какую силу воплощает в романе воланд

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

В произведении Михаила Афанасьевича Булгакова обобщенный образ властелина темных сил представлен персонажем Воланда. Традиционно подобный персонаж в литературных произведениях олицетворяет абсолютное воплощение зла. Но подобно остальным основным персонажам произведения, образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова весьма неоднозначен.

Особенности создания образа

Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.

Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.

Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Москвичи глазами гостей

Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала. Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву?

Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…», – таков портрет москвичей глазами персонажа.

Роль свиты Воланда

В оценке общества, наведении порядка и возмездия властелину теней помогают его верные приближенные. По сути, он сам ничего плохого не делает, а лишь принимает справедливые решения. Как у каждого короля, у него есть свита. Однако Коровьев, Азазелло и Бегемот выглядят скорее прирученными шутами, нежели верными слугами. Исключение составляет лишь образ Геллы.

Автор мастерски экспериментирует в создании приближенных демонического властелина. Традиционно темные персонажи изображаются страшными, злыми, пугающими, а свита Воланда в романе Булгакова – это сплошные шутки, ирония, каламбуры. Подобный художественный прием автор использует, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые загоняют сами себя москвичи, а также с целью выделить серьезность и мудрость Воланда на фоне шутовского окружения.

Олицетворение всесильности

Михаил Булгаков вводить персонаж Воланда в систему персонажей в качестве оценивающей и решающей силы. Неограниченность его возможностей с первых мгновений пребывания в Москве становиться ясной. Признает это и Маргарита, когда он даровал ей счастье снова быть рядом с возлюбленным. Таким образом, суть характеристики Воланда в романе «Мастер и Маргарита» в его всесильности и безграничности возможностей.

Проделки сатаны и его свиты хотя и страшны, однако все беды с людьми случаются лишь по их собственной вине. В этом и противоречивость булгаковского сатаны. Зло исходит не от него, а от самих людей. Он лишь констатировал многочисленные грехи горожан и наказывал их по заслугам. С помощью образа Воланда, через призму тех таинственных и необъяснимых событий, которые происходили с москвичами за период пребывания темных сил в городе, автор показал сатирический портрет современного ему общества.

Справедливость поступков

За период пребывания в Москве Воланд успел познакомиться со многими будущими обитателями своего темного потустороннего мира. Это и мнимые представители искусства, думающие лишь о квартирах, дачах и материальной наживе, и работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, и продажная администрация, и родственники, готовые порадоваться смерти близкого за возможность получить наследство, и низкие люди, которые узнав о смерти коллеги, продолжают есть, ведь еда остынет, а мертвому уже и так все равно.

Жадность, коварство, лицемерие, взяточничество, предательство были жестоко, но справедливо наказаны. Однако персонажам, сохранившим чистое сердце и душу, Воланд простил их ошибки, а некоторых даже наградил. Так, вместе со свитой Воланда Мастер и Маргарита покидают земной мир с его проблемами, страданиями и несправедливостью.

Значение образа Воланда

Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем. Можно ли справедливость Воланда считать добротой? Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Однако не он изменил Бездомного или Римского. Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет.

Поступки Маргариты и слабость Мастера не позволили им перенестись в свет, но за их готовность пожертвовать собою ради любимого человека и истинного искусства Воланд дарует им вечный покой в своем царстве тьмы. Таким образом, нельзя говорить, что в романе он является воплощением абсолютного зла, и уж тем более не стоит ассоциировать его с добром. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью. Он пришел в Москву в роли своеобразного зеркала, и тот, кто истинно обладает добрым сердцем, сумел рассмотреть в нем свои ошибки и сделать выводы.

Источник

Характеристика Воланда в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

какую силу воплощает в романе воланд. картинка какую силу воплощает в романе воланд. какую силу воплощает в романе воланд фото. какую силу воплощает в романе воланд видео. какую силу воплощает в романе воланд смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую силу воплощает в романе воланд.

Внешнее описание

О годах Воланда писатель не пишет точно, лишь указав читателю, что это мужчина за сорок. На самом деле сложно сказать, сколько лет дьяволу, ведь он бессмертен, и его возраст может быть бесконечно большим. Внешность ключевого персонажа также неопределённа. Каждый раз он появлялся перед людьми в разном образе, и все, кто его видел, давали своё описание Воланда, не похожее на прежние. Известным фактом является хромота мессира, полученная в качестве наказания от ведьмы, но причины, по которой провинился, он не называет.

В романе Воланд охарактеризован внешне следующим образом:

какую силу воплощает в романе воланд. картинка какую силу воплощает в романе воланд. какую силу воплощает в романе воланд фото. какую силу воплощает в романе воланд видео. какую силу воплощает в романе воланд смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую силу воплощает в романе воланд.

Что касается одежды, то она всегда была по случаю. На торжественных мероприятиях Воланд появлялся в классическом дорогом костюме, перчатках и заграничных туфлях. В домашней же обстановке, напротив, выглядел неряшливо и неаккуратно — в засаленном халате, старой пижаме и стоптанных домашних туфлях. Когда сатана принимал своё истинное обличье — он был во всём чёрном: сутане, накидке, перчатках и туфлях.

Характеристика Воланда

В романе «Мастер и Маргарита» главный герой изображён как интереснейший архетип. Подобного ему не было как в российском, так и зарубежном литературном искусстве.

Противоречивые качества

какую силу воплощает в романе воланд. картинка какую силу воплощает в романе воланд. какую силу воплощает в романе воланд фото. какую силу воплощает в романе воланд видео. какую силу воплощает в романе воланд смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую силу воплощает в романе воланд.

Из-за обладания неоднозначными чертами его персона воспринимается двояко. Наличие противоположных качеств делает главного героя носителем как сатанинского, так и божественного начал. Это можно объяснить нечёткостью границ между злом и добром, поэтому невозможно уверенно разделить поступки Воланда и его свиты на «белые» и «чёрные».

В начале произведения Михаил Булгаков скрывает от читателя истинный образ мессира. Это сделано умышленно, чтобы создать дополнительную интригу. И только потом открыто проявляется сущность загадочного Воланда, раскрывается его дьявольский облик.

В различных ситуациях писатель показывает ключевого персонажа в непривычных ипостасях:

Источник образа

Прототипом Воланда является Мефистофель из легендарного произведения И. В. Гёте. Кроме того, внешние данные героя Булгаков создавал по «Истории сношения человека с дьяволом» (автор М. Н. Орлов) и статье о демонологии, изложенной в «Энциклопедическом словаре» (Брокгауз и Ефрон). Вдохновлённый этими литературными источниками, Михаил Афанасьевич наделил своего персонажа:

Но булгаковский Воланд только внешне похож на привычные образы сатаны, описанные в литературе. В остальном он совершенно другой. Автор своеобразно интерпретирует провокацию дьявола. Традиционно сатана стремится всколыхнуть все тёмные стороны души человека и сделать их доминирующими. Воланд же осуществляет провокации с целью исследовать истинную сущность людей. Так, на сеансе чёрной магии в варьете в собравшихся зрителях проявляются как плохие стороны (алчность), так и хорошие (милосердие).

Окружение мессира

Давать оценку обществу, наводить порядок, наказывать провинившихся и вершить возмездие помогает свита Воланда. В неё входят:

какую силу воплощает в романе воланд. картинка какую силу воплощает в романе воланд. какую силу воплощает в романе воланд фото. какую силу воплощает в романе воланд видео. какую силу воплощает в романе воланд смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую силу воплощает в романе воланд.

Писатель виртуозно экспериментирует в создании помощников властелина тени. Обычно в литературе тёмные персонажи воплощают страх, зло и испуг. А свита Воланда ассоциируется скорее с шутками, иронией и каламбурами. Таким художественным приёмом Булгаков хотел подчеркнуть, насколько абсурдными бывают ситуации, которые москвичи сами и создают, а также выделить серьёзного и мудрого мессира в окружении шутов.

Воланд даёт помощникам задания, выполняя которые они обнажают все пороки общества, наказывают виновных обывателей и сжигают следы согрешений, как бы проводя очищение. Эта участь постигла завсегдатаев ресторана «Грибоедов» и членов МАССОЛИТа. Таким образом, у людей появился второй шанс для воздвижения нового святилища культуры и побуждения москвичей к творчеству.

какую силу воплощает в романе воланд. картинка какую силу воплощает в романе воланд. какую силу воплощает в романе воланд фото. какую силу воплощает в романе воланд видео. какую силу воплощает в романе воланд смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую силу воплощает в романе воланд.

Описание проделок окружения Воланда играет важную роль в контексте отражения исторической реальности 30-х годов. Свита не манипулирует сознанием человека, чтобы заставить его согрешить. Она сбрасывает с его глаз пелену, маскирующую действительность, обнажая нравственные вопросы, окутанные паутиной лжи и низости общества того времени.

Свита Воланда выполняет функцию «перекрёстка» двух дорог: добра и зла, а человеку нужно лишь выбрать, по какой из них пойти. Воланд в этой ситуации является справедливым мудрецом и вершителем судеб.

Цель приезда в столицу

Погружаясь в события романа, читатели пытаются понять, зачем Воланд приехал в Москву. Литераторам целью визита он называет работу над старинными рукописями чернокнижника, администрацию варьете информирует, что намерен дать сеансы чёрной магии, версией для Маргариты является проведение музыкального весеннего бала. Ответов у профессора Воланда много, как и его имён и обличий. Правдивый ответ на вопрос, для чего мессиру понадобилось приезжать в Москву, получил только заведующий буфетом варьете Соков. Ему профессор сказал, что хочет понаблюдать за жителями города, для чего и организовал представление.

Воланду нужно было понять, произошли ли в человечестве существенные изменения за столетия. Он сделал вывод, что в целом люди похожи на прежних с той же легкомысленностью и жаждой денег, только квартирный вопрос их испортил.

Справедливый дьявол

В «Мастере и Маргарите» одной из основных является тема добра и зла. И Воланд прибыл в столицу, чтобы показать людям различия между этими понятиями. Здесь он встретил многих будущих обитателей тёмного загробного мира:

какую силу воплощает в романе воланд. картинка какую силу воплощает в романе воланд. какую силу воплощает в романе воланд фото. какую силу воплощает в романе воланд видео. какую силу воплощает в романе воланд смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую силу воплощает в романе воланд.

Все носители жадности, коварства, лицемерия, взяточничества и предательства понесли жестокое, но справедливое наказание. А персонажи, сохранившие сердце и душу чистыми, были прощены и даже вознаграждены. Так, Мастеру и Маргарите было позволено покинуть земной мир и избавиться от проблем, страданий и несправедливости, а Понтий Пилат в конце романа ожидает Иешуа, чтобы поговорить и убедиться, что казни не было.

Мессир отнюдь не является богоборцем и врагом человеческого рода. Несмотря на ортодоксальное толкование, согласно которому дьявол не принимает истины, Воланд к ней причастен. Он определённо разделяет понятия добра и зла, хотя традиционно для дьявола они являются относительными.

Кроме того, у ключевого персонажа есть сила для кары людей за совершённые злодеяния, сам при этом он никого не оговаривает, но наказывает инсинуаторов и доносчиков.

Тема «тёмного» и «светлого» в романе звучит везде, вплоть до мелочей. К примеру, шапочка, сшитая Маргаритой для любимого, была чёрного цвета. Он символизирует тишину и спокойствие. Появилась она у Мастера, когда того постигла череда неприятностей, поэтому для него чёрный — стал цветом покоя. А буква «М» из жёлтого шёлка ассоциируется со славой и божественной властью.

Значение персонажа

Автор создал героя Воланда, чтобы указать людям на их же прегрешения. Не дано стать хорошим тому, кто не разделяет добро и зло. Часто в качестве темы сочинений звучит вопрос, можно ли приравнять справедливость мессира к доброте. Но так утверждать было бы неверно. Он просто указывал людям на их ошибки. Увидевшие, осознавшие и исправившие их, избежали мести сатаны. К примеру, Бездомный и Римский прозрели сами и победили тёмные стороны своих душ.

какую силу воплощает в романе воланд. картинка какую силу воплощает в романе воланд. какую силу воплощает в романе воланд фото. какую силу воплощает в романе воланд видео. какую силу воплощает в романе воланд смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую силу воплощает в романе воланд.

Деяния Маргариты и слабоволие Мастера лишили их возможности перенестись в свет. Но жертвование собой во имя любви и настоящего искусства было вознаграждено вечным покоем в царстве тьмы.

Поэтому неправильно утверждать, что в произведении Воланд является абсолютным злом, как и ошибочно причислять его к добру. Роль мессира и его поступки продиктованы справедливостью. Он прибыл в Москву как своеобразное зеркало, и люди с добрым сердцем смогли разглядеть в нём свои ошибки и исправить их.

Основной идеей бессмертного произведения Михаила Булгакова является неизбежность наказаний за совершённые злодеяния. Каждая строчка романа содержит истину, которая обозначает нечто, созданное богом и не осквернённое. В «Мастере и Маргарите» прошлое соединено с будущим, свет с тьмой и добро со злом. А Воланд находится где-то посредине.

Источник

Милосердие и нечистая сила в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Если кому-то мои мысли на эту тему показались интересными, могу продолжить статью.

Тема милосердия наиболее полно раскрывается в двух эпизодах романа. Это случай с Фридой и Понтием Пилатом. И в обоих случаях автор ставит его выше справедливости.

Как же реагирует на эту просьбу Воланд, усмотревший в поступке Маргариты милосердие? Он раздражается, и взгляд его горит: «Я о милосердии говорю, – объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. – Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках». Маргарита же под огненным взглядом дьявола вынуждена хитрить, говоря, что за Фриду она, как человек «легкомысленный», просит только потому, что подала ей надежду, и не будет знать покоя, если Фрида останется обманутой.

Как видим, милосердие абсолютно чуждо и сатане (иначе он не был бы сатаной), и его свите, оно присуще в романе лишь смертным людям. Еще одно подтверждение тому можно найти в сцене знаменитого сеанса в театре Варьете.

Отметив, что «милосердие иногда стучится» в сердца зрителей, Воланд и их своеобразно наказывает фальшивым денежным дождем и такой же фальшивой одеждой, исчезнувшей при окончании сеанса, оставив падких на дармовщину гражданок в исподнем, а то и вовсе нагишом.

Но все же и Воланд, и Коровьев, и Бегемот, и даже Азазелло почему-то не вызывают отторжения у читателя, а напротив, вызывают симпатию и восторг. Почему?

Прежде всего, своим отношением к Мастеру. Для Мастера Воланд делает больше того, чем позволяют границы его договора с Маргаритой. Маргарита за исполнение мучительных обязанностей хозяйки бала просит только вернуть ей любовника, но «щедрый» дьявол не только возвращает Мастера, но и воссоздает из пепла сгоревшую часть романа, и наказывает доносчика Могарыча, возвращая влюбленных в подвал, отнятый последним у Мастера посредством доноса.

Почему-то в Мастере Воланд чувствует родственную душу, которой помогает даже сверх меры, хотя именно те, кто явился причиной несчастий Мастера, должны быть сатане духовно ближе.

Зададимся вопросом: чем объяснить невидимое присутствие Воланда и на балконе у Понтия Пилата, и в саду, когда тот разговаривал с Каифой, и на помосте, где Пилат объявил народу о казни Иешуа вместе с тремя разбойниками? Что происходит в это время в романе Мастера?

А происходит восхождение Пилата в небытие между светом и тьмой посредством сделки с совестью. И вот за этой борьбой, закончившейся его собственной условной победой, Воланд и наблюдает.

Да, в душе Пилата победил сатана, и что бы прокуратор ни сделал далее в целях искупления своего поступка, Воландом уже ему не зачтется: проигравший, он дьяволу больше не интересен. И вот об этой-то немаловажной для сатаны победе и написал Мастер.

Но почему тогда Пилат не попадает прямиком в «тьму», куда проваливаются в финале романа Воланд со свитой, а застревает на 12 тысяч лун на каменной площадке, где-то вовне двух противоположных загробных миров?

«Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем».

Источник

Значение образа Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова

Князь Тьмы, воплощенный в образе Воланда в романе «Мастер и Маргарита», занимает особенное место в повествовании. Он противоречив и неоднозначен. В отличие от традиционного представления Сатаны в качестве абсолютного зла, булгаковский герой выступает вершителем правосудия. Воланд не добр и не зол, он справедлив. В романе это ключевая фигура. Он участвует сразу в двух историях, из которых состоит структура произведения.

Внешний вид Воланда

В 11 классе средней школы учащиеся пишут сочинения на тему романа Булгакова, составляют таблицы его персонажей. По мнению литературных критиков, прототипом Воланда стал Мефистофель Фауста. Булгаковский герой унаследовал лишь внешность этого персонажа, но не его сущность.

У Воланда неопределенный возраст. На вид ему около 40, но на самом деле никто не знает, сколько ему лет, ведь Сатана бессмертен. Внешность его также трудно определить. По словам автора, все, кто видел Воланда, давали ему разное описание. Одним он казался маленьким, другим — огромного роста. Кто-то называл его хромым на левую ногу, кто-то на правую.

На самом деле краткий портрет Воланда следующий:

В первой главе герой одет в дорогой заграничный костюм. На голове у него берет, заломленный за ухо, в руках он держит трость с головой пуделя.

В следующих главах одежда Воланда меняется: дома он ходит в засаленном халате и шлепанцах, перед Маргаритой предстает сначала в заплатанной ночной рубашке, затем в черной сутане.

Цель прибытия и свита

Князь Тьмы появляется в столице весной 1935 года. О цели своего приезда разным людям он говорит по-разному:

Воланд интересует, изменились ли люди за века. По его словам, они напоминают прежних: легкомысленны, любят деньги, не чужды милосердию, «квартирный вопрос их только испортил».

Вместе с повелителем Теней приехала его свита:

Приближенные используют почтительное обращение к Воланду: «мессир». Они помогают ему оценить людей, навести порядок и наказать виновных. Сам Сатана ничего не делает, он лишь принимает решения и отдает приказы своим подчиненным.

В отличие от традиционного представления, темные персонажи не представляются ужасными, злобными и пугающими, скорее, это шуты. Общаясь с москвичами, Коровьев и Бегемот вовсю развлекаются: устраивают розыгрыши и провокации, сыплют каламбурами и прибаутками. Их речи полны иронии.

Так автор хотел подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые сами себя загоняют столичные жители, а также противопоставить мудрого и серьезного Воланда его шутовской свите.

Справедливость и всесильность

За время пребывания в Москве Воланд столкнулся с низкими и бесчестными людьми, которые в будущем станут обитателями его царства. Это жадные и коварные лицемеры, взяточники и предатели. За свои поступки они понесли суровое, но справедливое наказание от темных сил.

Проделки Воланда и его свиты жестоки, но пострадавшие от них сами виноваты в своих бедах. Булгаковский Сатана, в отличие от традиционного образа, не обращается к темной стороне человеческой натуры и не пытается сделать ее доминирующий. Воланд со своими приближенными лишь провоцирует людей, чтобы узнать, какова их сущность. Так, на сеансе черной магии посетители Варьете проявляют как дурные качества (алчность), так и добрые (милосердие).

Повелитель Тьмы дает своему окружению задания. Выполняя их, те обнажают пороки общества. Приближенные Сатаны не пытаются сбить человека с пути истинного и заставить согрешить. Они лишь ставят его перед нравственным выбором, а человек решает, по какому пути ему идти.

Демонические помощники наказывают виновных и в сюжетном действии сжигают следы прегрешений. Этим автор олицетворяет нравственное очищение города.

Тех, кто поддался искушению, постигло суровое наказание, но раскаявшихся Сатана прощает. Мало того, он награждает персонажей, сохранивших чистое сердце. Это Мастер и Маргарита, которые покинули земной мир и обрели покой, а также домработница Наташа, ставшая веселой ведьмой.

Булгаков сделал своего Воланда вершителем судеб. Его возможности неограничены, что сразу же становится понятным при первой же встрече. Маргарита назвала князя Тьмы всесильным, когда он вернул ей ее возлюбленного.

Несмотря на справедливость Воланда, добрым его назвать нельзя. Почему это происходит, видно из слов, которые Сатана говорит Левию Матвею: лишь тень может оттенить свет. Его функция состоит в том, чтобы указать людям на их ошибки. Те их них, которые смогли победить тьму своей душе, изменились после встречи с Сатаной. Так произошло с поэтом Бездомным, который перестал писать плохие стихи.

Но злым булгаковского князя Тьмы также назвать нельзя. Он дарует покой в своем царстве Мастеру и Маргарите, не заслужившим Свет. Эти герои были прощены за готовность пожертвовать собой ради любимого человека и истинного искусства.

Композиционно-сюжетное значение Воланда в романе состоит в том, что он играет роль зеркала, позволяющего людям увидеть свои недостатки. Тот, кто сумел исправить свои ошибки и сделать выводы, смог избежать мести Сатаны.

Источник

Воланд — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Происхождение имени

Имя персонажа автор взял из поэмы И. Гёте «Фауст», где оно было одним из имен Мефистофеля, т. е. Сатаны. Интересно, что в «Фаусте» имя Воланд упоминается лишь однажды, а при русских переводах часто опускается. В немецком языке существует имя Фаланд (в переводе «обманщик», «лукавый»). Оно было упомянуто Булгаковым в сцене, где служащие варьете пытались вспомнить имя мага, который приехал с представлением в театр. Воланд — редкое имя Дьявола. Автор сначала скрывает происхождение иностранца. Затем устами Мастера и самого Воланда сообщает, что на Патриаршие прибыл сам Сатана.

Внешность и характер персонажа

Михаил Афанасьевич описывает князя тьмы как высокого брюнета около сорока лет в дорогом сером костюме и заграничных туфлях. В его руках — трость с головой пуделя на рукояти, а на голове — серый берет. Так выглядит повседневная одежда Сатаны. Настоящая одежда Воланда состоит из чёрной сутаны, траурного плаща, «подбитого огненной материей», чёрных туфель и перчаток. В руках он держит шпагу с золотой рукоятью.

В романе Воланд, повелитель Тьмы, противопоставлен Иешуа, который олицетворяет силы добра и света. Однако Сатана Булгакова отличается от общепринятых представлений о нём, а также от его возможного прототипа — Мефистофеля Гете.

Воланд Булгакова наделён положительными чертами характера. Наказывая людей, он не развлекается и не склоняет их к греху. Он вершит справедливый суд, всегда предоставляя людям право выбора светлой или тёмной стороны. По мнению С. Д. Довлатова, Воланд олицетворяет не зло, но справедливость. Он не жаждет зла и не смущает людские души, а лишь наказывает людей за аморальность. В характере Воланда присутствуют черты высокой нравственности: он никогда не лжёт, всегда выполняет свои обещания, не отличается излишней жестокостью или порочностью.

Свита Воланда

Мессир всегда находится в сопровождении одного или нескольких членов своей свиты. Эти персонажи — его помощники, у каждого из которых есть своя роль и обязанности.

Вывод

Образ Воланда в романе нетипичен для традиционного религиозного представления о Дьяволе. Булгаков наделил персонажа положительными чертами характера, которые позволяют ему не преумножать зло, а просто следить за ним. Играя роль надсмотрщика за преступниками, Воланд и его свита позволяют читателю вспомнить о том, что жизнь не чёрно-белая, и понятие о добре и зле может иметь различные оттенки или размываться.

Характеристика образа Воланда может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *