какую рыбу ловили апостолы
ТУРИЗМУЗ 21 ВЕКА
А сегодня, друзья, я расскажу вам про одно уникальнейшее израильское блюдо под названием Рыба Святого Петра. Это — галилейская тилапия, истинным вкусом которой можно насладиться только в прибрежных ресторанах города Тверия (Tiberias) на Галилейском море с видом на озеро Кинерет. Именно это мы и сделали, но об этом чуть позже. В этих местах более 2000 лет назад Иисус Христос на закате солнца любил, порой, раздавить бутылочку-другую красного винца, да под рыбку, да под приготовленную на огне. Трапезничал он, конечно же, не один. Его ученики (12 апостолов) с удовольствием разделяли с ним эту маленькую шалость. Среди них был и тот самый Святой Петр (первый Папа Римский), который также был апостолом, и по совместительству — удалым рыбаком. Именно он и тянул из Тивериадского озера рыбу на всю их компанию.
Так почему же галилейскую тилапию назвали рыбой Святого Петра?
А было все так. В библии есть одно писание, согласно которому Святой Петр пришел на берег озера Кинерет, где его спросили: «А будет ли Иисус Христос платить налог на храм?». Иисус тогда объяснил, что он есть Сын Божий, и что Божьи Сыны не платят налогов никогда и никому. Однако, во избежание лишних вопросов послал он Петра на озеро Галилейское выловить при помощи удочки одну рыбку и заплатить налог той монетой, которая окажется у нее во рту. И взял Петр удочку, и побрел на море, и выловил рыбку. Теперь возникает вопрос: «А что вообще поймал там Святой рыбак Петр?». Тут давайте разберем все по порядку. В озере Кинерет водится около 30-ти видов рыб, и далеко не каждая может ловиться на удочку. Например, те же тилапии не ловятся на это популярное приспособление, так как питаются исключительно планктоном. В писаниях говорится, что древние рыбаки на Тивериадском море с помощью удочек ловили барбусов (в простонародье — усачей). Эти рыбы питаются мелкими донными морскими животными, и если вы насадите на крючок небольшую сардинку, то моментально вытащите доброго усатого усача. Так что же получается? Святой Петр подсунул Иисусу не ту рыбу? Именно так бы и было, если б не один момент.
В Новом Завете упоминается рыба Тилапия (Sarotherodon Galilaeus), а именно — галилейская тилапия, которых, подчеркиваю, очень много видов.
В магазинах Израиля ими торгуют под названием «Амнон» (ивритское) или «Мушт» (арабское). Таким образом, тилапия есть всего лишь обобщающее название рыбы, под которое спокойно могут подвести любую из пород и видов кинеретских водных челюстноротых позвоночных животных. И, действительно, если посмотреть, то уже трудно разобрать, что вообще плавает в Кинерете. Одни рыбы — местные, другие переселены из Африки, третьи — вообще гибридные мутанты, созданные посредством селекционного беспредела по выводу искусственных самцов. Почему самцов? А потому, что самки не удовлетворяют поваров по весу. Во время нереста они расходуют много энергии на развитие икры, а посему практически не растут, да и есть в них совсем нечего. Самцы же, наоборот, развиваются полным ходом, и на тарелки попадают во всей своей полноватой красе.
Итак, вывод такой.
Рыбак Петр принес Иисусу «рыбу с монетой», но не тилапию, а усатого барбуса, что также является тилапией, так как под «Рыбой Святого Петра», как я писал выше, понимается практически все то, что плавает в озере Кинерет. Это могут быть — и тилапии, и киннерефские (галилейские) сардины, и барбусы (усачи), и миньи. Но! Последняя не прошла конкурсный отбор, так как по закону Моисея, по причине отсутствия чешуи, минья считается нечистой рыбой. Евреи ее не едят.
В общем, наслаждайтесь в полной мере абсолютно любой рыбой из Галилейского моря, да под бокальчик красного винца, как это когда-то делал Иисус Христос.
Где в Тверии попробовать Рыбу Святого Петра?
А теперь непосредственно о местах в Тверии, где можно отведать рыбу Святого Петра. Расскажу о том ресторане, в котором мы имели удовольствие вкусить это блюдо. Называется местечко — Galei Gil, Tiberias (Галей Джил, Тверия). Ресторанчик находится в самом центре набережной Тверии. Там готовят разные сорта рыбы-гриль на огне. Не заметить это место невозможно. Проходя мимо него, к вам обязательно подойдет повар (или зазывало) и скажет: «Господа, если вы решите посетить наш гриль-ресторан Galei Gil, то поверьте мне как повару — вы об этом никогда не пожалеете и станете нашими частыми гостями в нем». Да, вот так! Столики в ресторане расположены, как на улице вблизи озера, так и в помещении. Располагайтесь поудобнее в том месте, где вам по душе и приготовьтесь узнать, что же такое рыба Святого Петра. От себя скажу, что она действительно стоит того, чтобы ее попробовать.
Как приготовить Рыбу Святого Петра?
А теперь я расскажу о том, как приготовить рыбу Святого Петра, из расчета на 2 порции:
— 300 грамм филе свежайшей тилапии (желательно из озера Кинерет);
— 1 столовую ложку растительного масла;
— 1 столовую ложку лимонного сока;
— 1 рубленый зубчик чеснока;
— 3 пучка мелко нарезанного лука;
— 1 столовую ложку тертого имбиря;
— 1 столовую ложку красного перца;
— 1 столовую ложку укропа;
— 1 столовую ложку петрушки;
— 0,5 чайной ложки соли.
Далее берем противень и укладываем на него рыбу. Смешиваем все остальные ингредиенты и поливаем этим составом рыбу. Запекаем рыбу при температуре 200 градусов в течение 12-15 минут. Рыба готова, приятного аппетита!
Послесловие:
Долгое время бродил Иисус Христос вокруг озера Кинерет. Много общался он с рыбаками, а однажды накормил 5 тысяч голодных пятью хлебами и двумя рыбами. После распятия явился он снова к рыбакам и указал куда забросить сеть. И забросили сети рыбаки, и был огромен их улов. Так и сейчас, вся рыба, которая готовится в Тверии на огне, ловится в озере сетями. Это гарантирует вам именно тот вкус, который был во времена Иисуса Христа. И нет такого места на планете, где рыбу Святого Петра вам приготовят лучше, чем в Тверии на озере Кинерет! Все приятного аппетита!
Читайте, а также слушайте уникально озвученные интересные статьи о путешествиях и не только на сайте:
https://tesl-tour.com
В качестве звукового фона в данном видео использован ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БИТ (основа для рэп и хип-хоп композиций), созданный в студии ДЕМАРСИМО:
https://tesl-tour.com/?page_id=19238
Читает: Анни Вэйсан. Озвучим любой аудио и видео материал, а также напишем уникальную музыку для вашего проекта. Обращайтесь и заказывайте. Контакты:
https://tesl-tour.com/?page_id=19240
Электронная почта:
demarsimo@gmail.com
Статья-под-бит:
https://tesl-tour.com/?p=17558
Демонстрация бита:
https://tesl-tour.com/?ms_song=beat-8
Смотреть 1-й сезон тур-под-бит. Плейлист:
https://www.youtube.com/watch?v=Euo1Bm69Bts&list=PLS5fvKAX1dgEfKbzHR_lrQiCWwX5hhve5
Первый сезон тур-под-бит в статьях:
https://tesl-tour.com/?cat=3078
(Фото 1) Ресторан GALEI GIL на берегу озера Кинерет. С левой стороны — закрытая часть ресторана, с правой — открытая.
(Фото 2) Открытая уличная секция ресторана GALEI GIL с прекрасным видом на озеро Кинерет. При посещении ресторана в вечернее время на столик ставится свеча.
(Фото 3) Вот она, РЫБА СВЯТОГО ПЕТРА. Подается с запеченной картошечкой, лаймом и множественными салатами. А также с лепешками и соусами.
(Фото 4) РЫБА СВЯТОГО ПЕТРА в более развернутом виде. Вот такую рыбку и любил Иисус Христос.
Одна мысль про “♛ Все о рыбе Святого Петра. История. Где отведать? Как приготовить? Что пить под рыбу?”
Рыба Тверийская эта, действительно, вкусна. Рекомендую посетить не один, а несколько ресторанов на набережной Кинерета. Готовят там быстро и вкусно.
Святая Земля. Часть 13. Табха. Рыба апостола Петра
Продолжение. Начало читайте здесь.
Рыба и хлеб были основной пищей Господа и Его учеников, большинство из которых по профессии были рыбаками. С рыбой связаны многие события и притчи, о которых повествуется в Евангелии.
Призвание апостолов предварял чудесный лов рыб, когда, закинув сеть по слову Спасителя, Симон с товарищами поймали великое множество рыбы, так что даже сеть у них прорывалась. И тогда «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков». (Лук.5:9,10)
Господь упоминает рыб в некоторых притчах:
«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Матф.7:9,10)
«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон». (Матф.13:47,48)
(Матф.14:15-21) (Лук.9:12-17) (Иоан.6:5-14)
Место, где произошло чудо приумножения хлебов и рыб, не уточняется в Евангелии, однако раннехристианская традиция сохранила память о нем и около 350 года, при императоре Константине, на этом месте была возведена небольшая однонефная церковь. Храм был разрушен персами в 614 году, восстановлен Вильгельмом Вторым и затем снова разрушен завоевателями; лишь в 1932 году при археологических раскопках обнаружили древние мозаичные полы с надписями и изображением Чуда хлебов и рыб. В 1982 году на этом месте была возведена немецкая католическая бенедиктинская церковь, включившая сохранившиеся остатки древней мозаики IV века.
Арабское название места Табха, на иврите Эйн Шева, известно также под греческим именем Гептапегон. Этот топоним на всех языках означает «Семь источников»; здесь действительно уникальное место, где из-под земли выходят семь родников.
Во дворе храма находятся древние каменные сосуды, найденные при раскопках в Хевроне: купель для крещения, пресс для масла и сосуд для его хранения.
Древняя каменная купель для крещения, в форме креста, найденная в Хевроне
Древний каменный пресс для масла
Игумен Даниил писал в XII веке о Генисаретском озере: «Рыбы в нем очень много, и есть одна рыба, дивная и чудная, эту рыбу и Христос любил есть, очень вкусная рыба, лучше всяких рыб. Своим видом она похожа на карпа. И я сам ел много раз эту рыбу, когда был в Тивериаде».
Эта рыба, известная под именем «рыбы апостола Петра» до сих пор в изобилии водится в Тивериадском озере. Ее можно попробовать в прибрежных ресторанчиках, ориентированных на прием паломников и туристов. Научное название ее – тиляпия галилейская, она принадлежит к отряду окунеобразных, очень вкусна и не костлява.
Чудесному лову рыб, бывшему при явлении Воскресшего Господа ученикам при Галилейском море, посвящен небольшой франсисканский храм в местечке, называемом Бухтой святого Петра. Об этом событии рассказывает евангелист Иоанн:
Престол храма утвержден на большом камне, где, по преданию, происходил этот чудесный обед, приготовленный Господом для Своих учеников. Храм красиво расположен у самого берега, можно пройти по камням, на которых стоял Христос, ожидая апостолов.
Можно прикоснуться к воде. Игумен Даниил писал, что «вода очень вкусная, не можешь остановиться, когда пьешь эту воду». Мы не рискнули попробовать.
Глава 21
1–14. Явление воскресшего Христа на море Тивериадском. – 15–23. Чудесный лов рыбы и обед при море. Предсказание судьбы Петра и Иоанна. – 24–25. Второе заключение к Евангелию.
Всего при море было в это время семь учеников Христовых: пять апостолов, которые названы по именам (впрочем, себя и брата своего Иакова Иоанн, по обычаю своему, называет только по отчеству), и двое других, может быть, даже не из числа апостолов.
Апостолы, очевидно, принялись за свои прежние занятия, так как еще не получили окончательного уполномочия на проповедь Евангелия. Петр – очевидно, вечером – отправляется на море ловить рыбу, и к нему присоединяются шестеро других учеников. Как видно из дальнейшего рассказа, все они поместились в одной лодке, имея одну сеть.
Проведя целую ночь на море и ничего не поймав, ученики ранним утром увидели, что кто-то стоит на берегу. Это был Иисус, Которого за дальностью расстояния ученики не узнали.
Господь обратился к ученикам, когда те стали подплывать к берегу, с вопросом, не имеют ли они чего-нибудь съестного, конечно, имея в виду, что они поймали сколько-нибудь рыбы. Ученики, занятые, вероятно, собиранием сети, не глядели на спрашивавшего и коротко ответили отрицательно на его вопрос.
Господь дает тогда им совет еще раз забросить сеть и именно по правую сторону лодки – тогда они поймают. Полагая, что перед ними стоит человек опытный в рыбной ловле, ученики следуют его совету и захватывают сетью огромное количество рыбы.
Видя необычайно быстрое исполнение слов незнакомца, Иоанн первый признал в этом незнакомце снова явившегося Господа. Притом ему мог прийти на память другой подобный случай ( Лк. 5:1–11 ). Но тогда как сам Иоанн остался с другими учениками, чтобы помочь им управиться с таким богатым уловом, Петр, всегда стремительный в своей любви ко Христу, вылезает из лодки, чтобы доплыть поскорее до берега и прийти к Иисусу. Так как он ловил рыбу в одной рубашке, то, из уважения к Господу, он надел при этом на себя нечто в роде короткой блузы, какую носили сирийские и финикийские рыбаки (блж. Феофилакт) и крепко подпоясался поясом (нагим же он назван именно потому, что был в одной рубашке или хитоне).
Благоговейный страх не позволял ученикам самим начать беседу с Христом, когда Он пригласил их обедать. Господь при этом ничего не сказал ученикам о цели Своего явления, но те и без особых объяснений должны были понять смысл всего происшедшего. Чудесный улов рыбы предуказывал им на тот успех, какой они будут иметь в деле привлечения ко Христу душ человеческих, если только во всем будут следовать указаниям Христа. Обед, к которому пригласил их Христос, обозначал, во-первых, восстановление тесных дружеских отношений между ними и Христом, а во-вторых, служил ручательством за то, что в то время, когда они будут заняты делом проповеди, Господь позаботится об удовлетворении их земных нужд.
Кроме этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление в апостольских правах апостола Петра, который отрекся от Христа.
На вопрос Петра Господь отвечает ему, что ему нечего заботиться об Иоанне: он сам прежде всего должен идти за Христом, а что касается Иоанна, то если бы он остался в живых даже до второго пришествия Христова, то и это не имеет отношения к судьбе апостола Петра – тот должен идти указанным ему путем.
Эти слова Господа об Иоанне, как замечает сам евангелист, подали братьям, т.е. христианам (ср. Флп. 1:14 ), повод говорить, что Иоанн не умрет. Эти предположения объясняются тем, что первые христиане полагали, что пришествие Господне близко и что некоторые из них доживут до этого времени (см. 1Фес. 4:17 ; Иак. 5:7–8 ). Особенно же то обстоятельство, что Петр действительно умер той смертью, какую предрек ему Господь, а Иоанн продолжал свою деятельность и десятка два лет после смерти Петра, должно было еще более укрепить христиан в правильности предположения. Потому-то Иоанн и устанавливает в точности смысл слов, которые сказал в отношении к нему Господь.
Нельзя не заметить здесь, что это прибавление к Евангелию ясно показывает, что Иоанн был жив в то время, когда явилось это прибавление и что он сам сделал последнее. В самом деле, была ли какая нужда в разъяснении истинного смысла слов Христа, если бы Иоанн уже умер? Тогда достаточно было бы в противовес всяким вымыслам о его судьбе указать на то место, где он был погребен.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Рыба апостола Петра
В Евангелии от Матфея можно найти упоминание о таком чуде Христа. Спаситель и Его ученики, апостолы, путешествуя по Святой земле, пришли в город Капернаум. Капернаум располагался на берегу Галилейского или по-другому Генисаретского озера, главного водоема Израиля. И вот в Капернауме к апостолу Петру подошли сборщики пожертвований на Иерусалимский храм и попросили подать им. Петр, пообещав милостыню, поспешил ко Христу. Спаситель, услышав о желании апостола пожертвовать на храм, повелел ему взять удочку, пойти к озеру и поймать рыбу. Петр поступил так, как сказал ему Христос, и во рту пойманной рыбы нашел крупную монету, которая стала пожертвованием и от лица апостола, и от лица Спасителя.
Рыба апостола Петра до сих пор водится в водах Галилейского озера. Относится она к отряду окунёвых, официально называется «тиляпией» и имеет отличительный признак. За жабрами рыбы можно увидеть два темных пятна — по преданию следы прикосновения пальцев святого апостола. Приехав на Святую Землю и оказавшись в любом прибрежном ресторане, вы сможете без каких-либо затруднений заказать рыбу апостола Петра. Рыба, действительно, вкусная. Мясо у нее нежное, а костей совсем немного.
Сейчас, конечно, очень сложно сказать — действительно ли именно тиляпию две тысячи лет назад поймал апостол Петр. Тем не менее, в пользу тиляпии говорят древние иконописные изображения, которые можно найти на Святой земле. Рядом с Галилейским озером сохранились мозаики, на которых апостол Петр изображен с рыбой в руках. Причем у рыбы за жабрами можно рассмотреть те самые два пятнышка, которые отличают тиляпию от прочих рыб, живущих в Галилейском озере.
Вообще рыба занимает в христианской культуре особое место. Рыба неоднократно упоминается в Библии. Пророк Иона был поглощен и три дня находился во чреве огромной рыбы. Христос совершил чудо, накормив пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбками. Рыба была основной частью рациона Спасителя и Его учеников, часть из которых до призвания на апостольское служение профессионально занималась рыболовством (в том числе и апостол Петр).
Рыба даже на время стала символом Христа. В годы языческих гонений христиане помечали места своих собраний изображением рыбы. По такой причине. На греческом языке слово «рыба» звучит как «ихтис». Ихтис можно читать как аббревиатуру. И — Иисус, Х — Христос, Т — Теу, то есть Божий, И — Йос, то есть Сын, С — Сотир, то есть Спаситель. Иисус Христос Божий Сын Спаситель — так древние христиане воспринимали слово «ихтис» — «рыба». Поэтому если приедете на Святую землю и решите попробовать рыбу апостола Петра или какую-либо другую рыбу, помните, что рыба для этих мест не просто вид пищи, а целый символ, за которым стоит и история земной жизни Христа, и история жизни Его первых учеников.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Помните, Христос велел вынуть монету изо рта рыбы? Оказывается, у этой рыбы есть особенность, из-за которой чудеса с ней случаются и сегодня
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Слышали ли вы про «рыбу святого Петра»? А ведь она до сих пор живет в водах Галилейского озера, и именно ее часто доводилось вылавливать святым апостолам. Рыбка эта серо-золотистого оттенка, принадлежит к семейству цихловых — Cichlidae («выводящие во рту»). Некоторые из ее разновидностей типа Tilapia Galileae, Sarotherodon galilaeus или Oreochromis aureus в наше время называют рыбой святого Петра, а русские паломники умилительно — Петровской рыбкой. Современное еврейское название рыбы «амнун» в переводе с арамейского означает «рыба-мать», арабское «мушт» переводится как «расческа», потому что ее верхний плавник в растянутом виде действительно напоминает расческу. Эта рыба была одним из трех основных видов, которые ловили рыбаки в далекие евангельские времена в водах Галилейского озера. По величине она может достигать больших размеров, даже до 45 см длины, и около 2 кг веса.
Примечательно, что эти рыбы, питающиеся в основном водорослями и планктоном, отличаются особым способом выведения потомства. Самка или оба родителя, защищая потомство от хищников и других опасностей, «высиживают» икру и мальков во рту около месяца. Горловая полость этих рыб вмещает около 100 яичек. Даже после того как мальки начинают покидать свое убежище для кормления, рот родителей продолжает оставаться в их распоряжении. Быстрое открывание рта воспринимается как сигнал тревоги и вызывает немедленный побег мальков в это безопасное убежище. Его там ищут даже особи длиной 3–4 см. Когда мальки достаточно подрастут, чтобы вести самостоятельный образ жизни, а горло родителя уже не может их вместить, приходит пора покинуть им это безопасное место. Тогда рыба, чтобы освободится и протолкнуть мальков, способных жить самостоятельно, берет в рот какой-либо предмет — обычно гладкий камень. И этот предмет некоторое время остается на месте, которое раньше занимали рыбки, а бывает даже, что и застревает во рту. Современные рыбаки, занимающиеся ловлей на Галилейском озере, иногда во рту «Петровской рыбы» находят различные предметы, в том числе и монеты. Исключением являются только тиляпии, которые не вынашивают икру и мальков во рту, а роют для этого ямы в иле.
Именно так и случилось два тысячелетия назад, когда произошло знаменитое евангельское чудо со статиром. Тогда сборщики подати на Иерусалимский храм спросили апостола Петра в Капернауме: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? (Мф 17:24). Иисус Христос, как Сын Божий, был свободен от этой платы, однако, чтобы не подавать повода к обвинениям, повелел апостолу Петру пойти на берег Галилейского озера и у первой пойманной рыбы вынуть изо рта статир и отдать им — за Меня и за себя (Мф 17:27). Статир был эквивалентен четырем греческим драхмам или одному еврейскому сиклю (шекелю), что было достаточно для ежегодной оплаты храмового налога за двух человек.
Однажды, сопровождая группу паломников, я приехала на подворье Русской духовной миссии в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в Магдале, расположенной на западном берегу Галилейского озера, в 3 км от Тиверии. Монахиня, которая была тогда старшей сестрой на подворье, рассказала мне очень интересную историю, произошедшую незадолго до моего приезда. Буквально несколько дней тому назад на русский участок в Магдале приехала семья репатриантов из России, проживающая в соседней Тиверии. Хозяйка дома купила у рыбака свежевыловленную в Галилейском озере рыбу. А когда начала ее чистить и потрошить, готовя к праздничному столу, к великому своему удивлению нашла у нее во рту круглой формы медальон! На одной его стороне была изображена Божия Матерь, на другой — Папа Римский Иоанн Павел II. Поразительным оказалось действие промысла Божия: медальон с изображением Богоматери не остался лежать в иле на дне озера, а в какой-то момент был подхвачен той самой «Петровской рыбкой», которую позже выловил рыбак-израильтянин. Медальон в итоге попал в руки православной женщины, что снова чудо, поскольку Тиверия — традиционно еврейский город и христианская семья для этих мест большая редкость.
Так вот, на той стороне медальона, где изображена Дева Мария, заметны были следы окисления, что говорит о том, что он достаточно долго находился внутри рыбы, а изображение Папы Римского, поскольку было выполнено из более дорогостоящего материала, сохранилось во всем блеске. Всей семьей они радовались этой невероятной находке, напоминавшей о евангельском эпизоде. Конечно, все понимали, что случившееся не случайно: Господь всегда присутствует рядом и, как они верят, послал им знак и Свое благословение.