какую сферу общественной жизни изучает правоведение

Правоведение

Юриспруденция (лат. juris-prudentia — правоведение, от лат. jus — право и лат. prudentia — предвидение, благоразумность, мудрость) — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

Содержание

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Французская юриспруденция до XV века направляет свое внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай) но преимущественно с изучением римского права. Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образоуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures». Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе — в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia», 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium», 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown», до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England ) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law ) в Великобритании, что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США.

Франция

К концу XV века во Франции начинается серьезная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выдаются Луэ (Louet), составивший сборник решений (около 1602 года), и Денизар (Denisart). Затем следует ряд юристов, направивших свое внимание, кроме изучения римского права, на обработку редижированного уже обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие собирания французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделяются Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой Французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создаёт научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития права Франции.

Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

Германское право изучается в смысле противоположения его римскому (в названии юридических трудов характерно differentiae). Здесь обращают на себя внимание «Differentiae juris civilis et sassonici» Бенедикта Рейнгарда (1549) и Людвига Факса (1567). С XVII века германская юриспруденция пытается вступить в оппозицию против господства римского права. В этом направлении проявляют свою деятельность школа естественного права и германисты. В 1643 году появляется сочинение Генриха Конринга: «De origine juris germanici», осветившее процесс развития национального германского права и его истинное отношение к римскому. За ним следуют работы Иоганна Шильтера — «Praxis juris romani in foro germanico» (1698) и Самуила Штрика — «Usus modernus pandectorum» (1690—1712).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.

Россия

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.

В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследуeт советскую систему поготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также специальные юридические учебные заведения: Российская академия правосудия, готовящая специалистов для судебной системы; Академии МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самуоправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присовением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.

Примечания

Литература

Юриспруденция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907.

Источник

Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения (стр. 1 )

какую сферу общественной жизни изучает правоведение. картинка какую сферу общественной жизни изучает правоведение. какую сферу общественной жизни изучает правоведение фото. какую сферу общественной жизни изучает правоведение видео. какую сферу общественной жизни изучает правоведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сферу общественной жизни изучает правоведение.Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

какую сферу общественной жизни изучает правоведение. картинка какую сферу общественной жизни изучает правоведение. какую сферу общественной жизни изучает правоведение фото. какую сферу общественной жизни изучает правоведение видео. какую сферу общественной жизни изучает правоведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую сферу общественной жизни изучает правоведение.

1.Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения

Правоведение это относительно обособленная часть обществоведения, состоящая т совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий объект изучения — государст­венно-правовую систему общества.

Общественные науки, в состав которых входит правоведение, изучают социальные процессы, т. е. деятельность людей в различных сферах общественной жизни.

Правоведение как часть обществоведения также изучает деятель­ность людей, но деятельность особого рода, связанную, с властным управлением социальными процессами и нормативным регулированием общественных отношений. В процессе этой деятельности в обществе создаются и функционируют многообразные социальные институты и отношения, входящие в единую государственно-правовую систему об­щества.

Государственно-правовая система общества составляет общий для всего правоведения объект познания. Этот объект определяет специфику правоведения как области научного знания и отличает вхо­дящие в его состав юридические науки от других общественных наук.

Современное правоведение — развитый комплекс юридических на­ук. В состав правоведения входят:

историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права и другие), которые исследуют свойства государственно-правовой системы в целом как относительно самостоятельной части общественной жизни;

отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, судоустройство, нотариат, прокурорский надзор и другие), которые исследуют отдельные государственные институты и сферы правового регулирования общественных отношений;

специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных [4]областях юридической деятельности специальных неюридических знаний и навыков.

Каждая из групп юридических наук изучает свой срез единой госу­дарственно-правовой системы, их предметы как общее и частное взаим­но дополняют друг друга. Из совокупности знаний историко-теоретических, отраслевых и специальных юридических наук складыва­ется полное и последовательное представление об объекте правоведе­ния.

2. Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения

Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изу­чения сущность, содержание (структуру) ч формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.

Теория государства и права — юридическая наука, входящая в со­став правоведения. С другими юридическими науками ее объединяет общий объект познания — государственно-правовая система общества. Особенности знаний теории государства и права и положение в системе юридических наук определяются ее предметом — специфическим ас­пектом, срезом изучения общего объекта.

Теория государства и права изучает:

во-первых, свойства государственно-правовой системы об­щества в целом, а не какой-либо ее отдельной части; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов отрасле­вых и специальных юридических наук;

во-вторых, сущностные закономерности государственно-пра­вовой системы общества, имеющие общий и относительно устойчивый характер для государственно-правовых систем разных стран; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов исторических юридических наук, также изучающих государственно-правовую систему общества в целом, но со стороны ее внешних времен­ных и пространственных форм.

Особенности предмета познания определяет положение теории госу­дарства и права в системе юридических наук как науки фундаменталь­ной, на которой базируются знания отраслевых и специальных юриди­ческих наук.[5]

Роль теории государства и права в системе правоведения заключает­ся в том, что она:

вырабатывает систему правовых понятий, составляющих общую теоретическую базу для всего правоведения, на основе которой разраба­тываются частные понятия отраслевых и специальных юридических наук;

обеспечивает взаимосвязь всех юридических наук внутри пра­воведения, согласовывая их содержание и подходы в процессе изучения единого объекта;

образует переходное связующее звено между системой юриди­ческих наук, входящих в состав правоведения, и обществоведением в целом, трансформируя обществоведческие категории в систему понятий правоведения.

3. Структура теории государства и права

Структура теории государства и права это. обособление и взаи­мосвязь ее отдельных частей в рамках единого научного знания.

Современная российская наука — теория государства и права струк­турно подразделяется на две основные части: теорию государства и теорию права.

Теория государства нацелена на изучение общих и существенных за­кономерностей государственной организации общества. Здесь раскры­ваются вопросы места государственной власти в системе социальной власти, ее сущности, содержания (механизма и функций), формы. Рас­сматриваются закономерности возникновения и исторического развития; государства и другие проблемы.

Теория права нацелена на изучение общих и существенных законо­мерностей правового регулирования общественных отношений. Здесь раскрываются вопросы места правового регулирования в системе нор­мативного регулирования, его сущности, содержания (механизма право­вого регулирования), формы. Рассматриваются закономерности возник­новения и исторического развития различных типов правовых систем и иные проблемы.

Теория государства и теория права тесно взаимосвязаны между со­бой и составляют единую науку. Это обусловлено тем, что

в реальной жизни государство и право функционально взаимо­связаны между собой, имеют одинаковые закономерности возникнове­ния и развития, сходные цели и функции в обществе; они взаимно [6]определяют и дополняют друг друга, образуя единую государственно-правовую систему;

в истории России государство играло основную роль в форми­ровании, реализации и обеспечении права; поэтому любая практическая юридическая деятельность непосредственно или опосредствовано связа­на с функционированием государственной власти.

Теория государства и теория права образуют так называемую онто­логическую часть науки теории государства и права. От нее отличают гносеологическую часть, которая нацелена на изучение закономерно­стей процесса познания государственно-правовых явлений, в частности, методологии их исследования.

4. Методология теории государства и права: соотношение с предметом, содержание, значение для правоведения

Методология теории государства и права — это ее особая структурная часть, в рамках которой исследуются закономерно­сти процесса познания предмета, вырабатываются наиболее пра­вильные, эффективные приемы ч способы чередования государственно-правовой системы общества.

Любые знания приобретаются наукой через процесс познания, в котором используются различные пути, способы, приемы изучения пред­мета. Эти формы связи науки с предметом обобщенно называются ме­тодом научного познания. В отличие от предмета, определяющего что наука изучает, метод характеризует то, как наука изучает свой предмет, приобретает знания о нем.

От правильности примененных при изучении предмета методов на­прямую зависит объективность и истинность получаемых наукой зна­ний. Изучение методов позволяет определить, какие из них применимы для познания государственно-правовых явлений общества, в какой по­следовательности они должны использоваться на разных этапах научно­го познания. Совокупность знаний о применяемых наукой методах на­зывается методологией (учением о методах).

Каждый предмет имеет различные по содержанию и сущностному уровню стороны и свойства, поэтому в науке используется целая сово­купность методов познания. В зависимости от содержания методов и их роли в процессе познания можно выделить:

философскую основу методологии, которая определяет об­щую направленность научных исследований, принципы подхода к [7] изучаемому объекту; в современной российской юридической науке фило­софскую основу методологии составляет диалектический материализм, с его подходом к пониманию природы государства и права исходя из объективных потребностей общества, в связи с другими социальными явлениями, развитии через противоречия;

общие методы, которые применимы при изучении любой сто­роны, каждого явления государственно-правовой системы общества; к таким универсальным методам относятся философская и формальная логики, вырабатываемые ими законы (например, философский закон отрицания, отрицания или формально логический закон тождества), понятия и приемы исследования (например, философские категории причины и следствия, содержания и формы или формально логические приемы анализа и синтеза);

частные (специальные) методы, которые применяются при изучении отдельных сторон и свойств государственно-правовых явле­ний; к таким методам относятся статистические и математические мето­ды, конкретно-социологические и психологические методы, методы толкования юридических норм и методы сравнительного правоведения и ряд других.

Среди юридических наук теория государства и права имеет наиболее развитую методологическую часть. Она конденсирует в себе достиже­ния в этой области отраслевых и специальных юридических наук и раз­рабатывает методы, которые используются как общие всем комплексом правоведения.

5. Система методов теории государства и права

Система методов теории государства и права это совокупность приемов последовательно применяемых наукой в зависимости от этапа, стадии познавательного процесса.

В соответствии с основными этапами познавательного процесса ме­тоды, применяемые юридической наукой, подразделяются на:

эмпирические методы сбора, изучения и обобщения единичных фактов;

теоретические методы научной абстракции и познания законо­мерностей.

К эмпирическим методам сбора и изучения отдельных государствен­но-правовых явлений относятся: [8]

методы толкования права, с помощью которых уясняется со­держание, смысл правовых норм, выраженная в них воля законодателя;

конкретно-социологические методы, которые связаны с при­менением в области права достижений конкретной социологии; изуче­нием фактического поведения людей в сфере политики и права с помо­щью методик наблюдения, анализа письменных источников, анкетиро­вания и интервьюирования и др.

К эмпирическим методам обобщения единичных фактов относятся:

метод сравнительного правоведения, который состоит глав­ным образом из методик выявления фактов сходства и различия, прису­щих государственным и правовым системам разных стран;

статистические методы, которые применяется к фактам, полу­ченным при помощи методов анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников, социально-психологических методов с целью выявления в них общего и устойчивого;

метод социально-правового эксперимента, когда в ограни­ченной сфере создается реальный набор государственно-правовых усло­вий с целью изучения их приемлемости для практики и более широкого распространения.

Цель теоретических методов научной абстракции — преобразо­вать, полученные на эмпирической стадии исследования, представления об отдельных государственно-правовых фактах в теоретические абст­ракции — общие понятия, которые охватывают однотипные явления и процессы, раскрывая их существенные свойства и признаки.

Здесь используются такие приемы как определение понятия через ближайший род и видовое отличие, генетические определение понятий, определение через противоположность или отношение, методы логиче­ской индукции, дедукции и другие.

Цель теоретических методов познания закономерностей — уста­новить необходимые существенные связи между отдельными явлениями и процессами государственно-правовой действительности, понять ее как единый, взаимосвязанный механизм.

На этой стадии используются, в основном, системно-структурный метод, который предполагает четкое выделение структурных компонен­тов того или иного явления, отграничение одного элемента от других, установление его основных свойств, выявление иерархической соподчиненности (взаимосвязи) отдельных элементов, благодаря которой они приобретают свойства единого целого. [9]

В развитом научном знании на этой стадии особую роль играет ме­тод восхождения от абстрактного к конкретному, который выделяет в изучаемом предмете исходный родовой элемент, отраженный в про­стейшей теоретическом понятии и путем установления его закономер­ных переходов в другие элементы предмета развертывает в логически последовательную систему понятий. Эта система в идеале должна отра­жать логику самодвижения, саморазвития государственно-правовой системы в реальной действительности.

6. Теория государства и права и юридическая практика

Юридическая практика как разновидность социальной практики представляет собой предметную преобразующую деятельность субъектов общественной жизни, связанную с созданием ч функцио­нированием государственных институтов, формированием и реали­зацией права, защитой государственного строя и охраной правопорядка.

Социальная практика это предметная деятельность людей, направ­ленная на реальное преобразование общественных отношений и инсти­тутов. Особенностью юридической практики как части социальной практики является то, что в ее рамках деятельность субъектов общест­венной жизни направлена на создание и преобразование различных элементов государственно-правовой системы общества.

В правоведении, помимо этого — широкого, есть более узкое пони­мание юридической практики как деятельности судебных органов по рассмотрению и обобщению различных категорий дел. Это представле­ние охватывается понятием юридической практики как разновидности практики общесоциальной.

Практическая деятельность всегда связана достижением конкретных, частных целей. Она в силу своей природы не может охватить общих закономерностей, в рамках которых эти цели могут быть эффективно реализованы. Наталкиваясь на противоречия и пытаясь разрешить их методом проб и ошибок, юридическая практика объективно порож­дает необходимость в теории и стремится к взаимодействию с ней.

Для правовой теории практика это, с одной стороны, объект позна­ния; с другой — сфера приложения, реализации и проверки истинности ее выводов. Отражая сущностные стороны и закономерности юридиче­ской практики, теория позволяет установить, как должны быть наиболее оптимально организованы отдельные элементы государственно-правовой [10] системы, каковы тенденции ее ближайшего и перспектинного развития. Воздействие теории на практику осуществляется через научные правовые идеи — концептуальные положения, разрабатываемые правоведением и направленные на изменение, преобразование практики в соответствии с ее внутренними законами.

Практику нельзя абсолютизировать, поскольку она в силу собственных потребностей может отклоняться от правильных путей развития. Только используя научные идеи, юридическая практика полностью реа­лизует свои потенциальные возможности, избирает наиболее рацио­нальные и корректирует ошибочные пути развития государственно-правовой системы.

Одновременно в процессе реализации проверяется на практике ис­тинность правовых научных идей и уточняется содержание теоретиче­ских понятий. В единстве, взаимопроникновении правовой теории и юридической практики обеспечивается наиболее эффективное функцио­нирование государственно-правовой системы общества.

Главное направление взаимодействия современной правовой науки и юридической практики в России — это разработка и воплощение в жизнь целостной концепции правовой реформы в Российской Феде­рации.

7. Власть, ее свойства, роль в социальной жизни. Разновидности власти

Общество — совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных, общностью экономической, социальной, политической и духовной метни. единой государственной властью и правовой системой.

Люди, составляющие данное общество имеют, как правило, единые нравы, религию, язык. Они субъективно отличают себя от людей, вхо­дящих в другие сообщества. Структурно развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональными, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои[11]интересы в деятельности по отношению друг к другу, составляющей социальную жизнь.

Объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти.

Власть — одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей.

Власть — это разновидность управления социальными процессами. В отличие от других форм управления (осуществляемых, например, путем координации деятельности людей) властное управление всегда связано с подчинением одних людей другими.

Доминирование одной стороны (субъекта власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) — составляет специфическое содержа­ние властных отношений. Властные отношения основываются, как пра­вило, на авторитете субъектов власти. Однако их качественным призна­ком является потенциальная возможность применения принуждения в случае не выполнения властных предписаний.

Власть обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов, благодаря чему поддерживается стабильность социальных связей и сохраняется единство общественной системы. Вла­стное управление присуще обществу с момента его зарождения и ис­пользуется им для организации совместной деятельности людей в наи­более важных сферах его жизни.

В зависимости от уровня организованности можно выделить:

простые, естественные формы власти, которые осуществляются непосредственно субъектом власти, без специального аппарата управле­ния (власть родителей над детьми, старших над младшими, власть не­формального лидера в коллективе и др.);

сложные, организованные формы власти, которые реализуются через специально создаваемые для этого органы, наделенные атрибута­ми субъекта власти (власть общественных объединений, в том числе политических партий, церковная власть, власть родовых кланов, нацио­нальных и профессиональных элит и др.).

Разновидностью сложной организованной формы власти является государственная власть, осуществляемая особой организацией — государством. [12]

8. Государственная власть

Государственном власть — разновидность социальной власти. которая обеспечивает единство общества в условиях его социаль­ной дифференциации посредством специально созданной организа­ции — государства.

В процессе исторического развития общественная жизнь от про­стейших, примитивных форм с однородными, совпадающими интереса­ми людей, переходит к этапу, когда она становится все более многооб­разной и разнородной (социально дифференцируется). На основе воз­растающих потребностей людей возникают новые направления деятель­ности и представляющие их субъекты, интересы которых не только дополняют друг друга, но пересекаются и сталкиваются. При сохране­нии потребности в единстве общественной жизни появляются и множат­ся различия, противоречия между индивидами и социальной группой, между отдельными социальными группами, между социальными груп­пами и обществом в целом.

Обеспечить в этих условиях управляемость основными социальными процессами в масштабах всего общества не могут формы власти, выра­жающие частные интересы отдельных социальных групп, семьи или индивидов, поскольку они становятся конфликтующими. В целях согла­сования частных интересов, обеспечения единства, целостности общест­ва, предотвращения столкновений и недопустимости его распада созда­ется и функционирует государственная власть.

Государственная власть как разновидность сложной социальной вла­сти сохраняет все ее основные признаки. Она также основывается на авторитете управляющих обществом структур и возможности примене­ния принуждения. В отличие от других видов социальной власти госу­дарственная власть:

обеспечивает согласование интересов не отдельных индивидов или социальных групп, а общества в целом; при этом интересы, носящие частный характер, согласуются в рамках иных форм власти;

является формой управления наиболее значимыми социальными процессами, которые особенно важны для стабильности и нормального развития общества;

является самой авторитетной и эффективной формой власти, обладающей наибольшей принудительной силой;

осуществляется посредством особой организации властного управления — государства.[13]

9. Понятие государства

Государство — организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая ч проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти.

Как организация государство представляет собой выделенную из общества группу людей, объединенных в государственный аппарат и управляющих различными социальными процессами. Эта группа людей наделена возможностью осуществлять государственную власть, т. е. подчинять волю всех других людей и объединений для решения наибо­лее значимых общих дел, согласования их совместной деятельности, применяя в необходимых случаях принуждение.

Опираясь на все общество, реализуя его единые потребности, госу­дарство осуществляет власть, ориентируясь, прежде всего, на интересы основных социальных групп; тех, которые играют в нем ведущую роль, определяют его лицо и направления социального прогресса. Воля этих социальных групп составляет сущность государства. Политика, прово­димая государственным аппаратом и выраженная в основных направлениях его деятельности (функциях государства), составляет содержание государственной власти.

Государство как управляющая организация порождена потребностя­ми общества, по сущности и содержанию напрямую зависит от него. С изменением общесоциальных потребностей, структуры общества, с приходом на политическую арену новых значимых социальных групп меняется параметры сущности и содержания государства.

Вместе с тем государство — относительно самостоятельный элемент общественной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которому все общество выступает как объект управления. В силу своего характера государство может активно воздействовать на социальные процессы, направляя их в необходимую сторону. От эффек­тивности государственной власти, ее способности выполнять свои зада­чи напрямую зависит не только сохранение, но и прогрессивное разви­тие общественной системы.[14]

10. Основные теоретические подходы к определению

сущности государства в российской юридической науке

Сущность государства — это воля гражданского общества, на­правленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп.

В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежит социальная воля, т. е. стремление субъектов общественной жиз­ни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущ­ность государства — значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через государство в общест­венной жизни.

До недавнего времени в российском государствоведении доминиро­вал классовый подход к сущности государства. В соответствии с ним государство понималось как организация диктатуры экономически гос­подствующего класса, который с помощью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привилегированное положе­ние в обществе. Государство с этих позиций необходимо для общества только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонисти­ческие классы.

Этот подход, верно отражая особенности государства ранних исто­рических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизован­ному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться.

Общесоциальный подход к сущности государства, в противопо­ложность классовому, считает, что государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества. Государство, с этих позиций, путем компро­мисса между отдельными социальными группами, поиска баланса их интересов стремится к достижению общего блага.

Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость об­щественной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к распаду, то в государственной власти оказываются объек­тивно заинтересованы все субъекты общественной жизни, хотя их част­ные интересы могут не совпадать или находиться в прямой противопо­ложности.

Дуалистический подход к сущности государства, пытается в оп­ределенной степени соединить противоположности классового и [15] общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и обще­социальную. Государство, с одной стороны, — это организация эконо­мически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность, с точки зрения этого подхода, изменяется. Если в государствах раннего истори­ческого периода превалирует первая — классовая сторона, то у совре­менного цивилизованного государства— вторая, общесоциальная.

11. Признаки государства

Признаки государства — его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе.

Признаки государства являются выражением его социальной приро­ды и сущности. Они характеризуют качественные свойства государства как особой организации власти. По своим признакам государство отли­чается от иных организаций, осуществляющих социальную власть, та­ких как различные политические партии, профессиональные союзы, массовые движения, церковные организации, объединения по интересам людей и др.

Эти признаки также отличают государство от родовых форм органи­зации власти. Эти формы возникли и действовали как основные на начальном этапе развития человечества в первобытном обществе. Целый ряд этих форм сохранил свою значимость и в современном мире.

К основным признакам государства относятся суверенитет, осущест­вление власти по территориальному принципу, особая организация пуб­личной власти страны.

Суверенитет государства означает верховенство и определяющую роль государства внутри страны по отношению к любым другим источникам социальной власти и его независимость от внешних источников власти, иных государств в проведении внутренней и внеш­ней политики. Суверенитет государства не беспределен; внутри страны он ограничен производностью от суверенитета народа; вне страны — принятыми нормами отношений между государствами.

Осуществление власти по территориальному принципу проявля­ется в том, что каждое государство «привязано» к определенной терри­тории с зафиксированными государственными границами. Объектами [16] государственной власти являются все лица, находящиеся в пределах этой территории, вне зависимости от их социальных, национальных и иных признаков. Территория государства с проживающим на ней населением образует страну и отграничивает объекты властного управления одного государства от объектов управления другого.

Особая организация публичной власти выражается в том, что го­сударство представлено специальным, выделенным из общества аппара­том управления. Этот аппарат действует на профессиональной основе и люди, его составляющие, занимаются, как правило, только управлением другими людьми. Представители государственного аппарата официаль­но выступают от имени всего общества и содержатся за счет налогов и сборов с населения. Помимо собственно органов управления, аппарат государства включает в себя специальные силовые органы принуждения (армию, полицию, органы безопасности и др.).

12. Социальное назначение и задачи современного государства

Социальное назначение государства это причина, смысл и итог его существования в обществе; то, ради чего люди, собственно, создают и поддерживают государственную власть.

Социальное назначение выражает глубинную сущность государст­венной власти. Она состоит в обеспечении целостности общества, в создании для всех социальных групп возможности осуществлять жизне­деятельность в рамках единой социальной системы. Достижение балан­са, гармонии разнообразных, далеко не всегда совпадающих интересов индивидов и социальных групп — в этом заключается смысл существо­вания государственной власти в обществе. Сохранение общества, пре­дотвращение анархии и распада, создание условий для развития здоро­вых социальных сил — таков итог функционирования нормальной госу­дарственной власти.

Социальное назначение государства конкретизируются в его задачах. Они отражают социальное назначение государства и раскрывают его цели применительно к различным аспектам управления гражданским обществом.

Задачи государства — выражающие сущность и социальное на­значение государственной власти основные цели. которые государ­ство осуществляет в процессе властного управления гражданским обществом.

Задачи, с одной стороны, обусловлены сущностью и социальным на­значением государственной власти и в этом смысле стабильны. С дру­гой, — могут меняться в зависимости от этапов развития государства, конкретно исторических внутренних условий его существования, внеш­ней обстановки.

Так постоянными задачами государства на всех этапах его развития остаются: поддержание порядка и стабильности, развитие особо важных для общества сфер его жизни, обеспечение внешней безопасности, орга­низация взаимоотношений с другими странами.

В то же время, государства, функционирующие на переходных эта­пах развития общества, могут иметь в качестве основной задачи переход от одной формы собственности к другой и осуществлять, например, приватизацию. Или для государства, в отношении которого предпринята вооруженная агрессия, основной задачей становится ее отражение.

Социальное назначение и задачи государства реализуются государ­ственным аппаратом через его функции.

13. Функции современного государства

Функции государства основные направления деятельности го­сударства по управлению главными сферами социальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач.

Функции государства производны от его социального назначения и задач. Однако через это понятие определяются не цели государства, а главные направления его деятельности, через которые эти цели дости­гаются. Функции отличаются от социального назначения и задач госу­дарства, как итог, результат отличается от процесса, пути его достиже­ния.

Каждая функция характеризуется предметом (областью обществен­ной жизни, на которую направлена деятельность государства), содержа­нием (конкретными действиями для достижения определенных целей), формами и методами (способами осуществления функций).

По направленности деятельности государства функции различаются на внешние и внутренние, которые, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сфер общественной жизни на экономические, социаль­но-политические и идеологические.

Внутри страны современное государство осуществляет:

в сфере экономики: непосредственное управление объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов [18] негосударственных форм собственности, концентрацию и распределе­ние финансовых средств, установление таможенного режима;

в социально-политической сфере: управление системой здраво­охранения, социального обеспечения и благоустройства, обеспечение экологической безопасности, регулирование отношений между социаль­ными и национальными группами, общественными и религиозными объединениями, охрану общественного порядка;

в идеологической сфере: управление развитием науки, образо­вания, культуры, регулирование деятельности средств массовой инфор­мации, формирование общенациональной идеологии, охрану памятни­ков истории и культуры; иные внутренние функции.

В области внешней политики современное государство организует политическое и экономическое взаимодействие с другими странами, культурное сотрудничество с ними, управляет обороной страны, развед­кой и контрразведкой, участвует в оборонительных и иных междуна­родных союзах.

14. Формы и методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства — совокупность способов воздействия государства на субъектов гражданского обще­ства в процессе решения стоящих перед ним задач.

Государственная власть, как и другие формы социальной власти, осуществляется двумя основными методами: под воздействием автори­тета государства — методом убеждения и под воздействием силы — методом принуждения.

В первом случае властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что го­сударство действует в их общих интересах. Во втором случае государст­венные решения проводятся вопреки воле управляемых.

Принуждение может реализоваться посредством подавления — ог­раничения возможностей для отдельных лиц или организаций противо­действовать власти. Принуждение осуществляется и в форме насилия — прямого психического или физического воздействия на людей, не под­чиняющихся требованиям органов власти.

Помимо методов, характеризующих властное содержание функций, государством используются методы, свойственные любой организационной [19] деятельности: планирование, прогнозирование, моделирование, стимулирование и др.

В процессе исторического развития при реализации функций госу­дарства все больший удельный вес приобретает метод убеждения, в то время как метод принуждения применяется в строго определенных рам­ках и только по отношению к отдельным лицам. В цивилизованном обществе основой осуществления функций государства является автори­тет государственной власти, а не сила.

Формы осуществления функций государства — это основные пути и приемы их реализации. В теории принято выделять две основ­ные группы форм осуществления функций государства: правовые и организационные.

Правовые формы связаны с принятием различного рода норматив­ных и правоприменительных актов; они непосредственно влекут за со­бой юридические последствия. В группу правовых форм входят: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоох­ранительная деятельность.

Организационные формы осуществления функций государства—это сложившиеся на практике способы осуществления государственной деятельности, непосредственно не связанные с правом. Например, дея­тельность по подбору кадров на ту или иную должность в государствен­ном аппарате, процедура подготовки и согласования различных доку­ментов, подготовки заседаний тех или иных органов, разъяснительная работа, взаимодействие со средствами массовой информации, бухгалтерский учет.

15. Государственный аппарат и органы государства

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *