какую роль выполняет прием имитации в развитии их музыкальных образов
Класс: 3
Презентация к уроку
Урок предназначен для освоения понятий «имитация» и «фуга» в 3-м классе общеобразовательного учреждения. К материалам урока разработана Презентация и «Рабочая тетрадь» учащегося (Приложение 1).
Цель урока – создание условий для развития образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
Учебные задачи:
Планируемые результаты:
Программно-техническое обеспечение:
Ход урока
Урок начинается приветствием и установкой на продуктивную совместную деятельность. Проводится речевая разминка – ритмический канон «Столовая» и распевка М.Андреевой «Музыкальное эхо». Учащиеся исполняют песню С.Халаимова «Хочу конфет». Учитель запускает презентацию.
Номер слайда
Содержание урока
Титульный слайд учитель не открывает учащимся во время урока.
В качестве введения в тему урока демонстрируются две иллюстрации. Учащиеся сравнивают их друг с другом и приходят к выводу, что на обеих иллюстрациях присутствует подражание. Дети обращают внимание на то, что подражание бывает разным. На первой иллюстрации котик старательно пытается сыграть на маленьком рояле так же, как мальчик. На второй иллюстрации Бяка тоже как будто бы подражает пению девочки. Но это скорее не подражание, а передразнивание. Учитель сообщает им, что слово «подражание» по-итальянски – «имитация».
Он объявляет ребятам тему урока: «Музыкальная имитация».
Перед детьми ставится учебная задача: за 10 секунд им предстоит прочитать с экрана текст, запомнить его и пересказать. Учащиеся работают в паре со своим соседом по парте.
Текст задания взят из учебника «Музыка». 3 класс. Часть 2: «Слово имитация означает «подражание». Имитировать – значит подражать кому-нибудь. Музыкальная имитация – это повторение музыкального мотива в другом голосе. Повторение может быть точным либо изменённым» [2].
Ребятам, которые догадались сразу поделить текст на две части и запомнить каждый свою часть, удаётся достаточно точно воспроизвести текст по памяти.
После пересказа детям демонстрируется оригинал текста, который обсуждается с учителем и закрепляется в памяти ребят благодаря повторениям.
Учащимся предстоит наблюдение отличий точного и неточного повторений мелодии при имитации. Учитель акцентирует внимание ребят на нотном примере распевки М.Андреевой «Музыкальное эхо». Дети наблюдают точное повторение мотивов мелодии вторым голосом. Партия правой руки фортепиано исполняет мелодию первого и второго голоса.
Ребята обращают внимание на нотный пример пьесы С.Ляховицкой «Дразнилка». Им предстоит ответить на вопрос, почему композитор дала пьесе такое название? Дети отвечают, что левая рука партии фортепиано повторяет те же ноты, что и правая, но в противоположном направлении и в другой октаве. Одинаковый ритм позволяет сохранить эффект подражания (имитации).
Учитель напоминает учащимся, что одним из произведений, основанных на принципе имитации, является канон. Каноны дети неоднократно исполняли на уроках музыки в качестве распевок в начале урока. Учитель объясняет, что само слово «канон» встречается не только в музыке. В переводе с греческого языка слово «канон» означает «правило», которое не подлежит изменению.
В музыке канон – это произведение, в котором один голос повторяет другой, вступая позже него. Музыкальный канон похож на разговор хороших друзей, которые думают одинаково и высказывают одни и те же мысли через небольшой промежуток времени. Учитель предлагает учащимся обратить внимание на то, что в приведённом на слайде примере мелодия канона состоит из трёх мотивов, которые можно условно обозначить плюсами, кружочками и минусами. Второй и третий голоса канона вступают позже первого, но повторяют в точности ту же самую мелодию. В каноне имитация точная. В тот момент, когда все три голоса этого канона встречаются, все три мотива мелодии, обозначенные плюсами, кружочками и минусами, звучат одновременно во всех голосах. Они всё время меняются местами, но звучат всегда гармонично. Достаточно вспомнить распевки в форме канонов «Кофе», «Братец Якоб».
В чём же секрет мелодии канона, если она звучит красиво и по горизонтали, как мелодия, и по вертикали, как созвучия? Как удаётся сочинить такие замечательные мелодии? Учащиеся высказывают свои предположения о том, как композитор сочиняет мелодию канона. Учитель спрашивает учащихся: «Как вы думаете, композитор сначала сочиняет целиком всю мелодию или сначала пишет небольшой мотив, а затем старается подобрать к нему второй и третий голос, которые могли бы звучать гармонично?». Дети воспринимают пояснение в вопросе, как подсказку. Но эта подсказка позволяет им понять не только секрет написания канона, но и непростой процесс создания замечательных произведений. Учитель продолжает пояснять, что после сочинения второго и третьего голосов к первому мотиву композитор соединяет все эти три мотива в одну мелодическую линию. Так и получается мелодия канона, которая в трёхголосном исполнении звучит красиво.
В качестве примера учитель предлагает ребятам исполнить каноном немецкую народную песню «Музыканты». Учащиеся исполняют её как двухголосный канон.
Учитель сообщает, что ещё одной «формой общения» музыкантов с использованием приёма имитации является фуга. Слово «фуга» в переводе с латинского языка означает «бег». Учитель обращает внимание детей на иллюстрацию слайда. Бегуны на беговой дорожке начинают соревнование с разных стартовых мест. В фуге мелодии «стартуют» поочерёдно, каждый голос в своё время.
Фуга так же, как и канон, напоминает разговор друзей, которые хорошо понимают и слышат друг друга, даже если говорят одновременно. Но музыкальные высказывания второго и третьего друзей могут немного отличаться от речи первого друга. У одного или двух друзей может появиться развёрнутое высказывание по теме разговора или небольшое отступление от темы. Таким образом, у фуги более сложное строение, имитация с изменениями.
Учитель предлагает учащимся послушать произведение известного композитора, автора многих любимых песен для детей и взрослых Владимира Шаинского «Весёлая фуга», которое звучит в мультипликационном фильме «Катерок».
Ребятам предстоит ответить на вопрос, кто от кого «убегает» в «Весёлой фуге»? Чтобы учащиеся могли заметить вступление каждого голоса в многоголосном произведении, на слайде поочерёдно появляются кружочки всех цветов радуги. После прослушивания дети отвечают, что первый голос фуги как бы «убегает» от остальных голосов, а они его стараются догнать.
Учитель задаёт вопрос: «Каков характер мелодии фуги, песенный, танцевальный или маршевый?». Верными являются ответы «песенный» и «танцевальный». Учитель подчёркивает, что мелодии фуги обычно бывают сосредоточенного, песенного или танцевального характера.
Учащиеся анализируют средства выразительности музыки, которые создают настроение фуги. Ребята отвечают, что произведение написано в мажорном ладу, в быстром темпе, динамика громкая. Поэтому фуга звучит задорно, энергично, ярко, игриво.
На этапе обобщения полученных знаний учащиеся видят на экране три понятия, с которыми они работали на уроке: имитация, канон и фуга. Учитель поясняет, что имитация – это приём музыкального развития, лежащий в основе таких произведений, как канон и фуга.
Чем же отличаются друг от друга канон и фуга? В качестве примера учитель приводит два вида транспорта: трамвай и троллейбус. И тот, и другой передвигаются с помощью электричества. Учитель задаёт вопрос: «Сможет ли трамвай самостоятельно уехать в депо при отключении электричества, поломке, сможет ли он объехать машину? А троллейбус сможет?».
Жизненный опыт подсказывает нескольким учащимся, что при отключении электричества или поломке водитель троллейбуса опускает токоприёмники и ведёт его, как автобус. Объехать машину троллейбус может. Трамвай едет по рельсам, он со своего пути сойти не может. С места поломки его необходимо буксировать с помощью другого трамвая. Объехать машину трамвай не может. Учитель обращает внимание учащихся на то, что движение трамвая напоминает движение голосов в каноне. В каноне имитация точная. А в фуге движение голосов относительно свободное, как движение троллейбуса. В фуге имитация изменённая.
Учитель предлагает детям принять участие в «танцевальной имитации». Двое учащихся выходят к доске и показывают одноклассникам танцевальные движения по музыку песни «Отличница». Одноклассники должны точно повторить эти движения. Поскольку детям заранее неизвестны движения ведущих танцоров, то они выполняют эти движения с опозданием. Таким образом, получается танцевальная имитация. Пластическое интонирование позволяет ребятам снять мышечное напряжение и переключиться с умственной деятельности на физическую активность.
Для закрепления полученных знаний и навыков в игровой форме учитель предлагает учащимся ответить на ряд вопросов и выполнить задания в Рабочей тетради (см. Приложение1).
На первый вопрос дети отвечают, что сегодня на уроке они познакомились с тремя понятиями: имитация, канон и фуга. Учитель обращает внимание детей на таблицу самооценки, которую надо заполнять после выполнения каждого задания.
Для выполнения Задания 1 (закрепление понятий) необходимо соединить стрелками понятия «имитация», «канон», «фуга» и их определения. Ребята определяют подходящие пары. Учитель показывает на экране верные ответы, и учащиеся заносят в таблицу количество данных ими правильных ответов, а также исправляют ошибочные ответы.
Учитель предлагает определить количество голосов в «фуге», тема которой условно обозначена деталями пазла. Дети дают ответ на этот вопрос: четыре голоса.
Перед выполнением Задания 2 (определение на слух) учитель поочерёдно включает звуковые файлы для прослушивания. После заполнения учащимися ответов на задание в Рабочей тетради учитель показывает правильный ответ на слайдах. Первым звучит произведение В.Шаинского «Весёлая фуга». Ребята ставят цифру «1» в «Рабочей тетради» напротив одного из четырёх прозвучавших на уроке произведений. Проверять правильность ответа можно сразу коллективно или после прослушивания второго звукового файла.
Далее воспроизводится пьеса С.Ляховицкой «Дразнилка». Дети ставят в Задании 2 цифру «2». После показа верных ответов на экране учащиеся вносят количество данных ими правильных ответов в таблицу самооценки.
Задание 3 связано с определением названий произведений по нотной записи (работа с нотным текстом). Ребята записывают в Рабочей тетради названия пьес и после проверки на слайде вносят количество данных ими верных ответов в таблицу самооценки, а затем исправляют ошибочные ответы. В примере № 1 представлена нотная запись пьесы «Дразнилка», в примере № 2 – запись произведения «Музыкальное эхо».
Учащиеся подсчитывают количество данных ими правильных ответов на три задания и выставляют себе отметку в таблицу самооценки выполнения заданий в соответствии с критериями, представленными в Рабочей тетради.
В качестве домашнего задания учитель предлагает детям дома в Рабочей тетради раскрасить птиц, которые умеют имитировать, то есть подражать. Учащиеся называют изображённых на слайде птиц: ворон, скворец, голубь, попугай, воробей.
Учитель благодарит детей за сотрудничество в освоении понятий «имитация» и «фуга».
Литература
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка
Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного. Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру Духовная музыка всегда была связана с богослужением.
Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе — хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.
Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу воздействия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в совершенной полифонической форме — фуге.
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка
Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного. Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру Духовная музыка всегда была связана с богослужением.
Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе — хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.
Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу воздействия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в совершенной полифонической форме — фуге.
Какую роль выполняет приём имитации в развитии им музыкальных образов?
Какую роль выполняет приём имитации в развитии им музыкальных образов?
Какую роль выполняет композитор в оперном спектакле?
Какую роль выполняет композитор в оперном спектакле.
Какую роль выполняет дирижер в оперном спектакле?
Какую роль выполняет дирижер в оперном спектакле?
В каких музыкальных произведениях встречается образы скоморохов?
В каких музыкальных произведениях встречается образы скоморохов.
Какие приемы развития музыкального образа использовал Глинка в романсе?
Какие приемы развития музыкального образа использовал Глинка в романсе?
Какие есть музыкальные образы?
Какие есть музыкальные образы?
Музыкальная драматургия развитие музыки?
Музыкальная драматургия развитие музыки.
Какие приёмы развития музыкального образа использовал глинка Повтор контраст или вариационность?
Какие приёмы развития музыкального образа использовал глинка Повтор контраст или вариационность.
Значение музыкального развития дошкольников?
Значение музыкального развития дошкольников.
Какие есть имитации в природе и жизни?
Какие есть имитации в природе и жизни?
В чѐм особенность «Музыкального образа?
В чѐм особенность «Музыкального образа?
». Какие музыкальные образы произвели на тебя наибольшее впечатление.
В Музыка всегда присутствует в нашей жизни, без нее трудно представить себе существование человечества. Музыке можно слышать не только ноты. Но ещё и чувства Поэтому когда тебе грустно ты можешь слушать грустную музыку. Это успакевает. Бывают люд..
Несовсем понятный вопрос, но «Бременские музыканты», «Амстердаи», «Контрабас».
Вот ответ возми А. Портрет.
Алевтина Полякова Александр Гуреев Алексей Козлов.
Клавеси́н— клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения.
Какую роль выполняет прием имитации в развитии их музыкальных образов
Два музыкальных посвящения
Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения. Во время всех предшествующих занятий мы постоянно забегали вперёд по отношению к этой теме, которая позволяет вплотную подойти к обобщённому пониманию музыкального (шире — художественного) образа в разных жанрах искусства.
Как известно, художественный образ — это характерный для искусства способ и результат преобразования различных явлений, воплощённый в художественном произведении. Это субъективная картина объективного мира.
Выражая мысли и эмоции человека в звуковой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их эмоциональное, психическое состояние.
Художественный образ воплощает отношение творца: композитора, художника, поэта и т.д.. к тому или иному жизненному явлению, пересоздаёт его, выявляя в нём существенное. Перед нами именно образ действительности, который требует работы нашего воображения, для того чтобы явление искусства ожило и соприкоснулось с жизнью. Художественный образ всегда связан с выражением человеческого идеала, соединяет действительность и идеал, устанавливая связи между ними. Выделенная качественная сторона явления лежит в основе внутренней формы художественного образа, порождая его многозначность, открывающую связи с другими образами и ценностным содержанием. При утрате живой связи формы с конкретными признаками явления художественный образ превращается в условный знак. Например, фрагмент музыкального произведения становится позывными радиостанции, звонком в сотовом телефоне, фоном в рекламе.
Музыка может раскрыть эмоционально-психологическое состояние человека, его характер.
Произведения русского композитора Михаила Ивановича Глинки помогут понять, что значит музыкальный образ, художественный образ в музыкальном произведении.
«Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»
Подумай, что означает эпиграф русского композитора М.И.Глинки? Надеюсь, он настроит тебя на восприятие музыки, передающей тонкие душевные переживания.
Романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки (1804-1857) на стихи А.С.Пушкина (1799-1837) считается шедевром романсовой лирики, одним из лучших произведений начала XIX века. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
Выразительно прочитай стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Подбери к каждому из шести четверостиший названия, соответствующие их образно-смысловому содержанию, подумай, какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ стихотворения.
Познакомься с историей создания стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
А.Арефьев-Богаев. Анна Петровна Керн (портрет)
20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн в 1819 г. в Петербурге, в доме президента Петербургской Академии художеств. Сидя за ужином невдалеке от неё, он старался обратить на себя внимание. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.
Их вторая встреча произошла только через долгих шесть лет. В июне 1825 года, находясь в Михайловской ссылке, Пушкин часто бывал у родственников в селе Тригорское (недалеко от Пскова), где он и повстречал снова Анну Керн. В своих воспоминаниях она писала: «Мы сидели за обедом и смеялись…вдруг вошел Пушкин. Моя тётушка мне его представила. Он низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась что-то ему сказать, и мы скоро заговорили».
Около месяца гостила Керн в Тригорском, встречаясь с Пушкиным почти ежедневно. Неожиданная, после 6-летнего перерыва встреча с Керн произвела на него неизгладимое впечатление. В душе поэта «настало пробуждение»-пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» в изгнании. Но решающего объяснения между ними не произошло. Для Пушкина Анна Керн действительно была «мимолётным виденьем».
Утром, перед отъездом Анны Керн, Пушкин вручил ей подарок – только что вышедшую тогда первую главу «Евгения Онегина». Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением…
Анна Керн знакомится с Глинкой уже после смерти А.С.Пушкина. Её настолько поразило творчество юного композитора, что она подарила ему листок с тем самым стихотворением Пушкина (с той перспективой, чтобы Глинка когда-то наложил на него свою музыку).
Портреты Александра Сергеевича Пушкина и Анны Петровны Керн, Михаила Ивановича Глинки и Екатерины Ермолаевны Керн воссоздают образы героев лирических произведений. Это своеобразная исповедь сердца композитора, как будто глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга, выраженная в музыкальных интонациях.
Послушай романс М. Глинки (в исполнении Н. Гедды). Ссылка ЗДЕСЬ
По возможности напой вместе с исполнителем мелодии каждой части. Это поможет тебе постичь музыкальный образ романса и определить трёхчастную форму, соответствующую содержанию стихотворения. Обрати внимание на отдельные элементы музыкальной речи, на то, как повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую долю. Пропев вслух или «про себя» фрагмент мелодии на слова «как мимолётное виденье» (возможно исполнение «внутренним голосом»), ты сможешь почувствовать выразительную роль синкопы.
Какие чувства пробуждает романс? Что привлекает в этом музыкальном сочинении? Как композитор передал смену чувств и переживаний? Какими выразительными средствами подчеркнул различные эмоциональные состояния этого поэтического высказывания?
Необходимо вспомнить о значении музыкальной формы в произведении. Музыкальная форма – «одежда», т.е. части из которых состоит музыкальное произведение, в нашем случае – романс «Я помню чудное мгновенье…» написан в трехчастной форме, что соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминания о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.
Композитор создаёт образ мимолётности: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую долю.
Начинается романс Вступлением фортепиано, первая часть «Я помню чудное мгновенье..», Средняя часть (вторая – «Шли годы. Бурь порыв мятежный…»), Третья часть – реприза (повтор мелодии первой части – «Душе настало пробужденье…»), заключение – кода – вновь звучит фортепиано. Особенность музыкальной формы романса передаёт смысловую выразительность поэтической речи, её нюансы (тонкости, особенности): ритмические акценты, убедительные повторы («Как гений чистой красоты»), энергичный поступательный ритм среднего раздела («Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). Здесь музыка речитативно-декламационная, суровая и тревожная. Своим контрастом она оттеняет заключительную часть, в которой прежняя средняя мелодия становится радостно- возбуждённой, а сопровождение – подвижным и трепетным.
Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других и является важнейшей чертой стиля Глинки.
Послушай романс ещё раз о ответь на вопросы:
Какие приёмы развития музыкального образа использовал Глинка в романсе – повтор, контраст, вариационность?
Какая форма романса раскрывает лирический образ стихотворения?
Какие функции выполняют в романсе вступление и заключение?
Послушай романс в нескольких исполнениях. Какая трактовка понравилась тебе больше и почему?
Как ты понимаешь высказывание А.С.Пушкина «Всё в ней гармония». Можно ли этот романс назвать вокальной поэмой?
Посмотри Видео о создании романса «Я помню чудное мгновенье. » М.И.Глинки