какую скотину держали на руси
Какую скотину держали на руси
Скотоводство и птицеводство
Следующей по важности за земледелием отраслью сельского хозяйства на Руси второй половины XIII-XV в. было скотоводство. В источниках этого времени имеется множество упоминаний о «скоте» вообще (или «скотине», «животине») и различных видах скота. В некоторых случаях источники употребляют термины: «скот рогатой», «скот мелкий», «животина мелкая» ( ПСРЛ, т. XXV, стр. 134, 155, 159, 191; НПЛ, стр. 354; АСЭИ, т. I, № 71, 394; т. III, № 67а.).
Наиболее часто в источниках говорится о лошадях, коровах и овцах, баранах. Особенно разнообразна «номенклатура» лошадей: кроме бесчисленных «коней» и «лошадей» упоминаются жеребцы, кобылы, жеребята, мерины, иноходцы, аргамаки и т. д.
Сравнительно редки упоминания о козах, больше упоминаний о свиньях (в том числе о боровах, поросятах).
Таким образом, на Руси второй половины XIII-XV в. были известны все основные, типичные для ее географических условий виды домашнего скота, что подтверждается и археологическими данными ( См. В. И. Цалкин. Основные задачи изучения костей животных из раскопок памятников материальной культуры. КСИИМК, вып. LVIII. М., 1955, стр. 4; его же. Материалы для истории скотоводства и охоты в древней Руси. МИА, № 51. М., 1956.).
Вместе с тем надо отметить, что тогда на Руси встречались некоторые виды домашних животных, которых в более позднее время в хозяйстве лесной полосы Восточной Европы, как правило, не использовали как рабочий скот (например, волов).
Эти общие сведения о мулах и лошаках как животных, типичных для сравнительно южных районов, а о лошаках еще и как о сравнительно редких животных, заставляют несколько настороженно отнестись к известиям о «лошаках» в наших источниках.
А. В. Арциховский отмечает, что изображения лошаков на миниатюрах Лицевого летописного свода XVI в. по виду не отличаются от лошади ( См. А. В. Арциховский. Древнерусские миниатюры как исторический источник, стр. 96.). Это естественно: как указывалось, лошак похож на лошадь.
Само число упоминаний «лошаков» в разных источниках показывает, что нет оснований подозревать описку: «лошак» вместо «лошадь».
В пользу того, что наши источники подразумевают под лошаком животное, отличное от лошади, свидетельствуют упоминания лошаков наряду с лошадьми («мое стадо седелное, кони, и лошаки, и жеребцы, и кобылье стадо. «, «а живота лошаков болших и кобыл болших дватца двое, а страдных лошадей дватцать», «да явил ему. жеребец иноход, да лошак, на чем ему самому ехати») ( ДДГ, № 17; АСЭИ, т. I, № 71; ПДС, стр. 25-26. В начале XX в. лошаков как упряжных животных применяли в России, например в районе Славянска (Донбасс).). Также и в «Слове Даниила Заточника»: «Ино ти есть лодия, а ин ти есть корабль, а иное конь, а иное лошак» ( См. ук. изд., стр. 73.). Необходимо указать и на значительную распространенность лошаков на Руси XIII-XV вв.; известия о лошаках в актах относятся к самым различным уездам (Белозерский, Дмитровский, Коломенский, Костромской, Московский, Нижегородский, Новоторжский, Переяславский, Серпуховской) Северо-Восточной Руси и к Новгородской земле. Судя по тем же актам, лошаки имелись не только в княжеских хозяйствах (где были целые стада лошаков), но и в хозяйствах монастырей и различных светских феодалов.
Лошаки были, очевидно, привозные с юга, так как в источниках нет никаких известий о разведении на Руси ослов. Применяли лошаков, по-видимому, главным образом для верховой езды ( ДДГ, № 17 и ПДС, стр. 25-26.).
В источниках имеются сведения об использовании различных видов скота. Так упоминаются, например, «кони ездовые», «конь в седле», «стадо седельное» ( ДДГ, № 3, 17; АСЭИ, т. I, № 501.), а также рабочий скот («животина страдная», «лошади страдные»).
Из овечьей шерсти изготовляли шерстяные ткани и другие изделия. В письменных источниках встречаются указания на «сермяги» ( ГВНиП, № 317.). Летопись, упоминая о людях в «овчих шерьстех», разъясняет, что они одеты в сермяги ( ПСРЛ, т. VIII, стр. 93; т. XII, стр. 2; т. XXV, стр. 246.). При археологических раскопках нередко обнаруживают остатки шерстяных изделий, тканей, поясов.
Трудно судить о качестве скота и уровне скотоводства на Руси XIII-XV вв., но, конечно, не следует переоценивать породистости, рабочих и продуктивных качеств тогдашнего скота. В. И. Цалкин, изучавший кости домашних животных, найденные при археологических раскопках, установил, что лошади и рогатый скот того времени в большинстве принадлежали к мелким породам ( См. В. И. Цалкин. Палеофауна Старой Рязани. КСИИМК, вып. XXI, стр. 131; его же. УК. соч. МИА, № 51, стр. 45, 48, 50-51, 97-98, 103-104, 107, 114, 140, 148-150; М. Г. Рабинович. УК. соч. СЭ, 1955, № 4, стр. 37; А. В. Кирьянов. УК. соч. МИА, № 65, стр. 346; Г. Е. Кочин. Сельское хозяйство. стр. 258-260.).
Однако, несмотря на малорослость, лошади и рогатый скот, очевидно, соответствовали условиям сельского хозяйства этого времени. Характерно, что Герберштейн, обычно не склонный приукрашивать русскую действительность, описывая русских лошадей, хотя и отмечает их низкорослость, вместе с тем воздает должное их выносливости ( См. С. Герберштейн. УК. соч., стр. 88.). Малорослый скот обладал тонкой шкурой, весьма ценной для кожевенного производства ( См. М. Г. Рабинович. УК. соч. СЭ, 1955, № 4, стр 37.). Кроме того, малорослую скотину крестьянам (и горожанам) легче было обеспечивать кормами.
Источники перечисляют крупный, рослый скот в хозяйстве у феодалов: «больших» лошаков, меринов, кобыл, коров ( Архив Строева, № 90; АСЭИ, т. I, № 11, 71.). Кроме того, у феодалов имелись и весьма ценные виды скота. Это прежде всего, верховые боевые кони: аргамаки, иноходцы, обычно получаемые из других стран ( Архив Строева, № 90; ДДГ, № 88; АСЭИ, т. I, №. 501, 612 («татарский» конь); Сб. РИО, т. 35, № 21; т. 41, № 100.).
На Руси второй половины XIII-XV в. существовала довольно подробная возрастная классификация домашних животных, корнями своими уходящая в более ранние времена. Кроме терминов «жеребя», «теля», «телица», «яловица», «порося» и описательных определений, вроде жеребец «старой», конь «старой», бык «старой», вепрь «старой», «кобылица млада» ( ПСРЛ, т. XV, стб. 416; Рогожский летописец, стб. 43; Архив Строева, № 90; АСЭИ, т. I, № 89; ПРП, вып. 2, стр. 301; вып. 3, стр. 426.), источникам известны: «лонщина», «третьяк», «третьячина», «назимые свиньи» ( АСЭИ, т. I, № И, 547; ПРП, вып. 1, стр. 208-209; вып. 3, стр. 426.).
Ботало XIV в. Новгород. (Коллекция НАЭ. Б. А. Колчин. УК. соч. МИА, № 65, стр. 76, рис. 63).
Источники указывают помещения, где содержался скот: конюшни, хлевы, дворы, «ячной загон» ( ПСРЛ, т. VIII, стр. 227; т. X, стр. 186; т. XXV, стр. 166; Мейчик, № VI/I; ЛЗАК, вып. 35, стр. 147; АФЗХ, ч. I, № 181; ч. II, № 26.). Из оборудования этих помещений упоминаются лишь «ясли» ( ПСРЛ, т. XI, стр. 106.). Остатки этих помещений открыты при археологических раскопках русских городов и селищ ( Археологические исследования в РСФСР 1934-1936 гг., стр. 74; Н. П. Милонов. УК. соч. «Историко-археологический сборник». М., 1948, стр. 67; М. Г. Рабинович. УК. соч. КСИИМК, вып. XXI, стр. 157; В. И. Цалкин. УК. соч. МИА, № 51, сто. 152-153.).
Во избежание «луговых потрав» ( Ср. АСЭИ, т. I, № 493, 604, 607.) сенные покосы, как и посевы, огораживали ( АСЭИ, т. II, № 154.); для прохода скота устраивали специальные «прогоны животинные» ( АСЭИ, т. I, № 431, 432.). Кроме косы орудиями сеноуборки были вилы и грабли. Вилы упоминаются в нескольких актах в качестве «знамен» на деревьях ( АФЗХ, ч. I, № 213-215.). Зубья деревянных грабель обнаружены при раскопках в Москве и Новгороде ( См. А. В. Кирьянов. УК. соч. МИА, № 65, стр. 353-354; М. Г. Рабинович. О древней Москве, стр. 272-273, рис. 119, 9.).
Косы конца XIV в. Новгород. (Коллекция НАЭ. Б. А. Колчин. УК. соч. МИА, № 65, стр. 72, рис. 58,1-3).
Коса со складной рукояткой XV в. Новгород. (Коллекция НАЭ. Б. А. Колчин. УК. соч. МИА, № 65, стр. 75, рис. 61,1).
С сенокошением были связаны многие повинности крестьян ( См. подробнее: А. Д. Горский. Очерки экономического положения крестьян. стр. 72, 177-179.). О повинностях крестьян по сенокошению часто говорится в новгородских писцовых книгах.
Грабли. Реконструкция А. В. Кирьянова. (Коллекция НАЭ. А. В. Кирьянов. История земледелия Новгородской земли X-XV вв. (По археологическим данным). МИА, № 65, стр. 353, рис. 10).
Сгребание и носка сена. Миниатюра XVI в. (БАН, 17.17.9, л. 1348 об.).
В литературе встречаются утверждения, что в древней Руси лошадей овсом не кормили. Это опровергается показаниями источников ( См. Г. Е. Кочин. Сельское хозяйство. стр. 254-255.).
Представляется ошибочным утверждение Герберштейна, что лошадей на Руси не подковывали ( См. С. Герберштейн. УК. соч., стр. 87.). О подковывании лошадей сообщают письменные источники; при археологических раскопках часты находки подков второй половины XIII-XV в. и более раннего и позднего времени (обнаружены и подковы для волов) ( Сб. РИО, т. 35, № 77 («подковати большими подковы»); Н. П. Милонов. УК. соч. «Историко-археологический сборник». М., 1948, стр. 87; М. Г. Рабинович. УК. соч. СЭ, 1952, № 3, стр. 61; С. А. Тараканова. УК. соч. КСИИМК, вып. XIX, стр. 157; Л. А. Голубева. УК. соч. КСИА, вып. 81, стр. 77; см. ук. соч. Б. А. Колчина и А. Ф. Медведева. МИА, № 65, стр. 115 и 186, 189-190; Г. Е. Кочин. Сельское хозяйство. стр. 254.).
Таким образом, содержание скота и уход за ним во второй половине XIII-XV в. были в целом такими же, как и в более позднее время.
На Руси разводились также все основные виды домашней птицы: куры (в источниках они упоминаются особенно часто), утки, гуси, а также голуби, лебеди и журавли ( ПСРЛ, т. XXIII, стр. 155; ПЛ, вып. II, стр. 62; Сб. Муханова, № 29; ГВНиП, № 21, 135, 154, 158, 159, 161, 174, 201, 207, 208, 238; АФЗХ, ч. I, № 33; АСЭИ, т. I, № 72, 125, 363, 496; т. II, № 64, 173, 426; т. III, № 8, 23; ПРП, вып. 2, стр. 300; ПДС, стр. 48, 112; Сб. РИО, т. 35, № 19; БИПР, т. I, стр. 58.).
Куры, гуси часто упоминаются новгородскими писцовыми книгами (в составе «мелкого дохода»). Возможно, что лебеди и журавли были не вполне домашними ( См. В. П. Левашова. УК. соч., стр. 92-93.).
Археологические находки костей домашней птицы довольно редки, так как эти кости плохо сохраняются в земле ( См. А. А. Мансуров. УК. соч., стр. 90.).
В XIV-XV вв. тоже можно отметить довольно развитую терминологию, связанную с птицеводством; в это время существовали такие термины, как «кур», «кочет» (петух), «кокощь» (курица-наседка), «гусак», «гусыня», «селезень», «утица» ( ПРП, вып. 3, стр. 426.).
Среди продуктов питания, кроме мяса домашней птицы, упоминаются яйца, яичница ( ПЛ, вып. II, стр. 38; АИ, т. I, № 112; АСЭИ, т. III, № 60; Сб. РИО, т. 35, № 21, 84; т. 41, № 33; Троицкий обиходник, стр. 16, 17, 21; РИБ, т. VI, № 134.). В новгородских писцовых книгах яйца постоянно перечисляются в составе натуральных оброков.
В источниках почти нет данных о количестве скота и домашней птицы в крестьянских хозяйствах того времени, но судя по единичным сведениям, в крестьянском дворе обычно имелись: одна рабочая лошадь, одна-две коровы, несколько голов мелкого рогатого скота, одна-две свиньи, немного домашней птицы ( См. А. Д. Горский. Очерки экономического положения крестьян. стр. 69-70; Г. Е. Кочин. «Сельское хозяйство. «, стр. 277-283.).
В вотчинах крупных феодалов скотоводство и птицеводство велось, видимо, в довольно больших размерах; об этом свидетельствуют как существование специальных должностей и особых «путей» в этих отраслях хозяйства, так и упоминания о «стадах» различных видов скота ( ДДГ, № 1, 3, 4, 8, 17, 21, 22; АСЭИ, т. I, № 604; т. II, № 154.).
2 Крестьянский двор
2 Крестьянский двор
Хозяйство русского крестьянина невозможно себе представить без скота. Даже у бедняков была лошадь, две–три коровы, шесть–восемь овец и свиней. Зажиточные крестьяне имели теплые зимние скотные дворы. Бедные крестьяне держали скот на дворе. В большую стужу маленьких телят, ягнят, поросят крестьяне забирали в избу, специально отгораживая для них часть помещения.
Хлев для скотины крестьянин строил теплым. Через решетчатый настил потолка хлева можно было кидать сено в ясли– ящик для корма. Хлев и жилой дом соединялись между собой общей крышей, поэтому во дворе на земляном полу можно было хранить сани, телеги, колеса, сбрую и другое имущество крестьянина.
Скотина давала много полезных продуктов. Из коровьего молока делали сметану, масло, творог, который называли сыром. Настоящего, современного, сыра в то время еще не знали. Когда резали корову, овцу или свинью, мясо засаливали впрок и варили из него всю зиму щи. Кроме того, овца давала два раза в год шерсть. Из нее делали носки, варежки, грубую шерстяную ткань. Если овцу резали на мясо, то из овчины шили тулупы. Коза давала полезное молоко, козий пух. Куры и гуси обеспечивали семью яйцами и мясом.
Сало, молоко, масло, мясо, кожи, шерсть использовали, как правило, сами крестьяне. Только зажиточные семьи, имевшие гораздо больше скотины, могли что–то продавать.
Крестьянин заботливо ухаживал за скотиной. Каждый день он готовил для скотины в бадье специальное пойло– разваренную в печи кожуру овощей, оставшиеся от помола зерна мякину и отруби – оболочки зерен, перемешанные с некачественной мукой. Все это надо было тщательно приготовить, подогреть. Ежедневно скотину кормили сеном. Одна только корова съедала в день пуд сена (16 килограммов). На год надо было иметь 300 пудов сена, а то и больше. Кроме того, каждая корова выпивала не одно ведро воды. Два–три раза в день хозяйка доила корову. С наступлением дня Егория (23 апреля (6 мая) – покровителя скотоводства и земледелия – скотину выпускали в поле.
Самым главным работником крестьянского хозяйства была лошадь. Без нее земледельческий труд был немыслим. Лошадь и поле помогала вспахать, и навоз для удобрения почвы давала. Безлошадные крестьяне считались совсем бедняками. Пасли лошадей ночью – в ночном, потому что днем ей некогда было пощипать травки: она все время была с крестьянином в поле.
Домашние животные: свинья, корова, овца, коза
2 – седелка с подпругой;
Лошадке и в холодное время года некогда было отдохнуть: широкие копыта помогали ей передвигаться зимой по глубокому снегу, а осенью – по раскисшим дорогам. С помощью специальных приспособлений – хомута, оглоблей, вожжей и узды– лошадь впрягали в телегу или сани (розвальни и дровни) либо ездили на ней верхом.
Узда охватывала голову лошади. К удилам – железным стержням, вкладываемым в рот лошади, крепились специальные ремни – поводья, с помощью которых всадник управлял животным. На спину лошади клали особое сиденье – седло. Если запрягали телегу или дровни, то к узде пристегивали более длинные поводья – вожжи. Упряжь лошади составлял хомут из двух подвижных деревянных клещей, обшитых кожей и подбитых войлоком. К хомуту прикреплялись гужи с оглоблями.
На крестьянском дворе занимались и ремеслами. Крестьянин считался мастером на все руки: плел лукошки, короба и лапти, выстругивал посуду и домашнюю утварь, изготовлял из дерева мебель. Искусство плетения крестьяне освоили в совершенстве. Обувь, которую они делали для себя, должна была быть теплой и непромокаемой. Такими были крестьянские лапти.
Лапти представляли из себя башмаки, которые плели из узких полос коры и подвязывали веревками. Лапоть был неглубоким, с относительно коротким носком и закреплялся на ноге особым способом. В задник вплеталась петля, в которую продевали тонкую лыковую веревку. Ею обматывали ногу крест–накрест и завязывали под коленом. Летом веревка наматывалась на полосы холста, а зимой – на полосы сукна. Чтобы укрепить и утеплить лапти, крестьяне подшивали их подошвы конопляной веревкой. Иногда делали подошву из кожи. Еще для тепла в лапти подкладывали сена. В таких лаптях ноги не промерзали и не промокали.
Лапти плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска. С коры снимали верхний слой, а пласты нижнего нарезали узкими длинными полосами. Из них и плел крестьянин лапти с помощью простого инструмента – шила. Свой цвет лапти приобретали после опускания в горячую воду.
Делали и лыковые ступни– подобие галош, которые носили дома или надевали зимой на валяную обувь. А валяная обувь в те времена была низкой, с короткими суконными голенищами; валяли ее дома.
3. Прялка с веретеном
Всю одежду крестьяне также делали дома. Ее так и называли – домотканая. Льняные нити получали из волокна, содержащегося в стеблях этого растения. Стебли льна сначала долго вымачивали в воде. Когда наружная оболочка сгнивала, внутреннюю часть стебля сушили, а затем мяли и трепали на дворе, чтобы избавиться от ненужной части ствола. Делали это при помощи специальных приспособлений – мялки и трепалки. После этого лен чесали гребнем с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель– волокно для прядения нитей.
Пряли кудель вручную, используя прялку. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку (на него садилась пряха). Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено– суживающуюся к обоим концам палочку длиной около 30 см с утолщенной серединой. На веретено наматывали нить. Это был тяжелый труд, но под умелой рукой веретено крутилось, как волчок.
Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на веретене, гребнях и прялках делали специальный орнамент и узоры. По мнению крестьян, это оберегало «от сглаза» и охраняло от лихих людей.
Обычно к весне прядение заканчивалось. Прялку откладывали и принимались за ткачество. Из сарая приносили ткацкий стан. Он представлял собой деревянную раму из брусьев, которую устанавливали на подставке. На раму натягивали нити основы. Перпендикулярно этим нитям протаскивали другие нити – уток. Переплетение этих нитей и составляло ткань.
Когда крестьянин работал, детали его одежды нередко затягивало в станок, например в просак– станок для кручения веревок. Человек оказывался в неудобном положении. Осталась и поговорка «попасть впросак», т. е. в неудобное положение.
Ткань из льна была сероватого цвета. Холсты обычно белили на солнце, расстелив их перед домом. А если хотели получить цветную ткань, то пользовались растительными красителями – корой, листьями, цветами. И только потом уже шили традиционную крестьянскую одежду – рубахи и порты.
Русские рубахи были широкими и длинными, почти до колен. Под мышками выкраивали специальные детали – ластовицы, чтобы в рубахе было удобнее работать: рукава в таком случае не мешали движениям руки. Кроме того, ластовицы собирали пот. Когда они изнашивались, их выпарывали и заменяли новыми. На плечах, груди и спине рубахи пришивали подкладку – подоплеку, которую также могли заменять по необходимости. По вороту и плечам рубахи отделывали вышивкой. Вышивка на крестьянской рубахе служила украшением и оберегала человека «от сглаза», от нечистой силы.
Пряха. С лубочной картинки XIX в.
Рубаха с ластовицами. Эскиз В. М. Васнецова к опере «Снегурочка». 1855 г.
Рубахи обычно подпоясывали тоненькими поясками и носили поверх портов. Порты шили тоже из домотканого сукна, обычно в синюю, серую или черную полоску.
Основным видом верхней одежды был кафтан из коричневого, черного или серого сукна, длиной до колен, приталенный, с небольшими сборками сзади и с боков, с сужающимися книзу рукавами, невысоким стоячим воротником. Такой короткий кафтан позже получил название казакин. Делали кафтаны на подкладке и застегивали спереди на крючки или медные пуговицы.
Разновидностями кафтана были сермяга и армяк. Армяк служил дорожной одеждой. Его шили из верблюжьей шерсти – армячины (отсюда и название). Он был свободного покроя, с запахом и длиной до середины икр.
Кроме кафтанов крестьяне носили поддёвку– верхнюю одежду с запахом, выше колен. Она застегивалась на крючки и имела невысокий воротник стойку. Сзади на талии поддевка, в отличие от кафтана, была сосборена.
Еще одним видом верхней одежды был зипун из грубого домотканого сукна серого или коричневого цвета, до колен, в талию, со сборками по бокам и сзади, с узким длинным рукавом, с широким запахом, косым вырезом на груди и застежкой на пуговицах из кожаных узелков. Зипуны крестьяне надевали в ненастье или в дорогу. Обычно армяки, зипуны и прочую верхнюю одежду подпоясывали кушаками. Зимой крестьяне надевали овчинные тулупы до пят и валяные шапки.
Крестьянки были одеты в рубахи, сарафаны, понёвы. Понёвой называлась крестьянская одежда типа юбки из сукна, которая завязывалась у пояса. На голове крестьянские девушки носили повязку в виде твердой широкой ленты. Замужние женщины тщательно убирали волосы под кички и кокошники: «опростоволоситься» значило «опозориться». Обязательно носили передник. На плечи накидывали душегреи– широкие и короткие кофты без рукавов, похожие на расклешенную юбку. Верхнюю одежду делали свободной и удобной, из сукна.
Всю одежду крестьянки украшали вышивкой. Для вышивания было специальное приспособление – швейка, представлявшая собой невысокий столбик с мягкой подушечкой на конце.
1. Швейка 2. Валёк 3. Рубель
При стирке пользовались вальком, выбивая из ткани грязную мыльную воду. Гладили одежду и ткань с помощью рубеля: наматывали на него и катали по столу.
В хозяйстве крестьянина все обязанности были четко распределены. Мужчины занимались работой в поле, ремеслами, охотой, рыбной ловлей. Женщины вели домашнее хозяйство, ухаживали за скотом, огородом, занимались рукоделием. В летнее время крестьянки помогали и в поле.
Детей тоже приучали с детства к работе. Примерно в 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом на лошади, загонять на двор скотину, стеречь лошадей ночью, а в 13 – боронить поле, пахать, брали на сенокос. Постепенно их приучали также владеть косой, топором, сохой. К 16 годам мальчик уже становился работником, помощником своему отцу. Он владел ремеслами и мог сплести неплохие лапти.
Русские крестьяне. Гравюра. XVII в.
Девочка с семи лет начинала заниматься рукоделием. В11 лет она уже умела прясть, в 13 – вышивать, в 14 – шить рубахи. А в 16 лет девушка уже могла ткать. Одновременно девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы серпом, шевелить сено граблями, готовить еду и даже печь хлеб. Постепенно в крестьянской семье подрастала рукодельница–мастерица и будущая хозяйка.
Над теми, кто не овладел мастерством в определенном возрасте, насмехались. Мальчишек, не умевших плести лапти, дразнили «безлапотниками», а девочек, не научившихся прясть, – «непряхами».
Русские крестьяне были чуткими к чужой беде. Живя общиной – миром, они очень хорошо знали, что такое взаимопомощь и взаимовыручка. Отзывчивость крестьян проявлялась в обычае пОмочи. Он заключался в том, что крестьяне приглашали друг друга для помощи в срочных работах, с которыми семья не успевала справиться самостоятельно. Крестьянин в таких случаях посылал обойти соседей с такими словами: «Пожалуйте к нам кушать хлеба–соли, только сделайте милость, не оставьте просьбы нашей: помогите нам сравняться с прочими православными в работах наших».
Русские крестьяне и крестьянки. Гравюра. XVII в.
Поутру собирались крестьяне у дома односельчанина. Их сажали за стол, кормили, затем они шли на работу со своими орудиями труда – в лес, в поле или на луг. Хозяин давал лошадей. Он никогда не определял, сколько должны работать. Когда работа была сделана, то устраивали небольшой праздник.
Помочи организовывали при завершении жатвы, молотьбе, трепании льна, вывозке навоза, постройке домов или печей, квашении капусты.
Русские крестьяне были милосердны: они старались помочь пострадавшему слабому, нищему. Не дать краюху хлеба и не пустить на ночлег страдающего человека считалось большим грехом. Часто мир направлял топить печи, готовить еду, ухаживать за скотом в семьи, где все были больны. Если у крестьянина, например, сгорел дом, мир ему помогал срубить деревья, вывезти бревна и построить дом. Выручить, не покинуть в беде – это было в порядке вещей.
Душегрея и кокошник
Крестьяне считали, что труд благословлен Богом. В повседневной жизни это проявлялось в пожеланиях работнику: «Бог в помощь!», «Помогай Господь!». Тружеников крестьяне очень ценили.
Крестьяне осуждали лень, ведь работа была смыслом всей их жизни. Про лентяев говорили, что они «бьют баклуши». Баклушами в старину называли деревянные плахи, из которых делали ложки и другую деревянную посуду. Заготовка баклуш считалась легким, простым, несерьезным делом. Отсюда и пошло это выражение.
Вопросы и задания
1. Какую роль в хозяйстве крестьянина играли разные домашние животные?
2. Как ухаживал крестьянин за своим скотом? Опишите все работы по уходу за скотом крестьянина в течение одного дня.
3. Какими ремеслами должен был владеть русский крестьянин? Что из того, что умели делать крестьянские дети, умеете вы?
4. Составьте рассказ на тему «От поля до сундука» о том, как
русские крестьянки обрабатывали лен и делали из него одежду.
5. Опишите и нарисуйте крестьянскую одежду.
6. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова: