какую судьбу напророчил эгль ассоль
«Алые паруса»: краткое содержание и анализ
Одни из светлых и любимых тем — надежда и любовь — раскрыты в произведении Александра Грина «Алые паруса». Краткое содержание повести поможет понять основные сюжетные ходы, тему и идею произведения, которое вдохновляло музыкантов, скульпторов, кинематографистов и театральных режиссеров на создание необычных творений. Расскажем о нем подробнее.
«Алые паруса»: краткое содержание
Ищете в Google — краткий пересказ «Алые паруса»? Действительно, он дает представление о ключевых и второстепенных героях, а также о перипетиях сюжета. Вот о чем произведение «Алые паруса» в сокращении:
Он делает игрушки и этим зарабатывает на жизнь. Местные жители его недолюбливают, поскольку уверены, что он виновен в гибели Меннерса — местного трактирщика.
Был жестокий шторм, и трактирщик оказался в море. Он тонул и кричал о помощи. Единственным, кто наблюдал за его мучениями, был Лонгрен. Он спокойно стоял на берегу, потягивая трубку. На крики несчастного Лонгрен ответил, что когда-то Мери просила Меннерса о помощи, а тот ей отказал.
Трактирщик умер через шесть дней. Перед смертью его подобрал пароход, и Меннерс рассказал о случившемся. При этом он умолчал о том, почему Лонгрен не помог ему.
Пять лет тому назад, когда Лонгрен был в плавании, его жена Мери после тяжелых родов потратила все сбережения на восстановление и лечение. Она обратилась к Меннерсу за помощью, но тот потребовал «не быть недотрогой», чтобы он одолжил денег.
Мери решила пойти в город, чтобы заложить кольцо, попала под дождь, заболела и умерла. В результате Лонгрен остался один воспитывать дочь по имени Ассоль и вынужден был оставить морской промысел.
Жителей поразило известие о бездействии бывшего моряка. Непонимание поступка переросло в пассивную агрессию, которая распространилась и на Ассоль. Семья вынуждена была жить в отдалении, полагаясь лишь друг на друга.
В восемь лет Лонгрен отправил дочь в город отнести игрушки для продажи. Среди изделий был кораблик, у него были алые паруса. Ассоль пустила его по ручью. Он приплыл к Эглю, известному собирателю сказок и легенд. Старик предсказал, что Ассоль в будущем встретит принца. Он приплывет на корабле с парусами алого цвета и заберет девушку в далекую страну.
Ассоль поведала о встрече с Эглем Лонгрену. Их разговор подслушал нищий, который разнес слух по деревне. Так Ассоль прослыла полоумной, а местные дети начали ее дразнить.
Он наследник богатого рода, выросший в родовом замке и не знавший бед. У него была добрая душа и мечта отыскать свое предназначение в жизни за пределами фамильного поместья.
Артур получает собственное пророчество. Однажды Польдишок — хранитель винного погреба замка Грэев — рассказывает ему о двух бочках из черного дерева со старинным вином. Надпись на них гласит, что вино выпьет тот Грэй, который окажется в раю. Так у Артура появляется цель — стать тем Грэем, для которого вино предназначено.
Далее в повести происходит поворотное событие — Артур видит картину известного мариниста и понимает, в чем его предназначение. Он покидает замок и поступает на службу на судно «Ансельм», которым управлял капитан Гоп. Он оценил старания молодого матроса и решил, что сделает из Артура настоящего капитана, обучив премудростям морского ремесла.
Уже в 20-летнем возрасте Артур приобрел галиот «Секрет». Он четыре года ходил по морю, пока судьба не привела его к берегам Лисса — населенного пункта, который располагался недалеко от деревни Каперна.
Артур и матрос Летика отправились на рыбалку. Они расположились под обрывом за Каперной. Пока Артур на берегу следил за костром, Летика в море ловил рыбу. Поутру Артур пошел прогуляться и увидел спящую девушку. Это была Ассоль. Она поразила его воображение. Артур надел ей на мизинец свое старинное кольцо.
Далее Грэй с матросом отправились в трактир Каперны. Здесь Хин — сын погибшего Меннерса — рассказал им об ужасном поступке Лонгрена и о его полоумной дочери, которая мечтает о принце и судне с алыми парусами. Выпивший угольщик заявил, что хозяин трактира врет, чем подтвердил сомнения Артура в правдивости услышанного рассказа.
Молодой капитан направился в Лисс. В одной из лавок он купил алый шелк. Также в поселении Артур встретил Циммера — бродячего музыканта, которого попросил с оркестром прибыть на корабль.
Грэй приказал матросам натянуть алые паруса и отправиться в сторону Каперны. К полудню «Секрет» был виден жителям деревни. Ассоль была потрясена, увидев корабль мечты, на палубе которого играла музыка. Она побежала в сторону моря.
На берег вышли и любопытные обитатели Каперны. При появлении Ассоль они расступились. Грэй на шлюпке добрался до берега, забрал девушку на глазах изумленных жителей. Пророчество Эгля сбылось.
Грэй велел открыть бочку старинного вина. Пророчество, написанное на ней, сбылось. Он чувствовал себя, как в раю. Корабль уносил захмелевший экипаж и счастливую пару далеко от Каперны. Лишь музыкант Циммер бодрствовал. Он играл на виолончели и размышлял о счастье.
Кадр из фильма «Алые паруса»: UGC
«Алые паруса»: анализ произведения
«Алые паруса», краткое содержание которых знают даже те, кто не читал повесть, является знаковым произведением в литературе ХХ века. Повесть написана в жанре феерия, для которого характерно использование волшебных элементов для раскрытия сюжетных ходов.
Понять смысл повести «Алые паруса» поможет анализ, раскрывающий художественные достоинства пьесы:
«Алые паруса»: замысел и история создания
«Алые паруса» — книга, замысел которой Александр Грин вынашивал почти пять лет. В черновиках он писал, что идея написать повесть у него появилась в 1916 году, когда он гулял по Петрограду. На витрине одного магазина он увидел игрушку — маленький кораблик. Грину пришла в голову идея, что неплохо будет заменить белые паруса на алые.
Интересно, что изначально, по замыслу Грина, действие происходило в революционном Петрограде. Но со временем он перенес его в вымышленную страну, которую назвал в свою честь Гринландией.
Само название писатель не использовал — его авторство принадлежит критику Корнелию Зелинскому. Он заметил, что действие многих произведений, которые написал Александр Грин, происходит в одной стране со схожей географией и списком населенных пунктов. «Алые паруса» — одно из них.
В 1919 году Грин был призван в Красную армию, где заболел тифом. После выздоровления в 1920 году он завершил работу над рукописью. Первая глава была опубликована в 1922 году, а целиком книга увидела свет в 1923-м. Вторая жена писателя Нина стала прообразом главной героини.
Кадр из фильма «Алые паруса»: UGC
«Алые паруса»: жанр
Александр Грин «Алые паруса» написал как повесть-феерию с элементами неоромантизма и символизма. В ней есть все элементы, характерные для повести. А именно:
С главными героями происходят волшебные события, а сами они идеализированы:
К элементам неореализма можно отнести отчужденность героев:
От символизма в произведении образы, которые наполняют сюжет идейным звучанием, — бочки со старинным вином и пророчеством, алые паруса, перстень и другие.
«Алые паруса»: тематика
Сразу несколько интересных тем поднял в произведении Александр Грин. «Алые паруса» — это прежде всего произведение о заветной мечте, о том, как важно следовать зову сердца, несмотря на внешние обстоятельства.
Но, помимо этого, автор поднимает ряд других важных тем:
Каждый из героев решает проблему по-своему. Лонгрин, став объектом пассивной агрессии со стороны жителей деревни, замыкается в себе и отдаляется от общества. Ассоль становится посредником в его отношениях с внешним миром.
Девушка, в свою очередь, став объектом преследований и жестокого обращения со стороны жителей Каперны, замыкается в своих мечтах.
Иную модель поведения представляет Грэй. Он вырывается из привычного социального окружения, меняя роль богатого наследника на роль простого моряка. Артур способен противостоять социальному давлению, поэтому критически воспринимает слова трактирщика об Ассоль и ее отце.
В повести герои следуют за мечтой, но представляют собой две модели поведения:
Став из богатого наследника моряком, он сумел за несколько лет пройти путь от простого матроса до капитана, своими поступками заслужить уважение Гопа, который изначально считал его «щенком».
В финале его приказы о поднятии алых парусов и изменении курса не понимает команда, но Грэй все равно движется к цели.
Лонгрин уверен, что справедливо поступил, не оказав помощь Меннерсу. Трактирщик повинен в гибели его жены. Но вместо чувства удовлетворения от мести получает непонимание со стороны жителей и сталкивается с пассивной агрессией.
Отношение распространяется и на его дочь, которая к мести не имеет никакого отношения. Он совершил поступок, и последствия не заставили себя ждать.
Кадр из фильма «Алые паруса»: UGC
«Алые паруса» — многослойное произведение, в котором за волшебными событиями скрывается множество актуальных и серьезных тем. Это делает повесть интересной для читателей на протяжении многих десятилетий с момента издания.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Алые паруса как образ мечты по повести-феерии А.Грина «Алые паруса»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Алые паруса как образ мечты по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»
познакомить учащихся с удивительными героями повести;
научить выделять в произведении сказочное и реальное;
ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;
развитие коммуникативных навыков при работе в группе.
аудиозапись морского прибоя,
иллюстрации к повести «Алые паруса».
Вступительное слово учителя
УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».
Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.
УЧИТЕЛЬ. Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.
УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.
УЧИТЕЛЬ. Итак, урок-исследование по повести «Алые паруса». «Любить, мечтать и верить…» Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грей. Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы:
Случайна ли встреча Ассоль и Грея?
Почему паруса алые, а корабль белый?
В чем смысл названия повести?
УЧИТЕЛЬ. Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия??
(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)
В первой главе «Предсказание» автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена. Умерла его жена, оставив новорожденную дочку. Виновником случившегося выступает лавочник Меннерс, который не захотел помочь бедной женщине. И Мэри вынуждена была отправиться в ненастную погоду в город. По дороге она простудилась, заболела и умерла. Лонгрен оставил свою работу моряка, стал жить в деревне, растить дочь, заниматься хозяйством.
— Как вы думаете, почему именно изготовлением детских игрушек стал заниматься Лонгрен?
— Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?
— За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение? (он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)
— Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль? (Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».)
— Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»
Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты.
Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их. Вспомним, как описывает Грин чуткое, бережное отношение девушки ко всему живому в лесу.
— В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)
УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.
А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?
Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)
Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?
Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?
Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».
Почему паруса алые, а корабль белый?
А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? («специальный красный корабль») В чем разница?
Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов
Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)
УЧИТЕЛЬ. Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина.
А как в Каперне отнеслись к этой сказке? (Насмехались, зло шутили, прозвали «корабельная Ассоль».)
Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй.
Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)
Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?
Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)
УЧИТЕЛЬ. Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)
— Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?
— Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «В лавке», гл.4.)
— Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? ^ Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)
— Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)
— Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).
— Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?
Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)
УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».
Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?
Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?
Домашнее задание. Ответить на вопросы:
Урок-исследование по повести А.Грина «Алые паруса» с использованием технологии развития критического мышления
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок-исследование по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»
«Любить, мечтать и верить. »
познакомить учащихся с удивительными героями повести;
научить выделять в произведении сказочное и реальное;
ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;
развитие коммуникативных навыков при работе в группе.
аудиозапись морского прибоя,
иллюстрации к повести «Алые паруса».
Вступительное слово учителя
УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».
Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.
УЧИТЕЛЬ. Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.
УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.
УЧИТЕЛЬ. Итак, урок-исследование по повести «Алые паруса». «Любить, мечтать и верить…» Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грей. Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы:
Случайна ли встреча Ассоль и Грея?
Почему паруса алые, а корабль белый?
В чем смысл названия повести?
УЧИТЕЛЬ. Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия??
(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)
В первой главе «Предсказание» автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена. Умерла его жена, оставив новорожденную дочку. Виновником случившегося выступает лавочник Меннерс, который не захотел помочь бедной женщине. И Мэри вынуждена была отправиться в ненастную погоду в город. По дороге она простудилась, заболела и умерла. Лонгрен оставил свою работу моряка, стал жить в деревне, растить дочь, заниматься хозяйством.
— Как вы думаете, почему именно изготовлением детских игрушек стал заниматься Лонгрен?
— Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?
— За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение? (он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)
— Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль? (Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».)
— Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»
Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты.
Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их. Вспомним, как описывает Грин чуткое, бережное отношение девушки ко всему живому в лесу.
— В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)
УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.
А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?
Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)
Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?
Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?
Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».
Почему паруса алые, а корабль белый?
А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? («специальный красный корабль») В чем разница?
Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов
Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)
УЧИТЕЛЬ. Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина.
А как в Каперне отнеслись к этой сказке? (Насмехались, зло шутили, прозвали «корабельная Ассоль».)
Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй.
Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)
Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?
Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)
УЧИТЕЛЬ. Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)
— Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?
— Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «В лавке», гл.4.)
— Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? ^ Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)
— Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)
— Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).
— Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?
Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)
УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».
Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?
Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?
Домашнее задание. Ответить на вопросы: