какую рыбу едят евреи
Какую рыбу едят евреи
Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе, и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных – дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть, запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других – категорически запрещено. В чем же разница?
Понятие о кошерных и некошерных рыбах
В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:
Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Таким образом, кошерной считается рыба, имеющая чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а так же китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.
Чем же можно объяснить эти запреты?
Религиозное объяснение
Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерные, поскольку нарушают законы кашрута. Значит нельзя, и точка.
Однако, евреи – народ пытливый и склонный до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.
Этическое объяснение
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек унижается. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, так же основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силу, а не служить исключительно потворством нашему чревоугодию. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Физиологическое объяснение
Многие талмудисты видят в законах кашрута так же заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты, как правило, вредны для здоровья. Свинья – грязное животное, питается нечистотами, и может стать источником инфекции. Запрет смешивать молочную и мясную пищу основан на том, что такая еда очень тяжела и неполезна для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.
Гигиеническое объяснение
Еще одно истолкование запретности морских гадов в пищу основано на словах Торы о «чистых и нечистых» животных. Чистые – и есть кошерные. Некошерные – нечистые. Что может быть грязнее разных водяных тварей, которые живут в придонной части водоема, в тине, питаются падалью? Таковы ракообразные, моллюски, да и рыбы, такие как сом, в этом смысле недалеко от гадов ушли.
Какую рыбу едят евреи
Наверное, нет ни одного другого народа, у которого пищевые ограничения были бы столь скрупулезно прописаны. Для евреев все растения и живые существа, которые водятся на планете Земля, строго разделены на дозволенных в пищу, т.е. кошерных, и запрещенных, иначе говоря, некошерных продуктов. Руководствуясь правилами обыкновенной логики, подобные ограничения объяснить нельзя. Зато можно попытаться понять эту практику.
В Пятикнижии одна из 54 недельных глав текста под названием «Ваикра» имеет несколько пунктов, посвященных пригодным и непригодным к употреблению в пищу водным существам. Относительно рыбы сказано, что в пищу можно принимать мясо только тех существ, которые имеют плавники и чешую. Все остальные, не имеющие обоих этих признаков, запрещены к употреблению. Таким образом, под запрет попали не только морские млекопитающие, но и реальные рыбы, не имеющие чешуйчатого покрытия.
Чтобы более конкретно представить себе картину запретов, можно составить определенный список. Во-первых, полностью исключены из еврейского меню всевозможные ракообразные, мидии и устрицы, а также кальмары, осьминоги, черепахи и гады, к которым относятся морские змеи. Во-вторых, запрещается принимать в пищу рыбу без чешуи. К таким существам причисляются угри, акулы, сомы. Спорным случаем считается занесение в список запретных рыб речных карпов. Классического речного карпа, имеющего все признаки кошерности, употреблять в пищу можно. Однако рыбу данного вида, лишившуюся чешуи благодаря селекции, использовать запрещается.
В список запретных рыб внесены осетровые за то, что их чешуя сидит на коже так прочно, что снять ее можно, лишь срезав кожу. Аналогичная ситуация происходит с разрешением на использование рыбной икры. Если лососевые рыбы кошерные, то и икра их допускается к столу. Если же осетровые рыбы запрещены к столу, то и икра данных рыб находится под запретом. К запретным продуктам отнесено и мясо китообразных, то есть собственно китов и дельфинов. У них отсутствует чешуя, хотя плавники в наличии имеются.
Некоторая часть евреев не задумывается над вопросом о недопустимости употребления в пищу указанных продуктов. Для них запрет, зафиксированный в Торе, является непререкаемым законом. Большинство все-таки пытаются дать объяснение, выдвинув несколько версий. Согласно первой из них евреи – народ избранный. Его предназначение – служение Творцу. Иудеям не подобает использовать в пищу оскверненные продукты, потому что они сами в этом случае подвергнутся осквернению.
Другое объяснение основывается на необходимости самодисциплины. В большинстве своем к морским гадам относятся всевозможные морские деликатесы, включая дорогостоящие породы рыб, к примеру, осетры, угри. Мало того, что те же угри очень похожи на морских змей, так они еще и очень вкусные. Их поедание является прямой дорогой к чревоугодию. Но ведь еда должна лишь поддерживать организм и давать ему силы, а все остальное предназначается исключительно для удовольствия, что не подобает делать избранному народу.
Еще одним объяснением запрета может служить элементарная забота о здоровье человека. Как правило, некошерные продукты тяжело перевариваются организмом человека, а это наносит значительный вред здоровью. Очень близко к этому объяснению и разделение животных на «чистых» и «нечистых». Существа, предпочитающие находиться в грязи и питаться нечистотами, по определению относятся к нечистым. Их мясо может стать источником инфекции. Запрещенные к употреблению в пищу угри и сомы живут в придонной части водоемов, где скапливаются ил, тина и погибшие водные организмы. А это уже прямая дорога к их некошерности.
Кашрут в странах СНГ. Речные и морские продукты
Переходя к морской живности, отметим, что так называемые «дары моря» — если под ними понимается все, кроме рыб, — безусловно запрещены. В эту категорию входят все виды беспозвоночных (включая моллюсков и членистоногих вместе с ракообразными), земноводные, рептилии, а также морские млекопитающие. Короче говоря, в пищу евреям запрещены: мидии, осьминоги, кальмары, крабы, раки, креветки, лангусты, французские лягушки, черепахи, дельфины, акулы, киты и многое другое из того же ряда.
Что касается рыб, Тора разрешает в пищу только те виды, которые имеют чешую. Причем не всякая чешуя считается кашерной, а только та, которую можно счистить с рыбы, не разрывая кожу[1]. Следовательно, не годятся в пищу рыбы белых пород: осетр, стерлядь, севрюга, белуга, — а также их икра. Запрещены многие другие виды «ценных» рыб: сом, налим, угорь, минога и т.д. Раввинат Израиля считает некашерной ставриду, но есть и противоположное мнение. Так называемая «ледяная рыба» запрещена подавляющим числом авторитетов.
Рыба, которая, будучи извлечена из воды, с легкостью теряет свою чешую, кашерна при условии, что нам достоверно известно о том, что чешуя на ней действительно была[2]. Сардины разрешены, поскольку имеют легко спадающую чешую. Также следует знать, что производители рыбных консервов иногда объявляют «тунцом» породы рыб, ничего общего с тунцами не имеющими и часть из которых, к сожалению, не кашерны.
Практически, если мы сомневаемся в кашерности покупаемой рыбы, то достаточно удостовериться, обладает ли она чешуей. Поэтому, когда мы видим на прилавке магазина свежую или соленую[3] рыбу с чешуей, можно смело ее покупать.
Но если мы покупаем рыбное филе, надо найти на этикетке раввинскую отметку, эхшер. В случае если такового нет, филе покупают лишь когда доподлинно известно, что оно сделано из кашерного вида. Нельзя полагаться на промышленную этикетку без раввинской отметки или на заверения продавца о том, что данное филе — из кашерной рыбы. Таково общее правило: незнакомое филе или куски рыбы без остатков чешуи или без головы и хребта (по которым можно определить вид рыбы) покупать без эхшеранельзя.
Теперь поговорим о копченой рыбе. Предположим, мы нашли на ней чешую, но не мог ли испортить саму рыбу процесс копчения? Не возникает ли здесь проблема, которая будет рассмотрена в дальнейшем: можно ли есть то, что сварено неевреем? Как будет указанно ниже по тексту, копчение на дыму не попадает под запрет пищи, сваренной неевреем. Поэтому рыбу холодного копчения, приготовленную только под воздействием дыма, можно есть.
Проблемы возникают с горячим копчением. Дадим некоторые сведения по технологии этого процесса. Рыба вначале всегда высаливается. После чего ее помещают в специальную печь, и там при помощи жара и дыма она превращается в ароматный деликатес. То, что выпекал нееврей — запрещено, но то, что он коптил на дыму — разрешено. А к чему отнесем рыбу горячего копчения, в приготовлении которой используется не только дым, но и жар? Вопрос сложный, к тому же он не единственный: при более детальном изучении технологии обнаруживаются дополнительные проблемы. Все же, многие авторитеты разрешают есть рыбу горячего копчения[4].
Рыбные консервы, выработанные в России, достаточно проблематичны с точки зрения кашрута (помимо вопроса о пище, сваренной неевреем, существуют другие проблемы, например, обработка в чанах, в которых до этого варилась некашерная продукция). В любом случае, если вы, открыв банку, увидели в ней только куски рыбы без чешуи, — их есть не следует.
[1] В книге рава Левингера «Кашрут пищевых продуктов животного происхождения» описываются четыре вида рыбной чешуи. Из них только два подходят под определение Торы.
[2] Примером служит скумбрия, взрослые особи которой почти не имеют чешуи.
[3]Алаха не опасается, что разрешенная рыба, возможно, прошла засолку в одном чане с запрещенной и впитала ее вкус, по крайней мере, в тех местах, где большая часть обрабатываемой рыбы кашерна.
[4] Существует еще одна, бездымная технология, при которой рыба смазывается специальным составом (коптильной жидкостью) и пропекается в печи. С точки зрения алахи, рыба, приготовленная таким способом, вызывает больше вопросов, но некоторые раввины разрешают и ее.
Что такое «кашрут»: что можно, а что нельзя есть в Израиле?
Многие считают, что в Израиле множество правил, которые сложно постичь иностранцу. И они не ошибаются: запреты у евреев есть, и большая часть из них основана на законах Торы. Массу вопросов вызывает загадочное слово «кашрут», что в переводе на русский язык означает «разрешенное».
Если жить по религиозным правилам, может оказаться, что действительно больше нельзя, чем можно. И в первую очередь это касается кошерной еды Израиля. Поэтому в этой статье разберем, что такое кашрут применительно к питанию.
Мясо и молоко раздельно
Уже на первом шведском столе в гостинице вы с удивлением заметите, что мясные продукты на завтраке отсутствуют. Могут в ассортименте быть различные сыры, запеканки, брынза и даже блюда из селедки (нам встречалось до семи вариантов за раз). Но ни кусочка мяса, ни колбаски вы с утра пораньше не найдете.
И отсюда первое правило кашрута: мясо и молоко нужно употреблять раздельно. В Израиле есть даже отдельно мясные и отдельно молочные рестораны. При этом молочные продукты чаще употребляют с утра, а мясные — после обеда.
Казалось бы, ничего страшного. Но никакого мяса под ароматной сырной корочкой в Израиле не закажешь. Ну, и обычный бутерброд с колбасой и сыром — моветон.
Кошерная рыба
Рыбку в Израиле любят всей душой, но есть ее можно не всю. Кошерной считается только та, у которой есть чешуя и плавники. Остальные под запретом. Честно говоря, морскую рыбу там тоже уважают больше речной, но это не имеет отношения к кашруту — исключительно особенность географического положения.
Рыба, которую можно есть в Израиле
Из это правила вытекает и отношение к такому деликатесу, как икра. Например, красную вы в Израиле закажите без проблем, в любом ресторане. А вот чёрная икра, как продукт рыб семейства осетровых, попала под запрет.
Рыбу №1, которую нужно попробовать в Израиле, все давно знают — это рыба св. Петра. Если что, список традиционных блюд тут.
Какое мясо можно есть в Израиле
С мясом тоже по законам кашрута не все гладко. И под запретом, как ни странно, не только свинина. Кошерным в стране считается мясо парнокопытных и при этом жвачных животных. Все остальное соблюдающий религиозные законы еврей не будет употреблять в пищу никогда. И если захотите проявить уважение, от устоявшихся мясных привычек тоже придется на время отказаться.
Запрет на морепродукты
Самым большим разочарованием для туристов может оказаться запрет на морепродукты — они никаким образом не попадают в список кошерной израильской еды. Мидии, рапаны, креветки и даже кальмары в традиционном ресторане не закажешь. В Торе они недвусмысленно названы «морскими гадами».
И ни большое количество белка, ни легкая усвояемость, ни доступность не смогли перевесить чашу весов. Однако это не означает, что попробовать их нельзя.
Далеко не все рестораны в Израиле кошерные. Есть так называемый «туристический сегмент», где можно заказать все, что душе угодно. И мясо под сырной корочкой, и черной икры хоть килограмм!
Бояться остаться в Израиле голодным тоже не стоит. Поесть там любят от души, а еврейская кухня — одна из самых самобытных в мире. Где еще попробуешь настоящий форшмак, фалафель и шакшуку (хоть ее, кажется, изобрели в Ливане).
Ароматная шакшука — завтрак по-израильски
Нужно ли изучать все до единого правила и запреты перед поездкой в Израиль? Желательно, но необязательно. Туризм в стране составляет значительную часть экономики, к гостям из других стран относятся лояльно. Делать это стоит, скорее, для себя и расширения собственного кругозора. Ну и возможно, чтобы название «кошерный ресторан» не стало внезапным открытием.
Почему в иудаизме запрещено есть рыбу без чешуи и морских гадов
Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе, и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных – дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть, запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других – категорически запрещено. В чем же разница?
Понятие о кошерных и некошерных рыбах
В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:
«9. Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте.
10. А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, — гнусны они для вас.
11. И гнусны будут они для вас, от их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь.
12. Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, гнусно это для вас».
Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Таким образом, кошерной считается рыба, имеющая чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а так же китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.
Чем же можно объяснить эти запреты?
Религиозное объяснение
Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерные, поскольку нарушают законы кашрута. Значит нельзя, и точка.
Однако, евреи – народ пытливый и склонный до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.
Этическое объяснение
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек унижается. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, так же основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силу, а не служить исключительно потворством нашему чревоугодию. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Физиологическое объяснение
Многие талмудисты видят в законах кашрута так же заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты, как правило, вредны для здоровья. Свинья – грязное животное, питается нечистотами, и может стать источником инфекции. Запрет смешивать молочную и мясную пищу основан на том, что такая еда очень тяжела и неполезна для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.
Гигиеническое объяснение
Еще одно истолкование запретности морских гадов в пищу основано на словах Торы о «чистых и нечистых» животных. Чистые – и есть кошерные. Некошерные – нечистые. Что может быть грязнее разных водяных тварей, которые живут в придонной части водоема, в тине, питаются падалью? Таковы ракообразные, моллюски, да и рыбы, такие как сом, в этом смысле недалеко от гадов ушли.