какую сферу общественной жизни изучает правоведение
Правоведение
Юриспруденция (лат. juris-prudentia — правоведение, от лат. jus — право и лат. prudentia — предвидение, благоразумность, мудрость) — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:
Содержание
История
Античность
Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.
Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.
Средневековье
Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.
В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.
В Западной Европе в период раннего средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.
В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.
У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.
Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.
Французская юриспруденция до XV века направляет свое внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай) но преимущественно с изучением римского права. Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).
Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образоуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.
Новое время
Англия
Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures». Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе — в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia», 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium», 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown», до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).
Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England ) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law ) в Великобритании, что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США.
Франция
К концу XV века во Франции начинается серьезная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выдаются Луэ (Louet), составивший сборник решений (около 1602 года), и Денизар (Denisart). Затем следует ряд юристов, направивших свое внимание, кроме изучения римского права, на обработку редижированного уже обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие собирания французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделяются Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.
После Великой Французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создаёт научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития права Франции.
Германия
По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).
Германское право изучается в смысле противоположения его римскому (в названии юридических трудов характерно differentiae). Здесь обращают на себя внимание «Differentiae juris civilis et sassonici» Бенедикта Рейнгарда (1549) и Людвига Факса (1567). С XVII века германская юриспруденция пытается вступить в оппозицию против господства римского права. В этом направлении проявляют свою деятельность школа естественного права и германисты. В 1643 году появляется сочинение Генриха Конринга: «De origine juris germanici», осветившее процесс развития национального германского права и его истинное отношение к римскому. За ним следуют работы Иоганна Шильтера — «Praxis juris romani in foro germanico» (1698) и Самуила Штрика — «Usus modernus pandectorum» (1690—1712).
В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.
Россия
В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.
Современная юриспруденция
Юридическое образование
В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.
В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.
Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.
В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).
Российская Федерация
Организация юридического образования в России, в целом, наследуeт советскую систему поготовки юристов.
Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).
Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.
Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:
На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.
Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.
В России существуют также специальные юридические учебные заведения: Российская академия правосудия, готовящая специалистов для судебной системы; Академии МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самуоправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.
После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присовением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.
Примечания
Литература
Юриспруденция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907.
Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
1.Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения
Правоведение это относительно обособленная часть обществоведения, состоящая т совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий объект изучения — государственно-правовую систему общества.
Общественные науки, в состав которых входит правоведение, изучают социальные процессы, т. е. деятельность людей в различных сферах общественной жизни.
Правоведение как часть обществоведения также изучает деятельность людей, но деятельность особого рода, связанную, с властным управлением социальными процессами и нормативным регулированием общественных отношений. В процессе этой деятельности в обществе создаются и функционируют многообразные социальные институты и отношения, входящие в единую государственно-правовую систему общества.
Государственно-правовая система общества составляет общий для всего правоведения объект познания. Этот объект определяет специфику правоведения как области научного знания и отличает входящие в его состав юридические науки от других общественных наук.
Современное правоведение — развитый комплекс юридических наук. В состав правоведения входят:
историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права и другие), которые исследуют свойства государственно-правовой системы в целом как относительно самостоятельной части общественной жизни;
отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, судоустройство, нотариат, прокурорский надзор и другие), которые исследуют отдельные государственные институты и сферы правового регулирования общественных отношений;
специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных [4]областях юридической деятельности специальных неюридических знаний и навыков.
Каждая из групп юридических наук изучает свой срез единой государственно-правовой системы, их предметы как общее и частное взаимно дополняют друг друга. Из совокупности знаний историко-теоретических, отраслевых и специальных юридических наук складывается полное и последовательное представление об объекте правоведения.
2. Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения
Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) ч формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.
Теория государства и права — юридическая наука, входящая в состав правоведения. С другими юридическими науками ее объединяет общий объект познания — государственно-правовая система общества. Особенности знаний теории государства и права и положение в системе юридических наук определяются ее предметом — специфическим аспектом, срезом изучения общего объекта.
Теория государства и права изучает:
во-первых, свойства государственно-правовой системы общества в целом, а не какой-либо ее отдельной части; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов отраслевых и специальных юридических наук;
во-вторых, сущностные закономерности государственно-правовой системы общества, имеющие общий и относительно устойчивый характер для государственно-правовых систем разных стран; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов исторических юридических наук, также изучающих государственно-правовую систему общества в целом, но со стороны ее внешних временных и пространственных форм.
Особенности предмета познания определяет положение теории государства и права в системе юридических наук как науки фундаментальной, на которой базируются знания отраслевых и специальных юридических наук.[5]
Роль теории государства и права в системе правоведения заключается в том, что она:
вырабатывает систему правовых понятий, составляющих общую теоретическую базу для всего правоведения, на основе которой разрабатываются частные понятия отраслевых и специальных юридических наук;
обеспечивает взаимосвязь всех юридических наук внутри правоведения, согласовывая их содержание и подходы в процессе изучения единого объекта;
образует переходное связующее звено между системой юридических наук, входящих в состав правоведения, и обществоведением в целом, трансформируя обществоведческие категории в систему понятий правоведения.
3. Структура теории государства и права
Структура теории государства и права это. обособление и взаимосвязь ее отдельных частей в рамках единого научного знания.
Современная российская наука — теория государства и права структурно подразделяется на две основные части: теорию государства и теорию права.
Теория государства нацелена на изучение общих и существенных закономерностей государственной организации общества. Здесь раскрываются вопросы места государственной власти в системе социальной власти, ее сущности, содержания (механизма и функций), формы. Рассматриваются закономерности возникновения и исторического развития; государства и другие проблемы.
Теория права нацелена на изучение общих и существенных закономерностей правового регулирования общественных отношений. Здесь раскрываются вопросы места правового регулирования в системе нормативного регулирования, его сущности, содержания (механизма правового регулирования), формы. Рассматриваются закономерности возникновения и исторического развития различных типов правовых систем и иные проблемы.
Теория государства и теория права тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую науку. Это обусловлено тем, что
в реальной жизни государство и право функционально взаимосвязаны между собой, имеют одинаковые закономерности возникновения и развития, сходные цели и функции в обществе; они взаимно [6]определяют и дополняют друг друга, образуя единую государственно-правовую систему;
в истории России государство играло основную роль в формировании, реализации и обеспечении права; поэтому любая практическая юридическая деятельность непосредственно или опосредствовано связана с функционированием государственной власти.
Теория государства и теория права образуют так называемую онтологическую часть науки теории государства и права. От нее отличают гносеологическую часть, которая нацелена на изучение закономерностей процесса познания государственно-правовых явлений, в частности, методологии их исследования.
4. Методология теории государства и права: соотношение с предметом, содержание, значение для правоведения
Методология теории государства и права — это ее особая структурная часть, в рамках которой исследуются закономерности процесса познания предмета, вырабатываются наиболее правильные, эффективные приемы ч способы чередования государственно-правовой системы общества.
Любые знания приобретаются наукой через процесс познания, в котором используются различные пути, способы, приемы изучения предмета. Эти формы связи науки с предметом обобщенно называются методом научного познания. В отличие от предмета, определяющего что наука изучает, метод характеризует то, как наука изучает свой предмет, приобретает знания о нем.
От правильности примененных при изучении предмета методов напрямую зависит объективность и истинность получаемых наукой знаний. Изучение методов позволяет определить, какие из них применимы для познания государственно-правовых явлений общества, в какой последовательности они должны использоваться на разных этапах научного познания. Совокупность знаний о применяемых наукой методах называется методологией (учением о методах).
Каждый предмет имеет различные по содержанию и сущностному уровню стороны и свойства, поэтому в науке используется целая совокупность методов познания. В зависимости от содержания методов и их роли в процессе познания можно выделить:
философскую основу методологии, которая определяет общую направленность научных исследований, принципы подхода к [7] изучаемому объекту; в современной российской юридической науке философскую основу методологии составляет диалектический материализм, с его подходом к пониманию природы государства и права исходя из объективных потребностей общества, в связи с другими социальными явлениями, развитии через противоречия;
общие методы, которые применимы при изучении любой стороны, каждого явления государственно-правовой системы общества; к таким универсальным методам относятся философская и формальная логики, вырабатываемые ими законы (например, философский закон отрицания, отрицания или формально логический закон тождества), понятия и приемы исследования (например, философские категории причины и следствия, содержания и формы или формально логические приемы анализа и синтеза);
частные (специальные) методы, которые применяются при изучении отдельных сторон и свойств государственно-правовых явлений; к таким методам относятся статистические и математические методы, конкретно-социологические и психологические методы, методы толкования юридических норм и методы сравнительного правоведения и ряд других.
Среди юридических наук теория государства и права имеет наиболее развитую методологическую часть. Она конденсирует в себе достижения в этой области отраслевых и специальных юридических наук и разрабатывает методы, которые используются как общие всем комплексом правоведения.
5. Система методов теории государства и права
Система методов теории государства и права это совокупность приемов последовательно применяемых наукой в зависимости от этапа, стадии познавательного процесса.
В соответствии с основными этапами познавательного процесса методы, применяемые юридической наукой, подразделяются на:
эмпирические методы сбора, изучения и обобщения единичных фактов;
теоретические методы научной абстракции и познания закономерностей.
К эмпирическим методам сбора и изучения отдельных государственно-правовых явлений относятся: [8]
методы толкования права, с помощью которых уясняется содержание, смысл правовых норм, выраженная в них воля законодателя;
конкретно-социологические методы, которые связаны с применением в области права достижений конкретной социологии; изучением фактического поведения людей в сфере политики и права с помощью методик наблюдения, анализа письменных источников, анкетирования и интервьюирования и др.
К эмпирическим методам обобщения единичных фактов относятся:
метод сравнительного правоведения, который состоит главным образом из методик выявления фактов сходства и различия, присущих государственным и правовым системам разных стран;
статистические методы, которые применяется к фактам, полученным при помощи методов анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников, социально-психологических методов с целью выявления в них общего и устойчивого;
метод социально-правового эксперимента, когда в ограниченной сфере создается реальный набор государственно-правовых условий с целью изучения их приемлемости для практики и более широкого распространения.
Цель теоретических методов научной абстракции — преобразовать, полученные на эмпирической стадии исследования, представления об отдельных государственно-правовых фактах в теоретические абстракции — общие понятия, которые охватывают однотипные явления и процессы, раскрывая их существенные свойства и признаки.
Здесь используются такие приемы как определение понятия через ближайший род и видовое отличие, генетические определение понятий, определение через противоположность или отношение, методы логической индукции, дедукции и другие.
Цель теоретических методов познания закономерностей — установить необходимые существенные связи между отдельными явлениями и процессами государственно-правовой действительности, понять ее как единый, взаимосвязанный механизм.
На этой стадии используются, в основном, системно-структурный метод, который предполагает четкое выделение структурных компонентов того или иного явления, отграничение одного элемента от других, установление его основных свойств, выявление иерархической соподчиненности (взаимосвязи) отдельных элементов, благодаря которой они приобретают свойства единого целого. [9]
В развитом научном знании на этой стадии особую роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному, который выделяет в изучаемом предмете исходный родовой элемент, отраженный в простейшей теоретическом понятии и путем установления его закономерных переходов в другие элементы предмета развертывает в логически последовательную систему понятий. Эта система в идеале должна отражать логику самодвижения, саморазвития государственно-правовой системы в реальной действительности.
6. Теория государства и права и юридическая практика
Юридическая практика как разновидность социальной практики представляет собой предметную преобразующую деятельность субъектов общественной жизни, связанную с созданием ч функционированием государственных институтов, формированием и реализацией права, защитой государственного строя и охраной правопорядка.
Социальная практика это предметная деятельность людей, направленная на реальное преобразование общественных отношений и институтов. Особенностью юридической практики как части социальной практики является то, что в ее рамках деятельность субъектов общественной жизни направлена на создание и преобразование различных элементов государственно-правовой системы общества.
В правоведении, помимо этого — широкого, есть более узкое понимание юридической практики как деятельности судебных органов по рассмотрению и обобщению различных категорий дел. Это представление охватывается понятием юридической практики как разновидности практики общесоциальной.
Практическая деятельность всегда связана достижением конкретных, частных целей. Она в силу своей природы не может охватить общих закономерностей, в рамках которых эти цели могут быть эффективно реализованы. Наталкиваясь на противоречия и пытаясь разрешить их методом проб и ошибок, юридическая практика объективно порождает необходимость в теории и стремится к взаимодействию с ней.
Для правовой теории практика это, с одной стороны, объект познания; с другой — сфера приложения, реализации и проверки истинности ее выводов. Отражая сущностные стороны и закономерности юридической практики, теория позволяет установить, как должны быть наиболее оптимально организованы отдельные элементы государственно-правовой [10] системы, каковы тенденции ее ближайшего и перспектинного развития. Воздействие теории на практику осуществляется через научные правовые идеи — концептуальные положения, разрабатываемые правоведением и направленные на изменение, преобразование практики в соответствии с ее внутренними законами.
Практику нельзя абсолютизировать, поскольку она в силу собственных потребностей может отклоняться от правильных путей развития. Только используя научные идеи, юридическая практика полностью реализует свои потенциальные возможности, избирает наиболее рациональные и корректирует ошибочные пути развития государственно-правовой системы.
Одновременно в процессе реализации проверяется на практике истинность правовых научных идей и уточняется содержание теоретических понятий. В единстве, взаимопроникновении правовой теории и юридической практики обеспечивается наиболее эффективное функционирование государственно-правовой системы общества.
Главное направление взаимодействия современной правовой науки и юридической практики в России — это разработка и воплощение в жизнь целостной концепции правовой реформы в Российской Федерации.
7. Власть, ее свойства, роль в социальной жизни. Разновидности власти
Общество — совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных, общностью экономической, социальной, политической и духовной метни. единой государственной властью и правовой системой.
Люди, составляющие данное общество имеют, как правило, единые нравы, религию, язык. Они субъективно отличают себя от людей, входящих в другие сообщества. Структурно развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональными, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои[11]интересы в деятельности по отношению друг к другу, составляющей социальную жизнь.
Объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти.
Власть — одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей.
Власть — это разновидность управления социальными процессами. В отличие от других форм управления (осуществляемых, например, путем координации деятельности людей) властное управление всегда связано с подчинением одних людей другими.
Доминирование одной стороны (субъекта власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) — составляет специфическое содержание властных отношений. Властные отношения основываются, как правило, на авторитете субъектов власти. Однако их качественным признаком является потенциальная возможность применения принуждения в случае не выполнения властных предписаний.
Власть обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов, благодаря чему поддерживается стабильность социальных связей и сохраняется единство общественной системы. Властное управление присуще обществу с момента его зарождения и используется им для организации совместной деятельности людей в наиболее важных сферах его жизни.
В зависимости от уровня организованности можно выделить:
простые, естественные формы власти, которые осуществляются непосредственно субъектом власти, без специального аппарата управления (власть родителей над детьми, старших над младшими, власть неформального лидера в коллективе и др.);
сложные, организованные формы власти, которые реализуются через специально создаваемые для этого органы, наделенные атрибутами субъекта власти (власть общественных объединений, в том числе политических партий, церковная власть, власть родовых кланов, национальных и профессиональных элит и др.).
Разновидностью сложной организованной формы власти является государственная власть, осуществляемая особой организацией — государством. [12]
8. Государственная власть
Государственном власть — разновидность социальной власти. которая обеспечивает единство общества в условиях его социальной дифференциации посредством специально созданной организации — государства.
В процессе исторического развития общественная жизнь от простейших, примитивных форм с однородными, совпадающими интересами людей, переходит к этапу, когда она становится все более многообразной и разнородной (социально дифференцируется). На основе возрастающих потребностей людей возникают новые направления деятельности и представляющие их субъекты, интересы которых не только дополняют друг друга, но пересекаются и сталкиваются. При сохранении потребности в единстве общественной жизни появляются и множатся различия, противоречия между индивидами и социальной группой, между отдельными социальными группами, между социальными группами и обществом в целом.
Обеспечить в этих условиях управляемость основными социальными процессами в масштабах всего общества не могут формы власти, выражающие частные интересы отдельных социальных групп, семьи или индивидов, поскольку они становятся конфликтующими. В целях согласования частных интересов, обеспечения единства, целостности общества, предотвращения столкновений и недопустимости его распада создается и функционирует государственная власть.
Государственная власть как разновидность сложной социальной власти сохраняет все ее основные признаки. Она также основывается на авторитете управляющих обществом структур и возможности применения принуждения. В отличие от других видов социальной власти государственная власть:
обеспечивает согласование интересов не отдельных индивидов или социальных групп, а общества в целом; при этом интересы, носящие частный характер, согласуются в рамках иных форм власти;
является формой управления наиболее значимыми социальными процессами, которые особенно важны для стабильности и нормального развития общества;
является самой авторитетной и эффективной формой власти, обладающей наибольшей принудительной силой;
осуществляется посредством особой организации властного управления — государства.[13]
9. Понятие государства
Государство — организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая ч проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти.
Как организация государство представляет собой выделенную из общества группу людей, объединенных в государственный аппарат и управляющих различными социальными процессами. Эта группа людей наделена возможностью осуществлять государственную власть, т. е. подчинять волю всех других людей и объединений для решения наиболее значимых общих дел, согласования их совместной деятельности, применяя в необходимых случаях принуждение.
Опираясь на все общество, реализуя его единые потребности, государство осуществляет власть, ориентируясь, прежде всего, на интересы основных социальных групп; тех, которые играют в нем ведущую роль, определяют его лицо и направления социального прогресса. Воля этих социальных групп составляет сущность государства. Политика, проводимая государственным аппаратом и выраженная в основных направлениях его деятельности (функциях государства), составляет содержание государственной власти.
Государство как управляющая организация порождена потребностями общества, по сущности и содержанию напрямую зависит от него. С изменением общесоциальных потребностей, структуры общества, с приходом на политическую арену новых значимых социальных групп меняется параметры сущности и содержания государства.
Вместе с тем государство — относительно самостоятельный элемент общественной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которому все общество выступает как объект управления. В силу своего характера государство может активно воздействовать на социальные процессы, направляя их в необходимую сторону. От эффективности государственной власти, ее способности выполнять свои задачи напрямую зависит не только сохранение, но и прогрессивное развитие общественной системы.[14]
10. Основные теоретические подходы к определению
сущности государства в российской юридической науке
Сущность государства — это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп.
В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежит социальная воля, т. е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность государства — значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни.
До недавнего времени в российском государствоведении доминировал классовый подход к сущности государства. В соответствии с ним государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса, который с помощью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привилегированное положение в обществе. Государство с этих позиций необходимо для общества только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы.
Этот подход, верно отражая особенности государства ранних исторических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизованному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться.
Общесоциальный подход к сущности государства, в противоположность классовому, считает, что государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества. Государство, с этих позиций, путем компромисса между отдельными социальными группами, поиска баланса их интересов стремится к достижению общего блага.
Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость общественной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к распаду, то в государственной власти оказываются объективно заинтересованы все субъекты общественной жизни, хотя их частные интересы могут не совпадать или находиться в прямой противоположности.
Дуалистический подход к сущности государства, пытается в определенной степени соединить противоположности классового и [15] общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, — это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность, с точки зрения этого подхода, изменяется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая — классовая сторона, то у современного цивилизованного государства— вторая, общесоциальная.
11. Признаки государства
Признаки государства — его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе.
Признаки государства являются выражением его социальной природы и сущности. Они характеризуют качественные свойства государства как особой организации власти. По своим признакам государство отличается от иных организаций, осуществляющих социальную власть, таких как различные политические партии, профессиональные союзы, массовые движения, церковные организации, объединения по интересам людей и др.
Эти признаки также отличают государство от родовых форм организации власти. Эти формы возникли и действовали как основные на начальном этапе развития человечества в первобытном обществе. Целый ряд этих форм сохранил свою значимость и в современном мире.
К основным признакам государства относятся суверенитет, осуществление власти по территориальному принципу, особая организация публичной власти страны.
Суверенитет государства означает верховенство и определяющую роль государства внутри страны по отношению к любым другим источникам социальной власти и его независимость от внешних источников власти, иных государств в проведении внутренней и внешней политики. Суверенитет государства не беспределен; внутри страны он ограничен производностью от суверенитета народа; вне страны — принятыми нормами отношений между государствами.
Осуществление власти по территориальному принципу проявляется в том, что каждое государство «привязано» к определенной территории с зафиксированными государственными границами. Объектами [16] государственной власти являются все лица, находящиеся в пределах этой территории, вне зависимости от их социальных, национальных и иных признаков. Территория государства с проживающим на ней населением образует страну и отграничивает объекты властного управления одного государства от объектов управления другого.
Особая организация публичной власти выражается в том, что государство представлено специальным, выделенным из общества аппаратом управления. Этот аппарат действует на профессиональной основе и люди, его составляющие, занимаются, как правило, только управлением другими людьми. Представители государственного аппарата официально выступают от имени всего общества и содержатся за счет налогов и сборов с населения. Помимо собственно органов управления, аппарат государства включает в себя специальные силовые органы принуждения (армию, полицию, органы безопасности и др.).
12. Социальное назначение и задачи современного государства
Социальное назначение государства это причина, смысл и итог его существования в обществе; то, ради чего люди, собственно, создают и поддерживают государственную власть.
Социальное назначение выражает глубинную сущность государственной власти. Она состоит в обеспечении целостности общества, в создании для всех социальных групп возможности осуществлять жизнедеятельность в рамках единой социальной системы. Достижение баланса, гармонии разнообразных, далеко не всегда совпадающих интересов индивидов и социальных групп — в этом заключается смысл существования государственной власти в обществе. Сохранение общества, предотвращение анархии и распада, создание условий для развития здоровых социальных сил — таков итог функционирования нормальной государственной власти.
Социальное назначение государства конкретизируются в его задачах. Они отражают социальное назначение государства и раскрывают его цели применительно к различным аспектам управления гражданским обществом.
Задачи государства — выражающие сущность и социальное назначение государственной власти основные цели. которые государство осуществляет в процессе властного управления гражданским обществом.
Задачи, с одной стороны, обусловлены сущностью и социальным назначением государственной власти и в этом смысле стабильны. С другой, — могут меняться в зависимости от этапов развития государства, конкретно исторических внутренних условий его существования, внешней обстановки.
Так постоянными задачами государства на всех этапах его развития остаются: поддержание порядка и стабильности, развитие особо важных для общества сфер его жизни, обеспечение внешней безопасности, организация взаимоотношений с другими странами.
В то же время, государства, функционирующие на переходных этапах развития общества, могут иметь в качестве основной задачи переход от одной формы собственности к другой и осуществлять, например, приватизацию. Или для государства, в отношении которого предпринята вооруженная агрессия, основной задачей становится ее отражение.
Социальное назначение и задачи государства реализуются государственным аппаратом через его функции.
13. Функции современного государства
Функции государства — основные направления деятельности государства по управлению главными сферами социальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач.
Функции государства производны от его социального назначения и задач. Однако через это понятие определяются не цели государства, а главные направления его деятельности, через которые эти цели достигаются. Функции отличаются от социального назначения и задач государства, как итог, результат отличается от процесса, пути его достижения.
Каждая функция характеризуется предметом (областью общественной жизни, на которую направлена деятельность государства), содержанием (конкретными действиями для достижения определенных целей), формами и методами (способами осуществления функций).
По направленности деятельности государства функции различаются на внешние и внутренние, которые, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сфер общественной жизни на экономические, социально-политические и идеологические.
Внутри страны современное государство осуществляет:
в сфере экономики: непосредственное управление объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов [18] негосударственных форм собственности, концентрацию и распределение финансовых средств, установление таможенного режима;
в социально-политической сфере: управление системой здравоохранения, социального обеспечения и благоустройства, обеспечение экологической безопасности, регулирование отношений между социальными и национальными группами, общественными и религиозными объединениями, охрану общественного порядка;
в идеологической сфере: управление развитием науки, образования, культуры, регулирование деятельности средств массовой информации, формирование общенациональной идеологии, охрану памятников истории и культуры; иные внутренние функции.
В области внешней политики современное государство организует политическое и экономическое взаимодействие с другими странами, культурное сотрудничество с ними, управляет обороной страны, разведкой и контрразведкой, участвует в оборонительных и иных международных союзах.
14. Формы и методы осуществления функций государства
Методы осуществления функций государства — совокупность способов воздействия государства на субъектов гражданского общества в процессе решения стоящих перед ним задач.
Государственная власть, как и другие формы социальной власти, осуществляется двумя основными методами: под воздействием авторитета государства — методом убеждения и под воздействием силы — методом принуждения.
В первом случае властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что государство действует в их общих интересах. Во втором случае государственные решения проводятся вопреки воле управляемых.
Принуждение может реализоваться посредством подавления — ограничения возможностей для отдельных лиц или организаций противодействовать власти. Принуждение осуществляется и в форме насилия — прямого психического или физического воздействия на людей, не подчиняющихся требованиям органов власти.
Помимо методов, характеризующих властное содержание функций, государством используются методы, свойственные любой организационной [19] деятельности: планирование, прогнозирование, моделирование, стимулирование и др.
В процессе исторического развития при реализации функций государства все больший удельный вес приобретает метод убеждения, в то время как метод принуждения применяется в строго определенных рамках и только по отношению к отдельным лицам. В цивилизованном обществе основой осуществления функций государства является авторитет государственной власти, а не сила.
Формы осуществления функций государства — это основные пути и приемы их реализации. В теории принято выделять две основные группы форм осуществления функций государства: правовые и организационные.
Правовые формы связаны с принятием различного рода нормативных и правоприменительных актов; они непосредственно влекут за собой юридические последствия. В группу правовых форм входят: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность.
Организационные формы осуществления функций государства—это сложившиеся на практике способы осуществления государственной деятельности, непосредственно не связанные с правом. Например, деятельность по подбору кадров на ту или иную должность в государственном аппарате, процедура подготовки и согласования различных документов, подготовки заседаний тех или иных органов, разъяснительная работа, взаимодействие со средствами массовой информации, бухгалтерский учет.
15. Государственный аппарат и органы государства