какую роль выполняют глаголы в нашей речи
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Канакина. 4 класс. Учебник №2. Проверь себя, с. 120
1. Подготовьте сообщение на тему «Какую роль выполняет глагол в нашей речи?».
Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.
Глагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека в трудовой, социальной, экономической, научной, общественной деятельности, различные явления природы.
Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает высокой эстетической ценностью. Выразительность языка достигается подбором как различных глаголов, так и однокоренных (досказать – высказать – пересказать).
Сила русского глагола в способности не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало, а может и конец действия.
Таким образом, глаголы обозначают различные действия и задают нашей речи определённый ритм, т. е. делают её выразительной).
2. Расположите глаголы-синонимы по степени усиления действия:
а) трусить, страшиться, бояться;
б) пылать, гореть, пламенеть.
а) трусить, бояться, страшиться;
б) гореть, пылать, пламенеть.
3. Выпишите из орфоэпического словаря учебника глаголы в неопределённой форме, обозначьте в них ударение. Образуйте от любого глагола все формы времени.
баловáть — балýю, баловáл, буду баловáть;
брать — берý, бралá, буду брать;
дать — далá, дам;
запломбировáть — запломбировáл, запломбирýю;
клéить — клéю, клéить, буду клéить;
облегчи́ть — облегчи́л, облегчý;
повтори́ть — повтори́л, повторю’;
позвони́ть — позвони́л, позвоню’;
положи́ть — положи́л, положý;
поня́ть — пóнял, поймý;
премировáть — премирýю, премировáл;
углуби́ть — углублю’, углуби́л;
4. Скажите, в чём сходство и различие в грамматических признаках глаголов, употреблённых в данной загадке:
Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)
Сходство: глаголы тронешь, откусишь стоят в форме 2-го л., ед. ч., буд. вр.
Различия: глагол тронешь I спряжения, откусишь II спряжения.
5. Допишите окончания глаголов в форме второго лица единственного числа. Над глаголами укажите спряжение.
7. Прочитайте. Письменно разберите любой глагол по составу и как часть речи.
Напишешь пером, не вырубишь и топором.
Напишешь — глаг., что сделаешь?, н. ф. — написать, I спр., в буд. вр., во 2-м. л., в ед. ч., сказ.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Канакина. 3 класс. Учебник №2. Проверь себя с. 130
1. Составьте сообщение на одну из тем.
1. Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
2. Что я узнал(а) о глаголе как части речи?
Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.
Глагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека в трудовой, социальной, экономической, научной, общественной деятельности, различные явления природы.
Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает высокой эстетической ценностью. Выразительность языка достигается подбором как различных глаголов, так и однокоренных (досказать – высказать – пересказать).
Сила русского глагола в способности не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало, а может и конец действия.
Таким образом, глаголы обозначают различные действия и задают нашей речи определённый ритм, т. е. делают её выразительной).
2. Прочитайте. Докажите, что только одно слово является глаголом.
(Что?) сон — сущ.
(Что делать?) спать — глагол.
(Какой?) сонный — прил.
3. Прочитайте и запишите глаголы.
прош. вр. наст. вр. буд. вр.
Кричал, кричит, будет кричать.
прош. вр. наст. вр. буд. вр.
Говорил, говорит, будет говорить.
4. Составьте и запишите предложение, употребив в нём глагол жить в настоящем времени. Подчеркните в предложении грамматическую основу.
Я живу с мамой и папой.
5. Прочитайте. Выпишите из предложения словосочетания. Над глаголом укажите время.
буд. вр.
Скоро прилетят на родину скворцы.
прилетят (когда?) скоро, прилетят (куда?) на родину.
6. В чём сходство данных форм глаголов и в чём различие?
наст. вр., мн.ч. прош. вр., ед.ч. наст. вр. ед.ч.
Блестят — блестел — блестит.
7. Прочитайте. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении?
8. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Подберите и запишите слова к каждой схеме. Укажите над ними части речи.
сущ. гл. прил.
мыш/к/а вяж/ет жен/ск/ий
книж/к/а ляж/ет апрель/ск/ий
кош/к/а пляш/ет москов/ск/ий
Глагол. Роль глаголов в языке
Урок 63. Русский язык 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Глагол. Роль глаголов в языке»
Шёпот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Ой, привет, ребята! Какое сейчас прекрасное время года – нежная зелень, первые цветы.
И я сейчас. вам. стихотворение.
Вот вредина этот Вирус! Он на какое-то время лишил меня возможности произносить одну из частей речи. А какую – догадайтесь. Она встречается почти во всех предложениях, которые мы говорим или пишем. Однако русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет написал целое стихотворение, которое я читала. И в нём ни разу не встречается эта часть речи. Посмотрите на тот отрывок, который я успела прочесть.
Ну что, вы догадались, какой части речи здесь нет?
Ну а если вы ещё не поняли, я предлагаю послушать моё маленькое стихотворение:
Сижу, грущу и скучаю.
Смотрю, улыбаюсь, встречаю.
Читаем, рисуем, играем,
Поём, веселимся, мечтаем!
Оно состоит только из слов этой части речи. Ну, если не считать союза «и». Теперь, конечно, вы все догадались, о какой части речи я говорила. Это глагол.
Вы знаете, глагол очень деятельная часть речи. Предполагают даже, что именно глаголы были первыми словами, которые появились в языке древних людей. Ведь человеческая речь возникла для того, чтобы древние люди могли договориться о том, как вместе охотиться, защищаться от врагов, обустраивать свой быт.
Но вернёмся к современности.
Итак, что это за часть речи? Давайте вспомним, что обозначают глаголы.
Да, действительно, глаголы обозначают действия предметов, например, «скачет мяч», «мяукает кошка». Но глаголы могут обозначать не только действия, но и, например, чьё-то душевное состояние. Человек или, допустим, сказочное существо может радоваться, тревожиться, смущаться, удивляться и многое-многое другое.
А на какие вопросы отвечают глаголы?
Глаголы, стоящие в неопределённой форме, отвечают на вопросы – что делать? и что сделать?
Мы с тобой сейчас повторили основные признаки глагола. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета (или состояние) и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
А сейчас я предлагаю тебе, Вирус, и ребятам попрактиковаться в нахождении глаголов. Посмотрите на эти предложения. В них есть омонимы, то есть одинаковые по написанию, но разные по значению слова. Среди этих омонимов надо найти глаголы.
Но для того, чтобы всё получилось, необходимо помнить, что обозначают глаголы и на какие вопросы они отвечают.
За окном визжала пила, а в кухне кошка молоко пила.
Ира, возьми три тряпочки и три ими испачканные стены.
Коля, достань с полки клей и клей им бумажные фонарики.
Враг хотел на нас напасть, но мы предотвратили эту напасть.
Ну, Вирус, ты нашёл в этих предложениях глаголы-омонимы?
В первом предложении омонимами являются слова «пила». В первой части предложения «пила» обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Значит, это имя существительное. А во второй части слово «пила» обозначает действие, которое выполняла кошка, и отвечает на вопрос что делала? То есть это глагол.
Второе предложение. Здесь омонимы – слова «три». Сначала слово «три» обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько? Это числительное.
Потом это слово обозначает действие и отвечает на вопрос что делай? И, естественно, это глагол.
Слово «клей» в начале следующего предложения обозначает предмет и отвечает на вопрос что?, а дальше это же слово обозначает действие и, как и в предыдущем предложении, отвечает на вопрос что делай? Это глагол.
И последнее предложение.
Враг хотел что сделать? Напасть. Это действие обозначено глаголом. Мы предотвратили что? Напасть. Здесь слово «напасть» является именем существительным.
Вирус просто молодец! Он отлично справился с этим нелёгким заданием.
А вы знаете, ребята, Вирус очень любит прогулки на свежем воздухе. И вот как-то раз он гулял в лесу и попал в грозу.
Вот как Вирус описал то, что там увидел:
Горела молния, гремел гром и лил проливной дождь. Молния попала в старый пень, и тот стал сверкать, как факел.
Как вы думаете, все ли глаголы Вирус употребил верно? Кто догадался, что здесь не так?
Ну конечно, молния не горит, а сверкает. Ведь слово «гореть» чаще всего обозначает, что какой-то предмет подвергается воздействию огня. Это в прямом значении. Есть и переносное значение слова «гореть». Например, говорят так – «горят щёки», то есть они покраснели. Или «горят глаза», то есть блестят.
И ещё много других значений. Но в рассказе Вируса это слово надо было использовать в прямом значении во втором предложении. Не молния должна гореть, а пень. А вот про молнию лучше сказать, что она не горела, а сверкала. То есть она ярко блеснула, потом исчезла, потом опять ненадолго появилась. Прямое значение слова «сверкать» – ярко сиять переливчатым светом.
Кстати, глаголы «гОреть» и «свЕркать» – словарные. Написание первого слова, «гореть», надо запомнить. Го-реть.
А вот к слову «сверкать» можно даже подобрать проверочное слово – посве́ркивать, то есть сверкать время от времени.
А вы знаете, какое чудесное стихотворение про дождь написала Ирина Митюшина?!
Солнце светит сквозь дождинки! А дождинки, как слезинки,
И сверкают, и горят! Хмурить брови не велят!
Видите, в этих строках тоже есть глаголы «сверкают» и «горят»? Только слово «горят» здесь дано в переносном значении.
А какие ещё глаголы можно найти в этих строчках? Отыщите их, ребята, и посчитайте, сколько всего здесь глаголов.
Ну что, вы все глаголы отыскали?
Что делает? светит, что делают? сверкают, что делают? горят, что делать? хмурить, что делают? не велят.
Всего пять глаголов.
Вот мы и вспомнили основные признаки глагола.
Глаголы обозначают действие или состояние предмета и в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
А ещё, ребята, постарайтесь запомнить написание слов «гОреть» и «свЕркать».
Ну а мы с Вирусом пойдём читать толковый словарь. Знаете, как здорово узнавать значения новых незнакомых слов! Я очень люблю это занятие.
Урок русского языка Тема «Роль глаголов в речи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема «Роль глаголов в речи»
актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке;
развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение.
-осознание красоты и ценности родного языка;
-развитие мотивации к получению новых знаний;
-понимание значимости позитивного стиля общения и развитие навыков сотрудничества;
-развитие самостоятельности и ответственности;
-умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, находить средства для её осуществления;
-освоение начальных форм самонаблюдения и самооценивания;
— умение находить глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков и роли в предложении;
— умение правильно употреблять глаголы в речи;
Этап мотивации (самоопределения) к деятельности
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять.
Будем грамотно писать.
Сядьте удобнее. Посмотрите внимательно на это облачное небо. ( Слайд 2 ) Выберите себе маленькое облачко, на котором будете путешествовать. Наши облака медленно поднимаются в синее небо и перенесут нас в волшебную страну «Грамматика».
Этап актуализации и пробного учебного действия;
-Посмотрите на ребус. Прочитав слово, вы определите тему урока и узнаем эту страну.
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто, что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит.
Всё расскажет вам ……(глагол)
Проектная работа. Сказка о глаголе.
Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.- И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Проектная РАБОТА ПО СЛОВАРЮ
Глагол – греческого происхождения, означающее «речь».
Из словаря В.И. Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.»
Подберите однокоренные слова к слову «глагол»
Кто из вас может объяснить лексическое значение этих слов?
Посмотрим из словаря Ожегова.
Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.
Тема нашего путешествия Роль глагола в речи. (Слайд 4) Опираясь на тему, попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего путешествия, т.е. что мы должны будем знать к концу путешествия.
Да, цель нашего путешествия, узнать:
Какое значение в речи имеет глагол?
На какие вопросы отвечают?
Чем являются в предложении?
Какую роль играют в речи?
Если мы отправились в путешествие. Значит кто мы? Путешественники.
И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия», которыми будут ваши рабочие тетради.
Откройте «Дневник путешествия »,
— Запишите число, классная работа.
— Минутка чистописания га ги го гл глаголица разглагольствовать
Словарь : учитель показывает карточки со словарными словами, а учащиеся записывают только орфограммы.
Этап локализации индивидуальных затруднений;
Работа с учебником. Упр. 139 (с. 68)
— О каком времени говорится в стихотворении?
— Найдите в тексте глаголы.
— По каким признакам вы их нашли?
— На какие две группы их можно разделить? ( наст. и прош. вр.)
(2 уч-ся работают у доски)
— Запишите глаголы в тетрадь.
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
Задание: Один ученик у доски выполняет действия, которые называет учитель.
Мальчик: хлопает (показывает)
поднимает руку (показывает)
кивает головой (показывает)
Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др.
— Вспомните и назовите, что обозначает глагол? (действие предмета)
— Все ли эти слова называют действия? (нет, называют состояние)
— К какой же части речи их можно отнести? (глагол)
— Назовите глаголы, относящиеся к каждой тематической группе.
Значит глаголы обозначают не только действие предмета, но и что? ( его состояние.)
Из-за парты я встаю,
Головою поверчу,
Ногами потопаю,
Руками похлопаю,
До облака дотянусь
И на место опущусь.
Этап обобщения затруднений во внешней речи.
— Выполните письменные задания.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная работа. ( 3 ученика)
В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый из вас возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол
3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
Работа в группах. Образуйте группы.
На парте лежит листок с текстом. (Слайд 6)
Пришла весна. Ещё вчера ребята лепили снеговика, а сегодня журчат ручьи.
— Прочитайте внимательно текст.
— Полностью понятен смысл текста?
— Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?
«Оживите картину, добавив в каждое предложение действие.
— Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)
Этап включения в систему знаний и повторения.
А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”
— Какие знания подтвердили?
— Что нового узнали о слове глагол?
— Как расширилось ваше представление о глаголе, как части речи?
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
— Оцените свою работу на уроке.
У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Моё настроение стало
Материал урока был
Домашнее задание мне кажется
___________ весна. Ещё вчера ребята ___________ снеговика, а сегодня
___________ весна. Ещё вчера ребята ___________ снеговика, а сегодня
___________ весна. Ещё вчера ребята ___________ снеговика, а сегодня
___________ весна. Ещё вчера ребята ___________ снеговика, а сегодня
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол
3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
Слова для справок: трудиться, не любишь, кормит, добиться, портит, не дела
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
Проектная РАБОТА ПО СЛОВАРЮ
Глагол – греческого происхождения, означающее «речь». Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Речение «глагол» (verbum) показывает, что он есть главное слово в речи или предложении, то есть как бы он преимущественно сказывает или говорит мысль предложения. Название ”глагол“ употребляется, очевидно, в соответствии термину сказуемое.
Из словаря В.И. Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.»
Подберите однокоренные слова к слову «глагол»
Кто из вас может объяснить лексическое значение этих слов?
Посмотрим из словаря Ожегова.
Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Моё настроение стало
Материал урока был
Домашнее задание мне кажется
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Моё настроение стало
Материал урока был
Домашнее задание мне кажется
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Моё настроение стало
Материал урока был
Домашнее задание мне кажется
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Моё настроение стало
Материал урока был
Домашнее задание мне кажется
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Моё настроение стало
Материал урока был
Домашнее задание мне кажется
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Моё настроение стало
Материал урока был
Домашнее задание мне кажется
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Моё настроение стало
Материал урока был
Домашнее задание мне кажется
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
Моё настроение стало
Материал урока был
Домашнее задание мне кажется
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДВ-236725
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.