какую скорость развивает ласточка электричка
Ласточка — описание и характеристики
«Ласточка» — это скоростной электропоезд, созданный в компании «Siemens AG» для российских железных дорог на основе платформы «Siemens Desiro». Описание поезда «Ласточка» включает в себя список маршрутов, на которых он используется, технические характеристики поезда «Ласточка», короткую историческую справку.
«Ласточки» связывают между собой Москву с Нижним Новгородом, Орлом, Курском и Смоленском, Санкт-Петербург — с городами Великий Новгород, Бологое и Петрозаводск. Кроме того, поезда этого типа курсируют на линиях между Краснодаром и Ростовом-на-Дону, Краснодаром и Адлером, Майкопом и Адлером, в сочинском регионе. Во время Зимней Олимпиады в Сочи «Ласточки» перевозили участников, гостей и зрителей Игр.
Обычно «Ласточка» состоит из 5 вагонов, но на загруженных направлениях курсируют сдвоенные составы, состоящие из 10 вагонов. Все вагоны в поезде — сидячие, одного класса. Туалеты в поезде «Ласточка» расположены только в первом и последнем вагоне. Длина поезда — 130 или 260 метров, в зависимости от числа вагонов.
Поезда «Ласточка-премиум» ходят на маршрутах Москва — Санкт-Петербург, Москва — Курск и Санкт-Петербург — Петрозаводск. От обычных «Ласточек» эти поезда отличаются более удобными салонами междугороднего типа и наличием бизнес-класса в одном из головных вагонов.
Скорость поезда «Ласточка» достигает 160 км/ч. Для этого в каждом из головных (моторных) вагонов установлены по 4 электродвигателя мощностью по 320 кВт. Каждый из них примерно в три раза мощнее мотора современного легкового автомобиля.
«Ласточка» может эксплуатироваться при температурах от −40 до +40 °C. Во всех вагонах работают системы климат-контроля.
Контракт на поставку 1200 вагонов серии «Desiro Rus» был заключен между «Российскими железными дорогами» и компанией «Siemens» в сентябре 2011 года.
11 ноября 2013 производство поездов «Ласточка» началось на заводе «Уральские локомотивы» (первым производителем поездов «Ласточка» был завод в немецком городе Крефельд, недалеко от голландской границы). Планируют, что на уральском заводе будут собирать по 200 вагонов в год. На этом же заводе с использованием технологий компании «Siemens» с 2011 года уже производятся грузовые локомотивы.
«Ласточка»: кто и как создал первый скоростной электропоезд в России
История скоростной железной птицы, которая сегодня стала одним из самых узнаваемых электропоездов России, началась в 2011 г.
Тогда уральский завод подписал долгосрочный контракт с РЖД на поставку не менее 1200 вагонов скоростных «Ласточек» в период с 2015 по 2022 гг. К нынешнему дню из цеха в Верхней Пышме на железнодорожные магистрали страны вышло более 170 электропоездов «Ласточка» разных модификаций и составности, — говорит первый заместитель гендиректора по технической политике «Уральских локомотивов» Виталий Брексон. Он рассказал РБК Екатеринбург, как изменилась «Ласточка» за эти годы.
Эта публикация продолжает спецпроект РБК Екатеринбург «Уральским локомотивам» — 10 лет». В предыдущих выпусках мы рассказали 10 главных фактов о заводе и перечислили основные достижения компании за годы работы.
— Скоростное пассажирское движение появилось в России благодаря Олимпиаде-2014. Когда наша страна получила право на проведение спортивных игр, организаторы объявили конкурс на разработку и поставку поездов, которые будут обслуживать это событие. Именно тогда в России заговорили об электропоезде «Ласточка».
Пассажирские перевозки на скорости до 160 км/ч распространены в Европе, да и во всем мире. Но европейские аналоги не подходят для российских железных дорог в связи с шириной железнодорожной колеи, у нас в стране она значительно шире, а значит, и вагон можно сделать просторнее. Если взять, к примеру, бельгийский электропоезд то его вагон полностью войдет в вагон нашей «Ласточки» — еще и место останется.
К выпуску первого в России скоростного пассажирского электропоезда мы приступили в мае 2013 года. Через год, 30 мая 2014 года, завод передал заказчику первую «Ласточку», выпущенную на Урале.
С момента запуска первоначальная концепция электропоезда изменилась, ряд узлов и агрегатов были модифицированы почти на 40%. Сегодня уровень использования отечественных компонентов в «Ласточке» превысил 80% —у завода более 160 поставщиков из разных регионов страны. Систему управления мы создавали совместно с уральскими разработчиками, которые приняли активное участие в проекте. Микроклимат делала компания из Екатеринбурга. Знаменитую маску для «Ласточки» изготавливает компания из Челябинска. Пульт управления рисовали совместно с немецкими коллегами, здесь, на «Уральских Локомотивах».
В 2016 году из цеха вышел 45-й электропоезд, в котором впервые применили уникальные российские разработки: систему микропроцессорного управления, систему управления тормозами и механикой тормоза, микроклимат и другие модули и узлы спроектировали и произвели в России. Этот поезд отправился на Московское центральное кольцо (МЦК), он отличался от предшественников не только начинкой, но интерьером. Для МЦК мы разработали специальную модификацию с поручнями, местами для парковки велосипедов и колясок, багажными отсеками — то есть адаптированную именно для перевозки большого количества пассажиров. Сегодня на МЦК курсирует уже более 50 таких составов.
За счет того, что «Ласточку» оснастили российской системой управления, появилась возможность варьировать количество вагонов в составе. В первых поездах нельзя было вмешаться в систему, что-то добавить, расширить функционал. Теперь же «Ласточка» — универсальная базовая платформа, конфигурировать которую можно в зависимости от пожеланий заказчика. И это огромная заслуга отечественных разработчиков. Поскольку разместить блок управления можно в каждом вагоне, мы стали выпускать поезда различной составности — от трех до 10 и даже 12 вагонов.
Сегодня большие составы — в 7 и 10 вагонов — поставляем, например, Московско-Тверской пригородной пассажирской компании. Такие же 10-вагонники готовим для Московских центральных диаметров (МЦД) — это лучи, пересекающие МЦК, которые соединяют точки за пределами собственно столицы, например, Зеленоград и Раменское. Первый электропоезд в фирменной окраске для МЦД уже передан заказчику, до конца года поставим еще семь составов.
Изначально РЖД ставила задачу создать пригородный поезд, работающий на постоянном токе, но время шло, уральский электропоезд становился все более популярен, регионы захотели обеспечить своих жителей новым комфортным и надежным транспортом. РЖД вышли с предложением адаптировать «Ласточку» для движения на участках без контактной сети, но так, чтобы все системы электропоезда функционировали — кухня, кондиционер, розетки, двери. И мы смогли это обеспечить. Был реализован проект интеграции «Ласточек» в мультитопливное движение: теперь по не электрифицированным путям «Ласточку» ведет тепловоз, но пассажиры при этом едут с комфортом, как в столичных регионах.
Следующей модификацией стала двухсистемная «Ласточка» ЭС1П — она может работать и на постоянном, и на переменном токе. Сегодня завод выпустил уже 18 таких электропоездов. Они пользуются популярностью, потому что маршрутов с подобной схемой электрификации много.
За те шесть лет, что «Уральские локомотивы» выпускают «Ласточки», конструкторы создали массу вариантов компоновок электропоезда, и это не конец истории. Безусловно, «Ласточка» будет меняться, к примеру, сейчас уже внедрены элементы машинного зрения, что является шагом к беспилотному вождению поездов.
Работают инженеры «Уральских локомотивов» и над двухуровневым электропоездом. Дизайн-проект уже готов, сейчас процесс перешел в стадию рабочего проектирования. В 2023 году планируется выпустить эти поезда на линию.
Хорошие перспективы у «Ласточки» и в регионах. К слову, количество субъектов РФ, где курсируют наши «птицы», уже составляет 21. Зимой уральские электропоезда планируют запустить еще на одном направлении: в Челябинской области, между столицей Южного Урала и Магнитогорском. Это востребованное направление: два крупнейших города региона, промышленные центры. Но, кроме того, Магнитогорск — это еще и туризм: горнолыжный курорт Абзаково, озеро Банное, Аркаим. В 2019 году межрегиональная «Ласточка» сделала пробный рейс в Сибири по маршруту Омск — Новосибирск — Барнаул – Томск, где специалисты испытали готовность железнодорожной инфраструктуры восточных регионов России к скоростным перевозкам. В 2021 году рейс Новосибирск – Барнаул планируют запустить на регулярной основе.
Скоростной электропоезд «Ласточка» производства компании «Сименс АГ» (Германия)
Электропоезд серии ЭС1 «Ласточка» (Desiro RUS)
Электропоезд серии ЭС1 «Ласточка» изготовлен компанией «Siemens AG» в городе Крефельд (Германия) на основании технических требований компании ОАО «РЖД». Данный подвижной состав разработан на платформе электропоезда «Desiro ML». Для России электропоезд получил название «Desiro RUS» и предназначен для обеспечения пригородных пассажирских перевозок на участках железных дорог с шириной колеи 1520 мм, оборудованных высокими и низкими пассажирскими платформами.
Максимальная скорость электропоезда ЭС1 «Ласточка» составляет 160 км/ч. Схема питания от контактной сети 3 кВ постоянного тока и 25 кВ переменного тока. Пр едусмотрен автоматический режим смены рода тока во время движения (проезд участков со смешанным питанием). Основная составность электропоезда – 5 вагонов. Предусмотрена возможность работы по системе многих единиц (до двух сцепленных между собой составов, с управлением из головной кабины ведущего электропоезда). Электропоезд ЭС1 «Ласточка» может эксплуатироваться в диапазоне температур окружающей среды от –40°C до +40°C.
Основные технические характеристики электропоезда ЭС1 «Ласточка» приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные технические характеристики электропоезда ЭС1
Скоростной электропоезд Ласточка
Скоростной электропоезд «Ласточка» (Desiro RUS) был разработан немецкой компанией Siemens AG. Он состоит из 5 вагонов, общая длина всего состава достигает 130 м. Электропоезд может развивать скорость до 160 км/ч.
Количество посадочных мест:
409 обычных мест для пассажиров;
4 места для пассажиров с ограниченной активностью;
30 мест с откидными сидениями.
ЛАСТОЧКА «СТАНДАРТ»
Курсирует на маршрутах Санкт-Петербург – Великий Новгород, Москва – Нижний Новгород, Роза Хутор – Краснодар, Имеретинский Курорт – Краснодар, Адлер – Майкоп, Москва – Смоленск, Краснодар – Анапа, Краснодар – Кисловодск
ЛАСТОЧКА «ПРЕМИУМ»
Курсирует на маршруте Ростов – Краснодар, Санкт-Петербург – Петрозаводск, Ростов – Новороссийск, Ростов – Кисловодск
ЛАСТОЧКА «НОВЫЙ СТАНДАРТ-ПРЕМИУМ»
Курсирует на маршруте Москва – Иваново, Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Сортавала, Санкт-Петербург – Бологое, Санкт-Петербург – Псков, Петрозаводск – Великий Новгород, Москва – Курск, Москва – Орел, Москва – Смоленск, Москва — Белгород
Поезда «Ласточка» представлены двумя видами: «Стандарт» (Москва – Нижний Новогород, Санкт-Петербург – Великий Новгород – Бологое, Краснодар – Адлер, Москва – Орел и другие) и «Премиум» (Ростов – Краснодар, Москва – Курск, Санкт-Петербург – Петрозаводск, Ростов – Кисловодск).
При необходимости, «Ласточка» (Desiro RUS) может эксплуатироваться в сдвоенном режиме (5 + 5 вагонов).
Конструктивно состав электропоезда «Ласточка» (Desiro RUS) состоит из 2-х моторных и 3-х немоторных прицепных вагонов.
Эксплуатация электропоездов в составности, отличной от 5 или 10-вагонной, не предусматривается.
Типы вагонов поезда «Ласточка»
НУМЕРАЦИЯ МЕСТ В ВАГОНАХ
При разработке схемы нумерации мест учтены следующие факторы:
нечетные места расположены у окна, четные – все остальные (средние, у прохода, откидные);
в вагонах №1 (6) и №5 (10) предусмотрены по два места для инвалидов-колясочников.
Скоростной поезд «Ласточка»
Общее описание поезда
Поезда «Ласточка» проектировались с 2009 года для перевозки пассажиров во время Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2013 году первые поезда связали Москву и Нижний Новгород, а также использовались в качестве аэроэкспрессов во время Универсиады в Казани.
Комфорт и скорость «Ласточки» стали теми факторами, благодаря которым поезд начал курсировать по многим маршрутам. Сеть скоростного поезда до сих пор расширяется, добавляются новые маршруты.
«Ласточка» была спроектирована компанией Siemens AG. При длине состава 130 метров, поезд способен развивать скорость до 160 км/ч.
Маршруты
«Ласточка» курсирует по многим пригородным и межрегиональным маршрутам.
Станции прибытия поезда с отправлением из Москвы:
Также «Ласточка» курсирует по маршруту «Московское центральное кольцо»
Станции прибытия поезда с отправлением из Санкт-Петербурга:
Маршруты «Ласточки» в Краснодарском крае, Республике Адыгее, Ставропольском крае:
Станции прибытия поезда с отправлением из Екатеринбурга:
Станции прибытия поезда с отправлением из Перми:
Станции прибытия поезда с отправлением из Калининграда:
Станции прибытия поезда с отправлением из Петрозаводска:
Время в пути
«Ласточка» — скоростной поезд, поэтому время в пути на маршрутах поезда существенно короче, чем у обычных электричек на том же отрезке пути.
Время в пути на маршрутах, отправляющихся из Санкт-Петербурга:
Станция прибытия | Время отправления | Время прибытия | Время в пути |
Бологое | 08:03 | 11:46 | 3ч 43 мин |
18:50 | 22:27 | 3ч 37 мин | |
Петрозаводск | 06:32 | 11:50 | 5ч 18 мин |
18:00 | 22:57 | 4ч 57 мин | |
Псков | 06:00, 06:55, 12:00, 14:15, 19:05, 20:15 | 09:30, 10:25, 15:30, 17:45, 22:35, 23:45 | 3ч 30 мин |
Сортавала | 06:15, 19:25 | 10:20, 23:30 | 4ч 05 мин |
Маткаселькя | 06:15 | 11:05 | 4ч 50 мин |
Великий Новгород | 07:26 | 10:17 | 2ч 51 мин |
19:32 | 23:08 | 3ч 36 мин | |
Выборг | 07:55, 09:30, 11:39, 13:50, 15:40, 18:15, 20:40 | 09:10, 10:45, 12:54, 15:05, 16:55, 19:30, 21:55 | 1ч 15 мин |
Волховстрой | 13:20 | 15:10 | 1ч 50 мин |
Луга | 08:35, 15:05, 19:05 | 10:25, 16:55, 20:55 | 1 ч 50 мин |
Мельничный ручей | 07:00, 08:45, 17:54, 19:21 | 07:31, 09:16, 18:25, 19:52 | 31 мин |
Зеленогорск | 06:50, 18:03 | 07:25, 18:39 | 35 мин |
10:50 | 11:47 | 57 мин | |
Рощино | 08:38 | 09:44 | 1ч 06 мин |
Каннельярви | 14:21 | 17:35 | 3ч 14 мин |
Ораниенбаум | 08:30, 17:40, 20:30 | 09:20, 18:36, 21:26 | 50 мин/ 56 мин |
Калище | 13:40 | 15:23 | 1ч 43 мин |
Тосно | 06:55, 09:15, 13:15, 15:16, 17:15, 19:50, 21:05 | 07:41, 10:01, 14:01, 16:03, 18:03, 20:41, 21:54 | 46 мин/ 51 мин |
Схема поезда, классы поезда
Ласточка состоит из 5 вагонов, на некоторых маршрутах используются сдвоенные составы.
На маршрутах курсируют поезда класса «Стандарт» и «Премиум»: отличие в поездах в расположении сидений.
В вагоне №1 расположены места бизнес-класса. В вагоне №5 находятся места для пассажиров с животными. В вагонах №1 и 5 располагаются места для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья
Типы вагонов
В «Ласточке», в отличие от других скоростных поездов, вагоны не делятся на разные типы. На поезд можно купить билеты различных классов: базовый, эконом и бизнес-класс – они будут различаться удобствами, но могут находиться в одном вагоне.
Базовый – сиденье не имеет откидной спинки, но оборудовано подлокотниками. В этой же категории продаются билеты для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья.
Эконом – у сиденья есть розетка, возможен выбор сиденья с откидной спинкой. В этой категории продаются билеты для пассажиров с животными (стоимость перевозки животного уже включена в цену билета).
Бизнес-класс – отгороженная часть вагона. Сиденья сделаны из кожи, спинки регулируются, у каждого сиденья – розетка. Предоставляется дорожный гигиенический набор, свежая пресса, питание.
Услуги на поезде
Для пассажиров, следующих на местах бизнес-класса доступен предварительный выбор питания, автомат для чистки обуви, детский набор (при покупке детского билета) и свежая пресса.
За дополнительную плату для всех типов мест доступна услуга мобильного бара, а также покупка товаров в поезде.
В поезде действует сервис по поиску забытых вещей. Выдача вещей осуществляется на основании паспорта и билета.