какую скорость развивает танк

Топ-7 самых быстрых танков в мире

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Первые танки появились более ста лет назад. С этого времени боевые машины пытаются постоянно модернизировать. Улучшается броня, другие системы защиты, вооружение, ходовые характеристики. Сейчас во многих странах налажено производство собственных танков. Каждое государство старается иметь какое-то конкурентное преимущество, например, скорость передвижения бронированных машин по бездорожью, укатанной дороге.

Этот танк под названием «Армата» начал разрабатываться с 2009 года в России. До сегодняшнего дня эта техника проходит испытания. В комплектацию военной техники входит радар, активная подвеска, которая обеспечивает относительную плавность хода, точность стрельбы.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

При движении по шоссе она может разгоняться до 80 км/час. По пересеченной местности – до 60 км/час.

Мощность силового агрегата с автоматической трансмиссией составляет 1350-1800 лошадиных сил. Данный образец технической мысли впервые представили на московском Параде Победы в 2015 году, где он, к сожалению, заглох.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

FV101 «Скорпион»

Здесь используется силовой агрегат фирмы «Ягуар» мощностью 190 «лошадок». Ее дорожный просвет составляет 356 мм, поэтому проходимость здесь на высоком уровне.

Танк может разгоняться по шоссе до скорости 83 км/час. По пересеченной местности он двигается также уверенно, разгоняясь до 60 км/час.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Merkava Mark IV

Родиной этой бронемашины является Израиль. Ее приняли на вооружение израильской армии в 2004 году. Здесь основное внимание уделили безопасности кабины экипажа, поэтому все танкисты располагаются посередине. Танк оснастили силовым агрегатом мощностью 1500 «лошадок», который работает в паре с 5-ступенчатой трансмиссией.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Максимальная скорость при движении по дороге с твердым покрытием составляет 68 км/час. При этом по бездорожье машина может разгоняться до 55 километров за час.

Merkava Mark IV подтвердил свою надежность, безопасность, ходовые качества в реальных боевых условиях.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

AMX-56 Leclerc

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Его мощность составляет 1500 лошадиных сил, энергетическую емкость 1100 кВт.

Благодаря такому двигателю, машина может разгоняться по трассе до 71 километра в час. Бездорожье преодолевается на скорости 50 км/час. При этом мелкие преграды не тормозят динамику движения.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Hellcat

Американская «кошка» оснащалась 9-цилиндровым радиальным двигателем, мощностью 400 «лошадок». Благодаря этому, машина разгонялась до 89 километров в час. Поэтому тактика этого САО состояла в том, чтобы после выстрела быстро менять позиции.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Leopard 2A7+

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Его мощность составляет 1500 лошадиных сил. Благодаря этому танк может разгоняться на дороге с твердым покрытием до 72 км/час. На бездорожье машина может набрать скорость около 45 километров в час.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

БМ «Оплот»

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.Мотор работает с автоматической коробкой передач планетарного типа, которая имеет 7 передних и 5 задних передач. По ровной местности танк может разогнаться до 70 км/час. По бездорожью машина может ехать со скоростью 45 километров в час.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Описанная бронетанковая техника доказывает, что ее мобильные возможности полностью соответствуют полноценным транспортным средствам.

Источник

Самый быстрый танк в мире

Определение «боевого танка»

Составляя рейтинги самых быстрых танков, эксперты зачастую включают в их число боевые гусеничные машины, действительно, быстроходные, но не являющиеся танками соответственно современной классификации. При всем разнообразии подходов к делению боевых бронированных машин по категориям главным следует считать определение танка, данное в ДОВСЕ.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.Боевой танк

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.Боевая техника

По ДОВСЕ к категории боевых танков относят самоходные бронированные боевые машины (могут быть гусеничными или колесными), имеющие:

Самые быстрые, но не танки

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.Боевая машина «Скорпион» FV101

А с 2001 года звание самого быстрого танка некоторые популяризаторы вооружения поспешили присвоить американской гусеничной машине Ripsaw, которая была разработана концерном Howe&Howe Technologies с целью продажи ее армии. Благодаря 6,6-литровому турбодизелю модели GM Duramax V8 (мощность 700 л.с.), эта машина массой 4,5 тонны способна развить скорость до 128 км/час, а до «сотни» разгоняется за 5 секунд.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.Гусеничная машина Ripsaw

Нетрудно заметить, что ни Scorpion, ни Ripsaw до категории боевого танка соответственно классификации ДОВСЕ и ООН «не дотягивают» из-за своего небольшого веса. А Ripsaw вообще не получил вооружения, да и оснастить его можно было или крупнокалиберным пулеметом, или пушкой калибра менее 30 мм. Так что обе машины в рейтинге самых быстроходных танков специалистами не рассматриваются.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.Боевая бронированная машина Armadillo CV90

Если для определения наиболее быстрого танка рассмотреть ТОП 10 самых совершенных боевых танков различных стран, то вырисовывается следующая картина их скоростных характеристик:

Все представленные выше показатели скорости зафиксированы при движении по шоссе, при перемещении по пересеченной местности или просто грунтовой дороге они отличаются значительно более низкими показателями. Но совершенно недавно мировое танкостроение удивил своими скоростными характеристиками, не упоминая уже остальные уникальные свойства, новейший российский танк.

Какой русский танкист не любит быстрой езды?

Следует отметить, что советское, а затем и российское танкостроение, наряду с другими важнейшими для танков параметрами, особое внимание уделяло их маневренности, скоростным характеристикам. Например, еще в 1929 году РВС СССР, утверждая систему бронетанкового вооружения Красной Армии, для всех пяти основных танков потребовал высокой быстроходности. Не менялись такие требования и в дальнейшем.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.Танк БТ-5

И они успешно реализовывались. Так, в 1938 году, благодаря установленному на БТ-5/БТ-7 V-образному дизелю В-2, эти советские танки превзошли по скорости все аналогичные машины лучших армий мира. Двигаясь на гусеницах, они уверенно преодолевали отметку в 62 км/час, а на колесах – 86 км/час. Не отставали в скоростных характеристиках танки СССР и России в последующие годы тоже.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.Танк «Армата» Т-14

Но настоящим прорывом в мировом танкостроении стало недавнее появление в России новейшего танка Т-14 «Армата». Не останавливаясь на других его уникальных параметрах, свойственных исключительно этому танку нового поколения, стоит отметить, что, благодаря двигателю мощностью до 1800 л.с., активной подвеске, другим конструктивным особенностям, Т-14 способен достичь рекордной скорости в 90 км/час и не по шоссе, а по пересеченной местности!

Таким образом, именно, «Армата» ныне является самым быстрым танком среди бронированных машин, отнесенных ДОВСЕ и ООН к категории «боевых танков».

Источник

Китайские СМИ рассказали о скоростном рекорде российского танка

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Пекин, 20 августа. Танковый биатлон на полигоне в подмосковном городе Алабино показал неоспоримую высокую квалификацию российских экипажей, пишут китайские средства массовой информации.

Китайские СМИ рассказали о скоростном рекорде российского танка. Российская команда победила в международных соревнованиях в шестой раз, установив при этом рекорд скорости для танка. Как пишет китайское издание Sohu, танк Т-72Б3 с российскими военными прошел всю дистанцию за рекордные один час, 33 минуты и 20 секунд. При этом танк развивал максимальную скорость 84 километра в час. Как уточнили китайские журналисты, это является абсолютным мировым рекордом.

Для сравнения эксперты привели в пример западные танки. Leopard 2 производства Германии может ездить с максимальной скоростью 72 километра в час на ровной дороге. При этом американский легкий разведывательный танк FV101 Scorpion может разогнаться до 80 километров в час. Надо учитывать, что вес этой машины всего восемь тонн. Специалисты подчеркнули, что Т-72Б3 весит более 40 тонн. Издание пишет, что рекордная скорость модифицированного Т-72 была показана на неровной трассе, по шоссе он пошел бы еще быстрее.

Ранее были названы пять причин танкового превосходства России над НАТО. Танковое превосходство России над НАТО уходит в корнями в прошлое и опирается на принципиальные различия в подходах при конструировании боевых машин в России и на Западе, считает журналист Глеб Зима.

Автором были названы пять причин танкового превосходства России над НАТО. По словам эксперта, советские конструкторы уделяли большое внимание габаритам танков. Небольшие танки представляли очевидные плюсы: малозаметность на поле боя и трудности в прицеливании по менее габаритной цели, уменьшение размера машины несло значительную экономию материалов при ее постройке.

По словам Зимы, Т-34 «выиграл» Великую Отечественную войну благодаря тому, что знаменитый немецкий «Тигр» требовал значительно большего времени для производства, больше металла и денег. Как пишет Planet Today, традиции применения габаритных ограничений отечественные конструкторы сохранили и после войны.

В публикации говорится, что разработчики учитывали, что советским танкам, вероятно, придется действовать в условиях противодействия ядерному оружию противника. Именно поэтому большинство российских танков обрели «приземистую и зализанную форму». Исключением в этом случае является только новый танк Т-14 «Армата», большие размеры которого обусловлены наличием бронированной капсулы для размещения экипажа.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Преимуществом, по мнению эксперта, является и автомат заряжания, который на российских танках (начиная с Т-64) стали использовать намного раньше, чем на западных. Журналист уточнил, что практика боевого применения танков говорит о большей эффективности автоматов заряжания в условиях городских боев, когда динамика огневого контакта имеет более высокие темпы.

Помимо этого, в российских танках двигатели, за исключением Т-80 (с газотурбинной СУ), оборудованы дизельными двигателями, как и западные танки, но отечественные от иностранных отличает более высокая мощность из-за с массогабаритных характеристик машин.

Четвертым моментом, дающим существенное преимущество российским танкам, являются элементы динамической защиты. В России создано пятое поколение систем, которые позволяют эффективно противодействовать бронебойным подкалиберным и кумулятивным снарядам противника.

Пятым плюсом Зима назвал то, что западные танки стремятся обезопасить экипаж, вынося боекомплект за пределы обитаемой части боевого модуля, а это ведет к увеличению габаритов башни танка. При этом такая технология чаще всего не спасает людей внутри машины.

Источник

Какой танк был самым быстрым и зачем Maus гоночный мотор?

Читайте также

В World of Tanks возвращаются «Большие гонки». На первый взгляд, между танками и спортивными и гоночными автомобилями лежит огромная пропасть. На самом же деле не всё так однозначно: случаи, когда бронетанковая техника и автоспорт оказывались рука об руку — не единичные.

Танки Кристи

Пожалуй, лучшим примером сочетания автоспорта и танков стали машины Джона Уолтера Кристи. Первоначально он занимался танкостроением, но в начале XX века талантливый конструктор подался в гонщики. Кристи поразил мир своими монстрами на колесах, которые имели передний привод и огромные двигатели. Один из гоночных заездов едва не стоил Кристи жизни, конструктор долго лечился от полученных травм.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

По задумке, к крыше танка крепилась конструкция, состоящая из центроплана, выполненного по схеме биплана, хвостового оперения на длинных балках, а также двухлопастного винта. Винт приводился в движение по системе приводов от танкового двигателя. В таком виде M1932 должен был взлетать, после приземления планер сбрасывался, после чего машина вела себя как обычный танк. Подобная схема сулила небывалую мобильность и возможность действовать в глубоком тылу противника.

На испытаниях танк показал максимальную скорость 96 км/ч, при этом M1932 двигался на гусеницах. На колёсном же ходу скорость оказалась просто фантастической — 190 км/ч! Неофициальный мировой рекорд, который поставил M1932, не побит до сих пор. В то время далеко не каждая гоночная машина могла двигаться с такой скоростью.

Скоростной истребитель

Отчасти к концепции танка Кристи имеет отношение и истребитель танков GMC M18, известный также как Hellcat. У самого Кристи ничего путного не получилось, зато авиадесантный истребитель танков удалось построить автомобилестроительной компании Buick, чьи машины не раз участвовали в гонках.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

В годы Второй мировой войны Buick полностью перешел на военные рельсы, а GMC M 18 стал его главной продукцией, причём пушки выпускал ещё один автопроизводитель, входивший в General Motors, — Oldsmobile.

Мышиный мотор с гоночным прошлым

Имя Фердинанда Порше самым тесным образом связано с автоспортом. Задолго до основания знаменитой марки Порше помогал сначала Mercedes-Benz, а позже Auto Union в создании гоночных машин. Этот опыт пригодился Порше при создании самого тяжёлого танка в истории Pz.Kpfw.Maus. Нет, данная машина не выходила на спортивную трассу, но установленный в ней двигатель имел к гонкам прямое отношение.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

В 1937 году Гитлер санкционировал разработку спортпрототипа Mercedes-Benz T80 (также известен под названием Schwarz Vogel — «Чёрная птица»). Эта шестиколесная машина создавалась специально для установки рекорда скорости. Инициатором её создании был знаменитый гонщик Ганс Штук. В качестве силовой установки использовался третий прототип авиационного двигателя DB.603. Можно сказать, что машину построили вокруг данного двигателя.

Разработкой «Чёрной Птицы» занимался Фердинанд Порше в сотрудничестве с Йозефом Миклом, который работал на Porsche AG с 1931 года. Микл создал аэродинамически чистый кузов с характерной деталью в виде крылышек по бокам. Mercedes-Benz T80 был готов к концу 1939 года, ориентировочная скорость машины оценивалась в 750 км/ч, но из-за начала войны рекордный заезд так и не состоялся. Зато опыт работы с данным мотором пригодился Порше при разработке Pz.Kpfw.Maus. Именно этот мотор и поставили в сверхтяжёлый танк.

Десантник с кошачьим сердцем

Использование автомобилестроительных предприятий для выпуска гусеничной бронетехники широко применялось в ряде стран, включая и Англию. Например, крейсерские танки, одни из наследников машин Кристи, выпускали на заводе Morris. После войны данная тенденция сохранилась, правда, уже в отношении колесной техники. Alvis Cars, выпускавшая в том числе и спортивные машины, производила бронемашины FV601 Saladin, на некоторое время сменившие в английской армии лёгкие танки-разведчики.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

В начале 60-х английская армия составила требования на лёгкий авиадесантный танк-разведчик. Развитием данной концепции стало семейство боевых машин GSR 3301 CVR(T). Были построены несколько тестовых шасси, получивших обозначение TV15000. На них отрабатывались различные технические решения, включая и силовую установку. Вопрос с двигателем стоял остро, поскольку задание предполагало максимальную скорость 80 км/ч.

На определённом этапе разработки пришлось обратиться к миру автоспорта. Так на танке-разведчике прописался 6-цилиндровый двигатель Jaguar XK от спортивного автомобиля Jaguar E-type, классики английских спорткаров 60-х. Мотор дефорсировали до 195 л.с. После завершения испытаний GSR 3301 CVR(T) превратился в FV101 Scorpion, самый массовый послевоенный лёгкий танк, а заодно и самый быстрый.

Технологии «Формулы-1» в танкостроении

Гонки «Формулы-1» — это зрелище, которое привлекает не только миллионы зрителей, но и сотни миллионов долларов, которые тратятся на разработку новых технологий. Активная подвеска, кузов-монокок, новые типы дисковых тормозов, широкое применение углепластика, антикрылья — это лишь малая доля того, что принесла «Формула-1» в автомобилестроение. Как ни странно, но технологии, которые появились в мире «Формулы-1», иногда попадают и на образцы бронетанковой техники. Например, такие технологии отрабатывались на уже упомянутом FV101 Scorpion

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Одной из ведущих команд «Формулы-1» в 50-80-х годах была Lotus, основанная Колином Чепменом. Данная команда находилась в авангарде передовых разработок, что во многом и предопределило 7 побед в чемпионате, включая и победы в престижном Кубке конструкторов. Именно Lotus в 1983 году внедрила систему активной подвески, ныне она есть не только на гоночных болидах, но и у обычных машин.

Так вот, именно с этой подвеской связано сотрудничество Lotus Engineering в бронетанковой области. В 1992 году была запущена программа Lotus Activ. Речь шла о разработке улучшенной подвески, благодаря чему повысилась плавность хода. С улучшенной подвеской, разработанной на базе решений из мира «Формулы-1», Scorpion мог ехать на более высокой скорости по пересечённой местности.

Автор текста — Юрий Пашолок

Расскажите в социальных сетях или обсудите на форуме

Источник

Какую скорость развивает танк

Разговор англичанина — хозяина дома с водителем автомобиля, въехавшим в его кухню через пролом стены:

Хозяин: «Вы куда ехали?»

Водитель: «Вообще я ехал в Ливерпуль, но не вписался в поворот».

Хозяин: «В следующий раз поезжайте через спальню, там путь короче».

Во всем должно быть чувство меры. При назначении высокой максимальной скорости перспективных образцов бронетанковой техники необходимо иметь четкое представление о существовании ряда препятствий, преодоление которых связано с трудноразрешимыми техническими проблемами (например, надежностью ходовой части) и, главное, с опасными явлениями, относящимися к так называемому человеческому фактору.

Ироничный анекдот, предшествующий этой главе, и фотографии указывают на желание авторов заострить внимание танкостроителей и военных специалистов на существовании проблем, связанных с освоением высоких скоростей в танкостроении. Игнорирование этих вопросов может направить развитие танкостроения по ложному пути, что негативно отразится на сроках поступления в войска современной бронетехники и наложит дополнительные тяготы на военный бюджет страны. История танкостроения в СССР имеет такие примеры.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

В 30-х гг. прошлого столетия у нас в стране наиболее массовыми были легкие танки Т-26 и колесно-гусеничные БТ. Последние составляли основу наших механизированных и танковых соединений. Средние танки Т-28 и тяжелые Т-35 изготавливались в ограниченном количестве. Бронирование всех танков было противопульным. Обладая высокой удельной мощностью, танки БТ не имели себе равных в мире по маневренным качествам. Это видно из представленной таблицы.

Характеристики подвижности быстроходных танков БТ [8],[9].

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

Обобщение опыта боевых действий легких танков Красной Армии в Испании, а также опыта эксплуатации танков в войсковых соединениях показало следующее:

— танки БТ отвечали требованиям подвижности, но были перегружены, нерешенной проблемой была низкая надежность ходовой части;

— возникла проблема запасных частей, усугубленная наличием в одном классе бронемашин двух разнотипных танков — Т-26 и БТ.

Стало ясно, что для вооружения РККА требуется новый единый, надежный танк общевойскового применения. Таким танком стал легендарный Т-34, созданный коллективом конструкторов под руководством выдающегося главного конструктора М.И. Кошкина. Он сумел доказать колеблющемуся и нерешительному военному руководству, что ставка на высокую эксплуатационную скорость в ущерб бронированию и вооружению, принятая в 1933-1934 гг., устарела, а перспективный танк должен иметь только гусеничную ходовую часть с оптимальной максимальной скоростью 54 км/ч. Но вопрос о выборе единого нового танка затянулся до 1940 г. Все это время продолжался выпуск устаревших танков типа Т-26 и БТ, с которыми Красная Армия вступила в бой с немецкими танками, укомплектованными высококлассными обученными экипажами.

Принятый на вооружение Красной Армии прекрасный танк Т-34 перед началом войны не был освоен в серийном производстве, имел недостаточную надежность. Новые танки, поступившие на вооружение, требовали для своей эксплуатации новые виды топлива (для танков Т-34 и КВ-1 — дизельное топливо, для всех остальных — бензин) и боеприпасы в связи с установкой пушек повышенного могущества. Снабжение войск этими расходными материалами не было налажено. Отсутствие необходимого количества дизельного топлива и практических снарядов препятствовало проведению плановых боевых занятий по слаживанию танковых взводов и рот. «Предотвратить катастрофу лета 1941 г. в тех условиях могло только чудо» [8]. Чудо случается только в сказках.

К 1 декабря 1941 г. за четыре месяца войны мы потеряли 20 тыс. танков из 23 тыс., имевшихся на начало Великой Отечественной войны — поданным Института военной истории, на которые ссылается Ю.П. Костенко [11].

Но все это было потом, а в мае 1940 г. Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов был снят с должности Наркома обороны СССР с формулировкой:

«За отставание в разработке вопросов оперативного управления и непонимание принципов применения танков, авиации, десантов» [12].

Извлекли ли мы из этого исторического периода отечественного танкостроения какой-то полезный урок? Оказывается, нет! Вновь существуют в наших войсках разномарочные танки, ГСМ и запчасти; о прыгучести танков говорят во всех СМИ больше, чем о могуществе вооружения и защищенности. Также слаба надежность ходовой части танка Т-80У, также нерешительно действует высшее военное руководство в комплектовании Сухопутных сил единым танком Т-90, принимая на вооружение новые модификации газотурбинных танков типа Т-80. Зазвучали призывы создателей Т-80 к достижению скоростей танков 100 км/ч, поддерживаемые отдельными руководителями ГАБТУ Минобороны. В опубликованных мечтах одного из создателей танка Т-80 [13] видится достижение в танке XXI века следующих показателей:

«Удельная мощность силовой установки — 50-30 л.с./т, средняя скорость движения 70-75 км/ч, максимальная — 100 км/ч. Ресурс машины — 3000-4000 ч. Выполнить эти требования возможно с установкой газотурбинного двигателя». Для реализации указанных фетиш-скоростей на марше в колонне А. Дзявго предлагает увеличить дистанцию между машинами[5].

Кстати, а как влияет скорость танка на дистанцию между машинами?

На основании исследований, на которые ссылается Ю.П. Костенко [15], дистанция между машинами должна устанавливаться в зависимости от скорости движения колонны следующим образом:

— допустимая дистанция при 30 км/ч — 30 м;

— при 50 км/ч — 150 м и т.д.

При скоростях 75-100 км/ч дистанция между танками должна составлять уже сотни метров. И к этому призывает нас А. Дзявго?

Ссылаясь на проведенные исследования, Костенко приводил такие данные:

График зависимости фактической скорости движения батальонной колонны Vк («1») от максимальной скорости одиночного танка Vод («2»)

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

«. Как показывает опыт, увеличение скорости движения танков одиночных не увеличивает скоростей движения колонн» и прилагал график.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

М1«Абрамс». «Не вписался в поворот»

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

M1 «Абрамс». «Догоняя свою колонну. Нерасчетливый обгон»

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

«Меркава». «Не успел затормозить»

Скорость танка. Какой она должна быть?

Апологеты высокоскоростных танков типа «БТ» Н.И. Прокопенко и А.А. Соловьев считают, что при возникновении локальных войн и конфликтов «. потребуются мобильные воинские подразделения, оснащенные высокоскоростными боевыми и вспомогательными машинами. Если раньше, исходя из существовавшей тогда концепции применения танковых войск, на первое место ставились маршевые возможности танков, то в настоящее время в боевых условиях на первое место выдвигаются подвижность и маневренность одиночного танка», способного быстро перемещаться и наносить удары в условиях «партизанской войны»[16].

С этим нельзя согласиться. В интервью «ВПК» главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник А.Ф. Маслов в сентябре 2005 г. сказал, «…что применение танковых войск в контртеррористической операции является все же частной, а не характерной для них задачей. Главное предназначение танковых частей и подразделений — ведение боевых действий в локальных и региональных (крупномасштабных) войнах» [17].

Один из главных военных теоретиков в части боевого применения танков доктор военных наук, профессор Н.К. Шишкин в специальной статье «Танки в локальных войнах и вооруженных конфликтах» [18] особо подчеркивает тенденцию роста и удельного веса танков в составе общевойсковых группировок войск, участвующих в таких боевых действиях. Например, в арабо-израильских войнах в 1967 г. участвовало 3000 танков, в 1973 г. — 6700, в зоне Персидского залива («Буря в пустыне») уже более 9000 и т.д. В пространной аналитической статье боевого применения танков в локальных и вооруженных конфликтах с 1950-х гг. по настоящее время им не приведен ни один случай, подтверждающий концепцию применения одиночных танков.

Скопление такого большого количества танков в назначенном районе невозможно представить без организованного передвижения войск в колоннах, называемого маршем, с организацией разведки, охранения, защиты от ОМП и воздушного нападения, маскировки, инженерного, технического и тылового обеспечения, наличия комендантской службы и пунктов управления.

Если признать концепцию преимущественного применения в боевых действиях одиночных танков, надо немедленно приступить к изменению ТТТ к танкам.

Анализируя влияние на эффективность бронетанковой техники основных факторов, характеризующих современный бой, Г.Б. Пастернак пишет: «Многие характеристики и свойства БТТ задаются, учитывая их коллективное применение: броня усиливается в переднем секторе за счет остальных проекций, такая же направленность приборов прицеливания и наблюдения, вооружения, расположение МТО на корме. Необходимо стремиться поддерживать эту особенность боевого применения БТТ однообразием характеристик подвижности.

В 1983—1986 гг. в зимних условиях на территории Сибирского военного округа проводились очередные войсковые испытания (ВИ) отечественных танков под кодовыми названиями «Тайга» (1983—1984 гг.) и «Акация» (1985—1986 гг.). Было установлено, что маршевые скорости колонн танков Т-72 при движении «по-походному» на ВИ «Акация» превосходили на 13% маршевые скорости танков на ВИ «Тайга». По заключению комиссии, это было обусловлено тем, что на ВИ «Тайга» колонна двигалась со скоростью, установленной боевым уставом, а на ВИ «Акация» — со скоростью, определяемой техническими возможностями танков [31].

Несмотря на очевидное качественное улучшение подвижности всех принятых на вооружение СССР новейших танков, изменений установленной в боевом уставе средней скорости их движения не последовало.

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к объективным данным, показывающим, насколько повлияло повышение удельной мощности и максимальной скорости движения танков на фактически достигнутые значения их средней скорости в различных условиях эксплуатации.

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — писал известный историк Василий Ключевский. Пусть это будет напоминанием тем, кто сегодня отвечает за будущее отечественного танкостроения.

Рекламные утверждения ряда авторов публикаций [5, 6, 20] о том, что танковый газотурбинный двигатель явился столь же революционным шагом в танкостроении, как переход с поршневого двигателя (ПД) на газотурбинный в авиации, а «установка на танк ГТД равнозначна замене бензинового двигателя на дизель в 40-х гг. XX века» [13], являются глубоко ошибочными. Что касается авиации, то стремление летать с возможно большими скоростями в конце 1940-х гг. стало ограничиваться недостаточной мощностью поршневых двигателей и характеристиками винтомоторной группы.

В авиации переход к турбореактивным двигателям обеспечил только за 5 лет невиданное увеличение скорости полета самолетов от 600—700 км/ч в 1945-1950 гг. до 1500-2000 км/ч в 1950-1955 гг., т. е. в среднем в 2,7 раза при приемлемой экономичности [21], что сделало возможным повсеместное вытеснение поршневых двигателей более прогрессивными реактивными.

Более 30 лет в России (СССР) существует газотурбинный танк Т-80. Высшее военное руководство страны в годы «холодной войны» делало ставку на стремительный выход этих танков из Восточной Германии к проливу Ламанш уже к утру пятого (по другим данным, восьмого—десятого [22]) дня наступления в случае начала «большой войны», ориентируясь только на высокие максимальные скорости танка Т-80 по шоссе, согласно рекламным проспектам. Ошибка Генерального штаба СССР особенно хорошо обозначилась… в 1991 г., когда «… темп решающего маневра VII корпуса США, выполняемого по Кувейту, задавался не скоростью его танков M1, а скоростью обременяющего его транспорта снабжения, от которого корпус зависел в отношении топлива» [23].

Насколько серьезно это влияет на маршевые скорости танков, свидетельствует тот факт, что в последней войне коалиционных войск во главе с США на Ближнем Востоке против Ирака в 2003 г. танковые колонны М1А2 только за 4 суток преодолели 100 км, чтобы достичь Багдада. И это происходило на территории богатейшего нефтеносного региона, причем фактически без сопротивления со стороны войск Саддама Хусейна, подавленных успешными действиями авиации и все уничтожающими ракетными атаками.

Мудрый британский политик У. Черчилль говорил:«Какой бы хорошей ни была стратегия, время от времени нужно смотреть на результат». Наступил момент сравнить ожидаемые и полученные результаты скоростных характеристик танка Т-80.

• По результатам войсковых испытаний (ВИ) газотурбинные танки Т-80, номинальная удельная мощность которых превышала показатели дизельных танков Т-72 на 25%, имели преимущество по тактическим скоростям[6] в европейских условиях на 9%, в условиях Средней Азии — не более 2%. В горной местности танки Т-80 уступали в скорости танкам Т-72 [24]. На войсковых испытаниях «Ольха» в 1984 г., проходивших на территории Прикарпатья, при движении по пересеченной местности, действуя в боевых порядках (10 ленинградских танков Т-80У с ГТД мощностью 1100 л.с. и 1250 л.с. и 10 тагильских танков Т-72А с дизельными двигателями мощностью 840 л.с), средние скорости тагильских танков были на 5,4% выше скорости танков Т-80У [24]. А в условиях Дальнего Востока в 1980—1981 гг. (войсковые испытания «Багульник») при движении танков на протяженных лесных дорогах с узкими проходами между деревьями, средние скорости танков Т-72А на отдельных участках превосходили средние скорости танков Т-80У до 11% [24]. В то же время часовой расход топлива у Т-80 был выше, чем у танков Т-72, в 1,8 раза, а запас хода по топливу меньше до 31% [25].

По результатам специально выполненной Всесоюзным (Всероссийским) научно-исследовательским институтом транспортного машиностроения (ВНИИТМ) научно-исследовательской работы [26] были выявлены факторы, ограничивающие скорости движения танков Т-72 и Т-80 при движении в одинаковых условиях по пробеговым трассам в различных регионах СССР. Было установлено, что практически при одинаковых средних скоростях движения, при существенном преимуществе в удельной мощности Т-80 в сравнении с танком Т-72, скорости танка Т-80 во всех регионах сдерживали микропрофиль трассы (конструктивный недостаток ходовой части) и извилистость пути движения (с ней связаны частое использование тормозов с последующим разгоном танка после торможения. Из-за худшей приемистости ГТД танк Т-80 проигрывал всегда при преодолении извилистых участков трассы!).

Скорости танка Т-72Б с дизелем мощностью 840 л.с. ограничивались, в основном, сопротивлением движению, т.е. недостатком мощности двигателя. (Напомним читателю, что мощность двигателя танка Т-90С, являющегося продуктом глубокой модернизации танка Т-72Б, составляет 1000 л.с).

Скорости танков при войсковой эксплуатации резко снижаются по сравнению со скоростями, достигаемыми танками на всех проводимых официальных испытаниях и выставках, и мало зависят от типа двигателей и удельной мощности танка. В этом нетрудно убедиться: по данным подконтрольной эксплуатации танков в войсковых частях средние эксплуатационные скорости движения составили: у танков Т-80Б (удельная мощность 23,3 л.с/т) и Т-80БВ (удельная мощность 24,7 л.с/т) — до 12,5 км/ч; у танков Т-72Б (удельная мощность 18,9 л.с/т) — до 10,5 км/ч [27]. Эти скорости более чем в 2,5—3 раза ниже средней скорости танков при проведении официальных войсковых испытаний. Средняя скорость танков Т-80 в экспериментальной танковой роте в Группе советских войск в Германии, опекаемой специалистами ленинградских КБ — создателей танка и двигателя, составила всего 10,3-15,2 км/ч [6].

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

какую скорость развивает танк. картинка какую скорость развивает танк. какую скорость развивает танк фото. какую скорость развивает танк видео. какую скорость развивает танк смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую скорость развивает танк.

• По условиям безопасности движения максимальные скорости современных танков установлены до 72 км/ч. На английском основном боевом танке «Челленд-жер-2» максимальная скорость вообще составляет 56 км/ч [28, 29]. Существует мнение военных специалистов, что максимальная скорость по шоссе вообще является чисто технической характеристикой и при оценке эффективности бронетанковой техники не должна приниматься во внимание [19]. Увлечение высокой максимальной скоростью требует усложнения трансмиссии — введения дополнительных передач вперед, которые могут никогда не использоваться, но будут оплачены снижением надежности танка. Недоиспользование мощности двигателя в процессе движения танка ведет к необоснованному увеличению габаритов моторно-трансмиссионного отделения, ухудшению топливной экономичности и повышению стоимости танка.

В отечественной специальной литературе, начиная со второй половины прошлого века, вопрос о приоритетности высокой максимальной скорости никогда не поднимался и не включался заказчиком в ТТЗ на разработку перспективных танков.

Интересная информация по этому вопросу содержится в «Дневниках» главного конструктора А.А. Морозова [30]. В мае 1972 г. на научно-техническом совете Министерства оборонной промышленности с участием главных конструкторов отрасли рассматривались проекты перспективных танков 1980-х гг. А.А. Морозов докладывал о представленном ХКБТМ техническом предложении по разработке нового перспективного среднего танка Т-74 (изделие «450») с заявленной максимальной скоростью 70 км/ч. При обсуждении этих предложений начальник Главтанка Н.А. Кучеренко (в прошлом — заместитель А.А. Морозова по общим вопросам) сделал замечание докладчику: «Надо поднять максимальную скорость движения танка до 100 км/ч!»

Морозов и все другие главные конструкторы, а также директора институтов даже не стали обсуждать этот вопрос.

средняя нагрузка двигателя более 80% составляет всего 8% (!) от суммарного времени работы двигателя;

потребность в движении танка выше 20 км/ч не превышает 4% (!) [31].

Решающим показателем подвижности является средняя скорость на пересеченной местности. Средние скорости танковых колонн на маршах при войсковых испытаниях составляют для всех стран мира 25—35 км/ч [15, 28, 32]. Назначение средних скоростей танков на пересеченной местности требует также тщательного обоснования с учетом взаимосвязи динамических возможностей машины и человеческого фактора.

К сожалению, в Российской армии, как в школе, есть не только отличники и хорошисты, но троечники и неуспевающие. Во времена СССР качество призывного контингента было заметно выше, однако, по данным исследования ВНИИТМ 1988 г., сержанты и солдаты за 2 года службы в среднем были способны реализовать лишь 60% боевых возможностей бронетанковой техники [15]. По результатам подведенных Минобороны России итогов зимнего периода обучения 2006—2007 гг. в войсках, хорошую оценку получили только 28% всех соединений вооруженных сил. «На «удовлетворительно» отчитались 72% дивизий» [33]. Нетрудно понять, что при движении танковой колонны с соблюдением уставных требований по дистанции между машинами средняя скорость перемещения колонны будет определяться наименее подготовленными водителями.

Этим и объясняется наличие слабой зависимости средней скорости движения танковых подразделений от удельной мощности танков при современных ее уровнях, достигающих более 20 л.с/т.

В дневнике главного конструктора А.А. Морозова [30] содержатся записи о нескольких столкновениях танков Т-64А при совершении марша из Чугуева в Новомосковск 20.06.1972 г. в составе колонны из 16 танков. А 15 ноября 1972 г., описывая результаты марша черкасского танкового полка, Морозов привел данные о семи случаях столкновений танков на марше. Участвующий «вне конкурса» на войсковых испытаниях 1972 г. опытный танк УКБТМ — объект «172-2М», укомплектованный первоклассным профессиональным экипажем из числа испытателей УКБТМ, догоняя колонну танков, не заметил выползавшей из густых кустов водовозки… Водитель и пассажир водовозки даже испугаться не успели, как ЗИЛ-157 лишился своей передней части. К счастью, оба человека сильно не пострадали, и после обследования в больнице их отпустили домой [24]. В войсковых испытаниях 1986 г. трех типов новейших танков было также зафиксировано 5 наездов машин друг на друга [28]. Мы располагаем аналогичными примерами, взятыми из опыта эксплуатации зарубежных танков. Нелишним будет привести предупреждение Р. Хилмеса [34] танковым конструкторам: «Экипажи танков «Леопард-2» вынуждены признать факт, что их танк движется по местности быстрее, чем они успевают среагировать».

В марте 1974 г. на совещании в Министерстве оборонной промышленности обсуждались основные показатели перспективных танков. В ходе этих обсуждений прозвучала реплика заместителя главного конструктора ЧТЗ: «Средняя скорость движения танков более 45 км/ч не нужна, экипаж при такой скорости работать не может» [30]. С этим мнением никто из главных конструкторов и военных спорить не стал.

Танковые специалисты знали, что скорость танка ограничивают: управляемость, возможность пробоя подвески при движении по неровностям и психофизиологические возможности человека. Первые два фактора можно преодолевать совершенствованием конструкции танка. Можно повысить среднюю скорость, используя специальный отбор людей для формирования экипажей, а также применяя их специальное обучение и тренировки, как в авиации. С ростом удельной мощности современных танков, усложнением их конструкции, внедрением новых комплексов потребовалось бы комплектовать экипажи профессионалами (по примеру авиации — офицерами). С этой просьбой в Генштаб обратилось ГБТУ. Однако Генштаб на это согласия не дал, мотивируя свой отказ финансовыми соображениями, так как планировал иметь танков в армии ориентировочно на два порядка больше, чем самолетов [11]. Но, даже комплектуя экипажи профессионалами, нельзя «перешагнуть» через определенные ограничительные пределы в допустимой средней скорости движения танка.

Поэтому никак нельзя согласиться с мнением наших оппонентов, что ошибки экипажей относятся «не к танку или двигателю» [2]. Авторитетный танковый специалист Ю.П. Костенко не стеснялся в оценке таких подходов: «К сожалению, до сего дня наши военные специалисты — танкисты и танкостроители рассуждают о динамических возможностях машины только с точки зрения техники, проявляя либо бездарность в вопросах зависимости динамики танка от способностей человека, либо непростительно пренебрегая человеческим фактором вообще» [15].

Очевидно, вопрос о допустимой средней скорости танков по пересеченной местности тесно увязан со многими факторами и требует глубокого научного изучения.

Логично рассуждая, прежде чем браться за разработку и освоение для перспективного ОБТ дорогостоящих и сложнейших конструкций новой силовой установки с мощнейшим двигателем или гидропневматической подвески с динамическим управлением от бортовой ЭВМ [35], надо убедиться в совместимости этих нововведений с психофизиологическими возможностями «среднего» танкового водителя при эксплуатации этого танка в войсках.

• В процессе войсковых испытаний на территории СССР в 1970-х и 1980-х гг. проводились ротные тактические учения (РТУ) с участием новейших танков, находящихся на вооружении на тот период времени. В учениях разыгрывались «боевые действия», позволяющие максимально реализовать технические возможности новых танков. Уровень подготовки экипажей танков Т-72 и Т-80, сформированных из одного танкового батальона и обученных в одинаковое отведенное на это время, был равным. Разбор ротных тактических учений показал, что у танков Т-80 нет никаких преимуществ перед танком Т-72. Например, время на выполнение тактических задач при проведении РТУ в 1981 г (ВИ «Тайфун») оказалось для всех марок машин практически одинаковым, так как, по заключению комиссии, определяющим условием для выполнения тактических задач явилось время на обнаружение и поражение цели.

Следовательно, ставка на выигрыш в бою за счет применения высокоскоростных танков без комплексного улучшения других боевых качеств танков и специального отбора экипажа по психофизиологическим качествам и его обучения с применением современных средств, как в авиации, обречена на неудачу.

* * *

Литература и источники

1. Козишкурт В., Ефремов А. Танковый вальс. Будущее отечественного танкостроения // Завтра. — 2007, №46 (730).

3. Козишкурт В., Ефремов А. Бросивший вызов времени. // ВПК. — 2005, №26 (93).

4. Козишкурт В., Ефремов А. Чего не боятся танки? // НВО. — 2004, №38.

5. Изотов Д. Критика статьи «А дизель все-таки лучше»: http://alexfiles99.narod.ru/library/0001/diesel orgasturbine.htm.

6. Ашик М., Ефремов А., Попов Н. Танк, бросивший вызов времени. — СПб., 2001.

7. Мясников В. Атака недорогих танков. // НВО. — 2004, №31 (391), 20 авг.

8. Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937-1943. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.

9. Полная энциклопедия танков мира. 1915—2000 гг. // Сост. Г.Л. Холявский. — Минск: ООО «Харвест», 1999.

10. Шмелев И.П. Танки в бою. — М.: Молодая гвардия, 1984.

11. Костенко Ю.П. Танки. (Воспоминания и размышления). Ч. 2. — М.: Эра, 1996.

12. «Комсомольская правда», 2007, 22 февр. — 1 марта.

13. Дзявго А. Основные требования к боевому танку XXI века. // ВПК. — 2005, 13-19 апр.

14. Брилев О., Лосик О. Танк на пороге XXI века. // Техника и вооружение. — 2006, №1.

15. Костенко Ю.П. Танк (человек, среда, машина). — М.: Правда Севера, 2001.

16. Костин К.И., Прокопенко Н.И., Соловьев А.А. Развитие силовых установок танков: перспективы и проблемы. Материалы конференции «Броня-2002».

17. Петров С. Броневой щит государства // ВПК. — 2005, 7—13 сент.

18. Шишкин Н.К. Танки в локальных войнах и вооруженных конфликтах. // Вооружение. Политика. Конверсия. — 2000, №4.

19. Пастернак Г.Б. Сравнение основных машин бронетанковой техники. // Оборонная техника. — 2001, №10.

20. Козишкурт В.И. Наш курс должен остаться прежним: Сб. «85 лет отечественному танкостроению» (7—8 сентября). — Н. Тагил, 2005.

21. Сверхзвуковые самолеты / Под. ред. Листвина Н.И. — М.: Иностранная литература, 1958.

22. Березкин В. Дизельные «восьмидесятки». // Техника и вооружение. — 2007, №11.

23. Ogorkiewich R. New US Tank Engine is Making Thirsty Work. / Jane’s defense Weekly. 2001, 14 February.

24. Вавилонский Э.Б. Как это было… Ч. 2. История создания танка Т-72. Силовая установка. — Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.

25. Кириченко П., Пастернак Г. Парадоксы отечественного танкостроения. — М.: РОО «Техинформ», 2005.

27. Информационный справочник по надежности танков Т-72Б, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У, Т-90… по результатам войсковой эксплуатации и испытаний. — СПб.: ВНИИТМ, 1994.

28. Вавилонский Э.Б. Как это было… Ч. 1. Газотурбинный танк — объект 167Т. — Н. Тагил, 2001.

29. Устьянцев С, Колмаков Д. Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72. — Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.

30. Танк и люди: Дневник гл. конструктора Александра Александровича Морозова:- Харьков: НТУ «ХПН», 2007.

31. Архивы ОАО «УКБТМ».

33. Литовкин В. Семь полков двоечников. // НВО. — 2007, 8—21 июня.

35. Шаповалов В.В. О перспективах танковых ходовых частей. Материалы конференции «Броня-2002».

36. Барятинский М. ТанкТ-80. — М.: Танкомастер, 2002.

37. Какой двигатель нужен для танка. // Обозрение армии и флота. — 2007, №4.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *