какую суру надо читать на похоронах
О чтении суры «Йасин» умершим
Мусульмане всего исламского мира, помимо обязательных видов поклонений, совершают различные ритуалы сопровождаемые чтением Корана и произнесением мольб. Проведение данных ритуалов и обрядов связано с желанием верующих приблизиться к милости Всевышнего, так как это помогает им решать мирские проблемы, способствует избавлению от печали, прощению грехов. Значительная часть дополнительной ритуальной практики мусульман связана с поминанием усопших. Так, в мусульманском мире в ходе погребально-поминальных обрядов принято читать суры «Фатиха», «Йасин», «Табарак», а также произносить такбиры, формулы единобожия, благословения пророку и др.
Нередко в мусульманской среде возникают споры по поводу проведения поминальных обрядов, в ходе которых читаются суры Корана и особенно сура «Йасин». Сторонники нетрадиционного понимания религии, критикуя людей исполняющих данные поминальные обряды, апеллируют тем, что при Пророке, мир ему, подобные обряды не проводились и всё это является нововведением. Однако стоит отметить, что чтение сур Корана в целом и суры «Йасин» в частности при проведении различных религиозных ритуалов и мероприятий не является исключительно народной традицией. Эта практика своими корнями уходит в пророческий период истории ислама.
В этой связи мы попытаемся рассмотреть позицию ранних поколений мусульман в отношении чтения суры «Йасин» и других сур в ходе погребально-поминальных обрядов.
Пророк Мухаммад, мир ему, часто говорил о пользе чтения суры «Йасин», которая раскрывает человеку суть вопросов смерти, жизни и воскрешения. По причине того, что имеется много хадисов и риваятов, указывающих на достоинство чтения суры «Йасин», в том числе, над умершими, написано много книг с толкованиями, раскрывающими смысл этой суры. Так, в стамбульской библиотеке манускриптов «Сулеймания» хранится около сотни экземпляров рукописных и старопечатных материалов с толкованиями и переводами суры «Йасин». В той же библиотеке хранится около десяти единиц письменного материала из книги Шейхуль-ислама Абу Исхакзаде Асад Ефенди «Hulâsatü’t-tebyîn fî tefsîri sûre-i Yâsîn» (Краткое разъяснение толкования суры «Йасин»). Там же имеется книга первого шариатского судьи города Стамбул Хызыр Бея Челеби «Тефсири Йасин». Турецкий учёный Айша Хумейра Аслантюрк перевела данный труд на современный турецкий язык, который был дважды издан в 1997 и 2007 годах. Немало трудов, посвящённых этой суре хранятся в библиотеках других мусульманских стран.
Название суры «Йасин» связано с двумя буквами арабского алфавита «ЙА», «СИН», с которых начинается сура, и которые образуют её первый аят.
В суре «Йасин» рассматриваются такие постулаты исламской религии, как единобожие, пророческая деятельность божьих посланников и загробная жизнь. Эти темы раскрываются сквозь призму рассуждений о совершенном сотворении природы и её бесперебойном функционировании. С целью назидания сура также повествует о древних народах, населявших землю и бросивших вызов Богу через противостояние Его пророкам.
По рассматриваемым в ней темам, суру можно условно разделить на четыре части, в первой из которых содержатся доказательства и божественное подтверждение того, что пророк Мухаммад действительно является посланником Бога, а также то, что Коран является божественным писанием, ниспосланным Мухаммаду Всевышним (аяты с 1 по 12). Вторая часть посвящена жителям селения (Асхабуль-Карйах), которым Бог послал своих пророков, проповедующих им истину (аяты с 13 по 32). В третьей части подробно рассказывается об особенностях земли, на которой живут и работают люди, взращивая на ней различные злаки. Аллах напоминает людям о совершенной системе, в рамках которой ночь сменяет день, а день ночь. Творец указывает на абсолютную, не имеющую каких-либо изъянов, установленную Им систему движения небесных светил, а также на то, что людям дарована великая милость, заключающаяся в том, что они могут беспрепятственно передвигаться по водным гладям на различных плавательных приспособлениях. Через все эти примеры Аллах демонстрирует своим рабам своё безграничное могущество и силу. При этом Аллах подчёркивает: «Какое бы знамение из знамений их Господа не явилось к ним, они непременно отворачиваются от него» (аят № 40).
В последних аятах суры делается акцент на воскрешении человека после смерти. Аллах, предварительно, задавая вопрос читателю: «Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли?», приводит слова заблудшего, который вопрошает «Кто оживит кости, которые истлели?». В 79 аяте Аллах приказывает Мухаммаду дать вопрошающему ответ: Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении». Продолжая данную тему, Аллах напоминает людям о том, что Он создал для них огонь, высекаемый из зелёного дерева, создал небеса и землю, подчёркивая, что для Него не составляет никакой трудности сотворить что-либо. Последний аят суры содержит в себе очередное напоминание читателю о важных аспектах веры мусульман – единобожии и загробной жизни.
Как видим, в аятах с 77 по 83 затрагиваются темы, связанные с созданием человека, его смертью и воскрешением, которое отрицается многобожниками. В связи с этим можно сказать о том, что смысл данных аятов соответствует погребально-поминальной практике мусульман, которые читают суру «Йасин» над умирающим, в ходе похорон и при проведении поминальных обрядов. Стоит также подчеркнуть, что в аятах с 12 по 68 также затрагиваются вопросы жизни и смерти. Это в свою очередь указывает на логичность чтения суры «Йасин» и соответствие её смысла проводимым погребально-поминальным обрядам.
Так можно и нужно ли читать «Йасин» и другие суры для покойных? Ответ на этот вопрос необходимо искать в высказываниях Пророка, мир ему, и его праведных сподвижников.
Учёные, комментируя данный хадис, разъяснили, что в данном случае Пророк применил пальмовые ветки так как они подобно всем созданиям Аллаха, произносят множество славословий, восхваляя Всевышнего. То есть облегчение страданий находящимся в могилах людям принесли не сами ветки, а именно их зикр-поминание Бога. Этот хадис является указанием на пользу для умерших чтения различных мольб.
Относительно допустимости и желательности чтения сур Корана для усопших можно привести следующие шариатские доводы. Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), что он сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха, мир ему, говорил: «Когда кто-то из вас умирает, не задерживайте его, и спешите с его погребением. И пусть у изголовья его могилы будет прочтена сура «аль-Фатиха», а у его ног окончание суры «аль-Бакара». Хадис рассказали ат-Табарани и аль-Байхаки в книге «Шу’аб-уль-иман». Аль-Хафиз Ибн Хаджар указал на хороший иснад хадиса. В одной из версий хадиса вместо «аль-Фатиха» говорилось о начале суры «аль-Бакара».
Также передают, что Абдулла ибн Умар завещал прочитать у его могилы начало и конец суры «аль-Бакара». Это передано аль-Халлялем, Ибн Кудама признал его достоверным, и ан-Навави подтвердил его хороший иснад.
Ат-Табарани сказал: «Я слышал от ал-Хусейна ибн Исхака ат-Тастари, от Али ибн Хаджара, от Мубашшира ибн Исмаила, от Абдуллы ибн ар-Рахмана ибн Аля ибн ал-Луджаджа, от его отца: “О сынок, когда я умру выкопай в моей могиле нишу (ляхд), помести мое тело в нее и прочти: «Во имя Аллаха, согласно религии посланника Аллаха». Затем закопай могилу так, чтобы она немного возвышалась над уровнем земли, а после этого прочти начало и конец суры Корова (Бакара). Я слышал, что Пророк, мир ему, поступал таким образом” (Абдулла ас-Садык, «ар-Радд аль-мухкам аль-матин» с. 283, аз-Зайляи, «Насб ар-рая» 2/302.
Относительно чтения суры «Йасин» за усопших имеются следующие доказательства.
Передаётся от Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Пророк, мир ему, сказал:
مَنْ زَارَ قَبْرَ وَالِدَيْهِ كُلّ جُمُعَةٍ أَوْ أَحَدِهِمَا ، فَقَرَأَ عِنْدَهُمَا أَوْ عِنْدَهُ يس ، غُفِرَ لَهُ بِعَدَدِ كل آية وحرف منها
«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру «Йасин», тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре» (Дайлами).
Пророк, мир ему сказал: «Если кто-то войдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то наказание (тех, кто в могиле) будет уменьшено в этот день, и тому достанется награда, равная количеству людей, похороненных на кладбище». Хадис от Анаса; св. х. Абу Бакра ан-Наджара. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.
От Ма’киля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк, мир ему, сказал: اقرؤوا يس على موتاكم «Читайте «Йа син» над своими умершими».
Передаётся, что Пророк, мир ему, сказал: «Йасин – это сердце Корана. Тот, кто читает его ради довольства Аллаха, несомненно спасётся. Читайте его для своих умерших». Ахмад бин Ханбаль, 417.
Согласно пророческой сунне, сура «Йасин» также должна читаться возле умирающего человека, так как это облегчает ему предсмертные муки.
«Сказал Пророк, мир ему:
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ما مِن ميتٍ يمُوت فتُقرأ عنده يس إلا هوَّن اللهُ عليه
«Нет такого, когда кто-то умирает и читается при нем Йасин, чтобы не облегчил Аллах его смерть».
Исходя из всего сказанного, мы можем сделать вывод, что чтение суры «Йасин», а также «аль-Фатихи», первых и последних аятов суры аль-Бакара возле умирающего, над телом уже покинувшего этот мир человека и возле могил является пророческой сунной и именно это обстоятельство служит основой для широкого применения в религиозной практике мусульман чтения сур в ходе погребально-поминальных обрядов.
Посвящение наград за чтение сур усопшим приносят им пользу, так как Аллах за это прощает их грехи, облегчает положение их душ в загробном мире, а также по своей воле дарует умершим, посвящаемую им духовную награду.
Учёные подчёркивают, что самым главным при проведении погребально-поминальных обрядов является искренность, то есть все суры и поклонения, которые совершаются для того, чтобы посвятить умершим награду за них должны исполняться с искренним намерением, в противном случае, Аллах может не принять поклонение и соответственно награда за него не дойдёт до усопшего. Поэтому учёные советуют совершать данные обряды родственникам покойных, так как только родственники могут максимально искренне читать Коран и совершать иные действия с целью посвящения наград своим умершим.
Молитва которую читают на похоронах у мусульман
ВОПРОС-ОТВЕТ
Что надо читать и как, на похоронах и на поминках?
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
Что надо читать и как, на похоронах и на поминках?
Re: Что надо читать и как, на похоронах и на поминках?
Уважаемый брат! после того как мусульманин умирает, обязанностью остальных мусульман является похоронить его должным образом, после смерти необходимо умершего омыть, затем после того как его омоют, на него совершают джаназа намаз, этот намаз состоит из четырех такбиров, и нет в нем, не поясного не земного поклона, джаназа намаз совершается таким образом.
1- первый такбир: говорим Аллаху акбар, а затем читаем сурау Аль-Фатиха.
2- второй такбит: говорим Аллаху акбар, а затем читаем следующее дуа, » Аллахумма-гфир ля-ху, уа-рхам-ху, уа-`афихи, уа-`фи `анху, уа акрим нузуля-ху, уа вваси` мудхаля-ху, уа-гсиль-ху биль-мааи уа-салджи уаль-барад, уа накъи-хи миналь-хатаая камаа накъайта ссаубаль абяда мина дданас, уа абдиль-ху дааран хайран мин даари-хи, уа ахлян хайран мин ахли-хи, уа зауджан хайран мин зауджи-хи, уа адхиль-ху аль-джанна, уа а`ыз-ху мин азабиль къабри, уа азаби ннари»
( О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его ( от мучении могилы), и окажи ему милость,и дай ему хорошее место пребывания,и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от грехов, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!)
3- третий такбир: говорим Аллаху акбар, а затем читаем «Аллахума сали» и Аллахума барик» т.е ду`а которое мы читаем ежедневно в намазе, в конце намаза в последним ташахуде.
4- четвертый такбир: говорим Аллаху акбар, не читаем ничего и даем салам только в правую сторону.
На этом намаз заканчивается, и покойного несут на кладбище для захоронения, когда покойного уложат в могилу, то верующим следует делать ду`а за него, и не вкоем случае нельзя читать суры из Курана, так как этого не делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А так же хотел заметить, что в Исламе нет такого понятия как поминки, после захоронения умершего, можно делать за него ду`а, давать от его имени садака, или сделать за него хадж если он не успел его совершить, а то, что мы видим сегодня, что некоторые мусульмане делают поминки на третий день, на седьмой и сороковой день, то это является нововведением, и уподоблением христианам.
Сообщается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая передала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: » Кто совершит какое либо деяние, на которое не было нашего указания, то оно ( деяние) будет отвергнуто » ( Бухари).
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей
Мусульманские похороны
По Шариату мусульманин должен еще в земной жизни готовится к переселению в другой мир. Над мусульманином совершают особые обряды, они по своей особенности сложны, а поэтому ими руководят духовные лица и читаются погребальные молитвы.
По закону мусульман очень важно соблюдать погребальные обряды, это долг каждого мусульманина.
Умирающему закрывают глаза и подвязывают подбородок, выпрямляют ноги и руки и закрывают лицо. На живот кладут тяжесть, чтобы не было вздутия. В некоторых случаях делают махрам-суви или омывание запачканных участков тела.
Традиционный обряд омовения называется тахарат и производится сразу после смерти. Если умерший паломник и не обошел вокруг Каабы, то его моют чистейшей водой без всяких примесей.
Обычного умершего омывают водой с кедровым порошком и камфарой, кладя на жесткую поверхность лицом, обращенным к Кыбле. Помещение окуривают благовониями. Руки и лицо моют три раза, шея, голова и уши только смачиваются. Весь обряд длится четыре часа, главное участие в нем принимает родственник
Руки, ноги, лоб и ноздри ароматизируют благовониями. Мужчины не имеют право мыть женщин и наоборот. Только у супругов есть такое право.
По шариату запрещено хоронить усопших в одежде. Мусульманских умерших окутывают в саван из белой ткани, состоящей из трех частей.
Если умер мальчик до девяти лет, его закутывают в саван. Если это состоятельный человек, который не имеет долгов – его тело заворачивают в три куска ткани. Материя должна быть соответствующей достатку умершего.
Особое значение мусульмане придают погребальной молитве. Её совершает имам, тобут устанавливают лицом к Кыбле. Имам стоит около гроба усопшего мусульманина, при молитве поклоны как у христиан не делают.
Если молитва не прочитана – похороны недействительны. Обязательна молитва над новорожденным подавшим признаки жизни, над ребенком родившимся мертвым молитву не читают.
Если мусульманин умер, его хоронят очень быстро головой в сторону Кыблы. Тело в могилу опускают ногами вниз, над мусульманкой которую опускают в могилу держат покрывало, для того чтобы мужчины не увидели женский саван. Родственники и знакомые бросают горстями землю вслед за умершим и говорят: « Мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» – слова из Корана. Захоронение поливают водой и говорят над ним молитву.
Особенностью мусульманских похорон является то, что мусульман не хоронят в гробу и то, что земля должна возвышаться над могилой на пять сантиметров.
Аллаh Всевышний сказал в Коране, что «и одному человеку Мы не давали вечной жизни». («Аль-Анбия»,34). «Каждая душа вкусит смерть». («Аль-Анбия»,35). «Но Аллаh не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллаh знает о ваших деяниях и воздаст вам за них».(«Аль-Мунафикун»,11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь-то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» (Ла илаха илла-ллаху, Мухаммадун-Расулу-ллахи)
«Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха». Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк, что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин». Последний долг перед умирающим дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать. После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» — обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль.
ОМОВЕНИЕ (ТАХАРАТ) И ОБМЫВАНИЕ (ГУСУЛЬ) ПОКОЙНИКОВ
Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья: льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льется вода. Эти места не протираются. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за спину, поливают на спину. Положив покойного, проводят ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы вышли остатки испражнения. Производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то обмывание уже не производится (только очищают место). Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз — считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, лоб, ноздри, руки, ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ НОСИЛКИ (ТОБУТ)
ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА (ДЖАНАЗА)
ЧТЕНИЕ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН
«Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун»
(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)
1. Верить в принцип Единобожия (нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад – Его посланник) 2. Ежедневно соблюдать пять обязательных молитв (намазов), а также выполнять дополнительные (сунна, витр, нафиль).
3. Читать Коран, размышлять над его смыслом, действовать согласно ему. Читать Коран днем и среди ночи, а также перед обязательными намазами. Полностью прочитывать Коран, как минимум, один или два раза каждый месяц. 4. Читать Хадисы Пророка, мир Ему, следовать тому, что Сунна приказывает и остерегаться того, что она запрещает. 5. Стремиться быть в обществе праведных мусульман, постоянно вспоминающих Аллаhа, извлекать пользу от общения с ними для улучшения собственной веры и жизни. 6. Приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, придавая этому большое значение.
Чтобы это стало потребностью души мусульманина, необходимо постоянное вспоминание смерти путем:
а) посещения могил для размышления, наблюдения, получения выводов;
б) посещения людей преклонного возраста в их домах, особенно родственников. Ведь молодость дана не навечно, за ней обязательно наступит беспомощная старость. Таким образом, необходимо использовать свою молодость на благие поступки, пока не наступила старость;
в) посещения больных и наблюдения за различием существующих болезней. Следует благодарить Аллаhа за собственное здоровье, прилагая как можно больше сил для поклонения Аллаhу, пока, не дай Аллаh, не случилась с тобой какая-нибудь болезнь.
Все это помогает мусульманину постоянно обновлять покаяние (тауба); быть удовлетворенным собственным положением; увеличивать активность в поклонении.
Однако если мусульманин невнимателен в покорности Аллаhу и Его Пророку мир Ему, несерьезно относится к исполнению предписаний Шариата, – это результат небрежного, ленивого и безразличного отношения к поклонению.
«Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явное, и Он вам напомнит то, что вы творили». («Аль-Джуму’а», 8)
Для того чтобы организовать похороны мусульман, необходимо знать все нюансы погребальных традиций, предписанных исламом. Даже внешне мусульманские кладбища имеют особенности – все надгробные памятники на них обращены в сторону Мекки. Принявшие ислам готовятся к смерти еще при жизни: посещают больных, людей преклонного возраста, могилы умерших. Среди последователей ислама не принято громко выражать горе, поэтому оплакивают усопшего тихо. Считается, что если семья оплакивает умершего, они приносят ему мучения. Правоверного мусульманина по законам Шариата положено похоронить в день смерти, обязательно до захода солнца.
Мусульманские похороны начинаются с омовения и обмывания покойника водой, затем его окутывают в саван из хлопчатобумажной ткани (Шариат запрещает хоронить умершего в одежде). На кладбище усопшего доставляют на специальных носилках (они называются Тобут). Перед погребением читается молитва Всевышнему о прощении грехов. Это очень важная для мусульман погребальная молитва, которую читает имам. Хоронят мусульман, как правило, на ближайшем кладбище. Закон Шариата запрещает возводить роскошные памятники или строить склепы, так как это может унижать бедных умерших.
Как хоронят мусульманина. Мусульманский обряд похорон
Горе ходит рядом с радостью, хорошее мы ждем всегда, но не стоит забывать, что похороны неизбежны в жизни каждой семьи, и приходят они, как всегда, неожиданно и не вовремя. Когда кто-то покидает этот мир, его необходимо проводить достойно, согласно традициям и вероисповеданию усопшего. Мусульманские обряды перехода в мир иной довольно самобытны, кому-то они могут показаться даже странными.
Приведение тела в порядок
Если вы знаете, как хоронят мусульманина, то для вас не будет новостью то, что процедура подготовки тела проводится в три этапа, согласно сложившейся многовековой традиции. Проводится ритуальное трехкратное омовение усопшего (чем именно – написано ниже), а само помещение, в котором проводятся эти действия, окуривается благовониями. Вернемся к омовению. Для этого используются:
Некоторые трудности присутствуют в омовении спины, поскольку усопшего нельзя класть грудью вниз. Покойного приподнимают, чтобы омыть его снизу, далее по груди проводят ладонями сверху вниз, надавливая со средней силой. Это необходимо, чтобы из тела вышли все нечистоты. Затем покойного омывают целиком и проводят очищение испачканных мест, если после финального омовения и надавливания на грудь происходил выход экскрементов.
Необходимо подчеркнуть, как хоронят мусульманина в современности – сегодня достаточно один-два раза омыть тело, а проведение этой процедуры более трех раз считается излишним. Умершего обтирают тканым полотенцем, ноги, руки, ноздри и лоб умащиваются благовониями, в качестве которых употребляются, например, Зам-Зам или Кофур. Ни в коем случае не разрешено подстригать покойному ногти и волосы.
На любом мусульманском кладбище имеется помещение для омовений, при этом совершить обряд могут не только родные усопшего, но и, по их желанию, работники кладбища могут на себя взять исполнение этой процедуры.
Законы и правила
По законам Шариата погребать мусульманина на неисламском кладбище, и наоборот – человека другой веры хоронить на мусульманском кладбище, строго запрещено.
Когда задаются вопросом о том, как правильно хоронить мусульманина, при погребении усопшего обращают внимание на расположение могилы и памятника – они должны быть направлены строго в сторону Мекки. Если погребению подлежит беременная супруга мусульманина, которая имела вероисповедание, отличное от мусульманского, то ее хоронят спиной к Мекке на отдельном участке – тогда дитя в чреве матери будет находиться лицом к Святыне.
Захоронение
Если вы не знаете, как хоронят мусульманина, учтите, что еще одним очень важным аспектом процедуры является то, что представителей этой религии предают земле без гроба. Исключительными случаями захоронений в гробах являются сильно изуродованные расчлененные тела или их фрагменты, а также разложившиеся трупы. Умершего доставляют на кладбище на специальных железных закругленных сверху носилках, называемых «табутой». Усопшему готовится могила с отверстием в боковой стороне, которое внешне схоже с полкой – вот туда и помещают покойного. Это исключает попадание воды на тело при поливе цветов. Поэтому на исламских кладбищах нельзя ходить между могилами, так как мусульмане хоронят умерших в могиле, а на деле погребенный оказывается расположенным в ней чуть сбоку, тогда как непосредственно под могилой пусто. Такое местоположение покойного не дает, в частности, животным почувствовать его запах, раскопать могилу и вытащить его наружу. Кстати, именно для этого мусульманскую могилу укрепляют кирпичами и досками.
Над усопшим мусульманином читаются определенные молитвы. Тело опускается в могилу ногами вниз. В могилу принято бросать землю и лить воду.
Почему сидя?
Почему и как хоронят мусульман сидя? Это связано с тем, что мусульмане верят в живую душу в умершем теле сразу после похорон – пока ангел смерти не передаст ее ангелу рая, который подготовит душу усопшего к вечной жизни. Перед этим действием душа отвечает на вопросы ангелов, столь серьезная беседа должна проходить в приличных условиях, поэтому иногда (не всегда) мусульман принято хоронить сидя.
Кафтан для погребения
Как хоронят мусульманина по всем правилам? Есть еще одна особенность. Усопшего принято заворачивать в белый саван или кафтан, который считается могильной одеждой и представляет собой разные по длине отрезы ткани. Лучше, чтобы кафтан был белого цвета, а качество ткани и ее длина должны соответствовать статусу усопшего. При этом кафтан разрешается подготовить еще при жизни человека.
Узлы на саване завязываются у головы, пояса и у ног, а развязывают их непосредственно перед захоронением тела.
Мужской кафтан состоит из трех кусков полотна. Первая покрывает покойного с головы до ног и называется «лифофа». Вторым отрезом ткани – «изором» – оборачивается нижняя часть тела. Наконец, сама рубаха – «камис» – должна быть такой длины, чтобы прикрывались половые органы. Позволяют понять, как хоронят мусульман, фото, представленные в статье.
Что касается женского погребального костюма, то мусульманку хоронят в кафтане, состоящем из вышеописанных частей, а также платка («кирки»), покрывающего голову и волосы, и «химора» – куска такни, прикрывающего грудь.
Дни и сроки
Законы Шариата четко определяют, как хоронят мусульман – мужчин и женщин. Эту процедуру следует проводить в день смерти покойного. На похоронах присутствуют только мужчины, но в некоторых мусульманских странах на процессию допускаются и женщины, у представителей обоих полов голова должна быть покрыта. Речи на похоронах говорить не принято, только мулла читает молитвы, оставаясь у могилы еще примерно на один час (а раньше – до восхода солнца) уже после процедуры захоронения и ухода процессии с кладбища (своими молитвами он должен «подсказывать» душе покойного, как правильно отвечать ангелам). На картинке ниже вы можете увидеть, как хоронят мусульман – фото иллюстрирует молитву муллы.
Как и в христианстве, в исламе есть третий, седьмой (не девятый) и сороковой дни с момента смерти, которые являются памятными. Помимо этого, родственники и знакомые покойного каждый четверг с седьмого до сорокового дня собираются и поминают его чаем, халвой и сахаром, во главе стола сидит мулла. Дом, где проживал умерший, не должен слышать музыки 40 дней после трагического события.
Особенности похорон ребенка
Заранее покупают голубей, число которых должно равняться числу лет умершего. Когда похоронная процессия выходит из дома, кто-то из родственников открывает клетку и выпускает птиц на волю. В детскую могилу кладут любимые игрушки безвременно ушедшего ребенка.