какую ширину имеет пролив ла манш в самом узком месте
Пролив Ла Манш на карте. Где находится, что соединяет, острова, тоннели
Знаменитый на весь мир пролив Ла-Манш для Франции и Англии был всегда важен с торговой, военной и политической точки зрения. Расположение предрешило исторические события в этой точке на карте; обилие бурь и течений влечёт туда спортсменов, чтобы попробовать силы. Сегодня значение пролива не уменьшилось, а лишь добавило новую страницу в его истории.
Географическое положение и характеристика
Пролив Ла-Манш на карте располагается между Атлантическим океаном и Северным морем, а по бокам ограничен побережьями Французского и Английского государств. Длина пролива – 578 км, на всём своём пути он имеет широкие места и узкие (от 32 до 250 км), но глубина существенно не меняется. Самый мелководный участок имеет 23,5 км, а в среднем она около 63 км.
У водного канала непростые погодные условия: туманы и шторм считаются привычным делом и это было преимуществом Англии во времена войн. Преобладает умеренный морской климат. Важными портами обеих стран считаются Гавр, Портсмут, Шербур, Саутгемптон, потому что берега рядом с ними благоприятствовали остановкам кораблей.
Па-де-Кале – часть пролива Ла-Манш, которая соединяет его с Северным морем. Пользуются вторым названием, Дуврский пролив, чтобы обозначить эту часть Ла-Манша. Иногда не учитывают его длину (37 км) в число общей протяжённости Ла-Манша, из-за чего цифры отличаются в разных источниках.
Происхождение пролива, исторические события
Учёные утверждают, что на месте Па-де-Кале 200 тыс. лет назад существовал хребет, Великобритания за его счёт являлась полуостровом. Но 2 меганаводнения прорвали сушу и сформировали привычную всем картину побережий. Вода из растаявшего ледника заполнила пролив. Непредсказуемая погода и сложный характер течений внушали страх капитанам перед этим каналом.
Ла-Манш не давал забыть враждующим странам друг о друге: в подзорную трубу с Дувра при ясной погоде видно очертания французского берега. На карте пролив значился, но как торговый путь не использовался из-за частой непогоды. Поэтому большей частью для Англии он использовался как дополнительное военное укрепление. Многие французские флотоводцы пробовали его пройти.
С большим трудом пролив форсировал Цезарь. Вильгельм Завоеватель покорил Ла-Манш вслед за римским полководцем, но потерял в нём больше половины воинов. Выжившим нормандский князь настрого приказал не рассказывать о потерях, в противном случае – смертная казнь. Французская армада под руководством Филиппа II одержала победу над Испанским флотом, чем лишила её титула «морской державы».
Первая мировая война показала, что водный перешеек – защита только от больших вражеских судов, но подводные лодки, аэропланы не боялись тумана или течений. Тактика полной морской блокады позволила государству на острове отбиться, но показала, что только на природу больше полагаться нельзя.
Во Второй мировой, немецкие войска использовали мины и обстреливали побережье. Сегодня Ла-Манш не разделяет, а соединяет остров и материковую часть Европы с помощью подводного канала.
Самая узкая часть Ла-Манша
Па-де-Кале – это самая узкая часть Ла-Манша, в ширину – 32 км. Мысы Гри-Не и Саут-Форленд считаются крайними, где ширина максимально узкая. Во время военных действий Па-де-Кале был задействован как место морских сражений: в 1588 г. между испанцами и британцами, а в Столетней войне – с французами.
В мирные времена этот участок пролива интересовал торговцев, как короткий и быстрый способ осуществления торговли. С 1875 г. спортсмены начали пытаться одолеть норовистый пролив, проплывая его на скорость, пересекая по воздуху и соревнуясь в оригинальности. Морские течения здесь менее выражены из-за наличия скалистых берегов и водоросли растут активнее.
Ежегодно спортсмены переплывают пролив Ла Манш на скорость
Песок, чередующийся с каменистым дном, создаёт неплохие условия для жизни фауны в проливе. Но очень плотный график движения судов не даёт разнообразить существующие формы организмов.
Самый длинный тоннель между Англией и Францией
Пролив Ла-Манш (на карте отмечены пункты на побережье) имеет евротоннель, расположенный под его водами, который считается самым длинным подводным тоннелем. Теперь посетители могут доехать от столицы Франции до Англии за 2 ч и 15 мин. Общая протяжённость – 51 км, но только 39 км находятся под Ла-Маншем.
Проект бы выбран из 9 предоставленных вариантов. Первоначально планировалось построить ж. д. путь совместно с автомобильным, но от дороги для машин пришлось отказаться, поскольку частые аварии блокируют движение.
Начало и завершение работ
Идея создания тоннеля оговаривалась в XVIII в. и железной дороги никто не планировал. Там должны были ездить экипажи, а вентиляция обеспечивалась отдушинами. Проект предложил Наполеон I, Томе де Гамонд, французский инженер годы спустя поддержал, в 1872 г. проект приняли.
Спустя 1 год были найдены финансовые средства для строительства, в 1881 г. геологи исследовали будущее место бурения и 21 октября с двух сторон пролива начались работы.
Бурение останавливалось дважды: в 1883 г. британцы начали опасаться за свою безопасность, а в 1922 г. британские политики снова прервали работу. План тоннеля был пересмотрен в 1973 г., а из-за финансовых затруднений скорректирован в 1986 г. Через 7 лет, 6 мая 1994 г. Елизавета II и Миттеран торжественно открыли Евротоннель. Всего в работе задействовано 13 тыс. инженеров.
Очень важной была точность – бурение шло с двух побережий и в конце французская сторона могла не сойтись с английской. Работы проходили с британской стороны чуть быстрее из-за более мощных машин и особенностей грунта.
Французам же пришлось сначала бурить вертикально направленную вниз шахту, чтобы достигнуть мелового слоя. Породой из дна пролива британцы воспользовались для постройки мыса Шекспира. На нём потом был устроен парк. Французы свою долю грунта выливали обратно в пролив.
Технические подробности строительства
Построены 2 основных и 1 служебный тоннель, во время бурения стены сразу же укреплялись бетоном. Сегменты из бетона образовывали кольца, на установление которых уходило 50 мин. в среднем. Чтобы элементы Евротоннеля сошлись, инженеры использовали лазерную систему позиционирования. Во время соединения двух сторон машины убрали, и рабочие пробивали грунт кирками.
Через 250 м 2 тоннеля имеют вентиляционный выход. Это обусловлено преодолением поршневого эффекта: во время движения поезда, воздух впереди и сзади состава распределяется между двумя тоннелями и давление на стены уменьшается. Четыре вида поездов (челночные, высокоскоростные пассажирские, грузовые, и грузовые Shuttle) подчиняются правилам левостороннего движения.
Города, расположенные в проливе
Пролив Ла-Манш на карте располагается рядом с такими французскими городами (порядок слева направо):
Крупными французскими портами являются: Дюнкерк, Этрета, Онфлёр, Довиль, Гранвиль. Портовые города живут за счёт прибывающих туда кораблей с одной стороны и туризма с другой. Пляжи облагорожены, изобилуют гостиницами и гостевыми домами поблизости. Сами города отличаются современными портами.
Со стороны Великобритании побережьем Ла-Манша служат:
Если на французском побережье пролив называют Ла-Маншем, то в английских портах – Английским каналом. Здесь также развит туризм, рыболовство. Английские пирсы вызывают интерес у туристов. Большие порты обеспечивают регулярность судоходства – 400 кораблей в день.
Достопримечательности побережья
Пролив Ла-Манш на карте располагается в удобном для торговых судов месте, но обе страны сделали доступными для посещения достопримечательности.
Самые известные из них на море и на суше:
Животный мир
Исследователи определили периоды потепления и похолодания на английских землях и водах. Эти периоды обуславливали колонизацию новых земель животными, но Ла-Манш мешал многим видам перейти через него. За 500 тыс. лет фауна претерпела несильные изменения из-за наличия в проливе речной системы. Она играла роль фильтра, не пропуская тех, кто не может выжить в данной солёности воды.
В очередное потепление, 80 тыс. лет назад, в Сомерсете существовали гиппопотамы, большие медведи (из рода белых), бизоны и северные олени. Они адаптировались к климату, но появились ещё в холодное время. Собаки выступали в роли гиен – костей последних обнаружено не было, но зубы собак имеют сточенные участки, будто животные грызли кости. Раскопки велись в пещере Бэнвелл.
Сегодняшняя картина животного мира в Ла-Манше небогата из-за сильно загрязнения пролива (большинство экологических преступлений регистрируются именно в этой части водного пространства).
В воде, где температура не превышает 18 0 С, встречаются:
Экологическая проблема остро стоит для всей флоры и фауны Ла-Манша. Уже долгое время воды кажутся необитаемыми. Повсюду плавают пластик, обрывки воздушных шаров, полиэтиленовые пакеты. На проблему обращают внимания спортсмены и пытаются вызвать резонанс в обществе.
Нормандские острова
Архипелаг вулканического происхождения изобилует подводными рифами и холмистыми берегами. Местная флора не богата, потому на Нормандские острова специально завозились культурные виды растений. Туризм распространён из-за старинных монастырей, военных сооружений и развалин замков. Население – 163 тыс.
Пролив Ла-Манш на карте имеет в своих водах такие острова Короны Джерси:
Корона Гернси владеет:
Шозе (Шосей) – остров, территориально входящий в состав Франции. Кроме него, остальные острова из не входили в состав ЕС, так как частью Британии считаются только территориально. Сначала на этих землях располагались галлы, потом их сменили римляне, но германскими племенами впервые на островах организовалась колония. Одно время архипелаг принадлежал Нормандскому герцогству.
На Гернси был сослан в 1849 г. Виктор Гюго, где наблюдал за местными обычаями. Его труд изложен в «Тружениках моря», всего писатель находился на острове 19 лет. Сегодня места, описанные в его произведении, пользуются популярностью у путешественников. В Ла-Манше расположен остров Уайт, собственность Англии, но в Нормандские острова он не входит.
Пересечение пролива Ла-Манш
Около 900 пловцов справились с холодной температурой пролива и его течениями, ещё больше преодолели Ла-Манш на транспортных средствах. Спортсмены стремятся установить рекорд в скорости, а те, кто пытаются себе что-либо доказать – в оригинальности.
Вплавь
В 1875 г., с помощью спасательного костюма Ла-Манш переплыл Бойтон, американец. Во время заплыва, первопроходец не раз терял ориентиры и плыл в обратную сторону. Вторым после него стал Мэтью Вэбб, который долгое время планировал заплыв. Уступив первенство, он выбрал купальный костюм и теперь именно Вэбб считается первопроходцем.
Газеты в 1963 г. пропустили преодоление пролива Кейтом Слокомбом. Втайне от жены он приехал в Дувр, взял волнорезную доску и прикрепил к ней с помощью верёвок фруктовый сок с водой. Психотерапевту потребовалось 9 ч для того, чтобы добраться до другого берега. Журналистов он не предупредил, так как боялся гнева супруги.
Преодолеть путь вдоль пролива согласился Льюис Пью в 2018 г., чтобы обратить внимание общественности и политиков на загрязнение воды. Он провёл 49 дней за этой акцией, 350 км среди пластика впечатлили пловца. Пью, кроме медуз, не видел животного мира в воде. Рядом всегда присутствовала бригада специалистов, чтобы оказать ему помощь и забрать собранный мусор. С берега присоединялись другие пловцы, а горожане собирали мусор на побережье.
На транспортных средствах
Необычные способы преодоления пролива начались с перелёта двумя французами Ла-Манша на воздушном шаре. 1909 г. ознаменовался перелётом первого самолёта через пролив, за рулём которого сидел Блерио. Чтобы убедить мир в схожести индейских и уэльских лодок, Томас Б. сам переплыл водный барьер на бычьей лодке.
На перелёт в самолёте в обе стороны первым решился Чарльз Стюарт 1910 г. Американец Джон Бевинс Моисант через месяц перелетел пролив с пассажирами на борту (кошка и механик).
Имя | Способ | Результат |
Джаффри и Бланшар, учёные | На воздушном шаре | Начало спортивных рекордов |
Метью Вебб, английский матрос | Вплавь, в купальном костюме за 21 ч 45 мин. | Рекорд с 1875 г. не могли побить 36 лет |
Гертруда Эдерле | Вплавь за 14 ч 30 мин. | Первая пловчиха, покорившая Ла-Манш |
Клаудия Макферсон, канадка | Вплавь | Самая юная покорительница – 17 лет |
Джейн Балтазар, американка | Под водой, с корабля подавались кислородные баллоны | Сдалась из-за не наполненного баллона, спущенного случайно |
Элен Кэмпбел | На крыле самолёта над проливом | Необычный способ преодоления водного рубежа |
Жан Брюэль | На машинах-амфибиях | Удачная попытка преодоления пролива данным способом |
Любопытные факты
У Ла-Манша есть другие названия: Английский канал, эль Канал де-ла-Манча (испанское название), Engelse Kanaal (голландский), канал да-Манча (португальский). «Манча» переводится как «пятно», а «Ла-Манш» с французского как «рукав». Французский вариант самый распространённый: первое упоминание встречается в документах XVII.
Круазон Филипп – инвалид, не имеющий рук и ног. Он смог переплыть Ла-Манш за 14 ч.
На Нормандских островах обустроены узкие дорожки, на которых преимущество всегда у всадников, велосипедистов или пешеходов. Автомобиль в этом случае должен их пропустить. Максимальная скорость для транспортных средств – 24 км/ч. На острове Джерси со Второй мировой войны сохранились туннели, бункеры и подземная больница.
За то, что Элисон Стритер удачно переплыла пролив 43 раза, она получила звание Королевы Ла-Манша. Английские власти поощряют опасный вид спорта, но во Франции заплывы запрещены. Запрет мотивирован тем, что спортсмены затрудняют активное движение судов.
В пассажирский челночный поезд, который передвигается по Евротоннелю, можно сесть с машиной. Водитель заезжает в вагон и не выходит со своей машины на протяжении всего пути поезда. Под Ла-Маншем поездам запрещено ехать быстрее, чем 160 км/ч.
Через водный перешеек корабли, стремящиеся в Атлантику обязаны передвигаться, держась берегов Англии, а к Северному морю – Франции. Это решение проблемы, возникнувшей в 1970-х гг., когда из-за большого количества судов в проливе регулярно происходили столкновения.
Как видно на карте, пролив Ла-Манш не занимает большую территорию, но способен удивить своей историей, которая полна сложными взаимоотношениями Великобритании и Франции. Многие факты остаются еще не разгаданными.
На дне, по предположениям учёных, могут лежать остатки испанских галер, французской флотилии, римских кораблей и немецких подводных лодок. Если раньше он разъединял враждующие страны, то сейчас служит одним из способов перемещения из острова на материк и обратно.
Автор: Zulem Jotter
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о проливе Ла-Манш
Мивы и реальность заплывов через Ла-Манш:
368 Ла-Манш Па-де-Кале 24 03 1974
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 368. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Ла-Манш, Па-де-Кале. 24.03.1974.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:
Проливы Ла-Манш и Па-де-Кале (снимок из космоса). «Дралоскоп» (эпидиаскоп) – таким аппаратом я пользовался при оформлении стендов, стенгазет, плакатов, карт, схем и т.д. на БПК «Свирепый» в период 1973-1974 гг.
Из описания проливов и залива Сена в данной новелле читатели сами легко найдут пролив Па-де-Кале, Ла-Манш и залив Сена, а также вероятное место пребывания КУГ 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ 23 марта 1974 года.
Наш разговор с Андреем Павловым о службе специальной секретной связи закончился, но мы оба, чуть-чуть раскрыв друг другу то, что не должны были раскрывать и даже обсуждать, почувствовали такое доверие и дружеское участие, что я понял, разговор продолжится, Андрей тоже скучал без своих друзей, ушедших на крейсере «Свердлов» на БС (боевую службу) в Средиземное море. Интересно, а что там у них происходит в данный момент?
22 марта 1974 года КУГ (корабельная ударная группа) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ в составе двух отрядов: первый отряд – крейсер «Свердлов» пр.68 бис, эскадренный миноносец ЭМ «Настойчивый» пр.56А и танкер СМТ «Олекма» (командир первого отряда, капитан 1 ранга Ю.И. Можаров), второй отряд – БПК «Бодрый», БПК «Сильный», танкер «Каунас» и дизельная ПЛ Северного флота (командир второго отряда, капитан 2 ранга В.П. Нечитайло) в соответствии с международными правилами прохода по проливам миновали Па-де-Кале и Ла-Манш, и направились в залив Сена (Сен-Мало).
23 марта 1974 года стало известно, что с БПК «Бодрый» командиру ОБК (отряда боевых кораблей), капитану 2 ранга Б.П. Нечитайло, который находился на крейсере «Свердлов», доложили о необходимости проведения операции аппендицита одному из моряков, просили прислать врача с крейсера («на усиление»). Состоялась встреча кораблей и оперативная переправа корабельного доктора на катере с крейсера «Свердлов» на борт БПК «Бодрый». Операция прошла успешно.
Оба отряда боевых кораблей КУГ (корабельной ударной группировки) ДКБФ успешно прошли проливом Ла-Манш и приближались к месту первой дозаправки топливом, водой и продуктами, к заливу Сена.
Ла-Манш или Английский канал – это пролив между побережьем Франции и островом Великобритания. Проливы Ла-Манш и Па-де-Кале соединяют Северное море с Атлантическим океаном вдоль побережья Западной Европы. Длина пролива Ла-Манш 578 км, ширина на западе 250 км, на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере 23,5 м. Па-де-Кале или Дуврский пролив (Dover Strait) считается частью пролива Ла-Манш.
Основные порты по берегам пролива Ла-Манш: Портсмут, Саутгемптон (Англия), Гавр, Шербур (Франция). Крупнейшие острова пролива: остров Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова у берегов Франции, в заливе Сена (Сен-Мало).
Пролив Ла-Манш и Па-де-Кале имеют два берега – британский и французский, поэтому они имеет статус международных. Международные морские проливы (по определению Конвенции по морскому праву) – это «естественные морские пути, соединяющие между собой моря и издавна используемые для международного судоходства». Международные морские проливы, независимо от их длины и ширины, свободны для прохода военных и торговых судов всех стран.
Прибрежные государства не вправе перекрывать их своими территориальными водами, а если они все-таки перекрыты ими, то не вправе приостанавливать мирный проход по ним иностранных судов. Это положение ряда международных договоров, часть норм международного права.
Таким образом, государства, имеющие права на воды международных морских проливов гарантируют свободную навигацию «для флагов» (судов и кораблей), признают «принцип свободы прохода и мореплавания» в международных проливах.
Международные морские проливы, связывающие между собой открытые (большие) моря, например, Гибралтар (Атлантический океан и Средиземное море), Ла-Манш и Па-де-Кале (Северное море и Атлантический океан), Магелланов пролив (Атлантический океан и Тихий океан), Берингов пролив (Северный Ледовитый океан и Тихий океан) имеют режим транзитного прохода. В открытых проливах осуществляется свободное судоходство и полёты самолётов для непрерывного и быстрого прохода и пролёта через пролив, или входа, выхода или возвращения из государств, граничащих с проливом.
Как и любое другое интенсивное движение людей, автомобилей, судов и кораблей в узостях, в международных проливах осуществляется двустороннее движение по правилу «правой руки». В Гибралтаре, например, длина пролива 59 км, ширина от 14 до 44 км, глубины от 53 до 1180 м.
В северной части пролива Гибралтар «установлена полоса движения для судов и кораблей, идущих на запад, а в южной – для идущих на восток». В самом узком месте пролива Гибралтар «установлена разделительная полоса, от входа в которую суда и корабли должны воздерживаться» (то же самое, например, на московских проспектах).
Если проливы соединяют открытые моря и территориальные (внутренние) моря, например, Мессинский и Тиранский проливы, то «применяется право мирного прохода через территориальное море».
«Проливы, в срединной части которых есть полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, удобная для судоходства (Мозамбикский, Корейский, Тайваньский) обладают свободой судоходства, принятой в открытом море и исключительной экономической зоне».
Балтийские или Датские проливы используются всеми странами и государствами в соответствии со специальными международными соглашениями. При этом прибрежным с проливами государствам устанавливаются и предоставляются особые права. Например для военных кораблей США и НАТО нет тех ограничений и норм, которые установлены для советских судов и кораблей.
Балтийские (Датские) проливы – это: Большой Бельт (между островами Зеландия и Фюн), длина 115 км, ширина от 11 до 78 км, глубина от 11,3 до 71 м; Малый Бельт– длина 125 км, ширина от 0,5 до 41 км (в одном мете пересечён мостом). Воды этих проливов относятся к территориальным водами Дании.
Зунд – пролив проливной зоны Балтийских (Датских) проливов – имеет длину 102 км, ширину от 3,4 до 49 км, минимальную глубину 8 м. Пролив Зунд перекрыт территориальными водами Дании и Швеции. Поэтому страны-хозяева своих территориальных вод установили ограничивающую норму для прохода иностранных военных кораблей – «не более трёх кораблей по предварительно полученному разрешению», а «все иностранные ПЛ только в надводном положении».
Ширина пролива Босфор от 700 м до 3,8 км, глубина до 20 м. Движение в проливе Босфор разделённое (сначала суда-корабли идут в одну сторону, затем – в другую), лоцманская проводка обязательна, движение регулируется трафик-контролем порта Стамбул. Ширина пролива Дарданеллы от 1,3 до 27 км, глубина до 29 м.
При проходе танкеров дедвейтом свыше 40 000 т, движение остальных судов-кораблей перекрывается и возобновляется после их прохода. При плохих погодных условиях в Босфоре движение судов, скоростью менее 10 узлов запрещено.
В проливе Босфор очень интенсивное поперечное движение паромов и пассажирских катеров из одной части Стамбула в другую, а также в районе бухты Золотой Рог интенсивный любительский лов рыбы с малых плавсредств. Кроме этого над проливом Босфор два огромных «висячих» автомобильных моста.
Кстати, в Магеллановом проливе тоже территориальные воды, поделённые между Чили и Аргентиной. Длина Магелланова пролива 575 км, ширина от 2,2 до 110 км, глубины на фарватере от 20 до 1180 м. Лоцманская проводка судов и кораблей в Магеллановом проливе обязательна.
Отдельный статус имеют международные каналы, но ими советские военный корабли не пользуются, так как эти каналы, как правило, платные и целиком принадлежат странам-хозяевам этих каналов. Поэтому режим прохода каналов и тарифы сборов в международной валюте за проход (как правило, доллары США) закреплены в соответствующих международных договорах.
Конечно, отчёты и фотографии, описания, рисунки и записи свидетельств событий первой БС я должен был полностью (вместе с черновиками – таково было условие) отдать в разведотдел штаба 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, но тогда как я мог оформить фотолетопись корабля? Потом и свои ДМБовские альбомы я хотел оформить тоже в хронологическом порядке и с описанием (по возможности) реальных событий и фактов…
В альбомах фотолетописи БПК «Свирепый» я использовал реальные карты прокладки курса БПК «Свирепый» с указанием точек с координатами местоположения корабля в Северной Атлантике. При этом, правда, я не указал точно место, в котором мы обеспечивали безопасность стрельб новейшими баллистическими ракетами той советской АПЛ (атомной подводной лодки), которую мы сопровождали и охраняли недалеко от острова Роколл в период приближения жестокого шторма урагана Эллин (сентябрь 1973 года).
Для своего ДМБовского фотоальбома я использовал метеокарту, на которой схематически указал путь и маршрут следования БПК «Свирепый» в выходах в море и первом боевом походе в период 1972-1973 гг.
Работая над этими фотоальбомами, я отчётливо представлял себе путь, маршрут и обстановку КУГ (корабельной ударной группировки) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, поэтому (для пробы) решил сам для себя повторить то, что я делал в штабе, – составить сводную картину ТБД (театра боевых действий) этого похода КУГ.
Мне очень пригодился «дралоскоп» (эпидиаскоп), через который я проецировал на большой лист ватмана карту района Атлантического океана в котором сейчас находились: крейсер «Свердлов» пр.68 бис, эскадренный миноносец ЭМ «Настойчивый» пр.56А и танкер СМТ «Олекма», БПК «Бодрый», БПК «Сильный», танкер «Каунас» и дизельная ПЛ Северного флота.