какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала

Презентация по литературе 8 класс на тему «Л.Н.Толстой «После бала»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком» (М.Горький). Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой. Портрет И.Н.Крамского

Рассказ «После бала» 1903 год

Что такое рассказ? небольшое эпическое произведение, основу которого обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объёмные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. В рассказе одна сюжетная линия. Докажите, что «После бала» рассказ

Рассказ написан в 1903 г. О каком времени написан рассказ? О сороковых годах 19 века, о времени правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным.

Почему Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям юности? Какое значение имеет время написания рассказа? Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопиющий произвол и жестокость. Его волновало, что образованные люди убеждены, что это нужно для справедливой, правильной жизни.

Первые названия – «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите».Почему Толстой остановился на названии «После бала»? «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное то, что произошло рано утром, после бала…

Как начинается рассказ? В чём необычность такого начала? Внезапно. С реплики героя. Читатель сразу вводится в курс проблем. Разговор ведётся о нравственных ценностях, о том, «…что для личного совершенствования необходимо…»

Что мы узнаём о Иване Васильевиче в начале рассказа? Какие события описаны в рассказе? Что говорит о своей молодости Иван Васильевич?

Танец Вареньки и её отца (полковника)

Описание полковника и солдата Полковник Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его –что-то мокрое, красное, неестественное Шёл твёрдой, подрагивающей походкой. Дёргаясь все телом, шлёпая ногами …подвигался ко мне, то опрокидываясь назад … Румяное лицо и белые усы с бакенбардами Сморщенное от страдания лицо Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура Спотыкающийся, корчившийся человек…

Заполните таблицу Характе- ристики Влюблён, весёлый, бойкий, любовался… Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом… Чувства Эпитеты Цвет Звуки Детали

Тест Рассказ «После бала»

1.Жанр произведения Повесть Очерк Рассказ

2.Раскрытию идеи произведения помогает Антитеза Гипербола Олицетворение

3.Число рассказчиков Один Два Несколько

4.Авторская позиция Скрыта Выражена в авторском повествовании Передана одним из персонажей

5.О событиях какой эпохи рассказывает Иван Васильевич? Александра ΙΙ Николая Ι Николая ΙΙ

6. Кому принадлежат слова из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»: «. Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. »? Вареньке Ивану Васильевичу Петру Владиславовичу

7.Роль вступления в произведении: Показать время и место действия. Познакомить с участниками событий. Познакомить с рассказчиком.

8. Кто такой инженер Анисимов в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»? Сосед Ивана Васильевича Еще один кавалер Вареньки на балу. Человек, наблюдающий сцену наказания вместе с Иваном Васильевичем

9. С каким императором проводится параллель при описании полковника в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»? Александром III Николаем I Николаем II

10.За что наказывали солдата в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»? За трусость За побег За грубость полковнику

12.Произведение заставляет задуматься о: Судьбе полковника. Личной ответственности человека за жизнь общества. Любви Ивана Васильевича.

13.Тема произведения: Повествование о любви Ивана Васильевича; Рассказ о полковнике; Показ николаевской России.

14. Образ полковника: Типичен. Трагичен. Исключителен. 15. Тон повествования в этом произведении: Нейтрален Эмоционально окрашен. Протокольно сух.

16.Какую сторону творческой личности Л.Н. Толстого раскрывает рассказ «После бала»? Иронию Гуманизм Религиозность

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Презентация на тему «Л.Н.Толстой. «После бала» может использоваться на уроках литературы в 8 классе на протяжении изучения всего произведения: работа с теорией литературы (антитеза), с биографией Толстого (особенности творчества, история создания рассказа, изменение его названия), актуальность рассказа, работа с композицией и сюжетом рассказа (вопросы на знание и понимания произведения), работа с текстом (составление таблицы), итоговый контрольный тест. Предусматривается работа с выполнением домашнего задания, его проверкой.Используются иллюстрации к произведению.

Номер материала: 562041

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«После бала»: краткое содержание и анализ произведения

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Бал на картине 1904 года: Wikipedia/Вильгельм Гаузе

Лев Николаевич Толстой всемирно известен прежде всего объемными литературными произведениями. Однако короткие рассказы давались ему ничуть не хуже. Один из них — «После бала». Краткое содержание непременно стоит прочитать, чтобы понять авторский посыл и оценить глубину творчества великого писателя.

«После бала»: краткое содержание

В 1870-х Толстой пребывал в глубоком духовном кризисе, пытался отыскать жизненные ориентиры и путь к Богу. С тех пор его остро интересовали проблемы взаимоотношений между людьми. Одно из произведений, которое написал после кризиса Толстой, — «После бала». Краткое содержание рассказа даст общее понимание о его сюжете и моральных вопросах, которые так волновали автора:

Но у Ивана Васильевича другой взгляд на этот счет. И в доказательство своей точки зрения у него была история.

На Масленицу губернский предводитель устроил праздничный бал. Опьяненный любовью, Иван Васильевич только и делал, что танцевал с Варенькой. Все вокруг обращали на нее внимание — и мужчины, и женщины.

Был на балу и ее отец — полковник Петр Владиславович. Он превосходно выглядел, был красивым и статным. Хозяйка дома уговаривала его исполнить танец с дочерью. Сначала он отказывался, говоря, что разучился танцевать, но затем с улыбкой взял Вареньку за руку и повел в такт музыке.

Присутствующие с восторгом наблюдали за парой, смотрел и Иван Васильевич. Любовь разлилась в нем, и даже Петр Владиславович вызывал у него нежное восхищение.

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Подойдя ближе, увидел солдат в черных мундирах, построенных в два ряда. Барабан и флейта выдавали неприятную мелодию. От кузнеца, который стоял рядом, Иван Васильевич узнал, что солдаты гоняли татарина за дезертирство.

Он остался смотреть за процессией: двое солдат вели раздетого по пояс человека, а остальные по очереди били его палками по спине. Следом за татарином шел высокий военный, в котором Иван Васильевич узнал отца Вареньки. Татарин просил о милости, но солдаты все сильнее хлестали его шатающееся окровавленное тело.

Полковник твердым шагом следовал за преступником. Вдруг он быстро подошел к одному из солдат и с криками ударил по лицу за то, что тот недостаточно сильно бил дезертира. Командир приказал подать новых шпицрутенов и в этот момент встретился взглядом с Иваном Васильевичем, но сделал вид, что не знает его.

С того дня любовь к Вареньке постепенно сходила на нет. Оказываясь рядом с ней, он вспоминал про полковника и поддавался неприятным чувствам, пока и вовсе не разлюбил.

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

«После бала»: анализ произведения

На проблемы нравственности всегда обращал внимание Толстой. «После бала» — яркий тому пример. Чтобы понять глубину авторского замысла, скрытого в произведении «После бала», кратко обозначим его литературные особенности:

История написания

У произведения любопытная история создания. «После бала» — это вовсе не выдумка, а основанный на реальных событиях рассказ. Брат писателя Сергей Николаевич горячо влюбился в девушку Вареньку и уже собирался просить ее руки. Отец Вареньки был военным градоначальником, и однажды Сергею пришлось увидеть его жестокое обращение с беглым солдатом. То зрелище настолько поразило молодого человека, что он быстро охладел и расхотел жениться.

Лев Толстой несколько лет вынашивал идею для будущего произведения. Он написал рассказ в 1903 году, однако опубликовали его уже после смерти Толстого — в 1911-м. Не мог автор определиться и с подходящим названием. Были разные варианты:

Название, на котором остановился Лев Толстой, — «После бала» — выбрано не зря. В нем подчеркнута парадоксальность жизни: веселье и лоск сменяются суровой действительностью, как и за блестящей внешностью часто прячется жестокость.

«После бала»: жанр и композиция

Произведение «После бала» по форме — рассказ, на что указывают его характеристики:

Однако Толстой использовал необычный прием и создал рассказ в рассказе. Благодаря этому произведение охватило сразу две эпохи:

Этим приемом автор подчеркнул, что с течением времени обычаи и быт могут меняться, но глобальные нравственные проблемы остаются неизменными.

Специфика композиции рассказа заключается в том, что он незримо разделен на две части:

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Варенька с отцом: YouTube/MyBook

«После бала»: герои

Прежде чем приступить к анализу авторского посыла в рассказе «После бала», характеристика героев поможет лучше понять суть истории:

Портреты персонажей передают взгляды самого автора на мир, в частности — на любовь и жестокость.

Проблематика и основная идея

В рассказе «После бала» автор размышляет о сути таких вещей, как честь, справедливость и человечность. В центре его внимания — неоднозначный образ полковника. Респектабельный и привлекательный внешне мужчина поражает рассказчика зверским поведением, своей закулисной жизнью. Толстой разоблачает лицемерие, свойственное свету, указывает, что под маской благодушия и блестящих манер скрывается ужасная изнанка.

Главный герой видит другую сторону полковника. Он не в состоянии принять такую жестокость и не хочет становиться частью этого зла. Поэтому делает внутренний выбор и отказывается от личного счастья.

Через рассказчика автор передает главную мысль. Да, человек не всегда может сам изменить мир и повлиять на обстоятельства. Но каждый должен сделать выбор, быть ли ему причастным ко злу или всегда оставаться честным с собой.

Рассказ «После бала» показывает, что Лев Толстой мастерски владеет коротким жанром и на нескольких страницах способен рассмотреть глобальные, вечные темы.

какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. картинка какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала фото. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала видео. какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сторону творческой личности л н толстого раскрывает рассказ после бала.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Анализ рассказа «После бала» (Л. Н. Толстой)

Мастерство Льва Николаевича Толстого нельзя не оценить по достоинству. Он прославился на весь мир своими произведениями. Самыми культовыми и цитируемыми до сих пор остаются «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство» и т.д. Но рассказ «После бала» — не менее интересный пример изложения авторской мудрости и художественного слова Льва Николаевича Толстого. Главное об этом произведении написал Многомудрый Литрекон в своем разборе.

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры. В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Критика

Произведение Льва Толстого «После бала» было воспринято положительно. Большинство критиков высказали свое восхищение мастерством Толстого. Характеристика рассказа позволяет установить, как современники поняли замысел автора.

Литературный критик Дьёрдь Лукач сказал, что если судить только лишь с формально-художественной стороны, то «После бала» — это самый «формально законченный» рассказ, который не встретишь в литературе на Западе. Он назвал Толстого «величайшим» и «несравненным» художником своего времени.

Рецензент Н.К. Гудзий выразил основную мысль произведения, проведя литературные параллели с другими книгами писателя:

Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

Он писал также, что особенности поздней прозы Толстого заключались в резкой критической направленности книг и лаконичности писателя. Автор начал сочинять короткие, но весьма хлесткие и острые произведения на злобу дня, чтобы выразить свое отношение к политике, дворянству, войне и другим актуальным (а, впрочем, вечным) темам.

Авторы «Литературной энциклопедии» 1939 года так же написали хвалебный отзыв о рассказе Толстого, признавая его талантливым писателем, умеющим обличать истинную натуру:

Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала». (Попов П., Юнович М.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *