какую роль выполняет ученик при выполнении проекта возможен выбор нескольких вариантов ответа
Статья на тему «Роль ученика при работе над проектом»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль ученика при работе над проектом
Проблема умственного развития учащихся является одной из актуальных в школьном образовании. И сегодня задача состоит в организации процесса обучения таким образом, что бы он обеспечивал именно умственное развитие учащихся. Реализовать эти задачи, возможно только используя новые педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее эффективными являются личностно-ориентированные технологии, а среди них: метод проектов, обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления. Личностно-ориентированные технологии развивают творческие способности детей, их активность, самостоятельность, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Уверена, что при использовании перечисленных технологий, многократно повышается эффективность процесса обучения. Особенно эффективен, на мой взгляд, метод проектов.
Проектное обучение играет огромную роль в развитии школьников. Работая над проектом по географии в учебном процессе, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контактность, технологичность и самодеятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.
Роль учащихся при работе над проектом принципиально меняется. Это зависит от типа проекта или этапа работы над проектом. Но в любом случаи ученики выступают активными его участниками, они становятся субъектом самостоятельной деятельности. В данном случаи очень верной является древняя китайская мудрость: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».
На уроках географии при работе над проектом учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения. У школьников формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать свое мнение и делать выводы. Важным моментом при работе над проектом является поиск и отбор информации. При этом наши дети часто выходят за пределы школы, например, проводя социологический опрос населения или работая в библиотеках города. Это заставляет наших детей вступать во взаимоотношения с взрослыми людьми и выстраивать целую систему отношений с новой позиции.
Я считаю, что проект вызывает у детей живой интерес, азарт и чувство удовлетворения оттого, что могут найти применение своим способностям. На моих уроках дети показывают;
— умения отбирать нужную информацию из разных источников;
— анализировать полученную информацию;
— систематизировать и обобщать полученную информацию в соответствии с поставленной познавательной задачей; а также делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;
— статистически обрабатывать полученные данные; строить графики, диаграммы, составлять схематические карты. Основными приемами учебной деятельности учащихся являются: определение понятий, описание, характеристика, разъяснение и сравнение, определение различий и классификация. Кроме того учащиеся демонстрируют умения и навыки проведения эксперимента, исследования; умения делать выводы и заключения, структурировать материал и т.д. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей учащихся.
Конечно, эти компетентности формируются постепенно, но динамика конечно существует. Практика показывает, что проектная технология вызывает особый интерес и желание учащихся работать на уроке.
Роль ученика в проектной деятельности
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Выбор темы проекта (актуальность, идея, замысел проекта)
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний.
Например, очень острая проблема городов — загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна-лебедь в сказках народов мира. Эта проблема — для младших школьников. А сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем для проектов — неисчерпаемое множество, это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
Рассмотрим подробнее основной этап.
Основной этап состоит из трех важных шагов.
Он включает в себя:
— выявление исходного уровня;
— подготовку к предстоящему исследованию.
— поиск источников необходимой информации;
— анализ возможных трудностей;
— освоение проектной технологии;
3. Обобщающий – подведение итогов.
— обработка данных исследования, обсуждение;
— соотнесение результата исследования с поставленными целями;
— оформление и описание хода и результатов исследования;
— разработка практических рекомендаций.
Рассмотрим подробнее заключительный этап.
Обобщающий и внедренческий этап проекта.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.
Виды презентации проектов:
— защита на Ученом Совете;
— диалог исторических или литературных персонажей;
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
По мнению исследователей данного вопроса (например Н.Ю. Пахомовой), степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности учений и навыков проектной деятельности. Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы:
1-й этап: учитель – ученик;
2-4 этапы: учитель – ученик;
Последний этап: учитель – ученик.
На всех этапах работы под проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
— консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
— мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
— помогает: помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
— наблюдает: наблюдение, осуществляемое руководителем проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Следует признать, что каждый ученик имеет право:
— не участвовать ни в одном из текущих проектов;
— участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
В любой момент начать новый проект.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
— выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
— выстраивает систему взаимодействия с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход ученика за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступить во взаимодействия со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиции социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
— оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи – с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.) Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Презентация (защита) проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты проекта ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.
Он (результат) должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунке, плакате, слайд-шоу, видеофильме, альбоме, альманахе, web-сайте, газете, костюме, макете, сценарии, о рекламном проспекте, наборе открыток, планшете, сборнике и т.д.
Для успешной презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
В и д ы п р е з е н т а ц и й п р о е к т о в:
— демонстрация электронных пособий и т.д.
Использование проектной технологии на уроках физической культуры
Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые «закладываются» в образовательный процесс ипосредствомтехнологий.
Цель технологии проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Проектная технология, используемая на уроке физической культуры, позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: они самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Реализуемые в учебной деятельности проекты могут быть интегрированными, то есть охватывать содержание других учебных предметов. Проект – это также одна из форм развития творческой деятельности обучающихся, она дает возможность для индивидуального развития личности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. И главными целями метода проектов являются:
· показать умения отдельного ученика использовать приобретенный исследовательский опыт;
· реализовать свой интерес к обсуждаемой теме;
· совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения.
Тематика проектов, используемых на уроках физкультуры, разнообразна. Это могут быть проекты по исследованию влияний занятий ФК на организм человека, исторические справки и события, биографии спортсменов, развитие видов спорта, подготовка и проведение соревнований и спортивных праздников, важнейшие события в мире спорта, сопоставление и сравнение явлений и фактов из истории спорта и т.д.
Проекты бывают информационные, исследовательские, обзорные, творческие и другие. Темами информационных проектов могут быть: «Русские народные игры и забавы», «Мой любимый вид спорта», «История Олимпийского движения в России», «Применение лыжных ходов с учетом рельефа местности» и др. Они с успехом применяются при проведении «Дня здоровья», «Дня защиты детей», при проведении вводных уроков. Примерами исследовательских проектов, применяемых в практике, могут служить: «Мое здоровье в моих руках», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности» и др.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д. В такой форме могут быть созданы проекты «Сочи 2014».
Формы проектов могут быть разнообразными: монопроект, коллективный проект, устно-речевой, письменный, интернетпроект.
Организуя работу над проектами, педагоги должны соблюдать следующие условия:
а) проблема или тема проекта должна быть сформирована так, чтобы направить обучающегося на привлечение фактов из разных областей знаний и разнообразных источников информации;
б) необходимо вовлекать в работу над проектом всех обучающихся класса, предложив каждому свое задание с учетом их умений и навыков.
В связи с этим работа над проектом выстраиваются в несколько этапов:
1. Планирование работы над проектом. Это перечисление возможных тем проектов, обмен имеющими знаниями.
2. Поиск и сбор информации, взаимосвязь между отобранными данными.
3. Обобщение полученной информации, систематизация полученных данных.
4. Презентация полученных результатов – подведение итогов.
У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует определенные знания в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.
· история создания вида спорта;
· основные положения и правила данного вида спорта;
· это интересно (любая интересная информация о виде спорта или его представителях).
Класс делится на группы по 6-7 человек. Каждая группа по жеребьевке получает вид спорта, карточку с планом работы. Устанавливаются сроки предварительной проверки проекта. По окончании работы над проектами проводится спортивный праздник, на котором учащиеся представляют свои работы и демонстрируют практические навыки по своему виду спорта, например:
Оценивается вся группа в целом, но учитывается участие каждого ученика в работе над проектом. Педагогическое наблюдение показало: использование метода проектов на предмете «физическая культура» в школе позволяет через направленные на решение проблем в области физической культуры и спорта, учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность повысить творческую активность школьников, культуру их поведения и общения, взаимодействия с людьми. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
«Роль ученика в проектной деятельности на выходе из начальной школы».
Обобщение опыта работы на МО
Просмотр содержимого документа
««Роль ученика в проектной деятельности на выходе из начальной школы».»
Министерство образования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа № 2
«Роль ученика в проектной деятельности на выходе из начальной школы».
Подготовила: учитель начальных классов
Роль проектов в современной школе.
Роль учителя при работе над проектом.
Роль ученика на всех этапах проекта.
Роль родителей в проектной деятельности.
«Роль проектов в современной школе»
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности ребенка становится не результативность в изучении школьных предметов, а отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий.
Дети, работая над проектом, проходят стадии: планирования, анализа, синтеза и активной деятельности.
Особая педагогическая значимость метода проектов в начальной школе состоит в том, что:
метод проектов, являясь методом практического, целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка;
метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самодеятельность;
метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Для чего нужен метод проектов
· Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
· Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
· Принимать самостоятельные аргументированные решения.
· Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Специалисты в области обучения по созданию проектов определяют пять «П»:
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младшиз школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы пожалуй не найти. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, их жизненного опыта, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
Роль учителя при работе над проектом
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника.
Провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.
Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Создавать ситуацию выбора и свободы самоопределения.
Помимо оценки продукта проектной деятельности отслеживать психолого – педагогический эффект. (формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознаный выбор)
Роль ученика на всех этапах проекта
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся начальной школы трудно: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы, осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора, действовать самостоятельно (без подсказки учителя), сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, не действует оценочная схема учителя: «это верно, а это – нет».
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы.
Выбирает (принимает решения)
Право выбора является фактором мотивации, принятия на себя ответственности..
Выстраивает систему взаимоотношений с людьми (участие в командной работе и отношение с учителем)
Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми, занимать позиции сотрудничества.
Оценивает (на каждом этапе возникают различные объекты оценки)
Учащийся оценивает «чужой» продукт с позиций ее полезности. Идеи с позиций их реалистичности.
Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось.
При работе над проектом у младших школьников появляются большие возможности для сотрудничества.
Роль родителей в проектной деятельности
Этап выдвижения идей
помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей
Выбор и формулировка темы проекта
помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор
Формулировка задачи проекта
может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта
Разработка плана и структуры выполнения проекта
помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка,
помощь в корректировке плана проектной работы, определении сроков ее выполнения,
создать условия для выполнения этого плана,
Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта
продумать с ребенком возможные выходы по каждой задаче,
разбить объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой
посмотреть список подобранной литературы,
дополнить его или снять какие- то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме,
посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
Главная помощь родителей – поддержка детей и их стремления узнать что-то новое, кроме этого, учить детей доводить любое дело до конца.
Мне хочется предложить универсальную схему, по которой может работать над проектом любой ученик и учителю легко проследить его работу, направить, если требуется помощь, то помочь. Эта схема придумана не мной. Но, если каждый ученик моего класса по окончании начальной школы сумеет построить свою проектную деятельность, опираясь на эту схему, то можно сказать, что я выполнила поставленную перед собой цель.
В ыбрана учеником или предложена учителем Последовательность и сроки выполнения работы
З адачи и его выполнение
Изучить, описать, установить, выяснить, привлечь
ПРОЕКТ
Продукт проектной деятельности
— газета, журнал, буклет
— игра, праздник, экскурсия
Демонстрация полученного продукта
— выставка, аукцион и т. п.
— демонстрация презентации, видеофильма, модели
Человек становится взрослым и самостоятельным
когда начинает сам принимать решения
Работа над проектом в начальной школе начинается с 1 класса. Она предлагаются нам в учебниках после изучения определённых тем. Так мы выполняем из класса в класс на протяжении 4 лет обучения проекты по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку, математике, технологии. Степень самостоятельности обучающихся при работе над проектом разная. Это зависит от возраста, индивидуальных способностей, содержания учебного материала, личных качеств учащихся. Неоценима помощь родителей. Очень многих увлекла проектная деятельность, с удовольствием помогают своим детям и открывают для себя определённые знания и умения. (Проект «Моя родословная»).
Для создания проекта мы накапливаем материал: фотографируем все мероприятия, праздники, спортивные соревнования, конкурсы. А потом эти фотографии используем в проектах. Так мы создали проекты «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа», «Покормите птиц» и другие.
Сейчас мы начали работу над проектом «Живая азбука». Дети по желанию выбрали себе букву, обговорили, какие звуки она обозначает, где она применяется и из чего её можно сделать. Какие картинки можно отобрать для её представления, какой рисунок выполнить, найти пословицы и загадки на эту тему.
Многие родители готовят проекты вместе с детьми, помогают в отборе фотографий, стараются делать это красочно, текста меньше, чтобы ребёнок смог это прочитать. При представлении готовой работы дети стараются рассказать что изображено на фотографии, прочитать наизусть стихотворение, загадать загадки; продемонстрировать рисунок.
Начиная со 2 класса дети сами уже могут отбирать некоторый материал для проекта. Сами они могут сделать фотографию, найти стихотворение или пословицу, самостоятельно записать и сделать рисунок на тему.
Работа над проектами в 3 и 4 классах проходит с большей степенью самостоятельности, так как дети хорошо читают, умеют пользоваться литературой, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
В 4 классе некоторые дети смогли самостоятельно собрать материал и составить презентацию. Но учитель и родители остаются помощниками, советчиками, направляющей и контролирующей силой.
Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед школой.
Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.