какую скорость развивают вертолеты
Список самых скоростных вертолетов мира
Изобретение этих средств передвижения заметно улучшило ситуацию воздушной поддержки. Первые модели служили для передачи информации, после доставляли припасы и подкрепление. Сегодня же конструкторы активно работают над вооружением и специализацией вертолетов.
Boeing CH-47 Chinook
Этот вертолет имеет два продольных несущих винта – идеальная схема для транспортников. Данный показатель дает возможность использовать вместительный отсек. Стоит отметить несколько интересных характеристик:
В начале работы перед конструкторами не было задачи вооружать устройство, но в процессе работы планы поменялись, и сегодня CH-47 оснащен тремя пулеметными установками.
Eurocopter X3
Продолжает ТОП-10 самых быстрых вертолетов в мире экспериментальный скоростной конвертоплан. Появился вертолет в начале XX века благодаря работе концерна Eurocopter. Что интересно он развивает скорость до 472 км/ч.
Модель оснащена короткими крыльевыми консолями с дополнительными тянущими винтами. Благодаря последним создается противодействие реактивному моменту, который происходит за счет несущего винта. Все это сделало возможным отказ от хвостового рулевого винта.
Основная цель создания – изучение концепции конструирования скоростного вертолета, а также возможностей противодействия рискам разрушения несущего винта. Именно такие ситуации происходят во время набора высокой скорости.
Первый раз X3 поднялся в небо в 2010 во Франции. На данный момент предполагается, что он примет участие в ряде военных программ ВС Америки.
Ми-35М
Предшественник этой модели – знаменитый транспортный вертолет Ми-24. Его за необычную форму называли «Крокодилом». Он находился в основе вооруженных сил многих дружественных СССР государств. Но быстрое развитие новых видов вооружения спровоцировало создание новой усовершенствованной машины – Ми-35М. Проект появился в 90-е годы, сегодня устройства поступают на внутренний рынок.
Многоцелевое ударное судно может осуществлять боевые задачи 24 часа в сутки, в самых непростых погодных условиях. Вертолет имеет:
Благодаря улучшенным двигателям увеличилась высота полета. А рулевой винт повышает маневренность и снижает уровень шума.
AgustaWestland AW139
Особенность модели заключается в меньшем по сравнению с предшественниками количестве узлов и деталей. Кроме этого, AW139 имеет комплексную авионику. Это делает обслуживание проще. Скоростное и плавное передвижение достигается за счет новейшего пятилопастного несущего винта и шасси, которое убирается.
Отличается машина большой крейсерской скоростью при разных опциях нагрузки. Сильный дождь, ветер или низкая температура не будут помехой. Также имеется полная защита от последствий обледенения. Модель комфортно себя чувствует даже в самых холодных краях. В просторной кабине есть две большие двери. Внутри могут поместиться 15 человек.
AgustaWestland AW101
Выпускать многоцелевой вертолет средней грузоподъемности начала итальянская авиастроительная компания в 1999 г. В начале планировалось, что устройство будет только военным, но впоследствии его стали эксплуатировать как транспортное судно и в гражданской авиации.
Помимо этого это самый быстрый военный вертолет в мире. Его скорость достигает 310 км/ч.
NHI NH90
Рассматривая самые быстрые вертолеты в мире, нельзя не отметить скорость этой модели. Максимально судно развивает 300 км/ч.
За основу инженеры взяли соосную схему, что обеспечило высокую эффективность использования двигателя, высокий уровень маневренности и подвижности. Обтекаемая форма обусловила и впечатляющие аэродинамические показатели машины, повышенное укрытие от радаров.
В кабине теперь есть место для второго пилота и новая уникальная электроника. Если один вертолетчик ранен или какая-то из систем вышла из под контроля, то модель однозначно останется в небе. Кроме этого, Ka-52 – идеальный тренажер для подготовки пилотов в условиях, которые приближены к боевым.
Машина отличается впечатляющей маневренностью – может сделать «мертвую петлю». На борту находится внушительное вооружение: пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, а также бомбы.
Главное предназначение – участие в активных боевых действиях против бронетехники и живой силы соперника в условиях плохой видимости. Особенность в том, что вооружение дает возможность бороться с воздушными целями, которые движутся на небольшой скорости.
Другие названия модели – «Опустошитель» или «Летающий танк». Классическая компоновка включает один несущий винт и неубирающиеся опоры шасси. Смешанная конструкция фюзеляжа сделана из легких сплавов алюминия и композитов, которые соединены сваркой, клепкой и склеиванием.
Экипаж судна находится в носовой части в паре разделенных кабин. Впереди – место штурмана, позади – пилота. Кабины разделяет алюминиевая защитная переборка.
Быстро доставляет войска и оборудования в точку назначения и считается самым быстрым гражданским вертолетом. Судно осталось востребованным после распада СССР и до сих пор популярно у коммерческих перевозчиков.
Грузовая кабина удивляет своими размерами:
Также внутри есть два тельфера на 2500 кг каждый и электролебедка в 500 кг. За один перелет машина способна доставить 70 военных в полном боевом снаряжении или же 60 раненных, которые лежат.
McDonnell Douglas AH-64 Apache
Первоначальная цель судна – ударный вертолет, который служит поддержкой сухопутных войск в любых климатических и временных условиях. Позже конструкторы усовершенствовали «Апачи» и теперь он отлично борется с бронетехникой противника. Нельзя не отметить и другой показатель, который принес этой машине мировую известность. Скорость самого быстрого вертолета достигает 365 км/ч.
Машина оснащена парой двигателей, расположенных по разным бокам. У каждого есть специальное устройство – оно предназначено для рассеивания струй выхлопа и снижения заметности в инфракрасном диапазоне. Также вертолет имеет двойную гидравлическую систему, защищенные топливные баки.
Вооружение базируется на системе целеуказания и обнаружения. Это обеспечивает ряд опций:
Можно ли из вертолетной скорости сделать культ
«500 километров в час без срыва потока» 07.08.2017
«Сразу два новых вертолета — гражданский и военный — получит Россия в ближайшие годы. Ноу-хау наших вертолетостроителей позволит им развивать рекордную скорость и потеснить на мировом рынке конкурентов.
«Один из них (гражданская версия — «Стимул») будет выполнен по традиционной аэродинамической схеме, с одним несущим винтом, а другой — по соосной, с двумя винтами», — заявил журналистам в четверг на выставке HeliRussia директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Сергей Емельянов. По словам чиновника, в ходе научно-исследовательских работ по программе ПСВ выявлены две проблемы: лопасти и дополнительные движители — преобразователи энергии двигателя».
«Мели Емеля – твоя неделя!» (пословица)
«Уже определились, что на машине с одним винтом возможно достичь скорости 450 километров в час. Но выше пока не получается, — говорит Емельянов. — Что же касается соосной схемы, то здесь КБ Камова отрабатывает машину со скоростью свыше 500 километров в час. Это делается в интересах Минобороны».
«Свежо предание, да верится с трудом» (Чацкий).
Крейсерские скорости вертолетов в настоящее время составляют 250-300к/ч. и при увеличении скорости больше 350к/ч резко падает КПД горизонтальной составляющей тяги несущего винта. Напомню, что рекорд скоростного Ми-24 =368к/ч.
Все просто: окружная скорость вращения конца лопасти несущего винта у вертолета Ми-24 =217м/с, что соответствует скорости 780км/час.
При скорости полета вертолета =500к/ч. у левой половины несущего винта (встречный поток) суммарная скорость будет: 780к/ч + 500к/ч. = 1280к/ч.
С правой стороны набегающий поток воздуха будет попутным и соответственно: 780к/ч – 500к/ч. = 280к/ч, т.е. разница в скорости левой и правой сторон несущего винта вертолета будет: 1270к/ч – 270к/ч. = 1000к/ч.
У соосных вертолетов два винта вращаются в противоположные стороны, чем и стабилизируется их полет: тяги винтов противоположных сторон будут уравновешивать друг друга. Но даже у соосного вертолета Ка-92, по заявлению генерального конструктора С.В.Михеева, максимальная скорость предполагается до 460к/ч. (По С.Емельянову – «свыше 500к/ч»), а крейсерская скорость =420-430км/час. К тому же в этом проекте предусмотрены сзади пропульсивный (толкающий) винт, жесткие лопасти несущих винтов и снижение их оборотов Н.В. по мере роста скорости, что позволяет отодвинуть границы срыва потока с концов лопастей в сторону бóльшей скорости полета.
У летающей лаборатории Ми-24 такой возможности нет из-за отсутствия толкающего винта – и это еще одна проблема в увеличении крейсерской скорости вертолета, поэтому не о каких 450км/час и разговора быть не может.
Вызывает недоумение и тот факт, что с маниакальным упорством продолжается массовый выпуск давно устаревших Ми-8,
Не вяжется с действительностью и то, что на вооружение нашей Армии вместо выдающегося трехкратного победителя ударного Ка-50 «Черная акула» продолжает поставляться сырой Ми-28Н, который даже в Сирии преподнес катастрофу, убив при этом сразу двух летчиков высочайшего класса.
«По словам Бондарева, модернизированный вертолет Ми-28НМ «Ночной охотник» с двойным управлением начнет серийно поступать в войска с 2018 года. «По Ми-28НМ ни одного отставания. Это прекрасный вертолет, он нам очень нужен» (ТАСС. Армия и ОПК 23 июля).
«он нам очень нужен». А кому «НАМ»?
Государству и в первую очередь капитанам и лейтенантам нужны Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор» и Ка-32-10АГ вместо давно и безнадежно устаревших Ми-8 и Ми-28!
Полагаю, что Ми-28НМ доработают редукторы, по вине которых он и падал, что позволит снять ограничения по мощности двигателей. Но по своим боевым возможностям, а тем более по маневренности дотянуть до уровня «Черной акулы» ему не позволят хвостовой винт с хвостовой балкой, тем более, что Ка-50/52 давно летают на этих двигателях, поэтому все восхваления в адрес «Ночного охотника» типа «это прекрасный вертолет» – от ЛУКАВОГО!
Добавка в 400л.с. к имеющимся 4400л.с. мало увеличит его боевые возможности, равно как и увеличение дальности стрельбы управляемыми противотанковыми ракетами с 6км. до 8км. Ка-52 к этому времени будет работать ПТУРами «Хризантема» уже с 20км, что соответствует требованиям современной войны, имея ввиду не устаревшие танки под Пальмирой, а регулярные войска с современным вооружением, у которых радиус действия ПВО танковых группировок значительно больше советских танков 40-летней давности, но которые окружили нас уже со всех сторон!
Кстати, «легендарные» Ми-28Н и «НМ» не плохо бы оборудовать и катапультными креслами подобно вертолетам Ка-50/52, но заглянем в историю его проигрыша «Черной акуле»:
Как это понимать? Скажем, в случае необходимости летчик Ка-50 способен на любой скорости моментально развернуть «Черную акулу» на 180град. вокруг оси и встречать противника в более выгодной для него позиции. Вертолету «Ми» в такой ситуации сможет выполнить только вираж, что влечет потерю драгоценного время. Не способен будет Ми-28НМ и выскакивать на высоту 1500м. с вертикальной скоростью =30м/с, как это сделал Ка-50 «Черная акула» в Чечне (С рассказа армейского летчика – испытателя полковника А.Рудых).
А ореол «легендарности» вертолетам из КБ МВЗ создают либеральные СМИ еще до выхода в серию:
«Вооруженные силы получат «вертолет будущего» к 2018…Принципиально новая модификация ударного вертолета Ми-28Н («Ночной охотник») должна поступить в войска в конце 2017 – начале 2018 года. Испытания Ми-28НМ только начались, а его уже называют «вертолетом будущего» и говорят, что новинка существенно превосходит знаменитый и самый распространенный в мире AH-64 Apache» (pоlitrussіа.соm›Вооруженные силы)
На международном конкурсе в Индии «Ночной охотник» проиграл американскому «Апачу» в чистую и не в последнюю очередь по вооружению, вот и вся его «легендарность» в добавок к трехкратному проигрышу «Черной акуле»!
А вот как вертолеты «Ми» воюют в Сирии: «x-true info» – «Боевые вертолеты и самолеты почти непрерывно проносились над головами врагов и наносили по ним удары по всему образовавшемуся фронту. Десятки террористов были ликвидированы ракетно- бомбовыми…». «Из пушки – по воробьям!» (пословица).
У американцев в таком разе всё по-науке:
«…вертолет ведет огонь либо на очень маленькой скорости, либо вообще зависнув. При этом у вертолета достаточно большая высота, не одна сотня метров… Если у боевиков были бы крупнокалиберные пулеметы типа ДШК или зенитные установки Зу-23-2, вряд ли «Апач» смог бы позволить себе такое удовольствие» («Крокодилы» без «аллигаторов» ВПК).
Теперь пофантазирую на скоростную тему винтокрыла Ка-22, летай он «сегодня». Но вначале о грузоподъемности.
Принято считать, что у популярного вертолета Ми-6 средняя загрузка = 8т. Конструктивно Ка-22 был на полторы тонны легче при равном максимальном взлетном весе 42,5т., отсюда средняя загрузка у Ка-22 уже тогда была бы =9,5т. Двигатель Д-25В давно не выпускается и вместо сегодня него стояли бы два ТВ7-117В с суммарной взлетной мощностью 5600л.с., что с точки зрения безопасности полетов архиважно как для Арктики так и для Армейской авиации. При этом вес одного двигателя Д-25В =1300кг, а двух ТВ7-117В =1600кг или на 700кг. легче, т.е. четыре ТВ7-117 легче двух Д-25 на 1400кг и средняя загрузка Ка-22 соответственно увеличилась бы: 9,5т +1,4т = 10,9т.
Суммарный часовой расход топлива у двух Д-25В =2200кг/час, у четырех ТВ7-117 =1600кг, что меньше на 600кг и средняя загрузка за час полета увеличилась бы: 10,9т + 600кг. = 11,5т. Еще следует приплюсовать 600кг. за счет бòльшей на 200л.с. суммарной мощности двигателей и в результате получается 12т. Такой (12т) могла быть сегодня средняя загрузка винтокрыла Ка-22 по самым скромным прикидкам.
Что касается крейсерской скорости «усовершенствованного» Ка-22, то ее надо считать не менее 340к/ч. Но скоростные качества любого летательного аппарата интересны в Сравнении, скажем с вертолетом Ми-26: «Три часа полета с Тикси на Котельный, большая часть проходила над Северным Ледовитым океаном, — рассказал командир Ми-26 Алексей Павлов». (Как территория России приросла островом в море Лаптевых. gazeta.ru.2014/10/11).
Еще она, по понятным причинам, нужна боевым вертолетам, но всему есть мера, поэтому для крейсерской скорости =400км/час уже потребуются дорогостоящие усложнения конструкции вертолета и в первую очередь несущему винту. На Ми-24 такие лопасти не отработать, потому что ему не выдать скорости более 370-380к/ч по причине давно устаревшей конструкции классической схемы. А эту скорость он может получить только на максимальной мощности двигателей и на максимальных установочных углах лопастей, что далеко не крейсерский режим, когда изучаются особенности работы Н.В. этого режима.
У Ка-22 для такой скорости предусмотрены тянущие винты и в полете мощность двигателей по мере роста скорости плавно перетекает от несущих винтов к тянущим, при этом при увеличении скорости увеличивается и подъемная сила крыльев, снимая нагрузку с несущих винтов!
Самый быстрый вертолет
Sikorsky X 2. Рекорд: 460 км/ч
Погоня за скоростью для вертолетов, конечно, не так важна, как для самолетов. Главное преимущество вертолета в возможности взлетать и садится там где вздумается, но все же летать быстро тоже необходимо.
С какой скоростью летит вертолет
Так уж сложилось, что сам принцип полета вертолета ограничивает его скорость. Подъемная сила классического вертолета создается несущим винтом. При вращении одна лопасть движутся навстречу потоку (наступающая лопасть), а вторая — наоборот, таким образом создавая подъемную силу в разной степени. И этот же несущий винт приводит в движение вертолет и в горизонтальном полете.
Теперь внимание, чем быстрее вращается винт, тем быстрее летит вертолет, но угловая скорость вращения ротора (та, что измеряется в оборотах в минуту) постоянна, а линейная (та что в километрах в час) тем больше, чем больше длинна лопасти.
В определенный момент на концах лопастей эта скорость достигает сверхзвукового значения, увеличивая тем самым сопротивление наступающей лопасти несущего винта. На противоположной же лопасти о достижении скорости звука еще нет, там появляется другая беда — срыв потока из-за малой линейной скорости.
Скорость вертолета ограничена самой его конструкцией, ничего не поделаешь.
С большинством из негативных явлений уже давно научились бороться, но вот проблема с ростом сопротивления мешает вертолетам летать быстрее. При существующей схеме несущего винта создать сверхзвуковой вертолет невозможно (лопасти гораздо раньше столкнуться с проблемой, чем летательный аппарат целиком).
Самый быстрый вертолет
Самым быстрым вертолетом классической схемы является британский Westland Lynx. В 1986 году он разогнался до скорости 400,87 км/ч. Но это был не серийный, а специально переоборудованный для рекорда вертолет.
Westland Lynx. Рекорд: 400 км/ч
Bell 533 достиг скорости 509 км/ч, в 1969 году но при этом являлся «реактивным вертолетом». Он был оснащен двумя реактивными двигателями благодаря которым мог развить такую скорость.
Вертолет соосной схемы Ка-50/52 разгоняется до 460 в пикировании (такая скорость достигалась во время испытаний). С какой скоростью летит вертолет в горизонтальном полете? Всего-то 310 км/час, хотя и это довольно быстро для вертолета.
Самый быстрый вертолет США, AH-64D Апач, по паспорту имеет предельно допустимую скорость 365 км/ч но разогнаться в горизонтальном полете может только до 293 километров в час.
Европейский NH90 разработанный Airbus Helicopters разгоняется до 291 км/ч.
Само-собой вырисовывается ограничение по скорости в 400 километров в час (и то, для этого нужно очень сильно постараться и даже немного жульничать) и никак не больше. Если речь идет о классике.
Ка-50/52. Рекорд 460 км/ч… В пикировании
Из не классических вариантов
Конвертоплан V-22 Osprey разгоняется до скорости 509 км/ч. При этом является серийным летательным аппаратом, а цифра 509 — относится к крейсерской скоростью полета. Но конвертоплан развивает такую скорость в «самолетном режиме».
Самый быстрый экспериментальный
Рекорд скорости для Eurocopter X3 составляет 472 км/ч. Для вертолетов это является абсолютным рекордом. Хотя такой скорости достиг не классический вертолет, а винтокрыл с толкающими пропеллерами.
Eurocopter X3. Рекорд: 472 км/ч
Еще одним рекордсменом призван стать Sikorsky S-97 Raider его максимальная скорость 444 км/ч. Это вертолет соосной схемы с толкающим пропеллером. Но, что самое интересное, этот вертолет компания делает не по заказу Пентагона, а за свои и спонсорские деньги.
Eurocopter X3. Рекорд скорости: 472 км/ч
Гражданский вариант аналогичной схемы — Sikorsky X2 в 2010 году достиг скорости 460 км/ч
«Вертолеты» Еврокоптер и Сикорский используют дополнительные пропеллеры, для увеличения скорости. А это уже совсем другая история.
Sikorsky X 2. Рекорд: 460 км/ч
Интересно что еще 1973 году компания был испытан Sikorsky S-69 с реактивными двигателями, что позволило ему разогнаться до скорости в 518 километров в час!
При этом в решении компанией Сикорского используется соосная схема расположения винтов, а сами винты выполняют только функцию несущих, что позволяет не увеличивать скорость вращения для увеличения скорости самого вертолета и тем самым избежать роста сопротивления связанного достижением скорости звука и развития так называемого волнового кризиса.
На видео с демонстрацией полета таких летательных аппаратов видно что они летят горизонтально, а не наклоняя нос, как классические вертолеты.
Видимо пришло время прощаться с классическими вертолетами и делать ставку на гибридные конструкции. Чтобы поставить новый рекорд скорости вертолета, нужно просто перестать им быть. Снять ограничение заложенное в самой конструкции можно только ее изменив.
Средняя скорость вертолета – сверим приборы
Не только у школьников вызывают интерес технические данные пилотируемой воздушной техники, независимо от назначения – военного или гражданского. Если характеристики знаменитых сверхзвуковых истребителей-перехватчиков, таких как СУ-27 или МиГ-31, известны многим, то простой вопрос «Какова средняя скорость вертолета?» часто ставит в тупик. Стоит попробовать обобщить сведения об этом классе воздушных машин, во много отличающихся друг от друга габаритами, назначением, грузоподъемностью, другими параметрами.
Большие и малые
Первоначально вертолеты создавались довольно громоздкими, неповоротливыми воздушными машинами с немалой массой. Тогда о рекордных скоростях речи быть не могло. Привлекало в вертолетах другое:
Были и недостатки, по сравнению с самолетами, прежде всего, связанные с тем, что они гораздо больше зависят от давления, плотности влажности и температуры воздушной среды, высоты полета. К другим минусам следует отнести:
Но как и любая другая техника, созданная человеком, вертолет пережил «болезни роста». Многие, изначально казавшиеся сложными, даже невозможными, в принципе, вопросы, технические проблемы были решены учеными, инженерами-конструкторами воздушных аппаратов. Пришло время идти на рекорды.
Ставка на скорость
Как в мирной жизни, так и при решении военных задач существует много ситуаций, когда максимально возможная скорость вертолета критична:
Именно в таких ситуациях преимущества вертолетов весьма существенны. Не хватает одного – возможности быстро решить вопрос. Увы, до самолета вертолету все же далеко. При всех усилиях талантливых создателей из разных корпораций стран производителей такой сложной, да и дорогой техники, опытных пилотов были достигнуты следующие результаты:
Конечно, рекорды – это хорошо. Главное, что при создании таких мощных, быстрых аппаратов, многие из которых, минуя стадию экспериментальных, переходят в серийное производство, решается серьезная проблема, касающаяся успешного применения винтокрылых воздушных аппаратов в целом – увеличивается средняя скорость вертолета, не превышающая сейчас 220 км/ч. Ведь эта характеристика обычно очень важна, независимо от того, где и в каких целях используются такие машины.