какую тайну раскрыл бабушке томского сен жермен в повести пиковая дама
Краткое содержание повести «Пиковая дама» А. С. Пушкина
Повесть «Пиковая дама» А. С. Пушкина была написана в 1833 году. Прочитать краткое содержание «Пиковой дамы» по главам для ознакомления с произведением можно на нашем сайте. Повесть написана в традициях литературного направления реализм. Идея и сюжет произведения были подсказаны писателю молодым князем Голицыным, который как-то смог отыграться, поставив, по совету своей бабушки Н. П. Голициной, во время игры на три карты. Голициной в свое время, подсказал эти карты сам Сен-Жермен.
Основные персонажи повести
Гоголь «Пиковая дама» очень краткое содержание
Действие повести происходит в начале XIX века в Петербурге.
Главный герой повести – молодой инженер Германн. Однажды он слышит загадочную историю о графине Анне Федотовне Томской. Судя по слухам, графиня может называть человеку три карты, которые обязательно принесут ему выигрыш.
Небогатый, но расчетливый и Германн хочет попытать счастье. Он надеется, что старуха назовет ему три заветные карты. Чтобы встретиться с графиней, он решается на авантюру: он очаровывает воспитанницу графини – милую и наивную девушку Лизу. В конце концов Лиза соглашается на тайное свидание. Она рассказывает ему, как незаметно проникнуть к ней в дом ночью.
Следуя советам Лизы, Германн пробирается в дом графини. Он прячется в покоях графини. Когда старуха остается одна, Германн умоляет ее назвать три карты, которые принесут выигрыш. Старуха упрямится, и Германн угрожает ей пистолетом. Внезапно испуганная графиня умирает.
Старуху хоронят. В ночь после похорон к Германну является призрак графини. Старуха называет Германну три заветные карты – тройка, семерка, туз, которые должны принести ему выигрыш.
Вскоре Германн получает шанс сыграть в карты с богатыми соперниками. В первый вечер Германн ставит крупную сумму, 47 тысяч, на тройку и выигрывает. На следующий день он ставит на семерку и снова выигрывает. На третий день он ставит все на туза. Вскрыв карту, он обнаруживает вместо туза пиковую даму. Из-за этой карты Германн проигрывает все деньги.
После проигрыша Германн сходит с ума, а Лиза благополучно выходит замуж за другого мужчину.
Короткий пересказ «Пиковая дама» Пушкина
Перед нами – уникальное, одно из наиболее известных произведений А.С. Пушкина – Пиковая дама. Небольшое по объему — всего семь глав, — оно включает в себя не мало интересного – смесь фантастики и реальности, характеры и поступки – все в Пиковой даме весьма заманчиво. Повествование начинается с рассказа о том, как однажды играли в карты у конногвардейца Наумова. Кто-то выигрывал, кто-то проигрывал. Но был один — немец Германн – не игравший совершенно, но с алчным блеском в глазах следивший за игрой. На вопрос, почему он не играет, отвечал: Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде получить излишнее. Кроме Германна на сцене присутствуют: Томский, его бабушка – графиня, и ее воспитанница Лизавета.
Томский делится с товарищами, рассказал о том, что лет шестьдесят назад его бабушка часто посещала Париж, была там весьма известной особой, часто играла и однажды – даже проиграла герцогу Орманскому очень значительную сумму. Приехав домой попыталась выудить у мужа требуемых денег, но тот, несмотря на то, что боялся ее как огня, заявил, что этот проигрыш слишком велик для их бюджета. Нечего делать, бабушка решила обратиться к графу Сен – Жермену, известному авантюристу, бывшему, правда, с ней в хороших отношениях. Стала просить денег, но он отказал ей в том, но – открыл некую тайну – а именно – три карты, которые всегда были выйгрышными. При этом поставил одно условие – сыграть лишь однажды и более не играть после. В тот же день графиня, появившись в Версале, отыгрывается и уезжает домой…
Рассказ о бабушке Томского сильно действует на Германна, ему очень хочется, чтобы старая графиня открыла ему тайну, он беспокойно спит, днем и ночью бродит у дома графини, пока однажды в окне не замечает голову молодой девушки. У него возникает коварный план. Девушка — а именно ее и зовут Лизавета, бедная воспитанница графини – пренесчастное создание, которую все знали, и никто не замечал – начинает получать записки и письма от загадочного офицера, полные страсти и признаний в любви. Первоначально ее это шокирует, но вскоре она решается ему сама отвечать.
На следующий день графиню хоронят. Германн приходит на службу, и, когда подходит к гробу, ему кажется, что покойница посмешливо глядит на него и подмигивает. На следующую ночь наш герой долго не может уснуть, а когда засыпает, будит шум. В комнату вплывает женская фигура графини. Я пришла к тебе против своей воли — заявляет она, и добавляет: Тройка, семерка, туз – вот выигрышные карты, но выиграв на них однажды, ты не должен будешь после играть до конца дней. И женись на Лизавете, я прощаю тебе мою смерть…
Вскоре в Москве останавливается общество богатых игроков. Германн решает воплотить в жизнь услышанное от старухи. Первые два дня ему это удается, выпадает тройка и семерка – он выигрывает баснословные деньги. В третий день он ставит на свои прошлые выигрыши, с уверенностью, что выпадает туз, но выпадает пиковая дама – которая, как ему кажется, подмигивает ему, усмехаясь. Старуха – в ужасе кричит Германн…
Вскоре Лизавета выходит замуж за порядочного молодого человека, а Германн попадает в Обуховскую больницу, где ежесекундно шепчет себе под нос: Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама! – и не отвечает ни на какие вопросы. Так заканчивается произведение Пиковая дама.
Содержание «Пиковой дамы» по главам с цитатами
«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». Ведя светскую беседу после игры, мужчины удивляются одному из присутствующих – Германну, который весь вечер следил за игрой других, но сам при этом не играл. Мужчина ответил, что его игра сильно занимает, однако он не в состоянии «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».
Один из гостей – Томский, заметил, что Германн немец, а потому расчетлив и его отношение к игре легко объяснимо. Что же действительно удивляло Поля, так это то, почему не играет его бабушка Анна Федотовна.
Шестьдесят лет назад она, будучи в Париже, проиграла при дворе очень крупную сумму герцогу Орлеанскому. Муж категорически отказался оплачивать долг Анны Федотовны, поэтому она решила обратиться к богачу Сен-Жермену. «Старый чудак» вместо того, чтобы одолжить денег, раскрыл женщине тайну трех карт, которые непременно помогали выиграть, если ставить на них подряд. В тот же вечер женщина полностью отыгралась, однако после этого случая графиня никому не раскрывала секрета. Гости с недоверием отнеслись к этой истории.
Графиня ***, бабушка Томского, «была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему». Постоянно жертвой упреков и капризов старухи была ее воспитанница, барышня Лизавета – «пренесчастное создание». Девушка везде сопровождала старуху, на балах «сидела в углу, как уродливое и необходимое украшение бальной залы», «в свете играла она самую жалкую роль. Все ее знали и никто не замечал», поэтому барышня терпеливо ждала своего «избавителя».
Через несколько дней после вечера у Нарумова возле окна Лизаветы появился молодой инженер, которого девушка заметила, сидя у окна за пяльцами. «С того времени не проходило дня, чтоб молодой человек, в известный час, не являлся под окнами их дома». Через неделю Лизавета ему впервые улыбнулась.
Этим тайным поклонником был Германн. Рассказ Томского о картах «сильно подействовал на его воображение», поэтому Германн решил, что должен обязательно узнать секрет графини. Однажды гуляя по Петербургу, мужчина случайно приходит к ее дому. После этого Германну приснился сон, как «он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман». Утром мужчина вновь приходит к дому графини и в окне видит Лизавету – «эта минута решила его участь».
Лизавета получает письмо от тайного поклонника, в котором он признавался ей в любви. Барышня пишет ответ и возвращает послание Германна, бросив ему письмо на улицу через форточку. Но это не остановило Германна – он начал слать письма девушке каждый день, прося свидания. Наконец Лизавета уступила, бросив ему в окошко послание, в котором объяснила, как незаметно прийти к ней в комнату ночью, пока графиня будет на балу.
Лизавета, сидя в это время в своей комнате в ожидании Германна, вспоминает слова Томского, которыми он охарактеризовал своего друга (Германна) с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля» на балу: «у этого человека по крайней мере три злодейства на душе».
Тут к ней заходит сам Герман и рассказывает, что был у графини и виновен в ее смерти. Девушка понимает, что мужчина на самом деле искал встречи с ней ради обогащения, а она, по сути, является помощницей убийцы. Лизавету поражает внешнее сходство мужчины с Наполеоном. Утром мужчина тайно покидает дом.
Через три дня Германн отправился в монастырь, где отпевали графиню. Когда он подошел к гробу и посмотрел на покойницу, ему показалось, что «мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом». Отступив назад, Германн упал в обморок.
Ночью мужчина проснулся без четверти три и услышал, как кто-то сначала постучал к нему в окно, а затем вошел в комнату. Это была женщина в белом платье – покойная графиня. Она сказала, что пришла к нему не по своей воле, а чтобы исполнить его просьбу. Графиня открыла тайну трех карт – «тройки, семерки и туза», однако оговорилась, что выигрыш ждет мужчину только при условии, что он «в сутки более одной карты» не будет ставить, после всю жизнь играть не будет и женится на Лизавете.
Эти три карты не выходили из головы Германна. Как раз в это время в Петербург приехал известный игрок Чекалинский. Германн решается сыграть с Чекалинским и первый раз, поставив на тройку 47 тысяч, выигрывает. Получив выигрыш, он сразу уехал домой.
На следующий день Германн поставил все деньги на семерку. Выиграв 94 тысячи, мужчина «с хладнокровием и в ту же минуту удалился». На третий день Чекалинский раздал пиковую даму и туз. Германн, воскликнув, что его туз побил даму, вдруг пригляделся и увидел, что на самом деле вытянул даму: «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его… — Старуха! — закричал он в ужасе».
После случившегося Германн сошел с ума и попал в Обуховскую больницу. Лизавета вышла замуж за сына бывшего управителя графини.
Вывод
В повести «Пиковая дама» Пушкин впервые в русской литературе затронул тему преступления, злодеяния против человека. Автор показал, что зло всегда порождает зло, приводя к отчуждению от общества и постепенно убивая в преступнике человека.
Краткий пересказ «Пиковой дамы» позволяет быстро ознакомиться с содержанием повести, а также освежить в памяти основные события, однако для лучшего понимания произведения рекомендуем прочесть повесть полностью.
Сюжет повести «Пиковая дама» по плану
Действие повести происходит в Петербурге в первой половине XIX века.
История о графине
Однажды молодой инженер Германн слышит от своего приятеля любопытную историю о графине Анне Федотовне Томской. Будучи молодой, графиня проиграла в карты крупную сумму денег. Один знакомый открыл графине тайну, которая помогла ей в тот же день отыграть долг. Уже много лет графиня хранит этот секрет. Только однажды она сделала исключение и помогла одному человеку: она назвала ему три карты, которые принесли ему выигрыш.
Встречи под окнами Лизы
Небогатый, но расчетливый Германн ищет способ познакомиться с графиней. Он надеется, что она назовет ему три карты, которые принесут выигрыш. Чтобы встретиться с графиней, Германн решается на авантюру. Он хочет очаровать воспитанницу графини — милую и неопытную девушку Лизу. Германн приходит к ее окнам и подолгу смотрит на нее. Доверчивая Лиза обращает внимание на молодого человека.
Встреча Германна с графиней
Спустя три недели тайной переписки Лиза соглашается на тайное свидание. В записке она объясняет Германну, как тайно попасть в дом, пока она с графиней будет на балу. Пробравшись ночью в дом, Германн не идет к Лизе, а прячется в комнате старухи. Когда графиня остается одна, Германн появляется и умоляет ее называть три заветные карты, которые принесут выигрыш. Но старуха отказывается ему помочь. Тогда Германн угрожает ей пистолетом. От испуга графиня умирает.
Признание Лизе
Покинув графиню, Германн приходит в комнату Лизы и сообщает, что старуха умерла. Он рассказывает Лизе правду о том, что ему была нужна не Лиза, а старуха и ее карточный секрет. Лиза понимает, что Германн жестоко воспользовался ею. Утром с помощью Лизы Германн тайно выбирается из дома.
Призрак графини
Три дня спустя Германн приходит на похороны графини в надежде получить ее прощение и очистить совесть. На похоронах, подойдя к гробу, Германн видит, как старуха ему как будто бы подмигивает. Ему становится не по себе. В ту же ночь Германну является призрак графини и называет ему три заветные карты, которые принесут ему выигрыш: тройка, семерка и туз.
Проигрыш
Вскоре на светском вечере Германну выпадает шанс сыграть в карты. Он ставит 47 тысяч рублей на тройку и выигрывает еще столько же. На следующий день Германн ставит на семерку все деньги и снова выигрывает. На третий вечер Германн ставит все свои деньги на туза. Когда вскрываются карты, Германн обнаруживает, что вместо туза у него лежит пиковая дама. В результате он проигрывает все деньги.
Заключение
После проигрыша Германн сходит с ума и попадает в психиатрическую больницу. Лиза выходит замуж за уважаемого и состоятельного человека.
Видео краткое содержание Пиковая дама Пушкина
Однажды, долгой зимней ночью, несколько молодых людей коротали время за картами. Уже перед самым рассветом, когда поданное шампанское немного оживило полусонную компанию, произошел один занимательный разговор. Гости подшучивали над молодым инженером Германном, который с удовольствием наблюдал за игрой, но сам карт в руки не брал…
Тайна Сен-Жермена в Пиковой Даме
Опубликовано в журнале «Нева» №1/2018.
Я по-прежнему продолжаю настаивать, что никаких скрытых и/или мистических смыслов в самой повести «Пиковая Дама» нет. Обычный житейский (культурный) смысл я уже описал.
А чего только там не ищут. Вот несколько примеров ложных ходов:
Исторические:
Пушкин зашифровал дату антиПавловского переворота. Поиграв цифрами (а их в повести навалом) получили искомое. Цифры, которые в эту схему не влезли – отбросили. Глупость? Несусветная. Главное, зачем в 1834 году Пушкину зашифровывать общеизвестное? Об апоплексическом ударе табакеркой знали все.
Германн = Павел 1. Он пытается выведать у старухи-Екатерины тайну своего происхождения: от камергера Салтыкова или от английского посла (эпизод у катафалка). Остроумно. Объяснили один абзац. А остальные? Дальше – что? «А то!»
Нумерологические:
3 + 7 + 11 (Туз) = 21 – счастливое число, «очко»
3 + 7 + 3 (Дама) = 13 – несчастливое число, чертова дюжина
Во времена Пушкина вряд ли играли в «очко» (это советская игра) и вряд ли так нумеровали карты. Но даже если встать на точку зрения теории, то: ну и что? Да, 21. Да, 13. А дальше – что? «А то!»
7 – число души (усемерить капитал путем труда)
8 – число денег (увосьмерить капитал путем игры)
Дескать, продал душу за деньги. Будто этого и без того нельзя предположить. Ну, допустим. А дальше – что? «А то! Старухе-то 87 лет! 8 и 7 – разве может это быть случайным?». Допустим. И что? «А то!»
Тема нумерологии должна быть закрыта.
Масонские:
Германн – инженер, не архитектор, третий уровень посвящения он не прошел, поэтому третья ставка и не сыграла.
Винтовая-де лестница, мол, означает подъем по степеням посвящения, а он этим пренебрег и т. п.
Допустим. Но как это приближает нас к пониманию случившегося? Дальше-то что?
Это домыслы. Пушкин толком масоном не был, то, что его приняли в Кишиневе(!) в некую оперетку, разумеется, не в счет. Но горе-исследователи русского масонства не забывают приплести эту дурацкую историю. Для Европы Кишинев тогда был примерно тем же, чем сейчас Кишинев. Без обид. Но когда Бельгию отделяли от Нидердандов, Пальмерстон не докладывал в Палате Общин: «Кишинев выразил протест. Что будем делать?» Большинство русских масонов даже в столицах были прикрытием для крайне узкой группы деятелей. К 1834 году от аристократического масонства и следа не осталось. Повывели.
Пушкин не был первым, кто описывал карточную игру. Комбинация с тройкой и семеркой всегда считалась повышенно счастливой. В повести «Голландский Купец», опубликованной примерно тогда же, 3 и 7 являются выигрышными. Дама же традиционно убивалась, например, у Гофмана в рассказе «Счастье игрока». Туза Пушкин считал счастливым для себя, но часто проигрывал, в том числе главы Онегина, откуда эти строки:
Бывал готов я в прежни лета Допрашивать судьбы завет: Налево ляжет ли валет? Уж раздавался звон обеден, Среди разорванных колод Дремал усталый банкомет. А я, нахмурен, бодр и бледен, Надежды полн, закрыв глаза, Пускал на третьего туза.
Валет, кстати, лег направо. Вообще пытаться исследовать тему 3 – 7 – Т неплодотворно. Объяснить эту комбинацию можно дюжиной разных способов, но к пониманию повести это не приблизит.
Все без исключения «дешифровки» «Пиковой дамы» страдают одним общим дефектом: объясняя кое-какие частности, не дают представления о целом. Дешифруют то, что не зашифровано, при этом, не умеют объяснить даже поверхностные связи. И не раскрывают, что же там происходит от начала и до конца. А главное – не понятно, отчего эффект, производимый на читателя, буквально сногсшибателен. А ведь эта повесть – один из первых европейских метатекстов – вершина прозаического мастерства Пушкина.
Вот что произошло на самом деле и почему. Часть 2
Старая графиня в свои 87 более нормальна, чем молодой вуайерист Германн со своей параноидальной склонностью к подглядыванию: за игрой, за Лизаветой, за раздеванием(!) старухи… С каждой страницы на нас в упор глядит психопат с прогрессирующими наклонностями к разрушению – и пожилая дама, стремящаяся отвратить его с гибельного пути страстей – так же, как она ушла с него сама и не дала встать на него ни своим детям, ни внуку. Однако…
Пушкинская власть над читателем такова, что тот безраздельно симпатизирует Германну. Средь хоровода ветреных шалопаев он человек серьезный: решительно стоит на своем, убежденно размышляет о принципах, торжественно сходит с ума. Как минимум, нам жаль инженера с тенью Наполеона и душой Мефистофеля – какие бы подлости тот ни совершал. Пушкинская власть такова, что он одним эпиграфом напротив – низводит несчастную графиню с пьедестала положительного персонажа до ненавистной гадательной пиковой дамы – виновницей кошмарного финала: «довела парнишку, стерва, а ему бы еще жить и жить». Как минимум, мы презираем 87-летнюю графиню. А за что? За ее возраст, внешний вид, отвратительный туалет…
Меж тем, где еще, кроме эпиграфа сказано, что дама проявляет недоброжелательность? Почему читатель верит сумасшедшему с пиковой картонкой в правой руке в его финальной ассоциации: «Старуха!» Почему 90% читателей убеждены, что графиня отомстила ему с того света?
Почему, в конце концов, виновата она, а не он?!
Положительный персонаж показан нам глазами молодежи (Томский, Лизавета, Герман). Демонстрируется извечная борьба между: «Не учите меня жить, лучше помогите материально» и «Не в деньгах счастье». Читатель сам, разумеется, на стороне первого тезиса.
Некоторые вещи все же требуют обещанных разъяснений.
Почему же Сен-Жермен не дал графине денег? Человек посвященный и проницательный, он понимал, что природа ее долга (карточный проигрыш, случай, рок) земными деньгами не компенсируется. (Отдаст долг – снова сядет играть.) Рок против рока. Но объяснять это непосвященной ветреной и поверхностной даме словами – немыслимо. Зато можно дать ей это почувствовать, проникнуться. Пусть поймет, чего стоит обратить рок к своей пользе. Возьми-ка Тайну, ощути ее могущество – назначь 3 карты, отыграйся и уясни себе, чего это стоит, прежде чем решиться испытывать силу рока за столом еще раз.
Графиня поняла это, но не до конца. Чаплицкому она назначила только 3 карты, без Тайны. Это была не ошибка, просто степень ее посвящения была недостаточна (чисто технически), чтобы научить Тайне. Графиня Томская – не граф Сен-Жермен. Даже не «не того полета птица». Вообще не птица.
Вообще, граф совершил великое благодеяние для мужа графини, делом вразумив ее на всю жизнь. Сделал то, что не сумел доказать супруг. Ведь молодая графиня совершенно не понимала сути карточного долга. Получается, что муж ее, род дворецкого, должен был оплатить некий специфический товар, произведенный герцогом Орлеанским из ничего. Он пытался ей растолковать, «что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто отказался от платежа». Они говорили на разных языках. Он – о деньгах, как мере произведенного товара их имениями, она – о пустом. В итоге, взявшийся из ничего кредит был погашен из ничего же.
А приходил ли к Германну призрак графини? Вроде бы – да. Ведь Германн не просто запомнил видение, он его записал, после чего заснул, проснулся и прочитал. С другой стороны, он мог записать свое собственное наваждение (вдобавок пьян был как никогда), ведь сумасшедшие умеют скрупулезно все фиксировать. Против версии посещения призраком говорит общий реализм повести, а прогрессирующая шизофрения Германна заметна задолго до Обуховки. В самом деле, никакой призрак и никакая запись не убедят нормального человека в том, что ему надо поставить 47 тысяч на тройку – все наличные 47 тысяч. «Он с ума сошел! — подумал Нарумов». Зато сумасшедший может себя убедить в чем угодно, например, что он – Наполеон (меж тем, как он всего лишь тень Наполеона). Сумасшедший каббалист покусится и на Агасферовы прерогативы.
Но все-таки тройка и семерка взяли банк соника! – скажут мне. – Да и туз выпал как по заказу.
И это главное. Как же такое возможно? На самом деле, это главный вопрос для понимания Тайны Сен-Жермена.
«— Как! — сказал Нарумов, — у тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики?»
Нарумов сразу понял про кабалистику. Не потому ли он просил Томского представить его поскорее графине, что сам вознамерился перенять Тайну?
Он понял, что графиня заполучила у Сен-Жермена самый высший из четырех уровней посвящения в тайное знание – каббалистический. Это род тонкого проклятия, которое можно запустить в действие, а можно и нет. Сен-Жермену не понравилось сравнение его с герцогом Орлеанским, сравнение не в свою пользу. Конечно, и при всем желании граф не мог бы изъяснить графине всех тайн мира за пару часов, что они беседовали, да и она не поняла бы, ведь к этому уровню и выдающиеся умы шли годами. Поверхностный Нарумов не понимает другой сути, ему кажется, что графиня карты угадывает, но более глубокий Германн убежден, что она их назначает: «…что, если старая графиня откроет мне свою тайну! — или назначит мне эти три верные карты».
Представим, однако, аналогию. Профессор объясняет красотке, как посчитать площадь геометрической фигуры. Преподать ей общий метод – интегральное исчисление и криволинейные трапеции он не сможет, однако некий частный случай – формулу площади прямоугольного треугольника: «А х В / 2» разучить будет несложно. Три стороны, три числа. Три карты.
Имена Германна и Жермена не случайно созвучны Гермесу (он же Меркурий, он же египетский бог Тот, он же часть синкретического мудреца Гермеса Трисмегиста). Герметические учения были популярны в среде аристократии после официального запрещения всех тайных обществ, так сказать, в частном порядке. Весьма популярна была и каббала. Ее мало кто практиковал, но книжки почитывали (французские адаптации).
А чем занимались в действительности действительно тайные общества? Да в общем, тем же, чем современная наука: поиском некоей формулы. Только современная наука понимает эту всеобъемлющую формулу как преобразующую мир, а герметические учения искали формулу, мир творящую. Попросту говоря, наука дает нам формулы, сложное применение которых приведет нас к созданию телефонной связи, а тайные учения позволяют иметь связь без всякого телефона.
Какие-то элементарные формулы этого утраченного первичнейшего языка (язык Адама, язык ангелов, язык Вавилонской башни, в конце концов, язык Логоса-Слова) Сен-Жермен мог сообщить графине. Назначать (а не угадывать) три карты, то есть формировать некоторую простейшую реальность она с тех пор умела. Ну, это как дикарю показать, как набирать номер службы доставки и просить пиццу. Дикарь ничего не будет знать об электричестве и модуляции голосового сигнала, но пиццу сможет заказать и на адрес приятеля. Если дикарь достаточно умен, он поймет, что пицца доставляется в кредит и настанет час расплаты…
Язык Адама – первоязык, на котором Адам общался с Богом, именовал животных, восхищался своей дамой… Адама тоже погубила дама.
Под влиянием Каббалы Имен начинают считать, что соответствие между предметами мира подлунного и мира небесного применимо также и к именам. Согласно Агриппе, Адам дал имена вещам, как раз учитывая эти влияния и эти свойства небесных вещей; потому-то «эти имена содержат в себе удивительные силы, заключенные в означенных ими вещах» («De occulta philosophia» («О скрытой философии»).
Теперь вспомним, что Германну вообще могло это все померещиться. Он сомневался с самого начала: «Да и самый анекдот. Можно ли ему верить. Нет!» И в противовес Германн тут же начинает самостоятельно генерировать различные каббалистические последовательности своего руте: «…расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал…» Смог бы ли он сам, будучи уже достаточно сумасшедшим, сформировать такую реальность, при которой три придуманные им карты ложились налево с первых же прокидок? А почему бы нет? О существовании Тайны он знал, от тайны трех карт отличал уверенно. Возможно, знал и больше, чем просто о существовании. У графини он безнадежно пытался ее выведать. Дальнейшие попытки его построений выглядят не менее изощренно/извращенно: «Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: «который час», он отвечал: «без пяти минут семерка». Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза…» Прервем цитирование. Стройна – тройка. Пузастый – туза. Продолжим цитату: «…Тройка, семерка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком». Предположим, что лепестки цветка напоминают тройку, готичность угловата как знак семерки, а туз и в самом деле похож на паука. И вот финал: «Он стал думать об отставке и о путешествии». Отставка – ставка. Путь = route = руте. Он думает о ставке на руте. («И ты ни разу не соблазнился? ни разу не поставил на руте. »). Соблазнился. Поставил.
Графиня ни при чем. Германн сам назначает 3 карты.
Германн играет смыслами, звуками, образами. От общего к частному и обратно. Перебирает в уме и на языке. Ищет метасвязи. Налицо многочисленные виды экстатической каббалы. Тут не обойтись без тяжелой артиллерии, слово Умберто Эко (а он, в свою очередь, цитирует другие источники). Памятуем, что для Германна Тора – это руте. А имена Бога: 3 – 7 – Т.
«Каббалу имен, или экстатическую каббалу, применяют, произнося божественные имена, скрытые в тексте Торы, обыгрывая различные комбинации букв еврейского алфавита. Теософская каббала хотя и пыталась практиковать нумерологическое чтение с помощью акростихов и анаграмм, все же в основном еще с уважением относилась к священному тексту. А каббала имен, напротив, нарушает, путает, разлагает и восстанавливает в другом порядке поверхность текста, его синтагматическую структуру, доходя до мельчайших лингвистических частиц, отдельных букв алфавита, в непрерывном процессе повторного языкового творчества. Если для теософской каббалы между Богом и толкователем все еще находится текст, для экстатической каббалы толкователь находится между Богом и текстом. Это становится возможным потому, что для Абулафии мельчайшие единицы текста, буквы, обладают собственным смыслом, независимым от синтагм, где они встречаются. Каждая буква сама по себе — божественное имя: «поскольку из букв Имени каждая буква — Имя, знай, что Иод — имя и УН — имя» («Перуш хавдала де Рабби Акиба»). Практика чтения путем перестановки букв может вызывать экстатический эффект: И начинай сочетать части этого имени, УНУН, сначала только это, и изучи все его комбинации, и двигай его, и вращай, словно колесо, вперед и назад; и разворачивай, и сворачивай, словно свиток; и не давай ему покоя, но когда увидишь, что его материя обретает силу из-за великого движения, из-за страха перед путаницей в твоем воображении и водоворота в твоих мыслях, и когда позволишь ему остановиться, обратись к нему и вопроси его, и не оставляй его, пока не получишь от него слова мудрости. А потом переходи ко второму имени, Адонаи, и вопроси его о его основаниях, и оно откроет тебе свой секрет (. ). Потом сочетай оба имени, и изучи их, и вопроси их, и они откроют тебе секреты мудрости (. ), а потом сочетай Элохим, и это тоже обеспечит тебе мудрость (хайе ха-нефеш). Если к этому прибавить дыхательные упражнения, которыми сопровождается чтение имен по слогам, можно понять, как от этого чтения по слогам человек переходит к экстазу, а от экстаза — к приобретению магической мощи: ведь буквы, которые сочетает мистик, — те же самые звуки, через которые Бог сотворил мир. Этот аспект еще более разовьется в XV в. Идель говорит, что для Йоханана Алеманно, друга и вдохновителя Пико делла Мирандолы, «символический заряд языка превращался в почти математическую функцию. Так каббалистический символизм превращался в магический, колдовской язык или возвращался к оному». Для экстатической каббалы язык сам по себе вселенная, и структура языка соответствует структуре реального мира. Уже Филон Александрийский в своих трудах пытался сопоставить сокровенную суть Торы с Логосом, миром идей, и платоновские концепции проникли в книги Мидраш-Аггады, в которых Тора рассматривается как план, по которому Бог создавал мир. Тем самым вечная Тора отождествлялась с Мудростью и во многих своих местах — с миром форм, вселенной архетипов. В XIII в., решительно склоняясь к аверроизму, Абулафия поставит знак равенства между Торой и Активным Интеллектом, «формой всех форм, соединяющей разрозненные умы» («Сефер мафтеах ха-тохаот»). Таким образом, в отличие от западной философской традиции (от Аристотеля до стоиков и средневековых мыслителей), а также арабской и иудейской философии, в каббале язык не замещает чувственный мир, где означающее представляет означаемое, или референта. Если Бог создал мир, произнося слова языка или буквы алфавита, эти семиотические элементы являются не представлениями чего-то, существовавшего до них, но формами, в которые отливаются элементы, образующие мир. Важность подобного утверждения… очевидна: здесь описывается язык, признанный совершенным потому, что не только в точности отражает структуру вселенной, но и производит ее, а, следовательно, совпадает с ней, как печать с оттиском». У. Эко «Поиски совершенного языка в европейской культуре».
Теперь, надеюсь, ясно.
Каббалой начал – каббалой кончил: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама. »