какую семью называют нуклеарной
Что такое нуклеарная семья
Нуклеарная семья образовалась много столетий назад, но некоторые считают такой тип семейных отношений новинкой. Вот только не всем известно, что нуклеарная семья всё больше занимает лидирующие позиции в современном обществе. Сегодня расскажем, что такое нуклеарная семья, а также поведаем читателям историю возникновения нетрадиционного союза со своими принципами и догмами. Интересно было бы обсудить особенности и виды этого типа семейства, которое полностью отличается от традиционного.
В конце статьи рассмотрим очевидные преимущества союза, а также укажем на то, какие слабые стороны имеет нуклеарная семья. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.
Нуклеарная семья: значение
Такое семейство придерживается важного правила, а именно его частью не могут быть другие родственники, такие как бабушки и дедушки, а также дяди и тёти (сёстры и братья и т.д). Единственное суждение заключается в том, что есть только одно поколение родителей и, конечно же, их детей.
Особенности нетипичного союза
Нуклеарная семья может быть официально зарегистрированной или существовать в такой форме как сожительство. Часто человек на протяжении жизни является членом как минимум двух нуклеарных семей: как ребёнок в семье, где он родился и как родитель в созданном самостоятельно семействе. Если пара разводится и затем начинает новые отношения с другими партнёрами, а дети от первого брака не живут с ними, тогда это считается третьей нуклеарной семьёй и т.д.
Вот только нужно знать важный момент, ведь нуклеарная семья никак не исключает общение с другими родственниками. Главный фактор (принцип) – отдельное проживание со своей женой/мужем и детьми. Члены такого союза могут все так же общаться со своими родителями, дальними родственниками, встречаться на праздники и проводить вместе время.
Нуклеарная семья: появление термина
Такой вид семейных отношений, как нуклеарная семья на самом деле существует давно, хотя и кажется современным. Идею такой семейки выдвинул впервые папа римский Григорий I, который правил в 590–604 годах. В Римской империи нетипичный союз начал формироваться в 400–800 годах, и был основной экономической (социальной) ячейкой. При этом семейные отношения такого типа встречались в самых разных слоях населения.
Испанцы пришли к такому типу союза чуточку позже, ведь нуклеарная семья составляла большую часть устоявшегося социума в XVI—XVII веке. Среднее количество личностей в таких союзах составляло три, хотя до этого было пять.
В России до конца XIX века нуклеарная семья тоже наблюдалась в обществе, хоть и не была чересчур распространена. В то время она считалась поступком грехопадения мужа и жены, отсутствия у них моральных принципов.
Видоизменение семейных отношений
Перемены всегда были неизбежностью в любом социуме, а потому в XIX веке преобладали расширенные или традиционные, а именно брачно-семейные отношения. Семейство было большим родом (целой династией), состоящим из многолетних (обязательно кровных) поколений родственников. Чаще всего, молодожёны выбирали родительский дом мужа, где и им было суждено прожить до старости. Пары, которые желали пожениться, должны были обязательно получить на это благословение родителей.
Читайте также: Что такое сепарация от родителей
Главной функцией новоиспечённого союза было продолжение рода, поэтому так распространено было многодетство. А также из-за высокой смертности женщинам приходилось рожать часто, чтобы обеспечить продолжение рода. Помимо этого, дети считались дополнительной рабочей силой в домашнем (существенно больше, чем сейчас) хозяйстве.
Серьезные перемены в XX веке
Уже в XX веке начался более активный переход от традиционной (привычной для старого поколения) к нуклеарной семье. Конечно же, это связано (напрямую) с влиянием эпохи индустриализации и глобальной урбанизации. Сменился социально-экономический уклад, женщины начали работать в народном (государственном) хозяйстве. Они стали получать собственный доход, независимо от мужчин, соответственно, стали более свободными.
Теперь женщины могли выходить замуж, руководствуясь своими чувствами, а не нормами общества и материальной выгодой. Дети больше не использовались как рабочая сила, напротив, на их обучение теперь требовались дополнительные расходы. В связи с этим к XXI веку такой тип союза, как нуклеарная семья, стал преобладать.
Советский демограф и экономист Анатолий Григорьевич Вишневский утверждает, что в России полного перехода от расширенной к нуклеарной семье ещё не произошло. Это связано с финансовым состоянием населения и невозможностью получить отдельное жильё, из-за чего новые супружеские пары просто вынуждены проживать с кем-то из родителей.
Нуклеарная семья: виды
Всё же нуклеарная семья имеет два основных вида, которые имеют определённые характеристики и правила:
Элементарная нуклеарная семья состоит из трёх человек – пары и максимум одного ребёнка. Может быть полной и неполной. В первом случае супруги живут вместе и имеют детей. А во втором случае, только супруги или мать-одиночка, отец-одиночка.
Составной называют союз, в котором двое или более детей. Нуклеарная семья, конечно же, допускает многодетство.
В последнее время можно наблюдать, как неполных союзов становится всё больше. Часто встречаются пары без детворы так называемые чайлдфри, а также родители, которые остаются без своей половинки после развода. Это связано с тем, что на первый план (высокая приоритетность) выходят индивидуальные ценности. Но также частые разводы можно объяснить низкой степенью подготовки молодежи, как в финансовом, так и в моральном плане к вступлению в брак.
Нуклеарная семья: очевидные преимущества
В каждом типе союза существуют определённые преимущества, а потому нуклеарная семья не исключение:
Нуклеарная семья: слабые стороны
Конечно же, нуклеарная семья имеет ряд недостатков, в частности когда чадо вырастает, супруги остаются одни. На старости они проживают отдельно и могут не получать того ухода и внимания, в котором нуждаются, так как их дети уже покинули «семейное гнёздышко», чтобы создать свою нуклеарную семью. Часто родители преклонного возраста чувствуют себя одинокими и покинутыми.
Подрастающее поколение воспитывается в детских садах и школах, где проконтролировать процесс гораздо сложнее, чем дома. Лучше, когда воспитанием занимается старшее поколение и все родственники друг за другом присматривают. Важно понимать, что детский сад нужен ребёнку, ведь обучение коммуникации с другими людьми никто не отменял.
Очередной недостаток, а именно, нуклеарная семья не перенимает традиции более старшего поколения, из-за чего часть из них теряется. Увеличивается количество бракоразводных процессов, ведь развестись стало гораздо проще, как и пожениться. Теперь молодёжь может вступать в брак необдуманно, не подготовившись должным образом, и оказаться неготовой к ожидающим трудностям семейной жизни и быта.
Но большинство психологов и социологов утверждают, что возвращения к традиционным, расширенным союзам уже не будет. В свою очередь, нуклеарная семья будет популяризироваться и позитивно приниматься обществом.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Нуклеарная семья
Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесс нуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно и бесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной, спаянной.
Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффект исключительности и на её основе — взаимопроявляемой антагонистической авторитарности. Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов, например, на основе неравной материальной обеспеченности, то при недостаточности общей культуры всё это может привести к разводу.
Серьёзные сложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи, составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а также неудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в на стоящее время семья вооб ще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многих общественных наук:
приобретая социально-общественное значение.
Исследования не зафиксировали ярко выраженной взаимосвязи между прочностью брака, удовлетворением сексуальной стороной жизни и типом семьи. Однако, если связать воедино тип семьи (нуклеарная, расширенная) с жилищными условиями и удовлетворённостью супругов интимной жизнью, можно сказать, что нуклеарная семья, имеющая хорошие жилищные условия, имеет больше возможностей для интимной жизни.
Супруги, живущие отдельно и имеющие достаточно укромных мест для половых контактов, имеют несомненные преимущества по сравнению с теми, которые живут вместе с родителями в стеснённых бытовых условиях. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут быть достаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимного удовлетворения.
Сексология выдвинула проблему воспитания этики, эстетики, психологии, гигиены, культуры сексуального поведения лиц, вступающих в брачные отношения, тем более что основой современного брака становятся не экономические или статусные отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Нынешняя тревожная тенденция развития брачно-семейных отношений
характеризует не только их распад, но и сложности социально обусловленной трансформации семьи (особенно нуклеарной) и её функций.
Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей.
Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений.
Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.
Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.
Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.
Традиционная, патриархальная и нуклеарная семья: признаки и характеристики
Что такое семья? Функции семьи
Патриархальная и партнерская семья: определение и признаки
По распределению обязанностей семьи можно разделить на патриархальные, матриархальные и партнерские.
Иногда этим же термином обозначают большую многополенную семью (см. ниже).
Старший мужчина материально обеспечивает семью, родственники экономически зависят от него
Мужские и женские обязанности четко разделены: женщине предписано воспитывать детей и вести домашнее хозяйство
Мужчина несет ответственность за жену и детей, их поступки
Коллективистская (партнерская) семья означает, что супруги выполняют обязанности совместно или по очереди, делят права и ответственность. Оба супруга обладают экономической независимостью.
Признаки партнерской семьи (семьи демократического типа)
Равные возможности супругов
Экономическая самостоятельность и независимость супругов
Отношения основаны на уважении и доверии
Распределение ответственности: проблемы обсуждаются, важные решения принимаются сообща
Справедливое разделение домашней работы и родительских обязанностей
Уважение к частной жизни членов семьи
Традиционная и нуклеарная семья: определение и признаки
Нуклеарную семью противопоставляют расширенной (сложной) семье традиционного типа.
Сложная семья уступает место нуклеарной при переходе от традиционного общества к индустриальному. В России переход от традиционной к нуклеарной семье произошел в XX веке.
Найдите в списке характеристики патриархальной семьи. Правильные ответы на задания из ЕГЭ
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать разницу между патриархальной и партнерской, нуклеарной и расширенной семьей. Для примера разберем задания из тестов прошлых лет по этой теме.
Задание 1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156
Задание 2. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нуклеарная
2) партнерская
3) традиционная
4) многопоколенная
5) демократическая
6) моногамная
Правильный ответ: 34
Задание 3. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
1) демократическая
2) патриархальная
3) партнерская
4) нуклеарная
5) моногамная
Правильный ответ: 1345
Задание 4. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жесткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156
От патриархальной семьи к нуклеарной
Двигаемся дальше. Мы уже охарактеризивали патриархальную традиционную семью. Теперь пришло время промышленного переворота и индустриализации. Помните из уроков истории и обществознания, что такое индустриальное общество? Промышленный переворот. Англия, затем континентальная Европа. И все это 18-19 века. У всех же пятерки были по истории?
Так вот, из тех характеристик индустриального общества, которые непосредственно влияют на нашу тему, на семью, стоит выделить:
— рост и развитие образования, науки, культуры, качества жизни и инфраструктуры;
— отдельно очень важно развитие медицины и появление доказательной медицины;
— урбанизация и перемещение населения в город;
— формирование частной собственности;
— трудовая мобильность населения, как фактор того, что социальные перемещения стали неограниченны.
Формируется индустриальная городская среда. Появляются фабрики, а значит расширяется рынок труда. Появляются профессии, которые могут осваивать представители любых сословий. И все эти факторы влияют на патриархальные устои. Постепенно начинает формироваться новый тип семьи.
Но это не происходит по щелчку. Начиная с середины 19 века, под влиянием факторов просачивающийся индустриализации, патриархальная надстройка сначала приходит в кризис. И этот период с середины века можно выделить как начало кризиса традиционных ценностей.
Еще даже с Пушкина и Татьяны Лариной это все началось. «Я другому отдана и буду век ему верна». Уже тогда веяния эпохи романтизма, всех этих свободолюбивых западных поэтов-романтиков: Китса, Шелли, лорда Байрона, за которыми стоят философы просвещения. Вот под их влиянием формируется первичный запрос на индивидуальное переживание. Обособленное чувство любви и привязанности. Прежде всего у дворян и других высших сословий. Ведь им то трудиться и выживать не надо было. Можно было и «пострадать душою».
И вот эта формула: «Я другому отдана и буду век ему верна» – это формула невозможности, на самом деле. Формула выживания. Татьяна Ларина полностью принадлежала своему мужу и его семье. Без мужа, без фамилии, без дворянского дома – она никуда и никто. Никакой профессии и социального статуса, кроме «чья-та дочь», а затем «чья-то жена» у неё нет и не могло быть. Никакого рынка труда, кроме принадлежать мужу и выходить на светские мероприятия, у неё не было. И поэтому, индивидуализм, как запрос, вроде появился и она его активно выражает. Онегина любит и это её личное переживание, но вокруг всё еще патриархальное.
И даже в середине 19 века. Например, Островский и его Катерина: «Отчего люди не летают так, как птицы». Тут тоже желание вырваться из оков патриархальности. И тоже нелюбимый муж и его семья, которым она полностью принадлежала. Постоянная дискриминация со стороны Кабанихи. А в тоже время личное обособленное переживание и роман с Борисом. Очень хотелось ей куда-то на свободу, но нет её, этой свободы.
А почему? Там также растила Катерину маменька без труда. Ничего она не умеет. Податься некуда. А вроде даже и городские мещане. И по идее именно городская среда и должна все менять. Но ничего у нас еще в 60-е годы не готово. Крепостное право только начинают отменять.
Другое дело в Европе. Там индустриальная революция первой волны и к середине 19 века уже есть движение. И наглядней всего эти изменения можно проследить по творчеству импрессионистов.
Это вот Эдуард Мане. Предтече импрессионизма. И его скандальная для 1863 года картина «ЗАВТРАК НА ТРАВЕ». У нас Островский в это же время. А тут обнаженная женщина, которая сидит с мужчинами и этот полуоборот, и дерзкий бесстыдный взгляд прямо на зрителя.
Такое было шоком даже для Парижа. За такое поведение среди мужчин женщину наверняка отправили бы в тюрьму. Была уголовная статья за провокацию мужчин. Склонение к греху, к прелюбодеянию и всё такое. Еще оттуда, да, весь этот бред про мини-юбки и декольте, которые провоцируют мужчин и обязательно соблазняют. Но что-то видимо пошло не так с парижским обществом, раз они стали допускать такое, и позволили Мане нарисовать такую картину. А что пошло не так – это, как раз та самая индустриализация и промышленный переворот. Влияние внешних факторов.
Что такое Париж 60-х годов? Это Париж Барона Османа и его преобразований. Он еще в 53 году получил от Наполеона III карт-бланш на перестройку города, когда был назначен префектом департамента Сена. А это самый центр. Округа Париж, Сен-Дени и Со. И как стал прекрасен Париж при Бароне Османе! Получился такой местный Собянин. До него Париж не был тем невероятным городом, который мы так любим. Это был средневековый город. С узкими улочками. Небольшими площадями. Минимум освещения. Максимум вони, грязи.
Но Барон Осман все перестраивает. Создает бульвары, парки, аллеи. Эти лучи улиц и проспектов, ведущие к главным достопримечательностям. Строит вокзалы. Население Парижа всего за каких-то десять лет удваивается. С миллиона в 1850-ом до двух миллионов в 1860-е годы. Тем самым формируется новый тип городского обывателя: «бульвардье». Человек гуляющий. И именно его так жадно зарисовывают на своих картинах импрессионисты. Именно этот человек является для них новым веянием эпохи.
Но вернемся к женщине. Причем же тут она? Все дело в том, что именно женщины, как наиболее угнетаемый и притесняемый класс, становятся теми, кто заполняет эти, пусть еще и небольшие, но ниши свободы, и максимально используют новые перспективы. Мужчинам и так было нормально. Поэтому именно женщины подрывают патриархальные устои, даже не на уровне борьбы за права, а на уровне банальной возможности выжить, не попасть в тюрьму, не магинализироваться, получить хоть какие-то перспективы для заработка и социальной обособленности.
У нас подобные процессы также имели место. Только вот с опозданием на 40-50 лет.
Это портрет Иды Рубенштейн авторства Валентина Серова. Одна из лучших его картин. Коллекция Русского Музея в Санкт-Петербурге. 1910 год. Наш дерзкий взгляд в пол-оборота. Наша трещина на гранитном монолите патриархальных устоев.
И, конечно же, наши отечественные патриархальные устои противились подобным переменам в положении женщин не меньше французских. Знаменитый славянофил Кириеевский жестко критиковал женскую эмансипации называя её: «Нравственным гниением высшего класса европейского общества, абсолютно чуждым русской традиции и культуры». То есть снохачество, каторжный женский труд и полный контроль – это вот русская культура и правильное положение женщины. Или вот еще великий и ужасный. Светоч наш, Лео Толстой:
«Смотри на общество женщин как на необходимую неприятность жизни общественной и, сколько можно, удаляйся от них. В самом деле, от кого получаем мы сластолюбие, изнеженность, легкомыслие во всем и множество дурных пороков, как не от женщин?»
«Всё было бы хорошо, кабы только они (женщины) были на своем месте, т.е. смиренны».
«Мы увидим, что никакой надобности нет придумывать исход для отрожавшихся и не нашедших мужа женщин: на этих женщин без контор, кафедр и телеграфов всегда есть и было требование, превышающее предложение. Повивальные бабки, няньки, экономки, распутные женщины. Никто не сомневается в необходимости и недостатке повивальных бабок, и всякая несемейная женщина, не хотящая распутничать телом и душою, не будет искать кафедры, а пойдет насколько умеет помогать родильницам».
И тут хорошая иллюстрация перемен. Что рынок труда формируется. Он уже есть и конечно же женщина стремится выбрать его вместо деспотизма патриархальных устоев. Вековые традиции, когда женщина была виновна в греховности, в блуде, в разводах, в ссорах, приходили к концу. Даже в деревнях положение женщин стало доминирующим.
Вторым фактором, который активно подтачивал патриархальную надстройку – был фактор поколенческий. Фактор «отцов и детей». Только не тот Тургеневский, который мы мусолим в школе. Там такая скучная блажь про то, кто меньше нигилист, а кто больше либерал, что никакого отношения к действительным проблемам и переменам в обществе все это не имело.
Размышлять надо было про то, как старшие поколения закладывали своих детей в деревнях, лишая их возможности уже будучи взрослыми принимать самостоятельные решения. Про снохачество. Про то насколько власть родителей формировала экономическую зависимость их детей. Но о деревне высшим сословиям думать было не очень интересно. Зато деревне через пятьдесят лет после Тургенева будет, о чем рассказать высшим сословиям во время революций.
Так вот поколенческий излом произошел, когда «малая» семья получила экономическую независимость от «широкой» семьи. Когда молодой мужчина мог что-то заработать в городе. Получить какое-то жилье. Тогда все эти вековые недостатки патриархальной надстройки стали перекрывать преимущества. И «широкая» семья начинает распадаться.
Формируется новый тип семьи. На основе этой «малой» ячейки «большой» патриархальной семьи. Или ядра. Нуклеуса. Нуклеарная семья. Мама+Папа+ребенок. Это новый тип обособленных семейных отношений. То, что мы понимаем под современным браком, пошло именно оттуда. Начало 20 века для России.
И в России эти жесткие нормы традиционного брака были также распространены и затрагивали, как низшие слои общества, так и высшие. В равной степени. Особенно после принятия Православия и повсеместного распространения этой религии. Именно она стала внешним регулятором брачных отношений. Церковь проецировала в общество нужные для выживания ценности и нормы. Брак – это что-то священное. Брак – это навсегда. Порицание развода. Запрет абортов. Все вместе это факторы демографии. Без них аграрное общество просто бы вымерло. Мы еще и еще раз должны это уяснить.
А это всё совершенно новая реальность. Тогда на рубеже 19-20 веков произошла настоящая сексуальная революции. Половое поведение полностью видоизменилось. Особенно это касается женщин, которые смогли формировать краткосрочные союзы, основанные на сексуальном влечении.
Еще один момент, который формирует новое отношение к браку – это фактор трудоустройства. Оно стало внешним. Труд теперь не внутри семьи, а где-то там в обществе за зарплату. В таком массовом варианте. Были вариации, но если раньше, что семья произвела внутри своего хозяйства, то на это она и живет. Теперь же каждый член семьи имел возможность трудиться где-то вне семьи, и это формировало иную экономическую составляющую. Роли добытчика, факторы зарплаты и социального обеспечения при выборе партнеров – это все начинается тогда. И тогда сразу возникают разные варианты. И эти варианты во многом усложняют отношения, но преимуществ городской жизни все равно больше, что приводит к запросу на уход от традиционной семьи в сторону нуклеарной.
И да, вновь, как и в традицонной семье: «дети – это проблема». Но на этот раз совсем иного рода. С формированием индустриального общества и нуклеарной семьи резко падает рождаемость. Это происходит из-за повышения выживаемости. Раньше демография подталкивала, чтобы было больше детей и больше вариантов, кто там выживет, учитывая фактор высокой смертности. А теперь антибиотики, прививки, гигиена и вот почти все первенцы уже живы здоровы. И еще и живут долго.
Так в чем же тогда проблема, раз все живы здоровы? Проблема в повышенной ответственности и увеличенных затратах на воспитание ребенка. Вот эта новая модель семьи и брака, в которой ребенок теперь важная часть – это очень требовательная история. Повышаются затраты, как чисто финансовые, так и эмоциональные, физические, социальные. Увеличивается срок содержания детей родителями. Переформатируется роль матери. От чисто биологических материнских функций, которые были присуще матерям из традиционных семей: выносил-родил-покормил и по сути всё. Теперь поле расширилось и появились социальные функции.
Как растить ребенка? Тогда формируется педагогика. Семейная психология. Внутрисемейное родительское взаимодействие. Теперь ребенок – это не просто утилитарное отношение, когда обучил пахать в поле или там плести лапти, и вот он готовый человек. Теперь же появляется фактор вложений в человека. Нужно дать ребенку определенный уровень жизни. Уровень образования. Социализации. Обучить его разным общественным ролям. А мир динамичный. Все постоянно меняется. Что выбрать? Как правильно воспитать? Колоссальная нагрузка.
Для того, чтобы хоть как-то нивелировать этот пагубный эффект, а на стадии формирования нуклеарных семей он был просто разрушительным, вот эти возросшие требования к родительству, начинают делегировать в социальные институты. Ясли, садик, школа, больницы. Их массовое распространение связано с тем, что без них эта новая городская семья будет сидеть вокруг ребенка и тратить все зарплаты только на него. И никакого развития такое общество не получит. А нужно чтобы люди работали, повышали квалификацию, занимались общественным обустройством, а фактор воспитания должны уйти в отдельную профессию, где будут развиваться свои специалисты. Пока мама-папа будут развиваться в чем-то другом.
Получается, что изначально в момент формирования нуклеарной семьи, в неё были заложены эти факторы риска сложного финансового положения, зависимости от внешних институтов, разнообразия социальных ролей: когда и мать, и карьера, и хозяйка, и жена, и дочь. Когда кто-то более добытчик, кто-то менее. И вот это всё, что давит на нас до сих пор. И собственно с этими вызовами мы в кризис и пришли. Именно они приводят к разводам. К жесточайшей психологической нагрузке на современные семьи. И их корректировка – это то, что сейчас и заставляет нуклеарную семью эволюционировать в более эффективные модели, о которых мы еще поговорим.