какую школу можно назвать авторской
Какую школу можно назвать авторской
Инновационный характер современного образования наиболее ярко проявляется в создании авторских школ, обучение в которых имеет существенные отличия от массовой практики.
Авторские школы – образовательные учреждения, деятельность которых построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Г.К. Селевко). Новизна авторских идей и технологий может заключаться в новых подходах к принципам и формам организации обучения, в оригинальности вариативной части учебного плана школы, в разнообразии дополнительного, внеурочного образования и т.д.
Общие черты авторских школ:
— инновационность (наличие новых авторских идей, касающихся изменения педагогического процесса);
— альтернативность (отличие таких компонентов учебно-воспитательного процесса, которые отличаются от традиционных, принятых в массовой школе);
— концептуальность (осуществление образовательной деятельность в рамках единой педагогической концепции, осознание и использование научных оснований в авторской модели образовательного процесса);
— системность и комплексность педагогического процесса (не отдельные разрозненные инновации, а единая система инноваций в данной школе);
— социально-педагогическая целесообразность (соответствие целей школы требованиям
общества);
— реальность и эффективность (возможность получения хороших результатов в реально существующих условиях).
К авторским школам можно отнести опыт ряда педагогов-новаторов. Так, директор школы-интерната г. Владивостока Н.Н. Дубинин реализовал авторские идеи в процессе перевоспитания малолетних нарушителей.
Педагогический коллектив общеобразовательной школы г. Азова под руководством М.П. Щетинина существенно изменил учебно-воспитательный процесс, введя в него новые формы организации учебно-познавательной деятельности детей, осуществляя систему занятий по интересам во второй половине учебного дня, распределяя нагрузку на школьников в течение дня и недели по уровню сложности учебных предметов. В школе практиковались персональные задания для каждого ученика, широкое распространение получило ученическое самоуправление. М.П. Щетинин ввёл в педагогическую практику «метод погружения», когда функции учителя, полностью или частично, передавались специально подготовленным ученикам-«консультантам».
Ещё одним примером авторской школы является школа адаптирующего обучения (адаптивная школа), теоретически обоснованная и воплощённая в жизнь на базе 109-й школы г. Москвы Е.А. Ямбургом. Адаптивная школа предназначена как для обычных, так и для одарённых детей, а также для детей, требующих коррекционно-развивающего обучения (суть названия «адаптивная» и состоит в том, что школа «приспосабливается» к особенностям разных учеников и помогает им приспособиться к школе, к организации обучения и внеучебной школьной жизни).
Адаптация школы к ребёнку достигается за счёт дифференциации (разделения) учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания образования. Разнообразные образовательные программы адаптивной школы строятся на основе государственных образовательных стандартов. Идея дифференциации (разделения) обучения по уровню развития учащихся реализуется в виде трёх учебных потоков-«траекторий»:
1) траектория образовательного стандарта;
2) траектория продвинутого (лицейско-гимназического) образования;
3) траектория компенсирующего обучения (для детей, нуждающихся в коррекции).
Все траектории построены по вертикали от первого до последнего года обучения. Адаптация ребёнка к школе обеспечивается признанием его субъектом, работой в тесном контакте с его семьёй, комплексом социально-экономической и психолого-педагогической поддержки семьи и детства.
ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы
ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы
Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Такие школы являются феноменом инновационной образовательной практики в России в конце XX в. Термин «авторская школа» употребляется с конца 1980-х гг. Их появление и развитие связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ. 1992).
Отличия авторской школы от традиционной содержатся в концепциях и практике авторской школы. Концепции авторских школ строятся на противопоставлении практике традиционной школы, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики.
Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:
1) по именам их создателей – «школа В. А. Караковского», «школа Е. А. Ямбурга»;
2) по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганов, «школа развивающего обучения» ( В. В. Давыдов), «школа самоопределения» ( А. Н. Тубельский) и др.
Термин «авторская школа» применяют и к известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий («школа А. С. Макаренко», «школа В. А. Сухомлинского» и др.).
Рассмотрим, например, «школу А. С. Макаренко». Он создал два образцовых педагогических учреждения – колонию имени А. М. Горького и коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. В колонию и коммуну поступали тысячи правонарушителей и беспризорных, жизнь которых необходимо было организовать. Поэтому и путь А. С. Макаренко как педагога-мыслителя неотделим от пути педагога-практика.
Главным же вкладом А. С. Макаренко в педагогическую науку стала разработанная им теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом он называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей. Построением такого коллектива А. С. Макаренко занимался и в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, и в колонии имени А. М. Горького. В конечном итоге педагог добился того, что детско-юношеский коллектив жил и действовал самостоятельно, опираясь на «негласные» законы своего сообщества. Такой коллектив был организован из отрядов, формировавшихся согласно интересам ребят и их командиров. Благодаря тому, что командиры менялись каждые 2–3 недели, каждому воспитаннику довелось не раз побывать на этом месте и научиться справляться с соответствующими обязанностями.
Роль учителя (руководителя) – это роль организатора, задача которого правильно организовать детскую жизнь, детский коллектив и правильно руководить его жизнью. В коммуне, возглавляемой А. С. Макаренко, любой воспитанник мог «спорить» с самим заведующим коммуны.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России
ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.Основные направления:1) педагогика должна опираться на новые теории и принципы пролетариата: принцип принцип
АВТОРСКИЕ КОММЕНТАРИИ
АВТОРСКИЕ КОММЕНТАРИИ 1. Идиографический и номотетический аспекты индивидуальности относятся соответственно к качественному и количественному аспектам анализа индивидуальности (подробнее см. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: Эксмо, 2006; Либин А.В.
Школы, ярлыки, эго, авторские права, деньги
Школы, ярлыки, эго, авторские права, деньги При попытке дать определение «глубинной психологии» сбивает с толку, помимо прочего, то обстоятельство, что за последние десятилетия рухнули теоретические границы между ее школами, объединяющими последователей Фрейда, Юнга,
53 ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ
53 ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ ФункционализмВильям Джемс (1842–1910) утверждал, что внутренний опыт человека – это не череда элементов, а поток сознания, его отличает субъективная избирательность (способность неизменно осуществлять выбор). Он предложил концепцию, в соответствии с
Экологические школы
Экологические школы В идеале школьные экологические программы не будут ограничиваться учебным расписанием или походами; они затронут и изначальный внешний вид новой школы, и переоборудование старой с игровыми площадками, основным принципом дизайна которых станет
ЛЕКЦИЯ 4. Другие школы психоанализа: В. Райх, Ф. Перлс
ЛЕКЦИЯ 4. Другие школы психоанализа: В. Райх, Ф. Перлс Жизнь Вильгельма Райха (1897–1957) была полна взлетов и падений. Начинал он у Фрейда и был его первым клиническим ассистентом в 1922 г., а в 1924 г. стал директором Семинара по психоаналитической терапии. В 1927 г. у него возникли
ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм
ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе — неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на
АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ИЛЛЮСТРАЦИИ
АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ИЛЛЮСТРАЦИИ 1 Bubbles/Katie van Dyck;2 Robertharding.com/Sylvain Grandadam;3 Rex Features/Erik Pendzica;4 Robertharding.com;5—7 Desmond Morris;8 Travel Ink/Kevin Nicol;9 ImageState/AGE Fotostock;10 Paul Doyle;11 Rapho/Laurence Kourcia;12 Moviestore Collection;13 Rex Features/Munawar Hosain;14 Moviestore Collection;15 Hutchinson Picture Library/Philip Wolmuth;16 Impact/Michael Mirecki;17 Paul Doyle;18 Hutchinson Picture Library/Kerstin Rodgers;19
Базис школы
Базис школы Когда ребенок читает слова на табличках, лежащих подле соответствующих предметов, – мы это называем интуитивным чтением. Заметим, что он их может прочесть, даже не зная шрифта, не зная букв. Магическая сила? Результат предварительной работы с подвижным
Истина школы
Истина школы Что умеет и чего не умеет Школа?Школа умеет любить и воспитывать любовь.Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть.Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность.Но она не умеет предавать и воспитывать предательство.Школа умеет созидать и
Страсти по «пилату» Авторские комментарии к роману «Понтий Пилат»
Страсти по «пилату» Авторские комментарии к роману «Понтий Пилат» Теперь наступает черёд логических «Комментариев» к образному «Понтию Пилату» — читатели, насладившиеся первыми двумя томами «КАТАРСИСа», этого стиля, верно, уже заждались.Будет всё, праздник мысли
Какую школу можно назвать авторской
Прежде всего важно было ответить на вопрос, в чем состоит значение авторских феноменов в образовании. Как сформулировал его Александр Асмолов: в чем состоит эволюционный смысл авторских школ?
Понятно, что они существуют в культуре со времен Песталоцци. Даже древнерусский князь Владимир Святославович открыл сразу после крещения Руси свою «авторскую школу» под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой назначался свой учитель грамоты или чтения. Потом группы менялись (почти как у нас в смешанном обучении J).
Александр Адамский рассказал, что термин «авторская школа» был придуман в редакции «Учительской газеты» в конце 80-х гг. ХХ века.
Именно в те годы советское руководство, а не иностранные агенты J, на очередном съезде КПСС заявило о необходимости разработки программы реформирования общеобразовательной и профессиональной школы.
То есть появление и распространение авторских школ в стране было связано с тогдашней «децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования» (Закон об образовании РФ, 1992 г.).
Но следует ли из этих исторических фактов, что и нынешнее руководство образованием – и в центре, и в регионах – должно поддерживать и помогать неизбежно возникающим в России авторским школам? Этим вопросом задается Игорь Реморенко, вспоминая любимую фразу Александра Наумовича Тубельского – «Прецеденты определяют развитие».
В чем особенность авторских школ
Авторские школы, отвечает на его вопрос Александр Асмолов, представляют собой уникальный поисковый механизм культуры (зону ближайшего и вариативного развития образования). В конечном итоге их суть – в персонализации автора, которая, можно сказать, несет бессмертие его идей. Александр Григорьевич предлагает типологию авторских проектов в области образования.
Во-первых, авторская школа – это школа уникального метода, оснащенного инструментарием передачи (например, метод Шаталова, метод Лысенковой, метод Карла Орфа и т.д.). Метод можно передать из рук в руки или другим более современным способом.
Во-вторых, это школа передачи культурологических ценностей, основанных на мировоззрении автора (Штайнер, Монтессори, Развивающее обучение Эльконина–Давыдова, проблемное обучение Занкова, диалог культур Библера, Курганова). Можно назвать и другие.
И в-третьих, это персонализированные авторские школы, с уникальным укладом школьной жизни. Мы знаем таких немало. Обычно они сохраняют имя автора, которое появляется на вывесках школьных дверей или просто в народе со словами «школа Караковского», «школа Ямбурга». О них рассуждал на заседании экспертного клуба Ефим Рачевский. А Марк Кукушкин попытался сформулировать неотъемлемые особенности любых «авторских организаций», в том числе и школ. Можно перечислить эти особенности:
Исак Фрумин, Людмила Долгова, Бронислав Зельцерман поддержали Марка Кукушкина в том, что особенность всех авторских школ – устойчивые и отличные от других школ образовательные результаты. «Людям нравится видеть реальные результаты работы школы, – заметил Исак Фрумин, – и опыт показывает, что они могут быть достигнуты, особенно когда школа тесно связана с наукой».
При этом школа имеет возможность лавировать между государственным или негосударственным статусом. Но, как посетовал Бронислав Зельцерман, играть с государством авторской школе довольно опасно. Неизбежно приходится подстраиваться под решение вопроса: кто заказчик образования. А если родители диктуют, это тоже не всегда хорошо – приходится вступать в поле непростых взаимоотношений «хозяина и автора». Есть авторские школы, существующие много лет и уже пережившие автора.
Почему «проектирование важнее доказательства идеи»
О своей полисистемной школе «Эврика-развитие» рассказала Людмила Михайловна Долгова. Ее школа выросла из частной школы-лаборатории, которую почти полвека назад задумала и создала в городе Томске Татьяна Михайловна Ковалева – тот счастливый случай, когда школьная команда, а также родители и дети все эти годы жили воплощением в жизнь первоначального авторского замысла. Как говорит Людмила Михайловна, вместе создавали смыслы педагогической работы учителей, родителей и учеников. Ведь что важно для сохранения идеи? Проработка ее на философском, психологическом и педагогическом уровне. Постоянное создание новых внутришкольных образовательных проектов «в духе» первоначальной авторской идеи, постоянный поиск ее доказательства.
Риски, конечно, есть, продолжает ее мысль Марк Кукушкин.
Для культурного бытия в любой авторской организации важна не столько социализация проекта, сколько его защита от ухода автора или излишняя авторская авторитарность, снижение качества работы, дискредитация бренда и потеря духа его участников.
Если таких рисков удается избежать, организация живет долго и славно, как например, Красноярская школа «Универс» Исака Фрумина, которая пережила нескольких директоров. И до сих пор Исак Давидович не считает ее авторской, говорит, что его школа концептуальная. «У нас есть своя концепция. Я – один из ее авторов. Но, безусловно, не в меньшей степени автором являлись Вячеслав Башев, Борис Хасан, Виктор Болотов, Борис Данилович Эльконин, еще ряд людей».
Но далеко не во всех случаях авторскую школу поджидает такая счастливая судьба. Всего год прошел со дня, когда в очень непростых жизненных обстоятельствах не стало Михаила Петровича Щетинина. Он называл свой Лицей-интернат школой комплексного формирования личности детей и подростков в Текосе. Лицей существовал с 1994 года. Петр Щетинин принял руководство этой школой после ухода отца. Участникам экспертного клуба «Норма и деятельность» он напомнил название одной старой статьи о Михаиле Петровиче Щетинине в «Литературной газете». Она называлась «Программа – это я. Утверждайте».
И, возможно, именно с того самого момента ко всем участникам обсуждения пришло понимание настоящего авторства. И что автором не только школы, но и своей жизни и судьбы на самом-то деле является каждый человек, каждый учитель и каждый ученик.
И вот почему, что бы ни происходило, все семь «школ-ансамблей» (как называл их Михаил Петрович), составляющие авторский образовательный комплекс в Текосе, живут сегодня в проектном режиме. Как сказала Людмила Долгова, «проектирование важнее доказательства идеи». Да. Именно так!
По утверждению Татьяны Михайловны Ковалевой и на примере Школы самоопределения Тубельского именно причастное проектирование вместе с родителями, выпускниками и детьми, как это всегда было и у Щетинина, спасет любую авторскую школу и продолжит ее жизнь после ухода автора. А дух любой авторской школы, ее уклад все равно медленно, но верно изменится. И никогда не воскреснет Филлипок в валенках из свободной школы Л.Н. Толстого или девочка, тренирующаяся пристегивать чулки к лифчику на рамке с застежками Монтессори. Но по-прежнему будут принимать детей и учителей в своих персонализированных образовательных средах авторские школы настоящего и будущего. Как сказал в конце разговора Александр Адамский, мы видим вечную цепочку: авторская школа – самоопределение автора и продолжение ее – в детях. И если управление образованием не осознает потребности системы – значит, оно, увы, не справляется с управлением.
Авторские школы
Авторитет громких имен слишком часто служит основанием для заблуждений.
А. Бернарден де Сен-Пьер
Авторская школа — это экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, в основу деятельности которого положена концепция, разработанная одним педагогом или авторским коллективом.
Идея авторской школы не в том, что она отражает по-другому процесс обучения, — это другое мировоззрение, другое содержание, другие подходы к организации образовательного процесса, другой дух и уклад школы.
Идея авторских школ берет свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX — начала XX столетия, развиваясь на протяжении всего XX века, продолжает развиваться в XXI в. Рассмотрим некоторые из них.
«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) — это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.
Школа «свободного воспитания» (Россия, Л.Н. Толстой) была построена на основе девиза «исходя из ребенка», ориентации обучения и воспитания на интерес и развитие ребенка в процессе общения с педагогом.
«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия — колония им. М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления.
«Школа для жизни, через жизнь» (Бельгия, О. Декроли) рассматривала обучение и воспитание в тесной связи с природой, с опорой на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьей и обществом.
«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) осуществляла обучение и воспитание с опорой на основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).
Вальдорфская школа (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности. Обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика. Главное — поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.
«Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный характер обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой системой обучения и воспитания. Основная форма обучения — способ открытий, цель — облегчение процессов постижения ребенком окружающего мира и самовыражение. Такие школы рассматривались как культурно-просветительные центры округа.
«Дома свободного ребенка» (Италия, М. Монтессори) существуют до сих пор во многих странах, в том числе и в России. Основные идеи: общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного воспитания; приспособление воспитания к внутренним импульсам детской природы; создание благоприятной среды на основе единения семьи и школы; воспитание средствами искусства и природы; «открытые двери» и свобода; чувственное восприятие и игра — основы обучения.
О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк выделяют несколько типов авторских школ: академические, творчески-созидательные, эмпирические.
Академические школы — это школы, которые прошли путь «от идеи до внедрения», т.е. инновационный процесс стал стабильным. К ним можно отнести школы следующей ориентации: проблемное обучение (М.И. Махмутов); укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев); развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин-В.В.Давыдов); гуманно-личностное обучение младших школьников (Ш.А. Амонашвили).
Творчески-созидательные школы — школы, в которых инновационный процесс проработан, получил поддержку у педагогической общественности, но еще не внедрен в практику массовой школы. Примерами таких школ являются школы «диалога культур» В.С. Библера, системы Е.Н. Ильина, обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова, адаптивная школа Е.А. Ямбурга и др.
Эмпирические школы характеризуются незавершенностью инновационного процесса, недостаточно полным теоретическим осмыслением; находятся в стадии сбора эмпирического материала. К ним можно отнести школы, которые являются экспериментальными площадками Российской академии образования.
Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но достаточно часто он остается невостребованным. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, А.Н. Тубольского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева, Е.А. Ямбурга и др.
Ш.А. Амонашвили — академик РАО, доктор психологических наук, один из авторов гуманной педагогики, создатель гуманно-личностного обучения младших школьников. Идея заключается в создании условий для становления, развития и воспитания в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Идеалом воспитания служит самовоспитание. Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Школа Ш.А. Амонашвили позволяет развивать индивидуальность ребенка, создает условия для духовной жизни, осмысления детьми высоких духовных материй и ценностей, постижения красоты всего окружающего мира.
В.С. Библер — руководитель и создатель «Школы диалога культур» — воплотил в жизнь идею о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры. Он полагает, что социальные, исторические и иные потрясения к концу XX — началу XXI в. могут быть поняты как смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры. Соответственно этому познание человека может быть осмыслено в понятиях особого уразумения — философской логики культуры.
И.П. Волков — учитель-новатор, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. Он создал механизм выявления творческих способностей учащихся и их развития. Учитель рисования и черчения, он поставил цель — направить весь учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути, сконцентрировать педагогический процесс на личности ребенка, ее формировании.
Е.Н. Ильин — учитель-новатор, который предложил оригинальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях: формирование духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитание истинного гражданина своего Отечества через художественную литературу. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.
В.В. Краевский — виднейший современный педагог в области методологии и теории педагогики, академик РАО, доктор педагогических наук. Им была разработана концепция связи педагогической науки и практики, рефлексии в научной и педагогической деятельности. Как специалист в области дидактики, он наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения.
Н.Н. Палтышев — народный учитель СССР — сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся, ощущения гармонии при обучении и познании окружающего мира.
В.А. Сухомлинский — директор Павлышской средней школы (Украина), член-корреспондент АПН СССР, автор более 4000 научных трудов, в том числе 44 книг, среди которых «Разговор с молодым директором», «Трудовое воспитание детей в сельской школе», «Верьте в человека», «Дума о человеке», «Человек неповторим», «Сердце отдаю детям» и др. Создал оригинальную педагогическую систему, в основу которой положены принципы гуманизма и признания личности ребенка как высшей ценности. Педагогика В.А. Сухомлинского составила особый этап в развитии педагогической мысли в мире. Он считал главным в педагогической деятельности любовь к детям: нести им добро и справедливость, защищать их от бед и обид, тревог и беспокойства.
А.Н. Тубольский — директор средней школы № 734 Москвы. Созданная им модель — школа самоопределения, в основе которой лежит идея свободного выбора, формирования способности к самоопределению и самореализации личности. Учащиеся, изучив «обязательное ядро» знаний, пользуются правом выбора учебных предметов и тех или иных лабораторий. Они, как правило, занимаются по индивидуальному плану.
В.Ф. Шаталов — народный учитель СССР, автор идеи использования в обучении опорных сигналов. Он считал, что учебный материал должен изучаться укрупненными единицами. Предложил свои принципы обучения — успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе). Обосновал порядок изучения каждой темы: развернутое объяснение учителя, сжатое изложение материала по опорным плакатам, изучение листов с опорными сигналами, работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях, письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке, ответ у доски или прослушивание ответов товарищей.
М.П. Щетинин — академик РАО, педагог-новатор, педагог-экспериментатор. Концептуальной основой его дидактической системы стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Ввел в практику педагогов школы «метод погружения», т.е. концентрированное изучение одного предмета в возможно короткий срок путем четырехкратного повторения в течение учебного года. При этом функции учителя могут выполнять «консультанты» из числа учащихся. Им был утвержден новый тип учебного заведения — школа-комплекс на селе, которая объединяла общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную школы и учебно-производственный комбинат.
П.М. Эрдниев — академик РАО, доктор педагогических наук, разработчик концепции укрупнения дидактических единиц, автор идеи целостности знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся. Укрупненная дидактическая единица — это локальная система понятий, объединенных на основе смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.
Е.А. Ямбург — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, один из создателей концепции адаптивной школы, которую рассматривал, как школу быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу разноуровневого и многопрофильного образования, в которой должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.
Контрольные вопросы и задания
1. В связи с чем содержание образования постоянно обновляется?
2. Каково современное представление о сущности содержания образования?
3. В чем состоит различие между содержанием образования и содержанием воспитания?
4. Перечислите компоненты структуры содержания образования.
5. В чем заключается взаимосвязь образования и самообразования?
6. Чем обусловлена и как обеспечивается непрерывность образования?
7. Что объединяет система образования Российской Федерации?
8. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?
9. В чем состоит цель образования в Российской Федерации?
10. Что относится к критериям и показателям деятельности системы образования?
11. Что собой представляют образовательные программы?
12. Какие существуют образовательные программы?
13. Что собой представляет образовательный стандарт?
14. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
15. Чем обусловлена актуальность разработки в педагогической литературе проблемы педагогических инноваций?
16. 16. Охарактеризуйте термин «педагогическая инновация».
17. Назовите основные виды педагогических инноваций. Каковы условия их успешности?
18. Каковы критерии оценки новшеств в образовании?