какую русскую народную мелодию использовал чайковский в цикле фортепианных пьес детский альбом
Чайковский — Детский альбом
До второй половины 19 века детская музыка в России была практически не развита. Да, в фольклоре было немало музыкальных произведений для детей и про детей, но серьезные академические композиторы практические не обращались к миру ребенка. Первым путь в этом направлении проложил П. И. Чайковский. Он создал цикл пьес и назвал их “Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано”. В истории же этот сборник остался как “Детский альбом”.
Композиции
Альбом включает в себя 24 произведения. Каждая пьеса имеет свое название (“Зимнее утро”, “Камаринская”, “Похороны куклы” и т.д.) и посвящен какому-либо аспекту жизни ребенка, бытовой сцене. Считается, что в цикле есть несколько сюжетных линий: прежде всего, это пробуждение ребенка и повседневные игры. Композитор также включил в альбом традиционные фольклорные мелодии (французскую, неаполитанскую, немецкую и итальянскую песенки, а также русскую камаринскую). Чайковский использовал и церковные мотивы, например, шестой глас, получивший свое переложение в пьесе “В церкви”.
Идея создания
30 апреля 1878 г. Чайковский сообщил в письме издателю П. И. Юргенсону о том, что начинает работу над циклом детских пьес. Работа шла достаточно быстро, первоначальные варианты пьес были созданы буквально за несколько дней. В дальнейшем композитор исправлял и переписывал партитуры, а в июле 1878 г. отправил их Юргенсону для издания. Отправляя пьесы, композитор указал, что стоимость каждой составляет 10 рублей, соответственно за весь альбом он назначил цену 240 рублей.
Альбом посвящен любимому племяннику композитора Володе Давыдову. На момент издания цикла мальчику было 6 лет. В своих письмах к сестре Чайковский упомянул о том, что хочет, чтобы Бобик (так он ласково называл племянника), мечтающий сочинять музыку, занимался по этим пьесам. Надо сказать, что племянник Володя занимал в жизни композитора очень важное место. Кроме Детского альбома тот посвятил ему также Шестую симфонию. После смерти композитора В. Давыдов стал его наследником и распорядителем авторских прав на его произведения.
Заключение
Какую русскую народную мелодию использовал чайковский в цикле фортепианных пьес детский альбом
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ В “ДЕТСКОМ АЛЬБОМЕ” П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
ВВЕДЕНИЕ
Литературы, посвященной изучению проблемы, немного. В монографиях А. Альшванга и Н.Туманиной (2, 15) описана история создания «Детского альбома», рассмотрены особенности музыкального языка, формы, фортепианного стиля композитора. В книгах, обращенных к поколению юных музыкантов, большее внимание уделено образно-содержательной стороне цикла (5, 7, 10). Подробный разбор всех пьес «Детского альбома» П. И.Чайковского содержится в работе С.Айзенштадта (1). В ней также представлена история создания цикла во взаимосвязи с биографией композитора, приведен анализ автографа прижизненных изданий, рассмотрены исполнительские интерпретации. Многочисленные интернет-ресурсы располагают различными формами подачи информации. Проблема использования народной песни в «Детском альбоме» освещается с большей или меньшей степенью подробности: авторы упоминают о той или иной мелодии, но не дают нотного текста первоисточников, и сравнения с их воплощением в цикле. В связи с этим, представление первоисточников, анализ и сравнение их с пьесами «Детского альбома», изучение композиторских приемов Чайковского, открытие малоизвестных фактов, исполнителей, позволяет данному исследованию претендовать на самостоятельность, оригинальность и новизну, дополняя разнообразную палитру работ, посвященных «Детскому альбому».
Цель работы
Проанализировать использование народных мелодий в «Детском альбоме» Чайковского.
Методы исследования
1. Сбор, анализ, систематизирование информации
2. Сравнение первоисточников с пьесами Чайковского
Качества работы
Демонстрация первоисточников и сравнение с пьесами Чайковского. Исследование композиторских приемов обработки подлинных народных мелодий и истории этих напевов.
План работы
1. Найти информацию об использовании народной песни в «Детском альбоме»
2. Найти письма Чайковского и выписать из них цитаты
3. Найти оригиналы народных мелодий, которые звучат в цикле
4. Проанализировать музыкальный материал и сделать выводы
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ
«Детский альбом» П.И.Чайковского это «24 легкие пьесы для фортепиано», посвященные любимому племяннику композитора В. Давыдову. Во время написания «Детского альбома» Чайковский был уже известным композитором. В письме к П. Юргенсону в 1878 автор писал: «Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями. «.
Занимаясь проблемой использования народных мелодий в профессиональной музыке, нельзя не вспомнить знаменитую фразу Глинки: «Создаем (музыку) не мы; создает народ; мы (композиторы) только записываем и аранжируем!». Изучив пьесы цикла можно заметить, что за основу некоторых из них Чайковский взял народные мелодии разных стран.
1. Русская песня
Обращению Чайковского к русской народной песне в «Детском альбоме» предшествовала большая работа над созданием сборников народных песен. Один из самых значительных- изданный в двух тетрадях сборник «50 русских народных песен, положенных для фортепиано в 4 руки»(1868-1869). Он занимает особое место не только в творчестве самого композитора, но и в ряду сборников других составителей: сборник Чайковского не предназначен для пения и не содержит новых записей( кроме трех песен). Для композитора сборник был средством ознакомить широкую публику с лучшими песнями из собраний 60-х годов – Вильбоа («Русские народные песни», 1860) и Балакирева(«Сборник русских народных песен», 1866). Чайковский выступил активным просветителем и пропагандистом песни, раскрывая прежде всего ее музыкальное содержание. Вероятно, именно поэтому композитор отказался от текста песен, сосредоточившись на музыкальном образе. О музыкальных особенностях русской песни П. Чайковский писал Л. Н. Толстому, сетуя на непрофессиональную запись присланных песен: «Самый главный недостаток – это, что они втиснуты искусственно и насильственно в правильно размеренный ритм. Только плясовые русские песни имеют ритм с правильным и равномерно акцентированным тактом, а ведь былины с плясовой песнью ничего общего иметь не могут …необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как ее исполняют в народе. Это необычайно трудная вещь и требует самого тонкого музыкального чувства и большой музыкально-исторической эрудиции». П. Чайковский, из письма к Л. Н. Толстому (24.12.1876)
2. Камаринская
«Ой, комар ты, наш камаринский мужик,
Собрался в лес, по дорожке бежит.
Он бежит, бежит, пошучивает,
Свои усики покручивает.
Тише, тише топочите!
У нас под полом вода,
Он написал «Камаринскую» в форме вариаций, в тональности Ре мажор, и использовал имитацию звучания народных инструментов: волынки, гармоники. В знаменитой «Камаринской» М. Глинки, которой Чайковский восхищался: «…настоящая русская симфоническая школа… …вся она в «Камаринской», подобно тому, как дуб весь в желуде! И долго из этого богатого источника будут черпать русские авторы…», плясовая тема также написана в Ре мажоре.
Кроме русских народных мелодий автор использовал песни народов Италии, Франции. Итальянские мотивы присутствуют в пьесах «Шарманщик поет», «Итальянская песенка» и «Неаполитанская песенка».
3. Итальянская песенка
«…в Италии я испытал два приятных музыкальных впечатления. Одно во Флоренции, не помню, писал ли я Вам об этом. Мы с братом услышали вечером на улице пение и увидели толпу, в которую и пробрались. Оказалось, что пел мальчик лет 10 или 11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным густым голосом с такою законченностью, с такой теплотой, какие и в настоящих артистах редко встречаются. Всего курьезнее было то, что он пел песню с словами очень трагического свойства, звучавшими необыкновенно мило в устах ребенка: «Зачем изменяешь мне, зачем покидаешь меня». Это былопрелестно…» (из письма П.Чайковского Н. фон Мекк, Милан, 16.12.1877)
Сравнив тему итальянской песни и пьесу из «Детского альбома» «Итальянская песенка», можно увидеть, что размер 3/4 в оригинале композитор меняет на 3/8, как более легкий и подвижный. Тональность До мажор меняется на Ре мажор. Пьеса начинается с сочиненного Чайковским шестнадцати-тактового построения, которое можно считать куплетом «Итальянской песенки» (цитирование оригинальной мелодии начинается с семнадцатого такта). Есть еще одно небольшое изменение – тритоновый ход в мелодии композитор заменяет на секстовую интонацию (напряженность и «угловатость» – на лиричность и элегичность).
4. Неаполитанская песенка
Одна из самых популярных и известных мелодий – Неаполитанская песенка. Особую известность этой мелодии принесло ее использование в музыке «Неаполитанского танца» в балете «Лебединое озеро» (соло трубы).
«Дают ли Вам серенады под окнами? Нам в Неаполе и Венеции каждый день давали, и с каким особенным удовольствием я слушала в Неаполе ту песню, которую Вы взяли для танца в «Лебединое озеро». В те минуты мне совсем чувствовалось Ваше присутствие там же, на балконе». (из письма Н. фон Мекк к П. Чайковскому, 12.11.1877)
5. Шарманщик поет
«В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дудочкой, и одна из их песенок очень мне нравится … Правда то, что у этого уличного артиста очень красивый голос и врожденная всем итальянцам ритмичность.» (из письма П. Чайковского к Н. фон Мекк из Милана, 16.12. 1877)
6. Старинная французская песенка
Ощущение «старинности» в «Старинной французской песенке» создают суровость, строгость музыкального языка, бурдонный бас «соль», полифонический склад. В разделе В движение баса по звукам аккомпанирующих мелодии аккордов напоминает звучание старинной лютни (теорбы). Эту же мелодию Чайковский использовал и в опере «Орлеанская дева», действие которой происходит в средневековой Франции, а главная героиня — легендарная Жанна д’Арк.
7. В Церкви
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
П. И. Чайковский создал «Детский альбом» для обогащения детской музыкальной литературы. Но пьесы цикла не просто «отрывки безусловной легкости с заманчивыми названиями». Это и объекты для всестороннего развития юного музыканта. И главное, «Детский альбом» способствует расширению музыкального кругозора, в том числе и благодаря знакомству с русскими и зарубежными национальными мелодиями. Композитор бережно и тонко относится к обработке народных мелодий, сохраняя их оригинальность и самобытность.
РЕСУРСЫ
1. Айзенштадт С.А. Детский альбом» П.И. Чайковский. Классика XXI. – М., 2003. 2. Альшванг А.А. П. И. Чайковский М. : Музыка, 1970
6. Калинина Н. П.И. Чайковский. – М.: Детская литература, 1988.
7. Ларош Г.А. Собрание музыкально-критических статей, Музсектор Госиздата, М,1924
8. Мархасёв Л. Любимые и другие: пёстрая книга о музыке.- Ленинград.: 1978 г,-222 с.
9. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1949.
10. Осовицкая З.Е. Музыкальная литература. Первый год обучения / З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова. – М.: Музыка, 2005
12. Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах: Полный курс обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
13. Свешникова Е., Папкова Е. «Детский альбом» Чайковского. Искусство. Приложение к газете «Первое сентября» №21 (141), июнь 1999. с. 14.
14. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века. М., «Знание», 1976
15. Туманина Н.В. Чайковский. Великий мастер 1878-1893 г М.: Издательство Академии наук СССР, 1968
16. Чайковский П.И. Детский альбом, М., Музыка, 1997
17. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. Музгиз, М, 1953
18. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Музгиз, М., 1961
Какую русскую народную мелодию использовал чайковский в цикле фортепианных пьес детский альбом
П.И. Чайковский «Детский альбом»
Известно, что Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал их. Об этом говорит его известная фраза о том, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. Не удивительно, что детская тема буквально пронизывает все его творчество, а сборник пьес «Детский альбом» и вовсе явился первым подобным произведением в России. Позже этот цикл вошел в золотой фонд сочинений, написанных специально для детей. Это не просто сборник – это целый мир, волшебная страна, пересказанная в звуках.
Историю создания «Детского альбома» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
К мысли написать сборник небольших пьес специально для детей, Чайковского натолкнуло два фактора. Во-первых, им послужил пример Роберта Шумана . Петр Ильич тоже хотел сочинить цикл простых пьес, как « Альбом для юношества », которые смогли бы свободно исполнять дети. Во-вторых, к мысли сочинить подобное произведение, Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы.
Впервые Чайковский упоминает о своем намерении сочинить сборник детских пьес 26 февраля 1878 года в письме к своему издателю, находясь во Флоренции. Спустя месяц композитор приступает к работе над циклом. 30 апреля 1878 года во время визита к своей сестре А.И. Давыдовой в Каменке, он пишет П.И. Юргенсону, сообщая о своей работе над «Детским альбомом».
Сведений о самом процессе сочинения цикла нет, известно, что он был написан композитором довольно быстро. Уже примерно через месяц в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Петр Ильич написал о том, что сочинил все пьесы и теперь потребуется еще полтора месяца, чтобы привести цикл в порядок и все отредактировать.
29 июня в своем письме к издателю Чайковский отправил рукописи всех, написанных на тот момент сочинений, в том числе и сборник детских пьес.
Исследователи предполагают, что мысль о посвящении сборника своему племяннику Володе Давыводу возникла у Чайковского уже после окончания работы над сочинением. Известно, что летом 1878 года композитор очень много времени проводил с ним в Каменке. В автографе сборника посвящения нет, но в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Чайковский уже подробно рассказывает о том, что решил посвятить цикл своему племяннику, который очень сильно любит музыку и даже обещает стать музыкантом. Очевидно, что распоряжение о своем решении Чайковский высказал издателю при личной встрече в конце сентября, начале октября 1878 года.
Интересные факты
Содержание «Детского альбома»
В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название. Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро, день и вечер. Кроме того, в цикле просматривается сразу несколько сюжетных линий.
Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями образы пробуждения ребенка и начало дня.
«Утренняя молитва» — это невероятно красивая, светлая, созерцательная пьеса, которая навевает на размышления о Боге, о душе. Чайковскому удалось удивительным образом передать в фортепианной музыке пение хора. Мелодия этой пьесы будто соткана из живых интонаций, благодаря особому изложению. Настроение сосредоточенности помогают передать также равномерное ритмическое движение, фактура изложения, простой гармонический язык и светлая тональность.
Вторая пьеса «Зимнее утро» вносит иное настроение в утреннюю умиротворенную атмосферу. Ненастную погоду (холодную, с метелью и вьюгой) очень точно передает встревоженная и сменяющая ее прозрачно просветленная музыка. Средняя часть вносит некий оттенок грусти, который еще больше оттеняет наступление репризы.
Третья пьеса «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. Эта небольшая пьеса очень точно передает топот копыт благодаря равномерной ритмической пульсации, сближающей ее с токкатой. Образ игрушечных лошадок помогает передать трехдольный размер, звучащий в данном случае легко и оживленно.
В пьесе «Мама» музыка очень простая, но насыщена душевными переживаниями. Изложена она в виде дуэта: нижний голос обладает более теплым тембром, а верхний – ясным, светлым. В целом пьеса эта очень гармоничная, мягкая, даже размер композитор выбрал неслучайно, так как трехдольность придает музыке округлость и мягкость.
В пьесе «Марш деревянных солдатиков» Чайковский раскрывает главный образ очень четким ритмическим рисунком и выверенными штрихами. Композитору удалось очень точно передать четкие, почти механические движения солдатиков под дробь барабанщика.
Следующие пьесы (6,7,8,9), образующие небольшую сюиту, раскрывают еще одну сюжетную линию, которая рассказывает о сложной, серьезной душевной жизни маленького ребенка, чувствующего все также остро, как и взрослые.
«Болезнь куклы» вносит совсем иной образный строй. Грустная музыка передает переживания маленькой девочки, которая настолько заигралась, что принимает все всерьез и очень сильно беспокоится о своей любимой кукле. Интересно построена музыкальная ткань пьесы, в которой нет непрерывной мелодии. Паузы, а также жалобные интонации передают «вздохи» и «стоны» куклы. После напряженной кульминации, все завершается «угасающей» кодой.
Пьеса «Похороны куклы» имеет еще один подзаголовок, который дал сам автор – «В подражание Шуману». По образному строю эта миниатюра очень похожа на «Первую утрату» Роберта Шумана из его «Альбома для юношества». Композитор со всей серьезностью отнесся к переживаниям ребенка, отобразив неподдельные чувства маленькой героини.
«Вальс» совершенно внезапно врывается в ход повествования, сменяя печаль и грусть на веселье. Почему именно вальс? Этот танец был одним из самых популярных и любимых в XIX веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках. «Вальс» из «Детского альбома» передает атмосферу именно домашнего праздника.
Стремительный польский танец «Мазурка» продолжает линию танцевальных миниатюр в сборнике. Вот только у Чайковского он носит более камерный характер, поэтому и первая тема пьесы спокойная, элегическая.
Следующие три пьесы «Детского альбома» (11,12, 13) раскрывают народную линию и ее можно даже назвать своеобразной «русской сюитой».
Все три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» передают национальный колорит и в них Чайковский использует один и тот же прием развития – вариационный, который был свойственен именно народному исполнительству.
Сменяет русскую тему чешский народный танец «Полька». Он звучит очень весело, задорно и изящно. Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла.
В следующей сюжетной линии композитор представил песни разных стран. Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов. Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке. В эту сюжетную линию входят пьесы 15,16,17,18 и к ним еще примыкает 23 номер. Все эти номера представляют из себя яркие, колоритные зарисовки. В них очень точно передал Чайковский итальянские, французские и немецкие черты в музыке.
Неслучайно предпочтение автор отдает именно итальянским, ведь как раз осень и зиму 1877-1878 годов он проводит в путешествии по европейским городам, в частности, Чайковский посещает Италию. Из Милана он пишет Н. Ф. фон Мекк о своих ярких впечатлениях, полученных там.
Любопытно, что «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет» и даже в некотором смысле «Старинная французская песенка» объединены одной идеей. Все они напоминают звучание шарманки. Эти впечатления у маэстро сохранились еще с самого детства, когда его отец привез из Петербурга механический орган. Благодаря этому устройству, Чайковский смог познакомиться с произведениями великих композиторов.
Не обошлось в «Детском альбоме» и без сказок, их тут две, а вместе с пьесой «Сладкая греза» они образуют сказочно-мечтательную линию.
Пьеса «Сладкая греза» носит спокойный, мечтательный характер. Мягкость этой миниатюры подчеркнута резким звучанием предыдущих сказочных номеров.
Заключительная пьеса цикла «В церкви» – это снова обращение к молитве, как и в первой миниатюре. Музыка звучит достаточно строго и серьезно. Связано это с тем, что в ней маэстро использовал подлинную мелодию молитвы. Вероятнее всего, Чайковский специально не стал упрощать музыкальный язык, воплотив в таком довольно небольшом построении всю глубину чувств.
«Детский альбом» Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, которые он смог так точно передать в музыке, а также детских эмоций. Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
П.И. Чайковский «Детский альбом»
Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»
«Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».
В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.
«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.
Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.
Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».
В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.
Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».
«Утренняя молитва»
Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.
«Зимнее утро»
Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.
Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов серебро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою…
Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!
«Домашние игры и танцы»
Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» — озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков».
«Игра в лошадки»
Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.
Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.
«Марш деревянных солдатиков»
А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.
Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия»)
Это тоже игра (ведь героями действия являются куклы), и подобно оживающим куклам в «Щелкунчике» здесь куклы тоже «оживают». Три пьесы миницикла («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни.
«Болезнь куклы»
Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.
«Похороны куклы»
«Новая кукла»
Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.
«Вальс»
«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.
В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».
«Полька»
Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»
«Мазурка»
А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и веселый,
Прошу на танец, господа!
Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки).
Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..
«Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» – писал Чайковский.
«Русская песня»
К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».
Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».
В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.
«Мужик на гармошке играет»
В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.
«Камаринская»
«Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.
До чего сегодня весело у нас –
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед
«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.
«Итальянская песенка»
Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.
«Неаполитанская песенка»
В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса – одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.
Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое –
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.
«Старинная французская песенка»
В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.
«Немецкая песенка»
В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.
Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное
«Возвращение домой».
«Нянина сказка»
Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.
«Баба Яга»
Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»
«Сладкая грёза»
Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»
Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».
«Песня жаворонка»
Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.
«Шарманщик поет»
Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.
«В церкви»
Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.
Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.
Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах.