какую способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха
ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ в вокальном кружке
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные музыкальные способности и их развитие
в вокальном кружке
Б.М. Теплов выделил три основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что тоже, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерным проявлением его является любовь и интерес к слушанию музыки.
2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют «внутренним слухом». Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие».
Ладовое чувство может быть развито, прежде всего в процессе восприятия музыки (её узнавания, определения закончилась ли мелодия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.
Перцептивный компонент, по Б.М. Теплову, необходим для полноценного восприятия, узнавания мелодии, которое возникает на основе эмоционального критерия. Благодаря репродуктивному компоненту происходит воспроизведение мелодии, свидетельствующее о наличии более или менее развитых слуховых представлений.
Данные современной психологической науки позволяют считать, что мелодический слух в онтогенезе развивается как единая система, однако ладовое чувство опережает в развитии музыкальные слуховые представления.
Развитие музыкальных способностей дошкольников
«Развитие музыкальных способностей дошкольников»
В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития детских способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на формирование гармонично развитой личности, максимально реализующей свой потенциал. Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая музыкальная способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе. Б. М. Теплов выделяет три основные способности: 1 – ладовое чувство как эмоциональное переживании различение ладовых функций; 2 – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии; 3 – ритмическое чувство. Эта способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма. Успешность данного процесса связана с возможностью проявления себя в музыкальной деятельности. Наиболее благоприятными в этом смысле являются такие виды деятельности, которые просты и доступны детям дошкольного возраста, не требуют специальной подготовки и долгого обучения, опираются на привычную форму игры.
Три основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т. е. высоты, отчлененной от тембра. Оно непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность иначе называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий.
3. Музыкально – ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Выявив сущность понятия «музыкальные способности», его основные принципы развития в процессе музыкальной деятельности дошкольников и проанализировав программы с целью выявления форм и методов работы по их развитию в музыкально-ритмической деятельности, мною было проведено экспериментальное исследование. Оно состояло из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Теоретическое обоснование и практическое исследование позволяет нам сделать вывод о том, что действительно наиболее эффективным средством развития творческих способностей детей данного возраста является в основном музыкально-ритмическая деятельность.
Для создания оптимальных условий, способствующих формированию музыкальных способностей необходимо учитывать возрастные особенности данного процесса. Учитывая психофизиологические особенности младшего школьного возраста, мы посчитали наиболее эффективной среди всех приемов и методов, используемых педагогами, творческую деятельность.
Формирование и развитие музыкально-творческих способностей проходит ряд этапов, соответствующих уровням развития: репродуктивный, преобразующий и творческий. Эффективности работы учителя для решения данной проблемы и развития способностей дошкольников до уровня творчества способствуют множество факторов, среди которых следует особенно отметить систематичность и целенаправленность данной работы. Поэтапность, стремление постепенно усложнять задания, творческий и игровой характер заданий повышают эффективность данной работы. Результаты констатирующего и контрольного экспериментов по проблеме развития музыкальных способностей дошкольников выявили прямую взаимосвязь применения творческих заданий на уроках музыки для решения данной проблемы. Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Мы утверждаем, что формированию музыкальных способностей дошкольников в музыкальной деятельности успешно способствуют творческие формы работы, направленные на претворение в музыкально – ритмических движениях, вокальных и инструментальных импровизациях музыкально – игрового образа. Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике, об определенном развитии творческих способностей детей.
Советы родителям – о музыкальном
Уважаемые родители! Начните новый день с зарядки! Выполняйте с ребенком под веселую, ритмичную музыку различные физические упражнения. Музыка создаст необходимый энергичный фон для ребенка, поможет почувствовать ритм.
Включайте спокойную, плавную музыку, без слов во время выполнения ребенком рисования, лепки и еще когда ребенок учится писать. Психологи установили, что когда в первом классе учителя включали классическую музыку, в то время, когда дети учились писать, то движения детей становились более плавными и они лучше сосредоточивались на выполнении заданий.
Включайте музыку и почаще танцуйте с ребенком!
Это замечательно для воспитания ребенка. Ребенок научится танцевать, хорошо двигаться под музыку, чувствовать ритм каждой мелодии, кроме того, ребенок посредством танца общается с родителями без слов, что важно для наилучшего взаимопонимания.
Можно пригласить к ребенку профессионального преподавателя музыки и проверить, есть ли у ребенка музыкальный слух, способности к обучению игре на музыкальном инструменте. Если есть, и, еще, что очень важно, желание играть, тогда можно учить ребенка музыке с преподавателем. Если у ребенка нет никакой заинтересованности к игре на музыкальном инструменте, то не настаивайте, потому что, в противном случае, это может вызвать обратную реакцию и ребенок будет всю оставшуюся жизнь вспоминать о том, как его заставляли играть на пианино, ругали и может относиться к музыке с отвращением.
Не обязательно учить играть ребенка только на пианино, можно попробовать нежную флейту, романтичную гитару, энергичные барабаны, скрипку и т. д. Попробовать разное, чтобы почувствовать, какой музыкальный инструмент ребенку больше по душе.
Пойте ребенку колыбельные песенки, пойте их сами перед сном, а также ставьте ему их послушать в профессиональном исполнении. Пойте с ребенком различные песенки, легкие для запоминания, песенку «Крокодила Гены», «Винни Пуха», другие песенки из мультфильмов. Если у вас дома есть система караоке, замечательно, тогда под музыку няня или родители могут петь самые разнообразные песенки. Если нет, то можно петь под аудиодиск.
Играйте с ребенком в музыкальные игры, например, кружитесь с маленьким ребенком в ритме вальса, или играйте под музыку в «Ладушки- ладушки – где были – у бабушки» или под энергичную музыку играйте в игру «испекли мы каравай – вот такой ширины – вот такой высоты» или «Мы едем-едем-едем в далекие края – хорошие соседи-хорошие друзья» или «Море волнуется раз – море волнуется два – фигура замри» и т. д. Можно включать определенные мелодии для поддержания режима дня, например, колыбыльные – сигнал для ребенка, что пора идти спать, веселая песенка Винни Пуха – пора собираться на прогулку, песенка «Антошка – готовь к обеду ложку» – пора есть, другая мелодия – время игр и т. п. Это особенно важно для маленького ребенка, который не умеет говорить или плохо говорит.
Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями, кашляет или у него астма, то ребенку обязательно надо почаще петь или учиться игре на флейте. Это помогает детям справиться с проблемами дыхания, держать определенный ритм дыхания.
Музыка помогает, если у ребенка речевые дефекты. В таком случае, ребенку лучше всего почаще петь, это может помочь справиться с заиканием, с речевыми проблемами.
Если ребенок гиперактивный – ему надо почаще ставить слушать спокойную музыку.
Если у ребенка что-то болит, то можно дать ему послушать красивую мелодию без слов, и поглаживая больное местечко, приговаривать «у сыночка (у дочки) не боли, боль – скорее уходи». Этот старинный способ заговаривания боли отвлекает, успокаивает ребенка, дает «обезболивающий эффект», а дети постарше уже сами будут так «заговаривать боль».
Покупайте ребенку музыкальные игрушки, самому маленькому – мелодичные погремушки, затем музыкальных кукол-неваляшек, музыкальных пупсиков, детям постарше – музыкальные игрушки посложнее.
Чаще слушайте с детьми различную красивую музыку: классическую – Моцарта, Чайковского, Грига, Шумана, Шуберта и др. ; этническую, народные песни; музыку природы – пение птиц, звуки моря; мягкое, мелодичное пение; красивую, романтичную музыку без слов; красивые, выразительные оперные арии; джаз; блюз.
Хорошо, когда родители слушают музыку вместе с детьми, но можно периодически и оставлять ребенка наедине с музыкой.
Рассказывайте ребенку о различных композиторах, об их интересных судьбах, а затем поставьте ребенку послушать музыку этого композитора.
Рассказывайте о разных музыкальных инструментах, обязательно сопроводив свой рассказ музыкальными комментариями.
Учите ребенка чувствовать музыку, подскажите ему, что музыка отражает настроение, пусть он сам подберет ту музыку, которая соответствует его разным ощущениям и разному настроению. Это поможет ребенку научиться быстро и правильно разбираться в своих чувствах и правильно слышать музыку своей души. Музыка может помочь справиться с горем, с бедой ребенка. Психотерапевт Вайлет Оклендер рассказывает историю о том, как песня про умирающего гуся помогла маленькой девочке смириться с гибелью любимого кота. Веселые, энергичные мелодии помогают детям справиться с чувством страха.
Существуют различные музыкальные обучающие программы: обучение иностранному языку при помощи песенок, обучение цифрам, буквам, правилам дорожного движения и т. п. Такие программы также можно использовать в музыкальном воспитании ребенка. Воспитывайте при помощи музыки воображение ребенка, например, попросите ребенка что-то представить под данную мелодию или нарисовать те образы, цвета, которые возникают у ребенка при прослушивании какой-либо мелодии.
Ходите с ребенком на различные музыкальные спектакли. Можно пойти с ребенком на балет «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Золушка», ребенку может быть трудно высидеть его полностью – но тогда можно посмотреть хотя бы часть. Можно ходить на мюзиклы, детские музыкальные спектакли, где много танцуют и поют, в театр оперетты.
Смотрите с ребенком различные музыкальные фильмы по телевизору или на DVD, где также много поют, танцуют. Например, «Мэри Поппинс, до свидания», «Мама», «Синяя птица», «Звуки музыки», «Поющие под дождем», «Серенада Солнечной долины», мультфильмы Уолта Диснея «Фантазия», «Золушка», «Спящая красавица», «Русалочка», «Красавица и чудовище» и др., музыкальные мультфильмы «Волк и семеро козлят на новый лад», «Пластилиновая ворона», «Коробка с карандашами», «Щелкунчик», «Контакт» и т. д.
Объясняйте ребенку, что музыка – многообразна и для каждого случая существует своя музыка: для радости и для грусти, для общения и для веселья, для отдыха и для работы, и что важно уметь подбирать музыку соответственно ситуации и настроению. Кроме того, ребенку обязательно надо объяснить, что громкая музыка может мешать остальным и что та мелодия, которая нравится ребенку, необязательно понравится другим. И еще, даже если ребенку очень нравится музыка, не стоит, чтобы музыка звучала в доме целый день, иначе из источника радости и умиротворения она быстро станет обыденностью и ее перестанут замечать.
Занятие в средней группе «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении игре на музыкальных инструментах» «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный руководитель Воронина Светлана.
Консультация для родителей «Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях» Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ Особое внимание следует обратить на возможность использования.
Лэпбук «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Использование лэпбука в музыкальном воспитании (из опыта работы) Очень удобно использовать лэпбук как форму организации «Центра музыкального.
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников» Ольга Арутюнян Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников» Данная консультация предназначена для музыкальных.
Педагогический опыт «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях» 2. Условия формирования опыта. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется.
План по самообразованию «Влияние классической музыки на развитие музыкальных способностей детей» План индивидуального профессионального самообразования Овчинниковой Е. Г. на 2017-2018 учебный год. Работа начата 01.09.2017 г. Предполагается.
Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка.
Творческая работа «Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста» Тема моей творческой работы: «Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством различных видов музыкальной.
Консультация «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка, а также развитие его музыкальных способностей в семье» Знакомство с музыкой — один из этапов эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через.
Влияние пения на развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста «Влияние пения на развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Круглый стол для родителей. Музыкальный руководитель.
Эти музыкальные способности
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических способностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности
Просмотр содержимого документа
«Эти музыкальные способности»
Музыкальные способности и их развитие в различных видах деятельности на уроке музыки.
Общие и специальные способности.
Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества (одаренность) человека. В психологии, прежде всего исследованием Б.М.Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешности деятельности.
«Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических способностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности».
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
«Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения».
Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют появление и развитие тех или иных способностей.
Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.
Б. Теплов классифицирует музыкальные способности на основные (общие) и частные (специальные).
Общие – важны для приобщения к музыке, восприятия музыки, понимания ее. Частные – для профессиональной деятельности.
Под общими музыкальными способностями Теплов понимает:
Музыкальный слух, который подразделяет на ладовое чувство и способность к музыкально – слуховым представлениям (слушание по памяти, слышание музыки без реальных источников).
Ритмическое чувство – способность переживать временные процессы в музыке.
Тарасова классифицирует музыкальные способности несколько иначе.
Сенсорные (основанные на чувствах и ощущениях) – музыкальный слух и ритмическое чувство
Интеллектуальные – музыкальная память, мышление, воображение.
Три основные музыкальные способности.
1) Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Также «ладовым чувством» называют переживание отношений между звуками.
Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха.
Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки. Ладовое чувство является важнейшим условием восприятия музыки: на его основе осуществляется переживание, узнавание и понимание музыки.
2) Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения.
Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха.
Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении.
Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом.
Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
Оно является важнейшей составной частью музыкальной одаренности, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, воспроизведение (исполнение) и сочинение временных отношений в музыке».
В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.
Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
………………………………
Музыкальный слух – это фундамент музыкальности в целом. Он отличается от биологического слуха, Это реакция именно на музыкальные проявления (звуки, средства музыкальной выразительности).
Музыкальный слух сформировался позднее биологического и символизирует высокий уровень эволюции человека.
Музыкальный слух – это показатель эстетического освоения действительности, он способен развиваться.
Музыкальный слух – это основная музыкальная способность, связанная с разнообразной реакцией на музыкальные звуки и возможностью ощущать связи между звуками (в музыкальном произведении).
СТРУКТУРA МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА
Теплов в своей работе расчленяет понятие музыкальный слух на понятие звуковысотный слух и тембровый слух.
Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.
«Музыкальный слух, в широком понимании, это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений».