какую систему смазки имеет тяговый редуктор
Система смазки тягового редуктора гидропередачитепловоза
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 01.IV.1968 (№ 1230754/27-11) с присоединением заявки №
Опубликовано 05.VIII.1969. Бюллетень ¹ 25
Дата опубликования описания 18,XII,1969
УДК 625.2,012.26 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
М. И. Сахаров, В. Т. Аксютенков и С. М. Антоиов
Людиновский тепловозостроительный завод
СИСТЕМА СМАЗКИ ТЯГОВОГО РЕДУКТОРА ГИДРОПЕРЕДАЧИ
Изобретение относится к области тепловозостроения,,в частности к конструкции гидропередач тепловозов.
Известны системы смазки тягового редуктора гидропередачи тепловоза, например система ТГ-102, состоящие из масляных картера и насоса и раздаточного трубопровода для подвода смазки к смазываемым узлам. Однако в тяговых редукторах с такой системой смазки имеются значительные потери мощности на разбрызгивание масла шестернями при работающем масляном насосе.
Цель изобретения — создать такую систему смазки, котор ая позволит существенно снизить потери мощности в тяговом редукторе.
Для этого масляный картер оборудован маслосборником с калиброванными питающим и сливным отверстиями, что позволяет при работе масляного насоса значительно понизить уровень масла в картере редуктора и исключить разбрызгивание его шестернями, На чертеже схематически изображена предложенная система смазки тягового редуктора тепловоза.
В масляном картере 1 расположен масляный насос 2 и раздаточный трубопровод 8, IIo которому смазка подается к смазываемым узлам. Картер оборудован маслосборником 4, имеющим калиброванные питающее 5 и сливное б отверстия.
Перед началом работы в картер редуктора заливается масло до уровня А, при котором возможна смазка разбрызгиванием за счет погружения шестерен 7 и 8 в масло.
При работе редуктора масло подается насосом 2 по трубопроводу 8 к шестерням н подшипникам редуктора, а также через отверстие 5 в маслосборник, откуда через отверстие б оно сливается в картер.
10 Калиброванные отверстия выполняются таким образом; чтобы пропускная способность отверстия 5 была больше пропускной способности отверстия б. B результате во время работы насоса маслосборник наполняется мас15 лом, а в редукторе уровень масла понижается до отметки Б, при этом смазка разбрызгиванием исключается.
В случае выхода насоса из строя подача масла в маслосборник прекращается, и нахо20 дящееся в маслосборнике масло через отверстие б сливается в редуктор, что приводит к повышению уровня масла в редукторе до отметки А, прп котором возможна подача смазки разбрызгиванием.
Система смазки тягового редуктора гидропередачи тепловоза, состоящая из масляного
30 картера, масляного насоса и раздаточного
Составитель А. Егоров
Редактор В. Борисова Техред А. А. Камышникова Корректор С. М. Сигал
Заказ 3289/5 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4 5
Типография, пр. Сапунова, 2 трубопровода для подвода смазки к смазываемым узлам, отличающпяся тем, что, с целью снижения потерь мощности в тяговом редукторе, масляный картер снабжен маслосборником с калиброванными питающим и сливным от вер сти ям и,
Система смазки редуктора
Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предотвращения их от заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода тепла в редукторах применяют смазку.
В настоящее время для передач редуктора при окружных скоростях от 0,3 до 12,5 м/с широко применяют картерную систему смазки.
Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин. Причем, чем выше контактное давление в зубьях, тем большей вязкостью должно обладать масло, и наоборот: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес (табл.21).
Рекомендуемые сорта смазочных масел для передач (ГОСТ 17479.4-87)
Контактные напряжения | Окружная скорость зубчатых передач | ||
До 2 | 2 … 5 | Свыше 5 | |
До 600 | И – Г – А – 68 | И – Г – А – 46 | И – Г – А – 32 |
600…1000 | И – Г – С – 100 | И – Г – С – 68 | И – Г – С – 46 |
Свыше 1000 | И – Г – С – 150 | И – Г – С – 100 | И – Г – С – 68 |
Примечание: И – индустриальное; Г – для гидравлических систем; А – без присадок; С – с присадками; 32…150 – класс кинематической вязкости
Предельно допустимые уровни погружения колес определяются соотношением
где — модуль зацепления; — глубина погружения колеса в масло; — диаметр делительной окружности колеса.
В конических или коническо-цилиндрических редукторах в масляную ванну должны быть полностью погружены зубья конического колеса.
Для одноступенчатых редукторов при смазывании окунанием объем масляной ванны определяется из расчета 0,4…0,8 л масла на 1 кВт передаваемой мощности. Меньшие значения принимают для крупных редукторов. В двухступенчатом – объем вдвое больше.
Контроль уровня масла в редукторе осуществляется или жезловыми маслоуказателями (рис. 25) или прозрачными пластмассовыми маслоуказателями (рис. 26). Наибольшее распространение имеют жезловые маслоуказатели, так как они удобны для осмотра: конструкция их проста и достаточно надежна.
Исполнение I: 1 – маслоуказатель 1-50МН176-63. Оргстекло; 2 – сетка защитная, сталь 10; 3 – прокладка уплотнительная. Резина маслостойкая | ||||||
Шифр | d1 | D | D | D1 | L | L1 |
1-30 | М39´1,5 | 24,5 | 17,5 | |||
1-50 | М60´2 |
Исполнение II: 1 – маслоуказатель 2-50МН176-63. Пластмасса; 2 – кольцо уплотнительное Н1-60*50-1 ГОСТ 9833-73. Резина маслостойкая; 3 – винт М4*12 ГОСТ 1491-80 сталь 35. Поверхность А покрасить белой эмалью ХСЭ-1ГОСТ 7313 | |||||
Шифр | d | d1 | D | D1 | L |
2-30 | |||||
2-50 |
Рис.26. Маслоуказатели прозрачные пластмассовые круглые
Круглые маслоуказатели удобны для корпусов, расположенных достаточно высоко над уровнем пола. В них через нижнее отверстие в стенке корпуса масло проходит в полость маслоуказателя; через верхнее отверстие маслоуказатель сообщается с воздухом в корпусе редуктора.
При длительной работе редуктора масло загрязняется продуктами износа деталей передач. С течением времени оно стареет, свойства его ухудшаются, поэтому в редукторе масло периодически заменяется. Для этой цели в корпусе редуктора должно быть предусмотрено маслосливное отверстие, закрываемое пробкой (рис. 27).
Резьба | D | H | h | d1 | s | k | 1 – пробка М24´1,5. Ст3. 2 – прокладка уплотнительная, резина маслостойкая |
М16´1,5 | 9,2 | ||||||
М20´1,5 | 11,5 | ||||||
М24´1,5 | 16,2 | ||||||
М27´2 | 19,8 |
Рис. 27. Пробки сливные
Для полного слива масла желательно предусмотреть уклон дна корпуса редуктора в сторону сливной пробки. При работе редуктора за счет потерь мощности в узлах трения масло разогревается и тем самым повышается давление воздуха внутри корпуса. Это приводит к просачиванию масла через уплотнения и стыки. Чтобы избежать этого, внутреннюю полость корпуса сообщают с внешней средой путем установки пробки-отдушины в верхних его точках. Иногда пробку-отдушину совмещают с крышкой смотрового люка (рис. 28).
а) |
б) |
Резьба | ||||||
М20´1,5 | 18,7 | |||||
М22´1,5 | 20,9 | |||||
М24´1,5 | 24,5 | |||||
М27´2 | 26,5 |
Рис. 28. Пробка отдушины для редукторов (а); пример совмещения пробки с крышкой смотрового люка (б): 1 – пробка-отдушина; 2 – уплотнительная прокладка
Дата добавления: 2015-07-30 ; просмотров: 5701 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Тяговый редуктор
НАЗНАЧЕНИЕ: тяговый редуктор предназначен для передачи вращающего момента от передаточного механизма на колесную пару и является масляной ванной, а также защищает зубчатую передачу от атмосферных воздействий.
УСТРОЙСТВО: тяговый редуктор одноступенчатый с шевронными зубчатыми колесами и раздельной смазкой опорных подшипников ведущего и ведомого валов и зубчатых колес. Состоит из:
1) блока зубчатого колеса, смонтированного на оси колесной пары;
2) блока шестерни;
3) корпуса верхнего 1 и корпуса нижнего 2.
Корпус редуктора, состоящий из нижней 2 и верхней 1 половин, предназначен для связи блока шестерни и зубчатого колеса, восприятия сил в зацеплении и размещения гнезд для подшипников. Верхний 1 и нижний 2 корпусы коробчатого типа сварены из листового проката.
Блок шестерни включает в себя вал 8, две шестерни 4 с встречными углами наклона зубьев, составляющие в сборе шевронную шестерню с 26-ю зубъями, опоры подшипников 13,17, два подшипника 3,7, лабиринтные кольца 9,19 и крышки 2,6.
Вал блока шестерни 8 выполнен из стали. Фланец блока шестерни сварной состоит из ступицы и диска. Для распрессовки ступицы 21 в валу шестерни выполнены резьбовые отверстия со специальными каналами для подачи масла. Вал шестерни опирается на два роликовых подшипника 3 и 7, радиальный зазор в подшипниках в свободном состоянии должен быть от 0,135 до 0,160 мм. Сопрягаемые с валом шестерни детали установлены на нем тепловым способом путем нагрева охватывающих деталей.
Наружные кольца подшипников установлены в гнезда опор 5 и 12. Между внутренними кольцами подшипников 3,7 и шестерней установлены лабиринтные кольца 9,19. Пространство между роликами подшипников, лабиринтные уплотнения, а также камеры подшипников заполняются смазкой «Буксол». Подшипниковые камеры от сообщения с внешней средой и полостью редуктора защищены многощелевыми лабиринтными уплотнениями. В обоих подшипниковых узлах при работе тягового двигателя лишняя смазка попадает в камеры и выбрасывается через специальные каналы в опорах наружу.
Блок зубчатого колеса состоит из центра зубчатого колеса, двух зубчатых венцов 11, корпусов подшипников 12,18 подшипников 13,17, лабиринтных крышек 14,16 и монтажных деталей. Установленные на центр два зубчатых венца 11 образуют шевронное колесо с 85 зубъями. Венцы крепятся к центру презонными болтами и стопорятся стопорными шайбами. Обработку поверхностей центра зубчатого колеса под установку подшипников производят после его напрессовки на ось колесной пары. На центре зубчатого колеса монтируется два роликовых подшипника, внутренние кольца которых установлены с натягомв горячем состоянии. Наружные кольца подшипников установлены в опоры подшипников 12, 18 и в осевом направлении поджаты лабиринтными крышками 14,16. Подшипниковые камеры заполняются смазкой «Буксол».
На электровозе применяется односторонняя, шевронная зубчатая передача с передаточным отношением:
μ = 85/26 = 3,27
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
РЕДУКТОРНЫЙ УЗЕЛ
Редуктор предназначен для передачи крутящего момента с вала якоря тягового двигателя через карданную муфту на ось колесной пары с учетом имеющегося передаточного отношения. Редуктор колесной пары одноступенчатый цилиндрический с косым зубом. Передаточное отношение редуктора 5,33. Монтируется он на удлиненной ступице или втулке колеса. Передаточное число редуктора – это отношение числа зубьев большого зубчатого колеса (80) к числу зубьев малой шестерни (15) или отношение числа оборотов малой шестерни к числу оборотов большого зубчатого колеса.
Тяговый редуктор состоит из следующих элементов:
· большого зубчатого колеса (2), напрессованного на удлиненную ступицу или втулку первого колеса
· шестерни (1), выполненной заодно с валом и находящейся в зацеплении с зубчатым колесом
· двух больших лабиринтных крышек (5) и Рис. 6.43. Колесная пара в сборе. Разрез. (6) с лабиринтными кольцами (9) и (10)
· двух уплотнительных колец раздельной смазки (12) и (13), установленных с внутренней стороны больших подшипников
· уплотнительных колец раздельной смазки (15) и (16), расположенных с внутренней стороны малых подшипников
· запорного лабиринтного кольца (17), установленного с наружной стороны малого роликового подшипника
· шайбы и трех болтов, крепящих малый шариковый подшипник
· крышек, прижимающих наружные кольца малых подшипников и тем самым фиксирующих малую шестерню в верхней половине корпуса редуктора
· верхней и нижней половины корпуса (3)
Рис. 6.44. Зубчатое колесо Рис. 6.45. Малая шестерня Рис. 6.46. Большие подшипники
Рис. 6.47. Корпус редуктора
СМАЗЫВАНИЕ РЕДУКТОРОВ
Смазываете зубчатых и червячных зацеплений и подшипников* уменьшает потери на трение, предотвращает повышенный износ и нагрев деталей, а также предохраняет детали от коррозии. Снижение потерь на трение обеспечивает повышение КПД редуктору.
По способу подвода смазочного материала к зацеплению различают картерное и циркуляционное смазывание.
Картерное смазывание осуществляется окунанием зубчатых и червячных колес (или черняков) в масло, заливаемое внутрь корпуса. Это смазывание применяют при окружных скоростях в зацеплении зубчатых передач до v £ 12
* Смазывание подшипников в редукторах рассмотрено в гл. IX.
Зубья конических колес погружают в масло на всю длину. В многоступенчатых редукторах часто не удается погружать зубья всех колес в масло, так как для этого необходим очень высокий уровень масла, что может повлечь слишком большое погружение колеса тихоходной ступени и даже подшипников в масло. В этих случаях применяют смазочные шестерни (рис. 10.32) или другие устройства. При v £ 0,5 м/с колесо погружают в масло до 1/6 его радиуса. При смазывании окунанием объем масляной ванны редуктора принимают из расчета
0,5 —0,8 л масла на 1 кВт передаваемой мощности.
В косозубых передачах масло выжимается зубьями в одну сторону, а в червячных редукторах червяк, погруженный в масло, гонит масло к подшипнику. В том и другом случае для предотвращения обильного забрасывания масла в подшипники устанавливают маслозащитные кольца (см. гл. IX).
Циркуляционное смазывание применяют при окружной скорости v ³ 8 м/с. Масло из картера или бака подается насосом в места смазывания по трубопроводу через сопла (рис. 10.33, а) или при широких колесах через коллекторы
(рис. 10.33,б). Возможна подача масла от централизованной смазочной системы, обслуживающей несколько агрегатов.
Назначение сорта масла зависит от контактного давления в зубьях и от окружной скорости колеса. С увеличением контактного давления масло должно обладать большем вязкостью; с увеличением окружной скорости вязкость масла должна быть меньше.
10.8. Рекомендуемые значения вязкости масел для смазывания зубчатых передач при 50 о С
10.9. Рекомендуемые значения вязкости масел для смазывания червячных передач при 100 о С
10.10. Масла, применяемые для смазывания зубчатых и червячных передач
Выбор сорта масла начинают с определения необходимой кинематической вязкости масла: для зубчатых передач — в зависимости от окружной скорости (табл. 10.8), для червячных передач — от скорости скольжения (табл. 10.9). Затем по найденному значению вязкости выбирают соответствующее масло по табл. 10.10.
Контроль уровня масла, находящегося в корпусе редуктора, производят с помощью маслоуказателей.
Простейший жезловый маслоуказатель показан на рис. 10.34; для возможности контроля уровня масла во время работы редуктора применяют закрытые жезловые маслоуказатели (рис. 10.35).
Фонарный маслоуказатель и его размеры приведены на рис. 10.36. Через нижнее отверстие в стенке корпуса масло проходит в полость маслоуказателя; через верхнее отверстие маслоуказатель сообщается с воздухом в корпусе редуктора.
На рис. 10.37 показан трубчатый маслоуказатель, сделанный но принципу сообщающихся сосудов.