какую систему выборов в государственную думу предлагал сперанский
Какую систему выборов в Государственную Думу предлагал Сперанский?
Проект государственных преобразований М. М. Сперанского стал переворотом в понимании государственного устройства. Он предлагал стройную систему администрации, которая подчинялась закону и являлась ему подконтрольной.
Какую систему выборов в Государственную Думу предлагал М М Сперанский?
Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу.
Что реализовал Сперанский?
Сперанский представил проект коренных государственных изменений — «Введение к Уложению государственных законов». Целью реформы являлись два главных положения: замена самодержавного правления конституционным; отмена крепостного права.
Как называется проект подготовленный Сперанским?
«Введение к уложению государственных законов» — план всеобщего государственного преобразования в Российской империи, подготовленный М. М. Сперанским к 1809 году.
Какую форму власти предлагал Сперанский?
По поручению Александра I Сперанский в конце 1808 – 1809 выработал проект реформ, который должен был кардинально изменить всю систему управления Россией. Согласно реформе Сперанского, в империи предполагалось ввести передовой принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной.
Какого российского царя сопровождал Сперанский М М в поездке в г Эрфурт?
Сперанский сопровождал Александра в Эрфурт на встречу с Наполеоном и в том же году представил свой проект общей политической реформы на рассмотрение императора.
Какие политические взгляды разделял Сперанский?
Во главу реформы было положено строгое разделение власти на законодательную, административную и судебную, а также разделение властей на местные и центральные. …
Какой принцип просветителей был положен в основу проекта М М Сперанского?
В основу проекта реформы системы государственного управления им был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, соответственно это Государственная дума, министерства, Сенат.
Почему Сперанский был отправлен в ссылку?
Одни считали, что предотвращен бунт крестьян, которых Сперанский хотел вооружить на истребление дворянства; другие — что пресечена попытка отдать Россию Наполеону.
Кто был лидером дворянской оппозиции реформам Сперанского?
С теоретическим обоснованием дворянской оппозиции Сперанскому выступил Н. М. Карамзин — в то время популярнейший литератор, уже работавший и над «Историей государства Российского».
Когда Сперанский составил проект государственных преобразований?
В декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России». Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление.
Почему не был реализован проект Сперанского?
Проект реформ Михаила Сперанского не был реализован по нескольким причинам: Во-первых, его реформы не воспринимались положительно в обществе. Дворяне были против преобразований подобного рода. Во-вторых, его не поддержали бюрократические работники в столице.
Какой принцип по проекту М М Сперанского должен был стать основой выборной системы в России?
В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть, по мнению М. М. Сперанского, реально должен был воплощать орган в виде Государственной думы, которую предполагалось сделать выборным учреждением.
Где родился Сперанский?
Почему Александр 1 отказался от введения проекта Конституции М Сперанского?
ВЫВОД: Александр 1 не смогу провести реформы, из-за неготовности народа к переменам, сложное состояние страны, итд.
Кто отправил Сперанского в ссылку?
17 марта 1812 года Александр отправляет его в ссылку в Нижний Новгород, спустя некоторое время в Пермь. Только спустя несколько лет Сперанскому разрешили жить в своем имении.
1809. Проект реформ М. Сперанского, предусматривавший постепенный переход к монархии конституционного типа
Проект реформ М. Сперанского, предусматривавший постепенный переход к монархии конституционного типа, был разработан и представлен в 1809 г. Этот проект стал важнейшим шагом в развитии Российской империи. Сложность проведения реформ была обусловлена многими факторами, в том числе и тем, что само понятие «конституция» воспринималось в тесной связи с революциями в Европе и Северной Америке. Поэтому реформаторы из либеральных кругов старались избегать данного термина в работе над своими проектами.
Конституционные взгляды Сперанского
В 1809 г. появляется конституционный проект, разработанный советником российского императора по административным вопросам — М. Сперанским. Данный документ получил название «Введения к уложению государственных законов». По мнению Сперанского, государственная власть не может реализовываться на основе закона, принимаемого органом, в полномочия которого будет входить его исполнение. Он считал, что Россия нуждается в конституционных преобразованиях, которые помогут не допустить революции в стране.
Сперанский рассматривал в качестве целей конституционной реформы эффективное внедрение главного принципа существования государственных органов – разделения властей в рамках всей системы. Он высказывался в пользу создания парламента, который должен был стать источником законотворчества, формируясь при этом за счет представителей общества. Поскольку Александр I в тот момент полностью доверял Сперанскому, была предпринята попытка реализовать данный принцип в работе местных органов власти.
Построение ветвей власти
Автор конституционного проекта был убежден в двух аспектах реализации властных полномочий:
На основе принципа выбора должна была действовать и судебная ветвь власти. При этом требовалось обеспечение ее независимости от правительственных структур. Правительство же получало исполнительную власть, но оказывалось поднадзорной законодательному органу в части контроля за соблюдением законов. В итоге законодательную власть получала Государственная дума, судебную – Сенат, а исполнительную – Правительство с министрами.
Сперанский был уверен и в том, что главой державы должен был оставаться император со всей полнотой власти. Однако связь монарха с другими органами власти должна осуществляться через Государственный совет, в состав которого входили сановники по царскому назначению. Госсовет упорядочивал работу правительства. Государственная дума лишалась права законодательной инициативы, хотя и участвовала в разработке законодательных актов и контролировала выполнение конституционных норм.
Сперанский предложил сформировать Думу на основе 4-ступенчатой системы выборности:
Сенат формально считался выборным органом, формируемым губернскими думами. Однако право окончательного утверждения имел монарх. На основе выборности назначались служащие волостных, окружных и губернских судов.
В качестве субъектов избирательного права Проект Сперанского определял граждан с недвижимым имуществом, что исключало участие в выборах крестьянского и рабочего населения. В итоге политической властью наделялись именно помещики.
Исполнительная власть реализовывалась органами, включавшими министерскую систему и территориальные представительства. Монарх утверждал назначение на должности административных служащих, поэтому полностью контролировал их. Деятельность министерств была подконтрольная Правительствующему Сенату.
Судьба конституционного проекта
Конституционный проект Сперанского был одобрен Александром I, однако реализованы были не все положения. В частности, 01.01.1810 г. императорский Манифест учредил Государственный совет. Его состав был представлен высшими сановниками, которых непосредственно утверждал император. Однако в целом сам конституционный проект даже не обсуждался монархом.
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
«План» Сперанского
В декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России». Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление.
Реформатору были переданы все наработанные материалы «Негласного комитета», записки и проекты, поступившие в Комиссию по составлению государственных законов. К тому времени, по его словам, он “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно обсуждал с императором каждый параграф плана.
Основные положения «Плана»
По существу, «План государственного преобразования России» являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами. Это было для Сперанского непреложным условием, и сам он об этом говорил так: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы».
Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя. Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата. В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления. Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки.
По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы:
Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью. Но предусматривался переход из одного состояния в другое. Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода. Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция.
Владимирский комплект законов Российской империи
Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к. неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные.
Содержание личных свобод:
Содержание вещественных свобод:
Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя. Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя.
Идея разделения властей
Идея разделения властей должна была быть положена в основу государственного устройства страны и существовать как законодательная, исполнительная и судебная власти. Эту идею Сперанский позаимствовал на Западе. Он говорил: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».
Сенат должен был стать высшим органом судебной власти. Министерства – исполнительной. Государственная Дума – законодательной.
Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. Суть конституции сводилась к следующему:
1) Разделения властей.
2) Мнения законодательной власти абсолютно свободны и точно отражают народные чаяния.
3) Судебная власть независима от исполнительной.
4) Исполнительная власть ответственна перед законодательной.
Как видим, основные идеи «Плана государственного преобразования России» были довольны радикальными, но почва русской тогдашней действительности была еще не готова принять их. Александра I устраивали лишь частичные преобразования России, прикрытые либеральными обещаниями и общими рассуждениями о законе и свободе. Но он испытывал сильнейшее давление придворного окружения, стремившегося не допустить радикальных преобразований в России.
Дом в Петербурге, в котором скончался М.М. Сперанский
1 января 1810 г. было объявлено о создании Государственного совета, и М. М. Сперанский получил в нем должность Государственного секретаря. Вся проходившая через Государственный совет документация оказалась в его ведении. Создание Государственного совета было первым этапом преобразований: именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, все законопроекты должны были проходить через Государственный совет. На общем собрании Госсовета председательствовал сам государь. Он мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Н. П. Румянцев. Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (Сперанский).
Другие реформы
3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях, который менял порядок получения званий и привилегий. Теперь эти звания следовало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ о реформировании порядка получения придворных чинов был подписан императором, но все понимали, что автором его был Сперанский. В России в течение многих десятилетий дети знатных фамилий с рождения получали придворные чины камер-юнкера (5 класса), через некоторое время камергера (4 класса). Став взрослыми они, нигде не служив, автоматически получали «высшие места». А указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев найти себе место службы, иначе их ждала отставка.
Кроме того, он создал план изменения порядка производства в чины, действующего с эпохи Петра I. Сперанский прямо говорит о вреде петровской «Табели о рангах» и предлагает отменить или регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8 классу «Табели о рангах». С этого класса и выше чиновники имели значительные привилегии и высокие оклады. Желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству было не под силу. Понятно, почему Сперанского стали все больше ненавидеть.
В 1810-1811 гг. Сперанский реорганизовал министерства: они делились на департаменты, департаменты — на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министров, а из всех министров — комитет министров для обсуждения административных дел.
К началу 1811 г. Сперанский предложил проект преобразования Сената. Он предполагал разделить Сенат на правительствующий и судебный, но затем этот проект был отсрочен. Но по его плану в 1810 году был учрежден Царскосельский лицей.
М.М. Сперанский на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде
Все стороны российской действительности были отражены в «Плане преобразований России». В отношении крепостного права Сперанский писал: «Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ», т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой. Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти. Государство, устроенное таким образом — то есть на разделении враждебных классов — если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, — те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, — есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим».
Замысел Сперанского о переходе от самодержавия к конституционной монархии остался невоплощенным.
Государственные реформы М. М. Сперанского. Реформы Сперанского в области управления
Реформаторская деятельность Александра I в истории неразрывно связана с именем М. М. Сперанского. Он был сыном сельского священника, ставший благодаря своим способностям личным статс-секретарём императора. М. М. Сперанский сыграл важную роль в преобразованиях государственного строя первой трети XIX века. А государственные реформы М. М. Сперанского сыграли важное значение в дальнейшем становлении государственности России.
Проект реформ Сперанского
В соответствии с либеральными идеалами молодого императора, Сперанским к осени 1809 года был разработан проект усовершенствования системы государственного управления. Александру была представлена сложная многоступенчатая реформа сверху, которая постепенно, учитывая интересы разных социальных групп, должна была завершиться двумя результатами:
М. М. Сперанский. Реформа разделения властей
Проект М.М. Сперанского предусматривал разделение властей:
Во главе государства по-прежнему оставался император, в руках которого была сосредоточена вся полнота власти. Связующим органом между монархом и тремя ветвями власти провозглашался Государственный Совет. Через него к правителю проходили все дела, требующие рассмотрения, здесь же предполагалось проводить обсуждение важнейших государственных мероприятий.
Почему не были проведены реформы Сперанского?
Итогом проекта М.М. Сперанского становилось введение в России конституционной монархии, где участие в управлении страной получали все представители общества. Первоначально реформа получила одобрение Александра I. С 1 января 1810 года начал свою работу Государственный совет.
Но сами участники совета были противниками предлагаемых преобразований. Сперанского обвиняли в заигрывании с Наполеоном за обращение к идеям Французского Просвещения в процессе подготовки реформы, за попытку разрушения исторических основ Российского государства.
Наиболее рьяно критиковал его историк Н. Карамзин, считавший, что именно самодержавие основало и возродило Россию, а с изменением государственного устава она может погибнуть. Особую группу противников составляли дворяне, которых возмущало намерение Сперанского наделить правами государственных крестьян и идея получения прав гражданских всеми сословиями страны.
Чем завершился проект реформ М. М. Сперанского?
В итоге, на кардинальные преобразования Александр I не решился, опасаясь сокращения собственной власти. Заподозрив статс-советника в интригах против короны, император без объяснения отправил его в отставку с дальнейшей ссылкой в Нижний Новгород. Вернуться к делам государственного управления он смог много позже, отказавшись от своих либеральных взглядов.
Реформы Сперанского
Реформация устройства страны Михаилом Сперанским проводилась в период с 1802 по 1812 годы во время правления царя Александра I. Их суть заключалась в создании раздельных ветвей власти при сохранении самодержавия. Сначала эти новшества были поддержаны государем, но впоследствии реформатор был отправлен в отставку и ссылку. Вернулся он из нее через 2 года.
Основные положения проекта
Реформы, которые проводил Сперанский, условно можно разделить на 3 периода:
На основании разработанного проекта основная власть исходила от царя. При нем создавался совещательный орган. В дальнейшем шло формирование 3 направлений власти: на уровне государства, губерний, округов и волостей.
Схема устройства власти представлена на схеме.
Государь — стоит во главе всего правления
Орган совещательного характера
Правительственный Сенат и Министерства
Дума на уровне государства
Управление на уровне губерний
Дума на уровне губерний
Суд на уровне губерний
Управление на уровне округов
Дума на уровне округов
Суд на уровне округов
Управление на уровне волостей
Дума на уровне волостей
Суд на уровне волостей
Начальный этап — 1802 – 1807 годы
Работая в этот период времени, Сперанский занимался ликвидацией коллегий, которые сформировались еще со времен правления Петра I. В связке с Кочубеем, были созданы министерства во главе с кабинетом министров.
Параллельно шла публикация докладов Сперанского, где он высказывал свои мысли относительно прав, которые должны органично распределяться между всеми государственными органами.
Несмотря на то, что все эти действия еще не носили переломного характера, они явились основой для будущих кардинальных реформ.
Второй этап – реформы 1808 – 1810 годов
В этот период жизни государственного деятеля со стороны Александра I к нему существовало доверие. Он получил высокую должность и приступил к написанию плана реформ. В них выделялись основные ключевые моменты:
Изучая французское законодательство, Сперанский разработал базовую модель управления государством. Состояла она из 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательным органом являлась Дума, выборы которой проводились в несколько этапов. Сначала выбирались депутаты волостной думы. Те в свою очередь выбирали членов уездной думы. По тому же принципу состоялся выбор в губернскую думу. Последние же делали выбор членов Государственной Думы.
Руководство Государственной Думой осуществлялась канцлером. Эта была назначаемая императором должность.
Предварительно законы разрабатывались совещательным органом, который работал при императоре. Все проекты подавались в законодательный орган, где голосованием они возводились в ранг законов.
На основании проекта, все общество делилось на 3 класса: дворянство, купцы, трудовой народ.
Первые 2 класса обладали политическими правами, а трудовой народ только гражданскими.
Закреплялись права за крепостными крестьянами. При наличии у них достаточного капитала им разрешалось использовать его в качестве выкупа.
Разработка проекта была закончена в 1810 году. На первом этапе был сформирован совещательный орган, как голова всего управления. Руководителем его был назначен Сперанский. Сложнее обстояло дело с формированием Думы, поскольку этот аппарат был выборный. До его становления все законы принимались совещательной организацией. Здесь же решались финансовые вопросы империи.
На этом реформы не закончились. Они еще нуждались в доработке.
Последний этап реформ – 1811 – 1812 годы
На последнем этапе Сперанским были доработаны некоторые моменты управленческого аппарата. На основании этого был выпущен документ со следующими поправками:
Однако все эти реформы не нашли отражения в жизни, кроме создания Государственного Совета.
Причины не реализации реформ
Со стороны дворянства на Сперанского обрушился шквал критики. Им не нравилось, что на основании данного проекта придется выплачивать увеличенные налоги. Высказывались и недовольства относительно наделения политических прав некоторым сословиям.
Доверие императора было небезграничным. В результате после очередной с ним встречи Сперанский был отстранен от занимаемой должности. Затем, по непонятным причинам, был отправлен в ссылку, из которой вернулся через 2 года.
Таким образом, проект не был реализован. Причины носят следующий характер:
Основные итоги
Несмотря на незавершенность реформ Сперанского, эти идеи постоянно витали воздухе в течение последующего времени. Так в 1654 году все-таки была создана судебная вертикаль власти. Формирование Государственной Думы тоже произошло в 1906 году. Для этого потребовалось 100 лет.