какую скорость скольжения позволяет развить одновременный одношажный ход
Одновременный одношажный ход (методика обучения)
Рис. 1. Одновременный одношажный ход (основной вариант)
Основной вариант выполняется следующим образом (рис. 1):
1. После окончания толчка руками лыжник скользит на лыжах.
2. Медленно выпрямляясь, выводит палки вперед.
3. Предварительно перенеся вес тела на левую ногу, лыжник выполняет толчок левой ногой одновременно с постановкой палок на снег.
4. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в других одновременных ходах.
5-6. Лыжник скользит на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками.
7. Толчок руками закончен, лыжник скользит на двух лыжах.
Цикл движений повторяется.
Одновременный одношажный ход предъявляет довольно высокие требования к силе мышц плечевого пояса, поэтому изучение его также необходимо вести в облегченных условиях (под пологий уклон, при хорошем скольжении и твердой опоре для палок). У школьников при выполнении этого хода встречаются следующие ошибки: преждевременный толчок руками, начало цикла шагом с одной и той же ноги, а также все ошибки, присущие одновременному отталкиванию палками, аналогичные одновременному бесшажному ходу.
Рис. 2. Одновременный одношажный ход (скоростной вариант)
Вторым вариантом одновременного одношажного хода является «скоростной» (рис. 2). Цикл движения начинается с отталкивания ногой и одновременного выноса палок вперед, затем следует прокат на опорной ноге. После небольшой паузы (проката) выполняется толчок руками с одновременным приставлением маховой ноги, далее следует более длительный второй прокат. Этот вариант позволяет быстро набрать скорость, он часто применяется при старте, поэтому его иногда называют еще стартовым. Ввиду одновременности в работе рук и ног школьники довольно легко овладевают координацией этого хода.
Во втором варианте хода очень важно активно («ударом») поставить палки на снег и сразу резко увеличить давление на них, что способствует уменьшению давления лыж на снег и увеличению скорости скольжения.
Скоростной вариант одновременного одношажного хода последние годы все шире применяется в соревнованиях по лыжным гонкам. Лыжники, перейдя при необходимости на этот ход, могут значительно повысить частоту движений и на коротком отрезке сразу заметно увеличить скорость по сравнению с основным вариантом. В таком случае движения могут даже выполняться с меньшей амплитудой. В этом варианте хода по сравнению с остальными сила отталкивания может повыситься на 20-30 кг, время отталкивания сокращается на 6-8%, скорость скольжения при прокате на двух лыжах больше на 1-2 м/с, а максимум давления на палки после начала отталкивания (постановки их на снег) достигается в 4-5 раз быстрее.
При изучении данного варианта хода необходимо обратить внимание на энергичный маховый вынос рук вперед и постановку палок в снег ударом кольцами к себе (назад). Быстрый маховый вынос рук и выпад другой ногой увеличивают силу отталкивания опорной ногой. Толчку ногой предшествует быстрое и короткое подседание. В любом варианте хода большое значение имеет энергичный маховый вынос толчковой ноги вперед с быстрым торможением ее около опорной.
Какую скорость скольжения позволяет развить одновременный одношажный ход
Одновременный одношажный ход применяется на равнинных участках и на отлогих подъемах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении.
Одновременный одношажный ход (основной вариант)
Скоростной вариант одновременного одношажного хода
Видео YouTube
Лыжник в каждом цикле делает одно одновременное отталкивание двумя палками и одно отталкивание лыжей. В зависимости от условий (длина И скорость скольжения) в современных гонках применяются три способа (варианта) этого хода: на старте, особенно общем (в эстафетах), — темповый; на равнине и отлогих подъемах — основной и на уклонах — затяжной.
Видео YouTube
Фаза I A — свободное скольжение на двух лыжах до подседания. Начинается с отрыва палок от снега и заканчивается началом сгибания будущей толчковой ноги в коленном суставе (нога выдвинута при отталкивании вперед и загруженна более другой). Лыжник, продолжая скользить по инерции, выпрямляется и начинает вынос палок.
Подцель фазы I A — подготовиться к подседанию.
Фаза III — скольжение с подседанием. Начинается в момент сгибания коленного сустава опорной ноги и заканчивается в момент остановки лыжи. Лыжник, скользя по инерции, продолжает вынос палок и начинает подседание на опорной (толчковой) ноге.
Подцель фазы III — ускорить перекат.
Задачи:
Фаза IV — выпад с подседанием. Начинается с остановки лыжи и заканчивается началом выпрямления ноги в коленном суставе. Лыжник, завершая подседание, увеличивает скорость выпада, постепенно перенося опору на лыжу, начавшую скользить по снегу.
Подцель фазы IV — ускорить выпад.
Фаза V — отталкивание с выпрямлением толчковой ноги. Начинается с момента начала разгибания коленного сустава и заканчивается отрывом лыжи толчковой ноги от снега.
Подцель фазы V — ускорить активный взлет.
_Фаза VI_— свободное скольжение (одноопорное). Начинается в момент отрыва лыжи после отталкивания ею от снега и заканчивается постановкой обеих палок на снег. В свободном скольжении лыжник энергично наклоняет туловище (до 40°) и сильным ударом втыкает палки в снег.
Подцель фазы VI — меньше терять скорость и подготовиться к отталкиванию палками.
Фаза IIА — отталкивание двумя палками одновременно. Начинается с момента втыкания палок в снег и заканчивается отрывом их от снега. Во время отталкивания лыжник скользит на обеих лыжах, стремясь энергичным нажимом на палки увеличить скорость скользящих лыж.
Подцель фазы IIА — увеличить скорость скользящих лыж.
При одинаковом фазовом составе основной и затяжной варианты одновременного одношажного хода имеют заметные различия. В затяжном варианте палки выносятся кольцами вперед еще до остановки лыжи и подседания. В основном варианте вынос палок и выпад делаются одновременно.
В затяжном варианте больше, чем в основном, тратится времени на перенос палок, отталкивание палками и некоторые другие элементы. В результате в основном варианте темп выше (58 против 56 циклов в 1 мин.). В соревновательных условиях затяжной вариант на большом уклоне в хороших условиях дает значительную скорость, приближаясь к показателям бесшажного хода.
Основной вариант эффективнее в менее благоприятных условиях, так как отталкивание лыжей и палкой, скольжение (в равных условиях) выполняются быстрее и скорость шага больше.
В темповом варианте лыжник делает выпад короче, тело после отталкивания выпрямляет значительно меньше, резко сокращает фазы свободного скольжения и идет в очень высоком темпе. Движения соразмеряются с условиями хода (качество лыжни, опоры для палок), готовностью лыжника к интенсивной работе и его реакцией на эту интенсивность.
Смена ходов на лыжне, вызываемая изменениями рельефа, должна производиться быстро.
Переход с одновременного хода на попеременный выполняют с начала одновременного отталкивания палками. Когда руки приблизятся к опорной ноге, одна из них заканчивает отталкивание, а одноименная с опорной ногой стремительно выносится вперед. В это время опорная нога делает отталкивание лыжей, другая нога выпад, и лыжник выходит в свободное скольжение на одной лыже (фаза 1 попеременного хода).
Переход с попеременного хода на одновременный выполняют в фазе I свободного скольжения. Быстрым движением рука, оставшаяся сзади, догоняет руку, выносящую палку, обе палки ставятся несколько сзади с большим, чем обычно, наклоном, из этого положения завершается одновременное отталкивание обеими палками.
Найди свой спорт
Одношажный ход на лыжах — один из самых быстрых видов передвижения, осуществляемых при лыжной ходьбе. Выполнение потребует ровной либо пологой поверхности и крепкой опоры для палок. Правильное выполнение позволяет развивать скорость до 8 м/с. При сложных погодных условиях применяется для спуска с пологих трасс. Профессиональные спортсмены могут по инерции проходить начало небольших подъемов.
Виды одношажных шагов на лыжах
Существует два вида одношажного лыжного хода. Отличительные особенности состоят в чередовании работы рук и ног. В основном варианте руки выносятся вперед для отталкивания палками до начала работы ног. Затем начинается толчок нижними конечностями. Сразу после этого лыжник отталкивается руками.
Важно! Вариант достаточно экономичный. Времени для полного выполнения цикла движений основного способа требуется меньше, чем при скоростном варианте. Разница составляет полсекунды.
Второй вариант — скоростной одношажный. Метод позволяет двигаться на 2-3 м/с быстрее, чем при обычном одношажном. Движения начинаются с толчка ноги. Затем палки выдвигаются вперед, после этого проходит скольжение на рабочей ноге. После прошедшего интервала времени осуществляется отталкивание от почвы с одновременной опорой на вторую нижнюю конечность. В соревнованиях этот вариант применяется на стартовой прямой для ускорения. Поэтому также называется стартовым.
Техника выполнения
В одновременном одношажном лыжном ходе необходимы хорошо развитые мышцы плечевого пояса. Так как существуют два варианта осуществления, техники выполнения отличаются.
Основной ход
Этот способ выполняется на длительных ровных участках или пологих склонах. Осуществлять затруднительно на трассах с резкими перепадами высот. Потребуется хорошая координация работы конечностей, при этом обучиться основному способу сложнее чем скоростному. Скорость движения при выполнении цикла скольжения достигает 5-6 м/с.
Инструкция по выполнению:
Скоростной ход
Этот вариант применяется для старта. В отличие от основного варианта, сначала идет работа ног.
Переходы с хода на ход
Переходы от стартового к основному варианту при использовании горнолыжного оборудования нужно выполнять только на ровных участках. После длительной фазы скольжения, наступающей после окончания цикла, нужно выпрямиться, затем перенести руки вперед. После этого можно выполнять перечень действий из основного варианта.
Внимание! Для перехода к скоростному или стартовому варианту нужно после скольжения убрать лыжу с опорной конечностью с упора, затем постепенно вынести руки вперед.
В случае смены погодных условий, уровня трассы или появления неровностей, потребуется перейти с одновременного на попеременный вид. Для этого после завершения одновременного толчка руками надо постепенно выпрямиться. Затем вынести обе верхних конечности наперед для следующего толчка. При этом производится первый промежуточный шаг. После выполнения на снег ставится палка, противоположная опорной ноге. На следующем шаге установленной палкой производится толчок, а вторая продолжает мах нижней частью вперед и устанавливается на снег в момент завершения второго попеременного шага.
Рекомендации
Выполняется шаг только на равнинах либо пологих спусках при достаточном качестве лыжни. Выполнение потребует развитого плечевого пояса, так как количество движений руками в этом варианте гораздо больше, чем в попеременных вариантах либо способах с несколькими шагами.
Внимание! Фаза движения включает один скользящий шаг, с работой палками, после которых следует движение на обеих лыжах. В момент работы руками важно выбрать достаточно жесткую точку упора, чтобы придать ускорение.
Одношажный лыжный ход — один из вариантов скольжения на горнолыжном оборудовании. Считается одновременным, то есть обеими руками отталкивание производится в один и тот же момент. Нежелательно применять в сложных погодных условиях либо на тяжелых трассах. При достаточном мастерстве способ движения может использоваться для подъема на пологие склоны. Осуществляется за счет инерции и работы корпусом.
Михаил Рудберг: Управление скоростью в коньковом одновременном одношажном ходе
Наличие поперечных усилий в коньковом отталкивании до сих пор вносит сумятицу в умы не только любителей, но и специалистов лыжных гонок. Продвигающая сила действует во всех трех проекциях: боковой, фронтальной и горизонтальной. Тут как в анекдоте — для того, чтобы извлечь этот квадратный трехчлен, надо хотя бы его себе представить. Но ни в Сети, ни в периодике наглядных иллюстраций нет. Между тем, куда двигать и чем нажимать — вопросы сродни нашим вечным «Кто виноват?» и «Что делать?»
ОТ РЕДАКЦИИ:
Рассмотрим скоростной вариант КООХ, в котором коньковое отталкивание ногой представлено полным спектром движений. Подробная аналитика кинограмм элитных гонщиков выявляет пять различных действий при развитии усилий ногой. Последовательность их выполнения напоминает очередность включения скоростей автоматической трансмиссией автомобиля.
Располагая лимитированной мышечной «тягой», спортсмены используют в начале шага «пониженные передачи», облегчая себе задачи на невыгодных углах отклонений, постепенно разгоняясь к финальной и самой весомой части отталкивания.
ПЕРВАЯ СКОРОСТЬ — СМЕЩЁННЫЙ ВЕС
На рисунке 1 изображен гонщик в положении после замаха руками при свободном скольжении с выпрямлением. Сейчас он наклоняется вперед для постановки палок, одновременно смещая вес тела внутрь. По мере поперечного отклонения от вертикальной оси на опорной стопе возникает боковая сила, вызванная таким смещением — Fсмещ (горизонтальная зеленая стрелка). Она действует по нарастающей на протяжении всего времени отталкивания упором скользящей лыжей. Чем дальше в сторону та отъезжает, тем больше угол отклонения, и тем сильнее вес гонщика G развивает на ней усилие смещенного веса.
Из таблицы 1 видно, что 100-килограммовый гонщик (видали такого?) при начальных углах поперечного отклонения 3–5 градусов от вертикали развивает на стопе боковую силу всего в 5–9 кг. Но с увеличением угла до 25 градусов Fсмещ может вырасти до значений порядка 47 кг. При условии жесткой фиксации коленного сустава от боковых подгибаний, конечно. Иначе рычаг приложения исчисляется не от тазобедренного сустава, а от подогнутого колена, что сокращает горизонтальную силу смещения почти вдвое.
ВТОРАЯ СКОРОСТЬ — НАЧАЛЬНЫЙ РАЗГОН ЛЫЖИ
На рисунке 2 гонщик начинает разгон с подседанием в упоре палками, когда лыже с постановкой палок на снег придаётся усилие начального разгона — НачРазг, направленное вперед по ходу. Инерция наклона туловища и усилия рук передаются от кистей через плечевой пояс к тазу и далее — к опорной стопе.
Наваливаясь на палки, гонщик разгружает лыжу, чем облегчает её выдвижение вперед. Стопа ликвидирует отставание от боковой проекции центра тяжести и подъезжает к тазу спортсмена. Аналогичное действие выполняется и в классическом одновременном бесшажном ходе, когда, прикладываясь к палкам, гонщик дает выскользнуть обеим стопам вперед.
ТРЕТЬЯ СКОРОСТЬ — СМЕЩЁННОЕ ПОДСЕДАНИЕ
На рисунке 3 гонщик приступает ко второй половине фазы II, не ослабляя давление смещённым весом на стопу. Со сгибанием колена нарастает инерция оседающего ЦТ, который на время лишается полноценной опоры. Притормаживая подсед в нижней точке, лыжник с одной стороны «заряжает» растягиванием мышечные волокна разгибателей бедра и сгибателей голени, а с другой — использует свой разогнанный вес, чтобы послать на опорную стопу усилие подседания — Fподсед.
При этом гонщик продолжает всем телом отклоняться от вертикали, увеличивая и силу смещенного веса. Поперечное смещение гонщика приводит к началу кантования лыжи. Поэтому, подъехав к тазу, стопа начинает отъезжать от гонщика вбок. Напрашивается сравнение с двумя попутными поездами, один из которых, едва поравнявшись, отъезжает в сторону на стрелке. При этом усилие на опорной стопе плавно меняется с переднего на боковое.
ЧЕТВЕРТАЯ СКОРОСТЬ — ОТВЕДЕНИЕ И РАЗГИБАНИЕ БЕДРА
Рисунок 4. При отталкивании упором скользящей лыжей по мере отъезда стопы поперечное отклонение бедра увеличилось до выгодных углов работы четырёхглавой мышцы. Вес гонщика, разогнанный глубоким подседанием, уже образует надежную опору для стопы. Теперь действия спортсмена направлены на отведение ноги в сторону, а боковая сила на лыже прирастает очередной составляющей — усилиями бедра — Fбедра. По мере отталкивания к усилию отведения добавляется и разгибание бедра назад. Общее направление движения стопы лыжника при этом — вбок и слегка назад. Силы отталкивания упором скользящей лыжей нарастают до максимума.
К окончанию фазы коньковое отталкивание закончено. Лыжа и гонщик на ней разогнались до предельной скорости, центр тяжести немного опережает по ходу толчковую стопу, а ширина шага выбрана полностью, насколько это позволяет согнутое колено. Теперь спортсмен готов к финальной части отталкивания ногой.
ПЯТАЯ СКОРОСТЬ — ТОЛЧОК НОГОЙ НА ВЗЛЁТ
Рисунок 5. Во время толчка ногой на взлёт скорость опорной лыжи перестаёт интересовать гонщика. Теперь он нацелен на передачу импульса отталкивания ногой на маховую лыжу.
Сначала действие выполняется быстрым распрямлением колена, его движением назад. При этом четырёхглавая мышца бедра разгибает голень с прижатой к лыже пяткой. Когда выпрямление колена практически закончено, отталкивание дорабатывается сокращением икроножной мышцы. Расположенный в наклонных плоскостях лыжник посылает себя вперед-вверх-вбок толчком на взлёт, направленным в таз по оси «выстреливающей» ноги.
Здесь прижимающая сила взрывного отталкивания тормозит разогнанную лыжу. Кроме того, усилие стопы в горизонтальной проекции было приложено превышающим прямой угол направлением к лыже, частично против её хода. Гонщик получает отрицательное ускорение инерции торможения, направленное вперёд по ходу. Его задача теперь — не засидеться на толчковой лыже и быстро расположить свой вес на маховой. Продолжая аналогию с поездами, нужно перескочить с подножки тормозящего на разгоняющийся в попутном направлении.
Лыжник использует набранную скорость и придает суммарный импульс отталкивания маховой лыже, которая ставится на снег активным выпадом бедра и голени вперед-вбок в направлении постановки лыжи.
ДИАГРАММА УСИЛИЙ НА ОПОРНОЙ ЛЫЖЕ
Изучив «полную комплектацию» конькового отталкивания ногой, рассмотрим и графику усилий на опорной стопе, изображенную веером направлений, по которым они раскладываются.
На рисунке 6 представлена горизонтальная проекция боковых усилий отталкивания левой ногой в скоростном варианте КООХ, в привязке к фронтальным кадрам граничных поз двукратного олимпийского чемпиона 2006 года Бьорна Линда.
Продвижение опорной стопы при начальном разгоне производится прямо по ходу лыжи. По окончании толчка ногой его направление уже зашкаливает за прямой угол. Понятно, что такое изменение производится плавно, а не скачками. В этой связи представляется целесообразным его разделение на зоны отталкивания, границы которых отражают смену тенденций в приложении сил к толчковой лыже.
1-Я ЗОНА Ноль градусов означает выдвижение стопы, направленное по ходу скольжения опорной лыжи. Боковая реакция снега отсутствует. Как только штыри находят опору, гонщик наваливается на ручки и придает стопе усилие отталкивания палками. Протяжка лыжи вперед из-под себя придает спортсмену первое ускорение в шаге. Тензометрические датчики такое усилие не «ловят» — ни деформации, ни сопротивления навстречу. Ускорение в чистом виде! О нём можно судить только по кратковременной разгрузке колодки, сгибанию бедра и опережающему выезду стопы, которая ликвидирует здесь свое отстающее положение.
Это — действия начального разгона лыжи в первой половине фазы II — разгона с подседанием в упоре палками.
2-Я ЗОНА В диапазоне углов от 0 до 15 градусов — передненаправленная сила разгона лыжи по-прежнему велика. Однако, приступая к выжиманию стопы в сторону от себя, лыжник уже ощущает встречное боковое сопротивление — реакцию снега. На подмогу приходят силы гравитации: сгибание опорной ноги и пружинящее торможение в нижней точке подседа помогают дослать на лыжу следующий импульс — подседания.
При этом навал на палки, помимо создания контрупора толчковой лыже, дает возможность спортсмену поддерживать продвижение ЦТ на уровне ускользающей опорной стопы.
Это — действие по выполнению смещённого подседания во второй половине фазы II.
3-Я ЗОНА От 15 до 90 градусов усилие на стопе развивается отведением и разгибанием бедра. На растущих углах лыжа получает всё меньшую долю разгона от бокового усилия на стопе. Однако выгодные углы поперечного отклонения бедра позволяют, тем не менее, увеличивать мощность отталкивания.
К середине фазы III — отталкивания в упоре скользящей лыжей — горизонтальные силы разгона и бокового сопротивления уравниваются. А по достижении прямого угла толчковая лыжа и вовсе скользит только благодаря предыдущему ускорению. Собственно отталкивание упором скользящей лыжей на этом заканчивается.
Теперь гонщики нацелены на постановку маховой лыжи и своевременный переход на неё. Отработав в трёх первых зонах, они сделали своё дело на твердую четверку. Впрочем, элита идёт дальше.
При отталкивании под прямым в горизонтальной проекции углом к опорной лыже импульс его передачи на маховую — Rтолч направлен примерно под 70 градусов к ней (90° минус два угла постановки лыж). В этом случае её разгон получит всего одну треть от всех предыдущих усилий гонщика (cos 70°= 0,34). Зато при более острых углах, скажем при 50 градусах, сила разгона возрастает вдвое, получая уже две трети (!) в направлении хода лыжи (cos 50°= 0,64). Толчок ногой на взлёт для этого должен направляться под горизонтальным углом 110 градусов к опорной лыже, и нет сомнений, что многие так и делают. Судите сами.
На отрезках ускорений лыжи оставляют на снегу следы с нарастающим радиусом закругления перед отрывом. Это говорит о том, что при окончании толчка их носки загружались превышающим давлением. Ноги, отлетающие назад наружным разворотом стопы и лыжи, говорят о том же. Ведь когда отталкивание направлено под прямым углом, носки и задники задавлены одинаково, траектория остается прямой, а лыжа на отлете сохраняет угол своей начальной постановки на снег.
Еще один бонус отталкивания за границей прямого угла состоит в том, что финальное усилие направляется частично против хода, и лыжа получает отрицательный разгон. Чем больше превышение прямого угла — тем сильнее её торможение. Сюда же добавляется энергичное задавливание колодки при выпрямлении колена и сгибании стопы. Таким образом, скорость разогнанной лыжи снижается, а сила инерции действует на гонщика как при торможении автомобиля, когда водителя бросает вперед к лобовому стеклу.
Ускорение, которое лыжник испытывает при западении скорости с 7 до 6,9 м/сек на протяжении 0,1 сек. составляет минус 1 м/сек2, что равносильно мгновенной остановке на скорости 3 км/час. Попробуйте ударить до пола по тормозам в медленно ползущем автомобиле — вы ощутите действие такого импульса силы. Конечно, это не весенний наезд лыжей на корень, когда со всего маха пулей летишь вперед. Однако такая составляющая присутствует в конечном импульсе отталкивания и очевидно, что гонщики элиты её используют.
Собственно, конькобежцы пришли к тому же — нарушив традиции закрепленной пятки, они дорабатывают отталкивание носком современных «клапов» и посылают себя вперёд, направляя финальное усилие под углом, превышающим прямой к лезвию.
В момент окончания отталкивания ногой маховой лыже придается целый «букет» сил, обеспечивающих разгон лыжника к началу следующего шага:
Она-то и придаёт спортсмену скорость, с которой он приступает к выполнению следующего шага.
ПОНИЖЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ ДИСТАНЦИОННОГО ВАРИАНТА КООХ
Многие любители терзаются сомнениями — вышеперечисленные действия в соревновательном темпе требуют нечеловеческих напряжений и по силам лишь спортсменам высокого уровня. Надо ли тратить время на изучение такой техники ради пары-тройки «пляжных» проходов на глазах восхищенной публики? Требуют ли народные лыжные гонки таких утонченных познаний? Ответ — да!
Фактически, из пяти рассмотренных выше усилий три являются базовыми — смещенный вес, подседание и отталкивание упором скользящей лыжей. Они определяют рисунок хода и позволяют управлять своей скоростью на вполне приемлемых уровнях подготовки. Действия же по замаху руками и толчку ногой на взлёт можно рассматривать как дополнительные, годные к применению по мере наработки навыков и физических кондиций.
Даже элитные спортсмены имеют в своем арсенале эконом-вариант конькового отталкивания — дистанционный. Он необходим в гонках тактически, потому что на спуртах долго не протянешь. И технически — так как в той или иной вариации применяется и в коньковых двухшажных, и в попеременных ходах. Всё дело лишь в правильном применении и чередовании его компонентов.
На рисунке 7 представлена графика приложения боковых усилий в дистанционном варианте КООХ, в сочетании с кадрами кинограммы двукратного обладателя Кубка мира в спринте 2010 и 2011 годов Эмиля Йонссона.
Разобравшись с соперниками задолго до финиша в четвертьфинале одного из спринтов КМ 2007-2008, он докатывает дистанцию, исключая движения замаха в начале шага. Здесь не демонстрируются опережающее нависание тела над стопой и её продвижение вперед в упоре палками. Поставив их на снег штырями недалеко от креплений (гр.п.2) гонщик сразу приступает к фазе II — смещённому подседанию, которое заканчивается глубоким подседом (гр.п.3), а оттуда к фазе III — отталкиванию упором скользящей лыжей. То есть исключены первая и последняя зоны отталкиваний.
Во 2-й зоне веер направлений усилий раскрывается значительными боковыми углами отталкивания ногой. Иначе говоря, исключив переднюю «протяжку» опорной стопы, спортсмен сразу старается направить усилия вбок. Тем не менее характерное заднее положение таза позволяет судить о том, что выжимание стопы не совсем боковое — оно явно направлено вперёд-вбок, углами порядка 15-45 градусов по ходу лыжи.
В 3-й зоне отталкивание упором скользящей лыжей выполняется ярко выраженным движением стопы в сторону. На преодоление бокового сопротивления опоры уходит значительная доля усилий, однако существенное поперечное отклонение и значительное по времени выжимание стопой позволяют набрать лыже хорошую скорость, а гонщику развить на ней значительный импульс к моменту перехода на маховую лыжу.
Как видим, лыжник исключил толчок на взлёт в конце отталкивания, заменив его плавным переходом на маховую лыжу. Пятка ботинка практически не отрывается от лыжи. Усилия на её заднике и носке равны, а сама она на отлете зависнет параллельно своему курсу (гр.п.4). Направление финального отталкивания ногой прикладывается в этот момент к маховой лыже под более тупым углом, чем в скоростном варианте. Как следствие, боковая реакция снега сильнее, а сила её разгона — РазМах меньше.
Михаил РУДБЕРГ
Закончил Московский Техникум Электронных Приборов в 1974 году, МИРЭА в 1985 году заочно, ГЦОЛИФК в 1987 году — заочно.
Работал в МГС ДСО Спартак инструктором отдела зимних видов в 1981-84 гг., начальником Московского Профсоюзного Центра по академической гребле в 1984-1987 гг., начальником отдела водных видов спорта СК МГС ВДФСО Профсоюзов в 1987-1991 гг.