас, ее непосредственное психическое состояние служат источниками данных для психодиагностики.

Работая с человеком, психолог:

Виды консультирования

Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.

В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:

По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:

Этапы психологического консультирования

В ходе интервью межличностное взаимодействие разделяется на отдельные фазы – в зависимости от механизма и закономерностей развития динамики диалога.

Консультативная психология разработала несколько моделей проведения беседы специалиста с клиентом, но основная структура общения в них сохраняется.

Подготовительный

Перед началом работы с человеком психолог изучает имеющиеся о нем сведения. Информация берется из журнала регистрации, учитывается мнение того, кто принимал заявку.

Кроме этого, могут иметься данные о прошлых посещениях клиентом консультации, записи специалистов, которые беседовали с ним ранее.

Некоторые сведения можно почерпнуть из социальных сетей, от общих знакомых. Если встреча проводится в организации, то дополнительную информацию собирают от руководства и партнеров по трудовой деятельности.

На первом этапе специалист обобщает имеющиеся данные, разрабатывает план беседы.

Настроечный

Индивидуальное консультирование – процесс, требующий установления доверительных, располагающих к сотрудничеству и взаимопониманию отношений.

Специалист должен уметь создать атмосферу, в которой клиент чувствует себя в безопасности. С этой целью психолог знакомит субъекта с общим планом разговора, выстраивает рациональную основу взаимодействия.

Обратившемуся за помощью человеку разъясняют психологические механизмы, структуру и цели консультирования. Это создает дополнительную мотивацию к изменениям, вовлекает субъекта в осознанную работу.

Диагностический

Требующие разрешения проблемы и конфликты, психологические трудности часто не ограничиваются вопросами, которые поставил себе клиент.

Выбирая направления диагностики, консультант должен уметь отличать проекции субъекта от имеющихся в действительности фактов, но вместе с тем не вносить свои необоснованные догадки в ситуацию.

На этом этапе выделяется структура затруднений личности, определяются проблемы, которые она может решить самостоятельно, а также наиболее уязвимые стороны внутреннего мира клиента, которые порождают драматичные последствия для человека. Выявление связей такого рода – основная задача диагностики.

Разработчики методики выделяют 3 приоритетных цели отведенного для диагностирования времени:

Профессиональный подход предполагает, что в процессе беседы будет выведен в сферу сознания субъекта часто нечеткий и неопределенный образ желаемого будущего, прояснены жизненные цели и ценности личности консультируемого.

Важно, чтобы оценки, взгляды, жизненные представления и действительные намерения нуждающегося в помощи человека были им осмыслены и вербализированы. Клиент должен четко представлять, что будет, когда проблемы разрешатся.

Такое переструктурирование внутреннего пространства субъекта станет первым шагом к улучшению ситуации, позволит ему многие трудности психологического плана разрешать самостоятельно. От психолога требуется стимулировать компенсаторные, адаптивные и творческие способности личности, а также оказывать эмоциональную поддержку.

Рекомендательный

Психологический консалтинг ставит своей задачей поиск и выработку совместно с клиентом альтернативных подходов к жизненным трудностям. На первый план могут выйти решения, которым человек всегда предпочитал другие варианты поведения.

При обращении к специалисту субъект находится в тупиковой, по его мнению, ситуации. Доверительный разговор с психологом помогает изменить точку зрения на проблемы, отступить от жестко заданных схем мышления и восприятия.

После визита к консультанту люди часто меняют свое отношение к происходящему, пересматривают диапазон приемлемых способов эффективного и конструктивного взаимодействия с окружающими.

Когда человек начинает руководствоваться более прогрессивными установками, его поведение становится более вариативным, пластичным и гибким. Он приобретает возможность в меняющихся обстоятельствах использовать наиболее адекватные способы реагирования.

Исследования поведенческо-когнитивной психологии показали, что для социально-психологической адаптации в современном европейском городе в репертуаре человека должно быть около 600 образцов и алгоритмов поведения.

Люди, в условиях быстро меняющейся реальности с постоянно усложняющимися коммуникативными связями, вынуждены в течении всей жизни вырабатывать новые способы совладения со стрессом, формы переживания, варианты реагирования и поведения.

Рекомендации психолога должны:

Контрольный

Заключительный этап работы консультанта состоит в создании обратной связи с клиентом с целью получения достоверной информации о результатах процесса изменений.

Для этого теория дает следующие рекомендации:

После того, как результаты предыдущих достижений закреплены, даже простое планирование очередного шага может являться большим стимулом к дальнейшим положительным преобразованием.

Методы консультирования

Отдельные теории личности и соответствующие им методологии выработали свои подходы к работе с клиентами. Но существует базовый набор методов, который включает: активное и эмпатическое слушание, наблюдение, интервью и беседу.

Когда инициатором разговора выступает сам клиент, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями, психолог может использовать эмпатическое слушание. Оно характеризуется следующими особенностями:

Для получения более детальной информации о затруднениях человека, слушание может иметь несколько другую форму. Например, методика активного слушания предполагает, что психолог задает наводящие и уточняющие вопросы с целью задать направление разговора или уточнить детали.

Кроме того, чтобы слушать активно, нужно:

Данная методика слушания является одним из важнейших методов работы, которым психолог должен владеть обязательно, какой бы специализации он не придерживался – организационные вопросы, семейные отношения или деловое консультирование.

Наблюдение за невербальным поведением клиента, владение языком жестов и поз может помочь консультанту получить много дополнительной информации. Наблюдательность тренируется подобно другим навыкам.

Чтобы метод приносил пользу, наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и преднамеренным.

Еще одним методом сбора необходимых сведений является интервью. В зависимости от ситуации оно бывает:

Все предыдущие методы являются вспомогательными или входят в качестве элемента в основной метод проведения консультации – беседу.

Беседа необходима для установления контакта с клиентом, сбора и систематизации информации о нем, выработки рекомендаций по изменению ситуации.

Диалог с субъектом сам по себе выполняет терапевтические функции. По ходу разговора в него вплетаются различные приемы психологического воздействия, оценивается состояние человека, корректируется программа взаимодействий.

Беседа чаще всего имеет четкую структуру и включает ряд моментов:

Чтобы показать субъекту искренность своих намерений и продемонстрировать новые способы поведения, психолог раскрывается перед ним, сообщает личную информацию, приводит примеры из собственной жизни.

Техники психологического консультирования

Существуют подходящие техники для любых этапов взаимоотношений специалиста и нуждающегося в помощи субъекта. С виду незначительные вариации поведения консультанта способствуют более быстрому установлению подходящих связей:

Особенности консультирования детей у психолога

Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.

Отличия при работе с детьми:

Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.

Нередко работа с ребенком превращается в семейную терапию, т. к. семья играет существенную роль в обучении и воспитании.

Условия результативности консультаций у психолога

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно становится действенным, если сочетаются ряд факторов:

Этика в психологическом консультировании

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование невозможно без атмосферы доброжелательности и безопасности для клиента.

Опыт работы терапевтов и психологов содержит рекомендации по этической стороне вопроса:

Можно ли консультировать друзей и родных

Личностное консультирование специалистом в области психологии своих друзей, родных и близких не считается правильным по ряду причин:

Нельзя не учитывать и вопрос материальный. На оказание помощи будет затрачено большое количество времени, переработан немалый объем информации, но потребовать оплату с близкого человека способен не каждый. Кроме того, люди не склонны относиться должным образом к тому, что им досталось бесплатно.

Источник

§ 2. Базовые навыки консультирования

Важнейшие события в консультировании происходят на вербальном уровне. Суть вербального поведения консультанта составляют способы его реагирования в процессе взаимодействия с клиентом – базовые навыки консультирования.

? умение задавать вопросы (открытые и закрытые);

? молчание или пассивное слушание;

– передача содержания или перефразирование;

– отражение чувств клиента;

Умение задавать вопросы. В основе процесса получения информации о клиенте и побуждения его к самоанализу лежит умело проведенный опрос. Вопросы могут быть закрытыми и открытыми. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ, состоящий из одного-двух слов, подтверждение или отрицание. Например: «Сколько времени вы состоите в браке?», «Вы живете одна?», «Часто ли происходят между вами ссоры?» и т. п. Открытые (не предполагающие определенного ответа) вопросы не столько служат для получения сведений о жизни клиента, сколько дают возможность обсуждать чувства, позволяют исследовать мысли, ценности, поведение, т. е. внутренний мир клиента. Бенджамин отмечает: «Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт; закрытые вопросы ограничивают его. Первые широко распахивают двери хорошим отношениям, вторые обычно оставляют их закрытыми» (цит. по: Кочюнас, 1999, с. 61). Примеры открытых вопросов: «Как это случилось?», «Что в это время происходило в вашей жизни?», «Что именно вас раздражает?» и т. п.

Исследователи выделяют следующие основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы.

? Начало консультативной встречи («С чего сегодня вы хотели бы начать?», «Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?»).

? Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное («О чем вы в то время думали?», «Что вы почувствовали, когда услышали эти слова?»).

? Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять («Не сможете ли вы вспомнить о какой-либо конкретной ситуации?»).

? Сосредоточение внимания клиента на чувствах («Что вы чувствуете, когда рассказываете мне об этом?», «Что вы чувствовали тогда, когда все это произошло с вами?»).

Несмотря на ценность открытых вопросов для процесса консультирования, по мнению многих авторов (Кочюнас, Джордж и Кристиани, Иви, Ягнюк и др.), существует ряд трудностей при освоении навыка их задавания. В силу того что большинство начинающих консультантов не владеют другими, более продуктивными техниками, они чрезмерно увлекаются вопросами, что, в свою очередь, может создавать много проблем. «Любой вопрос, – подчеркивает Р. Кочюнас, – должен быть обоснован, – задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Это весьма сложная проблема для начинающего консультанта, который нередко слишком беспокоится, о чем же еще спросить клиента, и забывает, что, прежде всего, клиента надо слушать» (Кочюнас, 1999, с. 62). С. Файн и П. Глассер указывают на то, что очень легко можно дать вовлечь себя в такую схему общения, когда, начав задавать вопросы, на которые клиент отвечает, консультант вынужден задавать все новые и новые вопросы.

Этой «ловушки» следует избегать по нескольким причинам.

1. Схема «вопрос – ответ» подразумевает, что психотерапевт облечен властью, а клиент слаб, уязвим, инфантилен или некомпетентен. По сути, это воспроизводит в самом жестком и упрощенном виде схему общения «родитель – ребенок».

2. Такая схема предполагает, что, услышав ответы на вопросы, консультант скажет клиенту, что нужно сделать, чтобы разрешить проблему, а это вряд ли можно считать полезной установкой.

3. Задаваемый терапевтом вопрос – это, по сути, указание клиенту, о чем он должен говорить дальше. Тем самым нарушается тот хрупкий источник информации, в котором заинтересованы и терапевт, и сам клиент (Файн, Глассер, 2010, с. 96).

По этим причинам Джордж и Кристиани вообще не рекомендуют начинающим консультантам задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования (Джордж, Кристиани, 2002, с. 214). Если же вопросы задать необходимо, следует помнить о нескольких правилах.

? Вопросы «кто?», «что?» чаще всего ориентированы на получение ответов о фактах, т. е. увеличивают вероятность содержательно узких фактологических ответов.

? Вопрос «как?» в большей мере ориентирован на человека, его поведение, внутренний мир.

? Вопрос «почему?» нередко провоцирует защитные реакции клиентов, подразумевает критику. На вопросы такого типа чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения.

? Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится непонятно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен «озвучивать» клиенту только окончательные варианты вопроса.

? Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос: «Все ли у вас в порядке?» – чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ; лучше задать открытый вопрос: «Как обстоят дела?» (Кочюнас, 1999, с. 63).

Таким образом, хотя задавание вопросов является важной техникой консультирования, следует избегать чрезмерного опрашивания. У каждого вопроса, заданного консультантом, должны быть определенные цель и смысл. Прежде чем спросить о чем-то клиента, психолог должен ответить себе, с какой целью он собирается это сделать. Открытые вопросы поощряют клиентов делиться своими заботами с консультантом. Они переносят ответственность за интервью на клиента и позволяют ему исследовать отношения, чувства, ценности и поведение без давления системы представлений консультанта. Закрытые же вопросы выявляют фактическую информацию, редко непосредственно относящуюся к беспокойству клиента, и обычно задаются консультантом из любопытства и для уменьшения собственной тревожности.

Молчание или пассивное слушание. Существует несколько возможных способов реагирования, поддерживающих способность клиента выражать свои мысли и свидетельствующих об интересе консультанта к его словам. Возможно, что использование молчания во время консультативной беседы является наиболее существенным из всех навыков. О его значении для работы с клиентами много говорил К. Роджерс, подчеркивая, что умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков практика (Роджерс, 1999). Клиенты нуждаются в возможности исследовать свои чувства, отношения, ценности и поведение; можно помочь человеку почувствовать себя принимаемым, просто внимательно слушая его. Пауза приглашает встревоженного человека говорить о том, что его беспокоит, смягчает его отрицательные эмоции, усиливает проникновение в более глубокие чувства.

Пассивное (нерефлексивное) слушание – это, по сути, молчание, но не простое, а «внимающее», когда все внимание консультанта направлено на клиента. Ю.Е. Алешина считает, что «наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять. Консультанту следует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность дополнить уже сказанное, поправить, уточнить» (Алешина, 2005, с. 74).

Отечественные и зарубежные авторы (Бондаренко, 2001; Алешина, 1999; Шостром, Браммер, 2002) указывают на разный смысл молчания. Оно может:

? подразумевать, что клиент чувствует неудобство и тревогу или обеспокоенность, транслируя эти чувства консультанту;

? быть признаком сопротивления; в этом случае клиент может попытаться использовать молчание для того, чтобы манипулировать консультантом;

? подразумевать, что консультант и клиент в ходе данной сессии достигли тупика и оба ищут направление для дальнейшего продвижения;

? являться преддверием инсайта.

В каждом из этих случаев вопрос заключается не в том, действительно ли консультант должен прервать паузу. Консультанты должны учиться доверять собственным переживаниям в тех ситуациях, которые требуют высокой чувствительности к невербальным проявлениям клиента. Было бы правильно и мудро позволить клиенту принять на себя ответственность за нарушение молчания, когда оно инициировано им. В зависимости от ситуации консультант может выражать понимание, поддержку или одобрение короткими фразами или междометиями, кивком головы или с помощью других невербальных средств (жестов, мимики, взгляда). Консультант использует вербальные реплики и невербальные знаки, которые означают, что он действительно настроен на волну говорящего. Кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуренность, будучи откликом на то, что говорит клиент, дают ему понять, что его действительно слушают. Реплики («угу», «о-о», «я понимаю», «да», «конечно») так же сообщают о том, что консультант внимателен, заинтересован и сопровождает человека в процессе самораскрытия (Коттлер, Браун, 2001).

Сложности в освоении навыка молчания связаны с тем, что начинающие консультанты обычно достаточно тревожны и не умеют грамотно использовать время в ходе беседы. Они слишком часто стремятся заполнить все пространство беседы, снижая таким образом собственное напряжение и принимая ответственность за сессию на себя. Но если консультант научится понимать смысл молчания и овладеет навыком использования пауз, молчание может оказаться очень полезным. Молчание позволяет клиентам, во-первых, осознать, что ответственность за беседу лежит на них; во-вторых, глубже погрузиться в мысли и чувства и обдумывать то, что выяснилось в течение сессии. Это время необходимо клиентам, для того чтобы проработать каждую мысль и чувство, не испытывая необходимости обязательно высказать их (Джордж, Кристиани, 2002, с. 214).

Активное слушание. Слушание является основой консультативного процесса; оно помогает установить доверие между его участниками и стимулировать активность клиента. Активное (рефлексивное) слушание помогает понять, что стоит за тем или иным высказыванием человека. Слушая клиента, консультант старается свести воедино все то, что он видит и слышит, чтобы иметь целостную картину ситуации клиента и лучше понимать его проблемы. Выделяют два уровня слушания, способствующих взаимодействию. Слушание на простейшем уровне способствует пониманию консультантом содержания высказывания клиента и чувств, которые он выразил. На более сложном уровне слушание требует, чтобы консультант расшифровал послание клиента применительно к актуальной ситуации общения. «Процесс расшифровки необходим, потому что человеческое общение часто не является прямым и непосредственным. Когда мы говорим, мы склонны скорее кодировать наши сообщения, чем ясно и непосредственно передавать то, что мы думаем и чувствуем» (Джордж, Кристиани, 2002, с. 217). Например, фраза клиента: «Я мало о себе рассказываю. Я могу о поверхностных темах говорить. О профессиональных могу говорить часами» – на простейшем уровне содержит сожаление о существующих трудностях в общении с другими людьми, а на другом уровне в ней явственно слышна просьба клиента к терапевту о повышенном внимании и интересе с его стороны. Раскодируя это сообщение, консультант мог бы сказать следующее: «Я слышу, что вы сожалеете о том, что у вас мало близких отношений. Похоже, вы хотели бы от меня большего внимания и более глубокого интереса к вам».

К приемам активного рефлексивного слушания, которыми необходимо владеть консультанту, относятся:

? передача содержания, или перефразирование;

? резюмирование содержания и чувств клиента.

Передача содержания, или перефразирование. Способность передать содержание послания клиента или перефразировать его утверждение – это то, с чего начинается процесс обучения слушанию. Передавая содержание послания клиента, консультант возвращает клиенту содержание его утверждения, используя другие слова. Это позволяет клиенту чувствовать, что его понимают, а у консультанта появляется возможность проверить, насколько точно он понимает, о чем хочет сказать клиент. Фраза консультанта в этом случае может начинаться со слов: «Таким образом…», «Говоря другими словами…», «Если я правильно понял…», «По вашему мнению…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но из ваших слов я понял…», – и дальше своими словами консультант излагает суть проблемы человека и содержание его высказывания. Если клиент ответит утвердительно, значит, предположение консультанта верно.

Р. Кочюнас называет следующие три простых правила, которые следует помнить при перефразировании.

1. Перефразируется основная мысль клиента.

2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.

3. Надо избегать «попугайства», т. е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами (Кочюнас, 1999).

Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать.

Клиент: Я не знаю, как жить дальше. Стоит ли сохранять наш брак?

Консультант: Похоже, вам сейчас трудно принять решение…

Клиент: Да, вы правы. Я не готов расстаться с женой.

Консультант: Я слышу, что вы торопите себя. Можете ли вы дать себе достаточное количество времени на принятие этого решения? Можете ли подождать, пока оно созреет само?

Клиент (после паузы): Пожалуй, да… Да, могу. Почему бы и нет?

«Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультативной беседы, – считают Джордж и Кристиани, – потому что это помогает клиенту открывать новые подробности своих затруднений. Однако перефразирование не ведет к глубокому исследованию и может привести к разговору по замкнутому кругу, если консультант не применяет в ходе взаимодействия другие навыки» (Джордж, Кристиани, 2002, с. 219).

Отражение чувств клиента – это вербализация тех чувств, о которых клиент прямо не говорит, но наличие которых можно предполагать, исходя из его невербальных проявлений, а также из особенностей его ситуации. Этот прием также называют «эмпатическим слушанием». Применяющий его консультант, по образному выражению Ф.Е. Василюка, «настроен на пеленг не рассказа о чувствах, а здесь и теперь испытываемого чувства рассказчика» (цит. по: Осухова, 2003, с. 3). Основное различие между передачей содержания и отражением чувств – в том, на чем ставится акцент: если отражая содержание послания клиента, консультант выражает другими словами его мысль, то отвечая на чувства клиента, консультант пытается максимально сосредоточиться на том, что стоит за содержанием. «При этом вовсе не обязательно “попадать в десятку”, – пишет Н. Осухова. – Клиент, как правило, “включается” и дальше сам продолжает работу по наименованию, уточнению чувства и его осознанию» (там же). С этим соглашаются другие авторы: «Сомнение в том, что вы правильно отражаете чувство клиента, может помешать вам. Вы будете озабочены собственной тревогой, вместо того чтобы слушать клиента. Поэтому проговаривайте ваше отражение уверенно, смягчая его вводными фразами и интонацией. Клиент может принять его, уточнить или опровергнуть. В этом смысле неправильное отражение чувства столь же эффективно, как и правильное, так как, исправляя вас, клиент назовет действительно переживаемое, важно только, чтобы это не входило в систему» (Кораблина, Акиндинова, Баканова, Родина, 2 0 01, с. 59). Здесь имеется в виду, что неправильное отражение чувств клиента в расчете на то, что он «поправит» консультанта, не должно становиться постоянной характеристикой деятельности консультанта.

Основными целями отражения чувств являются:

? помощь клиенту в осознании своих чувств и побуждение его говорить о них в связи с проблемой, так как чем актуальнее проблема, тем больше чувств она вызывает;

? снижение уровня напряжения клиента и предоставление возможности сфокусироваться на проблеме, так как осознание чувств снижает их силу;

? улучшение контакта с клиентом, так как отражение чувств клиента демонстрирует эмпатическое восприятие его проблемы, что свидетельствует о более глубокой степени понимания и способствует установлению более доверительных отношений.

Клиент: Моя жизнь абсолютно бессмысленна. Я не знаю, что делать. У меня нет друзей. Родители всегда суют свой нос в мои дела.

Консультант: Вы чувствуете себя одиноким и загнанным в ловушку, из которой не видите выхода?

Завершая разговор об отражении чувств в консультировании, можно сформулировать несколько принципов применения этого навыка.

? Называя чувство, надо сохранять его интенсивность. Например, в зависимости от степени выраженности чувство злости может быть описано различными словами – от «досады» до «ярости», – а чувство страха – от «тревоги» до «ужаса».

? Отражая чувство, следует выражаться просто и коротко, говорить только об одном чувстве в каждый момент времени. Краткость увеличивает ясность и минимизирует возможность интерпретаций. В фокусе внимания остается клиент.

? Позитивные формулировки (исключающие частицу «не») более эффективны, чем негативные, к примеру, предпочтительнее высказывание «вы чувствуете себя оскорбленной», нежели «вы не чувствуете себя счастливой». Перечислять то, чего человек не чувствует, можно очень долго, между тем чувствует он всегда что-то определенное.

? Использование вводных фраз придает высказыванию вероятностный характер, подчеркивая право клиента принять, исправить или отвергнуть его: «Мне кажется, что вы чувствуете…», «То есть вы испытываете чувство…», «Вы, похоже, раздражены…». Важно, чтобы эти слова отвечали одной цели – подчеркнуть, что консультант не изрекает «объективную истину», а лишь высказывает свое субъективное мнение, с которым клиент может согласиться, уточнить или отвергнуть его. Таким образом, сама конструкция фразы приглашает клиента к исследованию его внутреннего мира, а не звучит как «диагноз специалиста».

? Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента – любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования.

Резюмирование содержания помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует структурированию процесса консультирования, т. е. выделению отдельных этапов сессии и оценке их результатов. Джордж и Кристиани обращают внимание на то, что «резюмирование содержания отличается от перефразирования тем, что оно обычно опирается на большее количество материала… может охватывать часть сессии или даже всю беседу» (Джордж, Кристиани, 2002, с. 220).

? в продолжительных беседах, чтобы привести фрагменты разговора к смысловому единству и подытожить основные идеи и чувства говорящего. Это можно сделать с помощью таких фраз: «Как я понимаю, вашей основной идеей является…», «Если теперь подытожить сказанное вами…» и др.;

? когда клиент говорит очень долго и запутанно;

? когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы;

? при стремлении придать некое направление беседе;

? в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.

В консультировании важно не только резюмирование высказываний клиента, но и резюмирование чувств. Оно позволяет определить эмоциональный тон беседы, обобщить эмоциональные аспекты опыта клиента. Очень часто в беседе с клиентом становятся видны его противоречивые чувства по отношению к значимым людям или ситуациям. В таких случаях очень важно и ценно обобщить чувства, чтобы показать клиенту, как полярности уживаются в его эмоциональной сфере и как он выражает свои смешанные эмоции. Кроме того, проговаривание чувств клиента несколько раз в течение сессии способствует принятию их клиентом и ассимиляции их в его чувственный опыт. Отражение чувств клиента позволяет ему увидеть, услышать и почувствовать, что консультант рядом с ним, слышит и видит его, понимает и сопереживает ему.

Итак, несмотря на большое значение невербального общения в консультировании, самые существенные события происходят на вербальном уровне. На начальном этапе консультирования использование консультантом базовых навыков поддерживает клиента, свидетельствует об интересе консультанта к его словам и облегчает процесс установления клиент-терапевтических отношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *