какую технику использовали войска петра 1 при форсировании рек
САМОЛЕТ ПРИ ПЕТРЕ I
Вы снимаете с полки 78‑й том Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и открываете его на статье «Шлиссельбург».
В статье, напечатанной, к слову говоря, в 1903 году, то есть еще до того, как вышла из пеленок авиация, рассказывается, как войска Петра I овладели крепостью Нотебург у истока Невы:
«…особый отряд… переправлен на правый берег и, овладев находившимися там укреплениями, прервал сообщения крепости с Ниеншанцем, Выборгом и Кексгольмом; флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера; на самолете устроена связь между обоими берегами Невы…»
Рев мотора под Санкт‑Питер‑Бурхом! Самолет в шведских войнах великого Петра! Да это прямо удивительное открытие! Посмеиваясь, вы говорите: «Тут что‑то не так! Очевидно, речь идет не о наших воздушных машинах». А о чем же?
На таком именно самолете поддерживал и Петр I связь между частями, находящимися по обе стороны могучей реки. Значит, слово «самолет» в нашем языке существовало за много времени до того, как первые пропеллеры загудели в небе. Только оно имело тогда совершенно иное значение.
В разное время оно знало таких значений даже не одно, а несколько.
Возьмем ту же энциклопедию, но только на слово «Самолет». Оно находится в 56‑м томе; том этот вышел в свет в 1900 году. «Самолет, – говорится там, – ручной ткацкий станок, с приспособлением для более удобной перекидки челнока».
А кроме того, как мы хорошо помним с детства, в самых старых сказках именовалось искони самолетом все то, что может само летать по воздуху, – например волшебный ковер[[82]].
Теперь нам ясно, что получилось в этом случае. Когда языку понадобилось дать имя новоизобретенной воздушной машине, каких до сих пор он не знал, люди как бы внезапно вспомнили, что подходящее для этого слово давно уже существует в сокровищнице русской речи.
Правда, оно не было «безработным», это слово: оно имело свои значения. Но одно из них (особый паром) было известно очень мало кому. Другое (ткацкий станок) употреблялось тоже только техниками да рабочими‑текстильщиками. Третье значение – сказочное – никак не могло помешать: таких «самолетов» в настоящем мире не было; спутать их никто не мог ни с чем. И язык спокойно передал это название новому предмету: он создал новое слово, перелицевав, переосмыслив старое. Он придал ему совершенно иной, небывалый смысл.
Вы, может быть, теперь представляете себе дело так: народ наш по поводу названия новой машины устраивал специальные совещания, рассуждал и обсуждал, как поступать лучше, потом «проголосовал» этот вопрос и решил его «большинством голосов…»
А другим, возможно, все рисуется иначе: просто нашелся умный и знающий человек, который помнил старое слово; он придумал употреблять его в новом значении и «пустил в ход». И то и другое неверно.
Разумеется, новое употребление слова «самолет» сначала пришло в голову одному или двум‑трем людям; не всем же сразу! Но совершенно так же другим людям казалось в те дни более удобным и подходящим назвать новую машину заимствованным из древних языков словом «аэроплан». В первое время, когда только возникла авиация, почти все говорили именно «аэроплан», а вовсе не «самолет». А потом, совершенно независимо от того, чего хотели отдельные люди, язык как бы сам по себе выбрал то, что ему казалось более удобным и пригодным. Слово «аэроплан» постепенно исчезло; слово «самолет» завоевало полное владычество. И сделано это было не моим, не вашим, не чьим‑нибудь одиночным вкусом или выбором, а и мной, и вами, и миллионами других – могучим чутьем к языку, свойственным всему народу – хозяину и хранителю этого языка[[83]].
СЛОВО‑ОШИБКА
Все знают слово «зенит».
Еще не так давно, правда, им пользовались только немногие ученые люди: мало кого в народе особенно занимала та, практически ничем от других не отличающаяся точка небесного свода, которая приходится как раз у каждого над головой.
Поэтому, пожалуй, у слова «зенит» почти и не было «слов‑детей», производных слов; лишь астрономы да землемеры употребляли такие выражения, как «зенитный круг» или «перевести через зенит»; кроме них, никто ими не пользовался.
Теперь же, за последние двадцать – тридцать лет, слово это удивительно пошло в ход. Если уж футбольные команды носят такое название, если таким словом называют папиросы или конфеты, – значит, оно стало известным.
Породило оно и целую семью детей, производных слов: «зенитка», «зенитчик», «зенитный», тоже отлично известных в народе. Изменилось его точное значение: теперь, говоря «зенит», мы чаще всего подразумеваем вовсе не единственную математическую точку небосвода, расположенную у нас как раз над головой, а всё небо вообще, воздух, верх.
Мы говорим: «Орудия, приспособленные для стрельбы по зениту », то есть поверху, по самолетам. «Сначала стреляли по танкам, потом перешли на зенит ».
Все это случилось по очень понятной и важной причине: небо вместе со своим «зенитом» приобрело совсем новое значение в жизни людей с тех пор, как в нем появились военные самолеты. Но ведь вражеские самолеты не все и не всегда появляются точно в «зените»!
Меня, однако, сейчас интересует не весь этот период в жизни слова «зенит», а самый момент его рождения. Что значит это слово? Откуда взялось оно у нас?
Это и неудивительно: таких «безродных», на первый взгляд, слов можно указать немало в любом языке; чаще всего обнаруживается при этом, что повсюду они «взяты напрокат» из какого‑либо третьего языка. В тех случаях, когда одно и то же безродное слово попадается в ряде языков Европы, обычно приходится предположить, что оно взято либо из греческого, либо из латинского языка, или же из языка арабов. Особенно это справедливо, если речь заходит о научных терминах, о словах астрономических, математических, географических и т. д.
Однако если говорить о слове «зенит», то тут‑то и начинается странность.
Ни в одном из этих языков такого слова не обнаруживается. Нет даже похожих на него слов того же корня. Выходит, что слово это родилось во всех современных языках само по себе, а «родителей» нигде не имеет. Это вещь совершенно невероятная.
Понадобились сложные разыскания, чтобы разоблачить «беспаспортного пришельца», явившегося невесть откуда и самонадеянно обосновавшегося во всех странах. Что же оказалось?
Когда астрономы Европы ознакомились с арабскими астрономическими трудами, они стали охотно заимствовать из них многие термины, для которых еще не существовало соответствующих европейских слов.
Не было нигде в Европе и слова, которое бы значило: «верхняя точка небосвода». Показалось удобным наименовать ее арабским словом «замт».
Трудно уже сейчас сказать, когда и как именно была сделана ошибка, но какой она была – понятно.
Как только арабское «замт» переписали европейскими, латинскими буквами – zamt, в середине слова образовалось сочетание из трех вертикальных палочек. Они означали здесь букву «м».
Но малообразованным переписчикам чужое слово «замт» ничего не говорило; оно было непонятно, да и звучало для европейского, для испанского в частности, слуха как‑то дико. Переписчики решили, что ученый, видимо, нечетко пишет, и те же три вертикальные палочки прочли не как m (м), а как ni (ни), то есть не «zamt», а «zanit», – так, на их взгляд, слово выглядело хоть и столь же непонятно, но все же более удовлетворительно. Ошибки никто не исправил: арабского языка не знали. Так и пошло в испанском языке астрономов гулять чужое слово «занит», которое скоро превратилось в «зенит». Слово родного языка недолго, конечно, просуществовало бы в таком искаженном виде. А слово языка чуждого, да еще столь малоизвестного в Европе, как арабский, не только осталось жить, но и начало путешествовать по всем народам и странам.
Не все ли было равно людям, так ли называется «зенит» по‑арабски или иначе? У нас он называется так! И понадобились труды языковедов, чтобы восстановить истину.
Теперь, прочитав на футбольном состязании или на пачке папирос слово «Зенит», вы будете знать, что перед вами одно из редчайших слов в мире: оно появилось во многих языках в результате простой ошибки (даже описки) переписчика.
Но, с другой стороны, перед вами одно из самых обыкновеннейших слов мира, имеющих самую обычную историю. Оно пришло в европейские языки из чуждого им азиатского языка; позаимствовано оно было для того, чтобы им можно было назвать понятие, у которого еще не было имени. Значит, и возражать против него не приходится.
Во всех языках большое число новых слов, особенно таких, которые нужны новейшим наукам и технике, заимствуется именно таким образом из древних языков. Как вы видели только что и как увидите сейчас, при этом происходят иной раз курьезные случаи. Против их наличия, против существования созданных ими слов тоже бессмысленно протестовать: победителей, как говорят, не судят.
Самолёты Петра Первого
Самолёты царя Петра
Дело было в далеком 1701 году. Царь решил отвоевать обратно у шведов нашу старинную крепость Орешек, названную завоевателями Нотебургом, а впоследствии снова переименованную Петром — в Шлиссельбург. Крепость находилась на острове при истоке Невы из Ладожского озера и имела в те времена очень важное военно-стратегическое и торговое значение.
Вначале Петр хотел атаковать хорошо укрепленный Нотебург зимой по льду, но зима выдалась теплой — из-за частых оттепелей лед был слишком тонким. Поэтому штурм царь решил перенести на осень.
Летом 1702 года начались интенсивные подготовительные работы к штурму: в городе Ладога были устроены провиантские склады, подтянуты осадная артиллерия и инженерный парк, организована транспортная служба, изготовлена флотилия на Ладожском озере и Неве, собран отряд из 16,5 тыс. воинов. Также Петр специально постарался отвлечь внимание шведов от направления основного удара, дав ложный след в сторону Польши и Лифляндии (Латвия и Эстония).
А дальше для большей убедительности процитирую статью из знаменитого и авторитетного дореволюционного Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона:
Наверное, ошибка в словаре, подумают читатели, самолеты появились гораздо позже, в середине XIX века. И вот тут нас ждет второй сюрприз. Дело в том, что в те времена самолетами в России называли речные паромы, которые самостоятельно передвигались, используя течение реки. Так что самолеты Петра Великого были не воздушным, а водным видом транспорта.
Эти речные русские самолеты XVIII века были двух видов и имели простые и оригинальные конструкции.
Если река была неширокой (около 40 метров), то между берегами натягивался канат, а самолет цеплялся к нему с помощью скользящего троса (или двух) наискосок к течению. Сила течения давила на борт парома и заставляла его двигаться поперек реки. Так же движутся парусные корабли с помощью ветра. Только паромы-самолеты использовали не силу ветра, а силу течения. Паромщик, регулируя длину скользящих тросов, мог менять угол положения парома относительно потока и тем самым регулировать скорость движения своего плавсредства. Для изменения угла вместо тросов также применялся обычный судоходный руль (см. схему А).
А вот ежели река была широкой, то использовался другой тип паромов-самолетов. В них натяжного каната между берегами не было. Вместо него употребляли так называемый закидной канат с якорем, который закреплялся на середине реки. А другой его конец прикрепляли к середине самолета или к двум его углам. Паромщик рулем устанавливал самолет под углом около 55 градусов к течению, которое и перемещало его по дуге от одного берега к другому. Если же река была очень-очень широкой, то делали несколько таких самолетов, курсирующих до специальных причальных лодок, стоявших на якоре (см. схему Б).
Интересно, что в нашей стране такие конструкции паромов-самолетов практически без изменений дошли до наших дней. Например, в 1970-е годы подобные самолетные переправы действовали на Иртыше.
Военные преобразования императора Петра I
Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.
По замечанию видного русского историка Василия Ключевского, «военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий».
Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.
В ходе реформ была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки «нового строя» (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.
Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом императора в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов).
К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.
Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.
Армия и флот получили однотипную и стройную организацию, появились полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте – генерал-адмирала.
Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, «гарнизонные войска» и все «воинские дела». Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помощника главнокомандующего).
В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.
Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.
Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).
Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге – Морскую академию.
Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал «недорослей» (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.
Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: «Статьи воинские», «Учреждение к бою», «Для полевой битвы правила», «Морской устав», «Устав воинский 1716 года».
Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.
Материал подготовлен редакцией РИА Новости на основе открытых источников
Почему Петр I пошел на уступки турецкому султану? [Подробная статья]
Прутский поход, произошедший летом 1711 года, стал одним из этапов противостояния между русскими и турками. Для Петра I, предпринявшего эту военную кампанию, он не был удачным. Русскому царю пришлось отдать Турции крепость Азов, что прежде была завоёвана с немалыми потерями и усилиями.
Однако в Прутском походе был заложен глубокий замысел Петра Великого, что реализовался позднее. Государь стремился укрепить и создать военную черноморскую базу, что стала бы оплотом для флота Российской империи. Как начинался Прутский поход? И почему он завершился столь неудачно для России?
Предпосылки
Его новым прибежищем стала Турция. При этом шведский король не забыл о прошлых обидах на русского царя. Он укрывался в крепости Бендеры (находится на территории современного Приднестровья), где подговаривал турецкого султана вступить в войну с Россией.
Геранссон Гёте «Пленные шведы в Москве»
В 1711 году турки объявляют войну Российской империи, однако боевые действия происходят не слишком активно. Две могущественные державы не стремились сразу же вступать в открытое столкновение. Кроме того, султан не хотел развязывать масштабную войну, а потому ограничивался действиями своих подданных, правителей Крымского ханства. Турецкие вассалы совершали набеги на русские земли, разоряли и грабили их.
От себя хочу заметить, что в числе причин начала конфликта Турции с Россией некоторые историки называют упущение Петра I, произошедшее во время Северной войны. По их мнению, русский царь позволил шведскому королю бежать, приказав отправиться в погоню лишь через три дня после поражения.
Как вы понимаете, на тот момент противник уже успел скрыться. Считается, что именно Карл XII настроил турецкого султана против России. На мой взгляд, этот аспект имел важное значение, однако война с турками началась бы при любом раскладе.
Шарль Эдуард Арман-Дюмареск «Стычка Карла XII с охранявшими его янычарами в Бендерах»
Союзники Петра I
Кроме того, русский царь приобрёл других союзников. Помимо глав Молдавии и Валахии, к нему присоединился польский король Август II. При поддержке Петра он смог начать боевые действия в Померании, что отвлекло часть сил шведов (а те неизменно пришли бы на помощь туркам).
Соратниками России стали также сербы и черногорцы, которые стали разворачивать повстанческое движение. Это было не просто противостояние русских и турок, а конфликт разных культур, христианского и мусульманского мира.
Со стороны России выдвинулась армия, разделённая на четыре пехотные и две драгунские дивизии. Серьёзной поддержкой стал молдавский корпус. Общее число солдат составляло около 86 тысяч человек, в распоряжении которых имелось 120 орудий. Эти цифры кажутся весьма внушительными, однако силы Турции в несколько раз превосходили численность русских.
Турки сумели собрать против России войско, насчитывавшее 190 тысяч человек. В качестве вооружения использовалось около 440 орудий. Несложно догадаться, что уже эти показатели демонстрировали явный перевес сил в сторону турок. Однако главные причины неудачи крылись отнюдь не в численности солдат.
Карта Прутского похода 1711 года / © Vissarion / ru.wikipedia.org
Неудачное начало Прутского похода
Русские войска должны были пройти от Киева через крепость Сороки к молдавским Яссам. Территория Польши, которую необходимо было пересечь, находилась под властью короля, дружественно относившегося к России. Важнейшим этапом похода стало форсирование Прута, из-за чего он и получил название Прутского.
В июне 1711 года на Днестре, у границы Речи Посполитой и Молдавии, у русской армии возникли затруднения из-за проблем со снабжением. Фельдмаршалу Шереметеву было поручено отправиться к Дунаю.
Кавалерия должна была занять вероятные места переправы турок и создать продовольственные склады, что помогли бы наладить обеспечение основных сил. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, Шереметев не нашёл поддержки на указанных территориях, из-за чего вынужден был повернуть на Яссы.
Рядовой драгун, гренадер пехотного полка с ручной гранатой и солдат-преображенец
Тем временем большая часть сил пересекла Днестр, и 27 июня 1711 года разделилась на две отдельные группировки. Вперёд выдвинулись две пехотные дивизии, усиленные казачьими отрядами. За ними продолжали движение Пётр I с двумя полками и двумя пехотными дивизиями. Силы подкреплялись артиллерией.
Уже к началу июля 1711 года армия вышла к восточному берегу Прута. Однако здесь русских солдат ожидали потрясение и неудача. Пользуясь неожиданностью и внезапностью, конные отряды Крымского ханства атаковали русских. Бой был недолгим, в нём погибло более двух сотен человек. Стараясь восполнить потери, армия двинулась к городу Яссы.
6 июля начинается форсирование Прута. Здесь к Петру I присоединился со своим войском молдавский правитель Дмитрий Кантемир. Но и на этом этапе русских ожидали немалые испытания. Теперь уже трудности были обусловлены не столько действиями противника, сколько отсутствием продовольствия. И без того небольшое войско (в сравнении с турецкими силами) вынуждено было разделиться, чтобы обеспечить снабжение каждого из отрядов.
Турецкий солдат, янычар и сипах (турецкая тяжёлая кавалерия)
Военные столкновения
Однако отсутствие артиллерийской поддержки и плохая организация наступления вынудили турок отступить. На мой взгляд, это столкновение уже явно показало опытным военачальникам России, что слабость турецкой армии — лишь видимость, которая может оказаться роковой для русских.
Уже 19 июля 1711 года турки стягивают силы, стремясь окружить армию Петра I плотным кольцом. К полудню русские уже находились в полном окружении, однако османы не спешили начинать бой. По решению царя войска двинулись вверх по течению реки. Стратегически это направление было более удачным для начала активной фазы противостояния.
План сражения на реке Прут / История русской армии и флота: Том V
По приказу государя русские солдаты останавливаются у села Стэнилешть, где готовятся принять бой. Султан же стягивает к этому населённому пункту огромные силы, подкреплением к которым служат отряды крымского хана.
Вечером начинается сражение, однако туркам, несмотря на численный перевес, не удаётся одолеть русских. Атака была отбита, но это не отменяло огромных потерь, что понесли войска Петра I. Согласно подсчётам, потери составили более 750 человек убитыми, ранено было более тысячи солдат. Впрочем, с турецкой стороны убито и ранено было более 8 тысяч человек.
Историк Н. Павленко в своей книге “Пётр Первый” отмечал:
“Янычары… продолжали наступать, не ожидая приказов… Они бросились на неприятеля с саблями в руках и, конечно, прорвали бы фронт в этой первой мощной атаке, если бы не рогатки, которые неприятель бросил перед ними”.
В записях бригадира Моро-де-Бразе отмечается, что сам царь вёл себя дружелюбно со всеми военными — независимо от должности и чина. Он не берёг себя, что было редкостью для правителя, постоянно расспрашивал о том, что происходит на постах.
Михаил Иванов «Лагерь русских войск на Пруте»
Катастрофа русской армии
Пётр I прекрасно понимал, в каком бедственном положении оказался. Как описывал Юст Юль, государь “бегал взад и вперед по лагерю, бил себя в грудь и не мог выговорить ни слова”. Однако впадать в паническое настроение было не в характере Петра. Он быстро принимает решение — необходимо подписание мирного договора с турками. Конечно, в сложившейся ситуации султан мог сам диктовать условия России. Пётр и это понимал.
Вместе с Шафировым, назначенным послом со всеми надлежащими полномочиями, турецкому правителю были отправлены драгоценности Екатерины I, супруги Петра. Шафиров получил приказ от царя: соглашаться на любые условия, кроме передачи османам Петербурга. Положение было крайне бедственным.
Портрет Петра Павловича Шафирова
Подписание Прутского мирного договора
Переговоры между сторонами продолжались два дня. По их итогам было принято решение о подписании Прутского мирного договора. Согласно ему, Россия должна была передать Турции крепость Азов, которую не так давно с трудом отвоевала. Кроме того, турки требовали уничтожить построенную для защиты русского флота крепость Таганрог.
Пётр I обязывался не вмешиваться в политику Польши и не сотрудничать с запорожскими казаками, а также свободно пропустить Карла XII в Швецию. Последнее условие выполнялось с “залогом”, в качестве которого использовался Михаил Шереметев и Шавиров. Они должны были находиться в турецком плену до той поры, пока шведский король не окажется на Родине.
«Султан посадил нас в ноябре месяце в эдикуль (темницу), где мы и доныне обретаемся с сыном вашим Михаилом Борисовичем, и живем с великой нуждой, имея свет только сверху сквозь решетку, и терпим от тесноты и от смрада великую нужду. Если война продолжится, в таком случае мы в сем своем бедственном заключении принуждены будем помереть», — писал Шафиров графу Шереметеву.
23 июля 1711 года произошло подписание Прутского мирного договора. Это событие дало возможность русским войскам беспрепятственно покинуть место окружения, после чего отряды направились к городу Яссы, а оттуда двинулись к Киеву и Москве.
Примечательно, что Карл XII, о котором также шла речь в документе, выступал против мирных переговоров и компромиссов с Россией. Он считал, что султан проявил слабость, отказавшись от намерения полностью уничтожить войско Петра. Однако в этом случае и сам турецкий правитель прекрасно осознавал, что, уничтожив армию России, он лишь сделает одолжение Швеции, что займёт господствующее положение в Европе. А это, как вы понимаете, османам было не нужно.
Итоги Прутского похода
В ходе Прутского похода русская армия понесла огромные потери. Надо заметить, что крупных столкновений в ходе этой военной кампании так и не было, однако множество солдат умерло вовсе не на поле боя. Постоянные проблемы со снабжением стали роковыми для войска Петра I.
Датчанин Расмус Эребо вспоминал:
“Солдаты почернели от жажды и голода. Почерневшие и умирающие от голода люди лежали во множестве по дороге, и никто не мог помочь ближнему или спасти его, так как у всех было поровну, то есть ни у кого ничего не было”.
Подписание мирного договора между Россией и Турцией было важнейшим политическим шагом. Несмотря на поистине катастрофическое положение, русский царь сумел решить проблему с помощью дипломатии. Однако в той ситуации это привело к потере выхода к Азовскому морю из-за возвращения туркам крепости Азов.
По сути, Россия всего за месяц потеряла всё то, что создавалось на протяжении долгих лет. Успехи Второго Азовского похода и битвы под Полтавой оказались перекрыты неудачами Прутского похода. Общие потери армии Петра составили около 37 тысяч человек (причём в боях погибло не более 8 тысяч).
Роберт Кер Портер «Взятие Азова»
А вот Карл XII, отказавшийся покидать Турцию, настроил султана развязать новую войну с Россией, что вспыхнула уже в 1712 году. Впрочем, активных боевых действий и в этом случае не было, однако продолжались дипломатические переговоры.
О Прутском походе историки упоминают нечасто, поскольку он стал одной из самых главных военных неудач Петра Великого. Главными причинами поражения стали сложные климатические условия, жара (многие солдаты умирали от обезвоживания), а также плохое снабжение армии. Однако Прутский поход продемонстрировал возможность дипломатических переговоров с турками, что использовалось русскими и в дальнейшем.