какую социализацию часто рассматривает фгос до нормативную позитивную активную практическую
Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС до
Лилия Сухань
Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС до
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-
одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т. к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
В наше динамичное время знания, которые совсем недавно казались незыблемыми, пополняются и меняются так скоро, что для устойчивого развития личности требуются специальные стабилизаторы в виде особых качеств.К таковым можно отнести:
— способности выделять из потоков информации ту, которая актуальна, отфильтровывая ненужное;
— способность находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата;
— способность действовать сообща ради общей цели;
— способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своих целей;
— направленность личности на предпочтение нравственных способов достижения целей и преодоления препятствий.
Словом, сложилась такая ситуация, когда социальная компетентность и нравственность воспитанников имеют для общества гораздо большее значение, чем совокупность полученных знаний.
Сложность педагогической задачи, связанной с позитивной социализацией дошкольников, усугубляется тем, что сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитывать поколение, обладающее уровнем способностей и свобод своих воспитателей.
В современной психологии социальная компетентность человека определяется как способность достижения собственных целей в процессе взаимодействия с другими людьми, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации. Важно отметить то, что идет вразрез с традициями российской постсоветской культуры, в которой за благо считались хорошие отношения с окружающими, пусть даже во вред себе. Это иная культура, которая не исключает, а наоборот, преследует свои блага, но в культурном взаимодействии с окружающими. Это культура, которая позволяет каждому стать успешным, не нарушая мира в окружающем социуме.
Анализируя проблемы современных дошкольников,можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное,которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Н. В. Иванова Социальноеразвитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.
Сенсорное воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий.
Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС РМО в МБДОУ д/с №1 «Красная шапочка» Тема РМО: «Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях.
Доклад «Нравственное воспитание дошкольников в условиях введения и реализации ФГОС ДО» с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях.
Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.
Инновационная форма взаимодействия с семьёй в условиях введения ФГОС. Родительские собрания в ДОУ «Мягкие родительские встречи» Сумасшедший ритм жизни каждого родителя, проблемы на работе, в личной жизни или же просто не вовремя разрядился.
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях введения ФГОС до (презентация) В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и.
Модель формирования коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС Актуальность. Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая.
Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО. Анализ игры. Анализ сюжетно – ролевой игры «Аптека» в старшей группе. В семье заболел ребенок, мама с выписанным рецептом идет в аптеку, заказывает лекарство,.
Нравственные ориентиры и развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС Выступление – консультация на педагогическом совете по теме: «Нравственные ориентиры и развитие духовно – нравственной сферы личности ребенка.
Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного об Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
Социализация детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС
Елена Чаблина
Социализация детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №16 «Солнышко»
Социализация детей дошкольного возраста
с учётом требований ФГОС ДО
Автор: Чаблина Елена Сергеевна,
воспитатель старшей группы
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-
одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Обратившись к трудам Л. С. Выготского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.
Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.
К сожалению, в развитии современных детей наблюдаются тревожные тенденции. Учёные фиксируют снижение интеллекта, замедление темпов развития детей, инфантилизацию подростков. Современные реалии жизни (особенно в условиях городов) оказывают на развитие детей негативное влияние. В этой связи уместно упомянуть данные об отставании в социальном развитии современных дошкольников на 2 года по сравнению с исследованиями 80-х годов. Причины кроются в ухудшении экологии человека, гиподинамии, высоком уровне тревожности, неблагоприятном эмоциональном фоне многих семей, чрезмерной опеки детей, разрушении народного стиля воспитания и детских дворовых компаний, детских общественных объединений, влиянии телевидения и различных гаджетов.
Естественно, что глобально эти проблемы в рамках одного дошкольного учреждения решить невозможно, но перейдя на должность воспитателя после более чем тридцатилетней работы в качестве заместителя заведующей по воспитательно-методической работе, я решила вместе с коллегой обратить особое внимание именно на проблемы социализации малышей. Тем более, что дети в группе были 2-3-летнего возраста, большинство семей имело по одному ребёнку, родительская компетенция была соответствующей, то есть открывалось широкое поле деятельности.Поэтому мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
— создать условия для полноценного социального развития детей;
-отобрать и опробировать на практике виды и формы педагогической деятельности, формирующие в детях уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т. п.
1.3. Главная задача – постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира, учитывая, что скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и прочих факторов. Поэтому мы конкретизировали задачу – ориентироваться не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала; используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.
2. Содержание деятельности.
2.1. Условия для успешной социализации детей.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни человека, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
Учитывая это, мы поставили перед собой задачу создать следующие условия для успешной социализации детей:
• Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
• Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
• Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
• Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.
Поставленные задачи решались в следующихвидах деятельности:
Образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Работа с родителями
• «Социально-
Развитие» в соответствии с возрастными требованиями
и ООП. Беседы, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, словесные, наблюдения, труд, ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение спектаклей, экскурсии, посещение библиотеки, выставок, постановка спектаклей, экскурсии. Создание условий для свободной изобразительной, музыкальной,
театрализованной, конструктивной, двигательной,
всех видов игр и труда.
Консультации, анкетирование, беседы, папки-передвижки,
родительские собрания, «круглые столы», постановка спектаклей, совместный отдых, привлечение к созданию ППС группы, выставки детских работ и тематические, привлечение к праздникам и развлечениям, концерты и чаепития, создание фотогазет.
В этом учебном году произошло объединение двух средних групп в связи с переходом детей в коррекционные группы. Список детей обновился на 50%. И перед нами остро встали проблемы адаптации и воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Прошло три месяца, и мы с удовлетворением отмечаем, что среди детей установились дружеские отношения, уже нет деления на «своих» и «новеньких». Дети охотно и естественно вступают во временные группы для выполнения поручений, дежурств, игр; умеют самостоятельно находить общие интересные занятия в группе и на прогулке. (Смотри диагностику №).
Много внимания уделяется воспитанию уважительного отношения к взрослым.Этому служат: формирование привычки обращаться только по имени и отчеству ко всем сотрудникам детского сада; экскурсии по детскому саду; регулярное обращение к фотоальбому «Кто заботится о нас в детском саду»; участие в праздновании Дня рождения нашего любимого «Солнышка»; ознакомление с профессиями родителей – экскурсии, мастер – классы, фотогазеты (Смотри приложения (№ 2,4).
Большинство детей группы являются единственными детьми в семье, окружённые заботой не только родителей, но и многочисленных родственников. Поэтому задачи формирования желания заботиться о младших ложатся тоже на детский сад. Дети с удовольствием помогают убирать участок малышей, играют с ними на прогулке, показывают кукольные спектакли, делают сувенирчики.
В старшем возрасте перед детьми встаёт задача научиться оценивать свои поступки и поступки сверстников, научиться выражать своё отношение к окружающему. Без этих навыков успешное школьное обучение в принципе не возможно, поэтому каждый момент в жизни детеймы при необходимости используем для выработки этих привычек: при организации дежурств дети проводят контроль и взаимоконтроль; при руководстве сюжетно-ролевыми играми побуждаем детей выбирать лучшие варианты подготовки к игре, выполнения действий партнёрами, объяснять словами свою позицию, при этом не забывать о такте.
С трёхлетнего возраста наши дети приучены обращаться в спорных случаях к ярким картинкам на ковролине, которые иллюстрируют правила поведения в группе. Мы вводили в обиход эти правила постепенно, предварительно обсуждая каждое из них. Постепенно количество правил увеличивалось, и мы оформили красочный альбом «Правила поведения в детском саду». Этот альбом значительно помог нам адаптировать детей, которые поступили в сентябре 2018 года – без нотаций, лишних объяснений можно попросить ребёнка самостоятельно найти выход из конфликтной или непонятной ему ситуации.
Расширение представлений о правилах поведения в общественных местах очень актуально для старших дошкольников. Поэтому регулярное посещение библиотеки (детской и взрослой, музея, экскурсии, прогулки по городу, участие в мастер – классах, посещение спектаклей в Доме народного творчества, киносеансов в Доме театра и кино, развлекательных программв Детском центре эстетического развития позволяют детям ненавязчиво, естественно усвоить эти правила.
А использование фольклора (потешки, а особенно пословицы и поговорки) помогает детям весело усваивать правила поведения, избегать ссор, долгих выяснений отношений.
Планомерное использование родного языка в формировании основ нравственности – одна из традиций группы. Дети с ясельного возраста приучены к ежедневному ритуалу чтения и обсуждения книг перед сном. В группе существует традиция приносить из дома книгу, которая в данный момент очень заинтересовала, и знакомить с ней сверстников. Дети и родители принимают участие в оформлении тематических выставок книг. А со средней группы дети стали читателями детской библиотеки, еженедельно меняют книги, участвуют в викторинах, выставках, ежегодной акции «Подари книгу». В минуты отдыха мы частенько придумываем с детьми небылицы. При этом ненавязчиво переводим разговор на нравственную тему, побуждаем детей объяснять поступки, давать им оценку.
Колоссальный воспитательный потенциал имеют музыкальные гостиные, проводимые в детском саду в системе. Дети оказываются в иной обстановке, погружаются в истории иных эпох, знакомятся с правилами поведения в театре, музыкальными жанрами, искусством балета. А также пытаются выразить словами свои впечатления, передать настроение в танце, музицировании.
Таким образом происходит процесс социально – коммуникативного воспитания в условиях детского сада.
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников.
2.3. Социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.
Время летит быстро, и проблема получения дополнительного образования и свободного времени у школьников скоро встанет перед родителями остро. Поэтому мы стремимся ввести детей в мир кружков, секций, студий, театров уже в детском саду. Чем раньше ребёнок (и его родители) узнает об имеющихся возможностях, попробует свои силы, тем больше шансов на его успешность в жизни.
Мы знакомим детей с футбольным и хоккейными клубами, студиями прикладного творчества, в детский сад приходят с рассказом и концертом учащиеся музыкальной школы. Мы знакомимся с деятельностью художественной школы, посещаем читальный зал библиотеки для взрослых, где экспонируются интереснейшие фотовыставки.
В старшей группе 12 детей из 23 уже посещают какую – либо студию или клуб.
Особо хочется отметить плодотворное сотрудничество с историко – краеведческим музеем. Расширение кругозора, пробуждение любознательности, интереса к истории края, жизни жителей Лодейного Поля, изготовление народных игрушек своими руками, общение с интересными людьми вносят свой вклад в формирование коммуникативных навыков детей.
Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 «Колокольчик» с. Апанасенковское. Тема проекта «Обновление.
Социализация воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования Воспитатель является одним из главных инструментов воспитания, условием воспитания и элементом развивающей среды детей. Соответственно и.
Создание предметно-развивающей среды с учётом психофизических особенностей детей в группе старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад №409» г. Перми Воспитатель: Трубина Я. Г. «Создание предметно-развивающей среды с учётом психофизических особенностей.
Доклад «Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС до» Доклад Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС ДО» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» с учётом требований ФГОС в средней группе Цель: 1. Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники. 2. Воспитывать уважение и благодарность.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную.
Развитие элементарных математических представлений у детей средствами игровой деятельности с учётом ФГОС Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма.
Реализация требований ФГОС в оснащении развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного.
«Позитивная социализация через виды детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №5 «Дельфин»
Выступление на районной конференции педагогических работников на тему:
«Позитивная социализация через виды детской деятельности в условиях
реализации ФГОС ДОУ»
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно заложить эти основы.
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Социально – коммуникативное развитие дошкольника
направлено на решение следующих задач:
Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.
Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Для успешного социально – коммуникативного развития каждого человека очень важно его социальное начало. Малышей привели в детский сад, они разные, непохожие друг на друга, с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Именно поэтому перед воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам (социально-личностное воспитание).
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Форм взаимодействия педагога с детьми очень много.
Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Участвуя в театрализованных играх, в которых дети сами выступают в роли сказочных героев, они учатся сочувствовать, жалеть, сопереживать близким людям, героям литературных произведений, персонажам фильмов и мультфильмов; откликаться на радостные и печальные события, познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Формирование представлений о себе, как члена детского коллектива о своем ближайшем социуме, помогает привлечение к совместным мероприятиям: поздравление с днем рождения, украшаем детский сад к празднику, изготовление пособий к занятиям, стенгазет, сажаем огород на подоконнике и др.
Не менее важным компонентом, составляющим «социализацию», выступает формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. В группе созданы игровые зоны с учетом интересов мальчиков и девочек. Для мальчиков : конструкторы разного вида, рули, штурвалы, инструменты, разнообразные машины и др. Для девочек : разнообразные по тематике куклы, кукольные кровати, постельные принадлежности, плита, посуда, гладильная доска и др. Систематически используются наглядный материал: альбомы «Маленькая модница», «Военная техника», «Защитники Отечества» и др. Развивающие игры: «Виды транспорта», «Одень куклу», «Профессии» и др. Систематическое чтение художественной литературы, проведение досуговых мероприятий в которых складывается четкие гендерные представления ( мужчины сильные, защищают слабых, а женщины заботливые, ласковые). Применяю различные пальчиковые игры, которые в своем содержании отражают тематику семьи, любовь к труду ( «Этот пальчик», «Семья», «Бабушка кисель варила» и др.)
Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации :
— культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транпорте и т.д.);
— мы – друзья и помощники природы;
— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или такси и т.д.).
— как помочь заболевшей кукле;
— поможем найти потерянную вещь;
— как помочь девочке, которая потерялась.
— лепим морковку для зайчика;
— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.
Социальные акции бывают различной направленности:
-помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому »);
экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой»)
— окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки»,
«Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);
— значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции.
В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и разнообразные личностные качества ребенка, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
-Дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы;
— При организации коллективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга, и оказывая товарищу необходимую помощь.
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:
-проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
-чтение произведений художественной литературы.
Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно добиться положительных результатов.
Показателями результативности работы может служить положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в специально созданных ситуациях
Опираясь на закон « Об образовании РФ и стандарт Семья является нашим неизменным помощником в социально – личностном развитии детей. Только в сотрудничестве с семьей можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Привлечь, заинтересовать родителей, как научить ребенка общаться, размышлять, думать, сопереживать – это первоочередная задача. Я хочу донести эту задачу до родителей, проводя с ними нетрадиционные формы работы: семинары, практикумы, консультации, родительские собрания, мастер – класс и т.д. Такие мероприятия объединяют родителей и детей, создают атмосферу тепла. Много узнаешь о семьях воспитанников, об их традициях, увлечениях.
Родители помогают нам в изготовлении атрибутов к сюжетным играм, настольным играм, в создании детских костюмов на конкурсы и развлечения и т.д.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)