какую скорость развивают игры
Игры для развития быстроты и ловкости на физкультурном занятии детей дошкольного возраста
илья старчков
Игры для развития быстроты и ловкости на физкультурном занятии детей дошкольного возраста
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ БЫСТРОТУ И ЛОВКОСТЬ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Быстрота (скорость) – способность преодолевать расстояние за минимальное короткое время. При воспитании быстроты надо стремится к максимальному увеличения бега и частоты движений, не требующих больших мышечных усилий. Воспитание быстроты идет больше за счет игр и игровых упражнений, которые требуют быстрой и ответной реакции на какие-то противодействия, а также упражнения на воспитание стартовой скорости. Использовать надо, такие игры, которые просты в запоминании правил и не требуют концентрации внимания.
1. Салки. «Салка — дай руку». Убегающие, спасаясь от преследования водящего, могут, крикнув кому-либо из партнеров «Дай руку!», взять его за руку. Двух игроков, взявшихся за руки, осаливать нельзя. Однако можно салить любого крайнего игрока, если за руки взялись не двое, а трое убегающих.
2. «Круговая охота». Игроки, разбившись на две команды, образуют два круга. По сигналу они двигаются приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются осалить их, преследуя по всей площадке. Когда все игроки оказываются пойманными, команды меняются ролями и игра повторяется. Выигрывает команда, которая в более короткое время сумеет осалить игроков другой команды. Салить разрешается только того игрока, который стоял против догоняющего в начале игры.
3. «Бегуны». Участвуют две команды, одна из которых находится в квадрате 10×10 м. Игроки, стоящие за пределами квадрата, рассчитываются по порядку. Руководитель называет номер, игрок, его имеющий, вбегает в квадрат и пытается осалить разбежавшихся по нему участников команды противника. По сигналу «Домой!» (через 15сек.) игрок выходит из квадрата, и его место занимает партнер по команде. Осаленные игроки не выходят из квадрата, а остаются в нем до тех пор, пока там не побывают все игроки команды соперника в конце игры. Подсчитывается, сколько занимающихся осалено за отведенное время. Затем команды меняются ролями и игра повторяется. Отмечаются те игроки, которые больше осалили соперников, а сами были осалены меньшее число раз. Убегающим игрокам нельзя выходить из границы квадрата, а ловящим находиться в нем двоим одновременно.
4. «Рывок за мячом». Руководитель с мячом в руках встает между двумя командами, игроки которых рассчитываются но порядку. Бросая мяч вперед, руководитель называет какой-либо номер. Оба игрока под этим номером бросаются вперед за мячом. Тот, кто первым овладеет им, приносит своей команде очко. Побеждает команда, игроки которой набрали больше очков.
5. «День и ночь». Игроки в двух шеренгах располагаются в середине довольно большой площадки на расстоянии 1 шага спиной друг к другу. Командам даются названия «День» и «Ночь». Руководитель, стоя сбоку, называют одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, прочерченную в 10 (или более) шагах перед ними. Игроки другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты «дома», столько и получают очков. Из игры никто не выбывает, и все участники снова встают по шеренгам. Руководитель вызывает команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек осалить больше игроков противника. Ловкость – это способность своевременно и рационально справится с новой, неожиданной возникшей двигательной задачей. Ловкость характеризуется координацией. Обучение детей этого возраста направленно, в первую очередь, на развитие игровой ловкости.
Упражнения и подвижные игры для развития быстроты и ловкости необходимо давать в сочетании с другими упражнениями, так как занимающиеся в этом возрасте не могут выполнять одно и тоже упражнение и быстро теряют к нему интерес.
1. Салки. Простые салки. Играющие разбегаются по площадке, а водящий их ловит. Игрок, которого водящий коснулся рукой, меняется с ним ролью.
2. Охотники и утки. По сигналу «охотники» начинают выбивать «уток» из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. «Утки» бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая «утка» покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной «утки», после чего игроки меняются ролями.
3. Вышибалы. На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать. 4. «Ловля парами». Выбирается пара «ловцов», которые, взявшись за руки, начинают ловить остальных игроков, бегающих по площадке. Игрок считается пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда в плен берутся два игрока, они составляют новую пару. Затем две действующие пары ловят еще по одному игроку, которые составляют третью пару и т. д. Заканчивается игра, когда на площадке остаются 1—2 участника, которые становятся новыми ловцами. Правилами разрешается «выскальзывать» из-под рук ловцов, если те не успели их сомкнуть. Ловцам запрещается хватать играющих руками и силой втягивать в образуемый ими кружок. Успех ловли обеспечивается согласованностью, ловкостью действий и ориентировкой игроков на площадке.
5. Четыре мяча» (перестрелбол). Две команды располагаются на волейбольной площадке с разных сторон от сетки (вместо нее можно натянуть веревку с флажками на двухметровой высоте). Каждая команда имеет по два волейбольных или баскетбольных мяча. По сигналу руководителя игроки бросают мячи из разных углов на сторону противника. Задача состоит в том, чтобы поднять или поймать эти мячи и как можно скорее перебросить обратно на другую сторону площадки. Команда проигрывает очко, если на ее стороне оказались одновременно 3 мяча (при этом мячи должны касаться пола, рук игрока или сетки) или мяч прошел под сеткой или приземлился за пределами площадки. Игра состоит из 2—3 партий, которые продолжаются до 10 очков. После каждого разыгранного очка мячи вводят в игру новые пары игроков. В ходе игры занимающиеся перемещаются на площадке почасовой стрелке (как в волейболе).
6. Ручной мяч. Правила как в гандболе.
7. Крабий футбол. Дети перемещаются сидя в упоре руки в заде. В Таком положении они играют в футбол. Вставать или перемещается другим способом запрещено.
8. «Бег пингвинов». Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный или набивной мяч. В таком положении они должны достигнуть стоящего в 10—12 шагах флажка и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды. Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжить игру. Участники, закончившие пробежку, встают в конец колонны. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
Фотоотчет о физкультурном занятии детей дошкольного возраста МКОУ «Прогимназия №18» г. о. Нальчик Успокаивающий игровой массаж «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы» на занятии физической культуры в средней.
Фотоотчет о физкультурном занятии с нетрадиционным оборудованием «Прогулка в зимний лес» Фотоотчет физкультурного занятия с нетрадиционным оборудованием «Прогулка в зимний лес». Растить детей здоровыми, сильными- задача каждого.
Фотоотчет о физкультурном занятии «Путешествие в зимний лес» в старшей группе Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка;.
Фотоотчет об открытом физкультурном занятии в рамках Дня открытых дверей в нашем ДОУ Внимание, родители! Вы в садик не хотите ли Придти весенним днем? Сегодня, мы Вас всех ждем! День открытых дверей в детском саду.
Игра на физкультурном занятии в старшей группе ДОУ «Повтори движение» В начале игры воспитатель выбирает ведущего, который в течении ее продолжения будет меняться. Сначала воспитатель выбирает из желающих детей,.
Презентация «Игры для математического развития детей дошкольного возраста» Актуальность Мы живем в век информационных технологий, когда увидеть ребенка с планшетом, компьютером или телефоном будет менее удивительным,.
Игры для развития связной речи у детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее.
Игры для развития произвольности и саморегуляции детей дошкольного возраста Игры, развивающие произвольность и саморегуляцию детей дошкольного возраста. Воспитатель: Гребенкина О. Н. Тихий колокольчик (для детей с.
Подвижные игры и игровые упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см) Воспитатель: Потапова В. И Комплекс 1. 1. И. п. : о. с, руки согнуты.
Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример.
Игры и эстафеты на развитие быстроты
Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью используется обобщенный термин «быстрота».
Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, чаще всего используют в практике физического воспитания и спорта термин «скоростные способности».
Скоростные способности – комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Одним из средств развития быстроты являются подвижные игры, игровые задания и эстафеты.
Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности.
Методы развития быстроты: игровой, соревновательный.
Встречная эстафета (варианты)
Команды начинают бег из различных исходных положений:
На дистанции бегуны могут выполнять различные установленные для них дополнительные задания (обежать флажок; переставить один городок на место другого; взять из кружка, начерченного на земле, набивной мяч, подбросить его на определенную высоту, поймать и положить его на место и т.д.). После окончания эстафеты отметить лучших играющих. Менее подготовленным можно давать «фору».
Группа делится на две команды: первая команда – «Шмели» в роли догоняющих, вторая команда – «Бабочки» в роли убегающих. «Бабочки» разбегаются на площадке, ограниченной линиями. «Шмели» становятся в одну шеренгу перед линией площадки.
По сигналу первый из команды «Шмелей» выбегает на площадку, чтобы ужалить одного из противоположной команды, после чего возвращается для передачи эстафеты следующему участнику своей команды и так пока «Шмели» не ужалят всех «Бабочек».
Выбежавшая «Бабочка» за пределы оговоренной площадки считается осаленной.
Засекается время от начала игры и до последнего пойманного. После чего команды меняются ролями, и игра проходит на тех же условиях. Побеждает команда, которая затратила меньше времени, чтобы ужалить (осалить) убегающих игроков.
Выбираются один или два водящих.
По сигналу, водящие должны осалить одного из убегающих. Осаленный игрок становится водящим и т.д. Побеждают те, которые наименьшее количество, раз были водящими по окончанию игры.
Играют как в простые салки, но, выручая товарища, можно пересекать дорогу между убегающими игроками и салкой. Тогда салка начинает догонять того, кто пересек ему дорогу.
Салки с ленточками
Играющие, кроме трех (двух, четырех) салок имеют за воротником (за резинкой трусов) ленточку. Салка, догоняя убегающего игрока, вытягивает ленту и продевает ее конец за свой воротник (резинку). Оставшийся игрок без ленты становится салкой, и поднимает руку и громко объявляет: «Я салка!» Прежний салка играет наравне со всеми.
Команды по 5-6 человек строятся в одну колонну перед линией старта, с интервалом и дистанцией два метра, каждому участнику команды присваивается номер в порядке их построения.
Во время выполнения общеразвивающих упражнений преподаватель называет один из номеров. Игроки под этим номером выбегают из колонны и ускоряются до ограничения и обратно. В порядке прихода к финишной линии, участники приносят своей команде баллы, которые потом плюсуются. Выигрывает та команда, которая набрала наименьшее количество баллов.
Вариант. Каждая из команд образует свой круг. Названные номера обегают круг и становятся на свои места, в порядке прихода получают баллы.
Встань на свое место
Три (четыре) команды по 5-7 игроков располагаются в колонну на линии старта.
Во время выполнения ОРУ, по определенному сигналу, команды оббегают ограничители, поставленные на расстоянии 3-4м. от направляющих и оббегают второй ограничитель, расположенный в 3-4м. от замыкающего и возвращаются на свои места.
Выигрывает команда, которая большее количество раз построится первой.
При проведении строго соблюдать технику безопасности.
Играют две команды. Первая команда – «Вороны», вторая команда –
«Воробьи». Команды становятся напротив друг друга на расстоянии от двух до трех метров.
Во время выполнения ОРУ, руководитель называет одну из команд. Команду, которую назвали – убегает, другая команда догоняет убегающих игроков до определенного ограничителя.
Осаливший участник игры – приносит своей команде очко. Осаливать можно одного (двух, трех) играющих. Побеждает команда, осалившая большее количество раз. Команды должны быть названы четное количество раз.
Вариант. Вместо названия команд можно использовать вброшенный между командами кружок, одна из сторон которого окрашена в определенный цвет и означает ту или иную команду (можно нарисовать этих птиц на сторонах кружка).
Участники делятся на две команды, каждая из которых располагается на своей половине площадки. В составе каждой команды имеются два игрока
– ловца.
По сигналу ловцы, взявшись за руки, начинают преследовать игроков противника с таким расчетом, чтобы сомкнуть вокруг них руки или осалить их. Игрок, вокруг которого ловцы сомкнули руки или осалили его, считается пойманным.
Пойманные игроки из игры не выбывают и продолжают играть, но команде начисляется штрафное время, оговоренное в начале игры. Штрафное время может быть от 5секунд до 8-10 секунд. Игра продолжается три-четыре минуты, после чего подсчитывается количество оставшихся участников в каждой команде и штрафное время.
Игроки распределяются по двум командам, каждая из которых, в свою очередь делится пополам на две встречные колонны. Первые номера в колоннах принимают положение низкого старта.
По сигналу устремляются вперед. Как только они достигнут линии второй половины своей команды, помощник, касаясь плеча второго номера команды, дает ему старт.
Прибежавший игрок встает в конец колонны, а каждый оказавшийся впереди ее принимает положение низкого старта для последующего бега. Эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки не вернуться на исходные позиции. За каждый фальстарт команда получает штрафное очко.
Старт с преследованием
Команды располагаются в шеренгах на расстоянии 4-5м одна от другой.
По сигналу обе шеренги устремляются вперед. Задача игроков, находящихся сзади, – осалить бегущих впереди. После подсчета осаленных игроков проводится обратный забег, причем команды меняются ролями.
Вариант. Игроки распределяются по четырем шеренгам. Игроки одной команды составляют первую и третью шеренги, второй – вторую и четвертую. Задача игроков каждой шеренги – коснуться рукой бегущего впереди игрока и не дать бегущему участнику игры сзади осалить себя. При обратных перебежках команды меняются ролями. После каждой перебежки команды подсчитывают количество осаленных игроков.
Группа делится на две команды, игроки которых строятся в шеренги лицом друг к другу за лицевыми линиями площадки.
По сигналу игроки каждой команды стремятся быстрее перебежать за линию противоположной команды. Каждый участник должен обегать своего соперника с правой (левой) стороны.
Выигрышное очко присуждается той команде, игроки которой в полном составе выполнят задание, возьмутся за руки и громко скажут «Есть!»
Вариант. Игру можно разнообразить за счет изменения исходного положения, а также путем их изменения видов передвижения.
Место проведения – спортивный зал, стадион или площадка. Возраст – от 12 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 30 человек.
Играют две команды: «стрелки» и «бегуны». «Стрелки», разделившись пополам, располагаются на боковых линиях волейбольной площадки, а
«бегуны» – на середине лицевой линии волейбольной площадки. Посередине, от одной лицевой линии до другой лицевой линии волейбольной площадки, проводится линия – путь «бегунов».
По сигналу преподавателя один из «бегунов» бежит по этой черте на другую сторону площадки, а «стрелки» бросаю с двух сторон волейбольными мячами в пробегающего игрока.
Если им удаются попасть в бегущего, то команда «стрелков» получает одно очко. Дальше бежит следующий участник – так до последнего участника, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 10 до 16 лет.
Количество играющих от 10 до 20 человек.
Играют две команды. По первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – все должны построиться в указанном месте. Варианты построения: в общей шеренге или отдельных шеренгах; в общем круге или отдельных кругах; в отдельных колоннах в виде квадрата.
Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает. Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться. При недостаточной площади для игры, построение команд выполняется раздельно и борьба идет за сокращение времени построения.
Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 30 человек. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников. Команды становятся в линию напротив друг друга на расстоянии 5-6 м. Игроки обеих команд крепко держатся за руки.
Жребием или по договоренности определяется, какая команда начнет игру. Игроки этой команды начинают говорить хором: «Цепи-цепи кованы! Цепи не раскованы»? После этого они выкрикивают имя любого игрока из команды противников. Игрок, разбежавшись, старается силой прорвать «цепь» команды противников.
Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, прихватив с собой «пленника» – одного из игроков команды противников. Если же игроки настолько крепко держались за руки, что их «цепь» не удалось «расковать», игрок сам попадает в плен к команде противников. Играют до тех пор, пока все игроки не окажутся в одной команде.
Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 30 человек.
Выбираются двое ловцов («Бульдог»). «Бульдоги» стоят в центре игровой площадки, а все остальные на лицевой стороне волейбольной (баскетбольной, гандбольной) площадки. После определенного сигнала одного из «Бульдогов» все игроки стараются перебежать на другую сторону площадки так, чтобы их не осалили «Бульдоги». Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «Бульдогов».
Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 20 человек.
Играющих поделить на 3-4 команды. В каждой команде 4-5 участников. Участники одной из команд становятся в одну шеренгу на линии старта. На расстоянии 20-30 м от линии старта чертится финишная линия. По сигналу преподавателя стоящие на старте участники бегут к линии финиша.
Участник, первым пересекший финишную черту, считается сильнейшим в команде. Так же пробегают все команды. Затем победители и занявшие вторые, третьи и четвертые места в каждой группе соревнуются между собой.
Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 20 человек.
Руководитель с мячом в руках встает между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку. Прокатывая мяч вперед, руководитель называет чей-либо номер. Оба игрока бегут вперед за мячом.
Мяч необходимо осалить на расстоянии 10-15 м от руководителя игры. Тот, кто первый овладеет им, приносит своей команде очко. Если не удалось соперникам осалить мяч на этом расстоянии (выкатился за пределы оговоренного за ранее расстояния10-15 м) участникам не начисляются очки.
Побеждает команда, игроки которой набрали большее количество очков. Следует провести игру два раза, чтобы участники игры были в одинаковых условиях, поменяв команды местами.
При проведении игры учитывать технику безопасности. Игроки находящиеся с правой стороны от руководителя, осаливают мяч левой рукой, находящиеся с левой стороны – правой рукой.
Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 20 человек.
Игроки, разбившись на две команды, образуют два круга (один внутри другого). Игроки внутреннего круга поворачиваются лицом к соперникам из внешнего круга. Игроки запоминают, напротив кого они стоят. По оговоренному за ранее сигналу (хлопок, свисток, команда преподавателя) все игроки двигаются приставными шагами (шагами польки) по кругу в разные стороны (по и против часовой стрелки).
По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются догнать их и дотронуться до них рукой. Когда все игроки оказываются пойманными, команды меняются ролями и игра повторяется.
Выигрывает команда, которая за меньший промежуток времени сумеет догнать всех игроков другой команды. Заранее определить размеры игровой площадки, где может проходить осаливание участников игры.
Вариант 1. Определить время в течение которого можно осаливать своих партнеров (15 сек, 20 сек, 25 сек).
Методика развития скоростных способностей
Содержание
Развитие двигательных способностей средствами легкой атлетики [ править | править код ]
Быстрота движений включает в себя четыре не связанные между собой формы проявления:
Следует учитывать, что элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так, показатели времени двигательной реакции не связаны с показателями скорости движений. Результативность старта не зависит от уровня дистанционной скорости. Это требует дифференцированного подхода к совершенствованию скоростных способностей, который основан на применении широкого круга средств и методов, направленных на избирательное совершенствование элементарных и комплексных форм проявления этих способностей. Элементарные формы проявления быстроты лишь создают предпосылки для успешной скоростной подготовки, развитие же комплексных скоростных способностей должно составлять ее основное содержание.
Методика развития скоростных способностей [ править | править код ]
Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений. Они могут быть как общеподготовительными, так и специальными, а могут носить и вспомогательный характер.
Для развития двигательной реакции используются упражнения, выполняемые под команду:
Развивать скорость одиночного движения можно с помощью выполнения отдельных фаз бегового шага с фиксацией времени выполнения.
Частота или темп движений развивается с помощью следующих упражнений:
Средствами развития быстроты в ее комплексном проявлении являются:
Количество повторений любого упражнения должно быть таким, чтобы скорость выполнения не снижалась.
Упражнения для развития быстроты должны выполняться в начале основной части учебно-тренировочного занятия. Здесь используются подвижные и спортивные игры, игровые задания, различные упражнения в форме соревнований.
Основные методы: повторный, соревновательный и игровой.
Наиболее благоприятен для развития быстроты возраст 7—8 лет. В этот период для детей характерна большая игровая деятельность, они много и с удовольствием играют.
Игры, направленные на развитие быстроты [ править | править код ]
«Вызов». Игроки разбиваются на пары лицом друг к другу. Начинающий игру становится спиной к направлению предполагаемого бега; второй игрок, стоя лицом по направлению бега, вытягивает вперед ладонь правой руки, согнутой в локте и прижатой к правому боку, а левой рукой из-за спины захватывает правый локоть.
Игрок, стоящий спиной к направлению бега, по сигналу трижды ударяет правой рукой по ладони партнера и с третьим ударом, повернувшись кругом, стремительно убегает от него. Партнер стремится догнать убегающего и «осалить» его по плечу, пока тот не пересечет черту, находящуюся в 20—25 м от линии начала бега.
Если партнер не успевает «осалить» убегающего, то игроку, который убежал, засчитывается очко. Затем происходит смена ролей.
Пути, по которым пробегают пары, не должны пересекаться! Побеждает игрок, набравший большее количество очков. Продолжительность игры — 5 мин.
«Подвижная цель». На площадке обозначают круг диаметром 10—15 м. Игроки (10—12 чел.) располагаются по кругу лицом к центру. Один (водящий) находится в круге.
По сигналу участники игры перебрасывают мяч друг другу, стараясь попасть в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, прыгает, увертывается. Игрок, попавший в водящего не заходя за черту, меняется с ним местами. Продолжительность игры — 8 — 10 мин.
«Разбегайся!» Участвуют две команды — «водящих» и «свободных». Перемещение игроков ограничивается определенными размерами площадки.
По сигналу «водящие» устремляются за «свободными», стараясь «осалить» их. «Осаленные» игроки садятся на площадку, показывая тем самым, что они вне игры. Через 2 мин команды меняются ролями. Побеждает команда, которая за это время «осалит» больше «свободных» игроков.
«Сбить булаву». На площадке обозначают круг диаметром 8 —10 м. В его центре ставится булава. Игроки делятся на две команды — «защитников» и «нападающих». «Защитники» становятся в круг. «Нападающие» располагаются за кругом по его периметру и не имеют права входить в него.
«Нападающие», перебрасывая мяч друг другу, бросают его в булаву, стараясь сбить цель. Продолжительность игры 5мин. Побеждает команда, которая собьет больше булав. Отбивать мяч ногой не разрешается.
«Попади в кольцо». В игре участвуют 8 — 10 человек (при наличии 2—3 баскетбольных колец). На расстоянии 5—7 м от баскетбольного щита проводится линия.
Все игроки, начиная с первого, бросают мяч в кольцо. Игрок, который поймал мяч, выпавший из корзины, бросает его в кого-либо из остальных игроков, которые, как только мяч попадает в кольцо, поворачиваются кругом и убегают. Если бросивший мяч Попадает им в одного из убегающих, ему засчитывается очко. Выигрывает спортсмен, который раньше других наберет 7 очков.
«Кто быстрее». Игроки выстраиваются в шеренгу лицом по направлению бега и назначают водящего, который становится позади всех.
Водящий по команде бросает мяч вперед. Игрок, добежавший первым до мяча и коснувшийся его, объявляется победителем и в игре больше не участвует. Игрок, оставшийся последним, назначается водящим. Игра повторяется 2—3 раза.
«Мяч в круге». На площадке обозначается круг радиусом 4—5 м. Из числа игроков назначают водящего, который располагается в круге с мячом. Остальные стоят по кругу лицом к центру.
По сигналу водящий, ударяя ногой по мячу, старается выбить его из круга. Игроки задерживают мяч ногами, туловищем, не давая ему вылететь. Если водящему удается выбить мяч, на его место становится игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Продолжительность игры — около 10 мин.
«Выбивание теннисным мячом». Игроки делятся на две команды и жребием определяют, какая из них будет водящей. Водящие располагаются вокруг площадки, стараясь не переступать ее границ, остальные — внутри. Выбегать за пределы площадки не разрешается.
По сигналу игроки водящей команды перебрасывают мяч друг другу, пытаясь попасть им в своих соперников. Спортсмен, в которого попали мячом, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не будут «выбиты». После этого команды меняются местами. Побеждает команда, которая раньше «выбьет» всех игроков.
«Борьба за теннисный мяч». Игроки делятся на две команды. Ведущий, находясь в центре площадки, подбрасывает мяч. Игроки одной команды, завладев мячом и перемещаясь по площадке, не дают овладеть им членам другой команды. Продолжительность игры — 10—12 мин.
«Смена мест». Игроки делятся на две равные команды. Выстраиваясь у лицевых линий, баскетбольной или волейбольной площадки, принимают любое исходное положение.
По сигналу команды одновременно перебегают на противоположную сторону площадки (меняются местами), заранее определив способ передвижения (бегом, прыжками на одной ноге и т. д.). Победа присуждается команде, которая первой займет место у противоположной линии.
«Эстафета». Игроки встают в две колонны по одному (в команде 8-12 чел.) за линией старта и принимают положение низкого старта. В 20—40 м от линии старта обозначают линию финиша, у которой располагаются судьи для каждой команды с поднятыми вверх флажками.
По сигналу первые номера бегут к линии финиша. Когда игрок пересекает её, судья резко опускает флажок. Следующий игрок команды начинает бег. Таким образом каждый участник пробегает этап. Побеждает команда, игроки которой финишируют раньше.
Игровые упражнения, направленные на развитие быстроты [ править | править код ]
1. Берут две палочки длиной 30 см, к середине каждой из них привязывают шпагат или тонкую веревку длиной 10—12 м. На середине веревки завязывают цветную ленточку. Каждый игрок берет палочку, затем все расходятся в разные стороны и встают лицом друг к другу. По сигналу игроки начинают быстро наматыватъ шпагат на палочку. Побеждает тот, кто раньше всех намотает шпагат до ленточки.
2. Группа разбивается на пары, каждой из них отводится отдельное место. Игроки поворачиваются лицом друг к другу, встают на расстоянии 2 м один от другого, кладут между собой небольшой предмет (мяч, кубик, камешек) и принимают исходное положение (сидя, лежа, в упоре и т.д.). По сигналу игрок каждой пары стремится первым схватить предмет и убежать за ограничительную линию на 15—20 м. Если в это время партнер не успевает «осалить» его, то игроку, который убежал первым, засчитывается очко. Упражнение проводится до тех пор, пока один из игроков не наберет 10 очков.
3. Игроки в положении высокого старта стоят один против другого на расстоянии четырех шагов. Каждый придерживает указательным пальцем гимнастическую палку, поставленную на землю вертикально. По сигналу они должны поменяться местами так, чтобы успеть подхватить палку товарища, не дав ей упасть. Подхвативший палку получает очко. Упражнение выполняется 5—7 мин. Победителем считается игрок, сумевший набрать большее количество очков.
4. Из положения низкого старта (сидя, лежа) игроки должны как можно скорее пробежать под тремя скакалками, натянутыми через каждый метр от старта на высоте групп, не задев ни одной. Упражнение выполняется 3—4 мин.
5. Соревнования между тройками игроков. Одна из них стартует, пробегая дистанцию 10 —15 м, другая — догоняет, находясь в метре от стартующих, и т.д. Затем участники игры меняются ролями. Побеждает тройка, игроки которой не были «осаленными». Каждая тройка стартует 5 — 7 раз.
6. Из положения высокого старта следует пробежать по начерченной линии (длина 15—20 м), не заходя за нее. Каждый игрок пробегает 4—6 раз.
7. 8—12 игроков встают в круг лицом к центру и рассчитывал ются по три. Преподаватель вразбивку вызывает их по номерам. Вызванные игроки обегают круг снаружи и встают на свои места. Побеждают прибежавшие первыми.
8. Игроки должны пробежать вдвоем наперегонки 15 м, подпрыгивая попеременно то на правой, то на левой ноге. Колено другой ноги надо поднимать выше и с каждым подпрыгиванием ударять по нему бубном. Выигрывает бегун, который быстрее пробежит это расстояние, причем сумеет подать большее число шумовых сигналов. Упражнение выполняется 5 — 7 раз.
9. Два игрока, стоя рядом, бросают маленькие мячи в стенку. Поймав их на лету, они отходят на шаг. Шаг за шагом, отступая от Стены, игроки бросают и ловят мячи. Побеждает спортсмен, который поймает мяч, находясь дальше всех от стены. Упражнение выполняется 6 — 8 мин.
10. Игроки, зажав мяч между ступнями ног, по очереди подпрыгивают, сгибая ноги, и стараются перебросить мяч через скамейку или веревку, подвешенную на высоте 50 — 60 см. Спортсмен, которому удается перебросить мяч с первого раза, получает очко. Упражнение продолжается, пока один из игроков не наберет 10 очков.
11. Игроки разбиваются на команды. Двое (трое, четверо) участников принимают положение низкого старта. На расстоянии 20 — 25 м против каждого лежит флажок. По сигналу игроки выбегают вперед. Побеждает тот, кто, добежав первым, поднимет флажок над головой. Каждая группа стартует 5—6 раз.
12. Две команды по 8 —10 человек встают в колонну по одному на расстоянии 3—5 м. Головным игрокам дается по две гантели. Произведя «раскачку», они прыгают в длину с места толчком обеих ног. Место приземления отмечают у пяток линиями. С этих линий прыгают поочередно следующие игроки. Побеждает команда, ушедшая вперед на большее расстояние. Упражнение выполняется 3—4 раза.
13. Двое игроков стоят рядом на расстоянии 0,5 м один от другого и в 15 м от начерченной на земле полосы шириной 30 см. По сигналу они быстро выбегают вперед. Побеждает тот, кто первым, точно наступив на полосу, подпрыгнет вверх-вперед. Каждая пара выполняет упражнение 8 — 10 раз.
14. Игроки должны выполнить прыжок с разбега (8Иг 10 м) сквозь большой (диаметр 120 см) вертикально подвешенный на высоте 60—70 см обруч, складываясь во время полета в «комочек», с поворотом после полета. Упражнение выполняется 10— 15 раз.
15. Подбросив маленький мяч повыше, нужно выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч на лету. Игрок, сумевший положить камешек дальше всех, выигрывает. Упражнение выполняется 6 — 8 раз.
16. На старте трое игроков берутся за руки, причем средний. стоит спиной по направлению бега. По команде все они бегут 15—20 м. Меняясь местами, каждая тройка стартует 6- 9 раз.
17. Игроки стоят в шеренгах через одного спиной вперед к направлению движения. По команде «Марш» шеренга игроков бежит вперед, по второй команде «Гоп» — назад, т. е. каждый раз половина участников бежит спиной вперед. Упражнение повторяется 2—3 раза.
Для детей 12 —13 лет могут использоваться комплексы упражнений, направленных на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств. Эти же комплексы с другой дозировкой упражнений могут быть использованы и для более взрослой аудитории. Важно, чтобы занимающиеся владели техникой предлагаемых упражнений и не испытывали излишней закрепощенности при их выполнении.
1. Бег с высоким подниманием бедра. Варианты: держа руки за спиной; расставляя ноги «пошире». Темп средний и быстрый. Повторить 10—15 раз, учитывая число повторений движения правой ногой.
2. Бег из различных стартовых положений. Варианты: сидя; сидя со скрещенными ногами; сидя спиной к направлению бега; вставая без помощи рук. Выполнять быстро. Повторить 2 раза по 10—20 м.
3. Старты из упора присев с отставлением ноги назад или в сторону. Варианты: без опоры руками; в различных направлениях. Выполнять быстро. Повторить 2—3 раза по 10—20 м.
4. Бег после касания ногой подвешенного мяча. Варианты: достать в прыжке; бег вправо, влево, назад. Повторить 2—3 раза по 1Q—15 м.
5. Бег приставными шагами по прямой. Вариант: высоко поднимая колени. Темп средний и быстрый. Повторить 2—3 раза по 10-15 м.
6. Бег скрестными шагами по прямой. Вариант: спиной вперед. Темп средний. Повторить 2—3 раза по 10—15 м.
7. Бег по малому кругу с наклоном туловища внутрь круга. Варианты: уменьшая диаметр круга; догоняя партнера. Выполнять быстро. Повторить 2—3 раза.
8. Бег «змейкой». Варианты: изменив кривизну поворота; догоняя партнера. Темп средний и быстрый. Повторить 2—3 раза.
9. Догнать партнера, стартующего впереди на 2—3 м. Повторить 2—3 раза.
1. И. п.- стойка ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях под прямым углом. Движения руками как при беге. Темп средний и быстрый. Повторить 2—3 раза по 10 с.
3. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вытянуты. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленном суставе. Имитация беговых движений ногами лежа. Темп средний и быстрый. Повторить 2—3 раза по 10 с.
4. Бег с высоким подниманием бедра. Варианты: держа руки за спиной; расставляя ноги «пошире». Темп средний и быстрый. Повторить 10—25 раз, учитывая число повторений на каждую ногу.
5. Поочередное отталкивание левой и правой ногой за счет разгибания бедра и стопы с активной работой рук (прыжкообразный бег). Темп быстрый. Повторить 2—3 раза по 8ттг 12 прыжков каждой ногой. Интервал отдыха 1,5—2 мин.
6. Из упора присев кувырок вперед, быстро встать и пробежать 10—15 м. Темп быстрый. Повторить 6—8 раз. Интервал отдыха 15-20 с.
7. «Семенящий» бег. Темп средний и быстрый. Повторить 2—3 раза, преодолевая расстояние 15—25 м.
8. Выполнять так же, как и упражнение 2 из комплекса 1.
Для развития быстроты у более старших занимающихся рекомендуется использовать спортивные игры и беговые упражнения для совершенствования техники спринтерского бега. В этом случае развитие быстроты идет через сопряженное развитие технических действий и кондиционных качеств.